Воображение как психический процесс

  1. Воображение как психический процесс.

Воображение как высший познавательный процесс. Воображение и мышление. Виды воображения: активное и пассивное; произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное); репродуктивное и творческое; реалистическое и фантастическое. Агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация как механизмы создания образов воображения. Особенности развития воображения в онтогенезе. Функции воображения в жизни человека. Влияние воображения на познавательную, эмоционально-волевую и нравственную сферу личности. Влияние воображения на органические процессы. Идеомоторный акт. Аутотренинг. Ятрогения. Физиологическая основа воображения.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

играет ключевую роль в таких психических процессах как: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.

Мышление – познавательный процесс, характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности, это всегда получение нового знания, установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.

Включение воображения или мышления происходит в условиях неопределенной проблемной ситуации, полноты или дефицита информации. Но в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления — возможность новой комбинации понятий.

а) если исходные данные известны, то работает преимущественно мышление;

б) если данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

воображение ценно тем, что позволяет принять решение при отсутствии полноты знаний. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить конечный результат. Однако в этом же и слабость подобного решения проблемы.

выделяют два вида воображения: активное и пассивное.

Пассивное, или непроизвольное воображение — реальные и придуманные образы посещающие человека помимо его воли(небывалые события, путешествия, пейзажи, общение) часто происходит в детстве (ребенок плохо контролирует свои мысли).

6 стр., 2744 слов

Операции процесса мышления

... Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятие и представление), но и абстрактными понятиями. Процесс мышления ... все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует ...

Но случается и со взрослыми – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.

Пассивное воображение, в свою очередь, может быть: Преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.

Непреднамеренное пассивное воображение – это сновидения. Во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Либо — как результат болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ– галлюцинации.

Активное, или произвольное воображение. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.

К активному воображению относятся:

мечтания;

воссоздающее(репродуктивное) воображение;

творческое воображение.

Мечта-это особый вид воображения, представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.

Воссоздающее(репродуктивное) воображение — подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Творческое воображение можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения, ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.

Процесс воображения осуществляется по своим законам, опирающимся на определенные способы и приемы.

Приемы воображения

Агглютинация (греч. склеивание) – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений; «склеивание» различных несоединимых качеств, частей ( часто используется в сказках и мифах: русалки, кентавры, сфинкс и др.)

Гиперболизация – характеризуется увеличением (гипербола) или уменьшением (литота) предмета (используется в сказках: мальчик с пальчик, девочка – дюймовочка, великаны и др.), а также изменением отдельных частей (дракон с головами, многорукий Будда)

Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт; выделение, подчеркивание какой-то части образа, предмета, что делает его непропорциональным; выделение самого существенного в конкретном образе (часто используют карикатуристы)

10 стр., 4722 слов

Образ человека в психоаналитической философии

... связана с расширением комплекса гуманитарных знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое внимание уделяется сопоставлению ... культуре". К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан ...

Схематизация – изображение чего-либо в обобщенном, упрощенном виде.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.

Воображение в онтогенезе Способность к воображению даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Этапы развития:

Новорожденность — первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, происходит накопление первого опыта отражения действительности.

Раннее детство — 1-3 года Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию.

Воображение детей раннего возраста вначале очень ограничено и отличается своим пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, нет четкой границы между реальностью и вымыслом. У некоторых детей воссоздаваемый образ(лев с картинки)так выразителен, что представляется реальной действительностью. Происходит становление словесных форм воображения, появляется фантазийная ложь, отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею,.

Иногда лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, Но фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.

Первое детство (младший дошкольник)— 4-5лет. В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение- это создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти ,в придуманные образы верит как в реальные. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, ребенок учится управлять своими образами, изменять их. Ребёнок переходит к ступенчатому планированию — планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует дальнейшее (рисует поясняя каждый шаг).

Следствие планирования -словесное творчество: ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим,но чаще берёт за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя некоторые моменты. Образы воображения неустойчивы — Один предмет легко трансформируется в другой, наделяясь разнообразными качествами. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети часто не имеют ясного замысла, под влиянием результатов деятельности замысел уточняется, а нередко в корне меняется, т.е. планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий ребёнок еще не может.

8 стр., 3873 слов

Глава 1. Главное – образ жизни человека

... не имеет, так как важен конечный результат. Эффектив­ность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих: - оценку морфофункциональных ... подготовленности, уровень адаптивных возмож­ностей человека; - оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных за­болеваний в течение определенного периода; - оценку адаптации к социально ...

(старший дошкольник) 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда они оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Воссоздаваемые образы содержательны, появляются элементы творчества. Воображение носит активный характер, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. воображение более организовано и целенаправленно, что связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний. В воображении возникает замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее её дополнение деталями, придание ей конкретности. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая даёт ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной.

Второе детство(младший школьник) 8-12 лет . С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений. Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. В развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности.

Подростковый период (юноши 13-16 лет,девушки 12-15 лет)

В 12-16-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечта имеет большое значение для развития, поскольку способствует «возвышению потребностей» и создает идеальные образы будущего. Воображение приобретает творческий, продуктивный характер. Укрепляется произвольное внимание и сознательная дисциплина. Дальнейшее развитие получают восприятие и память. Воля становится менее импульсивной, повышается роль обдумывания. Принципиальность, прямота и последовательность- черты, специфические для юношеского возраста, часто выражаются в резкой бескомпромиссности.

Юношеский период (юноши 17-23 год,девушки 16-21 лет)

наиболее важный период в становлении воображения. Считается, что период от 16 до 22, 23 лет самый решительный. Многие ложные или грязные ассоциации детства и отрочества будут отброшены, из многих сложится что-то возвышенное. В огне, сопровождающем юность, отливается характер человека. Вот почему нужно заботиться о том, чтобы материал, который вливается в душу подростка, был хорошего качества.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже ...

Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет,женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет,женщины 36-55 лет

В зрелом возрасте нет уже веры в сказочных персонажей, воображение работает в творческом русле. Воображение тесно связано с креативностью. Человек, с богатым воображением, правильно его используя, имеет шанс реализовать свой творческий потенциал полностью. Воображение в зрелом возрасте необходимо усиленно тренировать. во многих случаях талант можно заменить воображением, т.к талант есть совокупность различных умений, приобретенных при рождении и развитых с возрастом.

Преклонный возраст (мужчины 61-74 года,женщины 56-74 года,Старческий возраст — 75-90 лет)

В этот период у человека наблюдается спад всех психических функций: замедляется процесс мышления, менее активными становятся познавательные процессы, страдают восприятие, память, сенсорика,

В старости воображение слабеет — это справедливо в том плане, что к этому периоду жизни, выстроено уже столько ассоциаций, что происходит работа « в них и над ними», а в создании новых нужды нет.

Нередко в этот период человек пытается реализовать свой творческий потенциал, который не был востребован в течение жизни, либо поделиться богатым жизненным опытом.

Можно говорить о том, что развитие воображения и развитие рассудочной деятельности находятся в определённой зависимости, и чем меньше проявляется угасание воображения в определённый период своего развития, тем большие способности проявляет человек.

Значение воображения в жизни человекаПри всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего.

5 функций воображения

  1. Способность мысленно представлять реальность для решения вполне конкретных задач.
  2. Регулирование эмоциональных состояний (пользуемся этой функцией, когда надо успокоиться или прийти к возбуждённому состоянию), представляя соответствующие картинки.
  3. Произвольная регуляция процессов познания. Каждый способен управлять воспоминаниями, при должной тренировке и физиологическими состояниями.
  4. Способность мысленной манипуляции созданными образами, производя краткосрочный план действий.
  5. Долгосрочное планирование своей жизни, с подробным программированием деятельности, а также последующая оценка правильности своих действий.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не ... а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое ...

воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.).

Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее.

идеомоторный акт — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия.

Аутотренинг — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. Методика аутогенной тренировки основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании).

Аутотренинг-(Психическая саморегуляция) направлен на рождение новой личности путем регулярных занятий . Во время аутогенного погружения в транс наблюдается торможение участков коры головного мозга, чрезвычайно возрастает внушаемость, и подаваемые в этот момент формулы и указания четко усваиваются подсознанием, формируя установки, переходящие в последующем в паттерны поведения.

Ятрогения-изменение здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача. А так же когда студент-медик находит у себя симптомы несуществующего заболевания.

В настоящее время термин используется расширительно, и понимается как любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушениям функций организма.

воображение как психический процесс обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения.

3 стр., 1278 слов

Семинар №4. Эмоции и чувства

... переживаемой эмоции. Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции. эмоциональная ... происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с парашютным спортом. - Фрустрация 4. ...

  1. Психологическая характеристика эмоций и чувств.

Эмоции и чувства: проблема психологических различий. Функции эмоций: коммуникативно-экспрессивная, сигнальная, регулирующая, оценочная, защитная. Основные виды эмоций. Качества эмоций: полярность, активность (стенические, астенические), интенсивность, продолжительность. Феномен амбивалентных переживаний. Эмоциональные состояния индивида (настроение, депрессия, фрустрация, аффект, страсть и др.).

Физиологические механизмы эмоций. Виды чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические. Развитие чувств в онтогенезе.

Эмоции – это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

Чувства – это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени.

Различия:

  • эмоции – мгновенные и краткосрочные, а чувства – постепенные (продолжительные) и долгосрочные.
  • эмоции переходят в чувства или выражают их.
  • Чувства проявляются внутри, а эмоции – снаружи.
  • эмоции имеют свойство проявляться бессознательно или неосознанно, а чувства — более осознанное (сознательное) проявление.
  • эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения.
  • эмоции являют собой реакцию, а чувства – состояние
  • эмоции проявление физиологическое, а чувства – психологическое.

Точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать сложно. Часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот – одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях

Функции эмоций:.

коммуникативная– проявляется в различных выразительных движениях, формирующихся под влиянием социума. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. С помощью эмоций человек общается тоньше и глубже, чем с помощью языка. Существуют люди тактичные и бестактные. Сущность бестактности – у человека заторможен эмоциональный язык, эмоциональная чуткость.

сигнальная –Эмоции сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции; поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... в настоящее время  принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят ... эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не  рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, ...

регулирующая – заключается в способности эмоций оказывать влияние на состояние организма и поведение человека;

Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта, значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти

оценочная – состоит в определении значимости для субъекта того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий; В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо старать ся в ней находиться, действовать

защитная — Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии.

Виды эмоций

Видов эмоций огромное кол-во, они способны создавать комбинации, грани между которыми иногда практически неощутимы.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные

К положительным эмоциям принадлежат:

удовольствие, восторг, радость,уверенность, симпатия, любовь,нежность,блаженство.

К негативным эмоциям принадлежат:

злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев.

Нейтральными можно назвать:

любопытство,изумление, безразличие.

к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Сила эмоции называется ее активностью

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. заинтересованности и т. п.).

Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны.

Интенсивность эмоции

• слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)

• средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

• сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

амбивалентность человеческих переживаний — это двойственность внутренне противоречивых чувств. Термин введен Блейлером применительно к шизофрении,но двойственность чувств проявляют и нормальные люди. Это вообще свойство психики, которое можно назвать базовым.( Пример — сплетение любви и ненависти.) В состоянии амбивалентности каждая установка «выправляется» собственной противоположностью. Амбивалентность выражает глубинную взаимосвязь самых разных переживаний. З. Фрейд полагал, что это понятие удачно выражает противоположность влечений.(двойственность обнаруживается в одновременном сочетании у ребенка пассивных и активных стремлений.)

Настроение — Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение тех или иных событий в жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение имеет личностный характер и тесно связано с темпераментом.

Аффект —быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек.

Стресс — это состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. С

тресс возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации.

Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый, но одни справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Виды стресса:

1) физиологический: реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический: информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Госы№28-31 — Стр 2

Депре́ссия— психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения и утратой способности переживать радость , нарушениями мышления (негативные суждения, пессимизм,)двигательной заторможенностью, снижением самооценки, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство.

Фрустрация ( “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. В зависимости от потребности и объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться как положительная или как отрицательная.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Физиологические механизмы эмоций.

эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминаний), широко захватывают область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к определённым изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо — двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через рецепторы снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли.

В формировании эмоций участвуют старые отделы мозга: гиппокамп (память очень тесно связана с эмоциями, при нарушении гиппокампа наблюдаются нарушения памяти и эмоций), гипоталамус (участвует в формировании потребностей – здесь находятся центры голода, жажды, холода, сна и т.п.).

В эмоциях принимает участие ретикулярная формация ствола мозга (т.к. она оказывает возбуждающее и тормозящее влияние на кору больших полушарий).

Затылочная доля включается, когда человек зрительно воспринимает какие-либо эмоциональные ситуации (пейзаж и т.п.), за слуховое восприятие отвечает височная кора (удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии.).

За проявления эмоциональных реакций отвечает лобная доля коры больших полушарий (ее поражение у человека сопровождается нарушением эмоциональной оценки своих поступков, эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций).

Стимуляция практически всей лимбической системы, лобных долей, гипоталамуса и путей от среднего мозга, моста и верхних отделов продолговатого мозга вызывает положительные эмоции. Существуют также области мозга, раздражение которых приводит к возникновению отрицательных эмоций. Таким образом положительные и отрицательные эмоции возникают при возбуждении определенных структур головного мозга.

Различают несколько видов чувств:

Моральные чувства представляют собой сферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя, и тесно связаны с моральными нормами, которые приняты в данном обществе. Сюда же относятся все антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.

Интеллектуальные чувства – это то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.

Эстетические чувства — это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.

Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача

Все виды чувств одинаково важны в эмоциональной жизни человека

Развитие чувств в онтогенезе

Эмоции появляются у человека еще до его рождения, выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Если прослеживать путь развития эмоциональной сферы ребенка- в начале чувства вызываются только ощущениями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения. с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет понимают состояние страха и радости и могут произвольно воспроизводить их на лице. От младших школьников к старшим количество учащихся, имеющих правильные знания об эмоциях радости и страха, практически не изменяется. Это может свидетельствовать о том, что окончательное представление об этих эмоциях появляется не позже девяти лет. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в момент игры. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности. Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.

Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением.У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего,

В эмоциональной сфере пожилого человека общие изменения характеризуются следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний- либо инертность, либо — лабильность эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль над проявлением эмоций,либо эмоциональная черствость, снижение эмпатийности. Для лиц пожилого возраста характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Переживание одиночества перерастает со временем в ощущение необъяснимого страха, сильного беспокойства, отчаяния Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразование не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом,

Сензитивные периоды объединяются в стадии, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет, поэтому теорий онтогенеза-множество

  1. Общая характеристика волевой регуляции поведения.

Воля как процесс сознательного регулирования поведения и качество личности, проявляющееся при преодолении трудностей. Волевое усилие. Препятствия внешние и внутренние. Функции воли: побуждения к активности, удержания от активности, саморегуляции поведения, управления психическими процессами. Структура волевого акта. Волевые акты простые и сложные. Борьба мотивов. Качества воли человека. Развитие волевых качеств личности в онтогенезе. Лень. Абулия. Апраксия.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .Воля связана с мотивом деятельности, познавательными и эмоциональными процессами. Волевые действия по природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой .

Волевые свойства личности – устойчивые психические образования

Волевое усилие — это состояние эмоционального напряжения, которое мобилизует внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создает дополнительные мотивы к действию.

Волевое усилие вызывают внешние препятствия тогда, когда они переживаются как внутренняя преграда, внутренний барьер, который надо преодолеть.

Причиной возникновения препятствий, как правило, служит наличие относительного несоответствия возможностей человека( физической, технической, тактической, теоретической , психологической, волевой подготовленности) объективным условиям деятельности.

Внешние препятствия – это многообразные предметы и явления природы или общественной жизни, с которыми человек вступает во взаимоотношения и которые становятся помехой для достижения цели.

Внутренние препятствия – это объективные изменения внутренней среды организма, утомление, растерянность, страх, отчаяние, апатия, гнев, ярость и др., или конфликтные состояния морально-этического или иного плана.

Внешние и внутренние препятствия находятся в постоянном взаимодействии. Как правило, внутренние препятствия возникают вследствие воздействия препятствий внешних, регулировать их возможно посредством самовнушения.

Воля выполняет функции:

Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

Регулирующая функция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Волевой акт бывает простой и сложный.

Простой волевой акт имеет две фазы:

  1. Возникновение побуждения и осознание цели;
  2. Достижение цели.

В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:

  1. Возникновение побуждения и предварительное определение цели;
  2. Стадия обдумывания и борьба мотивов;
  3. Принятие решения;
  4. Выполнение.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально -волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность — внешний или внутренний контроль над деятельностью,выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) — качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность — способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность — способность принимать решения и не поддаваться влиянию факторов, препятствующих достижению цели, способность критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений .но вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность — сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата .

Выдержка (самообладание) — умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой.

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество — высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями.предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность — отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений.

Настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Негативизм — немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им.

Упрямство — попытки настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Развитие воли в онтогенезе

У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер.

дети 2-х лет после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями.

У3-х летних детей можно наблюдать особые формы поведения, которые, несмотря на отсутствие произвольной мотивации, обычно называют волевыми (настойчивость, упрямство, требовательность и т.п).

выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца 3-го года жизни.

на 4-м году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

Волевую сферу эффективнее развивают дидактические игры, чем сюжетно-ролевые, так как в дидактических играх правила жёстко установлены,

именно дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воли

дети до 7—8 лет не могут адекватно осознавать свои мотивы, а тем более произвольно управлять своими побуждениями

Младший школьник- Учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами.Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.

Подростковый возраст: свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство.

Старший школьный возраст Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели.Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием,которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом.Таким образом, воля понимается как овладение своими побуждениями.

Отсутствие желания прилагать волевые усилия для совершения активных действий и стремление человека к отказу от преодоления трудностей называют Ленью . Главной причиной человеческой лени в психологии считают отсутствие значимой цели и мотивации. В некоторых случаях подобное проявление является необходимым, когда человек сознательно не может найти время для отдыха, таким способом его психика и организм ищут для этого возможность.

Абулия — состояние патологического отсутствия воли, при котором пациент неспособен выполнить действие, необходимость которого осознаётся, неспособен принять необходимое решение. При данном состоянии больные ощущают отсутствие желаний (частичное или полное) ко всякой деятельности. Абулия встречается при многих неврологических и психических расстройствах:при шизофрении, депрессии, болезни Паркинсона, травмах мозга и т.д,Абулия также бывает и врождённой, при глубоких степенях умственной отсталости.

Постановка диагноза требует различения абулии и слабоволия-как следствия неправильного воспитания.

Апраксия (apraxia бездействие) — нарушение сложных форм произвольного (и прежде всего целенаправленного) действия при сохранности элементарной силы, точности и координации движений, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга. При апраксии человек не может выполнить последовательность, какой либо двигательной операции.( Например, действие с ложкой во время еды состоит из нескольких движений, но при апраксии человек не может вспомнить или выполнить их в необходимой последовательности).

Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица,Квалифицируется апраксия по расположению пораженного участка в головном мозге и соответствующим проявлением симптомов.(например-при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.)

  1. Тревога как психологический феномен.

Сущность тревоги как эмоционального состояния, возникающего в ситуациях неопределенной опасности. Отличия тревоги от страха. Функциональное значение тревоги. Тревога как механизм развития неврозов. Влияние защитных механизмов личности на переживание тревоги. Ситуативная тревога. Тревожность как относительно устойчивая черта личности. Диагностика тревожности. Особенности оказания помощи лицам с повышенной тревожностью

Тревога — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.Смысл тревоги как психологического феномена заключается в обозначении опасности и предупреждении о возможном причинении вреда, боли, наличии угрозы, которую ещё можно избежать.Уровень тревоги определяется индивидуальными психическими особенностями человека, а не объективной ситуацией.

Фрейд выделял три типа тревоги:

объективную, или реалистическую возникает в ответ на реальные опасности окружающего реального мира невротическую является страхом перед наказанием за неконтролируемое проявление потребностей Ид,

моральную— основана на опасениях перед наказанием со стороны Супер-Эго, которое предписывает поведение, соответствующее социальным стандартам.

С точки зрения физиологии, наличие тревожного переживания можно определить по признакам активации вегетативной нервной системы: увеличивается артериальное давление, учащается сердцебиение и дыхание, повышается скорость обменных процессов.

Отсутствие каких-либо признаков тревожности не считается нормальным, более того, определённый уровень тревожности рассматривается как положительный фактор человеческой деятельности.

Установлено, что индивиды с умеренным уровнем тревожности лучше других способны контролировать своё психическое состояние. Люди с высоким уровнем тревожности наиболее склонны к панике в условиях стресса, а низкотревожные могут впадать в сонное состояние.

Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога).

Чрезмерно высокий уровень тревоги (как и чрезмерно низкий) вызывают дезадаптивную реакцию, проявляющуюся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Тревога может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных психотерапевтических приёмов, а также непроизвольно — в результате действия защитных механизмов психики .

Отличительные признаки тревоги и страха

ПРИЗНАК

ТРЕВОГА

СТРАХ

Отношение к опасности

Сигнал опасности

Ответ на опасность

Временные особенности

Возникает до наступления опасности

Возникает во время наступления опасности

Действие на психику

Возбуждающее

Тормозящее

Характер стимулов, вызывающих эмоцию

Неопределенный, абстрактный характер

Определенный, конкретный характер

Направление во времени

Проецирована в будущее

Источником является прошлый травмирующий опыт

Локализация в коре

Левое полушарие

Правое полушарие

Форма реагирования

Социально-обусловленная

Инстинктивно-обусловленная

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий.Представляет собой комбинацию из нескольких эмоций – страха, печали, стыда и чувства вины.Тревога — настораживающий сигнал, предупреждающий о надвигающейся опасности и заставляющий человека принять меры, чтобы справиться с опасностью. Страх, также настораживающий сигнал, но страх есть реакция на опасность известную, внешнюю, определенную и непротиворечивую по своей природе; тревога — это реакция на опасность неизвестную, внутреннюю, смутную или противоречивую по своей природе.

Адаптивные функции тревоги

Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы, которые связаны с увеличением инстинктивного напряжения, угрозой Супер-Эго или реальной опасностью. Тревога предупреждает вред, настораживая человека и заставляя его выполнять определенные действия, которые опережают опасность.Эти действия обычно являются конструктивными. Совершая их, человек использует механизмы, позволяющие справиться с трудностями, если действие в основном осознанное или преднамеренное (подготовка к экзамену) или защитные механизмы, если поведение преимущественно обусловлено бессознательными силами (подавление или вытеснение осознания пугающего импульса или мысли).

Тревога как механизм развития неврозов – тревога невротическая – формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики – например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочего; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и пр.

При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия

Человеку трудно приспособиться к тому, что его эмоциональное напряжение не имеет никакой видимой причины, и поэтому непонятно, что делать для его устранения. Человек неосознанно ищет, к чему можно было бы «привязать» эту «свободно плавающую» тревогу. Тогда приходят на выручку невротические механизмы защиты и предоставляют человеку возможность псевдообъяснения его состояния. Именно невротические механизмы защиты помогают устранить тревогу. Человек внезапно осознаёт, что в действительности его беспокоит состояние его здоровья, неприятные ощущения со стороны внутренних органов. Все это выражено в умеренных пределах и носит функциональный, обратимый характер, но этих изменении достаточно для возникновения первичных соматических ощущений. Человек сосредотачивается на них, ему начинает казаться, что он тяжело болен, что именно это причина его беспокойств и первооснова всех его эмоциональных проблем. Появляется реальная цель деятельности, он ходит от врача к врачу, проходит обследования, следит за своими ощущениями, ищет лекарства, не удовлетворяется уверениями, что ничего серьезного нет. Тревога сменяется ипохондрическим неврозом.

Невроз – это группа психогенных заболеваний (или психологических нарушений), в основе которых лежит патологическое развитие личности. Клиническая картина этой патологии очень разнообразна и характеризуется она психическими и физическими (телесными) симптомами.

Говоря о причинах невроза, большую значимость имеют именно психотравмирующие ситуации и прежде всего семейные конфликты. Неумение найти продуктивный выход из конфликтной ситуации приводит к психической и физиологической дезорганизации личности, что проявляется психическими и физическими симптомами.

Госы№28-31 — Стр 3

Некоторые считают, что невроз является результатом хронического перенапряжения нервной деятельности. Большинством специалистов принято считать, что невроз – это психогенная патология, в основе которой лежит межличностное противоречие. Невроз отражает проблемы человеческих отношений, прежде всего проблемы общения и поиска своего «Я».По Фрейду неврозы – это результат противоречий между инстинктивными желаниями и законами нравственности и морали.

Тревожность выступает сигналом для Эго, означающим, что что-то не ладится. В результате Эго использует защитный механизм, чтобы подавить это чувство.

Термин «защитный механизм» означает тактику, разработанную Эго для защиты от тревожности. Защитные механизмы, как предполагал Фрейд, защищают разум от мыслей и чувств, с которыми нашему сознанию справиться слишком трудно. В некоторых случаях защитные механизмы способны даже предотвращать появление нежелательных мыслей и импульсов в сознании

Механизмы защиты:

  1. Вытеснение-бессознательное удаление вызывающих тревогу воспоминаний или мыслей,(подавление— сознательное удаление ненужной информации из сознания )
  2. Избегание-отказ иметь дело с неприятными объектами или людьми;
  3. Замещение-перенос чувств и импульсов на людей или объекты, которые представляют меньшую угрозу.
  4. Рационализация-поиск логических, рациональных причин для объяснения неприемлемого поведения с тем, чтобы скрыть (и для себя самого) истинные причины поведения
  5. Интеллектуализация-уменьшает тревожность благодаря формальному анализу происходящего. позволяет думать не о стрессовом аспекте ситуации, а о её фактической составляющей.
  6. Проекция-перенос собственных неприемлемых качеств или чувств на других людей.
  7. отрицание— неспособность смотреть в лицо реальности или признать очевидную истину.
  8. Сублимация-преобразование нежелательных импульсов в более приемлемое поведение(агрессия-спорт).
  9. Регресия-отказ от необходимых действий, и возврат к моделям поведения, которые использовались ранее (к примеру, в детстве).люди выбирают модель поведения, характерную для стадии психосексуального развития, на которой произошла фиксация.
  10. Реактивное образование-формирование противоположного вызвавшему тревогу чувства, импульса или поведения.
  11. Компенсация-сверхуспех в одной области человек использует для того, чтобы компенсировать неудачи в другой;

Защитными механизмами также являются юмор, альтруизм, отыгрывание и т.д.

Все защитные механизмы могут быть адаптивными и позволять нам нормально функционировать, а также носить нездоровый характер. Проблемы возникают тогда, когда защитные механизмы используются чрезмерно часто, не позволяя нам решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Цель психоаналитической терапии зачастую заключается в том, чтобы помочь человеку раскрыть эти бессознательные защитные механизмы и найти более здоровые способы справиться с тревожностью.

Состояние тревоги или ситуативная тревожность(СТ), возникает как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу).

Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров.

Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ.

Наблюдение за уровнем тревоги позволяет более точно определить прогноз течения психического расстройства и оценить динамику проводимого лечения. Использование в диагностике тревоги стандартизированных шкал (таких как опросник Тейлора, интегративный тест тревожности(ИТТ) и другие), позволяет получать качественную и объективную информацию о состоянии пациента.

Психодиагностика занимает огромное место в психологическом консультировании .Чтобы определить, сильный страх это или нет, психологи применяют С-Тест В.Л.Леви, который определяет общее «количество» страха, и его уровень в той или иной жизненной сфере, в конкретной направленности, т.е. какой именно это страх, и какова его причина. Следует отметить, что достаточно часто получаемые результаты позволяют выявлять скрыто протекающие психические нарушения и предболезненные психические состояния

Перед психологами и психотерапевтами стоят задачи направленные на устранение эмоциональных и поведенческих реакций, предотвратить переход этих реакций в аффективные состояния.

Психологическое сопровождение заключается в применении когнитивно-поведенческих и релаксационных техник, использование самоисповеди, техник саморегуляции, активной нервно-мышечной релаксации, методов аутогенной и идеомоторной тренировки, гипноз, НЛП, ведение здорового образа жизни и др.

Важно учитывать, что психопрофилактические мероприятия по укреплению психологической устойчивости

проводятся не групповыми методами, а с каждым человекомотдельно .