РУС
1. Предметом психологии развития являются:
Закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущее за собой
2. Закономерности и изменения психических процессов и качеств личности по мере
возрастного развития и усвоения социального опыта изучает психология:
Психология развития
3. Некоторые задачи психологии развития:
Определение факторов псих развития , раскрытие их конкретного содержания
Выявление закономерностей и механизмов развития
Разработка норм псих развития на основных этапах онтогенетического развития
Связь псих развития с другими науками
4. Выделяют следующие нормы развития:
Среднестатистические
Социокультурные
Индивидуально- личностные
Комбинированные
5. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их
количественных, качественных и структурных преобразованиях называется:
Развитие психики
6. Психология развития — это наука:
Об изменениях псих. процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения соц. опыта
7. Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в
центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих
условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий
определенне ограничения:
Созревание
8. Онтогенез психики — это:
Непрерывное развитие от рождения до конца жизни
9. Детство — это явление:
Период, продолжающий от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости
Период становления ребенка полноценным членом человеческого общества
10. Детство появилось, когда:
У некоторых животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения (Эльконин)
11. Ведущий иследователь этнографии детства:
Д.И,Фельдштейн
12. Развитие человека происходит в областях:
Физической
Когнитивной
Психосоциальной
13. Психология развития изучает:
Познавательные психические процессы чувственного уровня познания
... Психология - это наука о закономерностях развития в функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством психических процессов, ... юридическая, возрастная психология и другие облаcти психологических знаний. Учебное пособие включает в себя содержание и структуру познавательных психических процессов чувственного ...
Возрастную динамику развития человеческой психики, онтогинеза псих. процессов и псих качеств личности , качественно изменяющегося во времени человека
14. Связь психологии развития с другими науками:
Медициной, философией, этнографией, искусствоведением, социологией, соц психологией, общей психологией, диференц психологией, патопсихологией, педагог психологией
15. Выделяют следующие типы возраста:
Абсолютный возраст(календарный или хронологический)
Условный возраст(возраст развития, психолог. возраст)
Хронологический возраст
Биологический
Психологический
Социальный
16. Биологические процессы развития включают:
Созревание
Рост
Старение
17. Основатель детской психологии:
Вильгельм Тьерри Прейер
18. Основатель тестологического и нормативного направления в детской психологии:
Альфред Бине
19. Некоторые проблемы психологии развития:
Проблемы объекта и предмета возрастной психологии
Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития
Проблема интерпретации эмпирических фактов развития
Проблема соотношения обучения и развития ребенка
20. Закономерности психического развития:
Неравномерность и гетерохронность
Неустойчивость развития
Сензитивность развития
Кумулитивность психического развития
Дивергентность- конвергентность хода развития
21. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического
развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью
закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с
различием индивидуальных особенностей называется:
Социальная ситуация развития
22. Факторы психического развития:
Биологический
Среда
Активность
23. Выделяют следуюшие группы методов научного исследования:
Методы организации исследования
эмпирические методы сбора научных данных
Способы обработки данных
Методы интерпритации
24. Эмпирические методы сбора научных данных включают:
Наблюдение и самонаблюдение
Эксперимент
Психодиагностические методы
Анализ процесса и продуктов деятельности
Биографические методы
25. Методы исследования в психологии развития:
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у ... как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В 6-7,5 мес. малыш во время кормления сидит, ...
Метод наблюдения
Эксперимент
Вспомогательные методы исследования
Сравнительные методы исследования
Социометрические методы исследования
26. Методы организации исследования(3):
Сравнительный
Лонгитюдный
Комплексный
27. Принцип объективности исследования проявляется в:
Выводы получены в исследовании:
Не зависят от личных особенностей исследования
Объективно значимы для психики развития индивида
Получены в результате применения научного метода исследования
Основаны на использовании методик адекватных предмету исследования
Являются результатом интерпритации эмпирических фактов
Направлены на решение конкретных задач
28. Этапы использования научного метода:
Этап-постановка проблемы исследования
Этап- формулировка гипотез относительно изучаемого явления
3 этап- проверка гипотезы, включающая в себя: сбор данных, стат. обработку данных, содержательную интерпритацию данных
Этап- формулировка выводов
29. Этика научного исследования:
Исследование не должно причинить вред псих. и физическому здоровью
Принцип добровольного согласия
Принцип конфиденциальности
Возможность испытуемого быть осведомленным о результатах исследования
Участники исследования обладают привилегиями , окоторых они должны быть проинформированы заранее
30. Положение о том, что исследование не должно причинить вред психическому или
физическому здоровью испытуемого, отражает принцип:
«Не навреди»
31. Положение о том, что психолог не имеет права разглашать результаты
исследования психического развития испытуемого без его на то согласие, отражает
принцип:
Конфиденциальности деятельности психолога
32. Особенности проведения исследования с детьми:
33. Некоторые особенности проективных методов исследования:
Возраст от 2 до бесконечности
Неограниченные варианты ответов
34. Недостатки проективных (рисуночных) методик
Тяжелая обработка
Субъективизм
Характерен качественный а не количественный подход
Шаблоны:
35. Формирующий эксперимент в психологии развития включает в себя:
Динамику развития определений психической функции, а также уровень потенциального развития ребенка
36. Некоторые особенности личности детей «индиго»:
2.Нормативный подход к исследованию детского развития
... объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро ... но и для психического развития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не ... изобразительное творчество в истории человечества. В созданной им теории рекапитуляции (recapitulatio - повторение) Холл утверждал, что ...
Взрослые для них не авторитет
37. Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на
протяжении установленного временого периода — это метод:
Лонгитюдный метод наблюдения
38. Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается
и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп — это
метод:
Поперечные срезы
39. Основные положения теории научения:
Научение происходит посредством классического и оперантного обусловлевания
40. Основные положения когнитивной теории Ж. Пиаже
Ребенок является «активным ученым» который взаимодействует с внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления
41. Какой стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже соответствует положение — «Дети
формируют понятия, пользуются символами (язык), мышление конкретно,
эгоцентрично»:
Дооперационная стадия (2-7 лет)
42. Концепция социального научения выдвинута:
Альберт Бандура
43. Теория интеллектуального развития по Ж.Пиаже отражает подход к развитию
человека:
Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течении которых происходит становление основных интеллектуальных структур
44. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда:
На период от рождения до 5 летнего возраста приходится основной этап развития личности
45. Основные положения теории неофрейдистов (Э. Эриксон):
46. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) формируются такие полярные
качества как «компетентность — неполноценность»:
Школьный возраст( латентная стадия) 6-11 лет
47. В каком возрасте, по мнению З. Фрейда, дети испытывают сексуальную
привязанность ко взрослым:
Лет
48. Основные положения гуманистической психологии:
Стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами
49. Основные положения этологической теории:
—сходство между ранним формированием привязанности у животных и формированием эмоциональной привязанности у младенцев
-синтез этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии
50. Автор теории конвергенции(взаимовлияния) двух факторов(наследственности и
Вопрос №7 Теории психического развития: когнитивные теории Ж.Пиаже.
... метафизической теории двух факторов(наследственности и внешней среды),которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, ... с помощью которых он может лучше приспособиться к среде. Стадии когнитивного развития по Пиаже. 1.Стадия: Сенсомоторная (от рождения до 2лет)Характеристика. Ребенок отличает себя от ...
среды) в развитии:
Штер Вильям
51. Автор положения о ведущей роли среды в развитии психики(новорожденный
ребёнок подобен «чистой доске»):
Джон Локк
52. Согласно теории Э.Эриксона человек в своём развитии проходит несколько стадий:
Орально- сенсорная
Мышечно- анальная
Локомоторно- генитальная
Латентная
Подростковый возраст или юность
Молодость или ранняя зрелость
Зрелость или средний возраст
Старость или поздняя зрелость
53. Автор положения о роли социокультурных факторов в психическом
развитии(«Этнография и мир детства»):
Маргарет Мид
54. В своей теории психосексуального развития З.Фрейд выделил несколько стадий:
Оральная
Анальная
Фаллическая
Латентная
Генитальная
55. Формирование Я(эго) по З.Фрейду происходит:
В 12-36 месяцев и руководствуется принципом реальности
56. Формирование Сверх-Я(Супер-эго) по З.Фрейду происходит:
Между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм)
57. Автор положения о том, что личность вырастает из результатов разрешения
социального конфликта, при взаимодействии в узловых точках развития:
Эриксон
58. Автор теории развития эго-идентичности от рождения до старости:
59. Положение о роли моральных суждений и этических представлений детей разного
возраста легли в основу теории:
Колберг
60. Ж.Пиаже выделил особенности детского мышления:
Эгоцентризм
Реализм
Анимизм
Артификализм
61. Автор положения о том, что основной этап развития личности приходится на
период от рождения до 5 лет:
В. Штерн
62. Автор положения о том, что остаточное оральное поведение может сохраняться у
взрослого и проявляться курением, жеванием резинки и т.д.:
Зигмунд Фрейд
63. Вклад в детский психоанализ внесли:
А.Фрейд, М.Кляйн
64. Автор положения о том, что научение происходит через сознательное мышление и
подражание:
Бандура
65. В детском возрасте, по З.Фрейду, формируются такие защитные механизмы
психики:
Вытеснение, регрессия, рационализация, проэкция, сублимация
66. Автор положения о влиянии на развитие человека не только нормативных
Комплексное обследование психомоторного развития ребенка раннего возраста
... Теоретические основы изучения психофизического развития раннего возраста 1.1 Психомоторное развитие ребенка Ранний возраст -- особый период становления органов и систем, ... как компонент комплексного раздражителя, в который входит положение тела ребенка, обстановка, вид говорящего, его голос ... В возрасте восьми-двенадцати месяцев формируется начальное понимание обращенной речи. По данным ряда авторов с ...
возрастных факторов, но и нормативных исторических и ненормативных:
П. Балтес
67. Автор положения о том, что расстройства привязанности матери и ребёнка создают
риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний:
Джон Боулби
68. Автор положения о том, что многие модели поведения человека генетически
детерминированы:
Лоренс
69. Автор положения о том, что когнитивное развитие детей является «ученичеством»,
когда более знающие товарищи направляют их:
Л.С. Выготский
70. Положение о том, что теплое позитивное отношение к человеку способствует его
личностному росту, принадлежит:
Карл Роджерс
71. Жизненная среда по У.Бронфенбреннеру включает:
Микросистема
Мезоуровень
Экзоуровень
Макросистема
72. Положение о девиантности как следствие потери ребенком смысла и
самореализации в сложившихся условиях воспитания выдвинули представители:
Гуманистического подхода
73. Стадии развития личности по З.Фрейду:
Младенчество
Раннее детство
Детство
Школьный возраст
Отрочество и юность
Ранняя зрелость
Средний возраст
Поздняя зрелость
74. Автор положения о том, что на каждой стадии развития заключено глубинное
отношение человека к миру и самому себе:
Эриксон
75. Комплекс Эдипа и Электры появляется на стадии:
Фаллическая стадия
76. Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже:
Сенсомоторная стадия (0-1.5 лет)
Дооперациональная стадия (2-7 лет)
Стадия конкретных операций (7-11/12 лет)
Стадия формальных операций (11/12- 14/15 лет)
77. «Феномен Ж.Пиаже» характерен для возраста:
Лет
78. Стадия интеллектуального развития, по Ж.Пиаже, на которой дети способны
оперировать абстрактными понятиями:
Стадия формальных отношений
79. Стадия интеллектуального развития ребёнка, по Ж.Пиаже, на которой достигается
понимание «сохранения» вещества:
Стадия конкретных операций
80. Автор положения о том, что приобретённое психологическое новообразование
развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного ...
... проблеме формирования лексико-грамматической стороны речи в дошкольном возрасте. 2. Изучить сущность понятия «общее недоразвитие речи», рассмотреть особенности развития речи при ОНР третьего уровня. 3. ... речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова, М.М. Конина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В.Ястребова и др. Сравнительный анализ развития лексико-грамматической стороны речи ...
фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни:
Выготский
81. Оральная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
Года
82. Анальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
Лет
83. Фаллическая стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
84. Генитальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
85. В развитии ребёнка М.Монтессори была выдвинута идея о периодах
чувствительности к:
Порядку
Владению руками
К ходьбе
К языкам
86. Восприимчивость к языкам по М.Монтессори сохраняется в течение первых:
До 2,5- 3 лет
87. Ребёнок способен овладеть письмом раньше, чем чтением по теории :
Интеллектуального развития М Монтессори ???
88. Генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребёнок хочет и
способен овладеть определёнными навыками названы М.Монтессори периодом:
Чувственности и критичности периодов в интеллектуальном развитии ????
89. Взрослый следует за ребёнком и немного направляет его (автор)
М. Монтессори:
90. Некоторые положения концепции развития ребёнка по М.Монтессори:
Развитие ребенка должно проходить в тесном контакте с природой
91. Положения теории Дж.Боулби:
Теория привязанности основана на синтезе современных биологических(этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии
92. Фазы привязанности по Дж.Боулби:
Начальная стадия (8-12 недель)
Фаза становления (первое полугодие)
Фаза сформированной привязанности(После 6 мес.)
Стадия целевого партнерства(на 3 года)
93. М.Д.Эйнсуорт наблюдала три паттерна привязанности у младенцев:
Надежно привязанные младенцы
Неуверенные избегающие младенцы
Неуверенные, амбивалентные младенцы
94. «Надежная привязанность у младенцев» способствует формированию таких
качеств, как:
95. Матери «надёжно привязанных младенцев»отличаются:
96. По Дж. Брунеру интелект ребёнка формируется двумя путями, на основе развития:
На основе развития абстрактного мышления
На основе совершенствования сенсорных систем, умение чувствовать природу
97. Некоторые положения когнитивной теории Дж.Брунера:
Для познания мира существует 2 способа чувственный и двигательный
Развитие мышления связанно с развитием речи
Сенсорное отображение является ведущим на первых годах жизни
98. Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому:
Цикличность
Неравномерность развития
«метаморфозы» в детском развитии
Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка
99. Характеристика ведущего вида деятельности:
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Отражает ведущее отношение ребенка к действительности, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психического развития к другой
100. Ключевые понятия теории Л.С. Выготского:
Зона ближайшего развития
Зона актуального развития
Соц ситуация развития
101. Л.С. Выготский о проблеме обучения и развития:
Сила научных понятий, которыми ребенок овладевает благодаря обучению- в их осознанности и произвольности
102. Психологический возраст характеризуется:
Показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях( соц ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования
103. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно
и под руководством взрослого (по Л.С. Выготскому) называется:
Зона ближайшего развития
104. Характеристика возрастных Психологических новообразований:
Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые в определяют сознание ребенка
105. Период наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям
называется:
Сензитивный период
106. Вклад Л.С. Выготского в теорию развития:
Основы культурно- исторической теории развития психики
107. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов развития:
Закон формирования высших психических функция
Закон неравномерности детского развития
108. Л.С. Выготский определил три группы периодизаций:
Построение периодизации на основе внешнего критерия
Используется внутренний критерий
Периоды развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей
109. Возрастная периодизация отдельно взятого человека зависит от:
110. Автор положения о ведущей роли обучения в психическом развитии:
Л. С Выготский
111. В психологии развития выделяются следующие ведущие виды деятельности:
Общение
Игра
Учение
Труд
112. Для какого возрастного периода характерна такая деятельность как
предметно- манипулятивная деятельность:
Ранее детство (1-3 года)
113. Базовой потребностью, обеспечивающей развитие является потребность в
новизне(автор):
Маслоу
114. Для какого возрастного периода характерна такая ведущая деятельность как
интимно-личностное общение:
Подростковый возраст (11-15)
115. К какому периоду психического развития по периодизации Д.Б. Эльконина
относится ролевая игра:
Дошкольный возраст (3-7)
116. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину:
Кризис новорожденного
Младенчество(2 мес- 1 год)
Кризис 1 года
Ранний возраст(1-3 года)
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст(3-7 лет)
Кризис 7 лет
Младший школьный возраст(8-12)
Кризис 11-15 лет
Подростковый возраст(11-15)
Кризис 15 лет
117. Автор идеи о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности:
мотивационно-потребностной(общение) и операциональной, интеллектуально-
познавательной(учебной, игровой…):
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Д,Б,Эльконин
118. Понятие «зона ближайшего развития»ввёл:
Л.С.Выготский
119. Автор идеи о поэтапном формировании умственных действий(от внешней-
развёрнутой к внутренней- свёрнутой):
П. Я. Гальперин
120. Автор положения о том, что критерием возрастной периодизации является
ведущая деятельность: Д.Б. Эльконин
121. Деятельность, в которой формируются основные психические
новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка
психических процессов, называется:
Ведущая
122. Противоречие между новыми потребностями ребёнка и сложившимися
отношениями со взрослыми называется:
Кризис
123. Факторы, влияющие на пренатальное развитие:
Питание, стресс, возраст матери
124. Ведущее влияние на возникновение транссексуализма имеет:
Пренотальный стресс матери
125. Влияние терратогена зависит от взаимосвязи нескольких факторов:
Воздействие тератогена зависит от генотипа организма
Воздействие тератогена изменяется на разных этапах внутриутробного развития
Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития
Повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут появится в дальнейшем
126. Ведущим видом деятельности в период новорожденности является:
Интимно- эмоциональное общение
127. Слух у ребёнка появляется:
На 2-3 недели
128. Новорожденный ребёнок способен:
Слышать, видеть, различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль
129. Понятие «кризис новорожденности» ввёл:
Л.С. Выготский
130. Феномен «импринтинга»впервые обнаружил:
Конрад Лоренц
131. Автор работы «Создание и нарушения эмоциональных связей»:
Джон Боулби
132. Эмоционально — двигательная реация новорожденного на общение взрослого
называется
Комплекс оживления
133. Какие рефлексы периода новорожденности утрачиваются:
Рефлекс поиска груди
Хватательный рефлекс
Плавательный рефлекс
134. «Комплекс оживления» — это:
Эмоционально- двигательная реакция новорожденного на общение взрослого
135. Главное психологическое новообразование периода новорожденности:
Возникновение ответной реакции ребенка(улыбка на обращение матери)
136. Потеря значимых для психического развития факторов, лишения,
претерпеваемые индивидом из-за недостаточного удовлетворения основных
психических потребностей называется:
Депривация
137. Ведущая деятельность младенческого периода:
Непосредственно- эмоциональное общение со взрослыми
138. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности
относится к периоду:
Младенческий период
139. Основные психические новообразования первого года жизни:
Освоение вертикальных поз сидения и стояния
Зрительно- моторные манипуляции
Формирование потребности в общении
Формирование фонетического слуха
140. Подготовительный этап для развития речи — это период:
Первого года жизни
141. Дефицит эмоционального общения со взрослым в младенчестве оказывает
влияние на развитие ребенка:
Эффект депривации
142. Самостоятельная двигательная активность ребёнка до 6м-цев(свободные
движения ручками и ножками):
Круговые реакции(хватание)
143. Явление «госпитализма»в младенчестве связано с дефицитом
Общения
144. По теории З.Фрейда младенческому периоду соответствует стадия:
Оральная стадия
145. Сущность кризиса 1года
Возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка вступают в противоречие с системой отношений к нему, как к слабому и беспомощному существу
146. Подготовительный этап развития речи в младенчестве включает:
Развитие понимания речи взрослого
Развитие предречевых вокализаций ребенка
147. Стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже в младенчестве:
Сенсомоторный интелект
148. В младенчестве, по Э.Эриксону, формируются такие полярные качества
личности
Доверие к миру- недовеие
149. Особенность развития речи в младенчестве:
4 мес- крик, гуление, 6 мес-лепет, 9- автономная речь., 11-12 мес словарный запас до 40 слов???
150. К прогрессивным движениям в младенчестве относятся:
Хватание, манипулирование предметами, овладение активными передвижениями в пространстве(удержание головы. переворачивание на бок, хватание, сидение)
151. Социальная ситуация развития в младенчестве соответствует формуле:
«ребенок- предмет- взрослый»( Противоречие- беспомощность- зависимость)
152. Ведущая деятельность раннего возраста:
Предметно- манипулятивная деятельность
153. Раннее детство является сензитивным периодом для развития:
Речи
154. Основные психологические новообразования раннего возраста:
Речь и наглядно- действенное мышление
155. Мышление в раннем детстве:
Наглядно- действительное
156. Предметно-орудийная(предметная) как ведущий вид деятельности
характерна для возраста:
Раннее детство
157. Какая познавательная функция доминирует в раннем возрасте:
Восприятия
158. Сензитивным периодом для развития речи является возраст:
Раннее детство
159. Как называется кризис трех лет:
Кризис социальных отношений
160. Социальная ситуация развития в раннем детстве соответствует формуле
«ребенок- предмет- взрослый»:
161. Форма общения в раннем возрасте:
Ситуативно- деловая
162. Наиболее значимыми в раннем возрасте являются три вида действий:
Игровая
Изобретательная
???
163. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте:
Многократное воспроизведение общих схем использования вещей
164. Стадии изобразительной деятельности в раннем возрасте:
165. Сущность кризиса 3лет:
Переход от раннего детства к дошкольному возрасту
166. Полярные качества личности, по Э.Эриксону, фомирующиеся в раннем
Возрасте
Самостоятельность- стыд, сомнение:
167. Особенности психических познавательных процессов в раннем возрасте:
Восприятие—-наглядно-действенное, наглядно-чувственное, наглядно- образное
168. Характеристика развития речи детей 1половины раннего возраста:
Года-200 слов, 5 лет- 1200-1500, после 1,5 лет появляются двухсловные предложения, к 3 годам- предложения полные и распространенные
169. Характеристика развития речи детей 2половины раннего возраста:
Усвоение звуков языка
Грамматическая структура
Пересказывание услышанного??
170. «Семизвездье симптомов»кризиса 3лет:
Негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость, протест- бунт и обесценивание взрослых
171. Характеристика эмоционального развития в раннем возрасте:
Направленность на себя
Эгоцентричность
Аффективность
172. Характеристика кризиса 3лет:
Кризис представляет ломку взаимоотношений, которые существуюм между ребенком и взрослым
173. Отсутствие физического контакта, особенно в раннем детстве, может
привести в дальнейшем к антисоциальному поведению и отстованию в развитии
(автор):
Боулби
174. Согласно З.Фрейду для периода 1.5 — 3 лет характерна стадия:
Анальная
175. Ведущий вид деятельности дошкольника:
Сюжетно- ролевая игра
176. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития:
Произвольное внимание
177. Важнейшие психологические новообразования конца дошкольного возраста:
Воображение
178. Особенности познавательных психических процессов к концу дошкольного
возраста:
Складывается произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание
179. В дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игры ребенок:
Вступает во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике
180. Сюжетно-ролевя игра дошкольника оказывает влияние на:
Развитие ребенка
181. Особенности изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
182. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению
включает:
Физиологические компоненты
Психологические составляющие
183. Игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»(автор):
Выготский Л.С.
184. Какая ведущая деятельность является предпосылкой учебной деятельности:
Игра
185. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте соответствует
Формуле
«Ребенок- взрослый (обобщенный, общественный):
186. Формы общения в дошкольном возрасте:
Внеситуативно- познавательное общение(3-4 года)
Внеситуативно- личностное общение(6-7 лет)
187. Особенности игровой деятельноси к концу дошкольного возраста:
Ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отншений
188. Игра-школа социальных отношений, произвольности, воли и морали(автор):
Д. Б. Эльконин
189. Согласно теории З.Фрейда возрасту 3 — 5 лет соответствует стадия:
Фалитичекая
190. Сущность кризиса 7лет:
Переход от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту
191. Какие полярные качества личности, по Э.Эриксону, формируются в
дошкольном возрасте:
Инициатива- пассивность, вина
192. Стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже в дошкольном возрасте
Дооперациональная стадия:
193. Характеристика развития речи к концу дошкольного возраста:
Растет словарный запас речи
Развивается грамматический строй речи
194. Исследователь в области детского общения:
Лисина
195. Характеристика развития эмоциональной сферы дошкольника:
196. Виды мотивов дошкольников:
Познавательные
Соревновательные
Нравственные
Общественные
197. Особенности самооценки дошкольников:
Проявляется во второй половине периода, чаще завышенная
198. Характеристика кризиса 7 лет:
Потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную, серьезную общественно- значимую деятельность
199. Некоторые поведенческие проявления кризиса 7 лет:
Упрямство, требовательность, напоминание об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы
200. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является:
Учебная деятельность
201. Личностная готовность к школьному обучению включает:
Физическую, интеллектуальную, эмоционально- волевую, личностную и соц психологическую
202. Интеллектуальная готовность к школьному обучению включает
Ориентировка в окружающем, специальное знание
Уровень развития восприятия и наглядно- образного мышления, уровень общения
Развитие речевой сферы
203. Уровень развития предпосылок учебной деятельности включает
-умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого
-самостоятельно действовать по заданию
-ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы:
204. Формула социальной ситуации развития младшего школьника:
«Ребенок- взрослый- задача»
205. Структура учебной деятельности младшего школьника включает:
Мотивация учения
Учебная задача
Учебное действие
Действие контроля
Действие оценки
206. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится:
Мышление
207. Особенности познавательных психических процессов в младшем школьном
возрасте:
Развитие мышления
Развитие речи
Развитие восприятия и представления
Развитие внимания
Развития памяти
208. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста
Произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия
209. Самооценка в младшем школьном возрасте в большей мере зависит от :
Успеваемости, особенностей общения учителя с классом, стиля семейного воспитания, принятие в семье ценности
210. Для мотивационной сферы младшего школьника характерны:
Стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей, сверстников
211. Стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже в младшем школьном возрасте:
Стадия формальных (конкретных) операций
212. Какие полярные качества личности формируются в младшем школьном
возрасте по Э.Эриксону
Трудолюбие- неполноценность
213. Различное положение ребенка в семье и тип семейного воспитания как
причина социальных отклонений выдвинута следующими авторами:
214. Психофизиологические особенности подросткового возраста:
Гормональная перестройка
Неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия
Противоречивость настроения
Ранимость
Депрессивные переживания
215. Основные психологические новообразования подросткового возраста:
Стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей
216. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте:
Интимно- личностное общение
217. Характерные подростковые реакции:
-реакция эмансипации
-реакция отказа
-реакция оппозиции протеста
-реакция имитации
-реакция компенсации и гиперкомпенсации
-реакция группирования
-реакция увлечения(хобби реакция)
-реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями
218. Особенности развития психических познавательных процессов в
подростковом возрасте:
Развитие мышления
Восприятия, памяти
Развитие воображения
Развитие речи
219. «Я-реальное» в подростковом возрасте включает в себя следующие
компоненты:
Когнитивный компонент
Оценочный компонент
Поведенческий компонент
220. Основные причины конфликтов подростков со взрослыми:
Завышенные притязания подростков
221. Какие полярные качества личности формируются в подростковом возрасте
по Э.Эриксон
Эго- идентичность- ролевое смещение
222. Высокий уровень морального сознания (по Л.Колбергу)имеют:
223. Характеристика подросткового возраста:
Личностная нестабильность, эмоциональная и нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка, противоречивость, акцентуация характера
224. Конструктивные способы решения проблем подростками:
Все, кроме «ухожу в себя»
225. Ведущая деятельность в юности:
Учебно- професиональная деятельность, проф самоопределение
226. Основные психологические новообразования юношеского возраста:
Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее
227. Особенности развития познавательной сферы в юности:
Развитие теоретического мышления
Становление мировоззрения
Развитие специальных способностей
Положительные аспекты интеллекта
Развития сочетаются с моментами негативными
228. Особенности общения в юности:
Улучшение отношения с родителями
Улучшение отношения со сверстниками
229. По мнению Э. Эриксона, в юношеском возрасте формируются такие
полярные качества личноси:
Идентичность- ролевое смещение
230. Социальная ситуация развития в юности:
«порог» самостоятельной жизни
231. Молодость является сензитивным периодом для:
Создания семьи
232. Ведущая деятельность в молодости:
Учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом
233. Характеристика социальной ситуации развития в молодости:
Выбор спутника жизни и создание семьи
Овладение выбранной профессией
234. Создание семьи, овладение выбранной профессией характерно для:
Юности)
235. Полярные качества личности периода молодости по Э.Эриксону:
Достижение близости- изоляция
236. Центральным возрастным новообразованием периода молодости является:
Семейные отношения и чувство проф компетентности
237. Кризис 30 лет — это кризис:
Кризис смысла жизни
238. После 30 лет первые браки заключаются:
239. Феномен «акме» характерен для:
Зрелого возраста
240. Автор положения о том, что «психическое время может сжиматься и
расширяться»:
К Левин
241. Согласно Э.Эриксону такие полярные качества как «продуктивность —
застой» формируются в период:
Зреслость
242. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости является:
Продуктивность во всех сферах жизни, в том числе и в семье
243. На время и продолжительность «акме»в зрелости в большей мере влияет :
Индивидуально- психические особенности
244. Если психологическое прошлое не воспринимается как насыщенное, а
психологическое будущее видится более протяженным, то психологический
возраст будет соответствовать:
Более раннему этапу
245. Высший для каждого человека уровень развития, который приходится на
какой-то временной отрезок зрелости носит название:
Акме
246. Психологический возраст в период зрелости зависит от (4):
Особенностей индивид человека
Целей
Направленность личности
Реализация целей
247. Самый длинный для большинства людей период жизни:
Период зрелости
248. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала
периода взрослости выступают:
Уровень образования, познавательная активность, вид и характер проф деятельности
249. Кризис 40 лет — это кризис:
Взрослости: переоценка совершенного, профессионального и семейного выбора, результатов деятельности
250. Некоторые признаки зрелости по Г.Крайг:
Все, кроме «мудрость»
251. Безусловная любовь родителей к ребёнку — это когда:
Любят не за что-то
252. Социальная ситуация развития в зрелости
Трудовая
Семейная:
253. Обусловленная любовь родителей к ребёнку — это когда:
254. Ведущая деятельность в зрелости:
Труд
255. Наиболее развитой теорией старения является:
Комплексность или комплекс
256. Положение о том, что функционирование живого организма
запрограмировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности,
относится к теории:
Биологические теории старения
257. Автор положения о том, что старение возникает по причине отравления
организма собственными продуктами обмена:
Мечников
258. Старость изучает отрасль психологии:
Геронтология
259. В старости наиболее «страдает» память:
Образная
260. Возросший интерес к старости связан с проблемой:
Габарит приближения строений
Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств.
Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Главные пути
Пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.
Дежурный по станции
Сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемо-отправочным путям станции (а где нет маневрового диспетчера — и по остальным путям).
Железнодорожно-строительные машины
Один из видов специального подвижного состава, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонта, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железных дорог.
Индекс грузового поезда
Специальный код, состоящий из 10 цифр, присваиваемый всем грузовым поездам на станции их формирования. Первые четыре цифры — единая сетевая разметка (ЕСР) станции формирования поезда, следующие две — порядковый номер состава, сформированного на этой станции, а последние четыре — ЕСР станции назначения поезда.
Интенсивное движение поездов
Размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных — более 24 пар в сутки.
Контактная сеть
Совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
Локомотивы
Электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы и мотовозы.
Локомотивная бригада
Работники, назначаемые для обслуживания локомотивов, а также моторвагонных поездов.
Малодеятельные участки
Участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки.
Маневровый состав
Группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, производящим маневры.
Межпостовой перегон
Перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.
Межстанционный перегон
Перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами.
Моторвагонный подвижной состав
Моторные и прицепные вагоны, из которых формируются моторвагонные поезда (электропоезда и дизель-поезда и автомотрисы).
Нейтральная вставка
Участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями).
на котором нормально отсутствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохождении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается электрическая изоляция сопрягаемых участков.
Обгонный пункт
Раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях — перевод поезда с одного главного пути на другой.
Окно
Время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ.
Особо интенсивное движение поездов
Размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных — более 48 пар в сутки.
Особые путевые знаки
Границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны.
Охранная стрелка
Стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.
Пассажирский остановочный пункт
Пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является).
Перегон
Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.
Переезд
Место пересечения железнодорожных путей в одном уровне автомобильными дорогами и трамвайными путями.
Пограничная станция
Станция, которая расположенная перед границей с сопредельным государством. Следующей за этой станцией есть станция сопредельного государства.
Пограничная передающая станция
Последняя перед сопредельным государством участковая или сортировочная станция, которая предназначенное для выполнения операций из технического и коммерческого обзора вагонов, которые передаются в сопредельное государство, а также для выполнения операций с перевозочными документами.
Подвижной состав
Локомотивы, вагоны и моторвагонный подвижной состав.
Подталкивающий локомотив
Локомотив, назначаемый в помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона (в хвосте поезда).
Подъездной путь
Путь, предназначенный для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров, лесоторфоразработок, электрических станций, тяговых подстанций и т.п.), связанный с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и принадлежащий железной дороге или предприятию, организации и учреждению.
Поезд
Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.
Поезд грузопассажирский
Формируется на малодеятельных участках из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.
Поезд грузовой длинносоставный
Грузовой поезд, длина которого (в условных вагонах) превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.
Поезд грузовой повышенного веса
Грузовой поезд весом более 6 тыс.т с одним или несколькими действующими локомотивами — в голове состава, в голове и хвосте, в голове и последней трети состава.
Поезд грузовой повышенной длины
Грузовой поезд, длина которого 350 осей и более.
Поезд грузовой соединенный
Поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
Поезд грузовой тяжеловесный
Грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 т и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда.
Поезд людской
Грузовой поезд, в котором находится 10 и более вагонов, занятых людьми.
Поезд пассажирский
Поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов. По видам сообщения пассажирские поезда делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные — до 700 км и пригородные — до 150 км.
Поезд пассажирский длинносоставный
Пассажирский поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда.
Поезд пассажирский повышенной длины
Пассажирский поезд, имеющий в составе 20 и более вагонов.
Поезд пассажирский соединенный
Поезд, составленный из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
Поезд почтово-багажный
Формируется из пассажирских и грузовых вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров, прицепляемых только на участках, где не обращаются пассажирские поезда.
Поезд хозяйственный
Поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железных дорог, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.
Поездные сигналы
Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.
Предохранительный тупик
Тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
Путевой знак
Постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий.
Путевой пост
Раздельный пункт на железнодорожных линиях, не имеющий путевого развития (блокпост при полуавтоматической блокировке, пост примыкания на однопутном перегоне с двухпутной вставкой, предузловой пост и т.п.).