Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Кафедра философии СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Практикум для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2009 УДК 1(091)(07) ББК 83.3(0) Авторы-составители: Кандидат философских наук, доцент Климович А.В. Кандидат философских наук, доцент Перевалова Л.В. Рецензент Кандидат философских наук, доцент Варич В.Н. Печатается по решению редакционно-издательского Совета БрГУ им. А.С.Пушкина Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии: Практикум для студентов всех специальностей университета / сост. А.В. Климович, Л.В. Перевалова. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С.Пушкина. 2009. – 25 с. Практикум, разработанный в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь (регистрационный № ТД – СГ. 010/ тип.), призван способствовать повышению эффективности как самостоятельной работы студентов, так и семинарских занятий по проблемам социальной философии. Сборник включает вопросы для самоконтроля, практические задания, примерную тематику рефератов. Предназначен для студентов всех специальностей университета. Издательство БрГУ им. А.С.Пушкина, 2009 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предисловие……………………………………………………….…4
  1. Природа социальной реальности и основные

Стратегии её исследования в философии………………………….5

  1. Социальная структура общества……………………………………7
  1. Основные проблемы политической философии………………….10
  1. Общество как развивающаяся система……………………………13
  1. Предмет и структура философии истории………………………..16
  1. Техника и её роль в истории цивилизации………………………..19
  1. Философия культуры……………………………………………….22

ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время социальная философия, круг проблем которой определяет решение сформулированных современной эпохой вечных философских вопросов, становится ведущей философской дисциплиной. Социальная философия является исследованием того, что собой представляет человеческое общество в его целостности и полноте, какие этапы оно прошло в своём развитии, какие тенденции этого развития представляют интерес для настоящего и исторически обозримого будущего. Социальная философия изучает также и человека в качестве элемента общества. Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне обществознания. В связи с этим в данном Практикуме авторы, сохраняя всё рациональное, присущее формационному подходу к социально-философскому анализу общества, одновременно применяют и цивилизационный подход, что позволяет нетрадиционно осветить многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д. Предлагаемый Практикум включает следующие темы:

7 стр., 3437 слов

Назовите пять основных периодов становления античной философии ...

... буржуазных революций. От феодализма к капитализму. Философия делает акцент на науку, гносеологические проблемы тесно связанные с экспериментально математическим естествознанием. Философские направления: 1) эмпиризм (Бэкон- «знание ... Спинозы получило название "пантеизм", а философия Р. Декарта — «дуализм»? ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что все ...

  1. Природа социальной реальности и основные стратегии её исследования в философии.
  2. Социальная структура общества.
  3. Основные проблемы политической философии.
  4. Общество как развивающаяся система.
  5. Предмет и структура философии истории.
  6. Техника и её роль в истории цивилизации.
  7. Философия культуры

В процессе работы над сборником авторами была использована следующая литература:

  1. Кузнецов, А.В. Практикум по философии: социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Минск: Асар, 2007. – 832 с.
  2. Ивин, А.А. Основы социальной философии: Учеб. пособие для вузов /А.А.Ивин. – М.: Высш. шк.. 2005. – 440с.
  3. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений / С.Э. Крапивенский. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  4. Барулин, В.С. Социальная философия / В.С. Барулин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 560с.
  5. Соколов, С.В. Социальная философия / С.В. Соколов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440с.

Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии разработан в соответствии с типовой учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г (регистрационный № ТД – СГ. 010/ тип.)

Тема 1. Природа социальной реальности и основные стратегии её исследования в философии

Основные понятия Социальная философия, социальное познание, общество, природа, деятельность, история, исторический процесс, социология, идеология, мировоззрение, гуманизм, материалистическое понимание истории, социологический идеализм, технократизм, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура.

Содержание темы

— социальная философия: сущность, основные понятия, проблемы и

функции;

— логика развития социальной философии;

— исследовательские программы в современной философии общества;

— синергетическая модель общества;

— место социальной философии в системе гуманитарного знания.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы особенности социального познания по сравнению с познанием естественнонаучным?

  • В чём заключаются основные задачи социальной философии?

 

  • В чём состоит специфика проблем социальной философии?
  • Какие существуют исследовательские программы в обществознании?
  • Как трактуется общество в рамках натуралистического подхода?
  • Выделите основные версии натуралистической программы в обществознании.
  • Каким образом рассматривается общество в рамках культурно-исторической программы?
  • В чём специфика синергетической модели общества?
  • В чём заключается специфика психологического подхода к объяснению общества и общественных отношений?
  • Каковы особенности подхода Платона и Аристотеля к проблемам общества?
  • В чём заключается сущность теории общественного договора?
  • Каков вклад Г. В.Ф.Гегеля в становление социальной философии?
  • Как происходило становление социологии как науки и кто является её основоположником?
  • В чём заключается сущность марксистского понимания общества?
  • Почему во второй половине XXвека социально-философская проблематика становится ведущей в системе философского знания?
  • В чём сущность идеи технократизма в социальном познании?Практические задания
    1. Прочитайте отрывок из работы Г. Спенсера «Синтетическая философия» (Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. С. 287-298).

      3 стр., 1278 слов

      Западная философия конца 19-20 веков

      ... создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад ... мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии как превратившегося в профессиональное ремесло мышления. ... решению проблемы индивидуальности, отношения личности и общества? З. Фрейд (1856 – 1939). ... сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология ...

      Что понимает Г. Спенсер под обществом? В чём заключается сущность биологизаторского подхода к обществу?

    2. Прочитайте отрывок из работы К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие» (Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 438-440).

      Выделите основные понятия социальной философии К.Маркса. Сформулируйте основную идею материалистического подхода к объяснению общественных явлений. Какие законы общественного развития выявил К. Маркс?

    3. Выделите и проанализируйте основные этапы развития философских

    представлений об обществе.

    1. Раскройте логику развития философских представлений о природе и обществе, их взаимодействии.
    2. Покажите различие трех стадий развития общества и науки, выделенных О. Контом: теологической, метафизической и позитивной. Соотнесите выделенные О. Контом стадии развития общества с историческими эпохами.
    3. Сопоставьте понимание естественного состояния человеческого общества и государства Т.Гоббсом, Дж.Локком и Ж.-Ж.Руссо. Существуют ли, на Ваш взгляд, принципиальные расхождения между названными философами в трактовке государства?
    4. Выделите круг проблем общественной жизни, которые представляли интерес для Платона и Аристотеля. Какому именно феномену общественной жизни и почему они уделяли наибольшее внимание?
    5. По признанию М.Вебера, большое воздействие на него имели работы К.Маркса, в которых, по его мнению, определялся горизонт социально-исторической мысли XX века. Как Вы думаете, справедливо ли утверждать, что М.Вебер был последователем социального учения К.Маркса?

    Темы рефератов

    1. Исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуроцентрическая, психологическая.

    2. Общество как предмет рационализации в концепции социального действия М. Вебера.

  • Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  • Теории общественного договора: Гоббс, Локк, Руссо.
  • Социально-философская концепция Г.В.Ф. Гегеля.
  • Исторический материализм: сущность и основные понятия.
  • Общество и личность.
  • Социальная философия и современное социально-гуманитарное знание.
  • Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

    Тема 2. Социальная структура общества

    Основные понятия Социология, социальная структура, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность, социальная общность, класс, этнос, род, племя, народность, нация, семья, социальная группа, малая социальная группа, маргинализм. Содержание темы — понятие социальной реальности; — общество как система; — основные черты общества как сложноорганизованной и саморазвивающейся системы; — социальное бытие общества; — понятие социальной общности; — понятие и элементы социальной структуры общества; — понятия социальной стратификации и социальной мобильности; — историческое развитие социальных общностей; — основные проблемы социальной сферы белорусского общества; — целостность и взаимосвязь социальной жизни. Вопросы для самоконтроля

    9 стр., 4120 слов

    Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии

    ... индийской философии начинается в 6 в. до н. э., Когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, ... ортодоксальные. К неортодоксальным школам относятся: чарвака, джайнизм, буддизм. 3. Основные направления древнеиндийской философии. 3.1. Буддизм. Возникновение буддизма. Если спросить буддиста о том, ...

    1. Каковы основные признаки понятия «социальная общность»?
    2. Что Вы понимаете под социальной структурой общества?
    3. Выделите элементы социальной структуры общества.
    4. Какие Вы знаете социально-этнические общности?
    5. Какие существуют факторы складывания и функционирования этнических общностей?
    6. Что представляет собой класс как социальная общность?
    7. Как определяются классы с позиций философии марксизма?
    8. Какие социальные группы относят к микросоциальным структурам общества?
    9. Какие существуют дифференциации общества, вытекающие из природных различий людей?
    10. Какие социальные группы и классы можно выделить в современном белорусском обществе?
    11. Каково содержание понятия «социальный статус»?
    12. Какой мыслитель является автором теории социальной мобильности?
    13. Что представляет собой социальная мобильность? Каковы её виды?
    14. Каковы основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь?

    Практические задания

    1. Социальное развитие XX века отмечено развитием различного типа маргинальных групп. Относительно этих групп нет однозначных оценок учёных. По отношению к каким группам населения впервые было употреблено это понятие? Существуют ли в нашем обществе такие группы? Какова их роль в общественной жизни?

  • Известно, что учение о классах занимает важнейшее место в марксистской концепции общества. Какую роль, по К.Марксу, классы играют в общественной жизни? Вечно ли будет существовать классовая структура общества? А как Вы думаете?
  • Покажите на примерах связи сфер общественной жизни:

    — социальной и экономической,

    12 стр., 5987 слов

    Российская Федерация – социальное государство

    ... задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой. 2.2 Основные направления социальной политики РФ Охрана труда и здоровья людей В демократическом обществе гражданин ...

    — социальной и политической,

    — социальной и духовной.

    4. Прочитайте отрывок из работы П. Сорокина (Сорокин, П. Человек.

    Цивилизация. Общество./ П.Сорокин. – М., 1992. – С. 302-307, 373-392)

    Раскройте сущность его теории социальной стратификации и

    социальной мобильности.

    5. Каждый отдельный человек является членом нескольких социальных общностей. Как вы думаете, зависит ли от этого развитие индивидуальности человека? Приведите примеры влияния социальной общности (прогрессивной или реакционной) на человека.

    1. В чём заключаются различия между классами и стратами? Приведите примеры классов и страт, существующих в нашем обществе.
    2. С развитием какого общественного строя и почему связано развитие более высокой, нежели народность, исторической общности людей – нации? Что можно считать предпосылками консолидации народности в нации? Выделите основные объективные признаки нации. Является ли, на Ваш взгляд, национальное самосознание нациообразующим признаком?
    3. Проанализируйте взаимосвязь демографических и экономических процессов и состояний. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
      1. Зависит ли ускорение или замедление темпов экономического развития от такого показателя, как общая численность населения?
      2. Почему к числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относят темпы роста народонаселения?
      3. Какое влияние на экономические процессы оказывает миграционная активность населения?

    Можно ли проследить воздействие экономических процессов на вышеупомянутые демографические показатели и процессы?

    1. Прокомментируйте определение, которое даёт стратам П.Сорокин.

    Определяя страты через их совокупность, П.Сорокин писал:

    «Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной

    совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге.

    Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и

    привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии

    социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного

    сообщества» (Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество /

    П.Сорокин. – М., 1992. – С. 302).

    Приведите примеры страт, выделив

    их согласно критериям П.Сорокина, в каком-либо обществе.

    1. Известно, что в ряде стран Востока существовало и существует деление общества на такие социальные группы, как касты. Что представляет собой каста? В чём заключаются различия между кастами и стратами, сословиями, классами?

    Темы рефератов

    1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина.

  • Основные типы социальных структур.
  • Микросоциальная структура общества.
  • Демографическая структура общества.
  • Поселенческая структура общества.
  • Профессионально-образовательная структура общества.
  • Классы и классовые отношения в XX веке.
  • «Восстание масс» как феномен XX века.
  • Человек в мире социальных общностей.
  • Народ как социальная общность.
  • Учение К.Маркса о классах и классовой борьбе.
  • Проблема «массового индивида» в философии XX века.
  • Становление и основные типы семьи.
  • Понятие массы и толпы в современной социальной философии.

    Тема 3. Основные проблемы политической философии

    Основные понятия

    12 стр., 5694 слов

    Опека и попечительство как вид социальной заботы государства

    ... материального благосостояния. 1.2 Природа права на социальную заботу государства Право на социальную заботу должно быть признано как ... предполагается решить следующие задачи: 1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство; 2) определить содержание ... претендовать на предоставление заботы со стороны общества всего социального коллектива. Сочетание справедливости и сострадания в ...

    Политика, политическая система, право, власть, государство, правовое государство, суверенитет, гражданское общество, республика, монархия, демократия, федерация, конфедерация, унитарное государство, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, партии, общественные организации, профсоюзы, политическая элита, политическая культура, идеология, политическое насилие, война, мир, избирательная система, легитимность

    Содержание темы

    — политическое бытие общества, понятие политики;

    — политика и право;

    — государство — основной элемент политической системы общества;

    -концепция правового государства;

    — признаки и функции государства;

    — типы и формы государства;

    — государство и гражданское общество;

    -политика, право и нравственность в современном обществе;

    — политические партии и общественные организации

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что представляет собой политическая система общества и каковы её основные элементы?

  • Чем отличается политическая наука от политической философии?
  • В чём заключается сущность политической власти?
  • Что лежит в основе властных отношений?
  • Какова структура политической власти?
  • Каким является соотношение политики и власти?
  • Каковы причины возникновения и признаки государства?
  • Какие существуют типы и формы государства?
  • Какие функции осуществляет государство в обществе?
  • Что представляет собой гражданское общество и какова его связь с государством?
  • Что представляют собой политические партии?
  • Каковы типы политических партий?
  • Каковы функции политических партий в политической системе общества?
  • В чём состоит политическая роль общественных организаций и движений?
  • Раскройте сущность политического насилия?
  • В чём заключается сходство и различие правового государства и тоталитаризма?

    Практические задания

    16 стр., 7912 слов

    История развития психологии в России

    ... ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории развития отечественной психологии.век вошел в историю России как время крупнейших преобразований в науке вообще, и в ... философами России того времени в их трудах велась борьба с господствовавшей в государстве крепостнической и религиозное идеологией. Важной задачей ставилось изучение человека в научном и ...

    1. Покажите на примерах, почему политические партии как организации связаны с более широкими социальными общностями, чем профессиональные союзы. Что является социальной основой политических партий и профессиональных союзов?

  • Согласны ли Вы с утверждением, что появление государства как такового можно считать определённым завоеванием человеческой цивилизации? В какую историческую эпоху появились первые государства?
  • Выделите отличительные черты тоталитарных политических режимов. Является ли возникновение таких режимов чем-то случайным или на это существуют объективные причины?
  • Определите специфический признак власти. Что представляет собой политическая власть? Приведите примеры её проявления в обществе.
  • Известно, что отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или другого субъекта).

    В отношениях между какими субъектами возникает власть?

  • Английский мыслитель XVII века Т.Гоббс в своей работе «Левиафан» развивал тезис о том, что государство является «искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек». Правомерна ли, на Ваш взгляд, такая аналогия государства и человека? Обоснуйте свой ответ.
  • Объясните соотношение понятий политики и идеологии. Приведите примеры взаимосвязи политики и идеологии из истории и современности.
  • Какой философ ввёл впервые в научный оборот термин «гражданское общество»? Что представляет собой гражданское общество? Приведите примеры наиболее важных структурных единиц гражданского общества в экономической, социальной и духовной сферах.
  • Согласны ли Вы с утверждением о том, что государство по своей природе является формой организованного насилия? Каковы, по Вашему мнению, негативные и положительные черты политического насилия?
  • Как считал известный социолог XX века Макс Вебер, «государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определённой области … претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия». Согласны ли Вы с мнением М.Вебера, что ярко выраженным признаком государства является насилие?
  • Древняя Греция, как известно, имела богатый опыт демократии. В период расцвета древнегреческой демократии, при Перикле, граждане собирались 40 раз в год, в собрании мог участвовать всякий свободный афинянин и мог предложить к обсуждению любой вопрос. Но почему Платон и Аристотель негативно относились к демократии? В чём, по Вашему мнению, заключается существенное отличие современной демократии от античной?
  • Как Вы думаете, почему даже в современном демократическом обществе степень свободы человека определить очень сложно? Что, по Вашему мнению, ограничивает свободу человека? Почему нельзя противопоставлять друг другу свободу и власть?
  • Раскройте смысл важнейшего постулата макиавеллизма «Цель оправдывает средства». Используется ли этот принцип в политике глав современных государств? А как, по Вашему мнению, должны соотноситься политика и мораль? Что собой представляют принципы нравственной ответственности политического деятеля?
  • Как известно, история человечества – это прежде всего история войн. Означает ли это, что война вытекает из самой природы человека и общества? Или же войну следует рассматривать как продолжение политики иными средствами? Действительно ли информационные и телекоммуникационные революции в современном обществе превратили войну из соревнования в грубой силе в соревнование умов?

    Темы рефератов

    3 стр., 1486 слов

    Развитие сохраннных анализаторов

    ... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...

    1. Политика и власть.

  • Политика и мораль
  • Тоталитаризм и демократия.
  • Государство как политический институт общества.
  • Концепции происхождения и сущности государства.
  • Человек и государство.
  • Типы и формы государства.
  • Основные концепции власти.
  • Власть как философский, психологический и социологический феномен.
  • Свобода и рабство как проблема политической философии.
  • Реализм и идеализм в политике.
  • Оценка феномена войны в мировых религиях.

    Тема 4. Общество как развивающаяся система

    Основные понятия

    Система, социальная система, социосинергетика, порядок, хаос, закон, необходимость, случайность, самоорганизация, движущие силы истории, источник развития, противоречие, интерес, социальный конфликт, межличностный конфликт, социальная группа, класс, нация, личность, элита, народ, масса, толпа, революция, эволюция, насилие, ненасилие, общественный прогресс.

    Содержание темы

    — специфические черты общества как саморазвивающейся системы;

    — закономерности общественного развития;

    — историческая необходимость и свобода личности;

    — источники и движущие силы социальной динамики;

    — природа социальных противоречий;

    — революция и эволюция в общественной динамике;

    — понятие субъекта исторического процесса;

    — концепция элит в современной социальной философии;

    — феномен массового общества

    Вопросы для самоконтроля

    1. Каковы специфические черты общества как саморазвивающейся системы?

    2. Назовите мыслителей, предметом исследования которых была проблема системности общества.

    3. В чём отличие общественных законов от законов природы?

    4. Что выступает в качестве источников социального развития?

    5. Каков смысл понятия «движущая сила истории»?

    6. Раскройте смысл понятий «волюнтаризм» и «фатализм».

    7. В чём сущность социального конфликта?

    8.Назовите пути и способы разрешения социальных конфликтов.

    9. Дайте определения понятий «революция» и «эволюция».

    10.Назовите объективные и субъективные факторы исторического процесса.

    11. Назовите представителей теории ненасилия.

    12. Сформулируйте основную идею теории ненасилия.

    13. Какие законы общественного развития были сформулированы Марксом?

    14. Назовите субъектов исторического процесса.

    15. Какова основная идея концепции элит в современной социальной философии?

    16. В чём сущность феномена массового общества?

    17. Назовите критерии общественного прогресса.

    Практические задания

    12 стр., 5880 слов

    Паблик рилейшнз в современном обществе как средство формирования ...

    ... многом происходит накопление и передача социального опыта, ценностей культуры, всякого рода достижений людей. Общественное мнение в этом случае играет роль камертона, ибо во многом именно от него ... времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия. Россия обладает своей историей развития PR как науки об установлении ...

    1. Почему важнейшей чертой общества является его самодостаточность? Обоснуйте свой ответ с помощью конкретных примеров.

    2. Как известно, источниками социального развития являются внутренние противоречия. Что такое противоречие? Какова природа социальных противоречий? Приведите примеры разнообразных социальных противоречий.

    3. Почему в историческом развитии общества конфликты часто являются средством проявления социального насилия? Приведите примеры, подтверждающие тот факт, что социальное насилие олицетворяет агрессивность и деструктивность в обществе, а также господство одной воли над другой, иногда угрожающее человеческой жизни.

    4. Проанализируйте различные подходы, сложившиеся в социально-философской мысли к проблеме соотношения исторической необходимости и свободы. Какой из этих подходов соответствует Вашей собственной точке зрения? Обоснуйте свой ответ.

    5. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость и нелинейность развития. Означает ли это, что учёные вообще не могут строить модели социального прогнозирования и социальный мир является абсолютно произвольным и неуправляемым?

    6. В социальной философии сформировались различные подходы относительно вопроса об источниках социальной динамики. Определите эти подходы. В чём сущность марксистского понимания источника социальных трансформаций, а также альтернативных точек зрения М. Вебера и П.Сорокина?

    7. К. Маркс полагал, что развитие общества представляет собой естественноисторический процесс. Объясните, почему этот процесс, с одной стороны, является естественным, а с другой стороны – историческим.

    8. Специфика социологических законов предполагает необходимость различения объективных и субъективных факторов истории. Что следует понимать под этими факторами? Определите основные философские подходы к решению проблемы соотношения объективных и субъективных факторов общественного развития.

    9. Исторический опыт свидетельствует о том, что для общественной жизни, как и всего окружающего мира, характерно диалектическое взаимопроникновение необходимого и случайного. Как Вы думаете, каким образом возникают случайности в общественной жизни? Какова их роль в обществе? В каком смысле можно говорить о фундаментальной роли случайности в общественном процессе?

    10. Выделите различные подходы к проблеме соотношения революции и эволюции в общественном развитии. Согласны ли Вы с утверждением, что революционное и эволюционное оказывается неразрывно связанными, переплетёнными не только в историческом процессе, но и в конкретных локальных явлениях? Приведите конкретные примеры.

    11. По мнению многих мыслителей, социальные революции носят закономерный характер. Какую роль, по Вашему мнению, выполняют социальные революции в обществе: прогрессивную или регрессивную? Обоснуйте свой ответ.

    12. Как известно, в социологической литературе длительное время господствовала идея беспредельных возможностей общественного прогресса. Однако произошедшие в современном обществе изменения поставили под сомнение традиционную прогрессистскую концепцию, предупреждая человечество о пределах роста. Назовите современные концепции, раскрывающие проблему пределов общественного развития.

    13. Проблема превращения толпы в народ как совокупность личностей, поставленная марксизмом, до конца не решена и сегодня. Почему именно в современный период эта проблема является чрезвычайно актуальной? Как Вы думаете, способны ли современные люди оказать определяющее воздействие на выбор пути дальнейшего исторического развития, или они представляют собой толпу, ведомую демагогами?

    14. В современном мире особенно активным субъектом общественного развития является нация. Можно ли утверждать, что обязательным результатом национальных движений является прогрессивное изменение общества? Или же в истории могут иметь место иные ситуации? Подтвердите свой ответ примерами.

    15. Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории не означает отрицания или принижения роли отдельных людей, как выдающихся личностей, так и каждого индивида. Какова, по Вашему мнению, роль любой личности в историческом процессе? При каких условиях выдающаяся личность оказывает заметное воздействие на ход общественного развития?

    Темы рефератов

    1. Историческая необходимость и случайность: их соотношение.

    2. Революционное и эволюционное в историческом процессе.

  • Идея единства исторического процесса.
  • Проблема субъекта и движущих сил общественного развития: народ, масса, толпа, элита.
  • 5.Единство и многообразие истории.

    6.Общественный прогресс и его критерии.

    7. Концепция элит в современной социальной философии.

    8. Роль интеллигенции в современном обществе.

    9. Национальные движения и общественный прогресс.

    10. Роль личности в истории.

    11. Классовая борьба как движущая сила истории.

    Тема 5. Предмет и структура философии истории

    Основные понятия

    Философия истории, историческая реальность, историческая эпоха, история, социальный закон, социальная динамика, социальный субъект, общественный прогресс, революция, эволюция, толпа, масса, классы, нации, формация, цивилизация, локальная цивилизация, культура, открытое и закрытое общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, глобализация

    Содержание темы

    — становление, предмет и структура философии истории;

    — понятие исторической реальности;

    — основные факторы социальной динамики;

    — типы социального развития: циклический, линейный, спиралевидный;

    — формационный и цивилизационный подходы к исследованию общества;

    — типы цивилизаций в истории общества

    Вопросы для самоконтроля

    1. В чём суть философии истории как специфического раздела философского знания?

