АНТИБИОТИКИ                             НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ                                                                              

1. Неомицин                                               А. Потемнение зубов

2. Хлорамфеникол                                     Б. Некроз тканей на месте введения

3. Тетрациклин                                           В. Нарушение слуха

4. Стрептомицин                                        Г. Анафилактический шок

5. Эритромицин                                         Д. Анемия

6. Пенициллин                                           Е. Увеличение печени, застой желчи

                                                                    Ж. Нарушение всасывания в кишечнике                                                                                   

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

Задание №4. Как Вы объясните пациенту почему:

· нельзя уменьшить дозу и курс лечения;

· нельзя нарушать кратность приема препарата;

· опасны реакции обострения, дисбактериоз, кандидоз;

· антибиотиками нельзя вылечить грипп, но почему их назначают;

· в рацион питания необходимо ввести овощи, фрукты, обильное питье?

Задание №5. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

1.В инфекционную клинику поступил больной с диагнозом брюшной тиф. Назначен антибиотик широкого спектра действия. Состояние больного улучши­лось, но появились изменения в картине крови — лейкопения, агранулоцитоз. Препарат был отменен. Какие антибиотики можно назначить больному и почему?

 

2.При осмотре ребенка врач обратил внимание на задержку роста зубов и окрашивание эмали в желтый цвет. После разговора с матерью ребенка было выяснено, что ребенку при кишечной инфекции проводилось лечение антибиотиками. Ка­кой антибиотик явился причиной указанных осложнений?

 

3. Больной поступил в инфекционную клинику, где был поставлен диагноз менингит – в анализе больного – анемия. В аптеке имеются левомицетин, тетрациклин, ампициллин, бензилпенициллин. Выберите нужный антибиотик и обоснуйте свой выбор.

 

4. При применении антибиотиков широкого спектра действия у больных возможно развитие дисбактериоза, поражение слизистой оболочки полости рта, глотки, пищевода. Наиболее часто наблюдается кандидамикоз. Чаще развивается кишечный кандидамикоз, проявляющийся поносами, при этом в кале обнаруживаются грибы. Что можно рекомендовать для предупреждения и лечения этого осложнения?

5. Больной Б., 40 лет, лечился антибиотиком по поводу туберкулеза. Через некоторое время больной почувствовал, что стал плохо слышать. Восстановить слух не удалось даже после длительного лечения.        Препараты какой группы антибиотиков обладают ототоксичностью?

6.Пациент находится в стационаре с острой бактериальной пневмонией. В посеве мокроты обнаружен стафилококк, вырабатывающий пенициллиназу. Выберите антибактериальный препарат с учетом чувствительности микрофлоры.

Задание №6. Запишите домашнее задание к ПЗ№7 :

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №6;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 192-200,647-660;

4. выписать рецепты в тетради по ВРС;

5. составить графологическую структуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие №7                                                        Дата_________________________

Тема: ФАРМАКОТЕРАПИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА, СИФИЛИСА, ОПУХОЛЕЙ.

Цель занятия:

Студент должен знать:основные группы противотуберкулёзных, противосифилитических, противоопухолевых средств, их фармакодинамику и фармакокинетику;формы выпуска и способы введения препаратов;показания и противопоказания к назначению препаратов;побочные эффекты препаратов и меры по их предупреждению.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... экстраверсия, твердая уверенность в своих силах, способность к саморегуляции, Задача 6 «Определите недостающий признак психической готовности»: 1) « Я знал немало ... и техническом плане она давно готова выполнить норматив МС. Задача 2 «Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие ... нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи

Студент должен уметь:выписывать рецепты на основные препараты;обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;оценивать безопасность использования препаратов;решать фармакотерапевтические задачи;оказывать помощь при анафилактическом шоке.

Аудиторная работа.

Задание 1. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

Задача 1. Определите препарат.                                     

Антибиотик, продуцируемый лучистым грибком, широко ис­пользуются для комплексного лечения туберкулеза. Оказывает выраженное действие на грамположительные, а в высоких концен­трациях и на грамотрицательные бактерии. Препарат хорошо пе­реносится больными, не оказывают токсического влияния па функ­цию почек даже при создании в крови очень высоких концентра­ций. Недостатком препарата является довольно быстрое появ­ление устойчивости к нему микроорганизмов. Поэтому он явля­ется антибиотиком резерва. Окрашивает мочу, мокроту и слез­ную жидкость в красноватый цвет.

 

Задача 2. Определите препарат.                       

Химиотерапевтические средства, обладающие высокой анти­микробной активностью в отношении бледной спирохеты. Благо­даря противовоспалительным и рассасывающим свойствам приме­няются также при лечении неспецифических поражений головного и спинного мозга. Препараты вводят глубоко в мышцы после тща­тельного взбалтывания. Попадание в вену недопустимо, т. к. они представляют собой суспензии. Из побочных явлений возможны гингивит, стоматит, появление серой каймы по краю десен, иногда нефропатия.

 

Задача 3. Определите препарат.                                       

Антибиотик широкого спектра действия, назначается для ле­чения сифилиса при непереносимости бензилпенициллина. Основ­ные ПЭ: диспептические расстройства, гепатотоксичность, тератогенность (окраши­вание и повреждение зубов, дисбактериозы).

 

Задача 4. Определите препарат.

Наиболее эффективный синтетический противотуберкулезный препарат. Используется при всех формах туберкулеза. В качестве побочных эффектов вызывает невриты, психические нарушения, бессонницу, обладает гепатотоксичностью.

 

Задача 5. Определите препарат.

Антибиотик широкого спектра действия. На микобактерии туберкулеза оказывает бактериостатическое действие. Вводится только внутримышечно. Обладает высокой нефротоксичностью и ототоксичностью.

 

Задача 6. В аннотации к противоопухолевому препарату указано, что он вызывает лейкопению, тромбоцитопению, анемию, аллопецию, геморрагический цистит. Объясните эти термины.

 

Задача 7.Больной 17лет находится на стационарном лечении по поводу туберкулеза. Спустя 2 недели после начала лечения появился звон в ушах, «закладывание ушей», шаткость при ходьбе, головокружение.

1. Какой препарат назначен больному?

2. Назовите основные причины возникших осложнений.

3. Предложите основные меры профилактики.

 

Задача 8. Определите препарат.

Синтетический противотуберкулезный препарат, действует на микробактерин, устойчивый к стрептомицину. На другие патогенные микроорганизмы не действует. Хо­рошо всасывается из ЖКТ. Принимают внутрь однократно после завтрака. Преимущественным осложнением препарата является поражение органа зрения: сужение периферического зрения, понижение остроты зрения и способности раз­личать красный и зеленый цвета. После отмены препарата указанные расстройства проходят самостоятельно.

 

Задача 9. При осмотре ребенка врач обратил внимание на задержку роста зубов и окрашивание эмали в желтый цвет. После разговора с матерью ребенка было выяснено, что во время беременности матери проводилось лечение антибиотиками по поводу сифилиса. Ка­кой антибиотик явился причиной указанных осложнений?

 

Задача 10. Больной Б., 40 лет, лечился антибиотиком по поводу туберкулеза. Через некоторое время больной почувствовал, что стал плохо слышать. Восстановить слух не удалось даже после длительного лечения. Препараты какой группы антибиотиков обладают ототоксичностью?

 

Задание 2.Вспомните основные принципы применения препаратов для лечения туберкулеза.

Задание 3.Вспомните классификацию противотуберкулезных средств по происхождению и в соответствующих местах напишите названия групп этих средств.

1. __________________________: Стрептомицина сульфат, канамицин, рифампицин,

2. __________________________: Изониазид, фтивазид, ПАСК, этионамид, этамбутол

Задание 4.Вспомните классификацию противотуберкулезных средств по клинической эффективности, из вышеприведенного перечня препаратов выберите те, которые относятся к каждой из этих групп.

Группы противотуберкулезных средств по клинической эффективности Препараты
1. Группа I (наиболее эффективные средства) 2. Группа II (препараты средней эффективности) 3. Группа III (препараты низкой эффективности) 1. 2. 3.

Задание 5.Объясните, с какой целью при применении изониазида рекомендуется прием витаминов группы В и глутаминовой кислоты.

Задание 6.Выполните задание:

1. При аллергии на пенициллины для лечения сифилиса могут применяться антибиотики следующих групп: _____________________________________________

2. Отметьте побочные эффекты препаратов висмута и мышьяка _________________

Задание 7. Вспомните классификацию противосифилитических средств и в соответствующих местах напишите названия групп этих средств.

I. __________________________

1._____________________: Бензилпенициллина натриевая соль, бензилпенициллина калиевая соль, бензилпенициллин прокаин, бициллин–3

2. ____________________: Цефалоридин, цефтриаксон

3.____________________ : Эритромицин, азитромицин

4. ____________________: Доксициклин

II. ________________________

1._____________________: Бийохинол

2._____________________: Осарсол

Задание 8. Вспомните классификацию цитостатических средств по происхождению, и в соответствующих местах напишите названия групп этих средств.

1. __________________________: Циклофосфамид, Бусульфан, Цисплатин, Дакарбазин

2. _________________________ : Метотрексат, Фторурацил, Меркаптопурин

3.__________________________: Дактиномицин

4.__________________________: Винкристин, Винбластин, Колхамин

Задание 9. Установите соответствие:

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРЕПАРАТ
  1. Cифилис
  1. Циклофосфан
  1. Туберкулез
  1. Азитромицин
  1. Злокачественные опухоли
  1. Метотрексат
 
  1. ПАСК
 
  1. Бисмоверол
 
  1. Этамбутол
 
  1. Винкристин
 
  1. Фторурацил
 
  1. Рифампицин
 
  1. Бензилпенициллина натриевая соль
 
  1. Миелосан
 
  1. Бийохинол
 
  1. Цефтриаксон
 
  1. Изониазид
 
  1. Пентабисмол
 
  1. Доксициклин
 
  1. Стрептомицина сульфат

Задание 10. Установите соответствие:

ПРЕПАРАТ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ
1. Изониазид A. Гепатотоксичность, диспепсия, окрашивание мочи, мокроты, слезы в красный цвет
2. Бисмоверол B. Ототоксичность и нефротоксичность
3. Фторурацил C. Гепатотоксичность, тератогенность
4. Рифампицин D. Тромбоцитопения, лейкопения, тошнота, рвота, диарея, язвенное поражение ЖКТ, алопеция
5. Этамбутол E. Темная кайма по краю десен, гингивит, стоматит, колит, диарея
6. Стрептомицина сульфат F. Ухудшение зрения
7. Доксициклин G. Нарушение памяти, бессонница, полиневриты, парестезии
8. Бийохинол H. Нейротоксичность, кровоточивость
9. Канамицина сульфат  
10.  Бензилпенициллина натриевая соль  

Задание №11. Запишите домашнее задание к ПЗ№8:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №7;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 179-192;

4. выписать рецепты в тетради по ВРС.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

 

 

Практическое занятие №8                                                        Дата_________________________

Тема : ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРОТИВОМИКРОБНЫХ СРЕДСТВ

Цель занятия:

Студент должен знать:

– основные группы синтетических противомикробных средств, их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакотерапевтические задачи;

– оказывать помощь при анафилактическом шоке.

Задание 1. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

1.Больной с диагнозом «пиелонефрит» длительно лечился сульфаниламидным препаратом – сульфадимезином. Внезапно у него появились сильные боли в пояснице, задержка мочеиспускания. Рентгенография почек выявила наличие мелких камней в обеих почках. С чем связано возникшее осложнение?

2.Определите препарат.

Препарат нитрофуранов, эффективен при лечении инфекций мочевыделительной системы: циститах, пиелонефритах. Выделяется почками в неизмененном виде.

3. Определите группу препаратов по механизму действия.

Синтетические противомикробные препараты широкого спектра действия. Механизм действия: нарушение обмена фолиевой кислоты в клетках микроорганизмов.

4. Определите группу препаратов по побочным эффектам

Фотосенсибилизация, лейкопения, анемия, артралгии, артропатии, разрывы сухожилий, нарушение формирования хряща в детской практике.

5. У пациента появились боли и урчание в животе, понос. В домашней аптечке он обнаружил следующие препараты: норфлоксацин, фуразолидон, фурацилин, бисептол. Какой из препаратов подойдет больному в данной ситуации?

6. В аптеку поступили следующие синтетические противомикробные препараты:

Ø Бисептол

Ø Сульфален

Ø Фталазол

Ø Ципрофлоксацин

Ø Фурацилин

Ø Фурадонин

Разложите их по ящикам с надписями: «Сульфаниламиды», «Нитрофураны», «Фторхинолоны».

7. Больной К. обратился к хирургу по поводу нагноившейся раны. Рану засыпали порошком этазола. Однако улучшения не последовало и больной вновь пришел к врачу. Объясните причину неэффективности лечения. В каких условиях антимикробное действие сульфаниламидов снижается?

Задание 2. Установите соответствие:

Препарат Фармакологическая группа
  1. Cульфацил — натрий
  1. Нитрофураны
  1. Фурозолидон
  1. Сульфаниламиды
  1. Ципрофлоксацин
  1. Фторхинолоны
  1. Бисептол
  1. Производные 8-оксинолина
  1. Фурацилин
Е. Производные нитроимидазола
  1. Сульфален
 
  1. Офлоксацин
 
  1. Метронидазол
 
  1. Нитроксолин
 
  1.  Тинидазол
 

Задание 3. Вместо точек впишите соответствующие слова или определения:

1. Сульфаниламидные препараты на микроорганизмы оказывают ……….. действие, т.е. задерживают их …….. и …………..

2. Механизм действия сульфаниламидов заключается в их ………. с ПАБК, которая является фактором ……………. микробных клеток.

3. Из побочных действий у сульфаниламидов необходимо учитывать их способность угнетать ………………., а также …………токсичность, которая объясняется их …………… в ………….среде желудка.

4. «Сульфаниламидная почка» — это последствия механического повреждения кристаллами сульфаниламидов сосудистого аппарата почек и появление в моче ………….. или ……………..

5. Для компенсации нефротоксичности прием сульфаниламидов должен сочетаться с ………….

6     Прием сульфаниламидов не рационально сочетать с ……………..продуктами, с препаратами содержащими витамины и …., имеющими синонимы кислота …………. и кислота ………………         

7. Производные фторхинолона имеют ………..токсичность, поэтому их нежелательно применять       …………….

Задание 4. Дайте определение понятиям:

Бактериостатическое действие – это …………….

Бактерицидное действие – это ……………..

Ударная доза – это ………………..

Задание 5. Запишите домашнее задание к ПЗ№9:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №8;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 145 — 155, 162 — 179;

4. выписать рецепты в тетради по ВРС;

5. составить графоструктуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

 

 

Практическое занятие №9                                                        Дата_________________________

Тема : ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВОПРОТОЗОЙНЫХ, ПРОТИВОГРИБКОВЫХ, ПРОТИВОВИРУСНЫХ, ПРОТИВОГЕЛЬМИНТНЫХ СРЕДСТВ

Цель занятия:

Студент должен знать:

– основные группы противопротозойных, противогрибковых, противовирусных средств, их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакотерапевтические задачи.

Задание 1. Установите соответствие:

Протипротозойные средства

       Препарат Применение
1. Метронидазол, тинидазол  a) Противотоксоплазмозные
2. Спирамицин, пириметамин, сульфаниламиды b) Противомалярийные
3. Солюсурьмин c) Противоамебные, противотрихомонадные
4. Хлорохин (хингамин), примахин, пириметамин, мефлохин d) Против лейшманиоза
5. Метронидазол, тинидазол, фурозолидон e) Противолямблиозные

Протигрибковые средства

Препарат Применение
  1. Амфотерицин В

  А. Кандидозы

Б. Системные микозы

В. Дерматомикозы

  1. Нистатин
  1. Натамицин (Пимафуцин)
  1. Клотримазол
  1. Кетоконазол (Низорал)
  1. Флуконазол (Дифлюкан, Фуцис)
  1. Интраконазол (Орунгал)
  1. Гризеофульвин

Противовирусные средства

Препарат Применение
1. Зидовудин, индинавир a) Противогриппозные
2. Ремантадин, оксолин. b) Противогерпетические
3. Человеческий лейкоцитарный, рекомбинантный α-интерферон (реаферон, виферон и др.) c) Активные в отношении ВИЧ
4. Ацикловир, ганцикловир d) Интерфероны

Гельминтозы

Гельминты Вызываемая группа заболеваний
1. Аскариды, острицы, власоглавы a) Трематодозы
2. Бычий, свиной, карликовый цепень b) Нематодозы
3. Печеночный сосальщик, кошачья двуустка c) Цестодозы
4. Трихинеллы, филярии d) Внекишечные гельминтозы
Препарат Заболевание
1. Мебендазол (« Вермокс») a) Нематодозы
2. Пирантел b) Цестодозы
3. Левамизол («Декарис») c) Трематодозы
4. Празиквантель d) Внекишечные инвазии
5. Альбендазол («Вормил»)  
6. Пиперазина адипинат  

Задание 2. Запишите домашнее задание к ПЗ№10:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №9;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 201-223;

4. подготовить сообщение: «Применение растений, обладающих вяжущим действием, в медицинской практике»;

5. выписать рецепты в тетради по ВРС;

6. составить графоструктуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

 

 

Практическое занятие №10                                                        Дата_________________________

Тема : ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АФФЕРЕНТНУЮ ИННЕРВАЦИЮ

Цель занятия:

Студент должен знать:

− основные группы препаратов,их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты согласно требованиям ЛПУ;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

Аудиторная работа.

Задание 1. Дайте определение понятиям:

анестетики, дубильный эффект, отвлекающее действие, рефлекторное действие, метеоризм.

Задание 2. Вспомните классификацию местноанестезирующих средств.

Задание 3. Назовите основные побочные эффекты местноанестезирующих средств.

 

Задание 4. Объясните, с какой целью местноанестезирующие средства комбинируют с адреномиметиками; назовите правильные ответы:

1. Для уменьшения резорбтивного действия.

2. Для пролонгирования местноанестезирующего действия.            

3. Для снижения кровоточивости.

4. Для усиления резорбтивного действия.

5. Для усиления местноанестезирующего действия.

Задание 5. Назовите механизмы действия:

1. Вяжущих средств

2. Обволакивающих средств

3. Адсорбирующих средств

 

Задание 6. Перечислите основные показания к применению: Танина, Отвара коры дуба, Висмута нитрата основного, Слизи из крахмала, Угля активированного, Раствора аммиака,

Горчичной бумаги.  

Задание 7. Запишите домашнее задание к ПЗ№11:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №10;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 224-247;

4. подготовить памятку: «О вреде курения»;

5. выписать рецепты в тетради по ВРС;

6. составить графоструктуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

 

Практическое занятие №11                                                        Дата_________________________

Тема : ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ХОЛИНЕРГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Цель занятия:

Студент должен знать:

− основные группы препаратов,их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты согласно требованиям ЛПУ;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

Задание 1.Отметьте основные фармакологические эффекты М- холиномиметиков, aнтихолинэстеразных средств и М-холиноблокаторов:

Органы и ткани Эффект М-холино миметики Антихолин эстеразные средства М-холино блокаторы

Глаз

Величина зрачка
Внутриглазное давление
Аккомодация
Сердце ЧCC AV-проводимость
Сосуды Тонус
Бронхи Тонус Секреция желез
Кишечник Моторика
Мочевой пузырь Тонус
Экзокринные железы Секреция
Скелетные мышцы Нервно-мышечная передача

 

Задание 2.Установить соответствие:

Препарат Фармакологическая группа
  1. Атропин
  1. М – холиномиметики
  1. Лобелин
  1. М — холиноблокаторы
  1. Прозерин
  1. Н — холиномиметики
  1. Тубокурарин
  1. Ганглиоблокаторы
  1. Ацеклидин
  1. Миорелаксанты
  1. Бензогексоний
  1. Антихолинэстеразные
  1. Платифиллин
  1. М, Н — холиномиметики
  1. Пилокарпин
 
  1. Цититон
 
  1. Скополамин
 
  1. Пентамин
 
  1. Галантамин
 
  1. Дитиллин
 
  1. Карбахолин, ацетилхолин
 

 

Задание 3.Установить соответствие:

Применение Препарат
1. При глаукоме A. Атропин
2. При гипертоническом кризе B. Прозерин
3. Для рефлекторной стимуляции дыхания C. Аэрон
4. При приступе бронхиальной астмы D. Метацин, пирензепин
5. Для премедикации E. Табекс
6. При атонии кишечника и мочевого пузыря   F. Платифиллин
7. При отравлении угарным газом G. Пахикарпин
8. Для управляемой гипотонии при операциях H. Бензогексоний, гигроний, арфонад
9. При брадикардии, сердечной блокаде I. Тубокурарин
10. При укачивании J. Пилокарпин
11. При почечной, печеночной колике K. Лобелин, цититон
12. При миастении L. Дитиллин
13. При отравлении карбофосом M. Ацеклидин
14. Для подбора очков N. Галантамин
15. Для исследования глазного дна O. Фосфакол
16. При операции на сердце и легких для расслабления скелетных мышц  
17. Для лечения парезов и параличей  
18. При кишечной колике  
19. Для стимуляции родов у пациенток с гипертонией  
20. При асфиксии новорожденных  
21.Для лечения никотиномании  

 

Задание 4.Установить соответствие:

Группа препаратов                 Эффект
1. М – холиномиметики A. Снижают АД
2. М — холиноблокаторы B. Понижают тонус поперечно – полосатых скелетных мышц
3. Н — холиномиметики C. Повышают тонус гладких мышц внутренних органов
4. Ганглиоблокаторы D. Расслабляют гладкие мышцы полых внутренних органов
5. Миорелаксанты E. Расширяют зрачок
6. Антихолинэстеразные F. Снижают внутриглазное давление
7. М, Н — холиномиметики G. Снижают секрецию желез
  H. Расширяют бронхи

Задание 5. Запишите домашнее задание к ПЗ№12:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №11;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 248-273;

4. выписать рецепты в тетради по ВРС;

5. составить графоструктуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие № 12                                                        Дата_________________________

Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АДРЕНЕРГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Цель занятия:

Студент должен знать: основные группы препаратов,их фармакодинамику и фармакокинетику;формы выпуска и способы введения;показания и противопоказания к назначению;побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:выписывать рецепты на основные препараты;обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;оценивать безопасность использования препаратов;решать фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

Задание №1. Заполните таблицу

Рецептор Локализация Эффект
α
β1
β2

Задание №2. Дайте определение терминам:

анафилактический шок, миметики, блокаторы, бронхолитики,гликоген, гликогенез, гликогенолиз, вазоконстрикторы, гипертония, гипотензивные средства, прессорные средства, токолитики, аритмия, тахикардия, тахифилаксия.

Задание №3. Отметьте правильные, на Ваш взгляд, утверждения про адреналин:

1. уровень глюкозы в крови повышает

2. способствует катаболизму гликогена

3. способствует анаболизму гликогена

4. уровень глюкозы в крови понижает

5. тонус бронхов понижает

6. тонус бронхов повышает

7. применяется при гипогликемической коме

8. повышает скорость биохимических процессов в ЦНС

9. применяется при гипергликемической коме

10. сосудосуживающее средство

11. сосудорасширяющее средство

12. гипотензивное средство

13. вызывает тахикардию

14. давление повышает

15. давление понижает

16. вызывает брадикардию

17. применяется при остановке сердца

18. потребность сердца в кислороде повышает

19. потребность сердца в кислороде понижает

20. применяется при бронхиальной астме

21. не применяется при бронхиальной астме

22. является бронхолитиком

23. является антагонистом инсулина

24. является синергистом инсулина

25. добавляют к анестетикам, чтобы уменьшить их резорбцию и снизить токсичность, а также продлить действие анестетика или уменьшить кровотечение

26. способствует резорбции анестетиков

27. применяется при анафилактическом шоке, потому что повышает АД и понижает тонус бронхов

28. применяется при инфаркте миокарда, потому что понижает потребность сердца в кислороде


Задание 4. Запишите домашнее задание к ПЗ№13:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №12;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 274-338;

4. подготовить сообщение: «Влияние алкоголя на организм»;

5. сформулировать термины в глоссарий;

6. выписать рецепты в тетради по ВРС.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие №13                                                        Дата_________________________

 

Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ, УГНЕТАЮЩИХ ЦНС

Цель занятия:

Студент должен знать:

− основные группы препаратов,их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

 

Аудиторная работа.

Задание 1. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи

1.Определите лекарственный препарат. Это вещество получил алхимик Лумлей и назвал его «водой жизни». В медицине используется преимущественно как антисептик. Шекспир писал, что это вещество «возбуждает желание, но лишает возможности действовать». Вещество снижает психические и физические возможности человека, критическое отношение к своим возможностям. О каком веществе идет речь?

 

2.Определите лекарственный препарат. Препарат является производным барбитуровой кислоты, оказывает успокаивающий, снотворный, противосудорожный эффект. Медленно всасывается из ЖКТ, накапливается в организме, вызывает привыкание. Применяется при эпилепсии, бессоннице, неврозах.

 

3.Больному необходимо провести комбинированный наркоз. Как он проводится? С какой целью он используется и каковы его преимущества? Подберите препараты для ингаляционного и неингаляционного наркоза, которые будут использоваться в данном случае.

 

4.Вы прибыли в составе бригады скорой помощи на место автокатастрофы. У пациентки Г.,32 г., перелом бедренной кости. В вашем распоряжении 2 препарата: анальгин и промедол. Какой целесообразно выбрать в данном случае?

 

5. Определите лекарственный препарат. Новогаленовый препарат опия, представляет собой сумму алкалоидов и очищенный от балластных веществ. Около 50% составляет морфин. Благодаря наличию папаверина оказывает, наряду с обезболивающим, слабое спазмолитическое действие. В остальном сходен с морфином. Применяется при травматических и спастических болях (почечная, печеночная колика).

 

6.Определите лекарственный препарат. Наркотический анальгетик, по болеутоляющему действию превосходит морфин в 100 – 400 раз, действует быстро (через 1 – 3 минуты), полностью подавляет боль, не выключая сознания. Сильнее морфина угнетает дыхание. В комбинации с нейролептиком дроперидолом используется для нейролептанальгезии.

 

7.В хирургическом отделении при передаче смены обнаружен факт недостачи лекарственных препаратов списка А в сейфе. В это же утро в подсобном помещении обнаружен врач – интерн в бессознательном состоянии, при осмотре кожа бледная и холодная, ритм дыхания замедленный, слизистые оболочки синюшные, выраженный миоз, температура тела 35*С, АД 80/45 мм.рт.ст. Установите диагноз и определите меры неотложной помощи.

 

8.Определите лекарственный препарат. Средство для наркоза, летучая жидкость. Имеет большую широту наркотического действия, малотоксичен. Наркоз развивается постепенно с отчетливо выраженными стадиями. Раздражает слизистую оболочку дыхательных путей и рефлекторно усиливает секрецию слюнных и бронхиальных желез. Основное осложнение после применения – бронхиты и пневмонии.

 

9. В отделении неврологи госпитализирован пациент для переосвидетельствования на группу инвалидности. На момент госпитализации состояние удовлетворительное. На вторые сутки пациент пытался покинуть отделение, не называя причины. Вскоре у него повысилась температура тела, появилось слезотечение, скачки артериального давления, боль в мышцах и суставах, тошнота, понос, галлюцинации. При осмотре – в области локтевых вен следы от уколов. Установите причину данного состояния.

 

10.Определите группу препаратов. Обладают сильной анальгезирующей активностью, но в отличии от средств для наркоза не выключают сознания. Оказывают особое влияние на ЦНС, вызывая развитие эйфории, появление синдрома психической и физической зависимости, а также толерантность при повторном применении. Угнетают кашлевой и дыхательный центры.

 

11. Определите группу препаратов. Препараты этой группы этой группы оказывают обезболивающий эффект при невралгиях миозитах артритах головной боли. Не снимают травматические боли и боли у онкологических больных. Оказывают жаропонижающее действие при лихорадочных состояниях. Обладают противовоспалительными свойствами. Не угнетают дыхательный и кашлевой центр. Не вызывают развития эйфории и лекарственной зависимости.

 

12.Больному с неоперабельным раком желудка в связи с выраженным болевым синдромом для облегчения страданий были назначены регулярные подкожные инъекции промедола. Однако со временем обезболивающий эффект препарата начал уменьшаться. Больной с трудом дожидался очередной инъекции, так как к этому времени у него резко усилились боли, причем не только в области опухоли, но и во всем теле, нарастала тошнота, преследовали мысли о самоубийстве. Введение промедола в назначенной дозе лишь на короткое время частично снимало указанные явления. Объясните причину описанного явления.

Задание 2. Запишите домашнее заданиек ПЗ№14:

1. конспект лекции №13;
2. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 338-372;
3. составить графоструктуру темы;
4. выписать рецепты в тетради по ВРС;
5. составить глоссарий темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие №14                                                        Дата_________________________

 

Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ

Цель занятия:

Студент должен знать:

− основные группы препаратов, их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

 

Аудиторная работа.

Задание 1 . Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи

1. У пациента после курса лечения седативными средствами появились: насморк, слюнотечение, угревидная сыпь на коже, металлический привкус во рту. Что принимал пациент? Какое явление описано в задаче?

2.Определите лекарственный препарат. Препарат является производным барбитуровой кислоты, оказывает успокаивающий, снотворный, противосудорожный эффект. Медленно всасывается из ЖКТ, накапливается в организме, вызывает привыкание. Применяется при эпилепсии, бессоннице, неврозах.

3. Пациенту с повышенной раздражительностью следует назначить лекарство. В вашем распоряжении корвалол и галоперидол. Что вы выберете в данном случае? Ответ обоснуйте.

4. У девушки после неудачной попытки поступить в университет развилась депрессия. Подберите препарат для лечения.

5. У пациента 60 лет после перенесенного инсульта появилась забывчивость, рассеянность, снизился словарный запас. Подберите препарат для лечения.

6. Однократное парентеральное введение препарата для купирования острого психоза вызвало у ребенка опасную гипотонию.

1. Какой препарат был введен больному?

2. К какой группе лекарственных средств относится выбранный препарат?

3. Чем можно объяснить возникшую гипотонию?

7. К врачу обратился подросток 15 лет с жалобами на постоянное беспокойство, тревогу, бессонницу, нервозность. Свое, состояние связывает с гибелью отца.

1. Какой препарат можно порекомендовать пациенту?

2. К какой группе лекарственных средств относится выбранный препарат?

3. Можно ли в данной ситуации порекомендовать больному антипсихотические средства, так как для них тоже характерен седативный эффект?

8. Подросток 17 лет страдает шизофренией в течение 4 лет. На фоне длительного лечения антипсихотическими препаратами у больного стали отмечаться тремор головы и рук в покое, обеднение и заторможенность движений. Выставлен диагноз – лекарственный паркинсонизм. Какая группа психотропных средств может вызвать подобное осложнение?

 

Задание 2. Запишите домашнее заданиек ПЗ№15:

1. конспект лекции №14;
2. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, с. 383-409;
3. составить памятку по применению бронхолитических средств;
4. выписать рецепты в тетради по ВРС;
5. составить глоссарий темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие №15                                                       Дата_________________________

 

Тема: ФАРМАКОТЕРАПИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Цель занятия:

Студент должен знать:

− основные группы препаратов, их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения;

– показания и противопоказания к назначению;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– решать фармакотерапевтические задачи;

– обучить пациента правилам использования порошкового и аэрозольного ингаляторов;

– оказывать неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы.

 

Аудиторная работа.

Задание 1 . Изучение противокашлевых препаратов.

 

Установите соответствие:

 

Локализация и механизм действия Препарат
1. Центрального действия наркотические
  1. Тусупрекс
  1. Центрального действия наркотические
  1. «Либексин» (преноксдиазин)
3. Периферического действия
  1. Этилморфин
  1. «Глауцин» (глаувент)
  1. Кодеин

 

Задание № 2Изучение отхаркивающих препаратов.

Установите соответствие:

Группа Препараты
А. Отхаркивающие средства рефлекторного действия 1. Мукалтин
Б. Отхаркивающие средства прямого действия 2. Калия йодид
  3. Натрия гидрокарбонат  
  4.Бромгексин  
5. Пертуссин (на основе чабреца)  

Задание № 3. Укажите группу препаратов и предложите аналоги

  • кордиамин
  • глауцин
  • бромгексин
  • сальбутамол

 

Задание № 4. Изучение препаратов для лечения бронхиальной астмы

Установите соответствие:

Препарат