Описание принципов коррекционно-развивающего обучения

Содержание

Глава 1. Описание принципов коррекционно-развивающего обучения ……..3

1.1. Цели, задачи и условия проведения коррекционно-развивающего обучения………………………………………………………………….………3

1.2. Особенности принципов коррекционно-развивающего обучения…..4

Глава 2. Специфика ЗПР соматогенного происхождения……………………8

Глава 3. Необходимость и направления оздоровительно-коррекционной работы с ребенком ЗПР соматогенного происхождения ………………………..12

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие устойчивости внимания……………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………21

Глава 1. Описание принципов коррекционно-развивающего обучения

1.1. Цели, задачи и условия проведения коррекционно-развивающего обучения

Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у обучаемых высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления).

В данном случае педагог обращает больше внимания не столько на количество слов, примеров, заданий, а на качество работы каждого воспитанника, как была задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид деятельности воспитанника; была ли на занятии создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих учащихся к активной мыслительной деятельности и т.п.

Таким образом, целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

При проведении коррекционно-развиввающей работы с детьми необходимо учитывать:

— структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

— информацию о здоровье ребенка

— микросоциальные условия в семье;

— возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;

— предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.

Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность — чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним.

24 стр., 11990 слов

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

... компьютерных технологий в коррекционно - развивающем обучении Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим ... наиболее эффективным средством решения этой задачи будет использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. 1 ...

Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально — дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие.

1.2. Особенности принципов коррекционно-развивающего обучения

Итак, целью проведения коррекционно-развивающего обучения — помочь ребенку реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Данное обучение ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Коррекционная работа предусматривает обучение детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой. Это необходимо для подготовки детей с особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста">задержкой психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. Оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи. При более позднем начале коррекционной работы сензитивный период в какой-то мере оказывается упущенным, усложняется структура дефекта, и возможности компенсации задержки психического развития значительно снижаются. До сегодняшнего дня дошкольные диагностико-коррекционные группы открываются для детей 6- 7 лет. При таком подходе многие проблем ребенка не удается преодолеть, с ними он приходит в школу, а в условиях школьного обучения далеко не всегда есть реальная возможность для преодоления этих проблем. Круг замыкается.

Ребенок с ЗПР проходит в своем развитии те же этапы, что и нормально развивающийся ребенок, поэтому необходим учет закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционной работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития ребенка с ЗПР, определить его уровень, который можно зафиксировать как стартовый, исходный. Нельзя сразу включать ребенка в интенсивную учебную деятельность, формировать у него высшие уровни мышления и речи, тогда как отсутствует полноценная база для их становления.

Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития следует рассматривать в трех аспектах:

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет

... исследовании указывают на необходимость дополнительных коррекционных мероприятий, направленных на развитие высших психических функций, обусловленных работой преимущественно правого полушария у детей 6 – 7 лет с недостаточным ...

Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

Однако научные исследования и практика показывают, что в условиях аномального развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее — предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности (У. Б. Ульенкова, 1994), что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочно-операционального, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребенком и совместной работе при выполнении заданий учебного типа.

Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуально дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, с другой — особенности группы в целом. Педагог-дефектолог должен быть готов к конструированию «уровневых» программ с учетом названных особенностей….

Итак, в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию внимания педагог должен получить следующие результаты:

1. выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;

4 стр., 1997 слов

Классификация стилей учительского влияния на развитие личности ребенка

Содержание Введение Классификация стилей учительского влияния на развитие личности ребёнка К вопросу о понимании школьниками учебных текстов Выявление условий суверенизации учащихся в образовательном процессе Заключение Список литературы Введение Специфика взаимодействия педагога с детьми является традиционной для педагогической психологии. Эта проблема была освещена во второй половине XX столетия ...

2. научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;

3. формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;

4. развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.

2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2012. — 80с.

3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. — М., 1996.

4. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза [Электронный ресурс] — Режим доступа: books/korrektsionnaya-pedagogika/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-kak-forma-dizontogeneza.html

5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений/ В.В.Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

6. Лекция 11 Задержанное развитие [Электронный ресурс] – Режим доступа: wievjob.php?id=586715

7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136