Инстинктивизм в социологии (теория Уильяма Мак-Дуголла).

Социальные явления начинают трактоваться в терминах неосознанных «инстинктов», «импульсов», «стремлений». Появляется теория инстинктивизма, основателем которой был английский исследователь, переехавший в 1921 г. в США, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938).

Его главная работа, в свое время очень популярная и выдержавшая ряд переизданий (первое — в 1908 г.), — «Введение в социальную психологию»

Мак-Дугалл стремился создать такую психосоциальную систему общественных наук, в которой базисом была бы психология, а все остальные, включая социологию, историю, философию, экономику и другие, надстраивались над ней. При этом главной «надстроечной» наукой он считал социологию. «Смешивая» ее с психологией, он разрабатывал социально-психологическую теорию личности. В ней в качестве основной движущей силы повеления индивида он рассматривал неосознаваемые инстинкты, стремления, импульсы.

Понятие инстинкта для Мак-Дугалла было ключевым. Под ним он подразумевал «врожденное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, ощущать импульс к такому действию». Мак-Дугалл рассматривал инстинкты как наследственно обусловленные каналы разрядки нервной энергии, непосредственно определяющие поведение человека. В этом смысле инстинкты характеризовались как первичные.

С первичными (простыми и неразложимыми) инстинктами тесно связаны такие же эмоции. Каждый из них может быть соотнесен с соответствующей группой эмоций. Например, родительский инстинкт проявляется в эмоциях нежности, инстинкт бегства — в эмоциях самосохранения, инстинкт драчливости — в эмоциях страха и гнева, инстинкт любопытства — в эмоциях удивления, инстинкт строительства — в эмоциях созидания, инстинкт воспроизведения человека — в эмоциях сексуальной ревности и т.д. Всего Мак-Дугалл насчитывал 18 базовых инстинктов человека, причем вначале их было у него 11, затем — 14.

Наиважнейшее значение Мак-Дугалл придавал инстинкту стадности (ему соответствуют эмоции принадлежности), поскольку именно он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов и институтов. Стадный инстинкт проявляется в коллективном производстве, в совместном проведении свободного времени, в росте городов, в возникновении и функционировании семьи, в массовых сборищах, демонстрациях, толпах и т.д.

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

... “эмоциональный интеллект” включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.        Критика этой концепции основывается на том, ... 1999), эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект ...

Особо следует сказать о представлениях Мак-Дугалла в отношении эмоциональной сферы жизни человека. По его мнению, простые эмоции объединяются в сложные, иерархически соотносящиеся группы, на основе которых происходят (возникают) чувства. Он специально выделял «эготическое» чувство (от лат. ego — я), что подчеркивало его доминирующую роль в характере человека.

По Мак-Дугаллу любое общественное явление, любой социальный процесс опирается на тот или иной инстинкт (группу либо комбинацию инстинктов).

С этой точки зрения интересен его анализ причин войн, возникновения религии, развития промышленного производства и накопления общественного богатства в его процессе. Войны, по мнению английского психолога и социолога, возникают вследствие предрасположенности людей (их диспозиции) к инстинкту драчливости. Религия появляется как результат комбинированного действия инстинктов самоуничижения, любопытства и эмоционального возбуждения. Развитие капиталистического производства и рост общественного богатства имеет место в процессе действия инстинктов скупости и стяжательства.

Весьма специфической была трактовка Мак-Дугаллом причин социального поведения. Кроме признания того, что в их качестве выступают врожденные инстинкты, устанавливалось, что они выражают стремление к достижению некоей биологически значимой цели. Это стремление, желание рассматривалось как некая движущая телеологическая сила интуитивного характера, являющаяся главным признаком живого и названная греческим словом «гормэ» (в переводе термин означает стремление, желание, порыв).

Мак-Дугалл пытался создать «термическую» концепцию поведения, в соответствии с которой человек наделен витальной (жизненной) энергией, реализующейся в действиях инстинктов. Трактовка социального поведения как врожденного стремления к достижению определенных целей абсолютизировала роль бессознательных влечений в качестве главной движущей силы человеческих поступков, что тормозило развитие научных представлений, как о личности, так и об обществе.

Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. Поэтому не случайно под флагом разработки проблемы инстинктов стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теориях инстинктивизма делался акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей.

Однако теоретическая основа этого направления оказалась довольно шаткой и уязвимой, поскольку социально-исторические тенденции и общественные закономерности, на раскрытие которых претендовал инстинктивизм, подменялись индивидуально-психическими факторами функционирования человека и общества.

 

Психоаналитическая социология.

1. Фрейд утверждал принцип всеобщей детерминации психической деятельности. Главная роль в организации поведения человека принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два:

-инстинкт жизни (Эрос);

-инстинкт смерти (Тонатос).

Эти инстинкты постоянно борются между собой, они же являются основой человеческой жизнедеятельности и основой прогресса, определяя также деятельность различных социальных групп, народов, государств.

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека: в обмолвках, ошибках памяти, ... жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению всё новых и новых блистательных личностей. 2. Философские аспекты психоанализа Основателем психоанализа ... психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, ...

По Фрейду, все человеческие чувства противоречивы по природе своей. Амбивалентность чувств особенно типична для людей с нервнопсихическими заболеваниями. Ее причины – противоречивость социального бытия, высокий уровень конфликтности социальных отношений. В результате действия социального фактора врожденная амбивалентность усиливается приобретенной. Порой, она выходит за рамки нормы, приобретая характер амбивалентного конфликта.

========

Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направления и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать коротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающейся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних событий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.

Что касается социологов, то они стремятся рассматривать психоанализ, прежде всего как направление науки о повелении человека, в котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь между сознательным и бессознательным и др., т.е. те проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии.

Создателем психоанализа, является выдающийся австрийский психолог, психиатр, социальный мыслитель Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Говорим же мы о нем в курсе истории социологии потому, что его взгляды на человека, личность, действие, поведение позволяют интерпретировать их (а для социологической науки первой половины XX в. это одна из важнейших проблем) с учетом целого ряда факторов, включая сознательное и бессознательное. Последнее приобретает у Фрейда особое значение, поскольку, по его мнению, поведение человека во многом зависит от бессознательных влечений, формирующихся на ранних этапах его жизни. При этом значительная часть опыта детства теряется в памяти индивида, однако сам этот опыт составляет ту основу, на которой формируется сознание и самосознание личности.

Отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие идей Фрейда, что позволяет ряду авторов утверждать о наличии особой социологической парадигмы психоанализа. Назовем его работы, имеющие значение для социологии: «Введение в психоанализ. Лекции», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я» и «Оно», «Психопатология обыденной жизни», «О психоанализе».

Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии — наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом. Она имеет место потому, считал Фрейд, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Сам он и его сторонники полагали, что современная цивилизация, ее моральные нормы, санкции, запреты, репрессивность, жесткий контроль подавляют влечения человека, в первую очередь сексуальные, и ведут к отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, неврозам и т.д. Но отрицать полностью необходимость такого контроля Фрейд не мог, понимая его целесообразность и значение в борьбе с обузданием человеческих инстинктов. Лучшим выходом в таких «двойственных» условиях он признавал психотерапию — средство адаптации к существующей ситуации.

18 стр., 8627 слов

Психология политической коммуникации

... основы властного поведения. Их влияние на идейно-политическую позицию человека. Стилевые особенности властных отношений. Психологические факторы Генезис психологии власти. Я-концепция власти. Типология лидеров на основе я-концепции. ... форме, в виде тех или иных представлений о природе человека. Так, Аристотельсчитал, что есть народы и люди, которые по своей природе призваны властвовать, а другие – ...

