Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии

//www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332−64.shtml

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная Психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещены далеко недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально волевой сферы ребенка.

Отсутствие четко разработанных дифференцированных методов психокоррекции детей, неадекватный подбор психотехнических приемов отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка, а также создает существенные трудности в работе педагогов и родителей.

Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Мы рассматриваем психологическую помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии как сложную систему психологореабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка.

Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и др.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

... основы деятельности. Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности ...

Существующие сегодня в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми и подростками: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

1) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка. Например, таких как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога консультанта другого профиля и т. д.;

2) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) рекомендации по профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы. не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так:

§ во-первых, как правило, объектом помощи оказывается прежде всего родитель, который может остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка или не замечать его и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу;

§ во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий развития.

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

В связи с этим авторы выделяют несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии (Сб. Семья в психологической консультации. М., 1989).

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-едагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.

Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с проблемами в развитии, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

И, наконец, психологическая модель помощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, т. е. оказание всесторонней психологической помощи.

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:

Психологическая помощь детям с проблемами

Психодиагностика

Психопрогностика

Психологическое консультирование

Психокоррекция

Психологическая поддержка

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Психологическая помощь детям и подросткам с проблемами в развитии существенно отличается от помощи здоровым детям и взрослым как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и в социуме.

Психологическую помощь можно рассматривать двупланово: в широком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

Разработка принципов как основополагающих отправных идей незаменима в теории и практике психологической помощи.

Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями. Основоположник клиентцентрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных направления этого принципа:

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

2) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

3) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

Второй принцип — это каузальный принцип. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Реализация этого принципа способствует устранению причин и источников отклонений в психическом развитии больного ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определит задачи и цели психологической помощи.

Третий принцип — это принцип комплексности. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий. Ее эффективность в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, психолог должен владеть полной информацией о причинах и специфике его заболевания, предстоящей тактике лечения, сроках госпитализации, перспективах медицинской реабилитации. Кроме того, психолог должен контактировать с медицинским и педагогическим персоналом стационара, использовать педагогические характеристики.

Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, — то в учебной. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при работе с детьми и подростками с выраженными эмоциональными нарушениями. Эффективность психологической помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Например, рисования, конструирования и других.

Психологическое консультирование и его основные задачи

Одним из основных видов в системе психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии является психологическое консультирование.

Консультация (от лат. consultatio) означает совет специалиста по какому-либо вопросу.

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистов, работающих с детьми и подростками: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи.

Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую и предопределяет используемые методы работы.

Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическое консультирование, которое представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков:

1) Гностический блок.

2) Конструктивный блок.

3) Организационный блок.

4) Оценочный блок.

Выделенные нами блоки тесно взаимосвязаны и отражают динамику консультативного процесса.

Задачи гностического блока многогранны и зависят от проблем консультируемых.

Знакомство с родителями и ребенком в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Оно достаточно коротко, т. е. укладывается в традиционные 4590 минут. Во время этой встречи психолог выслушивает жалобы родителя, а также составляет впечатление о нем и ребенке на основе их поведения и характере общения с психологом. Эти два источника информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.

На первых этапах консультирования психолог должен сориентироваться в мотивах обращения родителей. Традиционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей:

Деловая ориентация, которая существует в двух формах: а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу; б) неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности консультанта.

2. Потребительская ориентация, когда родители все свои проблемы перекладывают на консультанта-психолога и ориентированы на быстрое их решение.

3. Игровая ориентация, когда родители обратились к консультанту не с целью решения своих проблем, а с целью установить определенные отношения с консультантом, проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. Нередко с такой ориентацией родителей сталкиваются молодые специалисты или наоборот, высоко профессиональные консультанты. Например материально обеспеченные родители считают обязательным проконсультироваться у крупного светилы, чтобы потом иметь возможность рассказать об этом друзьям и знакомым.

Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, с просьбой оценки интеллекта ребенка. «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по массовой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истинное содержание и значение подобных жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к психологу.

Важное значение в эффективности консультативного процесса играет психологический анализ жалоб родителей.

Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к консультанту-психологу наблюдаются следующие варианты жалоб:

на отставание в психическом развитии ребенка;

§ на особенности поведения ребенка;

§ на плохую успеваемость в школе;

§ на эмоциональное развитие ребенка (страхи, тревожность);

§ на индивидуальные психические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный и др.).

Среди перечисленных жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные.

Частично необоснованные жалобы, как правило, обусловлены психологической безграмотностью родителей. Например, родители жалуются на плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителя к нему. У ребенка действительно наблюдается школьная неуспеваемость, но она обусловлена не «плохим отношением педагогов», а задержкой в психическом развитии.

В случае абсолютно необоснованных жалоб нередко возникает вопрос о психологических особенностях самих родителей, ив их жалобы на ребенка могут быть своеобразной проекцией свод их личностных проблем. Например, родитель жалуется, что ребенок агрессивный, но это не подтверждается в процессе кон- сультирования и сама жалоба является отражением неадекватного родительского отношения к ребенку.

По направленности можно выделить два вида жалоб:

§ направленные на конкретный субъект, например жалобы на ребенка, на свекровь, на учителей и т. п.;

§ содержательные жалобы: на нарушение развития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и др.

На первых этапах консультирования психолог может столкнуться со скрытым, содержанием жалоб. Это нередко обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением. Очень важным является правильно поставленный вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Правильно поставленный психологом вопрос способствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.

Эффективность информации, получаемой при первой встрече, в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком.

Итак, для первичного психологического заключения необходимо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.

Неотъемлемой составляющей гностического блока в процессе консультирования является психологическая диагностика детей с проблемами в развитии. Диагностика начинается уже при изложении основных жалоб и причин обращения к психологу.

Одним из решающих факторов, сопутствующих эффективности консультирования на данном этапе, является установление консультативного контакта. Формирование такого контакта начинается с первой встречи психолога с ребенком и его родителями. Основой формирования эффективного контакта являются сформулированные Роджером (Rogers, 1951) принципы клиентцентрированной терапии. И ребенок, если позволяет его возраст, и родители должны почувствовать, что они выслушаны и поняты. В процессе консультативного контакта необходимо установить обоюдное доверие между психологами и клиентами, и, как справедливо отмечает Роджерс, психологу необходимы такие личностные качества, как искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.

В исследованиях George и Cristiani выделены шесть основных параметров консультативного контакта: эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, направленность на поддержку, добросовестность. Характер консультативного контакта в значительной степени зависит также от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).

Итак, основная функция первой встречи психолога с ребенком и его родителями — это установление консультативного контакта и диагностическая ориентировка (первичная психодиагностика)

Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения родителя, обратившегося на консультацию. Перед психологом стоит задача правильного анализа не только вербальной информации (жалоб), но и невербальные выразительные средства: поза, мимика, жесты, темп речи и др.

Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета жалоб, особенности их подтекста, а также ряда дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Следует помнить, что психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.

Психологическая диагностика детей с отклонениями проводится в следующих направлениях.

1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.

2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.

3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определить направление консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.

Необоснованность жалоб родителей может определяться следующими факторами: психологическая неграмотность родителей, искажение родительских отношений, психопатология родителей.

В случаях необоснованных жалоб психологическое консультирование должно быть направлено на родителей.

Например, мать трехлетней Кати К. обратилась к психологу с жалобами на странное поведение девочки: «В процессе игры держит куклу между ног, производит странные телодвижения, во время засыпания держит руки под одеялом, постоянно просится в комнату, где спят родители, и проч.». Проведенное психологическое исследование не выявило у девочки никаких отклонений в психическом развитии. Игровая деятельность соответствует возрастной норме, в процессе игры с куклой и другими игрушками действий, описанных матерью, у девочки не наблюдалось. Отмечается высокая познавательная активность, длительная сосредоточенность на задании.

Матери была оказана психологическая помощь, суть которой заключалась в осознании жалоб на девочку и требований к ней, в повышении общей эмоциональной чувствительности к ребенку, в расширении арсенала родительских средств общения. Кроме того, психолог обратила внимание матери на специфику ее взаимоотношений с мужем (муж страдает запоями, отмечается супружеская дисгармония).

Было рекомендовано родителям обратиться к специалисту сексологу (с целью гармонизации их интимных отношений).

Основной задачей конструктивного блока психологического консультирования является проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов консультирования с учетом интеллектуального и психического потенциала ребенка или подростка с нарушением в развитии.

В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некоторые проблемы остаются неразрешимыми.

Следует подчеркнуть нецелесообразность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации. Сбор избыточной информации затрудняет консультативный контакт. Кроме того, психодиагностическое исследование — это трудоемкий длительный процесс и может вызвать негативное отношение у ребенка к психологу.

Подбор методических средств в психодиагностике детей с проблемами в развитии зависит от структуры, степени тяжести и специфики дефекта у ребенка. Можно использовать психометрические, нейропсихологические, патопсихологические методы исследования, направленные на изучение гностических процессов, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, двигательных и речевых функций. Процесс психологической диагностики детей с нарушениями в развитии рекомендовано разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также — особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.

Клинико-психологическое обследование детей с проблемами в развитии является чрезвычайно сложным. Это может быть обусловлено двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с проблемами в развитии должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.

Задания, данные ребенку, должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку.

Основной целью организационного блока психологического консультирования детей и подростков с нарушениями в развитии является последовательная реализация планов решаемых проблем.

Это достигается с помощью решения следующих конкретных задач:

§ активизация каждого участника консультативного процесса;

§ обучение участников консультирования (дети—родители) умению объективизировать и правильно осознавать имеющиеся психологические проблемы и принимать альтернативные решения в достижении поставленной цели;

§ установление оптимально доверительных взаимоотношений у всех участников консультативного процесса (родитель—психолог—ребенок).

Важным для реализации этих задач является положительный настрой родителей и детей как на процесс консультирования, так и психолога. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые негативно и даже враждебно настроены на процесс консультирования. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными. Чаще всего некоторые родители имеют неадекватные представления о задачах психологического консультирования. При направлении ребенка на консультацию к психологу врачом или учителем переживают, что их ребенок «не такой, как все», «странный», «неудачник» или даже «психически неполноценный». Нередко родители путают психолога с психиатром, и негативный опыт общения с психиатром отрицательно сказывается на консультативном контакте с психологом.

Например, мать Тани С., девочки, страдающей умственной отсталостью, категорически отказывалась проконсультироваться у психолога, утверждая, что ей не хочется лишний раз услышать, что ее дочь неполноценная. Девочка была проконсультирована врачом-психиатром, который в резкой форме заявил матери, что ребенок умственно отсталый и никогда не станет таким, как все «нормальные» дети.

Такие установки возникают чаще всего у родителей, имеющих детей с тяжелыми формами нарушений в психическом развитии. Перед психологом стоит важная задача понять причины такого отношения и смягчить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с тяжелой болезнью ребенка. Этого можно достигнуть путем проведения следующих мероприятий:

а) организация знакомства родителей детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами друг с другом с целью взаимной поддержки;

б) активное вовлечение родителей в психодиагностический процесс. Опыт нашей работы показывает, что родитель, включаясь в психодиагностический процесс, способен более адекватно оценить потенциальные возможности ребенка.

Нередко сам психолог может спровоцировать враждебность у ребенка длительным, бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и др. Психолог должен помнить, что враждебность ребенка носит защитный характер и за враждебностью и подозрительностью скрывается тревожность. В таких случаях необходимо помочь ребенку разобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность. С этой целью используются разнообразные игровые методы, доступные ребенку, которые способствуют адекватному отражению чувств и переживаний.

Гораздо чаще в процессе консультирования встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большинство таких родителей не готовы к идентификации своих проблем, и психолог должен помочь родителям вербализовать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования

Анализ психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования психокоррекционных программ. Психолог использует различные способы и формы консультативной работы в зависимости от проблем клиентов и поставленных задач.

Если психолог сталкивается с психологической неграмотностью родителей, то, перед тем как предоставить родителям соответствующую информацию о ребенке, он должен их подготовить к ее восприятию. Психолог высказывает свое мнение о ребенке, отвечает на вопросы родителей и информирует их о разных аспектах обсуждаемых проблем.

В процессе консультирования детей с проблемами в развитии мы нередко сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ребенку, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Как правило, единичных консультаций в таких ситуациях далеко недостаточно и ребенок вместе с родителями включается в психокоррекционную работу.

Бывают случаи, когда родители не понимают цели психологического консультирования и обращаются к психологу с просьбой выписать лекарство, лечить ребенка и т. д. Таким родителям рекомендовано обратиться к другим специалистам.

Целью оценочного блока является обобщение достигнутых результатов в процессе консультирования и обсуждение совместно с родителями дальнейших планов работы.

Психологическое консультирование — это первая ступень в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии.

Представленная модель отражает динамику консультативного процесса, однако реальный процесс консультирования значительно обширнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. Выделенные нами блоки условны, так как в практической работе их взаимосвязь значительно сложнее, чем в изложенной схеме.

В процессе консультирования важным является объект консультирования (ребенок с нарушениями в развитии и его семья), а также профессиональная компетенция психолога-консультанта и его личностные качества. От формы и степени тяжести психического или физического дефекта ребенка зависит специфика консультативного процесса и его результативность.

Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно-психического развития. Однако несмотря на высокую практическую значимость, теоретические и методологические проблемы психологической коррекции недостаточно разработаны в отечественной психологии. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррекции. Не уточнено понятие «психокоррекция», не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах дизонтогенеза у детей и подростков.

В литературе достаточно подробно описаны многие психокоррекционные техники, особенно зарубежные. Например, нейролингвистическое программирование, психотехнические игры, эмоционально-волевые тренировки и т. п. Но при всем многообразии описанных технических приемов не учитывается самое главное — субъект психологического воздействия. В результате бездумное использование многообразных психотехнических приемов может оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, а в некоторых случаях и спровоцировать нервно-психическое расстройство.

Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов Психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.

По мере развития прикладной психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться и при нормальном психическом развитии ребенка. Это обусловлено тем, что важной задачей обучения и воспитания ребенка является повышение его творческого и интеллектуального потенциала, всестороннего развития личности. В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и адресата коррекционных воздействий — от исправления дефектов при аномальном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

Учитывая широкий спектр применения понятия психологической коррекции, существует много разногласий в необходимости его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская).

Другие — как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере) или совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов).

В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии ребенка.

Нередко понятие «психологическая коррекция» подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на исправление тех или иных расстройств.

И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ психологического воздействия. Ряд авторов рассматривают различия между психотерапией и психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном применяется в клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко используется в психиатрической клинике (В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков).

Другие авторы подчеркивают широкое применение психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики (Р. А. Защепицкий, Г. Л. Исурина).

«Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший удельный вес приобретают метод психологической коррекции» (с. 250).

А. А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности; ориентация на среднесрочную помощь, в отличие от краткосрочной; направленность на изменение поведения и развития личности.

Нельзя согласиться с автором, что объектом психокоррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здоровые лица.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическими факторами отклонений в развитии. Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психологи, пато и нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнемотических и интеллектуальных функций.

В процессе психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, изменения личности, связанные с заболеванием.

Учитывая вышесказанное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы рассматриваем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции, Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка или подростка.

Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи), могут быть полезны специальные релаксирующие упражнения, помогающие убрать этот дефект. Однако нередко особенно в экстремальных ситуациях эти явления у ребенка могут повторяться, несмотря на успешность психокоррекции в целом. Такой способ психологической коррекция является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую энурез. Это может быть обусловлено как психосоциальными (например, испуг ребенка), так и биологическими факторами (аномалия тазовых органов).

Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на источниках, причинах этих отклонений.

В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития.

Биологигеская модель — объясняет причину нарушения в развитии снижением темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель — объясняет причины нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания.

Интерракционная модель — объясняет причины отклонений в развитии детей и подростков в связи с нарушением взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.

Педагогигеская модель — рассматривает причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Деятельностная модель — рассматривает причины неблагополучия ребенка в связи с несформированностью ведущего вида деятельности.

Классификация видов психологической коррекции

Содержательно-психологические характеристики психокоррекции определяются формой дизонтогенеза. Поэтому в психокоррекцию и аномального развития можно выделить несколько основных разделов:

1) психокоррекция при психическом недоразвитии;

2) психокоррекция задержанного психического развития;

3) психологическая коррекция при поврежденном психическом развитии;

4) психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка;

5) психокоррекция при искаженном психическом развитии;

6) психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.

Следует заметить, что такой способ деления является весьма условным, так как один вариант дизонтогенеза в чисто виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, а дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии в зависимости от его формы используются различные по содержанию психокоррекционные методы. Поэтому целесообразно классифицировать психокоррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных.

В зависимости от формы организации психологической коррекции и коррекционных задач выделяются несколько ее видов:

§ игровая психокоррекция;

§ групповая психокоррекция;

§ индивидуальная психокоррекция;

§ семейная психокоррекция;

§ нейропсихологическая коррекция и др.

Два основных вида психокоррекции можно выделить по характеру направленности: симптоматическую и каузальную, а по характеру решаемых коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

Ряд авторов предлагают выделять общую, частную и специальную психокоррекции.

Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка. В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологиии. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.

Частная психокоррекция, по мнению авторов, — это набор Психолого-педагогических воздействий. То есть это специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и пр.

Специальная психокоррекция, как пишут авторы, — «это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности». Основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного воспитания (Ю. Шевченко с соавторами, 1995, с. 11).

Следует обратить внимание на слабую аргументированность такого разделения психокоррекции. Автор рассматривает психокоррецию как метод психологического воздействия, разделяя ее на общий, частный и специальный метод. Такой подход является весьма условным и не отвечает основному назначению психологической коррекции как процесса психологического воздействия, направленного на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В практике психологической помощи детям и подросткам целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:

1) коррекция эмоционального развития ребенка;

2) коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

3) психологическая коррекция поведения детей и подростков

4) коррекция развития личности.

Данный способ классификации видов психокоррекции отражает содержательно-психологическую направленность психокоррекции при всех вариантах дизонтогенетического развития. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий. Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:

1) оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка;

2) развитие различных видов деятельности ребенка;

3) формирование Возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. При первом (психодинамическом направлении) это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, при втором (поведенческом направлении) — это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.

В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Целью психологической коррекции в этом направлении является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте этот метод использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два основных метода: игротерапия и арттерапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокоррекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А. Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом. Разбирая роль комплекса неполноценности у человека, А. Адлер полагал, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда — это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он считал, что в целом поведение человека не претерпевает особых изменений на протяжении его жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач психологической коррекции — коррекция этих отношений. Конкретизируя цель психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими психотехническими приемами, как формирование у клиента положительных установок на занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное доверие и установление общих целей — первостепенные условия психокоррекционной работы.

Роджеровское направление психокррекции акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу психического здоровья, по мнению Роджерса, определяет соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности. В связи с этим конечный итог коррекции заключается приобретением самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста. Роджерс особо подчеркивал значение искренности, теплоты, эмпатии при общении психолога с клиентом.

Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления психолог выполняет активную и директивную роль, он является учителем, тренером, стремится помочь клиенту следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода разработаны ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

§ построение новых стереотипов поведения;

§ подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;

§ осознание условий для проявления новых стереотипов поведения.

Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно в психокоррекции подростков. В когнитивной психокоррекции в первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики, и упор делается на личность, на структуру личности и в целом, на логические способности. Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных методических приемов психологического воздействия. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных программ для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Подбор методов психологического воздействия зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.

Основные задачи психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии

Формулируя задачи психологической коррекции, целесообразно выделить три основных психокоррекционных блока, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы. Это диагностический блок, собственно коррекционный блок и прогностический блок.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды.

Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

§ всестороннее клиникопсихологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

§ анализ мотивационнопотребностной сферы ребенка и членов его семьи;

§ анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.

Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию.

Собственно коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

§ коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

§ помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

§ формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

§ повышение социального статуса ребенка в коллективе;

§ развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

§ формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;

§ развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

§ формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;

создание в детском коллективе, где обучается больной ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Здесь на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), а также с педагогами, которые обучают ребенка, и через них с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из главных задач, так как социальная интеграция ребенка с психическим дизонтогенезом в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.

Прогностигеский блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:

1) проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;

2) определение динамики этих изменений.

Это позволяет психологу объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и дать прогностическую оценку ее развития.

При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного единственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных вариантов, с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.

Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии

Психологическая служба детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.

Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социально-психологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.

Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова, 1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников, 1998 и др.).

В словаре русского языка «сопровождать» означает — «идти, ехать вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого».

В дословном переводе сопровождение означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающей социально-психологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение автор рассматривает как метод и идеологию работы школьного психолога. Цель сопровождения, по мнению автора, — это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.

Рассмотренные автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.

Мы считаем, что психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).

Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:

§ систематическое отслеживание клинико-психологического и Психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

§ создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

§ систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

§ систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

§ организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагога-дефектолога, врача-психиатра или врача-невропатолога).

Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.

Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

1) Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

2) Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.

3) Подготовка необходимой документации.

4) Составление графика работы.

Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.

Во время ориентировогного этапа:

§ 1 Устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;

§ 2 Устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;

§ 3 Происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

§ 4 Совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.

На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.

Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

3. Просвещение и консультирование педагогов, педагогов-дефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.

На заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).

Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения мы советуем вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключение договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник обязательно должен храниться у психолога.

Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, то это осуществляет школьный психолог, если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то сопровождать ребенка должен психолог диспансера или поликлиники, к которым ребенок прикреплен.

Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих детей и подростков.

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

§ снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

§ укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

§ формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

§ установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, наблюдающих ребенка: педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. Однако главная роль в этом процессе несомненно принадлежит психологу. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди этих мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:

§ Убеждение во вступлении родителей детей-инвалидов в клубы, ассоциации или другие родительские организации. Опыт нашей работы показывает высокую эффективность таких родительских сообществ. Общение родителей детей-инвалидов друг с другом предполагает взаимную поддержку, обмен информацией, организацию совместного досуга, оказание пассивной материальной помощи и т. д. Особенно важным является создание таких ассоциаций для родителей детей с тяжелыми физическими и психическими дефектами. В 1989 году на базе общества милосердия «Ленинград» нами был создан клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами, который вскоре был переименован в родительскую ассоциацию «Особый ребенок». Целью создания клуба было знакомство родителей и детей друг с другом, организация совместного досуга, оказание взаимопомощи. Родители организовывали детские праздники, экскурсии, лекции, совместные прогулки. Психолог ассоциации участвовал в составлении планов организации досуга детей, давал рекомендации родителям при возникновении нестандартных жизненных ситуаций, проводил лекционную работу в форме групповых дискуссий и тренингов. Опыт работы нашей ассоциации широко распространился в городе и в стране. В настоящее время в Санкт-Петербурге успешно функционирует городская родительская ассоциация, включающая 56 родительских ассоциаций детей-инвалидов.

Эффективность поддержки определяется активным включением родителей, особенно отцов, в процесс реабилитации ребенка. Как показывает опыт, именно отцы способны более конструктивно, нежели матери, решать проблемы ребенка и их активное привлечение к проблемам ребенка оказывает благотворное влияние не только на процесс воспитания ребенка, но и на психологический климат в семье в целом.

§ Основными психотехническими приемами психологической поддержки являются родительские семинары.

Основная задача родительских семинаров — расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное — это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения возникших конфликтов. Тактика психолога в процессе семинара — быть достаточно активным, так как он выступает в роли специалиста. Однако при этом психолог не должен давать оценочные суждения, интерпретации, порицания или советы. Психологу необходимо проявлять активность в убедительных и аргументированных изложениях психологических вопросов, а основная его задача это организация и проведение таких семинаров.

Как специфический способ психологической поддержки, родительский семинар состоит из нескольких специальных приемов.

Лекционные приемы, в процессе которых психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Психолог обязан специально подобрать темы, применительно к интересам и системе переживаний участников семинара. Среди актуальных тем можно выделить: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей-инвалидов», «Особенности семейного воспитания», «Психологический климат в семьях, имеющих детейинвалидов», «Проблемы интеграции детей-инвалидов в обществе» и др. Можно предложить темы Психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности. С этой целью привлекаются другие специалисты. Главное, чтобы темы лекций излагались просто, живо, убедительно. Недопустимо на родительских семинарах оперировать научной терминологией.

Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций и дискуссия по принципу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии — совместное вырабатывание оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей, их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем.

Кроме групповой дискуссии целесообразно использовать дискуссии по «трудным ситуациям». Этот прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию больного ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить случай из его практики. Например, родителям детей-аутистов предлагались ситуации, связанные с поведенческими проблемами детей в общественном месте. Ребенок раскачивается в вагоне метро — как на это реагировать. Или на детской площадке ребенок-аутист отнимает у других детей игрушки.

Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт нашей работы показывает, что родительские семинары целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц. Желательно, чтобы дети в период семинаров находились под присмотром педагогов или социальных работников.

В процессе родительских семинаров необходимо уделять особое внимание формированию не только когнитивных и поведенческих аспектов семейного воспитания у родителей детей с проблемами в развитии, а также эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Эмоциональные основы воспитания ребенка с проблемами в развитии способствуют повышению жизненного тонуса родителей, возрастанию их уверенности в своих родительских возможностях по уходу за ребенком, а главное, помогают родителям в понимании сложного внутреннего мира больного ребенка. Опыт нашей работы показал, что групповое взаимодействие родителей больных детей гармонизирует не только родительские, но и супружеские взаимоотношения, а также благоприятствует развитию личностного роста самих родителей.

Эффективность психологической поддержки родителей оценивается по субъективным (отчеты родителей) и объективным эмоциональное состояние самого ребенка) параметрам.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи, ребенка.

Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессиональной квалификации психолога, а также от его личностных особенностей.

Психолог, работающий с детьми с проблемами в развитии и их родителями должен обладать следующими качествами:

§ глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними;

§ эмоциональная стабильность и объективность;

§ сенситивность;

§ уважение прав других людей;

§ проницательность;

§ сознание профессионального долга и др.

Важным качеством психолога является его личностная и социальная зрелость. Как справедливо отмечает К. Шнейдер (К. Schneider, 1992), личностная зрелость это когда сам успешно решаешь свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к людям. Социальная зрелость — это способность помочь другим людям эффективно решать их проблемы.

Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки — повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным, комплексным, предъявляющим высокие требования к личности специалиста-психолога.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector