Характеристика отдельных видов воображения

ПСИХОЛОГИЯ — это наука о психике и психических явлениях.

ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Предметом психологии являются психические явления, которые подразделяются на 3 группы:

— психические процессы. Познавательные психические процессы: ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь.

— психические состояния. Это чувства, настроение, аффекты, эмоции, стресс.

— психические свойства личности. Это направленность, темперамент, характер, задатки, способности.

Задачи:

1 Изучения механизма психических явлений и процессов.

2 Анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности.

3 Внедрение знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Знания по психологии разделяются на житейские и научные:

Житейские – знания опираются на конкретные факты; носят интуитивный характер; передача этих знаний затруднена; источник знаний – наблюдение; знания ограничены.

Научные знания – имеют обобщённый характер; рациональны, осознанны и обоснованны; знания опираются на научные факты; накапливаются и передаются в классифицированном точном виде; знания постоянно расширяются.

 

Принципы психологии:

1 Принцип детерминизма. Всё возникает, изменяется и прекращает своё существование закономерно.

2 Единство сознания и деятельности. Сознание формируется в деятельности, что бы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя её внутренний план.

3 Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

4 Принцип личностного подхода. Психика каждого человека уникальна.

5 Принцип системности. Одно и то же событие влияет на все сферы деятельности человека.

 

Структура психологии

Современная психология – это многоотраслевая наука. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельные развивающиеся направления научных психологических исследований.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и поговорками. 2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, ... непосредственно отражается причинная связь психических явлений. 2/ психологические факты ...

Например: общая психология – отрасль психологической науки. Изучает основные понятия. Т.е психические процессы, свойства, состояния.

Возрастная психология – изучает закономерности этапов развития и функционирования личности от рождения до старости.

Педагогическая психология – изучает закономерности обучения.

Так же есть медицинская, юридическая, военная и т.д.

 

Становление психологии, как науки.

1 ЭТАП – психология, как наука о душе.

Первый — Аристотель. Следующий – Гиппократ – первый заговорил о темпераменте и связывал это с типами жидкости. Платон – душа, как самостоятельная субстанция.

2 ЭТАП – психология, как наука о сознании.

Сознанием называли способность человека думать и чувствовать. Декарт – считал, что человек с рождения обладал большим количеством заблуждений. Джон Локк – считал человека при рождении «чистой доской».

3 ЭТАП – психология, как наука о поведении.

Джон Уотсон – основатель бихевиоризма (наука о поведении).

Не изучаются внутренние поведения человека. Всему можно изучить. Не изучаются внутренние побуждения, мотивы человека. Можно научить чему угодно.

4 ЭТАП – изучение механизмов функционирования психики.

Бехтерев, Павлов, Леонтьев – изучают механизмы становления психики.

 

Психика. Понятие, функции.

ПСИХИКА– субъективный образ объективного мира.

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:

1 ФОРМА – РАЗДРАЖИМОСТЬ ( одноклеточные, растения)

2 ФОРМА – ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ()

3 ФОРМА – ПОВЕДЕНИЯ (животные)

4 ФОРМА – СОЗНАНИЯ (только человек)

 

Функции психики:

1 Отражает окружающую действительность и активное взаимодействие.

2 Обеспечение целостности организма.

3 Регуляция поведения.

Методы психологии.

Метод – это путь познания.

Основные методы:

1 Наблюдение – целенаправленное организованное восприятие и регистрация объекта.

Наблюдение может быть субъективным (самонаблюдение) и объективным ( рассматриваются явления со стороны).

2 Эксперимент – предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого.

Целью эксперимента является создание наилучших условий для изучения

Цель м.б. лабораторный и естественный.

3 Беседа – необходимая информация собирается в процессе разговора.

4 Опрос – получение информации путём вопросов и ответов. Бывает письменный, устный, свободный.

5 Тестирование – предлагаются задания для испытуемого для определения психологических качеств человека. Бывают: опросник(есть варианты ответов), задание(определение iq например), проективные тесты(для переноса внутреннего мира на лист бумаги).

Бывают бланковые тесты и

6 Биографический метод – проектирование жизненного пути личности, основанный на изучении документов биографии.

7 Метод изучения документов или анализ продуктов деятельности человека.

 

Ощущения

Ощущения– психический процесс, отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Это знание об ОТДЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ предмета.

15 стр., 7115 слов

Психология мотивации человека

... потребности, целенаправленной активности поведения человека. Источник его мотивации находится в психологии человека. Эта теория признает роль бессознательного и сознание в поведении человека, где сознательная регуляция ставится ... теория Ч. Дарвина. Его учение повлияло на развитие многих других наук. Он сблизил человека и животное в поведении, мотивации, потребностях, инстинктов. Под влиянием теории ...

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы восприятия. Например, память, воображение, речь.

Ощущение возникает, как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер.

Физиологической основой ощущений являются нервно-физиологические процессы, возникающие при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из 3- частей:

1 – периферический отдел (рецептор), который воспринимает раздражитель.

2 – проводящие нервные пути проводят возбуждение в нервные центры головного мозга и обратно.

3 – корковый отдел – головной мозг, в котором проходит обработка информации, поступающей из рецептора.

Классификация ощущений (по Шеренбергу)

1 Рецепторы ощущений находятся на поверхности тела — экстерорецепторы. Могут быть дистантными и контактными.

2 Ощущения движения и положения тела. Рецепторы находятся в мышцах, суставах, сухожилиях. Это Проприорецепторы (от латинского «собственные»)

3 Ощущение состояния внутренних органов. Это интерорецпторы.

 

Свойства ощущений

1 качество – отличие одного вида ощущений от другого (слуховое от зрительного)

2 интенсивность – сила воздействия на органы чувств

3 длительность – время, в течении которого ощущение продолжается. Ощущение появляется не сразу, а когда дойдёт импульс от анализатора.

4 контраст – слабый раздражитель увеличивает чувствительность к другому одновременно действующему раздражителю. Сильный раздражитель наоборот уменьшает чувствительность.

5 адаптация – чувствительность анализатора изменятся под влиянием приспособления органов чувств к раздражителю. Высокая – обонятельные и тактильные.

6 сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Это изменение одних ощущений под влиянием других. Может выступать, как результат компенсации сенсорных эффектов.

7 синестезия – возникновения под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

8 последовательность образов – при длительном воздействии на анализатор раздражителя продолжается ощущаться даже после того, как он прекратил своё действие.

 

Сила раздражителя:

Нижний порог чувствительности – наименьшая величина раздражителя

Верхний порог – максимальная сила раздражителя, который можно вытерпеть.

 

ОЩУЩЕНИЕ – простейший психический процесс

Для зачёта – взять любой психический процесс и составить методику исследования этого процесса, провести обследование на знакомых и описать, какие результаты получились и рекомендации. Количество обследуемых – можно одного, можно группу. СРОКИ — к последнему занятию, к зачёту.

 

ВОСПРИЯТИЕ

Психологическая характеристика восприятия. Виды, основные свойства.

Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно регуляционной деятельности.

Восприятие – это психический процесс, отражение предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений в целом, непосредственно воздействующих на органы чувств.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи ... высказывания, просьбы, вопросы и ответы, включенные в непосредственный контакт с близкими людьми, носят характер диалогической речи и соотносятся с определенной ситуацией. По мере ...

В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений; так называемый перцептивный образ.

Выделяют следующие виды восприятия:

— зрительные

— слуховые

— обонятельные

— вкусовые

— кинестетические

— восприятие пространства, времени, движения

Восприятие пространства – включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, удалённости и направления, в котором они расположены относительно друг друга.

Восприятие времени – зависит от ритмичной смены возбуждения и торможения. Это отражение в сознании человека последовательности, длительности, скоротечности явлений действительности. Значительное влияние на восприятие продолжительности какого-либо события во времени оказывает степень занятости субъекта в данный временной интервал. Так же на восприятие времени влияет субъективный фактор – для каждого длительность может быть разной. Восприятие времени зависит от возраста – для людей преклонного возраста время идёт быстро.

Восприятие движения – отражение в сознании человека изменение положения предметов в пространстве, его скорости, ускорения и направления.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

1 Целостность – выражается в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении его составных частей. Например, одну и ту же мелодию на разных инструментах мы можем различить.

2 Избирательность – восприятие зависит от определённого отношения человека, на которое влияют особенности его личного опыта. Это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Например, дизайнер обратит внимание на дизайн, строитель – на стены и т.п.

3 Апперцепция – роль прошлого опыта, включает в себя образы предметов и явлений, полученные человеком прежде, его знания о предмете, сложившееся ранее отношение к нему. Апперцепция зависит: от знаний человека; от интереса профессиональной направленности; от эмоции, настроения, установки (ожидания).

4 Предметность (структурность) – это выделение в явлении или предмете наиболее существенных признаков и их осмысленность.

5 Контрастность восприятия – воспринимать объекты с не зависимо от условий, в которых это происходит

6 Осмысленность – тесно связана с мышлением, т.к. перцептивные образы нередко имеют различное смысловое значение.

7 Активность – выражается в участии двигательных компонентов анализаторов. Например, движение руки при осязании, перемещение тела в пространстве.

8 Иллюзия – искажение воспринятых предметов. Причины м.б. как объективные так и субъективные. Объективные: отсутствие контрастности между предметом и фоном (пример «фигурофон» — девушка или старуха).

Причины субъективного характера: адаптация анализаторов и утомление рецепторного механизма; время суток, погодные условия.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только ... Психо-физиологический Нейро-психологический Воспитание Обучение Упражнения Тренировка +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 1. Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность'' Слово ``личность'' в ...

ВНИМАНИЕ

Внимание – это избирательная направленность, сосредоточенность сознания человека на определённые предметы и явления.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную для него информацию.

Один из процессов, влияющих на память, мышление.

Факторы, определяющие внимание:

1 Группа – внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним относят:

а) интенсивность силы раздражителя; любой сильный раздражитель привлекает внимание человека;

б) в привлечении внимания играет контраст раздражителей, т.е. интонации, громкость и т.п.;

в) новизна раздражителя либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя;

г) структурная упорядоченная организация раздражителей, действующих на разные анализаторы;

2 Группа – субъективные факторы, определяющие направленность внимания.

а) значимость внешних раздражителей для человека;

б) чувств, эмоции, которые вызываются воспринимаемыми объектами; интерес человека к изучаемому явлению;

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

1 Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) – возникает непреднамеренно под влиянием внешних раздражителей и не требует волевых усилий. Длится до тех пор, пока действует внешний раздражитель. Зависит от: внимание привлекает более сильный раздражитель на фоне действующих; внимание вызывает новизна раздражителя; внимание привлекают предметы, создающие яркий эмоциональный тон (цвет, музыка, запахи);

2 Произвольное – возникает и развивается в результате волевого усилия и специально поставленной цели. Отличается повышенной устойчивостью.

3 Послепроизвольное – возникает из произвольного внимания. Это сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

1 Устойчивость – длительное привлечение внимания к одному и тому же объекту с целью его изучения.

2 Концентрация – степень сосредоточенности внимания на главном с одновременным отвлечением от второстепенного. Полная устойчивость внимания сохраняется 15-20 минут.

3 Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

4 Объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. От 2 до 7 объектов ( по правилу Миллера).

5 Переключение – намеренный перенос внимания. За 1 секунду можно 3-4 раза переключить внимание.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

1 Наличие достаточно широких и устойчивых интересов.

2 Выработать умение заставлять себя произвольно сосредотачивать внимание в любой момент и на любом предмете.

3 Приучить себя работать в неблагоприятных условиях.

4 Лучше узнать особенности своего внимания, сильные и слабые стороны.

5 Никогда не работать невнимательно, на автомате.

ПАМЯТЬ

Память – сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имеющие место в прошлом.

Мульт «головоломка»

Память включает в себя ряд процессов:

— запечатление и сохранение;

— узнавание и воспроизведение;

— забывание;

6 стр., 2959 слов

Мышление. Понятие мышления

... основеобобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильноориентируется в окружающем мире, используя ранее ... конкретного явления как разновид- ностиопределенного класса явлений — такова сущность человеческого мышления.    Но мышление, ... В художественном мышлении структурнойединицей является образ, а коммуникативнойединицей — символ. В научном мышлении соответственно — понятие и ...

 

ТИПЫ ПАМЯТИ

1 Зрительная память – память на представление и зрительные образы. Это один из наиболее сильных типов памяти.

2 Слуховая – направлена на восприятие звуков.

3 Осязательная – направлена на запоминание осязательных ощущений.

4 Вкусовая.

5 Обонятельная.

6 Двигательная.

7 Эмоциональная.

8 Словеснологическая – мысли, понятия, словесные формулировки.

9 Механическая.

ВИДЫ ПАМЯТИ

1 Непроизвольная память – при отсутствии задачи запомнить.

2 Произвольная – целенаправленная умственная деятельность.

 

По длительности сохранения:

— кратковременная;

— долговременная – достигается при помощи многократного повторения;

— оперативная – обсуживает непосредственно воспроизводимые человеком действия во время их осуществления;

Мышление

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).

Основные функции мышления

— установление всеобщих взаимосвязей.

— понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

— обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.

— мыслительные операции

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация).

Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

2 стр., 678 слов

МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

... персонажей фильма.   4. Поразмышляйте над приведенными ниже цитатами. Какие особенности мышления и воображения, и роль данных процессов в жизни человека они иллюстрируют: - «В ... добрый, отзывчивый, верный отзывчивый, аккуратный, хозяйственный, честный, экономный.     Назовите одним понятием следующие слова: добрый, отзывчивый, честный, верный     Найдите различия между ...

В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Логические формы мышления

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

Истинное суждение – это объективно верное суждение.

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек - понятие ... в разных конфигурациях психических явлений - персональные проявления мышления, восприятия, памяти, способностей, ощущений, обусловленных врожденными факторами, тренировкой, ...

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

Выделяют различные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Индивидуальные особенности и

Качества мышления

Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.

Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.

Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. ... речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек ...

Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени

Воображение

Воображение– это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

— источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
— оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения:
1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).
5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Виды воображения

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):

Классификация воображения

Характеристика отдельных видов воображения

Активное воображение (преднамеренное) — создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.).

Пассивное воображение (непреднамеренное) — при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя).

Продуктивное (творческое) воображение — создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение — создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.

Характеристика отдельных видов воображений:

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация — пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты:
— Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
— Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
— Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
— Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация — «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок — кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация— существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.

Акцентирование — выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

Речь

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это систе­ма условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имею­щих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их обще­ственного бытия.

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой зна­ков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова — это всегда обобщение.

РЕЧЬ. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения.

Речь, как процесс, выражает:

— содержание;

— эмоциональное отношение;

— смысловой подтекст.

СОДЕРЖАНИЕ — Осуществляется в форме сообщения, указания, вопроса, приказа­ния. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили, есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст. Так, в примере с машиной мы конкретизировали понятие «маши­на», указав на пространственно-временные характеристики интересующего нас предмета и показав с помощью вопроса «Что это за машина?» то, что нас интересует именно сам предмет. Если бы мы спросили: «Чья это машина?», то тем самым собеседнику было бы ясно, что нас интересует не сам предмет, а то, кому он принадлежит.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ — Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

СМЫСЛОВОЙ ПОДТЕКСТ — Отражает цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Когда мы спросили о машине, то тем самым показали собеседнику, что нас интересуют марки автомобилей и все, что с ними связано. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла. Например, мы произнесли вопрос об автомобиле, зная об увлечении нашего собеседника автомашинами, и тем самым предприняли попытку изменить тему разговора или еще больше расположить собеседника к себе, показав ему, что нас интересуют те же проблемы, что и его.

Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе.

Виды речи.

Ка­кую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Моноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пас­сивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внеш­не это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологи­ческие различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слу­шающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читаю­щий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, ко­гда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. С другой стороны,письменная речь является более сложной формой речи, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.

Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внут­ренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления.

Функции речи.

Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражениязаключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет опреде­ленную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими на­шего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, дан­ная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Так, с помощью суггестии(внушения) врач-психотерапевт может вы­звать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эф­фектом. С помощью внушения можно помочь человеку отказаться от табакокурения, употребления алкоголя и др.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контак­тов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно дан­ная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.