Этническая общность. Классификация этнических общностей (по Л.Н. Гумилеву).

Концептуальный аппарат этнической психологии (обозначить основные понятия).

Концептуальный аппарат этнопсихологии составляют катего­рии и принципы научного познания. Категории — принципы, отража­ющие наиболее существенные связи, отношения изучаемых явле­ний. Исследование этнических явлений невозможно без разработки понятийного аппарата. Он определяется спецификой предмета, ко­торый можно представить в виде системы следующих составляю­щих:

1) понятия, связанные с существованием: этнос — нация — этни­ческая группа — этнические интересы — этническая психология — лич­ность — идентификация;

2) категории деятельности: этническая культура — деятельность — общение — традиции

Каждое из этих понятий раскрывается через систему частных категорий. И с развитием этнопсихологических исследований будет возрастать потребность в расширении понятийного аппарата.

Эффективным методом познания в теории наций является сис­темный подход, согласно которому нация рассматривается как объективно существующая социальная система в общественной жизни. Гносеологическая форма ее отражения представляет собой систему понятий (понятийный аппарат), когда необходимо изучение связей между ними (то есть их структуру) и взаимоотношений с ок­ружающей средой. Развитие нации прослеживается, исходя из ее истории возникновения и становления.

По спра­ведливому мнению И.С. Кон, ни одна из своеобразных этнических свойств не является уникальной, а уникальна сама структура черт характера нации.

Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психического склада нации. Как синоним употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», «нацио­нальная психология». Но понятия «психический склад нации» охва­тывает более широкий круг явлений, чем сами синонимы. Психичес­кий склад рассматривают как исторически складывающуюся сово­купность национального характера, индивидуально-своеобразных черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций.

 

Этническая общность. Классификация этнических общностей (по Л.Н. Гумилеву).

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

20 стр., 9869 слов

Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы ...

... зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.[1] Этническая общность. Этнос. Народ. Нация Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим ... отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823 ...

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992).

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

 

7. Зарождение этнопсихологии в истории и философии.Истоки этнопсихологии начинаются из трудов античных философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Геродот, которого считают основателем истории, этнографии и этнопсихологии, много путешествовал и рассказывал об удивительных особенностях народов, с которыми встречался, их верования, религию, искусство. В своей работе \»История\» Геродот впервые осуществил сравнительный анализ особенностей жизни и характеров разных народов посредством окружающей среды. По результатам собственных наблюдений он дал этнографическое описание Скифии, в который вошли рассказы о богах, обычаи скифов, мифы об их происхождении. Геродот обратил внимание на такие характерные качества скифов: жестокость, недоступность, суровость. Наличие этих качеств, по его мнению, обусловлено особенностями окружающей среды (равнина со многими реками и травами) и образом жизни скифов (кочевой).

Другими исследователями Древней Греции также было замечено влияние окружающей среды на формирование психических особенностей разных народов. Так, Гиппократ считал, что ведущими объективными факторами в всех различий между народами, их поведения, обычаев, выступают природа и климат территории проживания народа. Основоположником этнопсихологии является Дж Б Вико. В своем трактате \»О общей природе вещей\» он рассмотрел проблемы развития народа, обусловленность его психологических особенностей. Дж Б Вико установил, что каждое общество в истории своего развития проходит три эпохи: 1) эпоху богов, 2) эпоху героев, 3) эпоху людей, а психические особенности человека как представителя определенного народа появляются в ходе истории этого народа. Во второй половине XIX в в европейской социологии появились разнообразные научные течения, рассматривающие человеческое общество как таковое, что тождественно животному миру. До сих течений относятся: антропологическая а школа в социологии, органическая школа, социальный дарвинизм. Ведущее положение, которое объединяет эти течения, в том, что их представители недооценивали особенности объективных тенденций, а на общественное явления механически переносили открытые М Дарвином биологические законы. Сторонники этих течений пытались доказать, что существует прямое влияние биологических законов на социальное, экономическое и духовную жизнь народа Они пытались обосновать \»теорию» о непосредственном влиянии анатомо-физиологических задатков на психику и на этой основе объяснить черты их внутреннего, морально-духовного склада с помощью биологических признаков.

3 стр., 1260 слов

Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития ...

... политикой, биологией, химией, физикой. 2. История развития социальной психологии Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа: ... её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт; 3) массовые ... 2. Этап становления социально-психологического знания: - психология народов: «дух» нации противопоставлялся «духу» отдель-ных индивидов ...

 

 

8. Психология народов как первая форма социально-психологического знаниясложилась в середине XIX в. в Германии. Психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация).

Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влияние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выражению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма» (Ярошевский, 1976. С. 238).

Психология народов попыталась соединить эти два подхода. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893).

В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920).

Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев.

6 стр., 2700 слов

Характеристика личности и психология переводчика

... в установлении духа сотрудничества, особенно тогда, когда переговорные процессы идут с представителями народов и культур, мировоззрение, нравственные установки и особенности делового этикета которых имеют значительные отличия ... или девочку «на побегушках», приравнивая эту работу к секретарской. Как правило, редкие люди знают иностранные языки и уверены, что переводить можно все и легко, надо ...

 

9. Основные направления этнопсихологических исследований.Это наука изучающая закономерности развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. 3тенденции. Первая (релятивизм) заключается в подчеркивании различий между культурами.. Релятивизм не означает явного или скрытого расизма, в котором его сторонников нередко обвиняют. Напротив, релятивисты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому народу и являются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все культуры равные, но разные.Утверждая равенство культур, они мало интересуются установлением сходства между ними. А различия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения. Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Описание и оценку с точки зрения внешнего наблюдателя они рассматривают как унижение людей, отмечая, что даже людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где они практиковались. Релятивисты предполагают, что любые психические феномены можно объяснить исходя в основном из культурных переменных с незначительным добавлением других, в частности биологических, факторов.

Вторая тенденция абсолютизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Сторонников абсолютизмамало волнует проблема этноцентризма и, как следствие, игнорируется возможность того, что особенности культуры исследователей влияют на их концепции. В многочисленных сравнительно-культурных исслед-ях используются неадаптированные стандартные методики, проводится проверка их лингвистической эквивалентности. Псих-ие феномены, рассматр-ся как одинаковые во всех культурах. Если различия обнаруживаются, их интерпретируют как количественные, иными словами, осуществляют оценочные сравнения. В результате легко делается вывод, что люди в одной культуре более интеллектуальны (или более честны, более депрессивны), чем в другой, а культуры одинаковые, но неравные. Сторонники «абсолютизма наоборот», рассм-ют культуры как равные и одинаковые, а наличие различий объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психоло-гическими явлениями. Подобные концепции можно рассматривать и как крайний случай еще одного направления в этнопсихологии – универсализма.

 

 

10. Предмет и задачи этнопсихологической антропологии.Этнопсихология — на­ука, изучающая психоло­гические особенности индивида или группы людей, связанные с этни­ческой или культурной принадлежностью и про­являющиеся на созна­тельном и бессознатель­ном уровнях. Цели этнической психологии состоят в выявлении психо­логических механизмов формирования позитивной этничес­кой и культурной идентичности, а также в изучении психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Исследователю любой этничес­кой культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механиз­мы регуляции сознания и поведения человека (в частности, механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной куль­туры, типы ее социальной организации, принципы внутри- и внешнегруппового вза­имодействия.

3 стр., 1425 слов

Современные исследования русского национального характера (К.Касьянова, ...

... этнического самосознания Л. Баруини (описание характера итальянцев). Н. Лосский (Характер русского народа). Э.Фромм (Бегство от свобод. Описание немецкого национального характера). Ф.Хсю об американском национальном характере. Представление зарубежных исследователей о национальном характере ... национального характера» К. Клакхона: Тип традиционной русской личности Идеальный тип советской личности ...

Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодей­ствия (межэтнического восприятия; межэтнической напряженности; этноцентризма и этнической интолерантности; изменяющейся этнической идентичности; этнических миграций и аккультурации и др.);

2) изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентично­сти на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентич­ности личности; этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуаль­но-личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;

4) развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

 

 

11. Базовая и модальная личность. По мнению Р.Линтона, базовая личность — особый тип интеграции человека в культурную среду. Такой тип включает в себя особенности социализации членов данной культуры и их индивидуально-личностные характеристики. По определению А.Кардинера, базовая личность — это «…техника размышлений, система безопасности (то есть стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (то есть чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному». Базовая структура личности передается из поколения в поколение через воспитание и в какой-то мере определяет судьбу народа. И Линтон, и Кардинер подчеркивали, что изменение социальной организации неизбежно ведет к изменению базового типа личности. Подобные трансформации случаются, когда внедряются новые трудовые технологии, расширяются контакты с соседними племенами, заключаются межплеменные браки и т.п.

Для раскрытия базовой личности, как правило, использовались не статистические, а нестрогие с точки зрения психолога описательные методы, часто личные впечатления этнолога о способах ухода за детьми. Модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества. Именно общества, а не культуры, так как исследователи модальной личности интересовались, прежде всего, современными индустриальными обществами. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего тестовыми методами, но выбор определенных показателей затруднен, так как не существует общепризнанной теории личности. Так, Линтон предлагал разграничивать социально желательную структуру личности, которая была бы оптимальной для членов данного общества, и модальную личность, которая в реальности наблюдается у его членов. Столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, этнологи стали разрабатывать концепцию мультимодалъных обществ, согласно которой каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.

15 стр., 7285 слов

Конфликт между личностью и культурой как главная проблема психоанализа З.Фрейда

... так и не найдены. Объекты курсовой работы: личность, культура. Предмет курсовой работы: Конфликт между личность и культурой (Столкновение человеческого бессознательного с культурными запретами). ... 22 2.2. Проблема тотема и табу………………………………………………...24 Конфликт между личностью и культурой в понимании З. Фрейда Социальный контроль как причина конфликта......................................30 ...

Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия.

Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание, — человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми. Социализация — процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация— это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. В культурологии используется понятие культурной трансмиссии — это механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: вертикальная, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; горизонтальная — ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; непрямая трансмиссия — человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.

 

 

15. Сравнительно-культурное изучение социализации. Этнография детства Г Крайг установил, что культура, в условиях которой индивид живет и развивается, неодинаково влияет на его физический, интеллектуальный и социальный рост. Другие исследователи обратили внимание на существование таких культурных обычаев, которые могут замедлять или ускорить моторное развитие ребенка. Учеными обнаружены и определенные различия в развитии чувства привязанности ребенка к взрослому.

Первичные отношения с одним человеком, преимущественно с матерью, которые отличаются интерактивным диалогом, играми и повышенной чувствительностью, является лучшим фактором полноценного развития младенцев. Однако во многих культурах придерживаются отличного от описанного ранее подхода относительно воспитания и развития детей. Так, кроме матери ребенка могут воспитывать и другие люди — отец, бабушки, старшие братья или сестры. Влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка отражены в теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. М Мид считал, что именно культура является главным фактором обучения, развития их мышления, переживаний и усвоение правил поведения в обществе. Агрессивность возникает в результате недостатка заботы и любви, а внимание и надежность приводят к появлению доброжелательности. Отношение представителей различных культур к агрессивности и к собственным детям выступает ведущим фактором развития агрессивности у детей. Проанализировав особенности отношения к детям в воинственных и миролюбивых африканских, южноамериканских и океанских племенах с разными культурами. Ронер выдвинул концепцию родительского принятия / непринятия, с помощью которой он пытался объяснить и предсказать последствия родительского принятия (положительного) и неприятие (отрицательного отношения) для поведенческого, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Исследователь выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку: 1) понимание и любовь, 2) враждебность и агрессия, 3) индифферентность. Которые неодинаковой степени характеризуют культуры и взаимосвязаны с другими измерении родительского поведения в частности с родительского контроля. Ронер обратил внимание на то, что большинство родителей во всем мире положительно относятся к собственным детям, проявляет тепло и заботу. Общество, в котором отсутствует любовь к детям, является исключением, а не нормой.

13 стр., 6183 слов

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

... национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин. Объектом являются нации, национальности, национальные общности. Предмет этнопсихологии – национально-психологические особенности, а именно особенности поведения, эмоциональных реакций, характера, а также национальное ...

 

 

16. Психический склад нации– неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств каждой конкретной нации, образующее устойчивое единство, и отражающее то общее, что есть у ее этнической общности в следующих системообразующих элементах: национальный менталитет, национальный склад ума, национальный темперамент, национальный характер, национальные стереотипы, национальные чувства, национальные интересы и ориентации, национальное самосознание, национальные традиции и обычаи.

Национальная психология, по А.Ф. Дашдамирову, представляет собой структурно-динамическое единство волевых, морально-психологических, социально-экономических моментов, своеобразное сочетание которых придает национальную окрашенность устойчивым элементам психики. Содержащаяся в них историко-этническая информация, сгущаясь, приобретает качество направленной программы национально-своеобразного мироощущения и реагирования на события и явления жизни, причем ценностные. В.Г. Крысько предлагает так же выделять две стороны национальной психики: системообразующую и динамическую. В системообразующую сторону входят: национальное самосознание, национальные интересы и ориентации, национальной характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства, национальные традиции и привычки; в систему динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. Наследственность оказывает значимое влияние также на формирование национального склада ума и национального темперамента. Позиция основателя диспозиционной теория личности Г.У. Оллпорта, который считал, что «наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент — это первичный генетический материал, из которого строится личность».

Национальный характер и этнический темперамент. Ментальность.

Национальный характер — это система отношений конкретной этнической общности и различных сторон окружающей действительности, проявляющееся в устойчивых стереотипах их мышления, эмоциональных реакциях и поведении в целом

8 стр., 3749 слов

Формы этнической общности. Этнос и нация

... ценностей, в том, что принято называть “национальным характером”, “ментальностью”.. Но, в отличие от других видов этнических общностей, нация невозможна без государства или без автономии ... это вся совокупность развившегося и накопленного конкретной этнической или межэтнической общностью в ходе ее исторической эволюции. Значит, национальное можно считать итогом, результатом культурно-исторического ...

Национальный характер собой сочетание физических и духовных черт, которые отличают одну нацию от другой. Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев. В обыденном сознании заметны психологические различия между народами. Так, пунктуальность является ценным качеством для немцев и голландцев, однако испанцы не придают большого значения этому качества. Каждому человеку присущи два вида сознания, имеющие непосредственное отношение к ее национального характера: — первая содержит состояния, которые свойственны индивиду; — вторая содержит состояния, которые характерны группе индивидов.

Эти состояния связывают индивида с обществом, образуя так называемое \»общество внутри нас\», существующее в виде однотипных для представителей одной этнической общности реакций на обычные ситуации в форме чувств, и составляет национальный характер. Национальный характер является важной составляющей личности.

Характер отличается от темперамента по содержанию: характер имеет общие черты среди этносов, а темперамент — это индивидуальная особенность каждого человека.

Юнгу выделил соответствующие психологические типы: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. У всех народов характер меняется постепенно или мгновенно. Фактором этих изменений является, незаметны мгновенные изменения в формах правления и в общественном воспитании.

Менталитет (ментальность) как характеристика психологической жизни людей является системой взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающейся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающей вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей,а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие эту общность от других. Каждая социальная группа имеет свои ментальные особенности. Сколько существует типов социальной стратификации, столько существует и видов ментальности. Каждый индивид, поскольку он одновременно входит в несколько социальных групп, является носителем разных видов ментальности – этнической, классовой, гендерной, конфессиональной.

18. Этническое сознание и самосознание. Этнологическое самосознание— чувство принадлежности к тому или иному народу и осознание отличия от других этнических групп, признак устойчивой социально-этнической общности. Формируется на основе представлений об общности происхождения, исторической судьбы, а также элементов традиционной культуры, передаваемых из поколения в поколение (обычаи, обряды, фольклор, особенности мировоззрения, нормы и образцы поведения) и социально-психологических характеристик.
Осознание принадлежности к определенному этносу позволяет человеку лучше понимать особенности социальной жизни, национальные интересы и проблемы, требующие решения, достижения духовной культуры народа и национальный менталитет.

10 стр., 4817 слов

Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная ...

... факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык. На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации - ... этого обстоятельства его стремление к стабильности становится значимым мотивом поведения. И здесь этнические ценности с их стабильностью, наследуемым статусом имеют неоспоримое преимущество ...

Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. Национальному сознанию присущи следующие характеристики: — наличие целостной этнической картины мира; — его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации; — детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации.

Этническое самосознание проявляет свою индивидуальность при соприкосновении с другими этносами. Только сравнивая свой образ жизни, культуру, язык, свое мировоззрение, осознавая свое место среди других народов, этнос ощущает свою особенность, самобытность.
Самосознание позволяет индивиду выделить себя из объективного мира, осознать не только мысли и чувства, но и сравнить себя с другими, отождеств­ляя с определенной группой или же противопоставляя им. Не только этническое самосознание, но и самосознание вообще является тем признаком, без которого не может существовать ни один индивид, ни одна общность. На личностном уровне этническое самосознание следует рассматривать в единстве выражения неосознаваемых психических связей осознанного ощущения эмоционально-духовной близости с определенной этнической общностью. Не случайно в структурном отношении, в самосознании личности некоторые психологи выделяют единство трех сторон — познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и регулятивной (саморегуляция).
Этническое самосознание, как специфическая разновидность самосознания личности, в структурном отношении включает в себя также такие элементы, как представления об общности происхождения, мировоззрение, личный опыт, этноразличительные особенности языка, культуры, ощущение эмоциональной близости с определенной общностью, этностереотипы.

 

19. Этнические потребности, интересы. Этнические чувства. Этнические потребности и национальные интересы сохраняются постоянно, независимо от эпохи; имеют особые механизмы самореализации, которые обусловливают структурно-функциональные связи между различными ее частями. Однако в то же время этнические потребности и национальные интересы находятся в непрерывной динамике. Для функционирования этнические потребности и национальные интересы должны находиться в постоянной изменчивости, приспосабливаясь к самой динамике жизни не только не отставая, но, наоборот, опережая запросы этнических групп и национальных образованиях. В функционировании национальных интересов интегративные компоненты культуры играют важнейшую роль Благодаря знаковым системам оказывается возможным накопление, хранение и передача из поколения в поколение информации, обеспечивающей культурную преемственность в рамках этнических групп и наций.

Наиболее сложно найти специфичные черты культуры у наций, сформировавшихся преимущественно под влиянием экономических и государственно-политических факторов и выделившихся из многомерных социокультурных систем. Кроме того, у большинства так называемых «молодых наций» формирование общенациональных черт культуры не завершилось, поскольку еще очень велика роль этнических субкультур, особенно в тех случаях, когда нация формируется из различных по языку, происхождению, вероисповеданию, обычаям и традициям этнических групп. В одних случаях эти субкультуры со временем переплавляются в относительно целостную национальную культуру, в других — продолжают сохраняться как своеобразные вкрапления в национальную культуру, в-третьих — обособляются как отдельные единицы культуры.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

 

20. Этнические диспозиции: этнические установки и этнические стереотипы.Этнические установки на восприятие своего и других народов основываются не только на знании традиций этих народов, в которых наиболее ярко представлены стереотипы поведения, и истории межнациональных отношений, в которой проявляются стереотипы восприятия друг друга, — в них обязательно содержатся эмоциональный и оценочный компоненты. Одно и то же поведение в зависимости от отношения к его субъекту может интерпретироваться полярно: «наглость — внимательность», «безответственность — очень большая занятость», «небрежность — творческое отношение к делу».

Этнические установки формируют: 1. этнические стереотипы восприятия друг друга; 2. этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга; 3. этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов.

Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. Поступать подобным образом принято, стереотипизировано.

выводы: 1. Этническое в личности — целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде.2. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение.3. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями.4. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы их поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия.5. Представители разных этносов различаются не набором личностных качеств, а спецификой базовых этнических установок на приемлемость либо неприемлемость того или иного стереотипа поведения в своей и чужих этнических общностях.

 

21. Проблема этнизации. Этническая идентичность. Проблема взаимодействия двух начал социальной жизни — этнического и политического. Необходимость в теоретических и прикладных разработках вопросов, вызванных к жизни взаимонаположением этнического и политического, диктуется множеством обстоятельств. Наиболее существенными из них являются следующие: — конфликтогенный характер политизированной этничности представляет один из наиболее серьезных вызовов глобального уровня; — переход к демократии в полиэтнических государствах выявил сложную проблему, которая требует серьезного осмысления способов адаптации традиционно существующих стандартов демократии и гражданского общества;

— стойкость и развитие ментальных и политико-культурных структур национального типа требуют от профессионального сообщества пристального внимания и анализа.

Этническаяидентичность означает осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность – это комплексный феномен, имеющий определенный базис, включающий в себя три элемента – механизмы ге­нерации, признаки общности, а также условия формирования идентич­ности. В качестве механизма генерации этнической идентичности вы­ступает наличие определенного общественного статуса этнической общ­ности в геополитической картине мира. Специфика этнической идентичности заключается в том, что этнос для человека является надежной опорой в жизни в силу ряда причин. Так, сроки существования многих социальных групп ограничены во времени, их состав постоянно меняется, сам человек из таких групп может быть исключен в силу возраста, изменения места жительства, взглядов. Из этнической общности, которая устойчива во времени, человека исключить нельзя. Его этнический статус сохраняется им самим. Этническая идентичность также особенно важна в условиях интенсивных межэтнических контактов при усиливающейся трудовой миграции населения, туризме, перемещениях миллионов эмигрантов и беженцев.

22. Сравнительно-культурный подход к анализу социального поведения.Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей. Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствияхсоциального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение — поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение — рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное — порождающее напряженность и конфликты.

К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение,демонстративное поведение

, конфликтное поведение и ошибочное поведение. Причинытого или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека — поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение. В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы).

Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.

 

 

23. Социально-психологические факторы этногенеза. Пассионарность. Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным. Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную. Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности». Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.