Нарушение чтения у детей с нарушением интеллектуального развития

Содержание

Глава 1. Особенности нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

1.1 Общая характеристика нарушений чтения

1.2 Психологические особенности младших школьников с умственной отсталостью

1.3 Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Глава 2. Исследование нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

2.1 Методика исследования нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими на современном этапе развития образования становится острой. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности.

Проблема развития фонематического восприятия актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом овладения навыком чтения. Нарушения чтения у умственно отсталых школьников являются самыми распространёнными и стойкими формами речевой патологии. Пропуски, смешения, замены фонетически сходных звуков мешают быстрому и точному узнаванию букв, а, следовательно, процессу чтения. Поэтому также актуальной становится проблема коррекции нарушений чтения.

Дислексии отрицательно влияют на познавательное и психическое развитие умственно отсталого ребенка. Как показали исследования Р.И.Лалаевой [35], М.Е. Хватцева[56], Р.Е. Левиной[37] и др., процесс овладения навыком чтения выступает не только предпосылкой эффективного усвоения нового учебного материала, но и условием преобразования имеющихся навыков, которые определяют эффективность учебной деятельности в школе.

Своевременная и целенаправленная коррекция нарушения чтения умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы VIII вида.

Младший школьный возраст — один из решающих возрастных периодов в жизни человека. Перестраивается отношение ребенка к окружающему миру, формируются его внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Ребенок принимает новую для него социальную роль школьника в рамках новой системы социальных отношений, готовится к усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

4 стр., 1866 слов

ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... и других расстройств. 2.Определение умственной отсталости в специальной психологии. Структура УО (по Л. С. Выготскому). Умственно отсталый - такой ребенок, у которого стойко нарушена познавательная деятельность и другие высшие психические ...

Цель исследования — выявление особенностей нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Исследования помогут педагогу организовать эффективное обучение детей и адресную коррекционную работу по развитию речи учащихся.

Для реализации цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

— Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений чтения у детей;

— Выявить общую характеристику нарушений чтения;

— Изучить особенности младших школьников с умственной отсталостью;

— Выявить особенности нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью;

— Изучить и проанализировать методики диагностики нарушений чтения.

Глава 1. Особенности нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

1.1 Общая характеристика нарушений чтения

Чтение — сложный психофизический процесс, который осуществляется благодаря деятельности анализаторов различных мозговых систем: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Техническая сторона чтения — это узнавание букв, соотнесение зрительного образа с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона, понимание прочитанного — это основная цель чтения. Техническая и смысловая стороны чтения тесно взаимосвязаны.

В процессе чтения движение глаз чтеца по строке происходит быстрыми скачками, от одной точки фиксации до другой. Восприятие читаемого текста происходит только в момент остановки, в момент фиксации. Время остановок в 15-20 раз превышает время скольжения глаз по строке. Движение глаз происходит не только вперед, но и назад, к ранее уже прочитанному тексту (регрессия).

Количество фиксаций не зависит от количества слов или букв в строке (остановки могут быть и на середине слова), оно определяется звукослоговой структурой слова и тем, насколько слово узнаваемо, в каком смысле употреблено, в прямом или в переносном.

Количество и длительность регрессий зависит от сложности текста, его значимости, от установки читающего. Опытный чтец воспринимает одновременно слово или группу слов, не игнорируя их буквенный состав, узнает слово целиком, количество регрессий у него малое. В процессе узнавания ориентиром служат доминирующие, характерные буквы, а также буквы с выступающими над строкой элементами. Скорость чтения и точность зрительного восприятия слова зависит от длины слова, графического начертания букв, характера элементов букв, от размеров поля зрительного восприятия.

Чтение ускоряет смысловая догадка — узнавание слова по смыслу ранее прочитанной части текста. Смысловая догадка способствует целостному восприятию и более точному осознанию текста. С другой стороны, смысловая догадка, которая недостаточно контролируется зрительным восприятием, часто является причиной ошибок: замены и пропуска слов, перестановки звуков в слове, аграмматизмов.

27 стр., 13154 слов

Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного ...

... глобального чтения (навыка быстрого узнавания целостного зрительного образа слова); Ш синтеза слов в предложении; Ш соотнесения слова со значением, объединения значений слов в общий смысл фразы; Ш лексико-грамматического и смыслового ...

Чтение взрослого человека представляет собой сформированное действие, навык. В процессе формирования навыка чтение проходит ряд качественных ступеней, этапов, причем на каждом предыдущем этапе создаются предпосылки формирования нового, качественно более высокого.

Т.Г. Егоров выделял в своих работах четыре ступени формирования навыка чтения:

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями;

2. Послоговое чтение;

3. Ступень становления синтетических приемов чтения;

4. Ступень синтетического чтения.

Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, трудностями, задачами и приемами овладения .

Первая ступень овладения звуко-буквенными обозначениями осуществляется в добукварный и букварный период: дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки, выделяют звуки, соотносят их с буквами, с их графическим изображением. Затем осуществляется синтез букв в слоги и слова, прочитанное слово соотносится со словом устной речи. Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

1. Фонематического восприятия: дифференциации, различения фонем;

2. Фонематического анализа: возможности выделения звуков из речи;

3.Зрительного анализа и синтеза: способности определять сходство и различие букв;

4. Пространственных представлений;

5. Зрительного мнезиса: возможности запоминания зрительного образа букв.

Для этой ступени характерна трудность слияния звуков в слоги. Для преодоления этой трудности нужен достаточный уровень фонематического развития детей: умение различать и выделять звуки, иметь четкие представления о звуковом составе слога и слова.

Понимание читаемого отстает от зрительного восприятия слова, осознание слова осуществляется только после произнесения слова вслух, нередко ребенок повторяет слово, чтобы узнать его, смысловая догадка почти не используется.

Вторая ступень — слогового чтения — предполагает безошибочное узнавание букв и слияние звуков в слоги. Единица чтения — слог, способ чтения аналитический: ребенок читает слово по слогам, объединяет слоги в слово, осмысливает прочитанное, может повторять слово, особенно длинное и трудное, чтобы узнать его и восстановить потерянную смысловую связь, смысловая догадка начинает играть роль. Наблюдаются трудности синтеза (объединения слогов в слово, особенно длинное, сложное по структуре) и трудности установления грамматических связей между словами в предложении.

Третья ступень становления целостных приемов восприятия является переходной ступенью от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова дети читают целостно, а малознакомые и трудные по структуре читают по слогам. Смысловая догадка играет важную роль, наблюдается угадывающее чтение. Появляются ошибки чтения — вербальные парафазии и аграмматизмы, поскольку дети не могут быстро и точно проконтролировать смысловую догадку с помощью зрительного восприятия и часто заменяют слова и окончания слов. Наблюдаются частые регрессии, догадка имеет место на уровне предложения, а не текста, синтез слов в предложении относительно сформирован .

Четвертая ступень синтетического чтения характеризуется целостными приемами чтения: дети читают целыми словами, группами слов, техническая сторона чтения их не затрудняет, процессы осмысления содержания превалируют над процессами восприятия. Осуществляется синтез слов в предложении и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом, логикой всего текста и контролируется достаточно развитым целостным восприятием, ошибки чтения редкие. Понимание прочитанного определяется уровнем развития познавательной деятельности ребенка и сформированности грамматического строя его речи, объемом его словаря.

18 стр., 8745 слов

Особенности работы по формированию навыка правильного чтения ...

... при чтении: - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); - ... трудности в овладении навыком чтения. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда ... текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, ... чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи ...

Таким образом, условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, развитие пространственных представлений, зрительного мнезиса

Нарушения чтения у детей — дислексии — являются одной из самых актуальных проблем логопедии. Дислексия оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление и определение патогенеза нарушений чтения каждого ребенка, отграничение дислексии от ошибок чтения другого характера очень важно для работы по коррекции нарушений чтения.

В современной специальной литературе полное отсутствие чтения обозначает термин алексия, понятия же дислексия, дислексия развития или эволюционная дислексия обозначают частичные расстройства овладения чтением, отличающиеся от тех случаев, когда акт чтения распадается в результате поражений коры головного мозга.

Определения дислексии разнообразны. М.Е. Хватцев определял дислексию как «частично расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения: пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещением слов, пропускам строчек». Специальная группа исследователей Всемирной федерации неврологии дала определение: специфическая дислексия развития — это нарушение, представляющее собой трудность овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия, которое не позволяет отграничить дислексию от других нарушений чтения.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста определяет дислексию как «нарушения формирования навыка чтения, которое проявляется в неузнавании букв, невозможности соотнести графическое изображение буквы с соответствующим звуком и связанное с этим неверное считывание. Дефекты чтения такого рода наблюдаются при парциальной задержке развития в связи резидуальными последствиями раннего органического поражения головного мозга и тесно связаны с нарушениями речи типа моторной и сенсорной алалии» .

Целесообразно использовать в данной работе следующее определение: дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Дислексия проявляется в замедлении процесса владения чтением, в замедлении темпа, скорости чтения, наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения (хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные).

21 стр., 10195 слов

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

... были проведены: - наблюдения и апробирования методики; - диагностика психологической готовности детей к школе по выбранным методикам; - обработка результатов психологической диагностики; - написание психологического ... ребенка. 5. Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением ...

Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций.

При дислексиях наблюдаются стойкие и специфические ошибки чтения:

1) Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих и т.д.), замены графически сходных букв (Х — Ж, П — Н, З — В и др.).

2) Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, нанизываются одна на одну (Р, А, М, А).

3) Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках, а именно в: а) пропусках согласных при стечении; б)пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения; в) добавлениях звуков; г) перестановках звуков; д) пропусках и перестановках слогов и др.

4) Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, предложения, текста. Эта группа нарушений чтения выделяется, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.

5) Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения: нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Симптоматика и течение дислексии зависят от вида, степени выраженности дислексии, от этапа овладения чтением.

На аналитическом этапе овладения чтением обычно распространена фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематической системы (фонематического восприятия и анализа).

На этапе перехода к синтетическим приемам чтения дислексия выражается в искажениях структуры трудных слов, в заменах слов, в аграмматизмах, в нарушении понимания прочитанного предложения, текста.

На этапе синтетического чтения превалирует аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи: замены слов, аграмматизмы, нарушения понимания прочитанного.

Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении и степени выраженности дислексии.

Были попытки систематизировать проявления нарушений чтения:

— недостаточное усвоение букв;

— недостаточное слияние букв в слоги;

— неправильное прочитывание слова, фразы .

Таким образом, чтение — сложный психофизический процесс, который осуществляется благодаря деятельности анализаторов различных систем мозга: зрительного, речедвигатель……..

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Особенности развития умственно отсталых детей [Текст]/- М: просвещение, 1964

2. Беккер, Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию: научная сессия по дефектологии. [Текст] / Р. Беккер — М.:1967

3. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. — М., 1981.

4. Буслаева, Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта [Текст] // Дефектология, — 2002 — № 2.

5. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — М.: Просвещение, 2002.

9 стр., 4482 слов

Дидактические принципы вспомогательной школы

... в социальную среду, расчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение во вспомогательной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что ... природу, о людях труда, некоторых профессиях и т.д. Эти предметы (объяснительное чтение, история, география, естествознание) дают материал для воспитания учащихся словом. Однако эту работу ...

6. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Издательский центр «Академия», 1994.

7. Воронкова, В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте [Текст] // Дефектология. — 1995. — №

8. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. — М.: Просвещение, 1988.

9. Воронкова, В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников [Текст] // Дефектология. — 1997. — № 5.

10. Выготский, Л.С. Проблемы умственной отсталости. — В кн.: Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский — М., 1956.

11. Гвоздев, А.Н.. Развитие речи детей. [Текст] / А.Н. Гвоздев- М., 1997.

12. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2003. — №4.

13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов [Текст] / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004.

14. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / М.Ф. Гнездилов. — М.: Просвещение, 1965.

15. Гнездилов, М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы [Текст] / М.Ф. Гнездилов. — М.: Просвещение, 1962.

16. Городилова, В.И. Чтение и письмо [Текст] / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. — СПб., 1997.

17. Грибова, О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова и др. — М.: Педагогика, 1992.

18. Данилкина, Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе [Текст] / Г.И. Данилкина. — М.: Педагогика, 1986.

19. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И.В.Дубровина. — М.: Академия, 1999.

20. Дульнев, Г.М. Книга для учителя вспомогательной школы. [Текст] / Г.М. Дульнев — М., Учпедгиз, 1959.

21. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. — М.: Просвещение, 1963.

22. Ерёменко, И.Г. О дифференцированном обучении во вспомогательной школе [Текст] // Дефектология. — 1976. — № 4.

23. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. — М.: Правда, 1959.

24. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. — М.: Педагогика, 1995.

25. Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. — М., 1991.

26. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

27. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи [Текст] / С.Ф. Иваненко. — М.: Просвещение, 1987.

28. Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость [Текст] / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. — СПб., 2000.

29. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.- М.: Педагогика, 2000.

30. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е.Левиной. — М.: Правда, 1965.

4 стр., 1882 слов

СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

... современной педагогике уделяется значительное внимание, является актуальным и для вспомогательной школы. Однако развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей возможно лишь при специальном коррекционном воздействии. Поэтому применительно к вспомогательной школе мы ...

31. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. — СПб., 1997.

32. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. [Текст] / А.Н. Корнев- СПб., 1995.

33. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии. Учебник. [Текст] / Л.В. Кузнецова. — М.: «Академия», 2002..

34. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. — М.: Просвещение, 1983.

35. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. — Л., 1988.

36. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. — М.: ИНИОН, 2002.

37. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. [Текст] / Р.Е. Левина — М., 1968.

38. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Педагогика, 1999.

39. Лубовский, В.И. Общие проблемы специальной диагностики// Специальная психология [Текст] / В.И.Лубовский. — М., 2003

40. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей [Текст] / В.И. Лубовский. — М., 1978

41. Мирский, С.Л. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе [Текст] // Дефектология. — 1981. -№ 2.

42. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы [Текст] / Под ред. В.Г. Петровой.- М.: Правда, 1976.

43. Орлова, Д.И. Особенности анализа звукового состава слова у учащихся вспомогательной школы // Специальная школа.- М., 1967. Вып.1.

44. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / Учебное пособие / А.А. Осипова. — М.: ТЦ СФЕРА, 2000.

45. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Под ред. Ж.И. Шиф. — М., 1965.

46. Певзнер М.С. Дети-олигофрены.- М., 1958.

47. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977.

48. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р.Лурия. — М., 1973.

49. Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) [Текст] / Под ред. О.Л. Дымова. — М.: Педагогика, 1990.

50. Программы для специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей [Текст] / Под ред. Р.Д.Исаковой. — М.: Педагогика, 1990.

51. Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми [Текст] / Под ред. Г.М. Дульнева. — Л., 1990.

52. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е.С. Рабунский. — М.: Правда, 1975.

53. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. — М.: Просвещение, 1995.

54. Сорокина, Н.К. Особенность навыков чтения у детей-олигофренов [Текст] // Вопросы олигофренопедагогики. — 1977. — №3.

55. Филичева, Т.Б.,Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М.: Айрис-Пресс, 2004.

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

... девиантного поведения детей-сирот Оценка любого поведения всегда ... рекомендации предупреждения противоправного поведения детей- сирот; Глава 1. Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике 1.1. Понятие и сущность ...

56. Хватцев, М.Е. Логопедия[Текст] / М.Е. Хватцев — М., 1959.

57. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.А. Цыпина. — М.: Педагогика, 1994.

58. Эк, З.Б. О педагогическом изучении учащихся младших классов вспомогательной школы [Текст] // Дефектология. — 1974. — № 1.

59. Эльконин, Д.Б. Как учить детей [Текст] // Знание: педагогика и психология.-1991.- №1.