«Клиническая психология»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1. Предмет и объект клинической психологии – СТР.: № 1
Тема 2. Основные определения клинической психологии– СТР.: № 4
Тема 3. Задачи клинической психологии, ее прикладной и междисциплинарный характер– СТР.: № 7
Тема 4. Структура клинической психологии– СТР.: № 8
Тема 5. Основные направления (разделы) клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психология телесности,
психология аномального развития, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование)– СТР.: № 9
Тема 6. Методы клинической психологии– СТР.: № 13
Тема 7. Проблема нормы и патологии– СТР.: № 15
Тема 8. Проблема развития, регрессии и распада в клинической психологии– СТР.: № 19
Тема 9. Компенсацияиеефакторы – СТР.: № 23
Тема 10. Внутренняя картина болезни (ВКБ)– СТР.: № 26
Тема 11.Классификация психических и поведенческих расстройств– СТР.: № 29
Тема 12. Понятия психопатии, акцентуации характера и личности– СТР.: № 34
Тема 13. Психогенная природа невротических расстройств. Патогенетическая концепция неврозов– СТР.: № 42
Тема 14.Этические принципы деятельности клинического психолога– СТР.: № 48
Тема № 1. Предмет и объект клинической психологии.
Термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог ЛайтнерУитмер, обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям – взрослым или детям, – которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т.е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... переходов. История развития психологического знания Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с ...
«Для методов клинической психологии неизбежно обращение к статусу индивидуального разума, определенного с помощью наблюдений и экспериментов, а педагогическое обращение занимается эффектом изменения, т.е. развитием этого индивидуального разума».
Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми).
С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома.
Клиническая психология– это область медицинской психологии, которая изучает психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты лечебных воздействий.
Как область психологической науки изучает частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.
Как область профессиональной деятельности, направлена на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.
Греческое слово kline(нечто, имеющее отношение к постели), от которого происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств.
Соответственно, клиническая психология– это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:
а) расстройства (нарушения) психики и поведения;
б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;
в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.
Объект клинической психологии– человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Тема № 2. Основные определения клинической психологии.
Этиология, патогенез, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция, клинико-психологический диагноз.
Этиология– раздел общей нозологии, изучающий причины болезней, патогенные факторы и их первичное взаимодействие с организмом, условия развития болезней. Этиология выделяет и теоретически обосновывает набор факторов риска каждого заболевания, и эта информация используется другими медицинскими дисциплинами – эпидемиологией для организации рациональной профилактики, терапией и хирургией – для обеспечения этиотропного лечения. По мнению И.В. Давыдовского, можно говорить не только об этиологии болезни, но и об этиологии здоровья. Главная задача этиологии – ответить применительно к болезни на вопрос «Отчего?».
Клиническая психология 6
... психические аспекты соматических расстройств (болезней). В нашей стране клиническая психология рассматривается как часть медицинской. Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических ...
Патогенез– это учение о механизмах развития, течения, индивидуальных особенностей и исходов заболеваний. Патогенез имеет дело с причинно-следственными связями, последовательностью событий, наступающих вслед за первичным взаимодействием патогенного фактора и организма.
Патогенез дает клинической медицине объяснение наблюдаемых ею симптомов и синдромов, позволяет объединять симптомы в синдромы, устанавливать родство или отличие нозологических форм по их механизмам и, таким образом, поставляет информацию, необходимую для классификации болезней, их диагностики и патогенетического лечения.
В предмете патогенеза выделяются механизмы выздоровления (саногенез) и механизмы вторичного повреждения (аутоальтерация).
Основная цель патогенетических исследований – ответить, применительно к болезни, на вопрос «Как? Каким образом?».
Классификация– это стратегия для образования научных понятий, в результате чего должна сложиться некая система классов, качественных, категориальных понятий – так называемая классификационная система.
Структура основных классификаций (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.
В клинической психологии существуют системы классификации индивидов, ситуаций, реакций, диагностических инструментов, терапевтических методов, последствий терапевтических вмешательств, и прежде всего – психических расстройств.
Диагностика – получение объективной информации о совокупности психологических характеристик пациентов, механизмах их формирования и предполагаемой динамике, в том числе под влиянием болезни, а также представление этой информации в систематизированном виде – в виде психологического заключения (психологического диагноза).
В клинической психологии диагностика – это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с поставленной задачей сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза – определением характера расстройства.
В клинической психологии диагностика может служить трем целям: отнесение какого-то индивида (шире – какой-то единицы) к какому-то классу системы классификации, объяснение трудностей и проблем, которые ставятся в конкретном случае, и подготовка терапевтического решения.
Эпидемиология – позволяет осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов. Цель эпидемиологии в клинической психологии – разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать справедливые заключения, избегая влияния систематических и случайных ошибок. В этом заключается важнейший подход к получению информации, необходимой врачам для принятия правильных решений. (Констатация распределения болезни в пространстве и во времени в зависимости от окружающей среды, личности и организма. Исследование возникновения, течения и исхода заболеваний (пополнение клинической картины).
«Психология детей со сложными нарушениями»
... что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития. Точно так же могут быть указаны первичные, вторичные и другие недостатки ... выраженному нарушению. Например, слепоглухие люди в нашей стране являются чаще всего инвалидами детства по зрению, реже — по движению или по слуху, а иногда и по психическому ...
Данные об индивидуальном риске болезни. Проверка гипотез о причинных отношениях между факторами окружающей среды и болезнью).
Интервенция – систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития человека. Направленная интервенция рассматривается как система плановых/неплановых воздействий, с целью произвести определенные изменения в проблемных компонентах системы – личности, среде либо во взаимодействии личности и среды.
Выделяют четыре группы воздействий: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические (хирургия), физические (физиотерапия) и психологические (психотерапия).
Клинико-психологический диагноз – описание нарушений поведения, проявляющихся у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования; выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов; определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими (А. Левицкий).
Тема № 3. Задачи клинической психологии, её прикладной
и междисциплинарный характер.
Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования – это наука психологическая.
В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи:
–изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;
–изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;
–изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;
–изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;
–разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;
–создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.
Тема 1. Психология как наука; предмет психологии Исторический ...
... индивид, личность, индивидуальность – 4 ч Понятие личности в психологии. Основные факторы и механизмы развития личности. Основные психологические теории личности. ... психологии Научно-психологическое объяснения 6. Ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Должна ли психология при исследовании ... 1975. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989. Тема 6. Интегративные психические образования – 6 ...
Тема № 4. Структура клинической психологии.
Структура клинической психологии:
В клинической психологии можно выделить общие аспекты, характерные для всех расстройств, и частные аспекты, свойственные отдельным расстройствам.
Общие аспекты:
Основные понятия и определения:
1) классификации
2) диагностика
3) эпидемиология
4) этиология
5) интервенция (психотерапия, профилактика)
Частные аспекты:
1) внутриличностные:
А) нарушенные отдельные функции (восприятие, память и т.д.)
Б) нарушенные паттерны функционирования (депрессивное расстройство, тревожное расстройство и т.д.)
2) межличностные – нарушенная система: семейная пара, школа, рабочий коллектив и т.д.
Тема № 5. Основные направления (разделы) клинической психологии: нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психология телесности,
психология аномального развития, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование.
Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она – пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.
Важными в нейропсихологии являются такие понятия как:
Симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.
Синдром – система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.
Фактор – функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.
Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности нарушения или распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение патопсихология в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т.д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации. Патопсихологию следует отличать от психопатологии – раздела психиатрии, изучающего симптомы и синдромы психических болезней клиническим методом и оперирующего, главным образом, клиническими понятиями.
Принцип развития в психологии 2
... ее собственными победами над внутренними трудностями. В развитии личности возникают противоречия между достигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе ... свое выражение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к ...
Психосоматика– направление в медицине (психосоматическая медицина) и медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием.
Популярно мнение (в том числе в альтернативной медицине), что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в душе, в подсознании, в мыслях человека.
Соматические заболевания, обусловленные психогенными факторами, называют «психосоматическими расстройствами».
В основе психосоматической патологии лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Исторически к этой группе относят классические психосоматические заболевания «Святая семерка» – бронхиальную астму, язвенный колит, эссенциальную гипертонию(хроническое заболевание, основным клиническим признаком которого является длительное и стойкое повышение артериального давления), нейродермит, ревматоидный артрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. В настоящее время к этим заболеваниям дополнительно причисляют ишемическую болезнь сердца, тиреотоксикоз (состояние, вызванное стойким повышением уровня гормонов щитовидной железы (интоксикация тиреоидными гормонами)), сахарный диабет, ожирение.
Психология аномального развития (специальная психология) этоотрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. Выделяют два вида дефектов: органические – повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей; функциональные – нарушение функций органа или всего организма без какого-либо нарушения самого органа).
Это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Психологическая реабилитацияи восстановительное обучение – система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д. В основе психической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т.д. Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).
Руководство развитием личности в процессе деятельности
... основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического ... моральных норм и правила поведения в обществе; 5. воздействие на сознание личности 421. ... Человек - техника» 2. «Человек - человек» 3. «Человек - художественный образ» 4. «Человек - знак» 5. «Человек - природа» 347. К принципам воспитания относится: Уважение к личности ...
Психотерапия– это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального развития. Психически нездоровые люди или людинаходящиеся в пограничном состоянии.
Психологическая коррекция (психокоррекция)– деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Психологическое консультирование– профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации. Это оказание помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Объектами психологического консультирования являются психически здоровые люди.
Тема № 6. Методы клинической психологии.
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
Метод клинико-психологического наблюдения –описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Развитие личности донаучн. период
... и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздель ... а также применительно к его эмоциональным состояниям. Познание функций души было направлено на познание матери-"ального, органического ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности ...
Клиническая беседа – метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также — терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения.
Патопсихологический диагностический эксперимент – имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т.п.).
Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования – особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол – душа эксперимента» (С.Я. Рубинштейн).
Биографический метод – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Изучение и анализ продуктов деятельности и творчества – клинический психолог анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Анамнестический метод – сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства.
Психофизиологические методы – представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы, т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга.
Топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ) – область электрофизиологии, оперирующая с множеством количественных методов анализа электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов. ТКЭАМ позволяет очень тонко и дифференцированно анализировать изменения функциональных состояний мозга на локальном уровне в соответствии с видами выполняемой испытуемым психической деятельности.
Компьютерная томография (КТ) — новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. КТ соединила в себе последние достижения рентгеновской и вычислительной техники, отличаясь принципиальной новизной технических решений и математического обеспечения.
Психотерапевтические методы клинической психологии: психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.
Формирование и развитие морали
... В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит ... совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до ... новый уровень морали —конвенциональный (по Л. Колбергу) Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их ...
Тема № 7. Проблема нормы и патологии.
Норма– отсутствие патологии. Это статистическое содержание нормы, т.е. тот уровень, который характерен для статистического большинства.
Психическая норма представляет собой индивидуальную динамическуюсовокупность психических свойств конкретного человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнятьсвои биологические и социальные функциив соответствии с возникающими личными и общественными потребностями. С понятием психической нормы тесно связано понятие психического здоровья, поскольку по внутренней логике психическая норма предполагает и наличие психического здоровья, т.е. отсутствие чётко определимого психического расстройства, наличие определённого функционального резерва организма, позволяющего человеку преодолевать психосоциальные стрессы и экстремальные ситуации.
Отклонение в развитии – это любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание).
Аномальность – это нарушение целостности человека, его связей и отношений с обществом, в том числе в сфере воспитания и образования, профессиональной деятельности.
Патология – (от греч.pathos — страдание, боль, болезнь; и logos — изучение) –отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции (Патогенез).
Здоровье – это такое состояние человека, при котором: сохранены структурные и функциональные характеристики организма, имеется приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде, сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Болезнь – процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека – снижением на время болезни его трудоспособности.
Виды норм :
1. Статистическая норма– это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня раз вития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.),расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Ориентация на статистическую норму важна, прежде всего, на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
2. Функциональная норма – это то, что обеспечивает человеку, как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности.В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. Это когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.
3. Идеальная норма– оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы. В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно норма – не среднее или наиболее часто встречающиеся, а образцовое и идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно только более или менее приблизиться к идеалу, поэтому такая норма – бесконечный процесс самореализации (самоактуализации по А. Маслоу) индивида.
