Познавательные психические процессы чувственного уровня познания

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.И.МЕЧНИКОВА

Кафедра психологии и педагогики

С.Л.Соловьева, Е.Б. Одерышева

ПСИХОЛОГИЯ.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ЧУВСТВЕННОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ:ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

УДК

ББК

Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б. Психология. Познавательные психические процессы чувственного уровня познания: ощущение и восприятие. Учебное пособие. СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, 2011, 27 с.

Рецензент : профессор кафедры детской психиатрии,психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им.и.И.Мечникова, д.пс.н. И.М. Никольская

 

В учебном пособии раскрывается важность изучения психологии и обосновывается необходимость психологических знаний в профессиональной деятельности врача, а также представлены содержание и структура познавательных психических процессов чувственного уровня познания: ощущения и восприятия. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики этих познавательных психических процессов.

 

Учебное пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов, студентов факультета иностранных учащихся (русскоязычное отделение) СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Утверждено

в качестве учебного пособия Методическим

советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им.И.И.Мечникова

протокол № от « » 2012 г.

 

 

© С.Л.Соловьева, Е.Б.Одерышева,2012 г.

Введение

Изучение общей, социальной и медицинской психологии представляет собой неотъемлемую часть структуры высшего медицинского образования. Врачу любой специальности важно знать особенности личности больного, характерные черты его психической деятельности, эмоциональных, познавательных, волевых процессов, а также особенности психики ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека. В структуре медицинского образования непременной составляющей частью является курс клинической психологии, изучающий психологические аспекты клинических дисциплин; он продолжается курсом психиатрии, который изучает расстройства психики. Изменения психики встречаются не только при тяжелых душевных заболеваниях, психопатиях и неврозах, но и в неврологической клинике, в клинике внутренних болезней. Курс психиатрии обязательно должен предваряться курсом общей и медицинской психологии, описывающим особенности психики в норме. В свою очередь, знание основ человеческого общения является необходимой частью профессиональной врачебной деятельности. Ошибки врача обходятся весьма дорого как пациенту, так и самому врачу. Большая часть жалоб пациентов, поступающих в руководящие инстанции, вызвана не профессиональной непригодностью врача, а его неумением разрешать сложную психологическую ситуацию, незнанием основ психологии, которая в данном случае неотделима от деонтологии и профессиональной этики.

7 стр., 3437 слов

Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов профессиональных учебных заведений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1. Какие методы и приемы чаще всего использовали для активизации обучающихся? Активизация обучения зависит, прежде всего, от целей урока, уровня развития обучающихся и от того, что активизирую (мышление, внимание, познавательную деятельность, ...

Современному врачу знание психологии необходимо для оценки психологических аспектов заболеваний и травм. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей пациенты по-разному болеют, по-разному переносят лечебно-диагностические процедуры, воздействие медикаментозных и немедикаментозных средств. Такие свойства личности как оптимизм, самообладание, стрессоустойчивость могут способствовать предотвращению, облегчению и преодолению болезни. Психические травмы, психическое напряжение, эмоциональные проблемы могут ухудшить состояние больного, отрицательно повлиять на течение болезни.

В контексте современной парадигмы био-психо-социальной концепции болезни, сменившей традиционную биомедицинскую модель, акцентируется роль и значение психологических и социально-психологических факторов, по-своему трансформирующих ход течения болезненного процесса. Психологические аспекты в той или иной степени включены практически в каждый случай соматического или нервно-психического страдания. Раскрытие психогенеза болезненного состояния оказывается весьма сложной задачей, особенно в случаях длительно и исподволь развивающихся заболеваний. Врачу приходится изучать историю развития личности, выяснять связи между свойствами личности и обстоятельствами жизни, зависимость патогенного действия каких-либо обстоятельств жизни от особенностей характера больного.

5 стр., 2197 слов

Клинико-физиологическое обоснование использования массажа при сердечно-сосудистых заболеваниях. Типы личностных (психологических) реакций на болезнь у кард

Міністерство освіти і науки України Вищій навчальний заклад Відкритий міжнародний університет розвитку людини «Україна» Горлівський регіональний інститут Контрольна робота з дисципліни: ФР при захворюваннях ССС Розробив: Студент 4 курсу групи ФР-06 ГРІ ВНЗ ВМУРоЛ «Україна» Кафедра фізичної реабілітації Дорофєєв О.П. «_____»____________________2010 р Викладач: Гринчишин Л.А. «____» ...

Каждый врач в повседневной практике влияет на психику больного и многое в лечении зависит от того, насколько врач понимает психические особенности больного, как владеет приемами психического взаимодействия. Врач «ведет» больного, а это значит, что он не только регистрирует течение болезни, делает назначения, но и общается с больным, психотерапевтически воздействуя на него: успокаивает, одобряет, переубеждает. Врач может не быть психотерапевтом, но, общаясь с пациентами, вступая с ними в психологическое взаимодействие, строит межличностные взаимоотношения оптимальным образом, необходимым для решения главной задачи – выздоровления, сохранения и укрепления здоровья. Современный врач необходимым образом применяет техники и приемы взаимодействия, которые могут быть отнесены к техникам и приемам работы психотерапевта. Психологический аспект взаимоотношений «врач-больной» в современных условиях приобретает все большее и большее значение. Все это требует от врача определенных психологических знаний, умений и навыков.

Психология — это наука о закономерностях развития в функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством психических процессов, актов, состояний, качественно отличных от физиологических, но при этом неотделимых от них. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 векe «психологией». Сведения о названных явлениях накапливались и в других направлениях исследований, а также в различных сферах практической деятельности (в особенности медицинской и педагогической).

В психологической науке со временем выделилось несколько отраслей: общая, социальная, медицинская, юридическая, возрастная психология и другие облаcти психологических знаний.

Учебное пособие включает в себя содержание и структуру познавательных психических процессов чувственного уровня познания: ощущения и восприятия. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики этих познавательных психических процессов.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

Ощущения и восприятие. Виды нарушений. Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую. Без такого разграничения практически невоз­можно разобраться как в отдельных звеньях психического процесса, так и в симптомах болезненного нарушения психики. Познавательная сфера — это ощущение, ...

Познавательные психические процессы чувственного уровня познания.

Ощущение и восприятие.

 

Ощущение, как познавательный психический процесс чувственного уровня познания

В эволюции живого мира ощущения возникли на основе свойства живой материи реагировать на воздействия внешней среды изменением своего внутреннего состояния. Ощущения всегда связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Восприятие дает возможность интегрировать отдельные ощущения в целостные образы. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Все многообразие окружающего мира – звуки, запахи, цвета – мы воспринимаем благодаря органам чувств; с их помощью организм человека обеспечивает себя информацией о состоянии внешней и внутренней среды. Эта информация поступает в виде различных ощущений.

 

Ощущения — это простейший психический процесс, состоящий в отражении органами чувств отдельного чувственного качества. Отдельные свойства предметов и явлений материального мира, а также внутренние состояния организма отражаются в ощущениях при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ее в мозг, в результате чего возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор.

Анализатор– анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1. Периферического отдела, или рецептора. В нем происходит преобразование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс.

2. Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эфферентных, или центробежных нервов, по которым передается ответная реакция.

8 стр., 3625 слов

Ощущение, восприятие и представление

... приложения раздражения на поверхности тела. ощущение представление восприятие психический 3. Общая характеристика Восприятия Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном ... чувств неразрывно связаны с органами движения. Таким образом, ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер ...

3. Центрального отдела анализатора – специализированного участка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция передается по эфферентному нерву.

Классификация ощущений

 

Существует несколько классификаций ощущений.

Вследствие того, что ощущения возникают как результат воздействия определенного раздражителя на рецептор, выделяется классификация ощущений в зависимости от характера отражения и места расположения рецептора ( классификация Ч.Шеррингтона).

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

1. Экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; они формируют образ внешнего мира.

2. Интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; они формируют самочувствие.

3. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и
связках; они дают информацию о движениях и положении тела. Проприорецепция, представляющая собой чувствительность к движению,
называется также кинестезией, a соответствующие рецепторы — кине
стетическими.

Экстероцептивные ощущения, в свою очередь, подразделяются на две группы: контактные и дистантные. Контактные ощущения передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: например, это осязательные и вкусовые ощущения. Дистантные ощущения отражают воздействия, исходящие от удаленного объекта: зрительные, слуховые, обонятельные.

Кроме того, существует генетическая классификация ощущений Х.Хеда, согласно которой выделяют протопатические ощущения — филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. К ним относятся органические чувства (голод; жажда и пр.) и эпикритическиеощущения, которыехарактеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

3 стр., 1193 слов

Психологическое исследование восприятие цветных предметов

Содержание Введение………………………………………………………………………......3 1. Описание экспериментального исследования …………………………....… 8 2. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение …….......10 3.Выводы………………. ………………………………………………………..18 Источники………………………………….…………………………………….19 Введение В исследовании цветового восприятия выделяют два типа цветовых образов, которые, в свою очередь, связаны с двумя ...

Также существует классификация ощущений Б.Г. Ананьева (модель дифференциации ощущений по модальности), различают ощущения :

1.Зрительные

2.Слуховые

3.Обонятельные

4.Вкусовые

5.Температурные

6.Тактильные (кожно-осязательные)

7.Мышечно-суставные (движения)

8.Болевые

9.Вестибулярные

10Статико-динамические (равновесие и ускорение)

11Органические

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются общими для всех видов ощущений свойствами. К свойствам ощущений относятся качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество (модальность) – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные — понасыщенности, цветовому тону и т. п.

Интенсивность ощущения — является его количественной характеристикой и определяется силой действия раздражителя, функциональным состоянием рецептора, а также зависит от участка тела на который воздействует раздражитель.

Длительность ощущения – это его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя (время запаздывания — латентный период ощущения), оно и не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя (инерция ощущений проявляется в последействии).

Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Восприятие, как познавательный психический процесс чувственного уровня познания

 

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... ощущений здесь идет речь? А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов ... узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой ... на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: ...

Ощущение дает нам информацию о парциальном (частичном) образе предметов или явлений , а восприятие о целостном образе воспринимаемого объекта,

Восприятие — второй познавательный психический процесс на чувственном уровне познания.

Восприятием называется целостное отражение в сознании человека предметов или явлений внешнего мира при их непосредственном воздействии па органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. В акте восприятия всякий предмет приобретает обобщенное значение и выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Зависимость восприятия от содержания психической деятельности, прошлого опыта и индивидуально-психологических особенностей человека, называется апперцепцией.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Восприятие – результат деятельности системы различных анализаторов. Первичный анализ, который осуществляется в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность, предметность отражаемых явлений.

2.1.Виды восприятия:

1) Восприятие пространства, которое подразумевает восприятие величины и формы, а также глубины и удаленности окружающих объектов.

а) Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, так­тильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информа­тивный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур, именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона.

б)Восприятие величины предмета. Воспринимаемая вели­чина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособ­ление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

в) Восприятие глубины и удаленности предметов.Человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и за­нимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая вели­чина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Восприятие движения

Отражение изменения положе­ния, кото­рое объекты занимают в пространстве, называют воспри­ятием движения. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализа­торы. Человек может получать сведения о перемещении объ­ектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт переме­щения и на основе умозаключения о движе­нии объекта, который некоторое время находился в другом месте. Различают движения действительныеи кажущиеся.Кажущееся движение окружающих предметов может ощущать человек находящийся в состоянии утомления или опьянения. Примером кажущегося движения является и стробоскопиче­ское дви­жение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зри­тельное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражи­теля, и исчезает также спустя некоторое время после окончания дейст­вия раздражителя. Благодаря этой способ­ности глаза сохранять в тече­ние некоторого времени произве­денное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькаю­щих картин, а некоторое устойчивое изображение. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анали­затора. При этом слышимая громкость звука усили­вается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

Восприятие времени.

Время, как и пространство, одна из основных форм существования материи.Восприятие времени это отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не только для человека, но и для животных отсчет времени – чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процес­сов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, про­веденное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависи­мости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки. По отношению к прошлому времени, нам (в настоящем) кажутся более длительными те интервалы времени, которые были «пустыми» и наоборот, периоды времени ‘заполненные» кажутся более короткими. Решающую роль играет личная заинтересованность, эмоциональное участие. Поэтому детство и молодость кажутся относительно более длительными периодами жизни.

4) В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в процессе отражения окружающей действительности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие людьми друг друга

6) Восприятие себя и собственного тела.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных характеристик. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом. В акте восприятия начинается управление действием.

Всякое восприятие включает в себя двигательный (моторный) компонент в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д. Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

Свойства восприятия

Наиболее важные свойства восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность — проявляется в том, что объ­ект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Предметность формируется на основе внешних двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наше восприятие не обладало бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Целостность. Восприятие всегда есть целостный образ предмета. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета, а не фрагментарный , т. е. существующий в виде целостного образа (гештальта), в котором восприятие деталей зависит от целого контекста.

С целостностью восприятия связана его структурность. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Пример: восприятие музыкальной фразы или восприятие ритма, определяемое продолжительным звучанием всей системы ударов, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (т. е. совокупности анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать искажение объекта, связанные с изменением условий его восприятия, таких как расстояние до объекта, угол, под которым он наблюдается, освещенность и т. п., мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и цвету.

Осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с памятью и мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его. Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно очень важна лишь как признак для опознавания предмета в его значении, т.е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения предмета или явления, но мышление всегда заключает переход от единичного образа через особенное к общему. Воспринимая единичный предмет или явление, человек осознает его как частный случай общего.

Заключение

Таким образом, изучение такого познавательного процесса, как ощущение, и знание его основных особенностей является основой для изучения других познавательных процессов, в частности восприятия. Кроме того, знание основных расстройств и нарушений процесса ощущения необходимо в профессиональной деятельности врача. Студентам как будущим врачам важно знать особенности собственных визуальных, аудиальных, кинестетических и других видов ощущений. Для будущей профессиональной деятельности необходимо также обратить внимание на то, что соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристика процессов ощущения и восприятия. Эти изменения обусловливаются непосредственно патологией органов чувств или центральной нервной системы, а также возникают под влиянием характеристик личности, функционального состояния и т.д. Знание закономерностей этих изменений может оказать помощь при постановке диагноза. С другой стороны, большое значение в адекватном восприятии существующих у больного симптомов имеют индивидуально-психологические особенности врача и условия проведения обследования.

Также изучение восприятия, как познавательного психического процесса во всей совокупности его характеристик, является основой для изучения других познавательных процессов, в частности памяти и мышления.

 

 

4. Вопросы по изучаемой теме:

1.Определение ощущения.

2.Физиоло­гическая основа ощущения.

3.Строение анализатора.

4.Виды ощущений.

5.Основные свойства ощуще­ния.

6.Понятие чувствительности.

7. Пороги чувствительности.

8.Чем отличается адаптация от сенсибилизации?

9.Виды нарушения ощущений.

10.Влияние психофизиологического состояния на чувствительность к цвету.

11.Определение понятия восприятие.

12.Сходства и отличия восприятия и ощущения.

13.Понятие апперцепции.

14.Характеристика основных свойств восприятия.

15. Основные виды восприятия.

16.Виды восприятия в зависимости от вида анали­заторов.

17.Характеристика восприятия времени.

18.Характеристика восприятия движения.

19. Характеристика восприятия пространства.

 

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов.

 

1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, называется :

а) ощущением

б) восприятием

в) памятью

г) воображением

д) вниманием

 

2.Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощу­щение, называется:

а) абсолютным верхним порогом ощущений

б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом

чувствительности)

в) болевым порогом

г) дифференциальным порогом ощущений

д) порогом различения

3. МАКСИМАЛЬНАЯ величина раздражителя, при которой возникает еще адекватное ощущение, называется:

а) абсолютным верхним порогом ощущений

б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

в) болевым порогом

г) дифференциальным порогом ощущений

д) порогом различения

4. ИНТЕРВАЛ МЕЖДУ ВЕРХНИМ И НИЖНИМ ПОРОГАМИ ОУЩЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ:

 

а) болевым порогом

б) абсолютным нижним порогом ощущений

в) абсолютным верхним порогом ощущений

г) диапазон чувствительности

д) дифференциальным порогом ощущений

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

5.Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах, называются:

а) экстероцептивными

б) интероцептивными

в) проприоцептивными

г) экстракампинными

д) эндоцептивными

 

6.Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся на теле, называются:

а) экстероцептивными

б) интероцептивными

в) проприоцептивными

г) экстракампинными

д) эндоцептивными

 

7.Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся во внутренних органах и тканях тела, называются:

а) экстероцептивными

б) интероцептивными

в) проприоцептивными

г) экстракампинными

д) эндоцептивными

 

8..Понижение чувствительности анализатора к действию раздражителя связано с явлением :

а) адаптации

б) сенсибилизации

в) синестезии

г) интерференции

д) раздражимости

9.ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ, ОТЛИЧАЮЩАЯ ЕГО ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а)модальность

б) длительность

в) интенсивность

г) пространственная локализация раздражителя

д) апперцепция

 

10. СВОЙСТВО ОЩУЩЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЕГО КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ И ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕСЯ СИЛОЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ, А ТАКЖЕ ФУЕКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЦЕПТОРА, НАЗЫВАЕТСЯ :

а)модальность

б) длительность

в) интенсивность

г) пространственная локализация раздражителя

д) апперцепция

 

11. СВОЙСТВО ОЩУЩЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЕГО ВРЕМЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ,НАЗЫВАЕТСЯ:

а)модальность

б) длительность

в) интенсивность

г) пространственная локализация раздражителя

д) апперцепция

12. СПОСОБНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛЯ В ПРОСТРАНТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ :

а)модальность

б) длительность

в) интенсивность

г) пространственная локализация раздражителя

д) апперцепция

13.ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ:

а) Б.Г.Ананьева

б) Х.Хеда

в) Ч.Шеррингтона

г) В.М.Мясищева

д) Ч.Кули

14.КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПО МОДАЛЬНОСТИ,СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ:

а) Б.Г.Ананьева

б) Х.Хеда

в) Ч.Шеррингтона

г) В.М.Мясищева

д) Ч.Кули

15.КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ОТРАЖЕНИЯ И МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРЕПТОРОВ,СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ:

а) Б.Г.Ананьева

б) Х.Хеда

в) Ч.Шеррингтона

г) В.М.Мясищева

д) Ч.Кули

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.