Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

12

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

Чита — 2009

Содержание

Введение

1. Особенности приема и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника

1.2 Образование умственно отсталых детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

2. Особенности процесса трудового воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

2.1 Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания

2.2 Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы

Заключение

Литература

Введение

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной школы принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.

Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорово образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность. Учащиеся специальных школ более разобщены друг с другом, более изолированы от своих сверстников, у них труднее устанавливается контакт с руководителями. Это затрудняет формирование коллектива и, как следствие, препятствует формированию коллективно значимых качеств личности, таких как эмпатия, дисциплинированность, ответственность за общее дело и т.д. Поэтому рассмотрение проблемы трудового воспитания в условиях специальной школы, является актуальным, так как социальная адаптация личности напрямую зависит от ее социальной направленности. А это является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся специальных учебных заведений.

5 стр., 2450 слов

Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, ...

... диагностировании умственного развития ребенка. Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют ... воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей ... трудовой адаптации. Вместе с тем известны такие случаи умственной ... школы VIII вида. Пройдя специальное обучение, многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития относительно благополучен. Дети, ...

Характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.

Проблема трудоустройства умственно отсталых является самой актуальной на сегодняшний день, ведь в государстве почти не осталось предприятий, где используется труд инвалидов.

Объектом нашего исследования является процесс трудового воспитания умственно отсталых детей.

Предметом выступает коррекционная направленность трудового воспитания.

Цель нашего исследования — изучить особенности влияния трудового воспитания на развитие учащихся специальных школ viii вида.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать работы отечественных специалистов по проблеме трудового воспитания умственно отсталых школьников.

2. Рассмотреть особенности трудового воспитания умственно отсталых детей в специальном (коррекционном)образовательном учреждении VIII вида.

3.Проанализировать методики психолого-педагогического обследования детей, поступающих в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида.

4. Определить влияние трудового воспитания на развитие личности детей с нарушениями умственно развития.

Практическая значимость заключается в подборе диагностического материала по исследованию влияния трудового воспитания на личность детей с нарушениями умственного развития и тех практических рекомендаций, которые направлены на развитие личности путем трудового воспитания.

1. Особенности приема и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника

10 стр., 4802 слов

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка

... — 12 (Г.В. Цикото). Это говорит о том, что трудности тяжело умственно отсталых детей в области восприятия имеют причиной не какие-либо аномалии органов чувств (поскольку они различают цвета, ... точность их движений значительно улучшаются. Это имеет большое значение для последующей трудовой подготовки. Внимание тяжело умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, ...

Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга.

Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

У умственно-отсталых на всех этапах процессе познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают не полные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замеленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Отмечается также узость объема восприятия. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Умственно отсталые дети судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению. Их восприятием необходимо руководить. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Для всех умственно отсталых характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже формируется произвольное запоминание. Как отмечают Л.В. Занков, В,Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых не только в трудностях получения и сохранения информации, но главным образом в ее произведении, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом [10; 7]. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении.

У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

12 стр., 5723 слов

Особенности воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей

... быть положены в основу научного изучения развития умственно отсталого это представление о единстве законов развития нормального и умственно отсталого ребенка. Задача заключается в том, чтобы показать, ... коллективного поведения, как организация сотрудничества ребенка с окружающим, затем как индивидуальная функция поведения, как внутренняя способность деятельности психологического процесса в узком и ...

Воображение у умственно отсталых отличается фрагментарностью, недостаточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. У умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Характерной чертой является неустойчивость эмоций.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Отмечая несформированность навыков учебой деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью задачи. Этот уход от поставленной цели наблюдается и в тех случаях, когда в работе возникают трудности. В результате в ходе работы умственно отсталые часто уходят от правильно начатого действия.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и другие отмечают значительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений.

1.2 Образование умственно отсталых детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке и освоению профессий, не связанных с интенсивной интеллектуальной деятельностью или со сложными коммуникативными процессами, позволяющих им вести самостоятельный трудовой образ жизни и успешно адаптироваться в обществе.

3 стр., 1206 слов

Сложение и вычитание в пределах 10 в специальной (коррекционной) школе VIII вида

... умственно отсталых школьников в процессе обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Гипотезы исследования: Организация специального обучения детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная ... математическому счету является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков сложения и вычитания ...

Глубоко умственно отсталые лица, обучаясь по индивидуальным образовательным программам, осваивают в большей мере соответствующие особенностям их развития программы средового и социального адаптирования (гигиенические и элементарные бытовые навыки, простейшие трудовые навыки).

Дети с незначительной умственной отсталостью получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Целью специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является: обучение и воспитание детей с нарушениями умственного развития, коррекция нарушения в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологическая реабилитация, интеграция в общество.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс возрасте семи-восьми лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.

Количество учеников в классе (подготовительном) не превышает 6-8 человек, а в остальных классах не более 12.

В специальном образовательном учреждении VIII вида образовательный процесс осуществляется на двух ступенях: 1. Начальное общее образование (нормативный срок освоения 6-8 лет); 2. Основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительно класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый класс).

Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать пять-шесть человек.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы, так и специальные (коррекционные).

Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

10 стр., 4672 слов

Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...

... выявление, а в дальнейшем воспитание и развитие детей с одарённостью. Одарённые дети - это тот резерв ... синтез определенных потенциальных качеств личности, развивающихся в процессе деятельности, которые обеспечивают достижение наивысших результатов. [ ... учащихся; 3) статистические - математическая обработка данных исследования. Глава 1. Исследование феномена одаренности в психолого-педагогических трудах ...

Большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны.

2. Особенности процесса трудового воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

2.1 Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания

трудовое воспитание умственно отсталый школьник

С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство [14; 56].

Автор подчеркивает, что труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. Но не все категории аномальных детей могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки — приобретают для специальных школ особое значение [; 48].

Рубинштейн С.Я. подчеркивает, что в процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с нарушениями интеллекта. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка [14; 67].

Г.М. Дульнев отмечал, что вопрос о формировании личности умственно отсталых школьников в процессе рудового воспитания не был предметом специального систематического изучения. Ученый указывал на то, что зависимость развития познавательных процессов от обучения является почти общепризнанной. Г.М. Дульнев, наблюдая деятельность воспитанников специальных школ, указывал, как формируется в труде целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника. Более трудно, но еще более значимо, воспитание таких качеств, как критичность и самоконтроль. Когда ученик вспомогательной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи, — это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий [7; 43].

7 стр., 3195 слов

Кочетов «Организация самовоспитания школьника» Умственное воспитание ...

... более высоким уровнем самоуправления умственной деятельностью, поэтому прежде всего требует воспитания культуры умственного труда, самоконтроля и самооценки умст ... критерии для самоанализа и самооценки результатов труда учащихся. Лишь 18 % учащихся объективно оценивают свою самостоятельную работу ... в самоусовершенствовании в избранной, заинтересовав­шей ребенка области знаний. Это также важно потому, ...

Шинкаренко В.А. указывает, что в системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Его развитию способствует формирование социально ценных мотивов, воспитание интереса к труду [16; 37]. Автор считает, что важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство, встречи с директорами производственных учреждений, рабочими и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное — участие в ней, формируют трудовую мотивацию, ценностное отношение к трудовой деятельности, желание трудиться и трудолюбие [16; 38].

Мачихина В.Ф. указывает на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому вспомогательная школа должна ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме.

Особо останавливается Мачихина В.Ф. на разработке внеклассной воспитательной работы во вспомогательных школах. Вопросы трудового воспитания автор подробно рассматривает на примере кружковой работы. Подробно методист разрабатывает вопрос о ручном труде. По ее мнению, для учащихся 3-4 классов можно организовать кружки выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой. Особо популярными у таких детей являются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Необходимо предусмотреть кружки по домоводству и кулинарии. Таким образом, Мачихина В.Ф. указывает на коррекционное значение ручного труда не только на уроках труда, но и в процессе внеклассной работы.

Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально-трудовых навыков и умений.

Таким образом, трудовое воспитание в условиях специальной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное — оно имеет коррекционную направленность. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию. Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

6 стр., 2646 слов

Эстетическое воспитание в семье, имеющей ребенка с нарушением интеллекта

... семье. Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными ... процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, ... о знаменитых людях - героях войны и труда, создание дома малой «Третьяковской галереи». Мальчики-подростки ...

Таким образом, в результате изучения вопроса о становлении положительных личностных качеств в процессе трудового воспитания мы пришли к следующим выводам: в ходе трудовой подготовки у детей формируются такие личностны качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и другие; в труде формируется целенаправленность и самостоятельность; труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, что способствует дальнейшему воспитанию положительных личностных качеств.

Формирование положительных личностных качеств не возникает само по себе. Оно органически связано с деятельностью учащегося и обуславливается ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у школьника с нарушениями интеллекта личностные качества, необходимо включать его в соответствующие виды деятельности: общественную, учебную, трудовую, общения с другими людьми и другие.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника.

2.2 Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы

Психологически и практически школа призвана готовить подрастающее поколение к сознательному и активному труду на пользу обществу. Поэтому наряду с эстетическим, правовым, социальным в школах активно осуществляется трудовое воспитание учащихся, которое в широком понимании способствует формированию мировоззрения, развитию моральных качеств, воспитанию воли и характера растущего человека.

В специальных школах задачи трудового воспитания дополняются рядом специфических задач, обусловленных наличием того или иного дефекта. Логика и последовательность производственных операций, необходимость в процессе выполнения трудового задания воспроизвести и применить на практике ранее усвоенный учебный материал побуждают аномального ребенка осмысливать и осознавать се элементы учебно-производственного процесса и способствуют коррекции недостатков развития [9; 225].

Задачей данного параграфа является анализ теоретических источников, рассматривающих коррекционное значение трудового воспитания умственно отсталых детей. В работах некоторых исследователей труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания, в других — как средство адаптации учебной деятельности. Много внимания трудовому воспитанию было уделено в трудах отечественных ученых.

Видный русский дефектолог В.П. Кащенко (1870-1943) считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности [; 209].

В своей книге «Педагогическая коррекция» в 30-40-е годы В.П. Кащенко обосновал роль труда в коррекции аномального ребенка: «Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания» [11; 86]. Благодаря трудовой деятельности происходят следующие положительные сдвиги в воспитании отсталых детей:

3 стр., 1377 слов

Особенности воспитания педагогически запущенных детей

... Комсова А.В. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы. М.: Госучпедгиз, 1958.- 125с. 25. Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей. – М.: Просвещение, 1969. – ... 5. – с.30 – 32. 8. Бондоренко Л.И. Вопросы перевоспитания педагогически запущенных детей. Л.,1975.98с. 9. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. Пособие для студ. / Под ред. ...

— вызывание и развитие общей работоспособности. Кащенко В.П. писал, что ребенку необходимо давать интересную и «связанную с необходимостью проявить личную инициативу»;

— выработка систематичности и выдержки в работе, сосредоточения внимания. Ученый предлагал прием длительных заданий от получаса до нескольких дней и недель;

— выработка культуры интереса. Через трудовое воспитание ребенок отвлекается от нежелательных, отрицательных интересов, развиваются новые интересы;

— развитие общей активности, особенно у пассивных детей.

Во вспомогательной школе труд помогает конкретизировать и исправить нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире. В процессе труда ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их и устанавливает отношения между ними; планируя работу, он создает в воображении будущий объект, а это способствует развитию его мышления [9; 225].

Среди учащихся специальных школ есть дети, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. Вопилова И.В. считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов [4; 34].

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Учащиеся специальных школ требуют очень большого индивидуального подхода в целях коррекции недостатков их волевой сферы.

Индивидуальный подход при распределении трудовых заданий способствует исправлению не только основных дефектов, но и вызванных ими последствий.

Гнатюк А.А. считает, что в процессе психологической подготовки к труду следует обращать особое внимание на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата., воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных и количественных представлений. Это обеспечит высокую чувствительность к раздражениям — сигналам, правильность и координацию движений, взаимодействие анализаторов, саморегуляцию и контроль. В условиях специальной школы эта задача особенно актуальна, так как сенсомоторная культура аномального ребенка очень не высока. Устранение сенсомоторных дефектов осуществляется в процессе практической подготовки на уроках ручного труда, на пришкольном участке или в ходе любой другой практической трудовой деятельности, которая предполагает овладение учащимися целым комплексом необходимых трудовых умений и навыков [6; 29].

На занятиях ручным трудом и в процессе хозяйственно бытового труда дети приобретают первый опыт коллективного труда. В процессе ручного труда развиваются познавательные интересы, закрепляются знания, полученные на уроках в классе.

На предметных уроках предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. На уроках ручного труда используются знания и навыки, полученные в классе: умение отмерить, измерить. Эта взаимосвязь труда и обучения приводит к более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся и развитию их мышления.

Все виды трудовой деятельности школьника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между учащимися трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.

Часто у учащихся сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. Б.С. Братусь предупреждал об опасности «срыва» нервной системы аномального ребенка [3; 29]. Такой срыв может наступить пи перегрузке и переутомлении не только умственном, но и физическом, что может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.

Физически ослабленных учащихся целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно со школьным врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности умственно отсталого школьника. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Малоподвижным детям нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянных детей хорошо включать в работы, требующие сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, обрезка сухих веток и т.д.

У некоторых учащихся специальных школ иногда возникает отрицательное отношение к труду в связи с недоступностью для них некоторых профессий. В целях предупреждения этого явления необходимо, с учетом возможности учащихся, определить более широкий круг профессий, которыми они могут овладеть и правильно организовать производственное обучение [9; 30].

Производственный труд создает благоприятные условия для развития не только трудовых навыков, но и всей познавательной и личностной сферы учащихся, так как в процессе работы всегда возникает потребность в общении с людьми, анализе и оценке их действий и поступков [9; 235].

В.М. Мозговой пишет: «Трудовое воспитание содержит богатые коррекционные возможности, так как в процессе любой трудовой деятельности у умственно отсталых детей формируются такие качества, как готовность к труду, добросовестное отношение к нему, развивается интерес к профессии, настойчивость, трудолюбие» {12; 93].

Чуркина А.И. указала на решающее значение для реализации принципа коррекционной направленности в трудовом обучении выполнения следующих условий:

— комплексного планирования образовательных коррекционно-развивающих и воспитательных задач для каждого урока;

— подчинения содержания урока поставленным задачам;

— выбора оптимальной структуры урока, которая включала бы микроэтапы, педагогические ситуации для решения коррекционных задач;

— применения контроля рациональных методов и приемов обучения;

— осуществления дифференцированного подхода к учащемуся;

— создания наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания;

— постоянства и длительности коррекционного воздействия на учащихся;

— профессионализации трудового обучения, начиная со средних классов;

— систематический анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения [15; 121-128].

Заключение

Проведя теоретическое исследование влияния трудового воспитания на формирование личности учащихся специальных школ, мы пришли к следующим выводам:

— Трудовое воспитание в условиях специальной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но оно имеет коррекционную направленность.

— Трудовая деятельность способствует: коррекции дефектов в личностном развитии умственно отсталого ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности, осуществляет его социальную адаптацию.

— Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизиологических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Мы выяснили, что у детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.

Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.

Литература

1. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе. — М., 2008.

2. Архипкина Л.И. Работа по профориентации во вспомогательной школе интернате.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2008.

4. Вопилова И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы.

5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

6. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. 2009.

7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.

8. Дефектология, 1983 №1. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых учащихся.

9. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1965.

10. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. — М., 2007.

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.

12. Мозговой В.М. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Межвузовский сборник научных трудов. — М., 2007.

13. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. — М., 1980.

14. Назарова Н.М. Специальная педагогика. — М., 2002.

15. Рубинтейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

16. Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 2008.

17. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск, 2009.

Размещено на