Эффективность начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с применением поддерживающих средств

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование навыка плавания во взаимосвязи с особенностями развития детского организма

1.1 Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного возраста

1.2 Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию

1.3 Методики при обучении плаванию

Глава 2. Цель, задачи и организация исследования

Глава 3. Обсуждение результатов исследования

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

Практика свидетельствует, что тренировочные занятия на этапе начальной подготовки пловцов ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени направлены на развитие двигательных способностей, определяющих физическую подготовку пловцов. По мнению специалистов (Т.С. Криворученко 1976, Н.Ж. Булгакова 1974, 1984; С.Ф. Вороненко 1989, В.В. Дудальский, Е.Г. Маряничева 1990, и других.) поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, еще не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки.

Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психологическое новорождение — произвольность психических процессов и поведения, проявляется в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Это средство разностороннего физического развития, одного из эффективных средств закаливания, способствующее формированию стойких гигиенических качеств.

Занятия плаванием часто рекомендуется врачами как лечебное средство при нарушении обмена веществ, сердечно — сосудистой и легочной недостаточности. Регулярные занятия поддерживают жизненный тонус и работоспособность. А так же плавание отлично тренирует деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит.

3 стр., 1396 слов

Методика начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет

... изучения проблемы и разработки методики начального обучения плаванию глухих детей в более раннем возрасте. Методика начального обучения глухих детей 6-7 лет разрабатывалась на основе анализа ... выполнении погружений, что позволяет успешно усвоить учебный материал. В процессе учебных занятий детей приучали пользоваться речью: повторять за тренером объяснение (сейчас будем выполнять разминку), ...

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на организм. У детей развиваются такие физические качества, как: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений. Формирование почти всех групп мышц, способствующих улучшению осанки, предупреждая искривление позвоночника и деформации стопы.

Занятия плаванием благотворно влияет на сердечно — сосудистую систему: При дыхании развивается дыхательный аппарат и увеличивается жизненная емкость легких. Устраняется возбудимость и раздражительность ребенка, укрепляется нервная система.

Большое значение имеет умение плавать для исключения несчастных случаев на воде, для разностороннего развития детей и для достижения высоких спортивных результатов на международной арене.

Обучение плаванию включено в программу для средних школ, ДЮСШ. Занятие проводятся в бассейнах и местах массового купания.

Как в нашей стране, так и за рубежом плавание — один из самых популярных видов спорта. Следовательно, для того, чтобы пловцы могли в дальнейшем завоевывать и удерживать победы на мировых первенствах, а так же успешно выступать на олимпийских играх, необходимо обучать детей основам плавания в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки пловцов.

Предмет исследования — средства обучения и методика организации и проведение занятий, целенаправленно воздействующую на технику плавания и качество двигательных представлений у юных пловцов при помощи поддерживающих средств на воде.

Научная новизна заключается в следующем:

Обоснована целесообразность применения поддерживающих средств на начальном этапе обучения плаванию.

изучены возрастные особенности формирования двигательного навыка у юных пловцов.

Практическая значимость работы заключается в большей степени эффективности обучения плаванию и в возможности использования результатов исследования по начальному обучению плаванию в ДIОСШ и спортивных лагерях, при оценки и контроле эффективности учебно-тренировочного процесса при начальном обучении плаванию.

Гипотеза — в качестве рабочей гипотезы явилось предположение о том что методика обучению плаванию будет педагогически целесообразной и эффективной, если использовать специальные поддерживающие средства.

Глава 1. Формирование навыка плавания во взаимосвязи с особенностями развития детского организма

В данной главе представлены материалы литературных источников, посвященных влиянию плавания на здоровье детей, проблеме развития физических качеств, применение игрового метода на начальном обучении плаванию различным и методикам начального обучения плаванию. Материалы данной главы послужили основой для формирования цели, задач и выбору методов исследования.

.1 Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного возраста

В плавании, как ни в одном виде спорта, мировые рекорды скорости и выносливости принадлежат юным, в большей степени это объясняется возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков (И.А. Аршавский 1975; Н.Ж. Булгакова 1984).

11 стр., 5040 слов

Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста

... фактор анаэробные возможности. .2 Методы развития выносливости у детей среднего и старшего возраста Показатели выносливости у детей среднего и старшего возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может ... и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах ...

Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию. Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды. (Н.Ж. Булгакова 1978; Д. Каунсилмен 1972).

Костная система у детей богата хрящевой тканью, кости мягкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддается искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов, в том числе физических упражнений, не соответствующих возрастным особенностям детей. (Баранин И. 1980).

Относительно высокая по сравнению со взрослыми подвижность суставов у детей зависит от большой эластичности мышц, сухожилий, связок. Однако следует с большой осторожностью применять упражнения для развития гибкости, связанные с принудительным растягиванием связочного аппарата суставов, из-за возможности неправильного их развития.

Образование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничных отделах начинается на 1 году жизни и продолжается до 6-7 лет. Различные изгибы позвоночника закрепляются и становятся постоянными в разном возрасте: к 7 годам закрепляется шейный и грудной изгибы, а в пуберантном возрасте — поясничный (Т.Н. Герасимов, 1991).

Плавание благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, особенно на формирование осанки (В.Г. Морев 1977).

Благодаря отсутствию статических напряжений, горизонтальному положению тела, симметричной работе мышц правой и левой половины тела формируется правильной изгиб позвоночного столба (Т.С. Криворученко 1976; И.А. Аршавский 1975)

Рост и развитие мышечной системы так же происходит неравномерно. В более раннем возрасте развиваются мышечные группы плечевого пояса, плеча, предплечья: несколько позже — мышцы таза и ног. С возрастом изменяется величина мышечной массы, ее относительный вес и морфологическая структура мышц.

К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 28%, возрастают их энергетические (белковые, жировые, экстрактивные вещества), увеличивается количество миофибрилл, повышается упругость и эластичность мышц, укрепляется суставно-связочный аппарат. В результате увеличиваются силовые возможности ребенка (И. Баранин 1980; Д. Каунсилмен 1972; Т.И. Осокина 1985)

В возрасте 8-9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук. В 10 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья (Д. Каунсилмен 1972)

Для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети обладают лучшей подвижностью, чем взрослые за счет меньшего удельного веса. Гибкость и подвижность в суставах позволяет осваивать технику спортивных способов плавания (И. Баранин 1980; Д. Каунсилмен 1972)

Тело ребенка имеет лучшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Поперечное сечение тела меньше, чем у взрослого, что так же уменьшает сопротивление воды и позволяет затрачивать меньше сил на продвижение вперед (И. Баранин 1980, Н.Ж. Булгакова 1974; Л.П. Макаренко 1974).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Организм ребенка при плавании (погружении в воду) функционирует в более облегченных условиях (И, В. Чеботарев 1993; В.Ю. Давыдов 1993; Т.И. Осокина 1991).

Особенно это отражается на работе сердечно — сосудистой системы. Это определяется следующими факторами:

. Состояние «гидроневесомости», которое приводит к расширению полостей сердца, облегчению питания миокарда, снижению ЧСС и т.д.

1.Горизонтальное положение тела, способствующее улучшению венозного оттока и перераспределению крови внутри сосудистого русла.

2.Отсутствие статических напряжений, массирующее действие потока воды. Благодаря этому фактору происходит дополнительный приток крови к внутренним органам, в том числе и к сердечной мышце, из сосудов кожных покровов.

Значительная эластичность стенок коронарных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца (Д. Каунсилмен 1972; Т.И. Осокина 1985).

Благодаря этому сердце получает обильное питание, что обеспечивает большую интенсивность его работы. Этими факторами объясняется высокая возбудимость сердца и выносливость сердечной мышцы ребенка (Н.Ж. Булгакова 1974; Д. Каунсилмен 1972).

Кровяное давление у детей почти в два раза ниже, чем у взрослых и отличается непостоянством, скелетные мышцы получают вдвое больше крови в единицу веса, чем у взрослого (И. Баранин 1980).

К особенностям дыхания у детей относится нежность их тканей, обилие кровеносных сосудов (Н.Ж. Булгакова 1974).

С 7 лет происходит заметное увеличение жизненной емкости легких.

Особенно выражено положительное влияние водной среды на функцию органов дыхания. Механическое воздействие, а также разность давления воды на верхнюю и нижнюю части тела приводит к значительному увеличению силы дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, ЖЕЛ (Т.С. Криворученко 1976; В.И. Маслов 1986).

Энергетический обмен протекает у детей интенсивнее, поэтому они нуждаются в большем количестве воздуха, чем взрослые. Приспособительные возможности организма очень высокие. Наблюдается быстрая утомленность и такое же быстрое восстановление функций организма после мышечной работы (В.В. Медянников 1985).

К психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести легкую возбудимость, которая проявляется как в движении, так ин речи (И.А. Аршавский 1975; Н.Ж. Булгакова 1974).

Все действия имеют яркую окраску. Поэтому на уроках с этими детьми широко используются игровые методы, отличающиеся эмоциональностью и динамизмом (И. Баранин 1980; Н.Ж. Булгакова 1978; В.В. Дунальский, Е.Г. Маряничева 1990) Дети быстро разучивают упражнения, копируя их, повторяя за тренером. В этом возрасте дети склонны подражать и повторять незнакомые движения (С.В. Вороненко, А.А. Зиновьев 1989; В.В. Дунальский, Е.Г. Маряничева 1990).

19 стр., 9161 слов

Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного ...

... детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если: -психологические игры и упражнения будут проводиться поэтапно; 1 этап. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева; 2 этап. ...

Более ровным становится поведение ребенка, появляется заинтересованность и стремление выполнять задание (И. Баранин 1980; Н.Ж. Булгакова 1984).

1.2 Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию

Игра — важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых уроков.

Особенно полезно применение игрового метода на первых занятиях. Играя, ребенок охотно заходит в воду, передвигается и выполняет различные простые и знакомые ему движения, а это очень важно (Н.Ж. Булгакова 1974; Т.С. Криворученко 1976)

Первая задача при обучении плаванию — преодоление боязни воды, которая в представлении ребенка ведет как-то по особенному — она сковывает движения, тормозит их, мешает передвижению (Н.Ж. Булгакова 1974).

Играя, ребенок привыкает к свойствам воды, настолько, что потребность в умении плавать возникает сама с собой. Все плавательные движения будет легче освоить, если они будут включены в игру. (В.В. Дунальский, Е.Г. Маряничева 1990; Т.С. Криворученко 1976).

Игровая форма обучения плаванию помогает появлению самостоятельности и инициативы у детей (Г. Левин 1974; Л.П. Макаренко 1974).

А так как в плавании все движения выполняются в специальных условиях водной среды, то есть в относительной изоляции от коллектива. Возможность детей контактировать, общаться друг с другом исключается (И. Баранин 1980).

Широкое применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:

эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;

умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа (В.В. Медянников 1985):

. Этап начального разучивания — стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.

29 стр., 14177 слов

Игра в процессе обучения на уроках

... к школе. Задачи исследования: 1. Изучить роль игры в процессе обучения. 2. Рассмотреть необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров. 3. ... : развивать коммуникативную деятельность школьников. Теоретическое значение работы: игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия ...

. Этап углубленного разучивания — стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.

. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) различают три фазы:

а. игры для начального обучения

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала.

В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

освоение различных элементов техники плавания;

повышение физической подготовленности занимающихся;

освоение элементов прикладного плавания;

освоение простых прыжков в воду;

подведение к спортивной игре водное поло;

игры и развлечения на воде.

Каждую игру нужно вовремя закончить пока она не надоела, а игроки не очень устали (И. Баранин 1980; Н.Ж. Булгакова 1974; Д. Каунсилмен 1972).

Если наблюдать за игрой ребенка, то можно убедиться, что при этом он получает гораздо большую нагрузку, чем на уроке гимнастики или плавания. Во время игры ребенок, когда устает, отдыхает или изменяет характер движений, а значит и нагрузку.

Игры в воде составляют необычайно эффективное средство, как целенаправленный игровой элемент в системе физической подготовки.

Различные игры, знакомые детям можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит сделать интересным процесс обучения (В.В. Дунальский, Е.Г. Маряничева 1990).

Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1а до пункта 7в. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, мы все равно рекомендуем выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты «а») а игр для повторения старого материала (все пункты «в»).

. Игры по ознакомлению со свойствами воды.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

16 стр., 7830 слов

Психолого-педагогические основы использования дидактических игр ...

... Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения 1.1 Природа игры Игра сопровождала человека на протяжении всей истории ... познавательной потребности. Ещё К.Д. Ушинский, подчеркивая важность занимательных упражнений, писал: «Чем далее вы будете оберегать ребенка от ... В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной ...

. Игры, обучающие погружению и всплытию.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

. Игры, обучающие дыханию.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

основы техники плавания кролем на груди

основы техники плавания кролем на спине

. Игры по овладению простейшими прыжками.

а. начальное разучивание

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала

Распределении времени между разделами обучения:

. Упражнения по ознакомлению со свойствами воды — 10,2%

. Упражнения обучающие погружению и всплытию — 3,3%

. Упражнения для выработки навыка лежания — 9,5%

. Упражнения для выработки навыка скольжения — 25,7%

. Упражнения обучающие дыханию — 13,6%

. Упражнения вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения — 31,4%

. Упражнения на овладение простейшими прыжками — 6,3%

14 стр., 6971 слов

Психологическая готовность детей к школьному обучению 2

... присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Оказалось, что после проведения формирующего эксперимента уровень пресыщения у детей значительно повысился. Это позволило авторам сделать ... заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться услугами различных организаций, которые создают подготовительные ...

В среднем вся программа рассчитана на 24 занятия по 30-45минут (приложение, таблица 1).

К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находится некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Такие способы плавания, как брасс и баттерфляй являются сложными для детей в возрасте до 7 лет и в данной методике не рассматриваются.

Однако есть и недостатки игрового метода. Во-первых, занимающиеся, увлекшись игрой, не следят за правильным выполнением плавательных движений, допускают ошибки, которые со временем становятся привычными; трудно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого занимающегося. Поэтому при проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;

игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности занимающихся, оказывать положительное эмоциональное воздействие;

игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;

преподаватель обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Эффективность обучения зависит так же от того, как часто повторяются занятия. Непродолжительные, но частые занятия, как правило, обеспечивают больший успех, чем занятия, проводимые дольше, но реже (В.И. Кубышкин 1983; Л.П. Макаренко 1984).

1.3 Методики при обучении плаванию

Существует большое количество разных методик по обучению плаванию.

В методических рекомендациях раскрывается опыт эффективного обучения плаванию с использованием новых методических подходов, основанных на индивидуальных особенностях освоения плавательных движений детьми младшего школьного возраста. Методика основана на преодолении психологического барьера в плавании. Результаты исследования показали, что решающая роль принадлежит психической напряженности занимающихся, иными словами самовнушенная «боязнь» (С.В. Вороненко, А.А. Зиновьев 1989).

Учитывая данные обстоятельства, в программу обучения следует включать этап разрушения укоренившихся установок у людей, не умеющих держаться на воде, и формирование правильных представлений о способностях человека и свойствах воды. А так же методика предусматривает применение технических и вспомогательных средств, в последующем на практических занятиях.

В основе обучения методики Н.Ж. Булгаковой основной формой занятий является урок, который состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной Н.Ж. (Булгакова 1974).

13 стр., 6055 слов

Обучение технике горнолыжного спорта

... выполняется спортивное действие [28]. Цель курсовой работы – изучить средства и методы обучения техники горнолыжного спорта. Задачи: 1) Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования. 2) Выявить ... техники должны быть заложены на протяжении первых двух-трех лет занятий, пока дети просто катаются вне трассы. Безусловно, что правильно подобранное оборудование и особенно условия ...

Вводная часть проводится на суше и включает перекличку, объяснение задач урока, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление с теми элементами техники движений, которые дети будут делать в воде. Все это подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части урока дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами и играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок перекличкой, подведением итогов, заданием на дом посильными упражнениями и организованным уходом (Н.Ж. Булгакова 1974).

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи (И. Баранин 1974).

В своих исследованиях Н.Ж. Булгакова ставит следующие цели начального обучения плаванию:

. Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.

. Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровых детей и их физическому развитию.

З. Заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.

Задачи:

. Укрепление здоровья, закаливание организма.

З. Овладение жизненно необходимым навыком плавания. Всестороннее физическое развитие и совершенствование физических качеств.

. Ознакомление с правилами безопасности на воде.

. Воспитание моральных качеств.

Рассмотрев ряд методик для нашего исследования наиболее приемлемой показалась методика предложенная Н.Ж. Булгаковой.

Методика стала основной для проведения эксперимента.

Герхард Левин (1974) считает, что начальное обучение плаванию следует проводить в два этапа. В конце первого этапа дети должны приобрести навыки, которые помогут им уверенно и надежно чувствовать себя в воде.

Основное внимание на первых занятиях уделяется упражнениям для освоения с водой.

Для этого нужно научиться погружаться с головой в воду, открывать глаза в воде, открывать глаза и лежать или скользить на груди или на спине, делать вдохи и выдохи в воду, ныряние (В.В. Дудальский, Е.Г. Маряничева 1990).

На втором этапе разучивается техника спортивных способов плавания, старты и простые повороты. На первом и втором этапах постепенно отрабатываются двигательные навыки: скольжение, ныряние, подвижные игры в воде, правильное дыхание (В.В. Дудальский, Е.Г. Маряничева 1990).

Каждый урок начинается с задания на суше, где выполняется ОРУ, а, затем, подводящие или имитирующие технику плавательные упражнения.

При обучении плаванию применяются следующие группы упражнений:

Общеразвивающие

Специальные физические упражнения с водой для изучения техники плавания

Простейшие прыжки в воду

Игры и развлечения в воде.

Упражнения каждой группы имеют четкую направленность и свои определенные задачи. При помощи упражнений из этой группы решаются частные задачи процесса обучения на разных его этапах.

В.И. Кубышкин (1983) в своих работах считает, что обучение школьников, особенно младших классов большое внимание следует уделять играм в воде.

Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее осваиваться в воде, а плавающим — с успехом закреплять пройденное.

Включая в уроки подвижные игры, эстафеты, мы повышаем интерес детей к занятиям, улучшая их эмоциональное состояние.

Л.П. Макаренко (1984) так же отмечает, что наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений, В игре, благодаря положительным эмоциям, они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности, напряженности, чувствуют себя смелее.

Любое элементарное движение в воде становится для детей интереснее если его образно назвать — например, погружение в воду с выдохом — «водолазом», скольжение — «стрелка».

Дети младшего школьного возраста отличаются предметным образным мышлением. При разучивании упражнений склонны к подражанию, они лучше воспринимают не словесные разъяснения, а демонстрацию и показ.

Таким образом, анализ научной и научно-методической литературы показал, что большинство исследований направлены на ускорение процесса обучения плаванию.

Глава 2. Цель, задачи и организация исследования

Цель данной работы — совершенствование физического и психического потенциала юных пловцов, путем поддерживающих средств.

В работе были поставлены следующие задачи:

. Проанализировать методические особенности различных методик обучения плаванию юных пловцов.

. Определить эффективность влияния методики плавания с применением поддерживающих средств.

. Разработать комплекс упражнений, способствующий скорейшему приобретению навыка плавания.

Для решения поставленных задач были использованы методы научного исследования:

. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

. Педагогические наблюдения. Проводилось с целью изучения влияния поддерживающих средств в процессе обучения.

. Антропометрические измерения. Этот метод применялся для определения уровня физического развития детей младшего школьного возраста.

. Тестирование. Проводилось для определения измерений в уровне подготовленности пловцов младшего школьного возраста за время проведения педагогического эксперимента.

. Педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач был запланирован и проведен педагогический эксперимент.

. Методы математической статистики. Полученные материалы исследования подверглись обработке с использованием критерия Стьюдента.

При проведении анализа литературы было изучено более 20 литературных источников по теории и методике физической культуры, возрастной физиологии, плаванию.

плавание обучение младший школьник

В процессе исследования изучалась литература по плаванию, педагогике, психологии и спортивной медицине.

Были проведены педагогические наблюдения, где визуально оценивалось применение средств к данному контингенту занимающихся, условия и организация учебно-тренировочных занятий.

В процессе занятий анализировались содержание упражнений, дозировка, продолжительность, реакция детей на физическую нагрузку.

Педагогические наблюдения, а, в последующем, педагогический эксперимент, проводился в два этапа на базе плавательного бассейна «Нептун» г. Хабаровска с октября по ноябрь 2007 года

Организация исследования. Педагогический эксперимент состоял из двух этапов.

На первом этапе на основе изучения научно-методической литературы и практического опыта работы специалистов в области плавания в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей, определялись общие направления выпускной квалификационной работы, разрабатывалась цель исследования, подбирались адекватные задачам методы исследования, формулировалась рабочая гипотеза. Разрабатывалась программа педагогического эксперимента. Степень формирования специальных навыков и умений оценивалось по тестам:

. Антропометрические данные: рост, вес.

. Определение уровня развития гибкости.

. Определение уровня развития силы сгибателей ног (прыжок в длину с места).

. Определение уровня развития скоростных качеств (бег на 30 метров)

На втором этапе был применен основной педагогический эксперимент.

Объектом исследования явились девочки и мальчики младшего школьного возраста.

Для развития задач, поставленных в работе, были организованы две группы: первая — контрольная (А) — 15 человек, вторая — экспериментальная (Б) — 15 человек. К началу эксперимента все дети имели одинаковый уровень физического развития.

Ход проведенного педагогического эксперимента осуществлялся с группой начального обучения под руководством тренера С.В. Тюльпой.

Посещаемость занятий отмечалась в журнале проведения эксперимента. Напряженность занятий — 3 раза в неделю. Продолжительность 30-50 минут, длительность эксперимента составила 8 недель.

Перед началом и завершением эксперимента были проведены контрольные испытания уровней физического развития.

Обучение проходило строго соблюдая все организационно-методические требования к проведению занятий. Двигательная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Занятия в контрольной группе проводились по традиционной методике.

В экспериментальной группе занятия проводились по экспериментальной методике — с использованием поддерживающих средств:

Плавательные доски;

Резиновые мячи;

Плавательные круги;

Поддерживающие пояса

В упражнениях на скольжение использовался шест, ребенок отталкивался от бортика ногами, а вытянутые вперед руки держались за шест, Выполняли скольжение 4 — 5 метров.

В упражнениях для работы ног применялись плавательные доски и резиновые мячи. Дети выполняли плавательные движения ногами «кролем», держа в руках мяч или плавательную доску, проплывая 5-6 метров.

Таким же образом проходило применение поддерживающих средств и в других упражнениях

Для того, чтобы занятия имели более яркий характер, часто применялся игровой метод, в результате которого дети лучше усваивали новые упражнения.

Методы математической статистики использовались для объективного анализа результатов исследования и последующей выработки практических рекомендаций.

Средний арифметический показатель вычисляется по формуле:

X=

Среднее квадратическое отклонение (σ):

σ = ±

Стандартная ошибка

Оценив достоверность по критерию Стьюдента:

tp = | X1 — X2 | / m12 + m22

достоверность считается существенной при 5% уровне значимости (И.А. Ашмарин 1978).

Глава 3. Обсуждение результатов исследования

Результаты педагогического эксперимента показали степень влияния плавательных упражнений на динамику развития скоростно-силовых и двигательных качеств у детей младшего школьного возраста.

В процессе эксперимента путем тестирования удалось установить разницу показателей силу разгибателей ног, функциональные и скоростно-силовые возможности организма. По окончании эксперимента замечен прирост всех показателей в процентном отношении.

В результате математической обработки удалось проследить, как изменились показатели роста и веса у детей этого возраста.

Среди показателей роста в группе А увеличился на 0,4%, вес — на 2,5%.

Это объясняется тем, что в этом возрасте ребенку свойственно набирать вес, так как это естественный физиологический процесс. Увеличивается костно-мышечная ткань, ребенок растет и развивается. За время эксперимента у той и другой группы возросли показатели веса и роста. С уверенностью можно сказать, что в процессе обучения у группы А и Б увеличились функциональные возможности (таблица 1,2), особенно выражены эти показатели у ребят экспериментальной группы.

К концу педагогического эксперимента обнаружено достоверное изменение практически всех показателей физических качеств (р < 0,05) у занимающихся экспериментальной группы (таблица 2).

В контрольной же группе существенно значимые изменения произошли в уровне силы сгибателей ног и уровне развития скоростных качеств (таблица 1).

Все результаты выше перечисленных контрольных упражнений возросли, но этого недостаточно для достоверности этих данных.

В общем, следует отметить, что занятия по плаванию всегда носят ярко выраженный характер, поэтому в эксперименте много времени отводилось применению игрового и соревновательного методов с использованием поддерживающих средств.

В ходе эксперимента выявлено, что дети по разному реагируют на преодоление психологического барьера, многие испытывают определенную водобоязнь.

В процессе обучения этим ребятам уделялось больше времени, приходилось работать индивидуально.

Большинство детей в целом легко, быстро и с большим желанием освоили плавательный навык.

Таблица 1.

Средние показатели физической подготовленности занимающихся контрольной группы в ходе педагогического эксперимента

№ТЕСТЫВ начале экспериментаВ конце экспериментаtРPХ±mΔX±mδ1бег 30 метров7,50,080,27,050,090,12,1<0,052Окружность грудной клетки57,41,232,757,91,12,90,3>0,053Рост148,20,81,79148,80,521,720,8>0,054Вес350,61,54360,281,541,2>0,055ЖЕЛ170045,6101,98175028,2863,250,94>0,056Прыжок в длину с места1172,37,5121,72,18,62,2<0,057Наклон вперед, см70,41,38,50,331,21,8>0,05

Таблица 2.

Средние показатели физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента

№ТЕСТЫВ начале экспериментаВ конце экспериментаtРPХ±mδX±mδ1бег 30 метров7,60,070,186,70,070,212,4<0,052Окружность грудной клетки57,41,22,757,91,112,490,24>0,053Рост149,31,092,44149,91,12,470,4>0,054Вес350,872,2360,92,31>0,055ЖЕЛ175012,5101,9817805,263,252,2<0,056Прыжок в длину с места1182,16,31292,28,22,3<0,057Наклон вперед, см8,50,61,112,80,41,022,6<0,05

Выводы

1.На начальных этапах обучения детей плаванию при анализе различных методиках и научно — методической литературы, направлено на последовательное изучения литературы.

2.Увеличение показателей физического развития организма в предложенном распределении игр при начальном обучении плаванию, позволяет новичкам освоить плавательный навык быстрее.

.Применение поддерживающих средств в процессе обучения детей плаванию, способствует более быстрому и эффективному закреплению плавательного навыка.

Список литературы

1. Аикин В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации — Омск; ГИФК, 1988. — 52с.

. Аршавский И.А. Возрастная физиология. — М.: Медицина, 1975. — 247с.

. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223с.

. Баранин И. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 150с.

. Безотечествов К.И. Обучение плаванию детей, страдающих водобоязнью: Методические разработки в помощь преподавателям физ. воспитания. — Томск, 1983. — 26с.

. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. — М: Просвещение, 1987. — 80 с

. Булгакова Н.Ж. обучение плаванию в школе. — М.: Просвещение, 1974. — 192с.

. Булгакова Н.Ж. Плавание. — М: Физкультура и спорт, 1999. — 184с.

. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь — плавание. М.: ООО «Издательство АСТ» 2002. — 160с., ил.

. Вайцеховский С.М. Быстрая вода. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 175с.

. Вороненко С.Ф., Зиновьев А.А. Некоторые особенности методики ускоренного обучения плаванию. Хабаровск, 1989. — 50 с.

. Гончар И.Л. Плавание: методика преподавания: учебное пособие. — Минск.: Хата, 1994. — 336с.

. Гринев В.Т., Погребной А.И., Костюк Ю.И., Звягинцева Т.М. Биомеханические основы обучения плаванию. — Краснодар: ГИФК, 1990. — 81 с., ил.

. Дорошенко И.В. Учись плавать. — М.: Советский спорт, 1989. — 64 с., ил

. Дудальский В.В., Маряничева Е.Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. Учебное пособие для студентов ИФК. — Краснодар, 1990. — 111с.

. Каунсилмен Д. Наука о плавании. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 431с.

. Козлов А.В. Плавание доступно всем. — Л.: Лениздат, 1986. — 95с.

. Криворученко Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. — Кишинев.: Молдова, 1976. — 115с.

. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать. — М.: Просвящение, 1983. — 120с.

. Макаренко Л.П. Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 218 с.

. Макаренко Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С.37-59

. Макаренко Л.П. Юный пловец: учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов ИФК. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 288 с.

. Маслов В.И. Плавать должны все. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 95с.

. Медянников В.В., Радыгин Ю.И. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию // Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С.59-67

. Никитин Б., Никитина В. Резервы здоровья наших детей/ Б. Никитин. — М.: Физкультура и спорт, 1990.

. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для студентов физического воспитания. — М.: Просвещение, 1981. — 304с.

. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. — М.: Просвещение, 1985. — 99с.

. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.

. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 64с.

. Фирсов З.П. Плавание для всех. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 118 с.

. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2003. — 256

Приложение

Предполагаемое распределение игр на 24 занятия:

В графах таблицы, в зависимости от части урока, указаны игры из какого раздела следует проводить на данном занятии. Например: первое занятие следует начинать с игр из пункта 1а — «игры по ознакомлению со свойствами воды, начальное разучивание» и т.д. Из соответствующего раздела выберите любую игру и проводите ее со своим ребенком. Можно использовать сразу несколько игр из нужного раздела или взять одну, но соответствующую способностям ребенка.

Таблица 1.

№ занятияподготовительная часть урока (5мин) основная часть урока (20-30 мин) заключительная часть урока (5-10мин) 11а1а, 2а1б21б1б, 2а, 2б1в31в, 2а2а, 2б2б41в, 2б2б, 2в2в52б2в, 3а3а, 1в63а3б, 2в3б73б, 2в3в, 4а3в82в, 3б4а3в93в4б4б, 2в104б, 3в4в4в, 3в114в5а5а, 4б125б3в, 5б5в132в3в, 4в5в145в6а6а, 2в156а6а6а, 3в166а6б4в176б6б5в186б6б6б, 4в196б6б6б, 3в206б6в2в, 3в216в6в7а226в6в6в, 7б236в6в6в, 7в246в5в, 4в, 3в7в