    2. Раскройте смысл понятия «историческая реальность»

    3. Выделите основные факторы социальной динамики

    4. Какова особенность линейных интерпретаций исторического процесса?

    5. Какова особенность нелинейных интерпретаций исторического процесса?

    6. Раскройте смысл понятия «общественно-экономическая формация»

    7. Какой мыслитель является автором учения об общественно-экономических формациях?

    8. Выделите основные подходы к осмыслению понятия «цивилизация».

    9. Выделите типы цивилизаций в истории общества.

    10. Назовите представителей цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса.

    11. Назовите автора классического варианта теории локальных цивилизаций.

    12. Каковы особенности постиндустриальной цивилизации?

    13. Каковы особенности информационного общества?

    14. Выделите особенности западной цивилизации.

    15. Выделите особенности восточной цивилизации.

    16. В чём различие между открытым и закрытым обществом?

    Практические задания

    1. Проведите сравнительный анализ теорий цивилизационного развития Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

    2. Сопоставьте цивилизации Запада и Востока, найдите общее и особенное в их развитии.

  • Как известно, К. Поппер провёл различие между «закрытым» и «открытым» обществом. Объясните, почему этот мыслитель закрытое общество называет «коллективистским», а открытое – «индивидуалистическим»? Можно ли согласиться с существующей точкой зрения, что индивидуализм и коллективизм в чистой форме проявляются только в немногих общественных структурах?
  • Прокомментируйте высказывание известного русского философа С.Л. Франка: « Если история вообще имеет смысл, то он возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеют своеобразное собственное значение в ней, являются творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен поэтому лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в её целом» (Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк – Париж, 1930. – С.42).

    В чём ещё, по Вашему мнению, может заключаться смысл истории? Или такого смысла не существует? Обоснуйте свой ответ.

  • 5. Известно, что учение К.Маркса об общественно-экономических формациях стало предметом острой полемики в современной социальной философии. В то же время невозможно отрицать, что учение о формационной структуре общества явилось значительным завоеванием социально-философской мысли. Обоснуйте данное утверждение. Выделите те проблемы, которые возникли в теории общественно-экономических формаций в результате развития общественной практики.

    6. В традиционных обществах изменения в общественной жизни происходили медленно, в течение веков. Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать предназначенному ролью, даже если эта роль – роль короля. Как Вы думаете, о чём свидетельствуют известные слова Людовика XIV «Государство – это Я» — о высочайшей степени свободы человека или о жесточайшей зависимости его от своей роли? Может ли считаться и быть свободным человек традиционного общества?

    7. Известно, что термин “цивилизация” употребляется прежде всего в значении уровня развития общества. Французские просветители, которые впервые использовали этот термин, делили историю человечества на варварство и цивилизацию. На чём, по их мнению, должно основываться цивилизованное общество? Что, как правило, считается системообразующим основанием цивилизации в современных её определениях?

    8. Сопоставьте понятия “цивилизация” и “общественно-экономическая формация”. Выделите общие и специфические черты этих социальных систем. В чём, как Вы думаете, заключается отличие между цивилизацией и формацией конкретного общества?

    9. Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойдённых высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я.Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях. Как Вы думаете, применимо ли данное суждение к цивилизациям, существующим в современном мире? Обоснуйте свой ответ.

    10. Вопрос о том, станет ли человек лучше благодаря цивилизации, Ф. Ницше считал смешным, так как противоположное ясно как день. В чём, по мнению Ницше, заключается глубочайший антагонизм между культурой и цивилизацией? Назовите других мыслителей, придерживающихся даной точки зрения. Какие аргументы они приводили, доказывая, что цивилизация есть «смерть духа культуры»?

    11. А.Бергсон определял закрытое общество краткой формулой: «авторитет, иерархия, неподвижность». Черты такого закрытого общества мы находим в первобытной общине, в государствах Древнего мира… А есть ли в современном мире такие общественные системы, существование которых полностью определяется формулой Бергсона? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.

    12.Чем, как Вы думаете, можно объяснить тот факт, что возникновение и развитие обществ открытого типа сопровождается активной и нередко агрессивной экономической, политической и культурной экспансией на другие страны? Приведите наиболее типичные примеры, подтверждающие данный факт.

    Темы рефератов

    1. Особенности стадиально-поступательного подхода к анализу исторического процесса.

  • Постмодернистская интерпретация истории.
  • Единство и многообразие истории.
  • Цивилизация и культура, их соотношение.
  • Линейные и нелинейные концепции развития общества.
  • Проблема единства и цели мировой истории.
  • Культура, цивилизация, формация.
  • Цивилизации как ступени развития человечества.
  • Проблема конфликта цивилизаций в XXI веке.
  • Марксистская концепция общественно-экономических формаций.
  • Цивилизационные концепции общественного развития.
  • Западная и восточная модели развития цивилизации.
  • Тема 6. Техника и её роль в истории цивилизации

    Основные понятия Экономика, техника, технология, способ производства, производительные силы, производственные отношения, предмет труда, средства труда, средства производства, общественное производство, труд, собственность, форма собственности, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, наука, деятельность, ответственность. Содержание темы — экономическое бытие общества и закономерности его развития; — понятие техники и технологии; — материальное производство и его роль в развитии общества; — понятие способа производства, его структура и основной закон; — труд как общественное явление, его элементы; — философские проблемы собственности; — человек в мире социально-экономических отношений; — социальные последствия научно-технического прогресса; — перспективы постиндустриальной цивилизации. Вопросы для самоконтроля

    1. Какова структура экономической сферы общественной жизни?

  • Какую роль играет экономическая сфера в жизни общества?
  • Назовите основные концепции технологического детерминизма.
  • В чём сущность концепций, альтернативных технологическому детерминизму?
  • Какова структура способа производства материальных благ?
  • В чём заключается диалектика производительных сил и производственных отношений?
  • Что представляет собой труд как природный и общественный процесс?
  • В каких отношениях между людьми раскрывается смысл понятия собственности?
  • Какие философы осуществили наиболее обстоятельный анализ роли собственности в жизни общества?
  • В чём заключаются особенности развития экономической сферы общественной жизни в XXвеке?
  • В чём состоит сущность экономической реформы в Республике Беларусь?
  • Какова основная идея теории постиндустриального общества Д.Белла?
  • В чём смысл понятий «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция»?
  • Каковы положительные последствия научно-технического прогресса?
  • Каковы отрицательные последствия научно-технического прогресса?
  • В чём сущность концепций информационного общества?Практические задания
    1. Покажите на примерах связи сфер общественной жизни:

    • экономической и социальной;
    • экономической и духовной;
    • экономической и политической.
    1. Известно, что смысл труда заключается в достижении определённых результатов, реализации заранее поставленных целей. Другими словами, труд – это процесс созидания. Что же, как Вы думаете, создаётся в процессе труда? Можно ли считать духовные явления продуктами труда?
    2. Субъектом частной собственности является человек. А что может быть (или не быть) объектом собственности? Приведите примеры из разных исторических эпох.
    3. Сопоставьте взгляды Ж.-Ж. Руссо и Г.В.Ф. Гегеля на природу и роль в обществе частной собственности.
    4. Приведите примеры, свидетельствующие о возрастании роли

    государственного регулирования экономической сферы общественной

    жизни в XX веке. Оказывают ли политические решения влияние на

    развитие экономики?

    1. Почему, как Вы думаете, в античном мире физический труд рассматривался как тягость? В какую историческую эпоху и в связи с чем труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело?
    2. Проведите сравнительный анализ учения К. Маркса об общественно-экономических формациях и теории стадий экономического роста У. Ростоу.
    3. Раскройте смысл высказывания О.Шпенглера «Техника не должна быть истолкована в терминах орудий. Важно не то, как сделана вещь, но то, что можно сделать с нею…» Каково Ваше собственное отношение к технике? Обоснуйте свой ответ.
    4. Немецкий философ Х.Бек полагает, что сравнение с искусством позволяет точнее раскрыть сущность техники. Как, по Вашему мнению, соотносятся техника и искусство? В чём их сходство и различие?

    10. В современном мире развитие техники всё более остро проявляет двойственный характер её достижений. Это заставляет людей задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Как Вы думаете, почему в современном общественном сознании существует страх перед техническим прогрессом? В чём состоит ответственность современных учёных и технических работников перед обществом?

    11. Один из мыслителей русского религиозного ренессанса В.В.Розанов, предчувствуя грядущую глобальную технизацию, предсказывая её экспансию, в начале XX века писал: «Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа… И вдохновение умерло». Как Вы понимаете смысл высказывания В.В.Розанова? Согласны ли Вы с мнением современных мыслителей, что человек в определённых социальных условиях превращается в раба машины?

    12. О.Тоффлер в своих произведениях, анализируя сверхиндустриальное общество, использует понятия «футурошок» и «модульный человек». Раскройте смысл этих понятий. Согласны ли Вы с оценкой Тоффлера тенденций развития современного общества?

    Темы рефератов

    1. Материальное производство – основа общественной жизни.

  • Основные направления экономической политики белорусского государства.
  • Категория труда в философии и экономике.
  • «Человек экономический»: реальность и перспективы.
  • Свобода индивида и экономическая свобода.
  • Труд как феномен бытия человека.
  • Осмысление феномена труда в философии марксизма.
  • Философское осмысление проблемы частной собственности.
  • Способы производства: государственный и рыночный.
  • Структура и функции экономической сферы общественной жизни.
  • Феномен техники в общественной жизни.
  • Философия техники, её предмет и задачи.
  • Социальные последствия научно-технического прогресса.
  • Техника в контексте глобальных проблем.
  • Этика в техническом обществе.
  • Феномен информационного общества.
  • Теория постиндустриального общества Д.Белла.

    Тема 7. Философия культуры

    Основные понятия

    Духовность, дух, духовное производство, духовная жизнь, общественное бытие, общественное сознание, общественная идеология, общественная психология, культура, субкультура, антикультура, идеология, мораль, философия, религия, искусство, наука, традиции, новации, ценности, аксиология.

    Содержание темы

    — понятие культуры, философия культуры;

    — основные парадигмы философского анализа культуры;

    — традиции и новации в развитии культуры;

    — духовная жизнь общества;

    — понятие и структура общественного сознания;

    — новейшие тенденции в социокультурном развитии белорусского общества

    Вопросы для самоконтроля

    1. Какие существуют наиболее типичные определения понятия «культура» в современной литературе?

  • В чём заключается сущность философии культуры?
  • Назовите функции культуры.
  • Выделите основные подходы к пониманию культуры.
  • Какова роль субкультуры и контркультуры в системе культурной динамики?
  • Раскройте соотношение материальной и духовной культуры.
  • В чём заключаются особенности молодёжной культуры?
  • Каково соотношение культуры и нравственности?
  • В чём заключаются особенности духовной жизни общества?
  • Что такое общественное сознание?
  • Какова структура общественного сознания?
  • Какие существуют исторические типы общественного сознания?
  • Каковы формы общественного сознания?
  • Как можно объяснить многообразие форм общественного сознания?
  • Какова роль общественной психологии в жизнедеятельности общества?
  • Что представляет собой массовое сознание?
  • Каковы особенности духовного производства?
  • Что представляют собой духовные потребности, духовное общение, духовное потребление?
  • Что такое духовность?
  • Какие существуют институты в духовной сфере общественной жизни?
  • Каковы истоки белорусской народности и белорусской культуры?
  • Назовите базовые черты менталитета белорусов.
  • Выделите особенности белорусского национального самосознания.
  • Как влияет глобализация на белорусскую национально-культурную идентичность?

    Практические задания

    1. Приведите примеры из истории, которые подтверждали бы распространённое мнение о том, что общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований.

  • В современном мире всё большее значение приобретает такая характеристика человека, как менталитет. Что представляет собой менталитет человека, социальной общности? Как Вы думаете, всегда ли менталитет человека соответствует менталитету той социальной общности, членом которой он является?
  • Известно, что политическое, правовое, религиозное, философское, нравственное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом какая-то из форм общественного сознания может выступать в качестве определяющей. Приведите примеры обществ (этапов исторического развития), которые явно могут продемонстрировать доминирование какой-либо из форм общественного сознания над другими. Объясните сущность данного явления.
  • Как известно, существуют многообразные подходы к пониманию культуры. Назовите эти подходы. Согласны ли Вы с утверждением многих мыслителей, что основополагающим подходом в культуре является деятельностный подход? Любая ли деятельность человека предполагает возникновение культуры?
  • По мнению О.Шпенглера, цивилизация – это последняя заключительная стадия существования любой культуры. Согласны ли Вы с данным утверждением? Какие существуют другие варианты соотношения цивилизации и культуры?
  • Современный процесс суверенизации различных народов характеризуется возрождением национальных культур. Как вы думаете, означает ли этот процесс формирование национализма в этих странах или их культура характеризуется единством национального и общечеловеческого? Приведите соответствующие примеры.
  • Почему XVI век считается «золотым веком» белорусской культуры? Приведите конкретные примеры.
  • Каково, по Вашему мнению, соотношение понятий «культурный человек» и «цивилизованный человек»? Можно ли быть человеком цивилизованным, но не культурным? И, наоборот, – культурным, но не цивилизованным?
  • Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что представляют собой ценности культуры? Как взаимосвязаны между собой ценности культуры и деятельность человека? Приведите конкретные примеры.
  • Как Вы думаете, какую роль играют традиции в развитии современной культуры? Обоснуйте свой ответ.
  • Представители материалистического понимания истории, рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, указывали на производность и вторичность общественного сознания. Означает ли это отсутствие у общественного сознания самостоятельности? Обоснуйте свой ответ.
  • Особенностью современного процесса формирования нового миропорядка является глобализация, характеризующаяся свободным движением капиталов и возрастающей зависимостью национальных экономик от глобальных финансовых рынков, а также стиранием географических границ социальных и культурных систем. Возможно ли культурное сопротивление данному процессу? Обоснуйте свой ответ.

    Темы рефератов

    1. Свобода и нравственность.

    2. Религия и искусство.

  • Искусство и его роль в культуре.
  • Феномен массовой культуры.
  • Основные парадигмы философского анализа культуры.
  • Культура и цивилизация, их соотношение.
  • Культура и нравственность.
  • Традиции и новации в динамике культуры.
  • Диалог культур в современном мире.
  • Этапы развития белорусской идеи.
  • Особенности национально-культурной самоидентификации белорусов.
  • Глобализация и культура.
  • Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия.
  • Особенности молодёжной культуры.Учебное издание СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Практикум для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Авторы-составители: Кандидат философских наук, доцент Климович А.В., кандидат философских наук, доцент Перевалова Л.В. Редактор Г.И.Займист