Занятие №1.
Вступление
Здравствуйте Ребята .Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения и взаимодействия с противоположным полом. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
Так чему же ВЫ НАУЧИТЕСЬ
На тренинге можно научиться по-новому воспринимать себя и других (более позитивно, более конструктивно), можно научиться навыкам эффективного общения, можно научиться лучше чувствовать себя и других людей, осознавать себя и свои состояния.
Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила.
Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?
Правила работы группы:
· Говорить по одному.
· Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.
· Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
· Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
· Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Знакомство
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
Упражнение. Имя + что обо мне никто не знает.
Цель: познакомить. Открыть для участников новые грани одноклассников.
Инструкция: Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Маргарита Николаевна, никто не знает что я…..»
2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…»
Упражнение . Продолжи фразу.
Цель. Узнать друг друга. Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются).
Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
— Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
— Мне бывает стыдно, когда я….
— Верю что я…
— Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
Взаимодействие межличностного общения у подростков в процессе
... 5. деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. По целям общение делится на 1. биологическое общение - необходимо для поддержания, сохранения и развития организма оно связано с удовлетворением ... возникают первые предпочтения, первый выбор, в загадку которого еще никто не проник. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со ...
— Иногда люди не понимают меня, потому что я….
Этап создания мотивации
Цель: Показать участникам, что навыкам общения надо учиться.
Разминка.
Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного… А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.
Упражнение «Дискуссия»
Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.
Инструкция.
Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Обсуждение в кругу – 10 мин.
Что получилось, что нет, удалось ли договориться.
Что мешает нам общаться?
Сейчас мы с вами сделаем небольшой перерыв, и вернемся к работе.
Гигиеническая пауза – 10 мин.
Этап обучения:
Цель: Получение и закрепление информации о вербальном и невербальном общении.
Перед перерывом мы с вами выяснили, что мешает нам общаться, (Перечислить, что назвала группа).
Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т.е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма — несловесная информация — 5/6.
При этом 55% — это Язык Тела (позы, движения, мимика),
около 38% — Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова.
Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому — как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое — обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства,
... собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. В общении выделяются следующие аспекты: Цель. Содержание. Средства. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный ... 1997. - С. 13-27. 1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства, содержание, функции. Подходы к пониманию общения Общение - сторона деятельности (Леонтьев, А. Н. Проблемы развития ...
При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался.
1.Сухое упражнение. 1.Упражнение: Передай чувство мимикой.
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.
1.2.Упражнение. Передай чувство, только голосом.
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
1.3.Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.
2. Полусухое упражнение.2.1. Упражнение. Толстое стекло.
Цель: отработка навыка вербального общения.
Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
3.Ролевая игра «Подсказка другу».
Инструкция: Ученик у доски. Группе раздаются фразы из стихотворения. Один ученик. Один учитель. Задача группы без помощи речи определить порядок фраз в стихотворении и по очереди «подсказывать» ученику. Задача ученика вербально воспроизвести стихотворение. Задача учителя сверить рассказанное стихотворение с оригиналом.
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общения использовались, какие еще есть варианты.
Этап окончания
Сегодня мы с вами поговорили про вербальное, невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать невербальные сигналы общения.
Что для вас было сегодня нового? Чему научились? Ваши чувства, эмоции.
Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит уметь слушать.
А в заключении, попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было приятно с тобой сегодня быть в паре.
Занятие№2.
Вступление
Здравствуйте Ребята. Я рада вас видеть. На прошлом занятии, мы с вами говорили о том, что такое вербальное и невербальное общение. Учились распознавать невербальные сигналы, позы, жесты. Сегодня мы с вами узнаем о наиболее благоприятных расстояниях для общения и сформулируем некоторые приемы эффективной беседы.
Деловое общение в рабочей группе
... группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, ... охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач: субординационные отношения между руководителями и ... группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества ...
Давайте вспомним наши правила:
Правила работы группы:
· Говорить по одному.
· Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
· Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
· Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
· Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Ну что ж пришло время поздороваться, и сделаем это следующим образом:
Разминка «Привет себе».
Цель: Поприветствовать друг друга. Продемонстрировать искажение информации
Группа встает в круг, спинами в центр. Участник передает соседу справа, шепотом, какое либо послание, которое сам хотел бы услышать. Сосед шепотом передает это сообщение следующему и так далее, пока сообщение не дойдет до отправителя. Каждый следующий участник. Тем временем, отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет на 2-3 человека от него.
Инструкция: «Прошепчи соседу тот привет, который сам хотел бы услышать. Когда вы прошептали соседу справа привет от соседа слева, и он передал его своему соседу справа, вы можете прошептать свой привет.»
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда получили свой привет? На сколько полученное сообщение отличалось от отправленного? Что привело к искажению?
Этап создания мотивации
Процедура: Мои границы.
Цель: почувствовать разницу, при общении на разных расстояниях.
Для плодотворного общения важна ваша мимика, жесты и расположение тела в пространстве.
Давайте попробуем провести эксперимент.
Один из вас встает возле окна, остальные по -очереди будут подходит к нему. Задача испытуемого сказать стоп, там, где должны остановиться другие участники. Несколько участников.
Короткое обсуждение что чувствовали. На каком расстоянии чувствовался дискомфорт?
Этап обучения
Цель: Узнать о дистанциях общения, научиться определять личную границу у собеседников.
Теория
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком — с подозрительным незнакомцем.
Нормами пространственной и временной организации общения сейчас занимается наука проксемика.
Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х годов. Слово «проксимик» (от английского слова «proximity») означает близость.
Межличностное пространство — важнейший фактор невербального общения. Наши представления о нем отражаются в повседневной речи — «держаться подальше», например, от начальства, или «держаться поближе» к тому, в ком мы заинтересованы.
Общее правило: чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они могут находиться по отношению друг к другу. Однако существуют определенные нормы и правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого человека есть свое поле, своя аура, нарушать которые в конкретных ситуациях — значит повредить делу.
Психология общениЯ 19
... деятельности, оценок, мнений, суждений; ■ экспрессивная— позволяет партнерам по общению выразить и понять эмоции, переживания друг друга; ■ социализирующая— проявляется в усвоении норм культуры и ценностей ... то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения - способ передачи информации в процессе общения. Функции общения. К основным функциям общения относят: ■ креативную или творческую; ■ ...
Особенно если дело касается знакомства или общения с противоположным полом.
Выделяют четыре пространственные зоны, которые как концентрические круги на мишени или на воде окружают друг друга: (рсунок на доске или презентация)
Дистанции общения:
Доверительная, Интимная зона (15 — 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
В этой зоне можно выделить как бы еще подзону радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. По сути дела это уже зона прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому ее называют сверхинтимной зоной.
Личная или персональная зона (0,5 — 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
Социальная зона (1,2 — 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от учителя вы останавливались? Так же мы встречаем водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе. Верхний предел соответствует формальным отношениям.
Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре, амвона в церкви — в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия. Если клоун в цирке перелезает через барьер и присаживается к кому-нибудь на колени — это вызывает смех, а если учитель покидает свое место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза.
Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общение!
Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальный контакт и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. На удалении легче продолжительнее смотреть друг на друга, можно использовать жесты для сохранения внимания.
Психологические трудности общения осужденных женщин с комплексом недостаточности
... реагировать на них вместе, что и предполагает возникновение конфликтов в общении между друг другом. Непохожесть ограничивает контакты, ведёт к вражде и стычкам, короче ... интеллектуальный потенциал его активности». Наиболее распространена точка зрения, что различные затруднения в общении являются следствием особенностей развития социально - перцептивной сферы личности (неадекватное восприятие, ...
Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, культуры. Так, дети и старики стараются быть ближе к собеседнику. Подростки, молодые люди, люди среднего возраста держат определенную дистанцию. Женщины стараются быть ближе, чем мужчины.
Сухое упражнение: Упражнение «Круг доверия»
Цель: Определение собственных границ
На листе бумаги. Начертите круг доверия, отметьте на нем в центре себя, а вокруг своих близких, на том расстоянии, на котором считаете комфортным, своих близких.
Замечательно, теперь ваши отношения с близкими можно рассмотреть, подумать почему все стоят именно так, и нужно ли что то изменить. А мы с вами переходим к следующему упражнению.
Полусухое: Упражнение «Границы»
Цель: Помочь участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.
Инструкция:
Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.
Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.
«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.
Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?
Попробуйте, молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
... и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон. Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ... после первых удач у участников действительно возникнет впечатление, будто мысли передаются на расстоянии, ведущему не следует спешить в развенчанием "чудесного феномена". Ведь веру в ...
Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?
Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?
Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».
Ролевая игра « Граница на замке»
В парах на разном расстоянии необходимо договориться о чем либо. ( роли: красная шапочка и волк, лиса и колобок, и др. – сказочные персонажи).
Короткое обсуждение: На каком расстоянии было комфортнее договариваться?.
Гигиеническая пауза -5 мин
Разминка: Упражнение «Интервью»
Цель упражнения: — развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, — сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача — подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Теория
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.
«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами).»
Правила хорошего слушания:
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике.
2. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
3.Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
4. Спокойно реагируй на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
5. Не устраивай расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
6. Делай паузу. Давай собеседнику время подумать.
7. Не бойся делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит тебя.
8. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
9. Если ты понимаешь, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставь его в покое.