формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности 6

1.1. Понятие об общении 6

1.2. Особенности развития общения детей раннего возраста 11

1.3. Условия организации общения детей раннего возраста 24

Выводы по Главе 1 40

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности 41

2.1. Изучение уровня развития ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 41

2.2. Программное содержание непосредственно образовательной деятельности по формированию ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 50

2.3. Результаты исследования 54

Выводы по Главе 2 60

Заключение 61

Список литературы 64

Приложения 68

Введение

Актуальность темы. Ребенок с самого рождения включен в разносто-роннюю систему социальных связей. Психическое развитие ребенка проис-ходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Процесс социализации, формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, отношения к воспринимаемым социальным явлениям и поведения, соответствующего общепринятым нормам социума, базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и отношений между людьми (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова).

Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет правильная организация общения ребенка с взрослым.

Проблема общения в настоящее время выделилась в самостоятельную теоретическую проблему и получила широкое распространение в психолого-педагогической литературе. Ее изучению посвящены труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.К. Дьяченко, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской, Г.А. Цукерман, Н.И. Шевандрина, Я. Яноушека и др.

19 стр., 9144 слов

Формирование навыков общения во внеурочной деятельности

... партнера по общению. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Освоение культуры общения в младшем ... общение. Большую часть дня дети проводят, контактируя с окружающими людьми: сверстниками, учителями и другими людьми. Изменяется содержание общения, в него не входят темы, связанные с игрой, преобладает деловое общение. ...

Изучению роли общения в психическом развитии ребенка посвящены работы Л.Я. Венгера, А.А. Запорожца, Я.П. Коломинского, М.И. Лисиной. Они рассматривали общение как важнейший фактор психического развития ребенка и отмечали, что характер общения ребенка с взрослым оказывает определяющее влияние на успешность социализации личности ребенка. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности и к самому себе. Особое внимание в научной литературе уделяется особенностям общения у детей третьего года жизни, когда закладываются определенные паттерны социального взаимодействия, которые затем сохраняются у индивида на протяжении всей его жизни. В этом возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности: искажается формирование представлений детей о себе, отно-шения к себе, затруднено осознание себя как личности, снижается темп развития психических процессов и формирование коммуникативных умений, в связи с чем ребенок попадает в категорию дезадаптированных детей.

По мнению М.И. Лисиной, ведущей формой общения у ребенка в этом возрасте является ситуативно-деловая форма общения. Однако, несмотря на большое число теоретических и практических исследований, особенности формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятель-ности до конца не изучены. Поскольку усвоение социальных норм и ценно-стей происходит только в условиях общения, изучение этой проблемы является одной из важных теоретических и практических задач современного российского образования и психологии развития.

Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для успешной социализации в своевременном обществе, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.

Актуальность и недостаточная изученность данной области определили выбор темы настоящего исследования: «Формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности».

Цель исследования – изучить влияние непосредственно образовательной деятельности на формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.

Объект исследования: ситуативно-деловое общение у детей третьего года жизни.

Предмет исследования: формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...

... детей третьего года жизни 2.1 Физиологические особенности детей третьего года жизни 2.2 Психологические особенности детей третьего года жизни 2.3 Кризис 3-х лет Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ 3.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни ... субстанциональное проявление психологической адаптации (общение, контакт) - это взаимоконтакт, ...

Гипотеза: процесс формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в условиях организованной непосредственно образовательной деятельности будет протекать успешнее, если будет:

— развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и сверстниками;

— развивать у детей познавательную активность и любознательность.

— формировать у детей инициативность к общению и навыки вербаль-ного общения с взрослым и сверстниками.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

2 Изучить уровень развития ситуативно-делового общения у детей третьего года жизни.

3 Разработать содержание форм и методов формирования ситуативно-деловой формы общения в непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и апробировать.

4 Провести сравнительный анализ результатов I и III этапов сравни-тельного эксперимента и сделать вывод об эффективности его ис-пользования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1) Теоретические методы: анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственных позиций в изучаемой проблеме.

2) Эмпирические методы:

— психодиагностическая методика «Диагностика развития общения и речи у детей третьего года жизни» Е.О. Смирновой

— психолого-педагогический эксперимент;

Теоретическая значимость исследования: Исследование решает част-ную научную проблему особенностей развития ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни и возможностей ее формирования в процессе непосредственно образовательной деятельности, что дополняет имеющиеся в детской психологии и психологии развития данные о развитии коммуникативной сферы и особенностях психического развития на третьем году жизни.

Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования разработанных психолого-педагогических условий для формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

База исследования: МДОУ «Детский сад № 253 г. Челябинска».

Выборку испытуемых составили 40 детей третьего года жизни из чи-сла воспитанников двух младших групп детского сада – группы №1 и группы №2. Среди обследованных детей – 18 мальчиков и 22 девочки.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глава, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы представлен на 65 страницах. Список использованной литературы содержит 43 источника. Работа иллюстрирована 15 таблицами и 3 рисунками.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ситуа-тивно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности

1.1. Понятие об общении

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические ... Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. ...

Проблема общения является актуальной для многих наук. Общение неоднократно становилось объектом изучения педагогов [15; 16; 26] и психологов [3; 6; 14; 16; 18; 28; 34; 38; 41]. В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [1, с. 213].

Посредством общения осуществляются процессы обучения и воспитания, управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение и обмен информацией, культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом [2].

Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:

1. Деятельность – средство общения людей.

2. Общение – самостоятельная человеческая деятельность.

3. Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.

Современными авторами общение понимается как сложный много-гранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс [3, с. 106], и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [12, c. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуника…….

Список литературы

1. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [текст] / Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001. – 168 с.

2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие [текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Academia, 2000. – 264 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие [текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.

5. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению [текст] / А.В. Батаршев. – М.: Владос 2001. – 176 с.

6. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [текст] / А.А. Бодалев. – М. : Речь, 2007.

7. Верба, И. К. Психология эффективного общения [текст] / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.

8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.

9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. На-деина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.

10. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.

11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потен-циала дошкольников с общим недоразвитием речи [текст] / В.П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – С. 22-26.

12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008. – 336 с.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все ... средством обучения речевым тактикам и стратегиям. Без принуждения обходиться учит наука об общении цивилизованном и эффективном как воздействие речевое. Помимо этикетной нормативности, которую предполагает « ...

13. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [текст] : методическое пособие для психологов / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.

14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [текст] / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.

15. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учител [текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

16. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.

17. Кравцова, Е. Н. Ребенок внутри общения [текст] / Е.Н. Кравцова // До-школьное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.

18. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь [текст] / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.

19. Леонтьев, А. А. Психология общения [текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.

20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 214 с.

21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [текст] / М.И. Ли-сина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 144 с.

23. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.

24. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.

25. Мкртчян, М. А. О проблеме понимания в коммуникации [текст] / М.А. Мкртчян // Организационная психология. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.

26. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [текст] / А.В. Мудрик. – М.: РПО, 2001. – 320 с.

27. Немов, Р. С. Психология [текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.

28. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [текст] / Н.Н. Обозов. – К. : Наукова думка, 2006. – 374 с.

29. Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении [текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. – № 3. – С. 15-16.

30. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [текст] /Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 2009. – 216 с.

31. Развитие общения дошкольников со сверстниками [текст] / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.

32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С. Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

33. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.

34. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей [Текст] : методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 144 с.

35. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [текст] / О.В. Соловьева. – М., 1992.

36. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2007. – № 8. – С. 52-59.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... и устойчивость психических образований личности Человек как субъект общения и деятельности Литература Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. ... с. 155-161. А. Н. Леонтьев. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. ...

37. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 270 с.

38. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.

39. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [текст] / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

40. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М.: Детство-Пресс, 2003. – 384 с.

41. Эльконин, Д. Б. Детская психология [текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Ака-демия, 2006. – 384 с.

42. Якобсон, С. Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. – № 6. – С. 96-107.

43. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельно-сти [текст] / Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. – № 1. – С. 16-19.