Конфликт между личностью и обществом в работах австрийского ученого обладает поистине драматическим содержанием и связан с природой человека, которая имеет явно выраженный консервативный характер и вряд ли может быть подвержена серьезным изменениям Правда, в отдельных ситуациях, полагал Фрейд, благодаря применению психоаналитического метода и хорошо организованному процессу социализации личности, трансформация человека происходить может. Но такого рода перспективы не имеют сколько-нибудь устойчивого характера, и сексуальные и агрессивные инстинкты человека вряд ли будут удовлетворены и сублимированы настолько, чтобы разум сумел ими управлять. А это значит, что опасность реализации таких инстинктов и для человека, и для общества в целом сохраняется постоянно.

 

Психология народов (Мориц Лацарус, Хейман Штейнталь, Вильгельм Вундт).

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ — одна из первых социально-психологических теорий, сложившаяся в Германии во второй половине XIX в. Теоретической основой ее стали философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психологическая концепция И. Гербарта о сознательном и бессознательном в психике (душе).

Создателями теории П.н. были немецкий философ и языковед X. Штейнталь и швейцарский философ М. Лацарус. Первоначальный ее вариант, объединяющий результаты историко-филологического и психологического исследования, был изложен в редакционной статье первого номера журнала на немецком языке «Психология народов и вопросы языкознания» (выходил с 1860 г. по 1890 г.).

В этом же журнале в статье «Вводные рассуждения о психологии народов» они опубликовали программное положение своей новой концепции. Основная идея П.н. заключалась в признании ее основателями «духа народа» как единого целого, выражающего психологическое сходство представителей одной нации в языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т. д. Индивидуальное же сознание, по их мнению, являлось продуктом «духа народа», развитие которого зависело от внутренних причин. Главная задача «психологии народов» как отдельной науки виделась авторам в психологическом познании сущности «духа народа» и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа. Идеи основателей школы систематизировал и развил немецкий философ и психолог В. Вундт, предложивший программу эмпирических исследований языка, обычаев, мифов и т. д. Он рассматривал «психологию народов» как описательную науку, фиксирующую глубинные особенности духовной жизни людей, но не претендующую на открытие законов. Согласно его взглядам, индивидуальная психика, вместе с коллективной, т. е. психологией народов, образует единое целое. Важной заслугой школы П.н. стала попытка комплексного решения социально-психологических проблем с привлечением достижений таких наук, как психология, этнография, лингвистика и философия.

Мориц Лацарус

Кто ты??

Лацарус, Мориц — выдающийся немецкий ученый и писатель,

Хейман Штейнталь

считается основоположником психологизма в языкознании. Психологические взгляды ученого сформировались под влиянием немецкого философа и психолога И.Ф.Гербарта (см. ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих).

10 стр., 4733 слов

Психология первобытного общества

... этой работы было охарактеризовать основные черты психологии первобытного общества. Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества. ... племен и больших общностей, говоривших на родственных языках. Богатства скапливались в племенных центрах - будущих городах; ... этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не ...

Одновременно в деятельности Штейнталя получила развитие традиция философии языка, восходящая к И.Гердеру и особенно В.Гумбольдту, основные работы которого по философии языка Штейнталь опубликовал со своими комментариями. Основным предметом научно-исследовательского интереса лингвиста был язык как проявление психологии народа и «народного духа». В связи с этим его считают основоположником этнопсихологии и этнолингвистики, хотя он склонялся к изучению индивидуальной психологии. Научное творчество Штейнталя является синтезом и интерпретацией эмпирических фактов, собранных другими учеными. Штейнталь оказал влияние на психолога и лингвиста В. ПАУЛЬ Герман).

В своих теоретических работах Штейнталь сохранил понятие внутренней формы языка В. Гумбольдта и остался привержен идеям о стадиальности в развитии языков. Основные общетеоретические положения Штейнталя были изложены им в следующих книгах: «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» и «Введение в психологию и языкознание». Штейнталя занимался также проблемами происхождения языка. Он развивал звукоподражательную теорию в книге «Происхождение языка», а также проблемами классификации языков: «Классификация языков как развитие языковой идеи». Интересовался лингвистической типологией: монография «Характеристика важнейших типов строя языка». Автор двухтомной «Истории языкознания со времен греков и римлян со специальным вниманием к логике. Ученый занимался также китайским языком и языками манде (Западная Африка).

Лацарус и Штейнталь противопоставили в этом смысле индивидуальной психологии — психологию народов. Она должна была служить дополнением и необходимым продолжением индивидуальной психологии и, следовательно, лишь в связи с нею исчерпывать вполне задачу психологического исследования. Но так как все отдельные области знания, проблемы которых при этом вторично затрагивает психология народов, — языковедение, мифология, история культуры в её различных разветвлениях — уже сами давно старались выяснить психологические условия развития, то отношение психологии народов к этим отдельным дисциплинам становится до известной степени спорным, и возникает сомнение, не позаботились ли уже раньше другие о всестороннем разрешении той задачи, которую она себе ставит. Чтобы взвесить основательность этого сомнения, присмотримся прежде всего поближе к программе, созданной Лацарусом и Штейнталем.

Вильгельм Вундт

В 1900 г. Вундт выпустил первую часть своего труда – двухтомную психологию языка. Этот труд сильно повлиял на языковедов, которые критиковали идеи Вундта. Некоторые лингвисты говорили, что благодаря Вундту психологическая система начала соприкасаться с лингвистикой.

Основной задачей труда В.Вундта считается создание системы психологии народов, которая продолжит и дополнит индивидуальную психологию. Лацарус и Штейнталь утверждали, что психология народов не выдерживает критики, потому что она неделима с понятием о природе души. А лингвист Герман Пауль говорил, что все психические процессы происходят только в душе у каждого человека.

Психология народов включает в себя психические явления, представляющие продукты совместного существования и взаимодействия людей. Она не может захватывать такие области как, например, литературу, так как в них сказывается преобладающее влияние личностей. Следовательно, объектом психологии народов являются язык, мифы и обычаи.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое развитие одного человека не ...

Психология народов, пытается, опираясь на этнологию и сравнительное изучение религий, выяснить общие условия тех или иных форм веры и культа.

«Психология народов» может служить отличным введением в изучение основного труда Вундта по психологии языка, а также дает возможность читателю впервые ориентироваться в трудных и спорных вопросах новой и интереснейшей отрасли психологии.

Вундт выделял в науке о «национальном духе» две дисциплины: «историческую психологию народов» и «психологическую этнологию». Первая является объяснительной дисциплиной, а вторая — описательной.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы донести всю важность работ и достижений Вильгельма Вундта, а также психологии народов. Объектом исследования является психология народов. Предметом исследования является проблемы психологии народов. Цель данной работы заключается в выявлении такого явления как психология народов, оценки общего отношения психологии народов к историческим наукам путем анализа некоторых проблем языковедения и философии религии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) исследовать происхождение психологии народов;

2) изучить задачи психологии народов;

3) определить главные области психологии народов.

 

Социология Эмиля Дюркгейма.

Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. “Между Богом и обществом надо сделать выбор, – говорил он. – Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу. Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически”.

Дюркгейм был склонен к сакрализации (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – и науки об обществе – социологии.

10 стр., 4907 слов

Социология Э. Дюркгейма

... только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых – общество. Эти факты и составляют предмет социологии. В своих работах Э. Дюркгейм занимается исследованием этих тенденций и, ...

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Доказывая “нормальный” характер солидарности в обществе и “анормальный” характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы “органической” солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) “механической” солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность; оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность – не менее, а, вероятнее всего, более “нормальное” и универсальное явление, чем социальный конфликт.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Конта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

В эпистемологическом аспекте вклад Дюркгейма был не менее значителен, чем в онтологическом. Он убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии, сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.

6 стр., 2527 слов

Социальные теории старения, их значение для создания программ ...

... ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими ... старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.Ни ...

Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.

Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того, чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того, чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности – от любых других.

Будучи противником растворения познавательных ценностей в иных, Дюркгейм одновременно был противником растворения социологического подхода в подходах, свойственных другим наукам. Это ревнивое стремление обосновать и отстоять самостоятельность социологии сочеталось у него с решительным неприятием дилетантизма в этой науке, компрометировавшего ее в глазах ученых и широкой публики: ведь в то время, как, впрочем, и теперь, под рубрикой или заглавием “социология” нередко фигурировало все, что угодно. Социологическая этика Дюркгейма – это этика честного, непредвзятого и компетентного исследования.

В институционально-организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию был также необычайно велик. Именно благодаря ему социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из первых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологические кафедры.

Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов – “Социологический ежегодник”. Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журнале видных представителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенные приверженностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая школа, или школа Дюркгейма.

Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, основанной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в определенных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д.

Среди участников школы были видные ученые: социолог и этнолог Марсель Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя); социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс; экономист Ф. Симиан; правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен; лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес; синолог М. Гране и др.

8 стр., 3523 слов

особенности социального поведения детей 4 — 5 лет в зависимости ...

... поведения выступает «правильный поступок» [13, с.66]. Социология изучает социальное поведение человека как представителя больших социальных групп, субъекта социального взаимодействия. Социальное поведение рассматривается в логике социального действия, теория ... совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, ...

Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением в академической сфере, существенно отличавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении “учитель–ученик”. Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индивидуальность.

Наряду со школой Дюркгейма во французской социологии конца XIX – начала XX в. существовали и другие, конкурирующие направления: школы “социальной науки” и “социальной реформы”, следовавшие традициям Ф. Ле Пле; органицистское и психологическое направления, объединенные вокруг выходившего во Франции “Международного обозрения социологии” (с 1893 г.); “католическая” социология. Но именно дюркгеймовская школа занимала ключевые позиции во французской академической системе вплоть до начала второй мировой войны. Правда, к 30-м годам она уже не представляла собой единого целого. В середине 20-х годов Марсель Мосс предпринимает попытку возобновить издание “Социологического ежегодника”, но ему удается выпустить только два тома (1925, 1927 гг.).

В выходящей с 1949 г. третьей серии “Социологического ежегодника” характерные черты школы утрачены, и дюркгеймовская традиция сосуществует с другими.

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

 

Марксистская социология.

Своеобразный синтез классического и нетрадиционного типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Mаркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Объектом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а предметом — изучение основных социальных общностей и институтов.

Одним из важнейших принципов исторического развития является признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, т. е. признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе. К Маркс считал, что производство непосредственно материальных средств к жизни образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор.

 

Общество в развитии проходит 5 общественно-экономических формаций. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания.

К. Mapкс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как естественный, поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. Естественно-исторический процесс, столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только не зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественно-исторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей.

Маркс не был социологом и зарождающуюся европейскую социологию считал лженаукой, однако один из разделов марксисткой философии — исторический материализм, лег в основу социальной теории, которая позднее стала марксистской школой социологии.

Исторический материализм Маркса базируется на трех основных принципах:

-принцип всеобщего исторического детерминизма означает, что дабы понять происходящие в обществе перемены, необходимо рассматривать их в исторической перспективе, поскольку всякое состояние общественной жизни определяется предшествующим историческим существованием;

-принцип связи общественного бытия и общественного сознания предполагает первичность общественного бытия;

-принцип первичности социально-экономического структуры в общественной жизни означает, что экономические факторы, такие как производство и распределение благ и соответствующее им отношение к общественной жизни, являются движущей силой развития общества.

Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах:

1.развитие общества — это естественно-исторический прогресс;

2.люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни;

3.человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями, и становление человека происходит под их влиянием («человек — совокупность общественных отношений»);

4.первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определюят все сферы жизни: производство непосредственно материальных сил жизни и тем самым каждая ступень экономики периода и эпохи образуют основу из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, из которых они должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор;

5.единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений (способов производства) составляют отдельные этапы в развитии общества — общественно-экономические формации.

6.общество, эволюционизируя в своем развитии, последовательно проходит следующие стадии развития (формации): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический;

7.основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, которая рассматривается как источник и движущая сила общественного прогресса; для каждой формации существуют классы антагонисты, отношения между которыми определяют содержание истории;

8.переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами; классовая принадлежность является основной характеристикой индивида, она определяет его сознание, систему ценностей и поведение.

Согласно Марксу, ни одна экономическая формация не может уйти в прошлое, пока она дает возможность развитию производственных сил и производственных отношений, а новые производственные силы и производственные отношения не появятся раньше, чем создадутся условия для их развития внутри формации.

Марксистская школа социологии как самостоятельное направление сформировалась в начало XX века. В середине XX века в марксистской социологии обозначился кризис связанный с догматизмом и нежеланием теоретически осмыслять новые процессы, происходящие в обществе. Крах коммунистической системы в конце XX века усугубил этот кризис и в настоящее время марксистская социология представлена, в основном, Франкфуртской школой.

 

Социология Макса Вебера.

Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX—начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.

Формирование социально-политических воззрений и теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX в., а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономии, истории и социальной философии. Для общественно-политической ситуации в Германии конца прошлого века характерна борьба двух социальных сил: сходящего с исторической сцены немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности.

Вебер Макс — немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. Начинал как исследователь в области экономической истории. Изучая вопрос о взаимоотношениях экономики с др. сферами человеческой деятельности — политикой, правом, религией и т. д., Вебер пришел к необходимости специально заняться социологией, разрабатывая ее главным образом как социологию экономического поведения людей.

В рамках экономической истории Вебер занимался проблемой идентификации экономических явлений прошлого, теоретическое осмысление которых велось на основе анализа современного капиталистического общества. В своих исследованиях Вебер широко использовал понятие идеального типа, сопоставление с которым позволяло выявить соотв. явления в неразвитых экономических формах исторического прошлого. В ряде работ (`Объективность` ученого-обществоведа и социально-политическое познание`, 1904, и др.) Вебер подверг это понятие анализу с позиций общеметодологического подхода, рассматривая его в качестве важнейшего в социологии (`О категориях понимающей социологии`, 1913).

В ходе методологического переосмысления первоначальной функции экономических понятий историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию, в рамках которой он пытался выявить роль протестантской `хозяйственной этики` в генезисе западно-европейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеальных интересов различ. социальных групп с религиозным сознанием. Его работы сыграли значит, роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знания. В то же время идеи Вебера были подвергнуты критике (причем с различ. религ. и мировоззренческих позиций) в одних случаях за преувеличение `хозяйственной роли` религии вообще, в др.- за преувеличение роли протестантской `хозяйственной этики` в становлении зап.-европ. капитализма.

Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии В., наиболее отчетливое воплощение получила в работе `Протестантская этика и дух капитализма` (1904-1905).

Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональности, нашедшей свое последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция, по Веберу, проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

Дальнейшую разработку веберовская идея рациональности получает в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой, по его мн., высшее воплощение капиталистической рациональности (`Хозяйство и общество`, 1921).

Мысль Вебера о прогрессирующей рационализации как неизбежной `судьбы Запада`, социальным носителем которой явл. рациональная бюрократия, вступает в противоречие с его представлением о социально-экономических категориях как идеально-типических конструкциях, играющих

исключительно эвристическую роль в социальном познании и не претендующих на роль категориального выражения объективных обществ, тенденций и закономерностей.

Рациональность в конечном счете оказывается именно такой закономерностью, пробивающей себе дорогу вопреки воле и желанию людей, которым она грозит лишением индивидуальной свободы. В свете этой тенденции категория свободного социального действия индивида может оказаться чисто идеологическим, перевернутым, `эпифеноменальным` отражением реальности, которая движется в направлении прогрессирующего исключения всякой свободы индивида, да и самой человеческой индивидуальности вообще. В западно-европейской социологии это обстоятельство нашло свое выражение в дальнейшем развитии категории социального действия (например, у Парсонса, Лумана, Хабермаса), утрачивающей свое значение исходной и нередуцируемой к др., более фундаментальным категориям.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на зап. социологию 20 в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу, нараставший в русле различных, подчас диаметрально противоположных социологических устремлений и ориентации, вылился в своеобразный `веберовский ренессанс`, наложивший свой отпечаток на дальнейшее развитие западной социологии.

 

23. Бихевиоризм в социологии.

Бихевиоризм (от англ. – поведение, буквально – наука о поведении) – направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы).

Основная формула бихевиоризма: стимул – реакция. Это направление зародилось в американской психологии в конце XIX – начале ХХ вв. Его классическая форма достигла расцвета в 20-е гг. нынешнего столетия.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его экспериментальную основу составляют исследования поведения животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на животных, но и на людях. В результате были получены уникальные методики воздействия на поведение.

Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы “стимул – реакция” путем включения в нее дополнительного звена – “промежуточных переменных” сохраняют главный порок бихевиоризма – механическое понимание человека и его поведения.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении “социального бихевиоризма”, впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории “стимул-реакция”, социальный бихевиоризм включает теорию “поля”, теории “социального обучения”, а также различные “психотерапевтические” теории. Теория “поля” отличается от теории “стимул-реакция” тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В “психотерапевтических” теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории “социального обучения”

придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них.

Теория социального обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау).

Теория социального обмена (или социальная теория действий), наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хомaнс (1910-1989) и Питер Блaу (р. 1918), в противоположность структурному функционализму, исходит из примата человека, а не системы. «Назад к человеку» — лозунг, выдвинутый Хомaнсом и положивший начало критике структурного функционализма с позиции психологизма.

 

Джордж Каспер Хомaнс (1910-1098)

Американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов теории социального обмена. Главными исследованиями Хоманса являются: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967).

В этих трудах автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за непригодность с его точки зрения конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. Основой задачей для Хомaнса, при разрабoтке теории, было «возвращении человека в социологию». Исходная единица социологического анализа у Хомaнса – это «элементарное социальное поведение», а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена.

Дж. Хомaнс использует индуктивную стратегию в своих рассуждениях. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неверно, она не была научной – строилась на понятиях, которые он назвал абстракциями 2-ого порядка (абстракции 1-ого порядка – соотносятся с эмпирической реальностью, абстракции 2-ого порядка – не соотносятся).

Следовательно, те утверждения, где есть абстракции 2-ого порядка нельзя доказать, проверить, опровергнуть. Для науки нужно более прочное основание.

По Хомaнсу, функционализм начинается с исследования норм, предсказывающих поведение индивидов в различных ситуациях. Наибольшее внимание функционализм проявляет к связке норм, (названных ролью), и к связке ролей, (названных институтами).

Все социальное исследование сводится анализу социальных ролей, а не индивидов. Направление работы функционалистов определялось интересом к взаимоотношению ролей и институтов. Но функционалисты прежде всего интересовались отношениями институтов, а не вопросом о причинах этих взаимоотношений. Это позволило рассматривать социальную структуру общества как нечто стабильное. Функционализм больше интересовался последствиями работы институтов для социального целого, чем их причинами. Эти последствия рассматривались как функции и призваны были обеспечить равновесное состояние социальной системы в условиях постоянного общественного движения. Главное положение социологии относилось не к поведению индивидов, а к обществу или другим социальным группам.

Хомaнс видит задачу социальной науки в описании и объяснении связи между различными явлениями. Таким образом, первый шаг – это описание. Оно возможно благодаря наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Второй шаг – объяснение. Для того чтобы объяснить эмпирические закономерности, необходима теория. Хомaнс пытается доказать, что в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения — психологический. Поэтому центральное место его социологии занимает категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии.

Согласно Хомaнсу, Теория социального обмена представляет собой дедуктивную систему положений, где высший уровень занимают общие аксиоматические положения, из которых выводятся положения низших уровней, складывающиеся из абстракций (1-ого и 2-ого порядка), описывающие реальные события в действительности. Поскольку эти абстракции логически соотносятся с общими аксиоматическими положениями, тем самым допускается, что эмпирические обобщения объясняются посредством аксиом. Для того чтобы найти аксиоматически достоверные положения, относящиеся к общественной жизни, необходимо любое социальное явление расчленить на простейшие акты человеческого поведения. Общественные организации и социальные институты могут быть сведены к поведению отдельных индивидов. Вопрос, как говорит Хоманс, заключается не в том, являются ли индивиды основным элементом социальной реальности, а в том, «как должны объясняться социальные явления». Эмпирические закономерности, — пишет Хомaнс, — ничего не объясняют, это наука должна объяснить. Под объяснением понимаем поведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений, через пропорции. А с другой стороны они могут быть выведены из неких постулатов. Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не подтверждаются, то значит, исправления требуют постулаты. Постулаты Хомaнс заимствует из элементарной экономики и бихевиоризма. Хомaнс исключил из социологической теории структурный функционализм и доказал, что подлинная теория опирается на психологические принципы, так как они представляют положения о поведении отдельно взятого человека.

Социальная теория строится на психологии и сосредотачивается на наблюдаемых признаках поведения и простейшего социального взаимодействия. Она имеет дело с социальным поведением как обменом деятельностью между, по меньшей мере, двумя лицами. Эта теория и была названа теорией социального обмена.

Пять аксиоматических положений

Социальное действие, по Хомaнсу, — это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать затраты. Для объяснения механизма социальных действий Хомaнс предлагает использовать пять аксиоматических положений (пять основных гипотез).

1) Гипотеза успеха

2) Гипотеза стимула

3) Гипотеза ценностей

4) Гипотеза голодания – насыщения:

5) Гипотеза фрустрации – агрессии

Эти психологические аксиомы являются общими социологическими положениями. Они выполняются для всех социальных групп и обществ. Все остальные социологические положения и обобщения дедуктивной системе необходимо согласовать с психологическими аксиомами. Большинство аргументов Хоманса направленно на обоснование теоретической альтернативы функционализму, но попытка объяснить внутренние психологические процессы бихевиoризмских терминах представляется неприемлемой задачей, поскольку бихевиoристские понятия описывают только наблюдаемые поведенческие акты. Ограничение социального анализа элементарными формами взаимодействия не позволяют объяснить Хомaнсу макропроцессы.

 

Питер Михаэль Блaу (р. 1900)

Американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, президент социологической ассоциации (1973-1974).

Главными работами Блaу являются: «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), в которых он предпринял попытку объединения ряда положений функционализма, интеркционизмa и школы социального конфликта. Блaу ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен, Блaу определяет как специфический тип ассоциации включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Блaу пошел нетрадиционным путем в попытке формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации.

Бихевиористская концепция Хомaнса оказала существенное влияние на концепцию Питера Блaу. Исходным положением теории социального обмена Блaу является то, что людям необходимы разнообразные виды вознаграждений, заполучить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блaу, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т.п., а также практическая помощь. Блaу учитывает и то, что отношения в процессе могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии четырех условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации. Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги. Нормы регулируют обмен между индивидом и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

Две главные задачи, которые попытался решить Блaу:

· Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.

· Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

Четырехступенчатая последовательность перехода от микро к макро социологическим изменениям

П. Блaу дополняет концепцию Хомaнса и пытается объяснить на основе принципов социального обмена макропроцессы. При этом основная задача состоит в том, чтобы показать, как организованна общественная жизнь при усложнении структур человеческих отношений. Главная социологическая цель изучения «процессов межличностного взаимодействия – фундировать понимание развивающихся социальных структур и эмерджентных социальных сил, характеризующих их развитие» (П. Блaу) С этой целью Блaу создал четырехступенчатую последовательность перехода от социального обмена на элементарном уровне взаимодействия к социальной структуре и макро социальным изменениям. С помощью концепции Блaу можно попытаться объяснить причины и механизмы возникновения и разрушения различных типов социальной организации. При этом в концепции отсутствуют принципы «выведения», на основание которых может быть осуществлен переход от простейших структур к более сложным.