Дидактические игры как средство формирования количественных представлений у детей пятого года жизни

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни 7

1.1. Физиологические и психологические механизмы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста 7

1.2 Анализ содержания и методах формирования количественных представлений у детей пятого года. 19

1.3 Характеристика дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни 28

Глава 2. Методические подходы к организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года 36

2.1 Оценка уровня индивидуального развития количественных представлений у детей пятого года жизни 36

2.2 Содержание и методика организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни. 39

Заключение 49

Список литературы: 51

Введение

Мы живем в век высоких технологий и больших объемов информации. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим человеку.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

5 стр., 2448 слов

Часть Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей: - несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус; - отсутствие системы в вопросах просвещения ...

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе. (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).

А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. А.М. Леушина, в работе по развитию количественных представлений у детей, особое внимание уделяет накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены А.М. Леушиной, В. В. Даниловой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой, Гальпереным, П. Я. Коронеева Г. А

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию.

Комплексная образовательная программа — программа, направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных областях, видах деятельности и или культурных практиках.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры, базирующиеся на современном математическом материале. Они закрепляют и расширяют математические знания детей, в том числе и о числе, счете и цифре, способствуют их интеллектуальному развитию (А.А. Агаева, 3.А. Михайлова А.А. Столяр, Г. Е. Сычева и др.).

Вопросы теории и практики дидактической игры рассматривались многими исследователями: Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, В.И. Логиновой и другими. Они отмечали взаимосвязь обучения и игры, определили структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики в том числе количественных представлений внесли Т.В. Васильева, Т. А. Мусейибова, Е. В. Сербина, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, М.К. Сай, Е.И. Удальцова, А.М. Леушина, Т.К. Жигалкина, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая и другие.

Исходя из выше сказанного, мы выделили актуальность и понятийный аппарат работы.

Актуальность данной темы обоснована тем, что в настоящее время в практику дошкольных учреждений внедряют одну из основных форм организации детей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования это дидактическая игра, которая предоставляет возможность детям перенести знания и умения, полученные в организованной образовательной деятельности в новых условиях.

Проблема: Каковы возможности организации дидактических игр как в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста?

Цель работы: изучение теоретических и практических основ организации дидактических игр в формировании количественных представлений, у детей пятого года жизни.

Объект работы: формирование количественных представлений у детей пятого года жизни

Предмет работы: особенности организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни

Задачи работы:

2 стр., 953 слов

Тема: Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ

Семинарское занятие №1 Тема: «Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста» Цель:систематизировать знания студентов о акалькулии и дискалькулии детского возраста. Основные понятия:акалькулия и дискалькулия. Формы работы: обсуждение вопросов плана, составление опорных схем, заполнение таблицы, анализ литературы, конспектирование литературы. Вопросы для ...

1. Изучение теоретических основ организации дидактических игр в формировании количественных представлений у дошкольников.

2. Выявление оценки индивидуального развития количественных представлений у детей пятого года жизни

3. Определение и апробация содержания и методики организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни

В работе были использованы следующие методы педагогического исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

2. Метод психолого-педагогической диагностики

3. Метод качественного анализа оценки индивидуального развития количественных представлений у детей пятого года жизни

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ Школа № 2075 дошкольное отделение № 1. В исследовании приняло участи 10 детей пятого года жизни

Глава 1. Теоретические основы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни

1.1. Физиологические и психологические механизмы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста

Количество — категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства .

Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам, которые изучали природу чисел.

Как особую категорию количество рассматривал Аристотель: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною, — то, что (делится) на части непрерывные» [5]

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года до пятнадцати месяцев

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года до пятнадцати месяцев. Тест с кубиками. Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в пятнадцать месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет в точности задание. ...

Число — основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для обозначения чисел служат цифры, а также символы математических операций. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта, понятие числа с развитием науки значительно расширилось.

В результате выделили следующие виды чисел:

— натуральные числа- получаемые при естественном счете

-рациональные числа — представленные в виде дроби

-целые числа — получаемые объединением натуральных чисел с множеством отрицательных чисел и нулем

-действительные числа — представляют собой расширение множества рациональных чисел, замкнутое относительно некоторых операций предельного перехода.

-простые — это натуральное число, которое имеет ровно два различных натуральных делителя: единицу и самого себя.

-порядковые числа — множество натуральных чисел

-количественные числа — число, выражающее содержимое множество, а не порядок его компонентов

К возникновению понятия числа приводят два вида деятель­ности: счет и измерение. Счет ведет к натуральному числу, измере­ние — к действительному числу.

Множество натуральных чисел называют натуральным ря­дом.

Он обладает свойствами:

— имеется начальное число (1);

— за каждым числом следует только одно число;

— каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а пре­дыдущее на 1 меньше последующего (n ± 1);

— натуральный ряд бесконечен.

При счете используются не все натуральные числа, а только их часть, достаточная для определения количества элементов в множестве.

9 стр., 4204 слов

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рапота-Охрименко В.С. Введение Актуальность Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей реализуется в Бюджетном учреждении социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Социально - ...

Число является результатом определения мощности множества дискретной совокупности объектов. Величина — это результат измерения непрерывного количества (например, каких-либо непрерывных признаков), которые получает выражение в числе.

Понятие числа возникает при необходимости давать количественную характеристику разным совокупностям, величинам; развитие данного происходит при практическом овладении такими операциями, как счет, измерения, сложение вычитание величин;

Понятие числа развивается в диалектической связи с другими математическими понятиями (система счисления арифметическое действие, величина).

Первое элементарное познание количества происходит в раннем дошкольном возрасте, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. Ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У детей формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. [9]

Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности. Ребенок имеет дело с конкретными количествами предметов (например, различного вида игрушками).

Действуя с предметами, ребенок сравнивает их количество и сообщает об этом: «Вот у меня сколько!», «А у меня больше!».

Отечественные психологи, педагоги, методисты (Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, В.В. Данилова и другие, занимавшиеся проблемой формирования количественных представлений, утверждали единство восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа. [9]

На четвертом году жизни для детей становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения. Закон сохранения количества («Число объектов в группе сохраняется независимо от того, как их расположить или растасовать» — Ж. Пиаже) познается детьми не сразу.

На пятом году жизни происходит освоение детьми счета — это длительный и сложный процесс. Счет как деятельность состоит из ряда компонентов:

— называние слов-числительных по порядку;

— соотнесение их с предметами (взаимно однозначно);

— определение итогового числа.

Для овладения счетной деятельностью необходимы рече-слухо-зрительно-двигательные связи. Необходимо умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путем наложения и приложения).

У детей постепенно формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в ряд, называясь по порядку).

[7, с. 85].

Н.А. Менчинская отмечала: «Детям свойственно воспроизводить „безытоговый счет“, неумение отвечать на вопрос „сколько всего?“». Осознание итогового значения числа приводит не только к умению отвечать на вопрос, но и сравнивать множества и числа на наглядной основе. Восприятие и мышление ребенка перестраиваются, вырабатывается осознание принципа сохранения количества. [20, с. 115].

Речевые и двигательные действия при счете проходят общий путь развития: от внешнего, развернутого к внутреннему, свернутому. Вначале ребенок говорит числительные, дотрагивается до каждого предмета рукой, завершает счет обобщающим жестом. Постепенно движения рук заменяются движением глаз, отпадает необходимость делать обобщающий жест, голос заменяет шепот, а потом молчание — все переходит в умственную работу.

Многочисленные исследования педагогов и психологов (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов. Эти этапы характеризуются как дочисловые. Цель первого этапа: ознакомление со структурой множества. Цель второго этапа: научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основная цель третьего этапа — ознакомить детей с образованием числа. Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления.

Кинестетический анализатор играет ведущую роль в формировании как самой деятельности счета, так и пред­ставлений о множественности и множестве. Счет вне движения невозможен. Например, мы считаем находящихся в группе детей, казалось бы, молча, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, перенося свой взор с одного человека на другого. Кроме того, мы мысленно произносим слова-числительные. Этих слов никто не слышит, однако физиологические исследова­ния при помощи специальной аппаратуры свидетельствуют о движении нашего речедвигательного аппарата

То же самое происходит и при восприятии множества другими анализатора­ми. Считая звуки, мы нередко не только мысленно называем числительные, но и слегка киваем головой или делаем другие ритмические движения (рукой, ногой), как бы отделяя каждый звук, и благодаря этому воспринимаем его более отчетливо. Не случайно И. М. Сеченов назвал двигательный анализатор дроб­ным анализатором времени и пространства.

Таким образом, счет вне участия в той или иной форме двигательного анализатора невозможен. И чем в меньшей степени развита у детей деятель­ность счета, тем большую роль в ней играет движение. Так, на самых ранних этапах развития счетной деятельности ребенок, сравнивая множества, действенно сопоставляет элементы одно­го множества с элементами другого один к одному, так как уста­навливает между ними взаимно-однозначное соответствие. Овла­девая счетом с помощью слов-числительных, он громко произ­носит их, показывая на предметы и действенно соотнося каждое из них с одним из элементов множества. И даже тогда, когда взрослые, считая глазами, молча, встречаются с теми или ины­ми затруднениями, они неизбежно прибегают к движениям руки (например, при подсчете голосов в большой аудитории).

Пока­зывающая рука счетчика помогает более четко сосчитать подня­тые руки голосующих.

Не случайно и то, что почти во всех языках первые слова-числительные состоят из односложных слов.

В нашем русском языке числительное один нередко заменя­ется односложным словом раз. Слова-числительные раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и т. д. позволяют отметить ритм движе­ния. Поэтому они широко используются там, где требуется четко воспроизвести ритм, — на физкультурных занятиях, при обу­чении музыке, пению, танцам, в ритмической гимнастике и т. д.

Народная педагогика подметила связь первых слов-числи­тельных с движением и создала так называемые считалочки

Все это дает основание считать двигательный анализатор веду­щим в отсчитывании элементов множеств и в формировании пер­вых представлений о множестве.

Различную роль на разных этапах развития играют и другие анализаторы.

Рассмотрим роль зрительного анализатора, в раннем детстве, когда внимание ребенка привлечено к грани­цам множества, когда в первую очередь фиксируются именно они значительно усиливается роль зрительного анализатора. Дети зрительно воспринимают множество как единое простран­ственно-замкнутое целое. В дальнейшем все в большей и в боль­шей степени развивается взаимодействие двух анализаторов: зрительного и двигательного, чему в значительной мере способ­ствует правильное педагогическое руководство. Приемы нало­жения и приложения ставят детей перед необходимостью вос­принять не только множество в его границах, но и зрительно следить за каждым элементом множества и воспроизводить его; это перестраивает, как уже говорилось выше, характер движе­ния рук детей (см. стр. 60).

Зрительное восприятие целого в единстве с его элементами становится все более совершенным.

Линейное расположение элементов множеств помогает раз­витию у детей умений отмечать рукою и следить глазами за последовательностью всех элементов множества слева напра­во. Это, в свою очередь, формирует стереотип в движениях глаз и руки, прослеживающих каждый из предметов совокупнос­ти, и готовит детей к счетной операции с помощью слов-числи­тельных.

При дочисловом сравнении множеств путем сопоставления элементов множеств один к одному ребенок подводится через движение к зрительному восприятию. Сравнивая обе совокуп­ности, он видит равенство и неравенство их. Таким образом, дей­ственно и зрительно воспринимая множество в его единстве с элементами, ребенок начинает различать множества по их мощ­ности и отражать это в слове. Постепенно у детей формируется потребность не только различать, но и считать количество эле­ментов с помощью слов-числительных: рече-двигательный анали­затор вступает в связь с движением руки и глаз и со зрительным восприятием совокупности. В условиях правильно организован­ной педагогической работы эти связи развиваются.

Все это еще раз подтверждает вывод о том, что не с обучения счету с помощью слов-числительных следует начинать обучение маленьких детей, а с действенного создания множеств самими детьми и сравнения их приемами наложения и приложения, что постепенно знакомит детей с равенством и неравенством сово­купностей («Грибков на верхней полоске больше, а кружков на нижней меньше, или: зайчиков больше, а морковок меньше, или: кукол и чашек поровну, чашек столько, сколько кукол», и т. д.).

Наиболее отчетливому зрительному восприятию множества как целого и его элементов способствует линейное расположе­ние множества.

Какую же роль играет называние детьми числительных, в ко­тором участвует рече-двигательный анализатор?

Дети очень рано склонны повторять за взрослыми слова-чис­лительные. Чем же это вызвано и какую функцию они выпол­няют?

Дети четырех-пяти лет, раскачиваясь на качалке, сопровож­дают свои движения называнием числительных: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, четырнадцать, а затем после остановки…

Список литературы:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования — М. 2014. — 32с

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 354с.

3. Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2−7 лет — М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Белошистая А. В., Формирование и развитие математических способностей дошкольников — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400с.

5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду — М.: Академия, 1997. — 158с.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов / Е. В. Зворыгина [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. — 4-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 144с

7. Ерофеева Т.И. Дошкольник, а изучает математику: а Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4 -5 лет Т.И. Ерофеева. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с.

8. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян [и др.]; под. Ред. С. Л. Новоселовой — М.: Просвещение, 1989. — 286 с

9. Ксиланская В. Е. Математическая карусель / Дошкольное образование. — 2012. — а № 18. — С.28.

10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 10-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 416 с

11. Леушина А.М., Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста — М.: Просвещение, 1974. — 368с.

12. Метлина Л.С. Математика в детском саду — М.: Просвещение, 1984. — 256с.

13. Михайлова З.А., Носова Е.А. и др. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста.? М.: Детство-Пресс, 2008.? 392с.

14. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников — М.: Просвещение, 1985 — 96с

15. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / Авт.- сост. Стасова Л.П.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2014−108с.

16. Сербина Е.В., Математика для малышей. — М.: Просвещение, 1992. -80с.

17. Тарабанина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Академия развития, а Академия, а Ко: а Академия, а холдинг. а 2009. -240с.

18. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. (Хрестоматия в 6 частях).

Составители канд. а Пед. а Наук, а профессор, а З.А. а Михайлова, а канд. а Пед. а Наук, а Р.Л. а Непомнящая: а Издательство, а фирма, а Икар, а Санкт, а — а Петербург, а 1996. -136с.

19. Ушинский К.Д. О первоночальном обучении счету//Избр. Пед. Соч. -М., 1986.

20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988 — 303с.

21. Фрейлах Н.И. Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) — М.: Издательский Дом «Форум», 2014. — 207с.

22. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392с.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.