4 . Социальная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Это наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности, т.е. целей, идеалов, ценностей, образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкции за отклонение от них составляет основы социального контроля в любом сообществе.
Показатели отклонения от нормы :1)социальная дезадаптация – невозможность взаимодействовать с другими людьми или сужение круга таких лиц;2)затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;3)замедление или деградация развития психики;4)неадекватное поведение.
По мнению Лесли Пожара, можно считать ребенка нормальным:
1) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
2) когда ребенок развивается в соответствии с его собственными общими тенденциями, определяющими развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
3) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков.
Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Григорием Митрофановичем Дульневым и Александром Романовичем Лурия:
Первое условие– работа головного мозга и его коры, которая соответствует норме; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается оптимальное соотношение возбудимых и тормозимых процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
Второе условие– хорошее (т.е. соответствующее возрасту) физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение оптимальной работоспособности, и нормального тонуса нервных процессов.
Третье условие– сохранность органов чувств, которые обеспечивают связь ребенка с внешним миром.
Четвертое условие– систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, в общеобразовательной школе и возможность обучения в ВУЗе.
Тема № 8. Проблема развития, регрессии и распада в клинической психологии.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса».
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).
Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.
Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.
В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.
Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.
Психический распад – глубокое нарушение психической деятельности с полным прекращением всех умственных процессов, потерей контакта с окружающим миром и полной беспомощностью; обычно сочетается с другими проявлениями маразма
Распад личности – некая стадия (ранг) негативных психических расстройств.
Каждый последующий ранг включает в себя предыдущий.
Негативные расстройства имеют ранги:
1. Истощаемость психической деятельности
Характерно то, что изменения имеют количественный, а не качественный характер. Т.е. меняется скорость мышления, глубина запоминания и т.п., но в целом психика функционирует нормально.
2. Субъективное осознаваемая «изменённостьЯ»
Изменению подвергается в основном темперамент, характер, самосознание. Пациент сам начинает замечать изменения.
3. Объективно определимая изменённость личности
В данном случае изменения уже заметны и другим людям: родным, близким, знакомым. Идет нарастание утраты свойств личности, прежде всего характера и темперамента. Некоторые черты характера заостряются, некоторые сглаживаются.
4. Дисгармония личности
Здесь под дисгармонией понимаются психопатии. Существуют астенический, психоастенический, возбудимый, эпилептоидный, паранойяльный, истерический, шизоидный, гипотимический и гипертимический варианты. Дисгармония затрагивает уже всю личность и часто приводит к социальной дезадаптации.
5. Снижение энергетического потенциала
Нарастают изменения характера, направленность личности становится столь выраженной, что начинает сказываться на отношении к самому себе, работе, отдыху. В первую очередь снижается психическая активность, продуктивность. Становится сложно использовать весь объем знаний и опыта. Появляется аутизм, обеднение эмоций. Эмоции становятся тусклыми, смазанными, теряют свою силу и скорость. Развивается черствость, эгоистичность, холодность, иногда жестокость.
6. Снижение уровня личности
Снижение энергетического потенциала набирает такую силу, что личность теряет свою индивидуальность. Сужается круг интересов, интересы ограничивают утилитарные потребности. Гипобулии, нивелировка эмоций, оторванность от реальности, соскальзывание, резонерство, разноплановость, паралогичность, символизм. Мышление стойко непродуктивно.
7. Регресс личности
Характерен выраженный распад индивидуального облика личности. Равнодушие, безразличие к окружающим, к себе. Апатия, абулия. Целенаправленные волевые действа практически невозможны. Мышление апродуктивно, аморфно. Моторика угловатая, причудливая, вычурная. Утрата пластичности. Полное отсутствие критики. Снижение интеллекта и памяти.
8. Амнестические расстройства
В первую очередь страдает память. Память становится «прорешливой», бедной. Нарастает амнезия по закону Т. Рибо (от настоящего к прошлому).
Многие больные не в состоянии удержать в памяти даже текущие события. Долговременная память сохраняется.
9. Тотальное слабоумие (глобальная деменция)
Происходит разрушение ядра личности. Грубо нарушаются высшие интеллектуальные функции, такие как образование новых суждений, возможность делать выводы, умозаключения, понятийное мышление, анализ и синтез. Мышление бедное, апродуктивное, стереотипичное, разорванное. Идет потеря опыта и багажа знаний. Настроение может быть беспечным, либо немотивированно злобным.
10. Психический маразм
Полный распад психической деятельности. Отсутствие мышления, внимания, памяти, восприятия, возможности контакта. Сохраняется только пищевой инстинкт самосохранения.
Каждое заболевание имеет свой максимально допустимый уровень негативной симптоматики.
Тема № 9. Компенсацияиеёфакторы.
Компенсация психических функций– возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации функций.
Первый тип– это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия).
Второй тип– это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. (Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов).
В процессах компенсации важную роль играют два фактора:
1) многосторонность связей между различными отделами нервной системы;
2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от рецепторов. Пластичностью называется способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. При компенсаторной перестройке происходит прокладывание новых афферентных и эфферентных путей и образование новых связей для замещения и восстановления нарушенных функций, приобретается возможность опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, воссоздающее воображение, не прибегая к развернутому восприятию. Компенсаторная перестройка требует применения специальной системы обучения и воспитания.
Глухой ребенок компенсирует свой дефект зрением, благодаря которому он учится читать речь с губ, а также учится письменной речи. Глухота компенсируется также двигательной и тактильно-вибрационной чувствительностью, благодаря которым, происходит постановка звуков речи и контроль за ней. Слепой ребенок компенсирует свой дефект сохранным слухом, осязанием, двигательной чувствительностью, обонянием. С помощью осязания слепой ребенок определяет форму, размеры предметов, устанавливает пропорциональные отношения. С помощью звуков дети с дефектами зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Развитый слух помогает ориентироваться в пространстве. Особый, специфический вид чувствительности слепых (слепорожденных и раноослепших) – «чувство препятствия». Это распознавание препятствий на расстоянии, без использования прикосновений. Предположительно чувство препятствия включает в себя комплекс тепловых и вибрационных ощущений. Тепловая чувствительность позволяет слепым при помощи осязания различать цвет. У умственно отсталых детей дефект компенсируется сохранным слухом, зрением, относительно сохранным восприятием и конкретным мышлением.
Оптимальное развитие функций сохранных органов объясняется не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а их активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. Компенсация не исправляет дефект, но помогает его преодолеть. Высшая форма компенсации – всестороннее развитие личности, включающее возможность овладения знаниями основ наук и искусства, формирование мировоззрения, овладение профессиональными умениями и навыками, умение творчески применять знания на практике, формирование способности к систематическому труду, развитие нравственных качеств. Но для некоторых форм аномального развития пределы компенсации ограничены. При умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических функций. По мнению Л.С. Выготского, основной путь компенсации людей с различными нарушениями – включение их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает формирование высших форм сотрудничества. Сознательная целенаправленная деятельность выступает в качестве основного механизма компенсаторной перестройки. Центральная область компенсации – формирование высших психических функций с помощью специального обучения. Они дают возможность справиться с недоступными задачами новыми путями. Например, у слепого ребенка развитие абстрактного мышления возмещает недоразвитие образного.
Факторы успешной компенсации:
1. Возраст ребенка. Возможность компенсации нарушенных функций выше в более раннем возрасте в силу большей пластичности ЦНС. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Компенсация основана на почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга, его пластичности.
2. Степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих. Возможность компенсации выше в условиях поощрения, поддержки, дозированной помощи со стороны взрослых.
3. Желание самого ребёнка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих усилиях, а также его уверенность в себе, приобретаемая путем активного и успешного приспособления к окружающей среде.
4. Способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.
Тема № 10. Внутренняя картина болезни (ВКБ).
В научной литературе для описания субъективной стороны заболевания используется большое количество терминов, которые были введены различными авторами, но часто употребляются весьма сходным образом.
Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер А.) – создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлений больного о своем физическом состоянии).
Внутренняя картина болезни– в понимании Лурия А.Р. не соответствует обычному пониманию субъективных жалоб больного; структура ее в отношении как сенситивной, так и интеллектуальной части аутопластической картины болезни, по Гольдштейну, находятся в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.
Переживание болезни (Шевалев Е.А., Ковалев В.В.) – общий чувственный и эмоциональный тон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции и другие психические образования, связанные с болезнью. «Переживание болезни» тесно связано с понятием «сознание болезни», хотя и не идентично ему.
Отношение к болезни (Рохлин Л.Л., Скворцов К.А.) – вытекает из понятия «сознание болезни», что и формирует соответствующее реагирование на болезнь. Отношение к болезни складывается из восприятия больным своей болезни, ее оценки, связанных с ней переживаний и вытекающих из Такого отношения намерений и действий.
Понятие «понимание болезни» («осознание болезни») соответствует по смысловому содержанию совокупно взятым терминам (понятиям) «переживание болезни» и «отношение к болезни».
Внутренняя картина болезни (ВКБ).
В большинстве современных психологических исследований внутренней картины заболевания при различных нозологических формах болезней в ее структуре выделяется несколько взаимосвязанных сторон (уровней):
– болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;
– эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;
– интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;
– волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.
Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А.):
Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и признательны ему за помощь.
Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.
Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.
Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, даже депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение, и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.
Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом. Несмотря на психическое здоровье, они демонстрируют подчас так называемую «двойную ориентировку».
Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, легко внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.
Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.
Тема № 11. Классификация психических и поведенческих расстройств.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) издана система классификации всех болезней, в том числе и соматических заболеваний; называется эта система МКБ – Международная классификация болезней. Цифра указывает на соответствующую версию; системы пересматривались в интервале 10-15 лет. Сейчас действует МКБ-10, то есть 10-я версия. (В настоящее время ведётся разработка новой, одиннадцатой версии Международной классификации болезней (МКБ-11).
Ожидается, что 11-й пересмотр классификации (МКБ-11) будет утвержден на Международной ассамблее здравоохранения в 2013-2014 гг. В случае его утверждения в 2015 году он будет опубликован Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на всех основных языках (английском, немецком, французском, испанском, русском, китайском, арабском, португальском).
МКБ-11 выйдет более чем через 20 лет после публикации МКБ-10 (в 1992 году).
Данный срок существенно больше сроков предыдущих изменений классификации, так как очередной пересмотр проводился один раз в десять лет).
Важным дополнением к МКБ-10 является изданная ВОЗ система ICIDH –Международная классификация повреждений, расстройств и заболеваний, приводящих к лишению трудоспособности (InternationalClassificationofImpairments, Disabilities, andHandicaps). Эта международная система классификации ВОЗ фокусируется на остаточных явлениях болезней и составлена, прежде всего, для реабилитационных мероприятий.
Система DSM Американской психиатрической ассоциации – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств (DiagnosticandStatisticalManualofMentalDisorders) – является системой классификации для психических расстройств, конкурирующей с МКБ. На данном этапе действует DSM-IV – римские цифры обозначают число пересмотров, – которая аннулировала DSM-III-R. Сейчас готовится к выходу новая версия DSM, DSM-V. (В сравнении с DSM-IV, можно отметить два момента: с одной стороны, вместо «аутистических расстройств» появляются более современные и модные «расстройства аутистического спектра» (РАС), то есть различия между клиническими формами РАС, то есть между клиническими вариантами, входящими в аутистический континуум, признаются несущественными для клинической практики; с другой стороны, предлагаемая версия ещё дальше отодвигает РАС (и аутизм) от психиатрической классики в сторону специальной психологии, делает диагностические критерии РАС ещё более размытыми и ещё менее определёнными, ещё менее этиопатогенетическими. Не пытаясь дать оценку предлагаемому варианту DSM-V, необходимо отметить, что он не приближает нас к разработке патогенетического вмешательства ни на уровне медикаментозной терапии, ни в психолого-педагогическом плане). DSM-IV составлен на базе обширных сообщений экспертов и полевых исследований. DSM-IV подразделяется на 17 главных групп, каждая главная группа включает единицы (расстройства).
Отдельные единицы описаны в форме систематизированного сжатого учебника, текст содержит, как правило, следующие пункты: диагностические признаки (общее описание картины расстройства), подтипы и/или дополнительные кодировки, правила кодирования, принадлежащие признаки и расстройства; особые культурные, возрастные и половые признаки; частота заболеваний; течение; паттерн семейного распределения; дифференциальный диагноз (но не показания к лечению).
Расстройства определены путем операциональной диагностики.
DSM-IV соответствует МКБ-10 в следующих пунктах: цель классификации, логика классов, свойства классов, классификационная единица, основа классификации, источники данных, формальная точность. В некоторых пунктах она отличается от МКБ-10.
– Сфера действия: DSM-IV– только психические расстройства; МКБ-10 – все болезни.
– Подбор единиц: больше ориентирован на эмпирическое исследование.
– Определение единиц: в отношении дефиниций DSM-IV соответствует критериям исследования МКБ-10: здесь последовательно реализуется операциональная диагностика. МКБ-10 учитывает менее выраженно по сравнению с DSM-IV, что симптоматика может привести к снижению различных функций.
– Правила отнесения: благодаря операциональной диагностике выраженные правила отнесения (в МКБ-10 – отчасти имплицитные, отчасти эксплицитные).
Дополнительно в DSM-IV имеется так называемое дерево решений, которого нет в МКБ-10. Благодаря этому специалист, проводящий обследование, заведомо располагает графической схемой, позволяющей включить или исключить отдельные расстройства.
Другие отличия DSM-IV от МКБ-10:
– Авторство: DSM-IV был составлен единственной страной (США), но очень распространен в мире; МКБ-10 разработана и утверждена ВОЗ.
– Число версий: DSM-IV издан в одной-единственной версии, МКБ-10 имеет несколько версий.
– Форма описания: DSM-IV составлен в форме текста учебника, а МКБ-10 содержит только общие описания.
–Многоосевая диагностика: в МКБ-10 многоосевая диагностика находится в стадии подготовки, в DSM-IV это – эксплицитная составная часть.
Психические расстройства и расстройства поведения по МКБ-10:
Включены: нарушения психологического развития
Исключены: симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни.
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
F10-19психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);
F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
F30-F39 Расстройства настроения [аффективные расстройства];
F40-F48 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства;
F50-59 поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);
F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
F63расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги – пиромания; патологическое воровство – клептомания; выдергивание волос –трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);
F65 расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения).
Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует;
Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков в соответствии, с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству;
F70-F79 Умственная отсталость;
F80-F89 Расстройства психологического развития;
МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:
F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте;
F90 гиперкинетические расстройства;
F91 расстройства поведения
F91.0 расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением;
F91.1несоциализированное расстройство поведения;
F91.2 социализированное расстройство поведения;
F91.3 оппозиционно-вызывающее поведение;
F91.8 другие;
F91.9 расстройство поведения, неуточненное;
F92 смешанные расстройства поведения и эмоций;
F94 расстройство социального функционирования;
F95 тикозные расстройства;
F98.0 неорганический энурез;
F98.1 неорганический энкопрез;
F98.2 расстройство питания в младенческом возрасте;
F98.3поедание несъедобного;
F98.4стереотипные двигательные расстройства;
F98.5заикание;
F98.6 речь взахлеб.
F99 Неуточненные психические расстройства
F00* Деменция при болезни Альцгеймера
F02* Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках.
Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка – отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни – болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.
Тема № 12. Понятия психопатии, акцентуации характера и личности
Психопатии — Пётр Борисович Ганнушкин.
Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Психопатия – аномалия характера, которая (1) определяет весь психический облик человека, (2) относительно неизменна при жизни, и (3) связана с выраженной социальной дезадаптацией.
Три признака психопатии по Ганнушкину-Кербикову (триада Ганнушкина-Кербикова): 1) тотальность (психическая и поведенческая распространённоть) патологических проявлений характера и личности; 2) длительность (продолжительность) патологических проявлений характера и личности; 3) социальная дезадаптация личности (на микро и мезоуровнях).
Примечание. Всегда смотрим на степень выраженности! Например, социальная дезадаптация при явно выраженной патологии будет очень сильно выражена на всех уровнях и никак не компенсирована, в отличие, к примеру, от неглубокой, не психопатичной социальной патологии. Пример компенсированной не осложнённой социопатии, – нобелевский лауреат Перельман.
П.Б. Ганнушкин писал, что: нормальный характер – условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как личностью (создается обществом).
Группа циклоидов (1 и 2):
1. Конституционально-возбуждённая группа. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов. Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды.
2. Конституционально-депрессивная группа. Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность. Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность.
3. Группа лабильных.Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип