ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ РостГМУ

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Составитель

Нач. уч. части кафедры

истории и философии

В.А.Мерклин

 

1. Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения и их результативные составляющие. Философия как выражение мудрости в рациональных формах.. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистен­циально-личностного начала. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитар­ной, естественнонаучной и практической подготовки врачей. Зависимость менталитета и ценностных ориентации медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины.

2. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования.

3. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности — диалектика, метафизика, герменевтика.

4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

5. Специфика философского знания и его функции. Философские начала или общие принципы познания мира, общества и человека. Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Философия как духовная квинтэссенция своего времени.

6. Определение философии, ее интеллектуальная уникальность. Роль философии в системе исторических форм культуры: своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Рациональное знание и внерациональная мудрость, объективное содержание и субъективный (человеческий) смысл как два измерения философии.

7. Понятийно-логическая и интуитивно-образная формы философии. Философия как размышление о бытии человечества и человека, его личности и свободе, средство воз­вышения духовности. Незавершенность, открытость философских истин как выражение «внутренней» конституции человека, неисчерпаемости мира. Плюрализм философских систем и школ. Философское исследова­ние Вселенной, общества, человека.

8. Развитие человека, культуры и философии как единый процесс. Философия, конкретные науки и медицина. Взаимосвязь философии, идеологии и политики. Выживание человечества — главная проблема современной философии. Философские альтернативы развития человечест­ва в третьем тысячелетии.

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... «элитарной» культуры. Значительное влияние «философии жизни» на духовную жизнь западного общества сохранилось вплоть до 20-х гг. ХХ столетия. На смену ей пришли «философская антропология», ... бессознательное. Однако, бессознательные желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека: в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и др. Происходит также сублимация ...

9. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия как сотворение и постижение глубинных смыслов бытия. Философия как форма поиска новых ценностей человечества. Прошлое, настоящее и футуристические прогнозы. Перспективы развития медицины в XXI веке, ее гуманистических идеалов.

 

10. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм школы вайшешика. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, рели­гии и медицине Древней Индии.

 

11. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древне­китайских учениях. «Средний путь» человека в китайском натурализме. Китайская медицина.

 

12. Самодостаточный Космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Греческая мысль и учения Востока. Истоки и сопиокультурные основания греческой мысли.

 

13. Первые греческие мыслители. «Единое и многое» как основная проблема греческой философии. Элеаты. Ато­мизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты и софистика.

 

14. Клас­сическая греческая философия. Сократ и сократические школы. Фило­софия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

15. Философские идеи в антич­ном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление.

 

16. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Место человека как раба божьего в мире. Формирование средневековой философии. Фи­лософия средневековья — размышления в вере. Вера как разум сердца. Статус философии и ее особенности в христианстве. Превращение фило­софии в богословие.

 

17. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский — вершина схоластики. Фома о вере и разуме.

 

18. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Особенности арабской философии средневековья.Ибн-Сина (Ави­ценна), Ибн-Рушд (Аверроэс) — виднейшие философы средневековья. Божественное озарение и человеческое познание.

 

19. Первые естественнона­учные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схола­стической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.

 

20. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Дости­жения возрожденческой науки и искусства. Гуманизм как ценностная ориентация новой философии Ренессанса. Леонардо да Винчи — духовный наставник новой культуры.

 

21. Новое естествознание — натурфилософия эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник и парадигма гелиоцентризма. Смысл зарождающейся научной революции. Иоганн Кеплер, Галилео Галилей.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... его через общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек изучает множество других естественных и гуманитарных наук: медицина, экономика, социология, этика, логика, психология, педагогика, языкознание, право ... должно возвращаться. У.Шекспир устами Гамлета говорит: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела ...

 

22. Исаак Ньютон и философские основания современной науки. Новая мировоззренческая проблематика в философии. Начало эпохи рас­судочного мышления. Рационализм и социальный прогресс. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.

 

23. Исторические условия и духовные факторы зарождения эпохи разума и просвещения. Новая концепция о человеке как «светиль­нике разума». Рациоцентризм эпохи научной революции. Формирование нового типа знания — научно-технического. Соединение математики с ес­тествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки.

 

24. Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени. Крупней­шие метафизические построения эпохи. Ключевые проблемы философии Нового времени — онтология, гносеология, методология. Учения о суб­станции. Философия и метод познания.

