ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ РостГМУ

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Составитель

Нач. уч. части кафедры

истории и философии

В.А.Мерклин

 

1. Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения и их результативные составляющие. Философия как выражение мудрости в рациональных формах.. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистен­циально-личностного начала. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитар­ной, естественнонаучной и практической подготовки врачей. Зависимость менталитета и ценностных ориентации медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины.

2. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования.

3. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности — диалектика, метафизика, герменевтика.

4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

5. Специфика философского знания и его функции. Философские начала или общие принципы познания мира, общества и человека. Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Философия как духовная квинтэссенция своего времени.

6. Определение философии, ее интеллектуальная уникальность. Роль философии в системе исторических форм культуры: своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Рациональное знание и внерациональная мудрость, объективное содержание и субъективный (человеческий) смысл как два измерения философии.

7. Понятийно-логическая и интуитивно-образная формы философии. Философия как размышление о бытии человечества и человека, его личности и свободе, средство воз­вышения духовности. Незавершенность, открытость философских истин как выражение «внутренней» конституции человека, неисчерпаемости мира. Плюрализм философских систем и школ. Философское исследова­ние Вселенной, общества, человека.

8. Развитие человека, культуры и философии как единый процесс. Философия, конкретные науки и медицина. Взаимосвязь философии, идеологии и политики. Выживание человечества — главная проблема современной философии. Философские альтернативы развития человечест­ва в третьем тысячелетии.

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры. В «философии жизни» на первый план выдвигаются внемыслительные способности ... Всероссийский заочный финансово-экономический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по философии на тему: Философия жизни. Философские аспекты психоанализа Работа проверена: преподаватель Захарова Ирина Игоревна ...

9. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия как сотворение и постижение глубинных смыслов бытия. Философия как форма поиска новых ценностей человечества. Прошлое, настоящее и футуристические прогнозы. Перспективы развития медицины в XXI веке, ее гуманистических идеалов.

 

10. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм школы вайшешика. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, рели­гии и медицине Древней Индии.

 

11. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древне­китайских учениях. «Средний путь» человека в китайском натурализме. Китайская медицина.

 

12. Самодостаточный Космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Греческая мысль и учения Востока. Истоки и сопиокультурные основания греческой мысли.

 

13. Первые греческие мыслители. «Единое и многое» как основная проблема греческой философии. Элеаты. Ато­мизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты и софистика.

 

14. Клас­сическая греческая философия. Сократ и сократические школы. Фило­софия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

15. Философские идеи в антич­ном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление.

 

16. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Место человека как раба божьего в мире. Формирование средневековой философии. Фи­лософия средневековья — размышления в вере. Вера как разум сердца. Статус философии и ее особенности в христианстве. Превращение фило­софии в богословие.

 

17. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский — вершина схоластики. Фома о вере и разуме.

 

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... противопоставлены друг другу. Теоцентрические установки в учении о человеке эпохи средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и ... конкретно: отдельные его стороны, свойства, закономерности. Так, медицина изучает физическое строение человека, его различные системы и их взаимодействие между собой, физиологические ...

18. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Особенности арабской философии средневековья.Ибн-Сина (Ави­ценна), Ибн-Рушд (Аверроэс) — виднейшие философы средневековья. Божественное озарение и человеческое познание.

 

19. Первые естественнона­учные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схола­стической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.

 

20. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Дости­жения возрожденческой науки и искусства. Гуманизм как ценностная ориентация новой философии Ренессанса. Леонардо да Винчи — духовный наставник новой культуры.

 

21. Новое естествознание — натурфилософия эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник и парадигма гелиоцентризма. Смысл зарождающейся научной революции. Иоганн Кеплер, Галилео Галилей.

 

22. Исаак Ньютон и философские основания современной науки. Новая мировоззренческая проблематика в философии. Начало эпохи рас­судочного мышления. Рационализм и социальный прогресс. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.

 

23. Исторические условия и духовные факторы зарождения эпохи разума и просвещения. Новая концепция о человеке как «светиль­нике разума». Рациоцентризм эпохи научной революции. Формирование нового типа знания — научно-технического. Соединение математики с ес­тествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки.

 

24. Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени. Крупней­шие метафизические построения эпохи. Ключевые проблемы философии Нового времени — онтология, гносеология, методология. Учения о суб­станции. Философия и метод познания.

