Физическое воспитание детей первого года жизни

Ход

1. Организационная часть.

2. Краткое напоминание основных вопросов предыдущей темы.

3. Опрос студентов.

4. Сообщение темы.

5. Работа над темой.

План изложения

1.Изучить физическое воспитание детей первого года жизни.

2. Рассмотреть физическое воспитание детей второго года жизни.

Физическое воспитание детей первого года жизни

При воспитании детей этого возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня, правильной ме­тодике гигиенического ухода.

Очень важно также обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка. Бодрое, радостное настроение является одним из условий правильного и своевременного физического, нервно-психического развития и хорошего здоровья. В первые месяцы жизни ребенок, радуясь, улыбается, делает много движений комплекс оживления, который является дальнейшей основой раз­вития движений рук, туловища и т. д. Своевременное и правиль­ное овладение детьми основными движениями стимулирует рост, деятельность основных органов и систем, обеспечивает большую самостоятельность и тем самым расширяет возможности психи­ческого развития.

Путем специального целенаправленного воздействия можно способствовать формированию различных умений, навыков и тем самым более высокому уровню развития всего организма. И на­оборот, отсутствие своевременно начатого правильного воспитания и обучения ведет к отставанию в развитии, что с трудом компенсируется впоследствии.

Одно из основных правил воспитания — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созрева­нием соответствующих центров нервной системы.

В физическом воспитании детей раннего возраста особое зна­чение имеют

рациональный режим дня и гигиениче­ские условия. Для детей каждого возрастного периода опре­деляются часы кормления, сна и бодрствования, обеспечивается необходимая последовательность в их чередовании. Хорошее про­ветривание, свежий воздух обеспечивают глубокий, крепкий сон. При этих условиях в часы бодрствования ребенок спокоен и акти­вен. Дети первого года жизни должны находиться на свежем воздухе 4—6 ч.

10 стр., 4806 слов

Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием

... Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, жизни. Цель воспитания - содействовать развитию ... семейных отношений характерны определенные функции. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи: ... годы жизни. С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети ...

Большое значение для укрепления здоровья детей имеет так­же использование естественных факторов природы (воз­дух, вода, солнце) с целью закаливания.

При осуществлении режима дня необходимо прививать детям гигиенические навыки и привычки. Этому способст­вует тщательный гигиенический уход (подмывание, умывание, смена белья, купание и т. д.).

Для развития движений детей первого года жизни используют­ся организованные формы занятий физическими упражнениями и массаж. Важно также обеспечить условия для свободной двига­тельной деятельности ребенка.

Малыши в возрасте от 1,5 до б мес. все часы бодрствования проводят в манеже (из расчета 0,5 м² на одного ребенка) с игруш­ками, соответствующими возрасту детей; одежда их не должна стеснять движений.

Детей 7 мес. рекомендуется спускать на пол. Для этого часть комнаты (из расчета 0,75 м² на одного ребенка) огораживают барьером высотой 40—45 см. Пол для утепления застилают бай­ковым одеялом и легко моющейся клеенкой. Эту часть комна­ты— «напольный манеж"—оборудуют пособиями, которые стимулируют ребенка к активным движениям (ползание, вставание на, лазанье, переступание и т. д.).

В напольный манеж поме­щают небольшую горку с лесенкой и скатом, каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, мостик для ходьбы, большие мячи.

В первую четверть года (до 3 мес.) следует развивать у ре­бенка умение удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообра­щение головного мозга.

В возрасте 3—4 мес. ребенок начинает стоять при поддержке подмышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня, при переодевании, брать ребенка на руки, ставить на твердую опору (стол), давать возможность ритмично выпрямлять и сгибать но­ги — «подтанцовывать».

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

... ­ния 3,4, являются базой для развития дифференциации движений Упражнение 1 Возьмите ребенка под мышки, поднимайте и опускайте его сначала вверх-вниз на ... коррекционных занятий по развитию движений слепого ребенка. Рекомендации по коррекции моторного развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным ...