 

25. Фрэнсис Бэкон о естественной философии. Разработка индуктивного метода. Рене Декарт — уче­ный и философ. Философское обоснование дедуктивного метода.Субъективно-объективная парадигма Декарта. Смысл декартовского: «Cogito ergo sum». Наука и философия самосознания.

 

26. Рационализм Спинозы и Лейбница. Создание критического эмпиризма Гоббсом и Локком. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества.

 

27. Динамика развития концепции «человек — общество»: от философии античности к философии Нового времени. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Философское обоснование просветителями «естественных прав» человека. Особенности английского, французского, немецкого и русского просвещения. Идеология Просвещения XVIII столетия и прогресс человечества. . Этические и социально-фи­лософские учения.

 

28. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-историческая, естественнонаучная и философская интерпретация эпохи.

 

29. И. Кант и критический поворот западной мысли. Трансцендентальный идеализм Канта как историческое исследование духовных способностей человека. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Априорный синтез. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как закон практиче­ского разума Свобода и долг. Культура как последняя цель при­роды.

 

30. Философия И.Г. Фихте как изложение «основания» кантианского критицизма. Философия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальная филосо­фия и натурфилософия Шеллинга о диалектике природы

 

31. Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия Гегель о субстанции-субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики. Учение о бытии, сущности, понятии Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины Философия природы. Философия духа. Философия права, философия истории, философия религии. История философии как развитие и конкретизация содержания философской системы Гегеля. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения, искусство, религия, философия. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики.

7 стр., 3437 слов

Назовите пять основных периодов становления античной философии ...

... философск. знаний о божестве, мире, человеке. 2- монотеизм- единый бог который был немыслим в рамках античной философии 3- креацианизм- бог творит мир из ничего без ... эпоха нового времени связана с началом первых буржуазных революций. От феодализма к капитализму. Философия делает акцент на науку, гносеологические проблемы тесно связанные с экспериментально математическим естествознанием. Философские ...

 

32. Л. Фейербах. Разложение гегелевской школы. Материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Единственный, универсальный и высший предмет философии Антропологический принцип философии Фейербаха Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Преобразующая критика «как метод ре­лизации философии будущего».

 

33. Философия и медицина. Распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.

 

34. Идейные истоки марксистской философии. Формирование философии марксизма — закономерный этап развития материализма.Основные черты и особенности марксистской философии

 

35. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегельянства как идеалистической философской системы. Обоснование единства материализма и диалектики

 

36. Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека.

 

37. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества.

 

38. Марксистская философия и теория личности. Человек как субъект исторического развития. Влияние материалистической диалектики на развитие мировой философской мысли.

 

39. Формы диалектического мышления Диалектический метод познания как метод восхождения от абстрактного к конкретному

 

40. Творческое развитие диалектического метода Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Плеханов — теоретик и историк диалектики в материа­лизма. Ленинская теория отражения и современная наука. Диалектико-материалистическая теория познания: роль интуиции, логики в научного эксперимента. Принцип единства исторического и логического. Диалектика абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь теории и практи­ки.

 

41. Марксистско-ленинская теория общественного развития. Политическая идеология как особая форма общественного сознания. Социализм как прогресс человечества. Марксистская философия и осмысление со­временных глобальных проблем. Уроки истории философии.

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, ... природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность). Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем: 1) Сознание общественно по своей природе. ...

 

42. Смысл и проблемы иррационального в новейшей западной фи­лософии. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.

 

43. В. Дильтей и «критика исторического разума».. Витализм и психологизм В. Дильтея.

 

44. А. Бергсон и творческая эволю­ция. Философия Ф. Ницше и ее основной принцип.

 

45. Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.

 

46. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Основные направления неклассической философии: религиозно-мистическое, сциептистские, антисциентистские.

 

47. Позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм как выражение мировоззренческих и методологических проблем научной революции конца XIX — начала XX вв. Влияние позитивизма на западную медици­ну. Социал-дарвинизм.

 

48. Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма., Узнадзе

 

49. Наука и «жизненный мир» в феноменологии Э.Гуссерля Философия Э. Гуссерля и «феноменологическая медицина».

 

50. Социально-исторические, и духовные основы экзистенциализма. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; филосо­фема пограничной ситуации. Понимающая психология и «психиатрия К.Ясперса».

 

51. Становление новой философской антропологии XX века. Про­блемы человеческого бытия в концепциях Хайдегтера, Бубера, Маритена, Шелера, Гелена..

 

52. Современная герменевтика. Неопрагматизм, структурализм и постструктурализм.

 

53. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России.

 

54. М.В. Ломоносов — первый русский ученый, мыслитель, просветитель. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев — оригинальные русские мыслители.

 

55. Славянофилы и западники у истоков самобытной русской философии. Идея русской соборности.

 

56. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин и др.).

 

57. Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев и др.).

Идея бо-гочеловечества. Философия всеединства.

 

58. Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей. Мыслители-материалисты — выдающиеся ученые, медики России (И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И.Менделеев, В.И. Вернадский, М.Я.Мудров, И.П.Павлов, И.В.Давыдовский и др.).

 

59. Русские писатели как оригинальные мыслители (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

Специфика философии русского космизма (Н Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чи­жевский и др.).

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... т.д.). 2.Сознание как высшая форма развития психики. Свойства сознания. Сознание человека является высшей ступенью развития психики. Сознание представляет собой единство всех форм познания человека, его переживаний и ... наблюдением. Свойства: Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами ...

 

60. Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Виды онтологии — мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология.

 

61. Идея единства мира — история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: непосредственное и опосредованное, общее, особенное, единичное.

 

 

62. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: качество, количество, мера, причина, условие, повод.

 

63. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: необходимость и случай­ность, возможность и действительность, содержание и форма.

 

 

64. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: сущность и явление, вещь, свойство, отношение, закон и закономерность.

 

65. Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Категория «бытие» и ее содержание в истории философии. Объективная и субъективная реальность в бытии.. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире.

 

66. Две сферы человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философское осмысление духа и материи как предела противоположности. Самоорганизация и системность мира.

 

67. Принцип и закон объективной противоречивости бытия.

 

68. Качественно-количественная определенность бытия.

 

69. Развитие бытия по закону отрицания отрицания.

 

70. Философия о соотношении движения, изменения и развития. Детерминизм — способ существова­ния всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный.

 

71. Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и философское обоснование единства мира с позиции диалектики.

 

72. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи.

 

73. Неразрывное единство материи в ее движении. пространстве и временя. Основные формы движения материи и диалектика их соотношения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизиологического и социального. Соотношение мира естественного и искусст­венного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции.

 

74. От понятия «душа» к понятию «сознание». Античность. Религиозные представления о душе.. Основные традиции в объяснении природы сознания.

 

75. Р. Декарт — сознание как особая суб­станция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс).

Эволюпионно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во ... собственным языком. Желание быть среди посвященных и выделиться из окружающего мира, заметить “своих” породило новую культуру – киберпанк [15]! Кроме этого на сам жаргон повлияло еще несколько ...

 

76. Общественная природа сознания, его коллективность, «соборность». Сознание — продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание — отражение действительности (гносеологический аспект).

 

77. Сознание — продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект).

Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект).

Феноменоло­гия сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и само­наблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.

 

78. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприя­тие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушарное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое).

Интуиция, воображение, творчество.

 

79. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.

 

80. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентиро­вочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общест­венный уровни проявления — самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.

 

81. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессознательное и психопатология.

 

82. Понятие идеального. Три концепции идеального: идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Относительность и абсолютность противоположности материального и идеального.

 

83. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и тео­ретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.

 

84. Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие «знания». Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обы­денное знание и здравый смысл.

 

85. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как «конструирование действительно­сти». Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание.

 

86. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. «Существующий объект» и «гносеологический объект» (объект как данность и как рациональная структура).

7 стр., 3069 слов

Проблема сознания в философии 6

... вопроса. 1. Истоки сознания. 2. Сущность, структура, функции сознания. 3. Сознание и культура. Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества: * Сознание отличает человека от всего другого ...

Объекты материальные и идеальные. Объект — предметные отношения. Эпистемология как наука об обоснова­нии знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в по­знании.

 

87. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонден­ции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.

 

88. Истина — субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблужде­ние, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.

 

89. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.

 

90. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.

 

91. Аксиология — философская теория ценностей. Становление тео­рии ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия «ценность». Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объектив­ная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина).

Религия, наука, искусство, спорт как ценности.

 

92. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей преж­ними и современными философскими системами.

 

93. Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала обществен­ной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), поли­тико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие.

 

94. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.

 

95. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит «открытие человека»: античность, эзотеризм, философия, наука. Идея двойственной природы человека. .Проблемы антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки воз­никновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека «по мерке любого вида». Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса.

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А ... поэтому широкому читателю необходимы малоизвестные сведения о том, что детерминация пола у человека обеспечивается очень сложной совокупностью взаимно подчиняющихся (иерархических) ступеней. Именно поэтому освещение ...

 

96. Трактовка человека в научной и философской традициях. Биологизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др.

 

97. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность чело­века. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и человекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. «Компью­терная метафора» когнитивной психологии.

 

98. Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональ­ное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); сим­волическое животное (Кассирер); размышляющий человек — испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться — незавершенное жи­вотное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек — сово­купность общественных отношений (Маркс).

 

99. Человек в культурах Вос­тока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах.

 

100. Человек — уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.

 

101. Пути понимания природы общества. История социально-философских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества.

 

102. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первич­ности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Социальное пространство и время. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и демократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества.

 

103. Проблема элемента социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Социальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц — классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы — род и племя. Народность. На­ция — новоевропейская форма этнической общности.

 

104. Микросоциологические общности. Особенности социологии как на­уки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

 

105. Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая структура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины.

 

106. Философия истории. Необратимость социального времени. «Золотой век», «град божий», «счастливое будущее», «осевое время», «всеобщий труд» и другие формы мерности социального времени, понимания его направленности.

 

107. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема начала человеческой истории. Становление цивилизации. Традиционное общество. «Неолитическая ре­волюция». Машинная революция. Компьютерная революция.

 

108. Концепции многообразия цивилизаций и культур (Н.Л. Данилевский, О. Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тейлор, Л.Н.Гумилев, Ю.В.Яковец и др.).

Исторический прогресс. Проблема смысла и «конца истории». Цивилизованный динамизм, циклизм, катастрофизм.

 

109. Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и общественный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О роли народных масс и личности в истории.

 

110. Духовная жизнь общества. Относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления. Политическое сознание. Правосознание, правопослушаиие. Нравственное сознание, религиозное сознание, философия религии. Эстетическое сознание.

 

111. Дух и материя как субстанциональные формы бытия. Станов­ление философского расчленения духа и материи в истории европейской философии. Личная и безличная онтология духа. Дух и формы его бытия. Дух и сознание как онтологическая проблема. Осмысление духовной ре­альности философии.

 

112. Философия — сердцевина духовной культуры человечества. Фи­лософия как потребность человеческого духа. Духовное как состояние сознания, чувств, воли личности. Духовность как единство интеллектуального, нравственного, эстетического, этического. Мир духовной культуры общества. Духовные интересы и потребности человека. Духовно-символическая реальность и общественное сознание. Духовная сущность образно-символического бытия культуры. Разновидности парадигм духовной жизни общества, отдельного человека. Бытие духовного в немецкой классической философии. Бытие духовного в современной философии. Религиозное понимание духовности — сверхчувственная реальность.

 

113. Душа и проблемы единства духовно-идеального и телесно-матери­альною. «Врачевание человека философией» или развитие в нем духов­ности. Философия в поиске высшего духовного смысла жизни человека. О рассудке и разуме, уме и мудрости. Дух и воля. Активная роль воли в духовной жизни человека и человечества. Духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности. Сущность че­ловеческой совести. Проблемы духовно-нравственных отношений в медицине.

 

114. Оккультизм, мистицизм, нетрадиционные верования и их экспансия в духовный мир современного человека и проблемы борьбы с ними.

 

115. Понятие культуры. Историческое развитие представлений о культуре. Культура и деятельность человека. Человек как творец и творение культуры. Основные области культуры.

 

116. Основные культурологические теории (Э. Тейлор, Р. Ратцель, Леви-Брюль, М. Мосс, Ф. Боас, Б. Мали­новский, Я. Буркахардт, Ф. Ницше, А. Вебер, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, 3. Фрейд, А. Швейцер и др.).

Мировоззренческие универсалии как осно­вания культуры.

 

117. Культурология — научная дисциплина и система знания. Теоретическая, историческая и прикладная культурология. Культурология и фи­лософия. Личностно-образующий характер культурологического знания. Культура как система, как целостный организм. Культура как ценность. Субстанциальные элементы культуры. Формы и уровни культуры. Потребности общества и функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление и хранение информации, социализация, реализация личнос­ти. Нормативная функция культуры. Свобода и культурная деятельность.

 

118. Культура и природа. Культура как искусственная природа. Диалектика культурного и природного. Влияние природных условий на на­правление и содержание культурного процесса. Общество и культура. Хозяйственно-практический, технологический аспекты культуры. Промышленно-техническое освоение природы и его значение для судеб куль­туры.

 

119. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образо­вание. Ключевые проблемы существования человечества, цивилизации и культуры — проблемы свободы и отчуждения человека. Мировой город и мировая провинция. Массовая культура и ее социальные функции. Элитарная культура. Национальные лики культуры. Дифференциация и интеграция культуры. Постмодерн. Духовная культура как форма ценностного единства цивилизации. Культура и интеллигенция.

 

120. Культура Запада, Востока, России как исторически сложившиеся типы. Своеобразие основ и путей развития культур Запада и Востока. Их взаимодействие и взаимовлияние.

 

121. Социодинамика русской культуры. Сравнительный анализ католиче­ской, протестантской и православной культуры. Поиск динамических оснований развития русской культуры. Пассионарность и этногенез (Л.Н.Гу­милев).

Идеи С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, П.Н. Милю­кова об историческом развитии России. Русская культура в XX веке. Русская идея как выражение специфики русской культуры. Славянофи­лы, западники, евразийцы о специфике русской культуры. Медицина как феномен культуры, ее массообразующий фактор. Судьбы русской культуры на исходе XX века. Проблема сохранения и приумножения куль­турного наследия, цивилизация, культура, искусство.

 

122. Философские ориентации художественного (образного) мышления людей. Искусство как конкретное социальное явление. Художественное творчество как созидание системы видов искусства. Онтология и гносеология искусства. Высшая цель искусства. Цивилизация и состояние искусства. Эволюция статуса искусства в культуре общества. Воспитатель­ная функция искусства. Элитарное и массовое в искусстве. Гуманизм — цель, назначение и высший смысл искусства и эстетики. Многообразие искусства и эстетическое богатство мира.

 

123. Эстетика как философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты. «Красотой спасется мир» (Ф.М.Достоевский).

Эстетическое освоение мира природы и общества. «Эстетика -этика будущего» (М. Горький).

Эстетика — аксиология общечеловеческих ценностей. Эстетика как способ художественного развития человека. Эстетическое отношение человека к действительности.

 

124. Историческая взаимосвязь философских и научных знаний. Роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики на­учного познания. Наука как система знаний, как процесс построения но­вого знания, как социальный институт, как особая область культуры. Медицина как научный и культурный феномен. Синергическое мышле­ние и его роль в научном познании. Особенности языка науки. Взаимо­действие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное по­знание и личностное знание.

 

125. Общие модели историографии науки. Неопозитивизм. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, И. Фейербенд. Эволюционистская модель неомарксиз­ма. Феноменология об истоках науки. Марксизм об истории науки. Тра­диции и овации в развитии науки и медицины. Научные революции как коренные преобразователи основных науч­ных понятий, концепций, теорий. Дифференциация и интеграция в науке. Неравномерность развития областей науки и медицины. Проблемы клас­сификации наук. Взаимодействие наук как фактор их развития.

 

126. Структура научного знания. Средства и методы эмпирического зна­ния. Наблюдение и эксперимент. Проблемы измерения. Роль приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике. Медицинское экспериментирование.

 

127. Структура теоретического знания. Средства и методы. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация обще­го. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Соотношение понимающих и объясняющих подходов в естест­венных, гуманитарных и медицинских науках.

 

128. Анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Гипотеза. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Компьютеризация науки. Теоретические методы: аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному, совпадения исторического и логического. Феноменологические и динамические теории.

 

129. Описательные и теоретические дисциплины. Проблема теоретизации медицинского знания. Особенности исторических дисциплин. Качествен­ные и количественные, математизированные и иематематизированные, ге­нетические и систематические теории. Многообразие функций теорий. Классический и иеклассический варианты формирования теории. Крите­рии выбора теории. Эстетические критерии. Идеи верификации и фальсификации науки об обществе и теория. Самостоятельность наук. Проб­лема их аксиологической суверенности. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности. Вера и знание. Этика ученого. Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

 

130. Философия техники как область современной философии. Философский смысл проблемы «человек — техника». Основные вопросы философии техники. Сущность технического подхода и его отличие от научного. Различие естественного и технического. Виртуальная реальность и ее философская интерпретация. Проблема технической реальности. Традиционная и техногенная цивилизация.

 

131. Место техники в духовной культуре. Этика и техника. Этические проблемы использова­ния техники в медицине.Аномальные явления и энерго-информационный обмен. Понятие биоинформатики. Взаимодействия энерго-материальные, материально-энерге­тические, энерго-информационные, информационно-энергетические и ин­формационные. Экстрасенсорика, психокинез, медитация, гениальность с точки зрения информационного подхода. Рационализация, развитый изоморфизм, высокие экономические и социально-политические ценнос­ти как основа информационной технологии.

 

132. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Изменения во взглядах на причинность, роль статистических законов, вероятностные процедуры исследования. Комплексирование исследований и размывание предметных границ. Синергетика. Перестройка категориальной системы современного научного мышления. Изменения в социальном положении науки и техники » XX веке. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития инженерной деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники, гуманистические проблемы медицины.

 

133. Религия как часть общечеловеческой культуры: структура, виды, функции. Происхождение и социальная суть религии. Статус религии в системе духовной культуры. Религия как форма общественного сознания. Подлинный гуманизм и религия. Мировоззренческие постулаты ре­лигии. Религиозный способ мышления (догматизм).

 

134. Общее и особенное в мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).

Философия о сущ­ности и происхождении религий. Философская теология. Философский теизм. Современная философско-религиозная антропология. Религия и мораль. Религия и наука.

 

135. Современная философия о природе религии. Мир и человек как творение Божие. Вера и разум, философский анализ. Религиозная антро­пософия. Личность и вера в Бога. Проблематика греха и свободы.

 

136. Рели­гиозная ситуация в мире и России. Причины конфликтов на национально-религиозной почве. Истоки психологической напряженности и враждебности между отдельными религиозными конфессиями. Религиозный гуманизм. Демиургическая основа православия. Религиозная философия и медицина, философия о будущем религии.

 

137. Жизнь как звено в бытии мира. Философия и естественные науки о жизни. Постижение феномена жизни в философии, биологии и медицине. Определение жизни с позиции системного подхода, системная организация ее функций. В.И. Вернадский о живом веществе. Фундаментальные свойства живых систем и их атрибуты (обмен веществ, энергии, размножение, наследственность и изменчивость и т.д.).

Микро и макромир жизни.

 

138. Биосфера как земная оболочка или область жизни на Земле. Эволюция биосферы как среды обитания и источника ресурсов. Особенности самоорганизации организмов и надорганизменных живых систем.

 

139. Теория возникновения и существования жизни. Целесообразность в живом. Целесообразность и целеполагание. Целеполагаиие и пелеосушествление. Космопланетарные условия для возникновения жизни на Земле. Жизнь как «деятельность» органической целостности. Живые существа — дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации. Человечество как активный элемент биосферы.

 

140. Современные учения об эволюции жизни. Рекомбинации как механизм многообразия в явлениях живой природы. А.Л. Чижевский: «земная жизнь в лучах Космоса». Структура и эволюция биосферы в Космосе. Проблема «прогресса» в живой природе. Уровни организации живого. Проблема философского осмысливания самоценности живой природы. Философско-методологические принципы постижения жизни. Философия о системе взаимодействия: биосфера — человек. Философское осмысление проблемы жизни на Земле и в Космосе.

 

141. Биосфера и проблемы экологического равновесия на Земле. Экологические и генетические проблемы обеспечения безопасности жизни. Закономерности и механизмы жизнедеятельности человека на эволюционно обусловленных уровнях его организации, их значение для медицины. Философия о человеческой ответственности за сохранение жизни на Земле.

 

142. Наука о естественном происхождении человека. Биологические свойства человека. Ступени антропосоциогенеза. «Логика» саморазвития человеческой жизни. Социальная «составляющая» самоценности его жиз­ни. Понятие человека. Человек — особый род сущего. Природа и сущ­ность человека. Человек как микро- и макрокосм. Бытие человека. Диа­лектическое единство родового и индивидуального. Андрогинность человека. Человеческая субъективность — «Я», «Я» и «Ты». Интуиция как человеческий дар. Вера как состояние души. Эрос как страсть. Страх и страдание как эксзистенциальные переживания. Человек как носитель добра и зла.

 

143. Органический мир и человеческое общество. Проблема человеческого воздействия на коэволюццию природы и общества. Этика в человечес­кой жизнедеятельности. Генетика человека — объект биомедипинского познания и критического осмысления медицинской философией. Пробле­ма здоровья, здорового образа жизни людей в ряду разрешения глобаль­ных проблем современности. Гуманизм как философско-этический мен­талитет медиков.

 

144. Ноосфера как качественный этап эволюции биосферы. Философ­ская картина бытия человека как мощной геологической силы. Генеалогия феномена человека как личности. Социоприродная уникальность че­ловеческой личности. Самоутверждение человека — итог его активной жизнедеятельности. Жизненное пространство личности. Ноосфера: философский аспект перехода биосферы в «ткань общественного бытия» (В.И. Вернадский).

Проблемы социальной экологии и выживания человечества.

 

145. Изменения в среде обитания и адаптивная, демографическая и генетическая структура популяций людей. Философские и медико-биологические аспекты экологических проблем человека. Феномен человеческого бессмертия. Этика жизни людей и проблема смертной казни.

 

146. Бытие человека как философская проблема. Место и роль антро­поцентризма в истории философской мысли. Становление и развитие фи­лософской антропологии. Типы антропологических учений: антично-греческий, иудео-христианский, естественнонаучный.

 

147. Предмет философской антропологии. Идеи философской антропологии М. Шелера. Биологические свой­ства человека. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Биоантропология (А. Гелен, Г. Плеснер) и культурная антропология (Э. Ротхакер, М. Ландсман) о деятельном человеке. Человек — незавершенное животное. Культура — «вторая природа» и физическое условие существования человека. Этологическая концепция К. Лоренца. Этология здоровья и патологии. Социобиология. Натуралистическая антропология (Ч.Дарвин).

Человек — «верх природы, высшее олицетворение ресурсов беспредельной природы» (И. Павлов).

Психофизиологическое и социальное начала в человеке.

 

148. Философские парадигмы смысла жизни. Философия человечес­кой ответственности. Особенности естественнонаучного и философского изучения человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, мотивы, идеалы, ценностные ориентации. Совесть и воля личности. В. Со­ловьев о соотношении индивидуальности и индивидности. Голод, половое влечение и инстинкт власти — витально-иистинктивные факторы жизнедеятельности индивида. Личностный мир индивида и его трансформации. «Больная душа» в обществе и истории (К.Ясперс).

 

149. Понятие свободы. Свобода как социальный идеал и личная цен­ность. Свобода личности и историческая необходимость. Свобода воли. Свобода жить, мыслить, решать, действовать. Свобода и запрет. Свобода и демократия. Свобода и ответственность, свобода и насилие. Право больного защищать свое тело как разновидность свободы.

 

150. Трагизм бытия личности в современном мире. Дезорганизованная личность в «кризисном» социуме. Бегство от свободы. Личность и социальная дезорганизация (революция, катастрофы, войны).- Современная фи­лософия о дефиците личности в человеке. Врач как личность. Проблемы свободы и ответственности врача.

 

151. Проблема предмета медицины как особой социокультурной реаль­ности. Медицина — продукт культуры и сама специфическая культура. Медицина — первая наука о человеке. Основные сферы медицинской реальности. Содержание и соотношение понятий «объект» и «предмет» медицинской практики. Человек как объект медицины.

 

152. Философия как мировоззренческая основа медицины. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний. Общая родословная мудрости медицины и философии. Медицина как сфера уникальной умодеятельности. Теория причинности как основа общепатологических воззрений в истории медицины. Детерминизм и причинность. Системный характер детерминизма. Принцип каузальной интеграции.

 

153. Логические основания диагностического познания. Роль философской методологии в интеграции научно-медицинского знания. Гуманизм и высокий профессионализм как важнейший элемент медицинского менталитета. Социальная обусловленность образа жизни, здоровья и бо­лезней человека. Конструирование здоровья людей — комплексная задача медицины и гуманитарных наук.

 

154. Мировоззренческий потенциал медицины в осмыслении места человека в природном и общественном универсуме. Медицина как возможный лидер в создании единой, целостной науки о человеке.