Федеральное агентство по образованию 14

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________В.А.Иванов

«____»_________________200 г.

ПРОГРАММА

педагогической практики студентов

в дошкольных образовательных учреждениях

компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта

(умственно отсталых и с задержкой психического развития)

по специальности 050717.65

Специальная дошкольная педагогика и психология

Декан факультета

_________________________

«_22_»______сентября______2008 г.

Программа утверждена на

заседании кафедры

от «_22_»_____сентября____2008 г.

протокол № ______1_________

Заведующий кафедрой

_________________________

«_22_»______сентября______2008 г.

Йошкар-Ола

2008

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.

2.Цели и задачи педагогической практики.

3.Организация и руководство практикой.

4.Содержание практики.

5.Права и обязанности студента.

6.Обязанности методистов по предмету.

7.Обязанности курсового (группового) руководителя практики (заключить договор с базами практик, составить приказ о направлении студентов на практику, провести установочную и заключительную конференции, провести инструктаж по технике безопасности во время практики, контролировать качество прохождения практики студентами и т.д.).

5 стр., 2285 слов

Место практики в структуре образовательной программы

... том числе технологическая практика, педагогическая практика); научно-исследовательская работа (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); клиническая практика, исполнительская практика, творческая практика. Способы проведения практики: стационарная; выездная; выездная ...

8.Сведения о местах проведения практики:

а) наименование вида практики в соответствии с учебным планом;

б) места проведения практики;

в) сроки действия договоров.

9.Перечень отчетной документации студентов.

10.Критерии оценок практики (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.

12. Приложения (формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т.д.)

Пояснительная записка

Педагогическая практика студентов отделения дошкольной дефектологии занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Особая роль отводится рассмотрению проблемы изучения психического развития ребенка со специфическими образовательными потребностями, анализу методов, применяемых при первичном психолого-педагогическом обследовании с целью составления коррекционно-образовательных программ, при динамическом наблюдении за продвижением ребенка в процессе коррекционной работы.

В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они составляют сравнительные карты психического развития нормального и аномального ребенка, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиций последних достижений психолого-педагогических наук.

Целью педагогической практики является воспитание профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики коррекционного педагога дошкольных образовательных учреждений.

Задачи:

  1. Уточнение, закрепление и расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития.
  2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации.
  3. Формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования.
  4. Ознакомление студентов с организацией коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития).
  5. Обучение студентов наблюдению за педагогическим процессом, учению анализировать полученные данные, осмыслению педагогических фактов и явлений.
  6. Ознакомление с координацией работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом с целью эффективного медицинского воздействия на ребенка.
  7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
  8. Формирование у студентов умений и навыков проведения коррекционно-воспитательных занятий с детьми изучаемых категорий.
  9. Изучение и обобщение передового педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами педагогического мастерства.

Студенты должны знать:

19 стр., 9287 слов

Особенности тревожно-фобических состояний у детей с умственной отсталостью

... сопутствующие основному нарушению. Имеются определённые данные о том, что страх и тревога как вторичные аффективные расстройства наблюдаются при различных дизонтогениях, в частности у умственно отсталых детей (О.С. ...

  • объект, субъект и предмет изучения олигофренопедагогики;
  • задачи олигофренопедагогики;
  • основные методы исследования, применяемые в олигофренопедагогике;
  • этапы развития помощи детям с нарушением интеллекта в России и за рубежом;
  • систему помощи детям с нарушением интеллекта в России;
  • теоретические основы олигофренопедагогики;
  • особенности воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития): в младенческий период, в раннем и дошкольном возрасте;
  • основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с особыми образовательными потребностями;
  • положительные и отрицательные параметры дифференцированного и интегрированного обучения детей сс специальными образовательными потребностями;
  • содержание дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • содержание школьного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • методы, приемы и средства воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • формы организации воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • алгоритм проведения психолого-педагогической диагностики знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • методы и формы работы с родителями детей с нарушением интеллекта по включению их в коррекционно-педагогический процесс;
  • содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в условиях специального дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Студенты должны уметь:

  • анализировать программы, учебные пособия для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
  • проводить психолого-педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития);

— проводить анализ полученных экспериментальных данных;

— составлять психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого ребенка и ребенка с задержкой психического развития.

— применять на практике теорию обучения и воспитания детей данных категорий;

9 стр., 4134 слов

Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

... влияние трудового воспитания на развитие личности детей с нарушениями умственно развития. Практическая значимость заключается в подборе ... страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Для умственно отсталых характерно недоразвитие ... личностное развитие учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ...

  • осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью эффективной социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития);

— владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива образовательного учреждения компенсирующего вида;

-осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей в учебно-воспитательном процессе;

-планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;

-проводить работу с родителями детей с нарушением интеллекта.

Содержание деятельности студентов на педагогической практике

  1. Знакомство с годовым планом педагогической работы дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития).
  2. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах.
  3. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы в одной возрастной группе (изучение календарного и индивидуального планов коррекционного педагога).
  4. Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка).

    Беседа с педагогами-воспитателями, с врачом-психоневрологом, с другими членами пед. коллектива. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана работы с ребенком.

  5. Разработка конспектов и проведение фронтальных и индивидуальных занятий (пробных и открытых) с детьми.
  6. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми.
  7. Изготовление дидактических пособий.

На первом этапе проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом дошкольного учреждения.

В детском саду студенты знакомятся с задачами коррекционно-воспитательной работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима дня детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками одной возрастной группы, в которой они будут проходить практику.

В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом-психоневрологом для изучения форм координации работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка. Специалист обращает внимание на роль биологического и социального факторов в развитии каждого ребенка. При этом он акцентирует внимание на медицинской поддержке детей в настоящий момент.

На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с коррекционным педагогом, с педагогами-воспитателями, врачом-психоневрологом, музыкальным руководителем, инструктором по ритмике и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка.

Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.

На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с коррекционным педагогом группы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, студенты посещают занятия с детьми в разных возрастных группах с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа, а затем — в закрепленных за ними группах.

В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми коррекционный педагог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми.

На открытом занятии присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, подбирать и адекватно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается коррекционным педагогом.

При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть «зону ближайшего развития». При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период педагогической практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-развивающей программе, а в итоге проводит открытое занятие.

При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается коррекционным педагогом.

Каждый студент должен провести следующие открытые занятия: два фронтальных и одно индивидуальное. Кроме того, подгруппа студентов (2-3 человека) организует воспитательное мероприятие с детьми своей группы (Например, «Кукольный театр», «Инсценировка сказки», «Здравствуй, весна !» и пр.).

Это мероприятие анализируется и оценивается коррекционным педагогом и методистом.

Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методисты и коррекционные педагоги анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения занятий. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.

Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.

Основные права и обязанности студентов

Студенты имеют право:

  • на обеспечение программой педагогической практики и нормативными документами;
  • на участие в психолого-медико-педагогических обсуждениях детей с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталых и с задержкой психического развития);
  • на знакомство с необходимым дидактическим материалом, пособиями, литературными источниками по проблемам воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями;
  • на консультацию методиста практики и членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Студенты обязаны:

  • подчиняться режиму дошкольного образовательного учреждения;
  • работать по графику, утвержденному программой педагогической практики;
  • проводить фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия с детьми;
  • проводить психолого-педагогическое обследование одного ребенка и составлять развернутую характеристику;
  • взаимодействовать с членами педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, знакомить их с результатами обследования;
  • оформить отчетную документацию;
  • отвечать за жизнь и здоровье детей, находящихся на занятии;
  • соблюдать правила техники безопасности.

Перечень учебных дисциплин и тем, подлежащих освоению в процессе педагогической практики.

Учебные дисциплины и темы, подлежащие освоению в процессе педагогической практики

1.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

1.1

Задачи и содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта

1.2

Принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта

1.3

Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта

1.4

Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

1.5

Планирование коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением интеллекта

1.6

Развитие познавательной деятельной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта

1.7

Формирование деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и трудовой.

1.8

Нравственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

1.9

Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта

1.10

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта

1.11

Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с нарушением интеллекта

2.12

Подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению в школе

2.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

2.1

Задачи и содержание воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

2.2

Принципы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР.

2.3

Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР

2.4

Организация коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с ЗПР.

2.5

Планирование коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР.

2.6

Развитие познавательной деятельной деятельности дошкольников с ЗПР

2.7

Формирование деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и трудовой.

2.8

Нравственное воспитание дошкольников с ЗПР

2.9

Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР.

2.10

Физическое воспитание детей с ЗПР.

2.11

Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками, имеющими ЗПР.

2.12

Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе

2.13

Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми, имеющими ЗПР.

Содержание программы педагогической практики

  1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталых).

Тема 1.1. Задачи и содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

Обучение как фактор развития детей с нарушением интеллекта. Коррекционная направленность обучения. Зависимость содержания обучения от познавательных возможностей ребенка.

Задачи образования дошкольников с нарушением интеллекта: образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и практические.

Изменения задач и содержания образования детей с нарушением интеллекта на стыке 20-21 веков в России и за рубежом, их причины.

Государственные стандарты дошкольного и общего образования умственно отсталых учащихся как документы, определяющие образовательные нормативы с учетом психических особенностей данной категории детей. Цели государственного стандарта дошкольного образования умственно отсталых детей. Базисный план. Инвариантность федерального и вариативность национально-регионального компонентов базисного плана. Учебный план специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Структура, принципы построения.

Тема 1.2. Принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.

Общие и специфические принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта: раннее начало коррекционной работы, коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принципы: доступности, систематичности, научности, сознательности и активности учащихся, сочетания слова, наглядности и практической деятельности, осуществления межпредметных связей, непрерывности и вариативности повторения учебного материала, опоры на сохранные анализаторы, воспитания личности в процессе деятельности, единства требований к воспитаннику и уважение к нему, сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности детей. Своеобразие реализации общепедагогических принципов в образовании детей с нарушением интеллекта.

Тема 1.3. Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

Методы воспитания и обучения, используемые в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми дошкольниками. Границы применимости методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Специфика их использования. Зависимость выбора методов от конкретной дидактической или воспитательной задачи, содержания, организационных форм, психофизических и возрастных особенностей детей, различных возможностей в усвоении материала в условиях фронтального, группового и индивидуального обучения и воспитания.

Характеристика приемов воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.

Создание развивающей среды. Наглядные и технические средства воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. Использование компьютеров в обучении детей данной категории.

Формы организации коррекционно-педагогического процесса: коллективные, групповые и индивидуальные. Место и роль групповых и индивидуальных коррекционных занятий в педагогическом процессе специального дошкольного учреждения. Принципы построения занятий. Их планирование и содержание. Анализ занятий. Роль экскурсий в обогащении, уточнении и систематизации представлений детей об окружающем мире.

Тема 1.4. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

Комплектование групп специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Режим дня.

Педагогические кадры специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Должностные обязанности педагогического персонала. Взаимосвязь в работе олигофренопедагога, педагогов-воспитателей и родителей.

Личностные качества педагогов, необходимые для работы с детьми данной категории.

Тема 1.5. Планирование коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением интеллекта.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением интеллекта олигофренопедагогом и педагогом-воспитателем. Постановка основных задач работы с группой. Проектирование индивидуального развития каждого ребенка.

Виды планирования. Планирование фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, планирование руководства деятельностью. Планирование досугов, праздников и развлечений. Особенности планирования коррекционно-педагогической работы на 1-2 и 3-4 годах обучения.

Формы планирования. Годовой план. Перспективный план. Календарный план. Условия грамотного планирования коррекционно-педагогической работы.

Методика планирования коррекционно-педагогической работы.

Формы учета и контроля коррекционно-педагогической работы.

Тема 1.6. Развитие познавательной деятельной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Общие и специфические задачи развития познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта в раннем и дошкольном возрасте. Место развития познавательной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми. Ведущая роль обучения в развитии.

Развитие внимания детей как необходимого условия обучения.

Сенсорное воспитание умственно отсталых дошкольников. Задачи, содержание и методы сенсорного воспитания.

Формирование мыслительной деятельности.

Роль знаний и представлений об окружающем мире в умственном развитии детей.

Роль формирования элементарных математических представлений в умственном развитии детей с нарушением интеллекта.

Развитие речи детей данной категории как основа для развития мышления.

Значение формирования всех видов детской деятельности в умственном развитии дошкольников.

Развитие познавательных интересов у детей с нарушением интеллекта в процессе воспитания и обучения.

Формирование общеинтеллектуальных умений.

Роль семьи в развитии познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Тема 1.7. Формирование деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и трудовой.

Роль деятельности в психическом развитии дошкольника.

Структура деятельности (мотивационно-потребностный план, ориентировочно-исследовательский этап, операционально-технический этап, контрольно-целевой этап).

Особенности развития деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Особенности развития предметной деятельности детей данной категории. Задачи, содержание и методы формирования предметной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Особенности развития игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников. Задачи, содержание и методы формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Особенности развития трудовой деятельности у умственно отсталых дошкольников. Задачи, содержание и методы формирования трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Особенности развития продуктивных видов деятельности у умственно отсталых дошкольников. Задачи, содержание и методы формирования изобразительной и конструктивной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Тема 1.8. Нравственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Своеобразие усвоения нравственных норм детьми с нарушением интеллекта. Задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников данной категории. Особенности формирования у детей с нарушением интеллекта нравственных чувств, представлений, поведения.

Методы формирования нравственного поведения, представлений и чувств. Ведущая роль привычек в воспитании адекватного поведения у детей с нарушением интеллекта.

Значение детского коллектива в воспитании и развитии детей. Особенности формирования детского коллектива в специальном дошкольном учреждении.

Нравственное воспитание детей в семье.

Тема 1.9. Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

Специфика развития эстетических представлений и чувств у детей с нарушением интеллекта.

Место эстетического воспитания в системе коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.

Задачи и содержание эстетического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта.

Основные направления эстетического воспитания: музыкальное развитие и ритмика, изобразительное искусство, ознакомление с художественной литературой, театрализованная деятельность.

Особенности использования методов и средств эстетического воспитания при работе с дошкольниками.

Эстетическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье.

Тема 1.10. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

Своеобразие физического развития дошкольников с нарушением интеллекта.

Место физического воспитания в системе коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.

Задачи и содержание работы по физическому воспитанию детей в раннем и дошкольном возрасте. Оздоровительные мероприятия, рациональное питание, охранительный режим. Занятия по физическому воспитанию. Связь физического воспитания с практической и трудовой деятельностью детей. Индивидуальный и дифференцированный подход в определении физической нагрузки.

Роль семьи в физическом воспитании детей с нарушением интеллекта.

Тема 1.11. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с нарушением интеллекта.

Задачи и основные направления индивидуальной работы с умственно отсталым ребенком.

Содержание индивидуальной работы. Формы и методы индивидуальной работы с детьми. Основные требования к проведению индивидуальных занятий с детьми разного возраста.

Взаимосвязь индивидуальной и фронтальной коррекционно-педагогической работы.

Тема 1.12. Подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению в школе.

Понятие «готовность к школьному обучению». Интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты школьной зрелости, их содержание и педагогический контекст.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию готовности детей с нарушением интеллекта к продолжению обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Преемственность коррекционно-педагогической работы дошкольного учреждения и школы для детей с нарушением интеллекта. Согласованность содержания, форм, методов обучения в детском саду и школе. Формы связи специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта и специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подготовке ребенка с нарушением интеллекта к обучению в школе.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (зпр)

    Тема 2.1. Задачи и содержание воспитания и обучения детей с зпр в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

    Задачи дошкольного воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Типовая программа воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в ДОУ компенсирующего вида.

    Тема 2.2. Принципы воспитания и обучения дошкольников с зпр.

    Общие и специфические принципы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР: раннее начало коррекционной работы, коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принципы: доступности, систематичности, научности, сознательности и активности учащихся, сочетания слова, наглядности и практической деятельности, осуществления межпредметных связей, непрерывности и вариативности повторения учебного материала, опоры на сохранные анализаторы, воспитания личности в процессе деятельности, единства требований к воспитаннику и уважение к нему, сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности детей. Своеобразие реализации общепедагогических принципов в образовании детей с ЗПР.

    Тема 2.3. Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с зпр.

    Методы воспитания и обучения, используемые в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками, имеющими ЗПР. Зависимость выбора методов от конкретной дидактической или воспитательной задачи, содержания, организационных форм, психофизических и возрастных особенностей детей, различных возможностей в усвоении материала в условиях фронтального, группового и индивидуального обучения и воспитания.

    Характеристика приемов воспитания и обучения детей с ЗПР.

    Создание развивающей среды. Наглядные и технические средства воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Использование компьютеров в обучении детей данной категории.

    Формы организации коррекционно-педагогического процесса: коллективные, групповые и индивидуальные. Место и роль групповых и индивидуальных коррекционных занятий в педагогическом процессе специального дошкольного учреждения. Принципы построения занятий. Их планирование и содержание. Анализ занятий. Роль экскурсий в обогащении, уточнении и систематизации представлений детей об окружающем мире.

    Тема 2.4. Организация коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с зпр.

    Общая характеристика контингента дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР. Комплектование групп специальных дошкольных учреждений для детей с ЗПР. Режим дня.

    Педагогические кадры специальных дошкольных учреждений для детей с ЗПР. Должностные обязанности педагогического персонала. Взаимосвязь в работе коррекционного педагога, педагогов-воспитателей и родителей. Специфические трудности обучения при ЗПР.

    Личностные качества педагогов, необходимые для работы с детьми данной категории.

    Тема 2.5. Планирование коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими зпр

    Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР коррекционным педагогом и педагогом-воспитателем. Постановка основных задач работы с группой. Проектирование индивидуального развития каждого ребенка.

    Виды планирования. Планирование фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, планирование руководства деятельностью. Планирование досугов, праздников и развлечений. Особенности планирования коррекционно-педагогической работы на 1-2 и 3-4 годах обучения.

    Формы планирования. Годовой план. Перспективный план. Календарный план. Условия грамотного планирования коррекционно-педагогической работы.

    Методика планирования коррекционно-педагогической работы.

    Формы учета и контроля коррекционно-педагогической работы.

    Тема 2.6. Развитие познавательной деятельной деятельности дошкольников с зпр.

    Особенности развития познавательной деятельности у детей с ЗПР.

    Общие и специфические задачи развития познавательной деятельности у детей с ЗПР в раннем и дошкольном возрасте. Место развития познавательной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми. Ведущая роль обучения в развитии.

    Развитие внимания детей как необходимого условия обучения.

    Сенсорное воспитание дошкольников с ЗПР. Задачи, содержание и методы сенсорного воспитания.

    Формирование мыслительной деятельности.

    Роль знаний и представлений об окружающем мире в умственном развитии детей.

    Роль формирования элементарных математических представлений в умственном развитии детей с ЗПР.

    Развитие речи детей данной категории как основа для развития мышления.

    Значение формирования всех видов детской деятельности в умственном развитии дошкольников.

    Развитие познавательных интересов у детей с ЗПР в процессе воспитания и обучения.

    Формирование общеинтеллектуальных умений.

    Роль семьи в развитии познавательной деятельности ребенка с ЗПР.

    Тема 2.7. Формирование деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и трудовой.

    Роль деятельности в психическом развитии дошкольника.

    Структура деятельности (мотивационно-потребностный план, ориентировочно-исследовательский этап, операционально-технический этап, контрольно-целевой этап).

    Особенности развития деятельности у детей с ЗПР.

    Особенности развития предметной деятельности детей данной категории. Задачи, содержание и методы формирования предметной деятельности у дошкольников с ЗПР.

    Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с ЗПР. Задачи, содержание и методы формирования игровой деятельности у дошкольников данной категории.

    Особенности развития трудовой деятельности у дошкольников с ЗПР. Задачи, содержание и методы формирования трудовой деятельности у детей с ЗПР.

    Особенности развития продуктивных видов деятельности у дошкольников данной категории. Задачи, содержание и методы формирования изобразительной и конструктивной деятельности у дошкольников с ЗПР.

    Тема 2.8. Нравственное воспитание дошкольников с зпр

    Своеобразие усвоения нравственных норм детьми с ЗПР. Задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников данной категории. Особенности формирования у детей с ЗПР нравственных чувств, представлений, поведения.

    Методы формирования нравственного поведения, представлений и чувств. Ведущая роль привычек в воспитании адекватного поведения у детей с ЗПР.

    Значение детского коллектива в воспитании и развитии детей. Особенности формирования детского коллектива в специальном дошкольном учреждении.

    Нравственное воспитание детей в семье.

    Тема 2.9. Эстетическое воспитание дошкольников с зпр.

    Специфика развития эстетических представлений и чувств у детей с ЗПР.

    Место эстетического воспитания в системе коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.

    Задачи и содержание эстетического воспитания дошкольников с ЗПР.

    Основные направления эстетического воспитания: музыкальное развитие и ритмика, изобразительное искусство, ознакомление с художественной литературой, театрализованная деятельность.

    Особенности использования методов и средств эстетического воспитания при работе с дошкольниками.

    Эстетическое воспитание ребенка с ЗПР в семье.

    Тема 2.10. Физическое воспитание детей с зпр.

    Своеобразие физического развития дошкольников с ЗПР.

    Место физического воспитания в системе коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.

    Задачи и содержание работы по физическому воспитанию детей в раннем и дошкольном возрасте. Оздоровительные мероприятия, рациональное питание, охранительный режим. Занятия по физическому воспитанию. Связь физического воспитания с практической и трудовой деятельностью детей. Индивидуальный и дифференцированный подход в определении физической нагрузки.

    Роль семьи в физическом воспитании детей с ЗПР.

    Тема 2.11. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками, имеющими зпр.

    Задачи и основные направления индивидуальной работы с ребенком, имеющим ЗПР.

    Содержание индивидуальной работы. Формы и методы индивидуальной работы с детьми. Основные требования к проведению индивидуальных занятий с детьми разного возраста.

    Взаимосвязь индивидуальной и фронтальной коррекционно-педагогической работы.

    Тема 2.12. Подготовка детей с зпр к обучению в школе.

    Понятие «готовность к школьному обучению». Интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты школьной зрелости, их содержание и педагогический контекст.

    Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию готовности детей с ЗПР к продолжению обучения в специальной (коррекционной) школе VII вида.

    Преемственность коррекционно-педагогической работы дошкольного учреждения и школы для детей с ЗПР. Согласованность содержания, форм, методов обучения в детском саду и школе. Формы связи специального дошкольного учреждения для детей с ЗПР и специальной (коррекционной) школы VII вида.

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подготовке ребенка с ЗПР к обучению в школе.

    Тема 2.13. Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми, имеющими зпр

    Консультирование родителей об особенностях воспитания ребенка в семье, о стиле общения с ним, по организации его режима дня, по созданию оптимальных условий для его развития. Обучение родителей доступным приемам коррекционно-педагогической работы с детьми разного (начиная с самого раннего) возраста и с различной степенью выраженности задержки психического развития.

    Учет и использование коррекционным педагогом: -социально-психологического микроклимата семьи (культурные и национальные традиции); -включение опыта семьи в использование различных форм времяпровождения в систему взаимодействия с ДОУ по организации совместных занятий и развлечений родителей с детьми. Ведение дневника “События моей жизни” детьми совместно с родителями или другими значимыми взрослыми.

    Критерии оценок педагогической практики.

    Отношение к педагогической деятельности и выполнение отдельных видов деятельности на разных этапах практики:

    -участие в конференциях;

    -умение планировать свою педагогическую деятельность;

    -умение общаться с детским коллективом;

    -умение общаться с педагогическим коллективом образовательного учреждения;

    -качество проведения фронтальных и индивидуальных занятий;

    -умение проводить психолого-педагогическое обследование детей;

    -умение анализировать собранный материал;

    -умение обобщать педагогический опыт;

    -умение оформлять отчетную документацию.

    Учебно-методическое обеспечение педагогической практики. Задания для самостоятельной работы.

    1. Развитие взглядов и концепций диагностического изучения детей с отклонениями в развитии.

    2. Обследование познавательного развития ребенка в младенческом возрасте.

    3. Изучение психического развития ребенка раннего возраста.

    4. Клинический аспект изучения психического развития детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    5. Изучение ведущей деятельности как один из компонентов комплексного изучения.

    6. Изучение психических процессов в разные периоды жизни ребенка.

    7. Особенности изучения контрольных функций у детей разных возрастов.

    8. Коррекционно-педагогическая работа по формированию сенсорно-перцептивной способности у детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    9. Основные направления работы по умственному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    10. Основные направления работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    11. Организация и содержание коррекционной работы по социально-личностному развитию детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    12. Использование элементов изобразительной деятельности на различных занятиях. Цель и коррекционно-развивающий эффект.

    14. Основные принципы построения и требования к разработке коррекционных программ воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) дошкольного возраста.

    17. Обучение игре — важнейшая задача коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

    18. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) бытовой отобразительной игре.

    Организация, содержание и методы обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) ролевой игре.

    20. Роль игры в формировании психологической готовности детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) к обучению в школе.

    21. Особенности представлений дошкольников, страдающих интеллектуальными нарушениями, о явлениях окружающей действительности.

    22. Основные направления работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    23. Организация работы по ознакомлению детей с природой.

    24. Организация работы по ознакомлению дошкольников, страдающих интеллектуальными нарушениями, с ближайшим окружением.

    25. Основные направления работы по сенсорному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) на занятиях данного раздела программы.

    26. Развитие устной речи и обогащение словаря на занятиях по данному разделу программы.

    27. Использование коррекционно-развивающих возможностей игры в процессе формирования представлений о явлениях окружающего мира и развития речи.

    31. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) грамоте.

    32. Основные этапы работы по подготовке дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) к письму.

    33. Особенности коррекционной работы над художественными произведениями с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

    34. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) в процессе работы над картиной.

    35. Формирование математических представлений как средство коррекции познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    36. Особенности формирования представлений о величине (форме, времени, пространстве) у детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    37. Особенности формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    38. Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) выполнению арифметических действий.

    1. Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) решению арифметических задач.

    40. Особенности применения различных наглядных средств в формировании математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    43. Особенности продуктивной деятельности детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

    44. Виды и методика проведения подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию в различных возрастных группах.

    45. Виды упражнений и методика работы по коррекции мелкой моторики.

    Литература

    • -Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
    • -Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушение психического развития. — М., 1992.
    • -Бугрименко Е.А., Венгер Л.А. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — М., 1992.
    • -Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб., 1996.
    • -Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач. — СПб., 1992.
    • -Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. Соч. в 6 томах. Т. 5.- М., 1982.
    • -Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1980.
    • -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста . /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1982.
    • -Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.-М., 1991.
    • -Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М., 1985.
    • -Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. /Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 1998.
    • -Диагностика умственного развития дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1978.
    • -Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
    • -Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред. А.А. Венгер. — М., 1978.
    • -Дети с временными задержками развития./ Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер- М., 1971.
    • -Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития.//Хрестоматия/Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. — СПб, 1999.
    • -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста . /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1982.
    • -Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.Н. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.
    • -Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
    • -Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта/ж. “Дефектология”, № 6, 1999.
    • -Жаренкова Г.И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации. // Обучение детей с ЗПР / Пособие для учителя. — М.. 1981.
    • -Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.
    • -Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века.-М., 1995.
    • -Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб. научных трудов/ Под ред. Н.Г. Морозовой.-М., 1976.
    • -Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1989.
    • -Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998.
    • -Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.- М., 1993.
    • -Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школе./ Дефектология.- 1981.- N 6.
    • -Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.. 1973.
    • -Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1989.
    • -Коррекционно-развивающее обучение. Программно-методические материалы. Начальная школа, 2-е издание. Составитель С.Г. Шевченко. — М., 1999.
    • -Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997.
    • -Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
    • -Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
    • -Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
    • -Марковская И.Ф. Задержка психического развития. — М., 1993.
    • -Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.- М., 1997.
    • -Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. /Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой. — СПб., 1996.
    • -Обучение детей с задержкой психического развития./ Под ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994.
    • -Программы для специальных лошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.-М., 1991.
    • -Программа. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.-М., 1983.
    • -Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб., 2001.
    • -Программы для 0-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта).-М., 1997.
    • -Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.-М., 1999.
    • -Проект типовой программы коррекционного обучения детей с ЗПР. Институт коррекционной педагогики, 1989.
    • -Пантюхина Г. В., Печора К. Л, Фрухт Э. Л. Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни. — М., 1979.
    • -Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста./ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.
    • -Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко.-СПб., 1996.
    • -Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, профилактика, коррекция. — М., 1998.
    • -Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.
    • -Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой.-М., 2000.
    • -Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой.-М., 2001.
    • -Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.
    • -Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990.
    • -Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1965.
    • -Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.
    • -Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н.- Новгород, 1994.
    • -Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи.// Психическое развитие в детских возрастах./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М- Воронеж, 1995.
    • -Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1999.

    Приложение

    1. Отчетная документация.

    К концу педагогической практики студенты должны сдать руководителю практики следующие документы:

    1. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту).
    2. Конспекты проведенных открытых занятий и воспитательного мероприятия (в двух экземплярах).
    3. Протокол психолого-педагогического обследования.
    4. Развернутую психолого-педагогическую характеристику ребенка.
    5. Отчет о прохождении педагогической практики.
    1. Примерная схема дневника педпрактики.

    Оформление титульного листа:

    Дневник педагогической практики

    в дошкольном образовательном учреждении

    для детей с нарушением интеллекта

    (умственно отсталых или

    с задержкой психического развития)

    студентки Ф.И.О.

    На первой странице указываются номер и тип дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики. На следующей странице фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена коррекционного педагога и педагогов-воспитателей. Затем дается состав группы (возраст детей, год обучения в данном учреждении, режим дня, расписание (сетка) занятий).

    Далее в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы.

    Дата

    Проведенные мероприятия

    Выводы

    1. Примерная схема анализа занятий.

    1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме и данному разделу; предшествующая работа с детьми по данной теме и данному разделу. Соответствие темы требованиям программы для детей данной возрастной группы, уровню их умственного развития.
    2. Цели занятия: познавательные, воспитательные, коррекционные.
    3. Оборудование занятий, его соответствие программному содержанию занятия, методы и приемы обучения, а также умение им пользоваться, проявленное в ходе занятия.
    4. Деятельность детей на занятии, их активность, познавательный интерес, уровень усвоения программного материала и достижения целей.
    5. Учет индивидуальных особенностей детей, учение сочетать методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.
    6. Общая оценка деятельности педагога: подготовленность к занятиям, знание материала, последовательность в реализации поставленных целей, руководство деятельностью детей, умение организовать детский коллектив на занятиях, умение общаться с детьми.
    7. Выводы и рекомендации.
    1. Примерная схема конспекта фронтального занятия.

    В конспекте занятия дается указание раздела работы в полном соответствии с наименованием занятия.

    Тема занятия, цели: познавательные, воспитательные, коррекционные.

    Оборудование занятий, необходимый наглядный (стимульный) и практический материал для проведения конкретного занятия.

    План занятия: указываются основные этапы (организационный этап; основной этап: постановка задачи перед детьми (что будем делать), выполнение детьми заданий, проведение дидактической игры; заключительный этап: подведение итогов).

    Ход занятия: кратко раскрывается каждый пункт плана, указываются методы и приемы, с помощью которых коррекционный педагог предлагает выполнить задание, а затем перечисляются виды помощи в случае возникновения затруднений при выполнении данного задания. Речевой материал (потешки, песенки, рассказ, загадки и пр.) в конспекте дается полностью.

    Примерная схема конспекта индивидуального занятия

      Фамилия, имя ребенка, возраст, диагноз, краткая характеристика структуры нарушения.

      Основные направления коррекционной работы: например, развитие мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации: развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе выполнения дидактических заданий; развитие восприятия, мышления; развитие речи: работа над смысловой стороной речи, развитие фонематического слуха, работа над активизацией фразовой речи и пр.

      Далее дается подробное описание хода занятия, где указываются цели каждого направления работы и форма предъявления задания, а также виды помощи ребенку при выполнении задания.

      В конце подводится итог проведенного занятия с точки зрения усвоения программного содержания, а также с целью учета данного уровня для дальнейшего планирования работы.

      1. Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики детей.

      Каждый студент подробно изучает одного ребенка различными методами, проводит с ним индивидуальные занятия и в конце практики составляет его характеристику, где должны быть раскрыты следующие пункты:

      1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, дата написания характеристики. Дата поступления в дошкольное учреждение. Заключение ПМПК при поступлении в дошкольное учреждение.
      2. Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей.
      3. История развития ребенка: анамнестические сведения, время обнаружения отклонения в развитии, обращения за помощью.
      4. Поведение ребенка в группе, в условиях детского коллектива (результаты бесед с персоналом дошкольного образовательного учреждения и наблюдения студента).

        Характерологические качества личности ребенка: контактность с детьми, со взрослыми (родителями и педагогами).

        Формы общения; состояние эмоциональной сферы, преобладающий фон настроения.

      5. Физическое и моторное развитие (заключения педиатра и ортопеда).
      6. Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (практическая ориентировка), уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: на цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета.

      Состояние наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, уровень развития элементов логического мышления.

      Уровень сформированности количественных представлений. Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье, о предметах и явлениях ближайшего окружения; представления о живой и неживой природе, о природных явлениях, о причинно-следственных связях в природе.

      1. Уровень развития речи: понимание речевой инструкции, состояние артикуляционного аппарата, наличие фразовой речи, характеристика фразовой речи, сформированность грамматической и фонетической стороны речи.
      2. Уровень сформированности основных видов детской деятельности. Наличие интереса к игрушкам, характер действий с игрушками, наличие игрового сюжета.

      Уровень сформированности предметного рисунка. Конструктивная деятельность: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

      Рекомендации к организации коррекционно-педагогической работы с данным ребенком.

      Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики

        В отчете указывается учреждение, на базе которого проводилась практика, виды педагогической деятельности, с которыми студенты имели возможность познакомиться. Далее студент обобщает опыт педагогической работы с детьми данного учреждения, высказывает свое отношение к проведению этой работы.

        В отчет также включаются суждения студента о полезности данной педагогической практики для него и предложения по усовершенствованию подготовки студентов в вузе, улучшению учебного плана.

        1. Примерная схема отчета методиста о проведенной педпрактике студентов.

        В отчете должны быть раскрыты следующие вопросы:

        1. Сроки проведения практики.
        2. Критерии выбора дошкольных образовательных учреждений и школ.
        3. Содержание практики.
        4. Технология педагогической практики:

        -методы;

        -средства;

        -организационные формы (тема спецкурсов, спецсеминаров, научно-исследовательская

        работа).

        1. Критерии оценок педагогической практики.
        2. Особенности, отличительные черты проведения педагогической практики по

        сравнению с прошлым учебным годом.

        1. Кадровое обеспечение педагогической практики.
        2. Научно-методическое обеспечение педагогической практики.

        21