В 4—5 мес. находясь в манеже, манипулируя игрушкой, ре­бенок начинает овладевать умением поворачиваться со спины на бок, на живот; лежа на животе, опирается на выпрямленные ру­ки, хорошо поднимает голову. Если ребенок длительно лежит на животе, играет в этом положении, тянется за игрушками, он быстрее начинает ползать, затем садиться и вставать, цепляясь за опору.-

В 7—8 мес. ребенок уже умеет вставать на четвереньки и пол­зать. Ползание — важный этап в развитии движений ребенка, при этом он получает новые сенсорные впечатления.

Важно своевременно развивать у детей локомоторные функ­ции— ползание, переступание. Нельзя сажать ребенка и ставить на ноги, пока он сам не научился садиться и вставать.

В 8—9 мес. ребенок переступает и передвигается вокруг ма­нежа, влезает на ступеньки горки, перелезает через бревно — все это значительно расширяет круг его восприятий и способствует нервно-психическому развитию.

К году ребенок научается самостоятельно ходить. В этот пе­риод воспитатель должен не только обучать детей движению, но и больше разговаривать с ними, чтобы они были радостны, по­движны, бодры. Ежедневно во время бодрствования воспитатель проводит с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, по­ка это движение не сформируется и не закрепится.

При отсутствии противопоказаний детям 1,0—1,5 мес. назнача­ют физические упражнения и массаж, которые включают в режим дня. Эти занятия способствуют своевременному развитию движе­ний, совершенствованию их качества и точности.

В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования ак­тивности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором полугодии жизни активность выполнения упражнений сти­мулируется применением условных раздражителей: зрительного (игрушка, кольца, движения воспитателя и т. д.), двигательного (помощь воспитателя при выполнении упражнения — потягивание за руки, поднимание ног и т. д.), слухового (речь воспитателя — счет, слова «сядь», «иди-иди» и т. д.).

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

Сопровождение учебной деятельности методами двигательной коррекции Глазунов Дмитрий Александрович,педагог-психолог Элмазай Анна Николаевна,учитель-логопед Необходимость сопровождения учебной деятельности методами двигательной коррекции, с позиции психологической службы, диктуется тем, что школьные методики обучения задействуют в основном ресурсы не достаточно активного левого полушария и ...

При этом во втором полу­годии, когда слово еще является слабым компонентом комплекс­ного раздражителя, оно должно обязательно сочетаться со зри­тельным ориентиром и самым мощным — двигательным. Если воспитатель говорит ребенку «сядь, сядь», малыш не всегда вы­полняет его инструкцию, но если она сочетается с потягиванием взрослым ребенка за руки, он легко ее выполняет.

Большое место на первом году жизни уделяется массажу как виду пассивной гимнастики, который охватывает все мышечные группы.

При составлении комплексов физических упражнений для до­стижения наибольшего физиологического эффекта и строгого до­зирования мышечной нагрузки необходимо соблюдать следующие требования:

1) упражнения должны охватывать все мышечные группы — рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног, стоп;

2) чередовать физические упражнения с массажем, который предшествует упражнению; последовательно применять упражне­ния для рук, туловища, ног;

3) чередовать упражнения для различных мышечных групп в процессе занятия;

4) чередовать исходные положения: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;

5) начинать с более легких упражнений, постепенно перехо­дить к сложным и заканчивать вновь более легкими;

6) чередовать упражнения с отдыхом (паузами); таким отды­хом является также массаж, так как он обеспечивает наимень­шее напряжение мышц;

7) постепенно увеличивать физическую нагрузку за счет час­тоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения дли­тельности занятия с 5—6 мин в первом полугодии до 8—10 мин к концу года.

В соответствии с возрастными анатомо-физиологическими осо­бенностями детей первого года жизни при составлении комплек­сов физических упражнений исходят из 5 периодов: I — от 1,5 до 3 мес, II — от 3 до 4 мес, III — от 4 до 6 мес, IV — от 6 до 9 мес, V — от 9 до 12 мес.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

Кнопки мозга. Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы "переносить" мозг с места на ...