 

25. Фрэнсис Бэкон о естественной философии. Разработка индуктивного метода. Рене Декарт — уче­ный и философ. Философское обоснование дедуктивного метода.Субъективно-объективная парадигма Декарта. Смысл декартовского: «Cogito ergo sum». Наука и философия самосознания.

 

26. Рационализм Спинозы и Лейбница. Создание критического эмпиризма Гоббсом и Локком. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества.

10 стр., 4972 слов

Тема 1.3 Философия эпохи Возрождения

... . Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1999. Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. Кн. 2. СПб., 1996. Человек. Хрестоматия. Ч. 1 ... . М., 1998. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. Пригожин И., Стингерс И. Порядок ...

 

27. Динамика развития концепции «человек — общество»: от философии античности к философии Нового времени. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Философское обоснование просветителями «естественных прав» человека. Особенности английского, французского, немецкого и русского просвещения. Идеология Просвещения XVIII столетия и прогресс человечества. . Этические и социально-фи­лософские учения.

 

28. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-историческая, естественнонаучная и философская интерпретация эпохи.

 

29. И. Кант и критический поворот западной мысли. Трансцендентальный идеализм Канта как историческое исследование духовных способностей человека. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Априорный синтез. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как закон практиче­ского разума Свобода и долг. Культура как последняя цель при­роды.

 

30. Философия И.Г. Фихте как изложение «основания» кантианского критицизма. Философия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальная филосо­фия и натурфилософия Шеллинга о диалектике природы

 

31. Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия Гегель о субстанции-субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики. Учение о бытии, сущности, понятии Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины Философия природы. Философия духа. Философия права, философия истории, философия религии. История философии как развитие и конкретизация содержания философской системы Гегеля. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения, искусство, религия, философия. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики.

7 стр., 3437 слов

Назовите пять основных периодов становления античной философии и пять философских школ архаичного периода и те проблемы, которые сформулировали философы эт

... мышления), объективная (объективные законы развития мира) Принципы: принцип всеобщей связи; принцип развития 33 .Как решилась проблема субстанции в философии? В 17 веке англ философ ... ? Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к ...

 

32. Л. Фейербах. Разложение гегелевской школы. Материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Единственный, универсальный и высший предмет философии Антропологический принцип философии Фейербаха Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Преобразующая критика «как метод ре­лизации философии будущего».

 

33. Философия и медицина. Распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.

 

34. Идейные истоки марксистской философии. Формирование философии марксизма — закономерный этап развития материализма.Основные черты и особенности марксистской философии

 

35. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегельянства как идеалистической философской системы. Обоснование единства материализма и диалектики

 

36. Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека.

 

37. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества.

 

38. Марксистская философия и теория личности. Человек как субъект исторического развития. Влияние материалистической диалектики на развитие мировой философской мысли.

 

39. Формы диалектического мышления Диалектический метод познания как метод восхождения от абстрактного к конкретному

 

40. Творческое развитие диалектического метода Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Плеханов — теоретик и историк диалектики в материа­лизма. Ленинская теория отражения и современная наука. Диалектико-материалистическая теория познания: роль интуиции, логики в научного эксперимента. Принцип единства исторического и логического. Диалектика абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь теории и практи­ки.

10 стр., 4590 слов

Сознание и познание. Научное познание

... чувствительностью. 4. Под сознанием в философии понимают: А) форму непосредственного слияния человека и мира Б) продукт общественной деятельности ... мировоззренческой. 33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию. А) практическую ... – это философское учение о: А) познании Б) природе В) бытии Г) человеке. 9. Исследованием сферы прекрасного ...

 

41. Марксистско-ленинская теория общественного развития. Политическая идеология как особая форма общественного сознания. Социализм как прогресс человечества. Марксистская философия и осмысление со­временных глобальных проблем. Уроки истории философии.

 

42. Смысл и проблемы иррационального в новейшей западной фи­лософии. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.

 

43. В. Дильтей и «критика исторического разума».. Витализм и психологизм В. Дильтея.

 

44. А. Бергсон и творческая эволю­ция. Философия Ф. Ницше и ее основной принцип.

 

45. Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.

 

46. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Основные направления неклассической философии: религиозно-мистическое, сциептистские, антисциентистские.

 

47. Позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм как выражение мировоззренческих и методологических проблем научной революции конца XIX — начала XX вв. Влияние позитивизма на западную медици­ну. Социал-дарвинизм.

 

48. Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма., Узнадзе

 

49. Наука и «жизненный мир» в феноменологии Э.Гуссерля Философия Э. Гуссерля и «феноменологическая медицина».

 

50. Социально-исторические, и духовные основы экзистенциализма. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; филосо­фема пограничной ситуации. Понимающая психология и «психиатрия К.Ясперса».

 

51. Становление новой философской антропологии XX века. Про­блемы человеческого бытия в концепциях Хайдегтера, Бубера, Маритена, Шелера, Гелена..

11 стр., 5109 слов

Проблема «предметов сознания» в философии А.Мейнонга

... не звучит в контексте философии сознания специалистов по истории западной философии. Его упоминают лишь ... а основанием единства оказывается жизнь человека, отчего универсальность нравственных ценностей носит ... (двойственность проявляется в разделении мира на мир познаваемый и мир познанный), к тому же, ... действительных предметов и определенном "таковом" бытии (Sosein) несуществующих идеальных предметов, ...

 

52. Современная герменевтика. Неопрагматизм, структурализм и постструктурализм.

 

53. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России.

 

54. М.В. Ломоносов — первый русский ученый, мыслитель, просветитель. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев — оригинальные русские мыслители.

 

55. Славянофилы и западники у истоков самобытной русской философии. Идея русской соборности.

 

56. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин и др.).

 

57. Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев и др.).

Идея бо-гочеловечества. Философия всеединства.

 

58. Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей. Мыслители-материалисты — выдающиеся ученые, медики России (И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И.Менделеев, В.И. Вернадский, М.Я.Мудров, И.П.Павлов, И.В.Давыдовский и др.).

 

59. Русские писатели как оригинальные мыслители (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

Специфика философии русского космизма (Н Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чи­жевский и др.).

 

60. Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Виды онтологии — мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология.

 

61. Идея единства мира — история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: непосредственное и опосредованное, общее, особенное, единичное.

 

 

62. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: качество, количество, мера, причина, условие, повод.

 

63. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: необходимость и случай­ность, возможность и действительность, содержание и форма.

 

 

64. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: сущность и явление, вещь, свойство, отношение, закон и закономерность.

 

65. Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Категория «бытие» и ее содержание в истории философии. Объективная и субъективная реальность в бытии.. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире.

 

66. Две сферы человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философское осмысление духа и материи как предела противоположности. Самоорганизация и системность мира.

 

67. Принцип и закон объективной противоречивости бытия.

 

68. Качественно-количественная определенность бытия.

 

69. Развитие бытия по закону отрицания отрицания.

 

70. Философия о соотношении движения, изменения и развития. Детерминизм — способ существова­ния всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный.

 

71. Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и философское обоснование единства мира с позиции диалектики.

 

72. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи.

 

73. Неразрывное единство материи в ее движении. пространстве и временя. Основные формы движения материи и диалектика их соотношения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизиологического и социального. Соотношение мира естественного и искусст­венного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции.

 

74. От понятия «душа» к понятию «сознание». Античность. Религиозные представления о душе.. Основные традиции в объяснении природы сознания.

 

75. Р. Декарт — сознание как особая суб­станция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс).

Эволюпионно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание.

 

76. Общественная природа сознания, его коллективность, «соборность». Сознание — продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание — отражение действительности (гносеологический аспект).

 

77. Сознание — продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект).

Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект).

Феноменоло­гия сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и само­наблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.

 

78. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприя­тие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушарное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое).

Интуиция, воображение, творчество.

 

79. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.

 

80. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентиро­вочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общест­венный уровни проявления — самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.

 

81. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессознательное и психопатология.

 

82. Понятие идеального. Три концепции идеального: идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Относительность и абсолютность противоположности материального и идеального.

 

83. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и тео­ретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

 

84. Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие «знания». Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обы­денное знание и здравый смысл.

 

85. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как «конструирование действительно­сти». Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание.

 

86. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. «Существующий объект» и «гносеологический объект» (объект как данность и как рациональная структура).

Объекты материальные и идеальные. Объект — предметные отношения. Эпистемология как наука об обоснова­нии знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в по­знании.

 

87. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонден­ции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.

 

88. Истина — субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблужде­ние, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.

 

89. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

 

90. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.

 

91. Аксиология — философская теория ценностей. Становление тео­рии ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия «ценность». Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объектив­ная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина).

Религия, наука, искусство, спорт как ценности.

 

92. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей преж­ними и современными философскими системами.

 

93. Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала обществен­ной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), поли­тико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие.

 

94. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

 

95. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит «открытие человека»: античность, эзотеризм, философия, наука. Идея двойственной природы человека. .Проблемы антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки воз­никновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека «по мерке любого вида». Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса.

 

96. Трактовка человека в научной и философской традициях. Биологизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др.

 

97. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность чело­века. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и человекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. «Компью­терная метафора» когнитивной психологии.

 

98. Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональ­ное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); сим­волическое животное (Кассирер); размышляющий человек — испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться — незавершенное жи­вотное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек — сово­купность общественных отношений (Маркс).

 

99. Человек в культурах Вос­тока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах.

 

100. Человек — уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.

 

101. Пути понимания природы общества. История социально-философских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества.

 

102. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первич­ности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Социальное пространство и время. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и демократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества.

 

103. Проблема элемента социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Социальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц — классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы — род и племя. Народность. На­ция — новоевропейская форма этнической общности.

 

104. Микросоциологические общности. Особенности социологии как на­уки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

 

105. Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая структура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины.

 

106. Философия истории. Необратимость социального времени. «Золотой век», «град божий», «счастливое будущее», «осевое время», «всеобщий труд» и другие формы мерности социального времени, понимания его направленности.

 

107. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема начала человеческой истории. Становление цивилизации. Традиционное общество. «Неолитическая ре­волюция». Машинная революция. Компьютерная революция.

 

108. Концепции многообразия цивилизаций и культур (Н.Л. Данилевский, О. Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тейлор, Л.Н.Гумилев, Ю.В.Яковец и др.).

Исторический прогресс. Проблема смысла и «конца истории». Цивилизованный динамизм, циклизм, катастрофизм.

 

109. Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и общественный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О роли народных масс и личности в истории.

 

110. Духовная жизнь общества. Относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления. Политическое сознание. Правосознание, правопослушаиие. Нравственное сознание, религиозное сознание, философия религии. Эстетическое сознание.

 

111. Дух и материя как субстанциональные формы бытия. Станов­ление философского расчленения духа и материи в истории европейской философии. Личная и безличная онтология духа. Дух и формы его бытия. Дух и сознание как онтологическая проблема. Осмысление духовной ре­альности философии.

 

112. Философия — сердцевина духовной культуры человечества. Фи­лософия как потребность человеческого духа. Духовное как состояние сознания, чувств, воли личности. Духовность как единство интеллектуального, нравственного, эстетического, этического. Мир духовной культуры общества. Духовные интересы и потребности человека. Духовно-символическая реальность и общественное сознание. Духовная сущность образно-символического бытия культуры. Разновидности парадигм духовной жизни общества, отдельного человека. Бытие духовного в немецкой классической философии. Бытие духовного в современной философии. Религиозное понимание духовности — сверхчувственная реальность.

 

113. Душа и проблемы единства духовно-идеального и телесно-матери­альною. «Врачевание человека философией» или развитие в нем духов­ности. Философия в поиске высшего духовного смысла жизни человека. О рассудке и разуме, уме и мудрости. Дух и воля. Активная роль воли в духовной жизни человека и человечества. Духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности. Сущность че­ловеческой совести. Проблемы духовно-нравственных отношений в медицине.

 

114. Оккультизм, мистицизм, нетрадиционные верования и их экспансия в духовный мир современного человека и проблемы борьбы с ними.

 

115. Понятие культуры. Историческое развитие представлений о культуре. Культура и деятельность человека. Человек как творец и творение культуры. Основные области культуры.

 

116. Основные культурологические теории (Э. Тейлор, Р. Ратцель, Леви-Брюль, М. Мосс, Ф. Боас, Б. Мали­новский, Я. Буркахардт, Ф. Ницше, А. Вебер, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, 3. Фрейд, А. Швейцер и др.).

Мировоззренческие универсалии как осно­вания культуры.

 

117. Культурология — научная дисциплина и система знания. Теоретическая, историческая и прикладная культурология. Культурология и фи­лософия. Личностно-образующий характер культурологического знания. Культура как система, как целостный организм. Культура как ценность. Субстанциальные элементы культуры. Формы и уровни культуры. Потребности общества и функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление и хранение информации, социализация, реализация личнос­ти. Нормативная функция культуры. Свобода и культурная деятельность.

 

118. Культура и природа. Культура как искусственная природа. Диалектика культурного и природного. Влияние природных условий на на­правление и содержание культурного процесса. Общество и культура. Хозяйственно-практический, технологический аспекты культуры. Промышленно-техническое освоение природы и его значение для судеб куль­туры.

 

119. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образо­вание. Ключевые проблемы существования человечества, цивилизации и культуры — проблемы свободы и отчуждения человека. Мировой город и мировая провинция. Массовая культура и ее социальные функции. Элитарная культура. Национальные лики культуры. Дифференциация и интеграция культуры. Постмодерн. Духовная культура как форма ценностного единства цивилизации. Культура и интеллигенция.

 

120. Культура Запада, Востока, России как исторически сложившиеся типы. Своеобразие основ и путей развития культур Запада и Востока. Их взаимодействие и взаимовлияние.

 

121. Социодинамика русской культуры. Сравнительный анализ католиче­ской, протестантской и православной культуры. Поиск динамических оснований развития русской культуры. Пассионарность и этногенез (Л.Н.Гу­милев).

Идеи С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, П.Н. Милю­кова об историческом развитии России. Русская культура в XX веке. Русская идея как выражение специфики русской культуры. Славянофи­лы, западники, евразийцы о специфике русской культуры. Медицина как феномен культуры, ее массообразующий фактор. Судьбы русской культуры на исходе XX века. Проблема сохранения и приумножения куль­турного наследия, цивилизация, культура, искусство.

 

122. Философские ориентации художественного (образного) мышления людей. Искусство как конкретное социальное явление. Художественное творчество как созидание системы видов искусства. Онтология и гносеология искусства. Высшая цель искусства. Цивилизация и состояние искусства. Эволюция статуса искусства в культуре общества. Воспитатель­ная функция искусства. Элитарное и массовое в искусстве. Гуманизм — цель, назначение и высший смысл искусства и эстетики. Многообразие искусства и эстетическое богатство мира.

 

123. Эстетика как философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты. «Красотой спасется мир» (Ф.М.Достоевский).

Эстетическое освоение мира природы и общества. «Эстетика -этика будущего» (М. Горький).

Эстетика — аксиология общечеловеческих ценностей. Эстетика как способ художественного развития человека. Эстетическое отношение человека к действительности.

 

124. Историческая взаимосвязь философских и научных знаний. Роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики на­учного познания. Наука как система знаний, как процесс построения но­вого знания, как социальный институт, как особая область культуры. Медицина как научный и культурный феномен. Синергическое мышле­ние и его роль в научном познании. Особенности языка науки. Взаимо­действие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное по­знание и личностное знание.

 

125. Общие модели историографии науки. Неопозитивизм. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, И. Фейербенд. Эволюционистская модель неомарксиз­ма. Феноменология об истоках науки. Марксизм об истории науки. Тра­диции и овации в развитии науки и медицины. Научные революции как коренные преобразователи основных науч­ных понятий, концепций, теорий. Дифференциация и интеграция в науке. Неравномерность развития областей науки и медицины. Проблемы клас­сификации наук. Взаимодействие наук как фактор их развития.

 

126. Структура научного знания. Средства и методы эмпирического зна­ния. Наблюдение и эксперимент. Проблемы измерения. Роль приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике. Медицинское экспериментирование.

 

127. Структура теоретического знания. Средства и методы. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация обще­го. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Соотношение понимающих и объясняющих подходов в естест­венных, гуманитарных и медицинских науках.

 

128. Анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Гипотеза. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Компьютеризация науки. Теоретические методы: аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному, совпадения исторического и логического. Феноменологические и динамические теории.

 

129. Описательные и теоретические дисциплины. Проблема теоретизации медицинского знания. Особенности исторических дисциплин. Качествен­ные и количественные, математизированные и иематематизированные, ге­нетические и систематические теории. Многообразие функций теорий. Классический и иеклассический варианты формирования теории. Крите­рии выбора теории. Эстетические критерии. Идеи верификации и фальсификации науки об обществе и теория. Самостоятельность наук. Проб­лема их аксиологической суверенности. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности. Вера и знание. Этика ученого. Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

 

130. Философия техники как область современной философии. Философский смысл проблемы «человек — техника». Основные вопросы философии техники. Сущность технического подхода и его отличие от научного. Различие естественного и технического. Виртуальная реальность и ее философская интерпретация. Проблема технической реальности. Традиционная и техногенная цивилизация.

 

131. Место техники в духовной культуре. Этика и техника. Этические проблемы использова­ния техники в медицине.Аномальные явления и энерго-информационный обмен. Понятие биоинформатики. Взаимодействия энерго-материальные, материально-энерге­тические, энерго-информационные, информационно-энергетические и ин­формационные. Экстрасенсорика, психокинез, медитация, гениальность с точки зрения информационного подхода. Рационализация, развитый изоморфизм, высокие экономические и социально-политические ценнос­ти как основа информационной технологии.

 

132. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Изменения во взглядах на причинность, роль статистических законов, вероятностные процедуры исследования. Комплексирование исследований и размывание предметных границ. Синергетика. Перестройка категориальной системы современного научного мышления. Изменения в социальном положении науки и техники » XX веке. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития инженерной деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники, гуманистические проблемы медицины.

 

133. Религия как часть общечеловеческой культуры: структура, виды, функции. Происхождение и социальная суть религии. Статус религии в системе духовной культуры. Религия как форма общественного сознания. Подлинный гуманизм и религия. Мировоззренческие постулаты ре­лигии. Религиозный способ мышления (догматизм).

 

134. Общее и особенное в мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).

Философия о сущ­ности и происхождении религий. Философская теология. Философский теизм. Современная философско-религиозная антропология. Религия и мораль. Религия и наука.

 

135. Современная философия о природе религии. Мир и человек как творение Божие. Вера и разум, философский анализ. Религиозная антро­пософия. Личность и вера в Бога. Проблематика греха и свободы.

 

136. Рели­гиозная ситуация в мире и России. Причины конфликтов на национально-религиозной почве. Истоки психологической напряженности и враждебности между отдельными религиозными конфессиями. Религиозный гуманизм. Демиургическая основа православия. Религиозная философия и медицина, философия о будущем религии.

 

137. Жизнь как звено в бытии мира. Философия и естественные науки о жизни. Постижение феномена жизни в философии, биологии и медицине. Определение жизни с позиции системного подхода, системная организация ее функций. В.И. Вернадский о живом веществе. Фундаментальные свойства живых систем и их атрибуты (обмен веществ, энергии, размножение, наследственность и изменчивость и т.д.).

Микро и макромир жизни.

 

138. Биосфера как земная оболочка или область жизни на Земле. Эволюция биосферы как среды обитания и источника ресурсов. Особенности самоорганизации организмов и надорганизменных живых систем.

 

139. Теория возникновения и существования жизни. Целесообразность в живом. Целесообразность и целеполагание. Целеполагаиие и пелеосушествление. Космопланетарные условия для возникновения жизни на Земле. Жизнь как «деятельность» органической целостности. Живые существа — дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации. Человечество как активный элемент биосферы.

 

140. Современные учения об эволюции жизни. Рекомбинации как механизм многообразия в явлениях живой природы. А.Л. Чижевский: «земная жизнь в лучах Космоса». Структура и эволюция биосферы в Космосе. Проблема «прогресса» в живой природе. Уровни организации живого. Проблема философского осмысливания самоценности живой природы. Философско-методологические принципы постижения жизни. Философия о системе взаимодействия: биосфера — человек. Философское осмысление проблемы жизни на Земле и в Космосе.

 

141. Биосфера и проблемы экологического равновесия на Земле. Экологические и генетические проблемы обеспечения безопасности жизни. Закономерности и механизмы жизнедеятельности человека на эволюционно обусловленных уровнях его организации, их значение для медицины. Философия о человеческой ответственности за сохранение жизни на Земле.

 

142. Наука о естественном происхождении человека. Биологические свойства человека. Ступени антропосоциогенеза. «Логика» саморазвития человеческой жизни. Социальная «составляющая» самоценности его жиз­ни. Понятие человека. Человек — особый род сущего. Природа и сущ­ность человека. Человек как микро- и макрокосм. Бытие человека. Диа­лектическое единство родового и индивидуального. Андрогинность человека. Человеческая субъективность — «Я», «Я» и «Ты». Интуиция как человеческий дар. Вера как состояние души. Эрос как страсть. Страх и страдание как эксзистенциальные переживания. Человек как носитель добра и зла.

 

143. Органический мир и человеческое общество. Проблема человеческого воздействия на коэволюццию природы и общества. Этика в человечес­кой жизнедеятельности. Генетика человека — объект биомедипинского познания и критического осмысления медицинской философией. Пробле­ма здоровья, здорового образа жизни людей в ряду разрешения глобаль­ных проблем современности. Гуманизм как философско-этический мен­талитет медиков.

 

144. Ноосфера как качественный этап эволюции биосферы. Философ­ская картина бытия человека как мощной геологической силы. Генеалогия феномена человека как личности. Социоприродная уникальность че­ловеческой личности. Самоутверждение человека — итог его активной жизнедеятельности. Жизненное пространство личности. Ноосфера: философский аспект перехода биосферы в «ткань общественного бытия» (В.И. Вернадский).

Проблемы социальной экологии и выживания человечества.

 

145. Изменения в среде обитания и адаптивная, демографическая и генетическая структура популяций людей. Философские и медико-биологические аспекты экологических проблем человека. Феномен человеческого бессмертия. Этика жизни людей и проблема смертной казни.

 

146. Бытие человека как философская проблема. Место и роль антро­поцентризма в истории философской мысли. Становление и развитие фи­лософской антропологии. Типы антропологических учений: антично-греческий, иудео-христианский, естественнонаучный.

 

147. Предмет философской антропологии. Идеи философской антропологии М. Шелера. Биологические свой­ства человека. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Биоантропология (А. Гелен, Г. Плеснер) и культурная антропология (Э. Ротхакер, М. Ландсман) о деятельном человеке. Человек — незавершенное животное. Культура — «вторая природа» и физическое условие существования человека. Этологическая концепция К. Лоренца. Этология здоровья и патологии. Социобиология. Натуралистическая антропология (Ч.Дарвин).

Человек — «верх природы, высшее олицетворение ресурсов беспредельной природы» (И. Павлов).

Психофизиологическое и социальное начала в человеке.

 

148. Философские парадигмы смысла жизни. Философия человечес­кой ответственности. Особенности естественнонаучного и философского изучения человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, мотивы, идеалы, ценностные ориентации. Совесть и воля личности. В. Со­ловьев о соотношении индивидуальности и индивидности. Голод, половое влечение и инстинкт власти — витально-иистинктивные факторы жизнедеятельности индивида. Личностный мир индивида и его трансформации. «Больная душа» в обществе и истории (К.Ясперс).

 

149. Понятие свободы. Свобода как социальный идеал и личная цен­ность. Свобода личности и историческая необходимость. Свобода воли. Свобода жить, мыслить, решать, действовать. Свобода и запрет. Свобода и демократия. Свобода и ответственность, свобода и насилие. Право больного защищать свое тело как разновидность свободы.

 

150. Трагизм бытия личности в современном мире. Дезорганизованная личность в «кризисном» социуме. Бегство от свободы. Личность и социальная дезорганизация (революция, катастрофы, войны).- Современная фи­лософия о дефиците личности в человеке. Врач как личность. Проблемы свободы и ответственности врача.

 

151. Проблема предмета медицины как особой социокультурной реаль­ности. Медицина — продукт культуры и сама специфическая культура. Медицина — первая наука о человеке. Основные сферы медицинской реальности. Содержание и соотношение понятий «объект» и «предмет» медицинской практики. Человек как объект медицины.

 

152. Философия как мировоззренческая основа медицины. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний. Общая родословная мудрости медицины и философии. Медицина как сфера уникальной умодеятельности. Теория причинности как основа общепатологических воззрений в истории медицины. Детерминизм и причинность. Системный характер детерминизма. Принцип каузальной интеграции.

 

153. Логические основания диагностического познания. Роль философской методологии в интеграции научно-медицинского знания. Гуманизм и высокий профессионализм как важнейший элемент медицинского менталитета. Социальная обусловленность образа жизни, здоровья и бо­лезней человека. Конструирование здоровья людей — комплексная задача медицины и гуманитарных наук.

 

154. Мировоззренческий потенциал медицины в осмыслении места человека в природном и общественном универсуме. Медицина как возможный лидер в создании единой, целостной науки о человеке.