Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИИ

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

по курсу «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»

 

для курсантов (слушателей) факультета подготовки следователей, факультета подготовки иностранных специалистов,

Факультета экономической безопасности

 

МОСКВА – 2012

Содержание

Вводные методические указания. 2

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров. 4

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) 23

Литература. 24

ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебно-методические материалы по дисциплине «Этнопсихология» для курсантов (слушателей) служат организационной основой овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами лиц различных национальностей. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Недооценка знания этно-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудника любого уровня правоохранительных органов. Настоящие учебно-методические материалы призваны вносить целенаправленный вклад в процесс нормализации межнациональных отношений.

Цель изучения дисциплины «Этнопсихология» во взаимосвязи с другими дисциплинами специализации — изучить этническое своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей в интересах решения задач правоохранительной деятельности.

Основные задачи дисциплины:

· вооружить курсантов и слушателей системой научных знаний в области теории «Этнопсихологии»;

· способствовать повышению у обучающихся компетентности для их адаптации к сложной и динамичной деятельности в условиях межэтнических отношений;

· выработать у обучающихся способность к творческому осмыслению современных проблем межнациональных отношений;

· способствовать формированию межэтнической толерантности, необходимой как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в условиях полиэтнического государства.

20 стр., 9579 слов

Игровая деятельность младших школьников как условие реализации ...

... школьном возрасте основным видом деятельности детей является учебная деятельность, которая "вырастает" из игровой. ... анализ и синтез психолого-педагогической, методической литературы по данной теме, ... свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с ... условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность ...

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

— основные положения современных теорий этнопсихологии;

— системы управления межэтническими конфликтами и способы их разрешения в условиях правоохранительной деятельности;

— национально-психологические особенности представителей населения как России и стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Уметь:

— точно и полно диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон в условиях решения задач, связанных с правоохранительной деятельностью;

— компетентно определять практические стратегии поведения представителей различных национальностей;

— выполнять функции посредника на переговорах между представителями различных наций и народностей.

Владеть:

— навыками бесконфликтного общения при решении оперативно-служебных задач с представителями различных этносов;

— технологиями эффективного разрешения межэтнических конфликтов, возникающих в правоохранительной деятельности.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) зачета.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Этнопсихология» на 2012-2013 учебной год

 

№ темы Название темы Всего В том числе Прим.
Лек- ции Семи- нары ПЗ Контр. рабо- ты
  Раздел I. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов            
Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки. История возникновения и становления этнопсихологии    
Психологическая характеристика этнических общностей    
Сущность, структура и своеобразие психологии нации    
  Раздел II. Психология межэтнического взаимодействия            
Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов    
Психология межэтнических конфликтов    
Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения    
Психологические особенности этносов    
  Всего    
  Зачет            

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

И ПЛАНАМИ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Раздел I. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Лекции — 2 часа

Содержание темы.Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины.

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Понятие, объект и предмет этнической психологии. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины. Методология и методы этнической психологии.

Основные ветви, разделы этнопсихологии: психологическая антропология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология и психология межэтнических отношений. «Еmic» и «Еtic» подходы в этнопсихологии.

Основные тенденции и направления развития современной этнической психологии. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.

Этническая психология и другие отрасли знаний. Зарождение этнопсихологии в античной истории и философии (Геродот, Тацит, Плиний Старший).

Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Монтескье. Этнопсихологические идеи в немецкой философии истории (И.Г.Гердер).

М.Лацарус и Г.Штенталь о психологии народов как науке о народном духе. Психология масс в интерпретации Г.Лебона. Психология народов В.Вундта как первая форма социально-психологического знания.

Изучение «психической этнографии» в Русском географическом обществе. Развитие идеи психологии народов в трудах К.Д.Кавелина и А.А.Потебни. Русские философы и историки о русском национальном характере. Г.Г.Шпет о предмете и задачах этнической психологии. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского и этнопсихология.

Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурантропологии. Теория «культура и личность», ее методы и задачи. Р.Бенедикт и «конфигурации культур». Базовая (А.Кардинер) и модальная (К.Дюбуа, Р.Линтон, А.Инкелес) личности. Ф.Хсю и современная концепция психологической антропологии.

Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (У. Риверс, М. Херсковиц, Д. Кемпбелл, Э. Сепир, Б. Уорф).

Сферы практического приложения этнопсихологических исследований.

Методические указания. Данная тема является вводной и направлена на уяснение того, что история каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Поэтому и психологический склад каждого отдельного народа является очень сложным.

На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, что, в конечном счете, привело к возникновению в науке особого направления – этнической психологии. Поэтому история становления и развития этнопсихологии является одним из ключевых вопросов данной темы.

Этнопсихология (этническая психология) – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет этнопсихологии – национально-психологические особенности, а именно особенности поведения, эмоциональных реакций, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

В целом в этнопсихологии выделяют два основных направления исследований: этнологическое (психологическая антропология) и психологическое (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология).

Предметом первого направления являются систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Предметом второго – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Вместе с тем особое внимание в настоящее время обращается и на такое особое направление этнопсихологических исследований, как психология межэтнических отношений.

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп. К способам исследования в этнопсихологии относят и общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности, тест.

Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость разобраться в различиях предмета этнопсихологии и других наук, таких как философия, история, социология, психология, этнология (этнография), этносоциология, этнокульторология, этнопедагогика и др.

В конечном итоге, основным результатом изучения данной темы должно стать обозначение тех основных понятий этнопсихологии, которые понадобятся для изучения курса в целом: «этнос», «нация», «национально-психологические особенности», «культура» и др.

 

 

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

Лекции — 2 часа

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы.Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Социально-психологическая сущность понятия «этнос». Этнодифференцирующие признаки. Виды этносов. Способы существования этносов. Социально-психологическая сущность понятия нации. Психологические предпосылки целостности нации. Признаки существования нации.

Этническое сознание и самосознание. Психологическая структура этнического сознания. Психологическая структура этнического самосознания.

Этническая идентичность как ядро этнического самосознания: структура и виды. Факторы формирования этнической идентичности. Этапы развития этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации.

«Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи особенностей этноса.

Методические указания.Изучая данный вопрос, необходимо иметь в виду, что человечество имеет общее происхождение, однако не является однородным. Оно состоит из многообразных социальных групп, взаимодействующих друг с другом, среди которых можно выделить расы (негроидная, европеоидная, монголоидная) и этносы.

Этнос – исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Понятие «этнос» близко к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне).

При этом этнос – не только ныне живущие, но и предки.

Обычно этносы делят на три типа: род и племя, народность, нация. Нация – это высший этап развития этноса. Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры.

Существует определенная психологическая основа (признаки, параметры) нации: историческая память, национальное сознание и самосознание, этническая идентификация, национальные интересы, ценности, вкусы, культура и язык, самооценка, достоинство, гордость. И здесь важно уяснить, что только наличие всех признаков образует понятие «нация». В тоже время, перечень признаков является далеко не главным.

Приоритетное значение в этнопсихологии отводится выяснению характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании. Получается, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде и совершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии. Такова психологическая основа нации. Но поскольку содержательно она раскрывается через такие понятия как этническое сознание и самосознание, этническая самооценка, этнические интересы и ценности, этническая культура и язык, а также понятие этнической идентичности то каждое из этих понятий в процессе изучения темы необходимо четко уяснить.

Одновременно важно разобраться и в психологических предпосылках целостности наций. Всякая общность функционирует лишь до тех пор, пока сохраняется на «мы» и «они». При этом индивиду свойственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитивно – это феномен ингруппового фаворитизма, его обратной стороной является аутгрупповая враждебность. Функцию деления на «мы» и «они» выполняет атрибуция (приписывание социальным объектам – человеку, группе – характеристик, не представленных в ходе восприятия) двух видов: каузальная атрибуция и стереотипизация. Еще одним важным источником для функционирования феномена «мы» и «они» является психологическая защита этноса. Психологическая защита этноса – это совокупность проявления бессознательных и сознательных, регулируемых спонтанно, механизмов устранения из национального сознания состояний тревоги, напряженности, травмирующих эмоций, любого дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями других наций. Осуществляется эта защита в различных формах, уяснение особенностей которых должно стать одним из основных результатов рассмотрения данной темы.

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: этнодифференцирующие признаки, этническое сознание и самосознание.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

Практическое занятие 2.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: этническая идентичность как ядро этнического самосознания, структура и виды.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

 

Тема 3. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИИ НАЦИИ

Лекции — 2 часа

Семинары — 2 часа

Практические занятия – 2 часа

Содержание темы.Содержание психологии нации. Структурообразующая и динамическая стороны национальной психики.

Понятие психического склада нации. Понятие о «национальном характере». Проблемы исследования национального характера и национального менталитета. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации. Этническая картина мира. Концепция архетипов (К.Г.Юнг, Л.С.Выготский).

Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Национальный темперамент, национальные чувства и настроения, интересы и ориентации, национальные традиции.

Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности.

Функции национальной психики. Влияние национально-психологических особенностей на деятельность людей.

Методические указания. В процессе изучения данной темы необходимо твердо уяснить, что каждый этнос или нация имеют свои психологические особенности, поскольку внутри каждого из них существуют определенные правила функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях.

В целом структура национальной психики включает в себя две стороны: системообразующую (статическую) и динамическую (функциональную).

При таком понимании структуры национальной психики уяснение различий между этими сторонами выступает одним из важнейших вопросов данной темы.

Так к статическим компонентам национальной психики относятся этнический характер и темперамент, национальный склад ума, этнические чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Этнический характер — это исторически сложившаяся система отношений какой-либо этнической группы к различным сторонам окружающей действительности, проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении. Характер каждого народа складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, экономических и иных факторов. В силу неоднозначности данного понятия в настоящее время его подменяют понятием менталитет.

Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный), поведенческий (конативный).

Эмоциональный компонент включает:

1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов;

2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами.

Вербальный компонент состоит из знаний об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения.

Поведенческий компонент служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений. Ментальность выступает целостным выражением духовных направлений (не только религии и искусства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.

Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части членов данной этнической группы. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Он является устойчивым феноменом этнической психологии, проявляющимся на протяжении длительной истории у представителей разных поколений одного этноса как устойчивая форма этнического поведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее важностью или возбудимостью.

Этнические традиции и привычки — это сложившиеся на основе длительной практической жизнедеятельности этноса, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы, правила, стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало потребностью каждого члена этнической общности.

Национальный склад ума — это особенности мышления большинства представителей той или иной нации.

Этнические (национальные) чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам. Это производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. К ним причисляют чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность этническим ценностям. Объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в коллективную деятельность, человек осознает свою ценность в форме чувства собственного достоинства. При этом условия жизни этноса, его быт, культура, обычаи и традиции формируют в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных форм чувственного отношения к действительности, а не только в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей того или иного этноса проявляются внешние отличия одного этноса от другого.

Динамические компоненты этнической психологии составляют национально-психологические особенности, которые характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.

Не менее важным в рамках рассмотрения данной темы представляется вопрос о функциях национальной психики. Условно их делят на общие и особенные. К общим относятся: когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. К особенным: объективизация этнической специфики; регулятивная; контролирующая (реализуется в форме проявления национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции).

В конечном итоге основным результатом изучения данной темы должно стать уяснение того, какого рода влияние могут оказывать национально — психологические особенности на эффективность деятельности, и преимущественно в контексте современной социально-политической ситуации.

 

Вопросы к семинару:

1. Понятийный аппарат этнопсихологии.

2. Понятие «менталитет» и его содержание. Понятие об архетипах и коллективном бессознательном.

3. Концепция Г.Г. Шпета об этническом самосознании.

4. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (У. Риверс, М. Херсковиц, Д. Кемпбелл, Э. Сепир, Б. Уорф).

5. «Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи особенностей этноса.

 

Темы для докладов:

1. «Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека».

2. «Основные причины национализма и этнического экстремизма». Этнический терроризм.

3. Этнические символы и их функции. Механизмы этнической символизации.

 

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: понятие о «национальном характере». Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации. Виды национально-психологических особенностей людей.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

 

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тема 4. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Лекции — 2 часа

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы.Межэтническое взаимодействие: понятие и последствия. Специфика межнациональных отношений людей. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм (предпочтение своей группы) как социально-психологическое явление. Проблемы формирования образов различных этносов. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию дифференциации этнических общностей: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция.

Этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы восприятия. Особенности этнических стереотипов восприятия. Внутренняя структура этнического стереотипа восприятия. Механизмы функционирования этнических стереотипов восприятия.

Этнические стереотипы поведения. Причины формирования этнических стереотипов поведения. Ритуалы и обряды.

Влияние на формирование представлений о других народностях социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции.

Этнические предрассудки, их происхождение и функции.

Понятие этнических экспектаций и их особенности.

Методические указания. Межэтническое взаимодействие — это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.Выделяют три основных вида этнического взаимодействия: воздействие, содействие, противодействие.Наиболее очевидно особенности межэтнического взаимодействия проявляются в механизмах установки и стереотипа.

Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Она бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта. При этом субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Чаще всего формируется отдельными индивидами и подхватывается массами.

Понятием стереотип в психологии обозначается устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта (например, внешность — цвет кожи, разрез глаз и т.д.).

Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями, как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и пр. Кроме того, этнический стереотип содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов. Чаще всего этнические стереотипы формируются под влиянием средств массовой информации. Более того, мнение СМИ авторитетно до такой степени, что может происходить вытеснение собственного мнения.

Основными формами (или результатами) межэтнического взаимодействия являются ассимиляция, дискриминация (и ее разновидность – сегрегация), геноцид, а также этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о национальной или этнической группе. Похожим понятием является понятие национализм.

Под национализмом понимается:

1) определенный комплекс этнопсихологических установок;

2) система политических идей;

3) общественное движение.

Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.

Результатом изучения данной темы должно стать понимание того, что ни одна этническая группа не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от других народов. В тоже время межэтнические контакты далеко не всегда приносят положительные результаты для взаимодействующих народов. Именно поэтому проблема этнических контактов является чрезвычайно важной, в особенности для полиэтнической России, на территории которой проживают представители более 150 этносов.

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: межэтническое взаимодействие: понятие и последствия. Специфика межнациональных отношений людей.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

Практическое занятие 2.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы восприятия. Этнические стереотипы поведения.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Лекции — 2 часа

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы. Понятия «межэтническая напряженность» и «межэтнические конфликты». Различные классификации межэтнических конфликтов, причины их возникновения и динамика протекания. Структура межэтнических конфликтов. Психологические основы урегулирования межэтнических конфликтов. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

Изменения сторон в ходе конфликта: усиление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентичности. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты. «Концепции заговора» и этнический конфликт.

Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Факторы межгрупповых и межличностных отношений и климат переговоров. Национальные стили ведения переговоров.

Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: а) информационная модель; б) модель контакта; в) переориентация человеческой агрессии; г) введение надгрупповых целей; д) достижение надгрупповых или пересекающихся идентичностей.

Методические указания. В рамках изучения данной темы, необходимо четко уяснить, что современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племен и т.п.), различающихся между собой численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д. Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в межэтнических взаимоотношениях.

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половинеXX в. в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70% были межэтническими (или просто этническими).

Поэтому проблема межэтнических конфликтов в современной этнологической науке является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований.

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами).

В конфликте всегда есть осознание противника. Они рождаются на основе антагонизма (комплекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника) и могут выступать в форме борьбы (стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей).

Об этническом конфликте можно говорить в том случае, если существует какое-либо национальное движение или общественно-политическая сила, ставящая своей целью обеспечение интересов соответствующего этноса и стремящаяся изменить существующее положение данного этноса в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни.

Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и скрытые (латентные) интересы сторон, определенные этапы развития и формы противоборства. При этом всякий этнический конфликт начинается с этнической напряженности, т.е. особого психического состояния какой-либо этнической общности, которое возникает в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Зачастую возникновение этнических конфликтов связывают с явлением «этноцентризма», включающего в себя этнические и национальные предрассудки и националистические настроения.

Этнические конфликты сопровождаются определенной социально-политической ситуацией, которая проявляется в следующих действиях:

а) эмиграции из региона;

б) создании политической организации;

в) спонтанных акциях протеста против ущемления своих интересов.

Этнический конфликт становится реальным феноменом, когда организационно оформляется и приобретает влияние какое-либо национальное движение (партия).

Иначе говоря, он всегда представляет собой явление политическое.

Существуют различные классификации этнических конфликтов:

1) по особенностям сторон: конфликты между этнической группой и государством; конфликты между этническими группами;

2) по приоритетным целям и возможным последствиям: социально-экономические конфликты; этнотерриториальные конфликты; этнодемографические конфликты;

3) по формам проявления: насильственные; ненасильственные;

4) по продолжительности: долговременные; кратковременные.

Традиционно выделяются следующие причины этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно-языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.

Психология различает следующие стадии этнического конфликта:

1. осознание сторонами несовместимости своих интересов;

2. собственно конфликтное взаимодействие;

3. урегулирование или нейтрализация конфликта.

Существуют следующие направления предупреждения этнических конфликтов:

· раннее прогнозирование;

· оперативное решение острых вопросов;

· диалог противостоящих сторон;

· применение санкций;

· организация взаимовыгодного предпринимательства;

· создание инфраструктуры духовного сотрудничества.

В конечном итоге основным результатом рассмотрения данной темы должно стать понимание того, что в целом конфликтные этнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Поэтому знание о способах урегулирования и разрешения межэтнических конфликтов является жизненно важной необходимостью существования любого полиэтничного общества.

 

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: понятия «межэтническая напряженность» и «этнические конфликты». Структура этнических конфликтов.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие 2

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: пути урегулирования этнических конфликтов на макро- и микроуровне.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Тема 6. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Лекции — 2 часа

Семинар – 2 часа

Практические занятия – 2 часа

Содержание темы. Влияние этнического контекста на особенности коммуникации.

Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Модель Г.Триандиса о связи культуры и общения. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.

Основные определения культуры. Признаки и элементы культуры. Характеристики культуры. Психологическое измерение культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г.Хофстед).

Культурные синдромы (Г.Триандис).

Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации: высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Стили вербального общения: прямой и непрямой; искусный, точный, сжатый; личностный и ситуационный, инструментальный и аффективный.

Культурная обусловленность невербальной коммуникации. Экспрессивное поведение (мимика, жесты, позы и т.п.) и культура. Пространственно-временная организация общения в разных культурах. Чувство времени в разных культурах: полихромное и монохромное время.

Универсальные и культурно-специфические аспекты социального поведения. Социотипическое поведение личности (А.Г.Асмолов).

Регулятивная функция культуры.

Вина и стыд как механизмы социального контроля. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

Понятия межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Стресс аккультурации. Индивидуальные и групповые факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.

Социально-психологические аспекты миграции этнических групп. Уровни психологической адаптации мигрантов. Миграция и психическое здоровье.

Дидактические и эмпирические способы подготовки к межкультурному взаимодействию в правоохранительной деятельности.

Методические указания. С каждым годом значительно увеличивается число людей, включающихся в международное взаимодействие. Безусловно, участники международного общения при этом придерживаются в общем-то сходных этических норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми для межличностных отношений.

Рассматривая данную тему необходимо иметь ввиду, что проявление этнической специфики осуществляется через культуру, поскольку именно культура в той или иной степени определяет поведение людей. Культура – характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Основными элементами культуры, обязательными для рассмотрения являются язык, знания и убеждения, ценности, идеология, которые и составляют содержание культурных измерений.

Культурные измерения – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой (Г.Хофстеде).

Выделяют 6 культурных измерений: индивидуализм-коллективизм, мужественность-женственность, дистанция власти, избегание неопределенности, простота-сложность, открытость-закрытость. Полагают, что, отнеся культуру к какой-либо шкале, можно спрогнозировать поведение ее членов, поэтому на рассмотрении психологических измерений культур в рамках данной темы необходимо сделать особый акцент.

Довольно большой интерес в рамках данной темы могут представлять и межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации. При этом, в первую очередь, существенной для изучения является аксиома, что этнопсихологические характеристики зафиксированы в языке и фольклоре. В связи с чем именно они и должны быть подвергнуты пристальному рассмотрению. Во-вторых, существует не менее общепринятое предположение о том, что большинство информации при общении передается невербально. Умение «считывать» невербальные сигналы дает человеку некоторые преимущества, поскольку он сможет распознать затруднения, возникающие на уровне отношений в самом их зародыше. В невербальном общении выделяют несколько уровней информации. Первый уровень информации, сообщаемой посредством жестов и позы – это сведения о характере собеседника. Второй уровень информации – это эмоциональное состояние человека. Третий уровень информации связан с отношением к человеку. Именно поэтому умение оценивать этнопсихологические особенности невербального общения является чрезвычайно важно: их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов.

Не менее важным в рамках рассмотрения данной темы представляется и вопрос о приспособлении к новой культурной среде, поскольку вхождение в новую культуру почти всегда сопровождается неприятными чувствами (культурный шок).

Культурный шок – это шок от нового; состояние, испытываемое человеком при контакте с чужеродной культурой. Проблема культурного шока важна и значима потому, что это проблема главным образом личностного роста, ломки жизненных стереотипов, требующая громадной затраты личностных ресурсов.

Основным результатом изучения данной темы должно стать уяснение того, что гармоничное взаимодействие между представителями разных культур возможно только на принципах интеграции.

Вопросы к семинару:

1. Внутренняя структура этнических стереотипов.

2. Этнические предрассудки и этнические предубеждения: сходство и различия.

3. Специфика межэтнических взаимоотношений людей.

4. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты.

5. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов

6. Психологическое измерение культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г.Хофстед).

7. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.

8. Невербальное поведение в разных культурах.

9. Концепция культурного шока.

 

Темы для докладов:

1. Этноцентризм и его виды.

2. Значение социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции в этнопсихологии.

3. Способы урегулирования межэтнических конфликтов: национальные стили ведения переговоров.

4. «Концепции заговора» и этнический конфликт.

5. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

6. Детский фольклор в разных культурах.

7. Русских национальный характер в языке и фольклоре.

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: психологическое измерение культур. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Тема 7. Психологические особенности этносов

Лекции — 4 часа

Практические занятия – 6 часов

Содержание темы.Русские как представители славянского этноса. Национально-психологические особенности русских.

Национально-психологические особенности народов России: представителей тюркской и алтайской групп народов; представителей финно-угорской группы народов; представителей монгольской группы народов; тунгусо-маньчжурской группы народов: представителей народов Северного Кавказа.

Национально-психологические особенности белорусов и украинцев. Национально-психологические особенности народов Прибалтики. Национально-психологические особенности народов Средней Азии. Национально-психологические особенности народов Закавказья.

Сходства и различия в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения различных народов Дальнего Востока. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения китайцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения японцев.

Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения арабов.

Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения американцев (США).

Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения латиноамериканцев.

Общее и различное в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения народов Западной Европы. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения итальянцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения французов. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения испанцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения жителей Скандинавии (норвежцев, шведов, финнов).

Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения англичан, ирландцев, шотландцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения жителей Германии.

Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

Методические указания. Очевидные различия в особенностях поведения, мышления и нравов разных народов давно заинтересовали людей. Знание таких особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил.

Россия одна из самых полиэтничных стран в мире и рассмотреть особенности этнических образов всех народов, ее населяющих не представляется возможным. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на ее наиболее многочисленных этнических общностях.

Характеристику этнических общностей целесообразно строить по следующей схеме:

· территория проживания;

· экономический уклад;

· социально-культурные и религиозные особенности;

· общие национально-психологические особенности группы народов;

· национально-психологические особенности этносов внутри групп народов;

· особенности межнационального взаимодействия с конкретными относами.

Например, рассматривая русский народ, следует отметить, что он составляет часть славянской этнической общности. Этнические корни русских следует искать в древнерусской народности, которая сложилась на основе целой группы восточнославянских племен: полян, древлян, волынян, дреговичей, вятичей, кривичей, словен, радимичей, северян и др. Из этих племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой уже позже сформировались близкородственные этносы: собственно русские, белорусы и украинцы. В формировании великорусского этноса большую роль играли постоянное расширение историко-этнической территории русских и ассимиляция ими местных финно-угорских, балтийских и тюркских этнических групп. Эти факторы способствовали возникновению локальных групп русских, различающихся между собой в этнографическом и языковом (диалектном) отношениях, но имеющих общее этническое самосознание и общий русский язык.

Русский характер обусловлен в определенной степени безжалостным авторитарным правлением в течение многих столетий, необъятными просторами России и суровостью ее климата. Под влиянием этих факторов сложились такие важнейшие черты русских, как человеколюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского характера, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».

Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость рассмотрения народов, близких по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития – это украинцы и белорусы.

Кроме того, на территории России проживает более 150 народов, большинство из которых по многим признакам, чертам и численности отличаются от русского народа. Поэтому в условиях полиэтничной России рассмотрение национально-психологических особенностей различных этнических групп, ее населяющих, становится весьма актуальным как для профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни. Среди основных этнических групп, населяющих Россию, выделяются:

— тюркские и алтайские народы: татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы;

— финно-угорские народы: мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы;

— представители группы монгольских народов: буряты и калмыки;

— представители тунгусо-маньчжурской группы народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эскимосы;

— народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины.

А также было бы целесообразно рассмотреть и своеобразие народов ближнего зарубежья, сгруппировав их следующим образом:

· народы Прибалтики: литовцы, латыши, эстонцы;

· народы Средней Азии и Казахстана: узбеки, туркмены, таджики, киргизы, казахи;

· народы Закавказья: грузины, армяне, азербайджанцы;

· представители еврейской национальности.

По аналогичной схеме, а именно: социально-экономические, исторические, культурные факторы, повлиявшие на формирование нации и ее психологических особенностей; мотивационно-фоновые особенности; интеллектуально-познавательные особенности; эмоционально-волевые особенности; коммуникативно-поведенческие особенности; особенности межнационального взаимодействия (учет национальной специфики в общении между нациями), — было бы целесообразно рассматривать и характеристику национально-психологических особенностей этнических групп дальнего зарубежья.

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: национально-психологические особенности народов России.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие 2.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: национально-психологические особенности народов ближнего зарубежья.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие 3.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

1. Роль и значение этнопсихологических знаний и исследований в деятельности правоохранительных органов.

2. Этнопсихология как наука, ее цель и задачи.

3. Основные взгляды на предмет этнопсихологии.

4. Методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений.

5. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.

6. Зарождение этнической психологии как самостоятельной отрасли научных знаний в нашей стране.

7. Основные теоретические подходы к исследованию национальной психологии, сложившиеся в отечественной общественной науке.

8. Основные этнопсихологические школы в российской науке.

9. Основные школы этнопсихологии в зарубежной науке.

10.Теории «основной» и «модальной» личности в западной этнопсихологической науке.

11.Соотношение понятий «этнопсихология» и «кросскультурная психология».

12. Понятие «нация». Психологическая основа нации.

13. Особенности межэтнических отношений в правоохранительной деятельности.

14. Механизмы психологической защиты этноса.

15. Сущность психологии нации.

16.Системообразующая сторона психологии нации.

17.Динамическая сторона психологии нации.

18.Свойства национально-психологических особенностей.

19.Функции национальной психики.

20.Явления и процессы, лежащие в основе функционирования этнопсихологических феноменов, и их учет в правоохранительной деятельности.

21.Особенности межнационального взаимодействия.

22.Национальная (этническая) установка.

23.Национальный (этнический) стереотип.

24.Механизмы функционирования национальных установок и стереотипов и их учет в деятельности сотрудников ОВД.

25.Национально-психологические особенности представителей славянских народов.

26.Социально-психологический портрет представителей финно-угорской группы народов.

27.Типичные качества народов тунгусо-маньчжурской группы.

28.Описание национальной психологии чеченцев и их учет в правоохранительной деятельности.

29.Наиболее общие характеристики национальной психологии народов Прибалтики.

30.Характеристика национально-психологических особенностей представителей народов Средней Азии.

31.Национально-психологические особенности народов Закавказья.

32.Психологические особенности вьетнамцев.

33.Сравнительная характеристика национально-психологических особенностей японцев и китайцев.

34.Понятие и сущность этнического конфликта. Этнические конфликты в правоохранительной деятельности.

35.Факторы и условия, способствующие возникновению этнических конфликтов в правоохранительной деятельности.

36.Виды этнических конфликтов.

37.Основные стадии этнического конфликта.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М., 2004.

2. Баронин А.С. Этническая психология. — Киев, 2000.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П., Попков В.Д. Основы межкультурной коммуникации. — М., 2003.

4. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2002.

5. Мацумото Д. Психология и культура. — СПб.: прайм Еврознак, 2002.

6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии. – М., 2003

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006.

8. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. – М., Издательство «Щит-М», 2009.

Дополнительная:

1. Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.

2. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

3. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М., ПЕР СЕ, 2002.

4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2000.

5. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Сочинение. — М., 1989.

 

 

Подготовлено доцентом кафедры, кандидатом психологических наук, доцентом Е.В. Пугачевой.

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии УНК ПСД; протокол № 13 от 10 июля 2012 г.