Возрастной период от 1,5 до 3 мес. характеризуется выражен­ной физиологической гипертонией сгибателей верхних и нижних конечностей. В связи с этим широко используется массаж — по­глаживание, который способствует расслаблению сгибателей. Ак­тивные движения основываются на наличии врожденных рефлек­сов— кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают ак­тивное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реак­цию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.

В 3—4 мес. у детей отмечается исчезновение физиологической гипертонии сгибателей мышц рук, появление некоторых произ­вольных движений — изменения положения тела, формируется хо­роший упор ног при поддержке подмышки, ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на предплечья. В комплексы физических упражнений вводятся, кроме поглаживающего мас­сажа, растирание и разминание, пассивные упражнения для рук (скрещивание рук на груди и разведение их в стороны).

Приме­нение пассивных упражнений позволяет точно и правильно вос­произвести движение, приложить нужное усилие, получить опре­деленный физиологический эффект. В этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, поэтому в комплексы включают также соответствую­щие упражнения рефлекторного характера.

В целях стимуляции своевременного и более совершенного раз­вития условных двигательных реакций, а также для усиления функции дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем в ком­плексы включаются соответствующие активно-пассивные упраж­нения. Эти движения выполняются при активном участии ребен­ка, хотя с помощью взрослых. Длительность комплекса — 5— 6 мин.

Примерный комплекс физических упражнений и массажа для детей от

1,5 до 3 месяцев:

1. Массаж рук — поглаживание.

2. Массаж живота — поглаживание.

3. Массаж ног — поглаживание.

4. Рефлекторное разгибание позвоночника лежа на боку (спинной рефлекс).

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания (3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

5. Выкладывание на живот (упражнение рефлекторное).

6. Массаж спины — поглаживание.

7. Разгибание позвоночника и ног (приподнять ребенка при поддержке под грудь и выпрямленные ноги)—рефлекс положения.

8. Массаж стоп — поглаживание.

9. Сгибание и разгибание пальцев стопы — подошвенный рефлекс.

10. «Потанцовывание» — ножной рефлекс (с 2,5—3 месяцев).

Длительность занятий — 5—6 мин.

Возраст от 4 до 6 мес. характеризуется установлением равно­весия между сгибателями и разгибателями мышц ног, укрепле­нием передних шейных мышц. Ребенок уже пытается приподнять верхнюю часть туловища, лежа на спине, т. е. пытается принять сидячее положение. Сначала он сидит при поддержке за обе ру­ки, а затем за одну руку. Ребенок этого возраста стоит с выпрям­ленными ногами при поддержке подмышки; к 5 мес. хорошо пе­реступает при поддержке подмышки; к 6 мес. поворачивается с живота на спину; лежа на животе, делает попытки подползти к игрушке, опираясь на руки.

В комплексы упражнении уже вводятся пассивные упражне­ния для ног, применяются активные рефлекторные упражнения (на основе рефлексов положения): разгибание и сгибание туло­вища на весу с поддержкой. Вводятся активные упражнения при помощи взрослого: присаживание за руки, перешагивание при поддержке подмышки и за руки. Широко используются упражне­ния под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмич­ность движений ребенка.

В комплекс включается массаж для верхних и нижних конеч­ностей, спины, живота, грудной клетки, стоп. Используются по­глаживание, растирание, разминание. Каждый вид массажа от­дельных частей тела всегда начинается и кончается приемом по­глаживания. Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно, по мере развития ребенка и ус­воения им предыдущих упражнений. Продолжительность ком­плекса— 6—8 мин.

Возраст 6—9 мес. В этом периоде способность к произвольным движениям у детей быстро возрастает, движения становятся все более дифференцированными и координированными.

9 стр., 4076 слов

Гимнастики и упражнения, применяемые в занятиях танцевальной терапии. Правила выполнения.

  Упражнения можно разделить по следующим, основным характеристикам. К первой группе отнесем все вращательные движения. Вращение рук, ног, туловища, головы, тела, таза, стоп, всего туловища, рук, кистей, комбинации вращений. Ко второй отнесем все упражнения на сжатие и растяжение. Например: потягивание, наклоны, «Поза носа лодки», «Тещин язык», «Открывание дверей», «Мюнхаузен», наклоны к ...

В связи с этим в комплексы включаются упражнения, укреп­ляющие мышцы спины и ног, вводятся упражнения в ползании. Чем раньше ребенок начинает ползать и чем больше он ползает, тем лучше укрепляется мускулатура туловища, ног, плечевого пояса, что важно для развития навыков сидения, стояния, ходьбы.

С 6 мес. у ребенка появляется способность длительно удержи­вать предметы в руке, что обусловлено хорошей сократительной способностью мелких мышц кисти и пальцев. Это позволяет вы­полнять упражнения с кольцами.

Во втором полугодии ребенок понимает речь и в связи с этим вводится речевая инструкция, которая должна подкрепляться зрительным ориентиром (игрушкой) и двигательным (например, помощь при поднятии ног).

В этом возрасте массаж рук снимается, массаж ног остается при необходимости укрепить мышцы конечностей; обязательным является массаж спины, грудной клетки, живота. Используются все виды массажа: поглаживание, растирание, разминание. Про­должительность комплекса — 8—10 мин.

Примерный комплекс физических упражнений для детей от 6 до 9 месяцев;

1. Круговые движения руками (упражнение активно-пассивное), держась

за кольца.

2. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание.

3. Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное).

4. Массаж стоп — поглаживание, растирание, разминание.

5. Поворот со спины на живот (упражнение активное).

6. Отведение плеч назад (упражнение активно-пассивное).

7. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание.

8. Попеременное сгибание и разгибание рук с кольцами (упражнение активно-пассивное).

9. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание.

10. Присаживание (упражнение активно-пассивное).

11. Приподнимание ребенка на ноги за кисти рук (упражнение активное).

12. Ползание (упражнение активно-пассивное).

13. Переступание (упражнение активное).

Возраст от 9 до 12 мес. В этом возрасте ребенок стоит при поддержке за одну руку, самостоятельно садится из положения лежа и ложится из положения сидя. Ребенок шагает за движу­щимся предметом (коляска и др.), стоит без опоры, ходит при поддержке за одну руку, пытается делать первые самостоятель­ные шаги. В 12—13 мес. он начинает самостоятельно ходить, стоять без опоры, приседать и вставать, поднимать предметы.

У детей в возрасте 9—12 мес. отмечается значительное раз­витие активных, согласованных движений, подготавливающих их к самостоятельному стоянию и ходьбе. В связи с этим некоторые физические упражнения даются из исходного вертикального по­ложения.

Ребенок уже может также некоторые упражнения выполнять по слову взрослого. Для повышения активности и заинтересован­ности ребенка нужно использовать простейшие пособия — кольца, палочки. Занятия способствуют развитию у ребенка связей меж­ду предметами, действиями и названиями этих предметов и дей­ствий, поэтому нужно шире использовать понятную ребенку рече­вую инструкцию.

Для детей 9—12 мес. основные виды массажа снимаются, но рекомендуется оставить массаж живота и спины. В занятия сле­дует включать в возрастающем количестве активные упражнения, т. е. движения, которые выполняются детьми с небольшой по­мощью взрослых или даже самостоятельно: круговые движения рук; поднимание выпрямленных ног, держась за кольца; ползание на животе или на четвереньках и др.

Взрослый во время занятий должен разговаривать с ребен­ком, стараясь вызвать у него улыбку, гуление. Для стимулирова­ния активных движений следует детям показывать разнообраз­ные яркие и звучащие игрушки. При первых признаках утомления (вялость, сосание пальцев и т. д.) нужно изменить исходное по­ложение ребенка, проделать дыхательные упражнения или погла­живающий массаж. Если ребенок беспокоен, плачет, занятия следует прекратить и выждать, пока малыш не успокоится. Летом на время занятия с ребенка снимают всю одежду, а в холодное время года его раздевают частично (кофточку или ползунки).

Занятия физическими упражнениями и массаж проводятся ежедневно, где бы ни воспитывался ребенок — в дошкольном уч­реждении или дома. Желательно, чтобы при их проведении вос­питатель хорошо видел остальных детей, а дети, находящиеся в манеже, слышали его голос и могли наблюдать за его действиями.

Занятия следует проводить в одни и те же часы, лучше в пер­вой половине дня, когда ребенок более активен, весел, но не ра­нее чем через полчаса после кормления. Массаж и физические упражнения делают на столе (высота 72—75 см, ширина 70— 80 см, длина 120 см), покрытом простынкой или пеленкой, под которую кладут байковое одеяло.

Комнату, где проводятся занятия, необходимо хорошо провет­ривать, температура воздуха в ней должна быть 22 °C. Летом, при температуре воздуха не ниже 23 °C и безветренной погоде, заня­тия рекомендуется организовать на воздухе, в тени.

Перед занятием с каждым ребенком сестра должна тщатель­но вымыть руки теплой водой с мылом, так как прикосновение к ребенку холодными руками вызывает отрицательную реакцию. Ногти сестры должны быть коротко острижены; на время занятия нужно снять кольца, часы и другие предметы.

Физическое воспитание детей второго года жизни

В осуществлении задач физического воспитания детей второго года жизни важным средством остается режим. Четкая смена деятельности детей (сон, бодрствование, кормление) позволяет обеспечить их активное деятельное состояние подряд в течение 4—5 ч. При этом на воздухе дети должны быть не менее 5 ч.

Сон лучше организовать на верандах, а если нет такой воз­можности, то при открытых окнах или фрамугах. Зимой, когда детей до 1,5 лет долго приходится одевать и раздевать для про­гулки, можно организовать такую прогулку в помещении. Детей одевают в спортивные или шерстяные костюмы; температуру в групповой снижают (открывая фрамуги, форточки) до -Н4°С. С детьми организуют подвижные игры или побуждают их к само­стоятельной деятельности. Таким образом, время пребывания на свежем воздухе не уменьшается.

На втором году жизни у ребенка важно закрепить навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию движений, правильную осанку, способствовать формированию нормального свода стопы. Для этого важно создать условия в групповой ком­нате и на участке, чтобы дети могли свободно двигаться. В ком­нате должно быть просторно — это достигается правильной рас­становкой мебели, которая подбирается в соответствии с ростом детей. Необходимо также специальное физкультурное оборудова­ние: горка с лесенкой и скатом, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины; периодически вносить в групповую комнату доски, гимнастические скамейки и др. Эти пособия обеспечивают возможность выполнения различных движений: входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, влезать и слезать с лесенки, подлезать, ходить доске, согласовывать свою ходьбу с особенностями окружающих предметов и т. д. Побуждают детей к различным движениям игрушки: мячи, обручи, каталки и др.

Участок и физкультурная площадка должны быть оборудованным специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и т. д.).

Детей надо учить ходить не только по ровной поверхности, но и о неровной, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как влезать и спускать­ся с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения, используя имитационные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и др.).

Чтобы обеспечить детям большую свободу движений, лучше надевать на них комбинезоны или штанишки с рубашкой (как мальчикам, так и девочкам).

Обувь должна соответствовать раз­меру и полноте ноги ребенка, иметь каблучок 0,5 см.

Подвижная игра является важным средством физического воспитания. С детьми до 1,5 лет игры проводятся в основном ин­дивидуально или небольшими группами (3—4).

Игры организу­ются в часы самостоятельной деятельности детей. Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в игре («Догоняй собачку», «Прятки», «Скати с горки», «Мишка»).

Детей старше 1,5 лет можно объединять в подвижной игре по 8—10 человек.

При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить задание, сме­лость, ловкость, развивается координация, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные по трудности игры, воспитатель обеспечивает определен­ную физическую нагрузку.

Дети старше 1,5 лет уже должны выполнять в играх ряд пра­вил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу, не мешать друг другу, не толпиться. Детей этого возра­ста не надо специально строить перед игрой, а сразу включать в игровую деятельность. Воспитатель должен сам принимать уча­стие в игре, выполняя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Его радостное активное состояние передается детям. Подвижная игра не только проводится самостоятельно, но и включается в физкультурные занятия.

Физкультурные занятия — форма организованного воспитания и обучения детей. Выбор движений для занятий должен базиро­ваться на знании нервно-психического и физического развития.

На втором году жизни происходит бурное развитие двигательных умений, продолжается совершенствование большинства основных движений, свойственных взрослому человеку: ходьба, лазанье, бросание (как при действиях по собственной инициативе: возит игрушку, катает мяч, бросает сто, влезает па ступеньки и т. д., так и во время игр и занятии, которые организует взрослый: игра с мячом, ходьба, но доске, перешагивание через палку, подлезание и т. д.).

При этом частое эмоциональное общение со взрослым оказывает благотворное влияние па нервно-психическое развитие ребенка.

При составлении комплексов физических упражнений сле­дует:

— применять физические упражнения для крупных мышечных групп;

— чередовать упражнения для различных мышечных групп (пле­чевого пояса, туловища — спины и живота, ног); чередовать движения и отдых:

— чередовать непродолжительные статические положения с ди­намическими упражнениями:

— проводить упражнения из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа на животе, спине, на четвереньках);

— обеспечивать постепенное нарастание физической нагрузки пу­тем использования более трудных упражнений, увеличения их числа в занятии, более частого повторения каждого движения;

— обеспечивать положительное эмоциональное настроение детей во время занятий красивым показом, доступной игрой;

— использовать соответствующие возрастным возможностям де­тей способы и методы организации (индивидуальный, поточный, фронтальный, по подгруппам).

Особенности нервно-психического развития детей раннего воз­раста требуют соблюдения воспитателем строгой регламентации двигательной деятельности детей: чередование упражнений раз­личного характера и для различных мышечных групп обеспечива­ет активный отдых; чередование физической нагрузки с расска­зом и показом упражнений способствует переключению ребенка на другой вид деятельности, а также сохранению работоспособно­сти и активности. Выполнение движения доставляет радость, ког­да ребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определенную трудность при его выполнении.

На втором году жизни идет активное формирование и разви­тие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словар­ный запас, он все лучше понимает речь взрослого. Как показали специальные исследования, развитие двигательного анализатора и речи тесно связано: дети, хорошо владеющие речью, более ак­тивны, легко включаются в игры, четко выполняют движения, умеют связать слово с непосредственным движением. Отмечается взаимная обусловленность в развитии движений и психики ребен­ка, познании окружающей среды и приспособлении к условиям, в которых ребенок находится.

Важно помнить, что формирование двигательных навыков у детей одного и того же возраста происходит неодинаково: есть дети, которые опережают своих сверстников или отстают по ряду показателей. Это зависит как от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, физического развития ребенка, так и от условий, в которых он рос и развивался (влияние взрослых, возможности для активной двигательной деятельности и т. т.).

Поэтому даже при организации коллективной деятельности детей необходимо постоянно осуществлять индивидуальный под­ход: одних стимулировать для повышения двигательной активно­сти, а других несколько ограничивать. Индивидуальное общение с ребенком, помощь, поощрение взрослого очень нужны малышу: они повышают желание выполнить движение, поддерживают по­ложительное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Физкультурные занятия проводятся в первой половине дня, спустя 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна, пе­ред полдником. При проведении занятий воспитатель распределя­ет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 мес. объеди­няют в подгруппы по 2—3 и 4—5 человек, а детей от 1 года 6 мес. до 2 лет—по 6—8 человек.

При распределении детей по возрастным подгруппам следует помнить, что в каждую подгруппу могут быть включены дети старше указанного для данной подгруппы возраста, если у них отмечается недостаточное развитие движений, а также дети, впер­вые пришедшие в детский сад, и наоборот: в подгруппу могут быть включены дети, не достигшие определенного возраста, если они опережают своих сверстников в развитии движений.

Занятия проводят в групповой комнате, которую предваритель­но еще раз проветривают, а пол протирают. Температура воздуха в комнате должна быть 18—20°С. В летнее время, при темпера­туре воздуха не ниже 20 °C, занятия проводятся на открытом воз­духе, в тени.

Для проведения занятий физическими упражнениями и по­движными играми необходимы простейшие пособия: палки, ка­талки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равно­весия), бревна, деревянные лесенки (для лазанья), большие кор­зины, коробки, обручи, сетки (для упражнений в метании).

При­меняемые пособия по размерам и массе должны соответствовать возрасту и силе детей, а также быть удобными для использо­вания.

Одежда не должна стеснять движений детей: лучше проводить занятия в спортивной форме (трусы и майки, на ногах тапочки).

Летом желательно, чтобы дети занимались босиком. В этом слу­чае площадка для занятий должна быть предварительно тщатель­но подготовлена.

Проводя занятия с одной подгруппой детей, воспитатель создает условия для самостоятельной игры остальных. Для этого в дру­гом конце комнаты он организует спокойные игры и подбирает игрушки, а няня направляет действия детей.

Методика и организация занятий должны соответствовать воз­растным особенностям детей. Во второй группе раннего возраста в начале года физические упражнения в основном проводятся ин­дивидуально с каждым ребенком. Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных видах движений. К кон­цу года дети выполняют упражнения по подгруппам поточно или фронтально. Широко используют предметы, которые облегчают детям выполнение движений одновременно всей подгруппой.

В данной группе большое место отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, ширина которой по мере тренировки уменьшается с 30 до 10 см, по ребристой доске и др.

Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствия (палка, кубики и т. д.).

Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезанйе в обруч, подлезание под веревку), в ла­занье (влезание и слезание со стремянки), бросании (на даль­ность малых и больших мячей).

Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мы­шечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, туловища).

Эти упражнения проводятся из различных исходных положе­ний— стоя, сидя (на полу, скамейке, стульчиках), на четверень­ках, лежа (на полу на животе и спине).

Чтобы дети делали уп­ражнения правильно, воспитатель должен проверить исходное по­ложение, помочь, если надо, выполнить движение.

Двигательная активность детей на занятиях к концу года уве­личивается по мере того, как они овладевают движениями. Ис­пользование имитационных движений и игровой формы обеспечи­вает к концу второго года жизни увеличение двигательной ак­тивности детей на занятии с 350 до 600 локомоций (по данным шагометрии).

При подборе и проведении физических упражнений особое внимание надо обращать на формирование правильной осанки и свода стопы. Этому способствуют упражнения, проводимые из исходного положения лежа на животе и спине (когда дополни­тельно обеспечивается разгрузка позвоночника), ходьба на но­сках, по ребристой доске и др.

Одним из важнейших условий успешного проведения занятий является правильная и четкая работа воспитателя. Он должен тщательно готовиться к каждому занятию, хорошо знать содер­жание комплекса физических упражнений для данной возраст­ной группы. Непосредственно перед занятиями воспитатель гото­вит все, что может ему понадобиться: подбирает необходимые пособия, игрушки, расставляет стульчики, скамейки. Он проверя­ет, хорошо ли проветрена комната, чист ли пол (если занятие проходит в помещении), подметена и полита ли площадка (если занятие организуется на открытом воздухе).

Помимо организованных занятий, отдельные физические упражнения можно проводить с детьми ежедневно в виде игры. Если в группе имеются дети которые значительно отстают в развитии двигательных умений, с ними надо проводить специальные занятия.