ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультетпедагогический__________________________________________

Кафедрапсихологии_______________________________________________

Дата регистрации работы в деканате _________

Дата регистрации работы на кафедре _________

Отметка о допуске к защите _________

Оценка за защиту _________

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

по дисциплинепсихология развития__________________________________

Тема: «Гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте»

Исполнитель:

студентка педогогическог факультета

3 курса, группы ПТ — 31

Студент (факультет, курс, группа)

Сальманович Анна Викторовна_______

Фамилия, имя, отчество

Руководитель:

преподаватель кафедры психология_____

Ученое звание, ученая степень, должность,

Бабылева Ольга Николаевна___________

Фамилия, имя, отчество

Барановичи 2012 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…6

1.1. Понятие о способностях и их природе…6

1.2. Лидерские способности и их основные характеристики…12

1.3. Развитие способностей в юношеском возрасте…15

1.4. Гендерный аспект в межличностных отношениях…19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…25

2.1. Организация и методы исследования…25

2 стр., 558 слов

Юношеский возраст его особенности и проблемы

... подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей Юношеский возраст его особенности и проблемы Юношескому возрасту соответствует период от 15 – 16 до 21 – 25 ... Вопрос №20 Особенности подросткового и юношеского возраста. «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 ...

2.2. Анализ и интерпретация результатов…29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…37

ПРИЛОЖЕНИЕ…40


РЕФЕРАТ

Курсовая работа 39с., 2 рис., 2 табл., 34 источника, 4 прил.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ, ЛИДЕРСТВО, СПОСОБНОСТИ, ГЕНДЕР, ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Объектом исследования являются способности юношей, предметом — гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте.

Цель работы: выявить особенности лидерских способностей у девушек и юношей.

При выполнении работы использованы методы анализа научной литературы; тестирования и метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

При выполнении работы использованы следующие исследования и разработки:

1. Анализ проблемы способностей в психолого-педагогической литературе.

2. Эмпирическое исследование лидерских (в том числе организаторских) способностей у юношей и девушек.

3. Анализ гендерных различий и особенностей изучаемых способностей.

Технико-экономическая и социальная значимость: различия в проявлениях лидерских качеств юношей и девушек, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению девушкой лидерской роли.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

(подпись студента)

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

3 стр., 1034 слов

Исследование особенностей виртуальной зависимости у студентов

... Выход в интернет через мобильный телефон. 7 7.Исследование особенностей виртуальной зависимости у студентов 8 колледжа. 8.Заключение. ... психологии. Учитывая актуальность данной темы, целью нашего исследования явилось изучение феномена виртуальной зависимости у студентов колледжа ... среди студентов колледжа. По данным проведенного нами исследования и в соответствии с полученными результатами мы ...

Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.).

Она всегда синтез человеческой личности.

Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерских способностей представляется исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты.

Исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени ... . 4. Психологическое сопровождение обучающихся в вузе. 5. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной ...

Трезво оценивая свои лидерские способности, можно планировать свою будущую деятельность, и свое положение в обществе.

Тема способностей актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.

Объект исследования — способности юношей.

Предмет исследования: гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте.

Гипотеза: существуют различия в уровне развития лидерских способностей у юношей и девушек.

Цель исследования: выявить особенности лидерских способностей у девушек и юношей.

Данная цель реализуется при помощи следующих задач:

1. Проанализировать проблему лидерских способностей в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать особенности развития способностей в юношеском возрасте.

3. Изучить лидерские (в том числе организаторские) способности у юношей и девушек.

4. Произвести анализ гендерных различий и особенностей изучаемых способностей.

Методы исследования:

1. Метод анализа научной литературы;

2. Психодиагностический метод (тестирование);

3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.


ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Понятие о способностях и их природе

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

4 стр., 1610 слов

Распространенность, причины развития, особенности клиники и лечения энуреза у детей дошкольного возраста

... решение ряда задач: 1) исследовать распространенность, причины развития, особенности клиники и лечения энуреза у детей дошкольного возраста; ... списка и приложения. ГЛАВА 1 Распространенность, причины развития, особенности клиники и лечения энуреза у детей дошкольного возраста ... детей с психоневрологическими симптомами заболеваний / Л.Н. Лукина // Физиология человека. − 2009. − Т. 25. − С. 56-60. ...

Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний [9, с. 17].Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [11, с. 103]. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является — употребимым и в настоящее время.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [30, с. 9]. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие „способность“ не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [30, с. 11].

К.К.Платонов дает следующую формулировку понятию «способность»: способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней [24, с. 35].

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

... успешность выполнения профессиональной деятельности, а также качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. Среди качеств, обеспечивающих успешность в профессиональной деятельности можно выделить способности, ... Марийской аварийно-спасательной службы. Предмет исследования: индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском. Гипотеза: предполагается, что ...

А.В.Петровский же в дал такое определение способность — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся [23, с. 287].

Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин утверждают, что: способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение [29, с. 59].

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [30, с. 15].

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [30, с. 17].

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

... ). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная ... роль и функции) Цвет в жизни и деятельности человека. Архитектурно-ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции ... в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной композиции. Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет и формообразование ...

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные [28].

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга [33, с. 224].

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности [17, с. 423].

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п. [33, с. 316].

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения [29, с. 67]. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам [26, с. 356].

С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми [2, с. 178].

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей [30, с. 19].

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного слуха — развитием тембрального слуха [28, с. 114].

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности [9, с. 46].

Таким образом, мы пришли к выводу, что многие авторы сходятся в определении способностей. В их работах способности определяются, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Лидерские способности и их основные характеристики

Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?

Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить о лидерских способностях, однако возникает вопрос о границах, или пределах, этих способностей.

Данной проблемой занимались: И.П.Марченко, Ф. Фидлер, Ф. Карделл, Р. Столдилл, Э. Игли и др.

К началу 50-х годов было проведено более ста исследований. Обзоры данных работ показали широкое разнообразие «черт лидера», обнаруженных разными авторами. Лишь 5% этих черт оказались общими для всех. Как отмечает в своем обзоре Марченко И.П., чаще всего выделяются следующие черты:

1) интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Особенно важна способность к решению сложных и абстрактных проблем;

2) инициатива. Самостоятельность и находчивость, способность осознавать потребность к действию и наличие соответствующего мотива;

3) уверенность в себе. Имеются в виду достаточно высокие самооценки компетентности и уровня притязаний [18, с. 98].

Выявление людей с прирожденными и/или сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций чрезвычайно актуально. Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров [1, с. 92].

Остановимся на таких специальных способностях лидера, как организаторские способности. Как показали исследования российского психолога Л. И. Уманского, эти способности характеризуют психологическая сообразительность, практически-психологическая направленность ума, психологический такт, социальная энергичность, требовательность, критичность и склонность к организаторской деятельности [31, с. 27].

В группу организаторского чутья он включает следующие компоненты:

· психологическая сообразительность — быстрое понимание психологических особенностей и состояния других людей, умение запоминать людей и их поступки, склонность к психологическому анализу поведения и поступков других людей и своих собственных, способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого человека и действовать вместо него, глубокая вера и убеждение в силе, способностях и возможностях отдельной личности и коллектива [18, с.55]

· практический психологический ум — умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей, регулировать психическое состояние в зависимости от условий деятельности и учета взаимоотношений между ними при постановке задач, выдвигаемых перед коллективом в его деятельности;

· психологический такт — умение быстро найти необходимый тон, целесообразную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей окружающих людей, в речевой адаптации к разным людям простоте и естественности в отношениях с ними, чувстве справедливости и объективности при оценке и подборе людей.

Рассмотренные выше три свойства личности (психологическая избирательность, практически-психологический ум и психологический такт) составляют своеобразное групповое единство. Это групповое специфическое качество личности организатора может быть названо «организаторским чутьем», термином, заимствованным из характеристики организаторского таланта. Организаторское чутье понимается как действенное избирательное отражение руководителем феноменов социально-психологической объективной деятельности [31, с. 35].

Следующим качеством личности лидера является способность к эмоционально-волевому воздействию. Это качество дает ему возможность воздействовать на других людей, мобилизовывать, объединять, сплачивать и направлять их совместные усилия на достижение общих целей. Способность к эмоционально-волевому воздействию включает в себя социальную энергичность, требовательность и критичность [1, с. 94]. Остановимся на этих характеристиках более подробно:

· общественная энергичность — способность лидера заражать своей энергией окружающих его людей (с помощью мимики, взгляда, выражения лица, жестов, позы), логически-речевые и практическое воздействие через личный пример;

· требовательность, характеризующаяся смелостью, постоянством и гибкостью, категоричностью и настойчивостью, разнообразными формами понуждения, начиная с шутливой формы до приказа, индивидуальный подход в зависимости от постоянных и временных психических особенностей и состояния людей;

· критичность — способность анализировать отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей, которая выражается в самостоятельности при проведении критического анализа вместе с коллективом, логичность и аргументированность критических замечаний, прямота и смелость, глубина замечаний, а также доброжелательность [31, с. 37]

В третью группу качеств — склонность к организаторской деятельности — Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься [31, с. 38].

Необходимо отметить, что не всегда наличие определенных качеств личности может определять ее как лидера. Важнее, по мнению Ф. Карделла, отсутствия определенных «разъединителей» (низкая самооценка и отсутствие уважения к себе, чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям, недостаточное использование своего воображения, слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить, боязнь риска, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т. д.), которые мешают человеку быть лидером [18, с. 58].

Развитие способностей в юношеском возрасте

Юношеский возраст — один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста, как и подросткового в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития [34, с. 93].

Юношеский возраст — период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т. п.) [26, с. 360].

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. [26, с. 361]

Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст — это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т. к терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются [3, с. 211]. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18−19-летнего — подростком, но возраст между 14−15 и 16−17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17−21 годом для юношей и 16−20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22−23 годам у юношей и 19−20 годам у девушек [21, с. 289] В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10−11 до 14−15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст-15−17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т. п.).

Позднюю юность относят к 23−25 годам [7, с. 254].

В юношеском возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда.

Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).

Этим требованиям человек не может отвечать благодаря лишь одному качеству, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру[24, с. 148].

Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение — совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления [28, с. 112].

Этап быстрого формирования профессиональных способностей начинается тогда, когда приходит время профессионального обучения, в 16−18 лет и позднее. В это время личность молодого человека уже сложилась, и потому процесс формирования этих способностей существенно отличается от тех, которые имели место ранее, когда структуры личности еще не сложились.

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий. Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Ибо развитие интеллекта на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового [3].

Возрастные параметры творчества и сопутствующие свойства сегодня пока изучены недостаточно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. В то же время, чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников.

Взрослый, сложившийся человек, как правило, тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому. Кроме того, взрослый человек, уже доказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностей варьировать свое поведение, чем юноша-старшеклассник [34, с. 96].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей могут существенно различаться. Это во многом зависит от основной сферы деятельности человека. Например, по мнению И. П. Павлова, научное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников, у которых чаще всего преобладает образное мышление [8].

Таким образом, юность — период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16−17 лет до 23−25 лет. В юношеском возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда и характеризуется усилением индивидуальных различий между юношами.

Гендерный аспект в межличностных отношениях

Анализ литературных данных зарубежной психологии показывает противоречивые определения понятий «пол» и «гендер». Ряд исследователей (J.C.Pearson, R.L.West, L.H.Turner) указывают на то, что пол — биологическая категория, детерминированная мужскими или женскими половыми хромосомами и проявляющаяся в половых характеристиках (первичные и вторичные половые признаки), а гендер — «…приобретенное поведение, культурно ассоциируемое с бытием мужчины или женщины» [12, с. 181]. В таком определении понимание гендера сходно с пониманием психологического пола личности в отечественной психологии.

Необходимо обратиться к определению понятий «пол» и «гендер», так как во многих работах, особенно отечественных авторов, эти термины либо вообще не упоминаются, либо употребляются как синонимы.

В современной науке гендер понимается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». А так как «пол» является биологической категорией, социальные психологи ссылаются на те гендерные различия, которые обусловлены биологически, как на «половые» [14, с. 131]. То есть пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является человек — мужчиной или женщиной. Гендер же со своей стороны указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению называются гендерными (а не половыми) ролями. Однако такое разделение понятий не является строгим, так как допускается пересечение понятий, поскольку многие различия могут возникать вследствие сочетания биологических и социальных факторов [13, с. 61].

В 70-х годах С. Бем вводит понятие андрогинии, которое обозначает людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Благодаря собственному разработанному методическому аппарату, она смогла эмпирически продемонстрировать, что маскулинность и фемининность являются двумя независимыми, но не противоположными конструктами [5, с. 256].

Гендерный подход как теоретическое направление в общественных науках возникло как оппозиция традиционным исследованиям отношений между полами. Основная идея, на которой базировались последние, касалась убежденности в необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендерный подход, разрабатываемый как критика данных исследовательских установок при изучении межполовых отношений, ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равноправия независимо от половой принадлежности.

Межличностные отношения понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга [2, с. 287].

Гендерный аспект межличностных отношений в основном предполагает анализ отношений между представителями разного пола. Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений [5, с. 247].

Первая модель — партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.

Противоположная модель — доминантно-зависимая модель отношений — не предполагает равноправия позиций. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и целями. В этой системе отношений мужчины чаще занимают доминирующую позицию, а женщины — зависимую. Доминантная позиция включает такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой [5, с. 250].

В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера (например: «Ты говоришь глупости!»), невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а мужчины на — систему доминирования. Это объясняется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость [4, с. 326].

На современном этапе развития представлений о проявлениях психологического пола личности принято выделять три основных типа психологического пола. Маскулинным (мужественным) психологический пол считается, если в индивидуальных чертах личности, особенностях поведения, иерархии основных жизненных ценностей и структуре мотивов человека проявляются нормативные характеристики мужской половой роли в обществе. Фемининным (женственным) психологический пол считается при соответствии указанных особенностей личности нормативным характеристикам женской половой роли. Андрогиннымисчитаются индивиды, обладающие одновременно фемининными и маскулинными чертами при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским, и наоборот [5, с. 261].

В последние два десятилетия в зарубежных психологических исследованиях все чаще учитывается не столько биологический пол, сколько психологический пол испытуемых при выявлении психологических различий между полами. Так, например, если в восьмидесятые годы XX в. исследовались различия между мальчиками и девочками в установках, связанных с компьютерным обучением [6, с. 32], то в конце девяностых М. Бросман (M.Brosman) показал, что различия между детьми с маскулинным и фемининным типом психологического пола в установках, связанных с компьютерным обучением, статистически превышают различия между детьми разного биологического пола [10, с. 131].

Согласно теории психологической андрогинии наиболее адаптивны и продуктивны андрогинные личности, в то время как высокая маскулинность у мужчин и высокая фемининность у женщин (т.е. максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу) в современных социальных условиях отнюдь не является гарантией психического благополучия. Исследователи гендерных проблем на Западе отмечают, что высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением [12, с. 135]. Высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации [10, с. 139]. Исследователи отмечают также, что дети, поведение которых максимально соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. В то же время в ряде исследований получены данные, говорящие о разнонаправленном влиянии андрогинии на мужчин и женщин: выражение андрогинные женщины более ориентируются на успех и более доминантны, а у андрогинных мужчин выше уровень социального познания и ниже — личностной защиты, в отличие от женщин с андрогинией [14, с. 134].

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

Многие авторы сходятся в определении способностей. В их работах способности определяются, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

В юношеском возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда.

Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение — совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления.

Необходимо отметить, что не всегда наличие определенных качеств личности может определять ее как лидера. Важнее отсутствие определенных «разъединителей» (низкая самооценка и отсутствие уважения к себе, чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям, недостаточное использование своего воображения, слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить, боязнь риска, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т. д.), которые мешают человеку быть лидером.

Понятием гендер наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.


ГЛАВА 2

Организация и методы исследования

В нашем исследовании приняли участие 26 студентов группы ПТ-31 в возрасте 19−21 год. Исследование было проведено на базе Барановичского Государственного университета. Для изучения особенностей лидерских способностей использовались методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (Приложение В) и тест диагностики лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого (Приложение Г).

Можно выделить следующие три этапа исследования:

1. Подготовительный этап, на котором прошел подбор методик для исследования, подготовка раздаточного материала, выбор группы исследуемых.

2. Непосредственное проведение исследования, сбор данных для последующей их обработки.

3. Обработка и анализ данных.

Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей была использована методика Б.А. Федоришина и В.В. Синявского. Эта методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности

Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы (приложение А), ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Спектр вопросов настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие — к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения организаторских склонностей введены вопросы следующего содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

При использовании данной методики нужно помнить что она констатирует лишь наличный уровень развития организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Определяются уровни организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов. Максимальное количество баллов — 20. Подсчитываются баллы с помощью ключа для обработки данных «КОС» (приложение А).

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Испытуемые, получившие оценку 1−4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5−8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9−12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13−16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17−20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности [25, с. 374].

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления.

• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

• Настойчив, умеет разумно рисковать.

• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

• Надежен, держит слово, на него можно положиться.

• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить [32, с. 316].

Тест «диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний (Приложение Б), на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику (Приложение Б).

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в ином случае — 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

— Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

— Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

— Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

— Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. [32, с. 319].

Анализ и интерпретация результатов

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских качеств. Лидер должен быть терпеливым, инициативным, самокритичным, требовательным к себе и другим, надежным, выносливым, восприимчивым к новому, стрессоустойчивым, оптимистичным, решительным, волевым, настойчивым, уметь преодолевать препятствия и разумно рисковать.

По результатам исследования организаторских способностей нами были получены следующие данные (таблица 1.1):

Таблица 1.1 Уровни организаторских способностей респондентов

уровень развития организаторских способностей Респонденты
девушки, чел. девушки,% юноши, чел. Юноши,%
очень низкий 0,00% 0,00%
низкий 6,00% 0,00%
средний 38,00% 25,00%
высокий 31,00% 37,50%
высший 25,00% 37,50%

Рисунок 1.1 — Уровень развития организаторских способностей респондентов

По данным исследования данной методикой выявилось следующее:

25% девушек и 44% юношей имеют высший уровень развития организаторских способностей. Данные люди испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в организаторской деятельности.

31% девушек и 37% юношей относятся к людям с высоким уровнем проявления организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

У 38% девушек и 19% юношей присутствует средний уровень проявления организаторских способностей. Для данных людей характерен проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

6% девушек имеют низкий уровень развития организаторских спасобностей. Данные люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Проанализировав представленные результаты (рисунок 1), мы можем сделать вывод, что уровень развития организаторских способностей у юношей выше, чем у девушек.

Результаты исследования лидерских способностей:

Таблица 1.2. Уровни развития лидерских способностей респондентов

уровень развития лидерских способностей Респонденты
девушки, чел. девушки, % юноши, чел. юноши, %
Слабо 56,25% 18,75%
Средне 43,75% 62,50%
Сильно 0,00% 18,75%

Рисунок 1.2. — Уровень развития лидерских способностей респондентов

Аналитические данные исследования данной методикой заключаются в следующем:

56,25% девушек и 12,5% юношей имеют слабовыраженные лидерские способности. Такие люди испытывают трудности в установлении контактов, редко берут на себя ответственность и проявляют инициативу.

43,75% девушек и 50% юношей имеют средний уровень выраженности лидерских способностей. Они легко сходятся с людьми, но не обладают высокой степенью настойчивости.

Количество респондентов с сильно выраженными качествами лидера составило 37,5% среди которых оказались только юноши. Испытуемые характерезуются инициативностью, самокритичностью, надежностью, выносливостью, может работать даже в условиях перегрузок. Такие люди психически устойчивы и не дают увлечь себя нереальными предложениями.

Проанализировав рисунок 2 мы можем сделать вывод, что уровень развития лидерских способностей у юношей выше чем у девушек.

Таким образом, проанализировав полученные данные можно сказать, что юноши более склонны к лидерству по сравнению с девушками. Я. Джорстад, норвежский психотерапевт, на основании своей практики заключил, что лидерство не входит в систему жизненных ценностей многих женщин [8]. Отсюда мнение, что женщины-лидеры проигрывают лидерам-мужчинам в эффективности руководства. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполнении конкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме юноши чаще претендуют на лидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, при необходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют девушки. Так же очень важно понимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основном касаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной с карьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности (учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью или материальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерских качеств женщин.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских качеств. Лидер должен быть терпеливым, инициативным, самокритичным, требовательным к себе и другим, надежным, выносливым, восприимчивым к новому, стрессоустойчивым, оптимистичным, решительным, волевым, настойчивым, уметь преодолевать препятствия и разумно рисковать.

Количество респондентов с сильно выраженными качествами лидера составило 37,5% среди которых оказались только юноши. Уровень развития организаторских способностей у юношей выше, чем у девушек: 25% девушек и 44% юношей имеют высший уровень развития организаторских способностей. Низким уровнем обладают 6% девушек, среди юношей таковых не оказалось. Среди респондентов с сильно выраженными качествами лидера оказались только юноши.

Таким образом, проанализировав полученные данные можно сказать, что юноши более склонны к лидерству по сравнению с девушками., что можно объяснить разными ценностями юношей и девушек, но это не говорит о том, что девушка не может быть лидером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами были рассмотрены гендерные особенности проявления лидерских способностей юношей на примере студентов. Вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества в юношеском возрасте обусловлены половой принадлежностью, был сделан на основании теоретического анализа и организации эмпирического исследования. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов — таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими.

Не всегда наличие определенных качеств личности может определять ее как лидера. Важнее отсутствие определенных «разъединителей» (низкая самооценка и отсутствие уважения к себе, чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям, недостаточное использование своего воображения, слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить, боязнь риска, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т. д.), которые мешают человеку быть лидером.

Проанализировав данные, полученные в ходе эксперимента, можно сказать, что юноши более склонны к лидерству по сравнению с девушками. Количество респондентов с сильно выраженными качествами лидера составило 37,5% среди которых оказались только юноши, большая же половина девушек (56,25%) обладает слабовыраженными лидерскими качествами. 25% девушек и 44% юношей имеют высший уровень развития организаторских способностей, 6% девушек имеют низкий уровень развития организаторских спасобностей, среди юношей таковых не нашлось Это можно объяснить разной расстановкой ценностей у юношей и девушек, но это не говорит о том, что девушка не может быть лидером.

Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению женщиной лидерской роли. Кроме того, стиль женского лидерства на данный момент более адекватно отвечает требованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / C. А

1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / C.А. Алифанов // Вопросы психологии, 1991. № 3. — 90 — 96 с.;

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.

3. Асеев, А. Г. Возрастная психология: Учебное пособие / А.Г. Асев — Иркутск, 1989.

4. Бендас, Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие / Т.В. Бендас — СПб.: Питер, 2009. — 431 с.

5. Берн, Ш. М Гендерная психология / Ш. М. Берн — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.

6. Бутковская, М. Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции / М.Л. Бутковская — Фрязино: «Век 2», 2004. — 368 с.

7. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М., 1996. — 474 с.

8. Виткин, Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами) / Дж. Виткин — СПб.: Питер Пресс, 1996.

9. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева — М., 1993.

10. Горошко, Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол. Аналитический обзор / Е.И. Горошко — М.: ИД «ИНЖСЭК», 2005. — 280 с.

11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин — СПб.: Питер, 1999

12. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии / И.С. Клецина // Общественные науки и современность, 2002. № 3 — 181 — 192 с.

13. Клецина, И.С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии / И.С. Клецина // Вопросы психологии, 2003. № 1. — 61−78 с.

14. Клецина, И.С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной / И.С. Клецина — СПб, 2003. — 131−142 с.

15. Клецина, И.С. Изучение половых различий как направление гендерных исследований в психологии // Общество в гендерной перспективе. Сб. статей / Сост. Е.Г. Луковицкая / И.С. Клецина — Великий Новгород, 2002. — 32−36 с.

16. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон — М., 1978.

17. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001. — 571 с.

18. Марченко, И.П. Какой руководитель нам нужен? / И.П. Марченко — М., 1993.

19. Мерлин, В. С. Темперамент и способности // Очерк теории темпераментат / В.С. Мерлин — Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973. — 291 с.

20. Мерлин, В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу / В.С. Мерлин — Пермь, 1990.

21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова — М.: Изд-во МГУ, 1997.

22. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова — М.: Просвещение, 1981.

23. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1986.

24. Платонов, К.К., Голубев, Г. Г. Психология / К. К Платонов, Г. Г Голубев — М.: Высшая школа, 1977.

25. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп / Е.И. Рогов — М., 1998. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.

26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова — М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 c.

27. Социальная психология / под ред. Г. П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. — М., 1975;

28. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. — М.: Педагогика, 1989. — 197 с.

29. Столяренко, Л. Д, Самыгин, С. И. «100 экзаменационных ответов по психологии» экзаменационный экспресс-справочник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин — Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001

30. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов — М, 1961. — 9−20 с.

31. Уманский, Л.И. Организаторские способности и их развитие /Л.И. Уманский — Курск, 1967.

32. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов — М. 2002. — 316−320 с.

33. Шадриков, В. Д. Способности человека / В.Д. Шадриков — М., 1998.

34. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Эльконин — М., 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

«КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ"В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту «КОС»

Коммуникативные способности:

ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;

«нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности:

ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;

«нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов (за совпадение 1 балл).

Сумма баллов 1−4 5−8 9−12 13−16 17−20
Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Е.Жариков, Е. Крушельницкий

Инструкция:Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Текст опросника

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) 2. нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да;

б) 2. нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

а) да;

б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да;

б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

а) да;

б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да;

б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

а) да;

б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

а) да;

б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да;

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

а) да;

б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми;

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

а) да;

б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да;

б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

а) да;

б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

1. да;

2. нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да;

б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

а) да;

б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да;

б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

а) да;

б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный;

б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

а) да;

б) нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

а) промолчите;

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

а) да;

б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

а) да;

б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

а) согласен;

б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

а) да;

б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

а) да;

б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки;

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

а) да;

б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

а) да;

б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

а) да;

б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да;

б) нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную;

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

а) да;

б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

а) да;

б) нет.

Ключ к тесту «Диагностика лидерских способностей»

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае — 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

• Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

• Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

• Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

• Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Результаты исследования организаторских способностей

(по методике КОС)

№ исследуемого уровень развития организационных способностей
девушки юноши

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос