АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

 

Вопросы

1. Анатомо-физиологические особенности женщин зрелого возраста 3

2. Женские половые гормоны, их действие на организм.. 7

3. Психологические и социальные особенности женщин зрелого возраста 12

4. Потребности женщин зрелого возраста, способы их удовлетворения 12

 

 

 

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

 

Женские половые органы делятся на наружные и внутренние

К наружным половым органам относятся: лобок, большие половые губы, малые половые губы-клитор, преддверие влагалища, большие железы преддверия — Бартолиновы железы. Границей между наружными и внутренними половыми органами является девственная плева.

Лобок- богатое подкожным жиром возвышение, располагающееся спереди и выше лонного сочленения. Верхней границей лобка является кожная бороздка — надлобковая складка, справа и слева ~ паховые складки, кзади лобок сливается с большими половыми губами. Лобок покрыт волосами, рост волос — по форме треугольника основанием кверху (ЭТО оволосение по женскому типу).

Большие половые губы- две продольные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель. Под кожей залегает богатая жиром клетчатка. Спереди большие губы переходят к концу лобка, сзади они сходятся и образуют заднюю спайку. Кожа на наружной поверхности губ покрыта волосами, содержит потовые и сальные железы. Пространство между большими половыми губами называется половой щелью. В норме большие половые губы прикрывают малые.

В толще половых губ заложены большие железы преддверия — Бартолиновы железы. Пространство между задней спайкой (спереди) и заднепроходным отверстием (сзади) и паховыми складками с боков называется акушерской промежностью. Это мышечно-фасциальная пластинка, покрытая снаружи кожей.

Шов промежности — линия, идущая от задней спайки до заднего прохода.

Малые половые губы- вторая пара продольных кожных складок. Спереди они раздваиваются и образуют две пары ножек. Передняя пара соединяется над клитором, задняя — под ним.

Клитор- небольшое конусовидное образование, состоящее из двух слившихся пещеристых тел. Клитор обильно снабжен сосудами и нервами.

Клитор выделяется в виде небольшого бугорка в переднем углу половой щели. Клитор является одним из главных органов полового чувства.

4 стр., 1935 слов

Нарушение полового развития

НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра акушерства и гинекологии с курсом детской и подростковой гинекологии НАРУШЕНИЯ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВОЧЕК Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета Подготовила: доцент кафедры, Г. И. Сибирякова Новосибирск 1998 Во время гинекологического обследования девочек с яичниковой формой ППР обращает на себя внимание несоответствующая ...

Преддверие влагалища — пространство, ограниченное спереди клитором, сзади — задней спайкой половых губ, с боков — внутренней поверхностью малых половых губ. Сверху, со стороны влагалища, границей преддверия является девственная плева.

Мочеиспускательный канал (уретра) — его наружное отверстие расположено на 2-3 см кзади от клитора. Длина его у женщин 3-4 см. Ход канала почти прямой, с не значительным изгибом кверху. Уретра на всем протяжении соединена с передней стенкой влагалища. Сбоку от наружного отверстия уретры располагаются парауретральные ходы — скинеевы железы.

Девственная плева — соединительнотканная перепонка, которая закрывает вход во влагалище у девственниц. После первого полового сношения происходит разрыв девственной плевы, сопровождающийся кровотечением из разрушенных сосудов.

К внутренним половым органам относятся: влагалище, матка, маточные трубы и яичники.

Влагалище — это полая трубка длиной 9-10 см, имеет 4 стенки — 2 боковые, переднюю и заднюю. Стенки влагалища вместе с шейкой образуют 4 свода, имеющие соответствующие стенкам названия.

Задний свод самый глубокий, из него берут содержимое на степень чистоты влагалища, которых всего 4:

Первая степень — чистая’ культура толстой неподвижной грамположительной палочки (Додерлейна) и единичные клетки слущенного эпителия.

Вторая степень — наряду с влагалищной палочкой Додердейна имеются сапрофиты, нежная, слегка изогнутая грамотрицательная палочка и единичные лейкоциты.

Третья степень — обилие лейкоцитов, почти отсутствие влагалищной палочки, различные кокки.

Четвертая степень — влагалищная палочка полностью вытеснена гноеродной флорой, обилие лейкоцитов — гнойный секрет, и появляются трихомонады.

Влагалище покрыто складчатой слизистой, под которой находится мышечный слой. Во влагалище при половом сношении изливается сперма.

Матка имеет грушевидную форму ,длиной 8 см, имеет 4 отдела, 2/3 составляет тело, 1/3 часть — шейка, между маткой и телом находится перешеек. Телом матки называют верхнюю наиболее массивную часть. Куполообразно возвышающаяся часть тела, располагающаяся выше линий прикрепления маточных труб, называется дном матки.

5 стр., 2070 слов

Формы организации самостоятельной работы:

Содержание самостоятельной работы студентов Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятель­ной и исследовательской работы магистров психологии, которая включает: самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных соот­ветствующей литературой; углубленное изучение отдельных тем курса с использованием допол­нительной литературы и Интернет-ресурсов; создание ...

Шейка матки (cervix) имеет цилиндрическую форму. В шейке проходит цервикальный канал, который имеет наружное и внутреннее отверстие (зев).

Наружный зев имеет круглую или овальную форму у нерожавших и щелевидную форму у рожавших. Полость матки имеет форму треугольника основанием кверху, боковые углы переходит в маточные трубы, а вершина — в цервикальный канал. Секрет желез матки представляет чистую прозрачную слизь, которая заполняет цервикальный канал, как пробка.

В слизистой оболочке матки существует два слоя: функциональный и базальный. Матка является плодовместилищем, к функциональному слою слизистой матки прикрепляется оплодотворенная клетка.

Маточные трубы имеют длину 10-12 см. Просвет — 0,5- 1 мм, на конце трубы воронка, закрывающаяся фимбриями (бахромками).

Труба имеет три отдела.

Интерстициальная часть — в толще стенки матки, перешеечная — средний отдел и ампулярная — конечный отдел (воронка).

Слизистая оболочка маточных труб покрыта однослойным цилиндрическим мерцательным эпителием, реснички которого мерцают в сторону матки.

В ампулярном отделе трубы происходит оплодотворение.

Яичникиимеют миндалевидную форму, их длина — 3,5-4 см, ширина — 2-2,5 см, толщина — 1-1,5 см.

Яичник вставлен одним краем в задний листок широкой маточной связки, вся остальная поверхность яичника брюшиной не покрыта. Различают зародышевый эпителий, белочную оболочку, корковый слой, мозговой слой.

Яичник вырабатывает яйцеклетку (женскую половую клетку) и гормоны. .

Женский таз- состоит из 4 костей: двух тазовых костей, крестца и копчика. Тазовая (безымянная) кость до 16-18 лет состоит из трех костей: лобковой, седалищной и подвздошной, которые соединены хрящами; после 16-18 лет происходит окостенение хрящей, они срастаются, образуя тазовую кость. Кости таза соединены сочленениями: лобковые кости — лонным сочленением (симфизом), крестец и безымянные кости — крестцово-подвздошными сочленениями, крестец и копчик — подвешенным крестцово-копчиковым сочленением, за счет которого во время родов копчик отклоняется на 1-1,5 см, что увеличивает прямой размер плоскости выхода из малого таза на данную величину.

Таз является вместилищем для внутренних органов: прямой кишки, мочевого пузыря, женских половых органов и окружающих их тканей. Женский таз образует родовой канал, по которому продвигается плод при родах. Женский таз имеет особенности, которые выявляются в периоде полового созревания, становятся явными в период зрелости: кости тонкие, гладкие, ‘менее массивные, таз ниже, шире, больше в объеме, чем мужской, полость малого таза в виде цилиндра, изогнутого кпереди. Крестец шире и не так сильно вогнут, как у мужчин.

6 стр., 2522 слов

2.Формы поведения животных

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. Стадии развития психики. Формы поведения животных. Сознание человека. Понятие о бессознательном. Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что ...

Симфиз короче и шире. Крестцовый мыс меньше выступает вперед, Вход в малый таз обширен, имеет поперечно-овальную форму. Выход женского таза шире. Лобковый угол равен 90- 100 градусам. Копчик выдается кпереди незначительно. Малый таз имеет 4 плоскости:

— плоскость входа в малый таз;

— плоскость широкой части малого таза;

— плоскость узкой части малого таза;

— плоскость выхода из малого таза.

Линия, проведенная через все прямые размеры плоскостей, называется проводной линией таза.

Наружные размеры таза:

Distancia spinarum — расстояние между передневерхними остями гребней подвздошных костей (25-26 см);

Distancia cristarum — расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей (28-29 см);

Distancia trochanterica — расстояние между большими вертелами бедренных костей (30-31 см);

Conjugata externa (наружная) -,- расстояние между верхним краем лонного сочленения и верхним углом ромба Михаэлиса (20 см);

истинная конъюгата (vera) — расстояние между верхним краем лонного сочленения и крестцовым мысом (11 см); диагональная конъюгата — расстояние между нижним краем лонного сочленения и крестцовым мысом (13 см),

По наружной конъюгате судят об истинной конъюгате,

Ромб Михаэлиса — это пояснично-крестцовый ромб, видимый на спине в области поясницы. Верхний угол ромба соответствует проекции надкрестцовой ямки, нижний __ верхушке крестца, боковые — задневерхним остям гребней подвздошных костей.

По размерам большого таза судят о размерах малого, который, непосредственно нельзя измерить. От внутренних размеров таза зависит прохождение головки плода через костный родовой канал.

Таз измеряется тазомером (инструмент для измерения таза).

Он имеет форму циркуля, снабжен шкалой, концы ножек циркуля заканчиваются пуговками.

5 стр., 2455 слов

Симбиотическая фаза: 2 – 5 месяцы жизни

Секреты формирования личности: почему мы такие, какие есть? На протяжении десятков лет было принято, что маленьких детей забирали из домашнего окружения по самым разным причинам. Например, ребенок заболел, и его положили в больницу, или родителям нужно, или им часто просто хотелось уехать. Люди никогда по-настоящему не задумывались или не понимали, какое влияние оказывала такая ранняя сепарация. ...

Регуляция менструального цикла. Овогенез

Под воздействием релизинг-фактора, вырабатываемого в гипоталамусе, в гипофизе вырабатывается большое количество гормонов, регулирующих менструальный цикл .. Основные: ФСГ — фолликулостимулирующий гормон, ЛГ — лютеинизирующий гормон, ЛТГ — лютеотропный.

Менструальный цикл — это циклические (периодические) физиологические изменения в яичнике, матке и связанные с ними изменения в других железах внутренней секреции и во всем организме под воздействием центральной нервной системы.

Визуальным результатом менструального цикла является менструация — это ежемесячное выделение крови из матки, в норме она длится 3-5 дней.

Первая менструация начинается с 12-14 лет, устанавливается в течение года. Количество отделяемой крови — 100-150 мл, менструация безболезненная и сопровождается незначительными тянущими болями внизу живота и пояснице.

Время наступления первой менструации зависит от климатических условий, социальных условий, условий быта, труда, питания и т.д.

Изменения, происходящие в матке, называются маточным циклом. Он имеет 4 фазы.

I. фаза — десквамация (отторжение) функционального слоя слизистой матки — это и есть менструация.

II фаза — регенерация (восстановление) функционального слоя слизистой матки за счет базального слоя, заканчивается к 7 -му дню от начала менструации.

III фаза — пролиферация (разрастание) слизистого слоя матки — длится в среднем 7- 10 дней.

Эти 3 фазы маточного цикла занимают первую половину менструального цикла, вторую половину занимает IV фаза -фаза секреции, которая готовит матку к беременности, к внедрению оплодотворенного яйца, если это не произойдет, то наступает менструация.

Фаза секреции проходит под воздействием лютеотропного гормона, В матке откладываются энергетический запас (гликоген), минеральные вещества, гормоны,

Изменения, происходящие в яичнике, называются яичниковым циклом. Он делится на 3 фазы.

1. Фолликулиновая фаза — фаза развития фолликула, проходит под воздействием ФСГ и длится 1 половину менструального цикла. В этой фазе в яичниках вырабатывается гормон фолликулин — женский половой гормон.

27 стр., 13387 слов

Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Медико-психолого-социальный институт Кафедра общей и клинической психологии Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата Дипломная работа Специальность 030301- Психология Научный руководитель: Якоцуц Ольга Леонидовна, к.псх.н «Допустить к ...

Овогенез — в яичниках в корковом слое расположены половые клетки (овоциты), заключенные в фолликулы разной степени развития. В каждом менструальном цикле в одном из яичников начинается активный рост 10-15. фолликулов вокруг каждого овоцита в этих фолликулах возникает гранулезная оболочка, секретирующая базальную мембрану, вокруг нее формируется текальная оболочка, Эти клетки. обладают способностью синтезировать эстрогены, а за счет эстрогенов растет фолликул. Из 10-15 фолликулов овулирует только один, овоцит В нем изолируется за счет блестящей оболочки, возникает полость, в ней накапливается фолликулярная жидкость, и формируется яйценосный бугорок,

II. Фаза овуляции — разрыв зрелого фолликула и выход ‘яйцеклетки (женской половой клетки) в брюшную полость, где она захватывается фимбриями ампулярного отдела маточной трубы и помещается в этот отдел.

Под воздействием ФСГ, вырабатываемого гипофизом, в матке проходит 4 фазы.

Это кратковременная фаза, которая проходит в середине менструального цикла под воздействием ЛГ.

III. Фаза развития желтого тела. На месте разорвавшегося фолликула созревает желтое тело яичника под воздействием ЛГ, и начинает вырабатываться гормон прогестерон. Если наступает беременность, то желтое тело продолжает свое развитие и будет называться желтым телом беременности, если наступит менструация, то желтое тело получает обратное развитие, наступает атрезия желтого тела, на его месте образуется рубец.

На менструальный цикл, овогенез, фертильность (плодовитость) большое влияние оказывают факторы окружающей среды. Здесь большое значение имеют условия жизни, питания, медицинского обслуживания, другие социально-гигиенические факторы, а также экологические факторы.

Гигиена половых органов играет большую роль в здоровье женщин. Необходимо подмываться 2 раза в день теплой проточной водой С мылом, лучше принимать душ, ежедневно менять трусики, проглаживать их горячим утюгом с внутренней стороны.

ПОТРЕБНОСТИ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБЫ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

в психологии половое влечение у человека получило название либидо. Потребность половой жизни у мужчин до 25 лет в среднем значительно выше, чем у женщин. Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-28 годам, максимум — 28- 30 годам и держится на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин жизни человека 2">потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. Нередко мужчины переоценивают физиологическую потребность в половой жизни у молодых женщин и недооценивают ее у женщин зрелого возраста. Так, многие жены до 30 лет жалуются, что мужья их в половом отношении слишком активны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недостаточную половую активность мужей.

8 стр., 3720 слов

Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка

Оглавление Введение Глава 1. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка 1.1 Основные периоды психического развития ребенка 1.2 Психологические и психофизиологические особенности младших школьников Глава 2. Младший школьник и его учебная деятельность 2.1 Младший школьник как субъект учебной деятельности 2.2 Ценность младшего школьного возраста Заключение Список литературы Введение ...

В отличие от животных у человека формируется высокое чувство любви. В его возникновении, помимо полового влечения, участвуют и высшие эмоции, связанные с отношением к человеку как к личности (например, к мужчине — как другу, возможному отцу детей), с оценкой не только физических, но и нравственных качеств. В формировании этого чувства, помимо полового инстинкта, может участвовать и инстинкт материнства, удовлетворение от возможности преодоления одиночества, чувство удовольствия от возможности заботиться о другом существе и т.д., поэтому чувство любви в широком смысле слова может быть доступно человеку, равнодушному к половым отношениям.

Чувство влюбленности, связанное с сильным половым влечением, влияет на процессы мышления, на. критические способности. Давно подмечено, что «любовь делает человека слепым», эта «ослепленность», однако, способствует преодолению различных преград, препятствующих половому сближению, и с точки зрения продолжения рода является биологически целесообразной. В процесс е семейной жизни на смену влюбленности приходит глубокое чувство взаимной привязанности, взаимного привыкания, У взрослого индивидуума половые гормоны в значительной мере определяют уровень возбудимости половых центров и силу полового влечения.

Мужские половые гормоны — андрогены и женские — эстрогены вырабатываются у мужчин и женщин половыми железами и надпочечниками, поэтому в крови мужчин находится некоторое количество женских, а в крови женщины- мужских половых гормонов. Однако половое влечение, например, у женщины зависит не столько от нормального содержания женских, сколько от уровня мужских половых гормонов, и наоборот.

В этой чрезвычайно изменчивой и неопределенной окружающей среде для современного человека особый жизненный смысл приобретает адаптация, она превращается в насущную и первостепенную необходимость. Важно, что в проблемных условиях актуализируется потребность человека в сохранении своей физической и психической целостности, поддержании самоценности. Все это порождает потребность людей в психологической помощи и поддержке. Сохранение и восстановление здоровья у женщин зрелого возраста является одной из актуальнейших проблем современности и представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества. Здоровье во многом определяет качество жизни человека, является предпосылкой полноты его личностных проявлений, высоких достижений в профессиональной и личностной сфере. По данным статистики, чаще всего к психологу обращаются женщины зрелого возраста (35-50 лет), так как именно они испытывают большие трудности в социально-психологической адаптации. Проблемы, с которыми сталкивается женщина в этот период жизни, с одной стороны, являются типичными, а с другой — воспринимаются как кризисные. Изменение образа «Я» в зрелости требует адаптации с помощью психофизиологических, психологических и поведенческих перестроек. В первую очередь важно приспособиться к психофизиологическим изменениям, которые происходят на фоне гормональной пере стройки организма. Также важно осознать и принять изменившееся психологическое пространство Своей семьи (вырастают дети), освоить новые семейные роли, взглянуть назад и переосмыслить пройденное. Необходимо решить проблему определения своего места в системе социальных отношений (часто женщина этого возраста переживает феномен кухонного бунта, серьезно задумывается о своем профессиональном развитии и карьере).

для женщины — это определенный стресс, негативно влияющий на жизнедеятельность и понижающий ее адаптивность.

Выделено четыре типа ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью, характеризующих уровни его развития: репродуктивный, воспроизводящий, усвоенный ранее стереотип поведения: спонтанно-деятельное отношение к здоровью, нечеткое определение целей физкультурно-оздоровительной деятельности низкая активность и мотивация в реализации собственных усилий по сохранению и укреплению здоровья, отсутствие компетентности в вопросах ЗОЖ; адаптивный, обладатели которого проявляют приспособительное поведение к имеющимся условиям, имеют ограниченные житейские представления о ЗОЖ, но положительное отношение к сохранению здоровья, не требующее активных действий, несформированную потребность в регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности при осознании ее значимости для здоровья; самосохранительный, при котором проявляется оптимизация образа жизни, сохраняющего здоровье; его восприятие как ценности на уровне убеждения, владение необходимой информацией о ЗОЖ; готовность к поиску новых путей и возможностей для его оптимизации, наличие четко выраженной направленности на физкультурно-оздоровительную деятельность и физическое совершенствование; творческого развитии, при котором осуществляется творческий подход к оптимизации образа жизни, имеется потребность в личностном развитии, самосовершенствовании; сформирована система знаний о ЗОЖ, своих индивидуальных особенностях, ресурсах здоровья; осуществляется регулярная физкультурно-оздоровительная деятельность; возникающие в жизни проблемы воспринимаются как стимул к их преодолению и дальнейшему личностному развитию; удовлетворение возникает от процесса достижения ценностного отношения к здоровью и его результата. Определены факторы, оказывающие влияние на формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности,

К объективным факторам относятся:

— социально-демографический, раскрывающий влияние возраста, пола, семейного положения, национально-культурных традиций на формирование ценностного отношения к здоровью;

— материально-бытовой, в содержание которого входят удовлетворенность женщины эстетическими и санитарно-гигиеническими условиями физкультурно-оздоровительных занятий, возможность найти для них средства и время, наличие соответствующего инвентаря и спортивной формы, условия быта.

К субъективным факторам относятся:

— социально-психологический, характеризующий социально-психологические и поведенческие особенности женщины зрелого возраста;

— психолого-педагогический, в основе которого лежит профессиональная направленность процесса Физкультурно-оздоровительных занятий, его качество, обеспечение диагностики личности и на этой основе индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности, активизация физического самовоспитания и самосовершенствования, создание условий для самоактуализации и самореализации;

— организационно-методический, определяющий овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной деятельности;

— личностно-духовный, характеризующий мотивационно-ценностную направленность личности женщины зрелого возраста на ценности здоровья, степень их реализации.

Выявлено, что при формировании компонентов ценностного отношения к здоровью у женщин зрелого возраста дифференцируются педагогические условия, средства, формы и методы, их обеспечивающие. При формировании мотивационно-ценностного компонента доминируют: развитие мотивации здоровья, позволяющей посредством ценностей физической культуры осуществлять самопознание, самоопределяться в них, реализовывать свои жизненные планы; создание на занятиях ситуации успеха, удовлетворенности процессом занятий, условиями, в которых они проводятся, взаимоотношениями в группе; доверительное межличностное общение; личный при мер педагога; учет индивидуально-психологических особенностей занимающихся. для этого необходимо: использование технологий физического и психического саморазвития; стимулирование самообразования, умений осуществлять отбор знаний, навыков на основе личностной модели ЗОЖ; развитие навыков контроля и самоконтроля; применения методов разъяснения, убеждения и внушения в зависимости от отношения к здоровью. При формировании эмоционально-волевого компонента необходимы: психологическая защищенность и внутреннее спокойствие личности; повышение эмоционального фона занятий; оказание помощи в преодолении трудностей; обеспечение информацией, направлен- . ной на осознание меры полезности и результативности той или иной деятельности; применение вербальных, невербальных, экспрессивных средств и методов.