Роль восприятия в учебной деятельности

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Понятие восприятия, его виды и свойства 6

1.1 Общее понятие о восприятии 6

1.2 Классификация восприятий, свойства 12

1.3 Развитие восприятий 16

Глава 2. Роль восприятия в учебной деятельности 20

2.1 Развитие произвольности восприятия 20

2.2 Особенности восприятия формы младшими школьниками 22

2.3 Развитие восприятия младших школьников в учебной деятельности 26

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии. Учение — это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Исходя из положения марксизма о роли труда в становлении человека, советская психология утверждает, что предметная деятельность должна менять и меняет тип его поведения. Вместе с тем для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психическая деятельность, осуществляемая с помощью словесных, цифровых и других знаков. Эта деятельность ведет к психическому развитию личности.

Различными знаками и материальными орудиями человек особенно активно овладевает во время специально организованного обучения. Социальные отношения людей, проявляемые, в частности, в обучении, ведут к развитию их высших психических функций. Теперь принято кратко передавать эту мысль Л. С. Выготского в виде формулы: «Обучение идет впереди развития».

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид деятельности: в дошкольном — игра, в младшем школьном — учение, в среднем школьном возрасте — развернутая общественно полезная деятельность во всех ее вариантах (учебная, трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная и др.).

В этот период ученики активно овладевают различными формами общения. В старшем школьном возрасте ведущей становится особая форма учебной деятельности, которая носит уже более профориентационный и окрашенный самостоятельными нравственными суждениями и оценками характер. Сказанное не означает, что в каждом возрасте ученик должен заниматься именно ведущим видом деятельности. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем знание ведущих видов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении и воспитании.

10 стр., 4643 слов

Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной ...

... внутренние силы и возможности, создает необходимые условия для свободного гармоничного развития личности. Деятельность учителя предусматривает его непосредственное участие в создании целостной системы ... предлагаются основы методики типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе. Методика состоит из нескольких последовательно идущих ...

Восприятие предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств. В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений ученика (зрительных, моторных, тактильных и др.), но и данные его прежнего опыта. В этом смысле восприятие богаче непосредственных ощущений.

Восприятие предполагает узнавание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам, известным ученику по его прежнему опыту. Советским ученым П. К. Анохиным доказано существование так называемого опережающего отражения, которое проявляется в том, что человек в процессе восприятия уже ожидает проявление некоторых свойств явлений, опираясь на свои прежние знания, практический опыт и т. п. В процессе обучения происходит восприятие не только предметной наглядности, но и знаковых ее форм, а также словесной информации преподавателя.

Целью данной курсовой работы является изучение роли восприятия в учебной деятельности.

Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:

— изучить общие понятия о восприятии;

— рассмотреть классификацию восприятия и его свойства;

— исследовать развития восприятий;

— проанализировать развитие произвольности восприятия;

— рассмотреть особенности восприятия формы младшими школьниками;

— исследовать развитие восприятия младших школьников в учебной деятельности.

Объект исследования – процесс восприятия

Предметом исследования, являются младшие школьники.

Теоретические методы исследования – обобщение и изучение процесса восприятия

Эмпирические методы исследования – изучение процесса восприятия младших школьников в учебной деятельности.

Методический аппарат работы представлен в идее двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: Уотсон Дж. Б., Фресс П., Логвиненко А.Д., Величковский Б.М. и т.д.

Глава 1. Понятие восприятия, его виды и свойства

1.1 Общее понятие о восприятии

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

... каким вас видит партнер по общению.   Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя ...

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элементов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы — вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом, развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождение в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы А это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине (рис.1).

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

... согласованностью с другими психическими процессами и свойствами личности. Акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира, пишет Б.Ф.Ломов, осуществляется в результате работы ... предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, поэтому они становятся основным связующим звеном человека с действительностью. Изучение процесса восприятия в психологии ...

………..

Заключение

Современный подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации и жизненной реальности. Задача педагога состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность, умело поддерживать внимание, учить выделять в процессе восприятия главное, основное, существенное, активизировать собственные усилия ученика по усвоению нового материала.

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текста, смысла отдельных слов и т. п.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, что позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные каналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы (так называемые «биологические часы»).

Список литературы

1. Аллахвердов В.М. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия, – М.: Наука, 2007

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2000

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2003.

5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов.- М.:Аспект Пресс, 2001

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2006.

7. Егорова Психология индивидуальных различий. М., 2004.

8. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая психология»: Учебник. — М: Юрид. лит, 2006

9. Запорожец А.В., Избранные психологические труды, – М.: Знание, 2004.

10. Изард К. Психология эмоций. – Спб, 2007

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... процессы, состояния и свойства предмет- изучение закономерностей основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека ...

11. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 2007.

12. Коломинский “Человек: психология”, Москва “Просвящение” 2004 г.

13. Кораблина Е., Ронгинский М. «Изучение индивидуально-психологических особенностей личности» Санкт-Петербург — 2002 год.

14. Краткий словарь системы психологических понятий // К.К. Платонов — М. Высшая школа 2006.

15. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.

16. Лазурский А.Ф. Психология. Общая и экспериментальная психология. — Пг: Земля, 2005. — 388 с.

17. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства, – М.: Знание, 2003

18. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: Знание, 2000.

19. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2005.

20. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007

21. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2002.—256с.

22. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений — 4 -е изд. 2003

23. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М: Знание, 2000.

24. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2003

25. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 2004. -428с

26. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 2007.