Актуальность проведения профориентационных занятий в начальных классах

Загашев И.О.

Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения. Тема 1. Принципы построения профориентационных занятий. Структура профориентационного кабинета. Формы и методы профориентации.

 

Педагог-психолог может сосредоточиться на работе с одним каким-то возрастом, а может работать комплексно: сопровождая развития школьника с первого по последний классы. Последний вариант и называется психолого-педагогическим сопровождениям процесса профессионального самоопределения.

Мы рассмотрим принципы построения профориентационных занятий. Структуру профориентационного кабинета педагога-организатора и основные формы и методы профориентации, приемлемые для каждого возраста.

Кое-что будет повторяться из первых двух разделов. Нужно сосредоточиться на выявлении информации по теме раздела 3.

Актуальность проведения профориентационных занятий в начальных классах

Для того чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо еще раз вспомнить стадии становления профессионального самосознания.

I. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5 – 3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет).

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдаемых им действиях взрослых. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

II. Стадия профессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому что, еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно эта деятельность создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия, направленные на становление профессионального самосознания характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14-16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

4 стр., 1593 слов

Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности

... 2004. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М., 2004. Семинарское занятие №8 Психология профессиональных кризисов и деструкций Вопросы для обсуждения: Профессиональные деформации личности и их ... трудовой мотивации. Контрольные вопросы и задания для самопроверки Обосновать, почему стадии профессионального становления человека не могут быть четко привязаны к определенным возрастным ...

III. Стадия профессионального самоопределения. На этой стадии завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников не завершается с окончанием обучения в школе! И именно профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.

Итак, в дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. Какова же их структура?

 

Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для первого и для четвертого классов. Необходимо кратко их рассмотреть, чтобы понять обоснованность использования тех или иных методов работы.

Возрастные особенности младших школьников (сосредоточьтесь только на том, что связано с профориентационными занятиями!)

 

Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (т.е. той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни).

В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому для профориентационных занятий для первоклашек мы должны включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, связанными с темой занятия. Например, педагог, рассказывающий о профессии ювелира, готовит о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж. Он рассказывает на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях композиции – двух-трех – не более – и школьники изображают рисунок будущего ювелирного изделия на листе бумаги (например, разукрашивают «Яйцо Фаберже»).

Если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то – садится на место. Оставшиеся пять человек – самые аккуратные водители! Скорость «задает» педагог словами: быстрее, еще быстрее, очень быстро!

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...

... развития в юности. Основные задачи развития. Становление профессиональных ориентаций и выбор профессии в юности. Становление ... семьи и школы. 3. Заполните таблицу «Психологические основы воспитания» Ребенок до поступления в школу Младший школьник ... (выписать личностные новообразования младшего школьного возраста). Семинарское занятие № 18 Психологическая характеристика подросткового и юношеского ...

К семи годам ребенок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Но эта способность развивается не сама собой, а посредством конструкторской, художественной, творческой деятельности. Дети могут выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Доказано, что если эти способности развиты в достаточной степени, тогда учащиеся легче запоминают материал. Эту возрастную закономерность педагог может использовать при выполнении заданий на визуализацию (метод направленного воображения).

Показав учащимся кабину головного вагона (профессия «машинист»), а затем – прикрыв ее занавеской, – педагог просит закрыть их глаза и внимательно, «в голове», рассмотреть все детали. Затем учащиеся открывают глаза и вспоминают, что удалось запомнить, и зачем эти детали нужны. Раздвинув шторы, педагог предлагает ребятам сопоставить то, что они смогли вспомнить с тем, что они видят теперь.

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения.

Первоклассники при работе с каким-то понятием отмечают прежде всего наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта…».

Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию (не всегда подходящую).

Особо трудно первоклассникам «даётся» понимание и установление причинно-следственных связей (от причины он еще может вывести следствие, но от следствия – к причине – сложно).

Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?».

Именно поэтому, в процессе планирования профориентационного занятия, важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали на основе существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто же такой – бухгалтер. Вспомни наше занятие!»

Дети в этом возрасте запоминают механически, неорганизованно. Им легче заучить, чем рассказать «в общих чертах», поэтому важно развивать осмысленное запоминание.

Внимание еще неустойчиво. Дети (особенно в первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются… Долгие (более 4-5 минут) диспуты на темы «Как быть хорошим другом?», «Как вести себя хорошо?» и т.п. представляются не эффективными. Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании урока на познавательных интересах детей (что им действительно интересно! А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, рассказывать «страшилки» и «смешилки»; им нравится получать от учителя личную (но конкретную) похвалу и многое другое).

5 стр., 2500 слов

процесс формирования технических умений у детей младшего дошкольного ...

... занятиях по рисованию. Объект исследования – процесс формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста на занятиях ... предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и ... детей различным техникам изображения с использованием различных инструментов и материалов. Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо ...

При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой-то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь мешка, – только на ощупь – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

В этом возрасте ребята часто действуют не подумав, т.е. импульсивно, у них плохо получается долго преследовать намеченную цель. Им интересна не сама по себе учебная деятельность, а результаты своего труда (т.е. не «получение новых знаний», а «что у меня из всего этого выйдет и как к этому отнесется тетя-учительница»).

Во втором-четвертом классах возрастные особенности младшего школьника уже не столь сильно связаны с дошкольным возрастом, поэтому мы их рассматриваем отдельно.

Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным (т.е. если первоклассники могут путать буквы Э и З, цифры 9 и 6, младшие школьники во 2-4 классах уже не допускают подобных ошибок).

Тем не менее необходимо продолжать использовать в работе упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций и т.д. Учащиеся 2-4 классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции, его роль в жизни людей. Они по-прежнему испытывают трудности в описании объемных фигур, поэтому необходимо эту способность целенаправленно развивать.

Очень важно во 2-4 классах развивать способность к интерпретации (объяснению).

Если в первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то в более старших классах начальной школы нам необходимо развивать умение детей описывать, какие события изображены на картинке и оценить происходящее на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2-3 классе взрослому необходимо развивать умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. По-прежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения.

Во втором-четвертом классах детям легче, но по-прежнему сложно самим ставить задачи для запоминания (что необходимо запомнить, зачем, что – дословно, а что – в общих чертах), им сложно запоминать «в общих словах». Таким образом, необходимо развивать способность детей ставить цели запоминания, а также – обучать их навыкам мнемотехники. Успешность запоминания в этом возрасте связаны не с низким уровнем памяти, а с плохо развитым произвольным вниманием и слабой мотивацией.

12 стр., 5989 слов

Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего ...

... 3. Выявить педагогические условия формирования самостоятельности у детей на занятиях аппликацией. Методы исследования: методы теоретического исследования (метод ... в одно из фундаментальных качеств личности. Самостоятельность необходимо рассматривать и воспитывать как универсальное качество ... труде, познании, спорте, общении, художественном творчестве, выборе профессии, ратном деле, создании семьи и т. ...

Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30-35 минут, то во 2-4 классах это время увеличивается до 40-45 минут. К окончанию третьего-четвертого классов школьники должны уметь быстро переключать с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание (между чтением и слушанием, например).

Эта способность развивается при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии детям начальных классов легче в парах.

По-прежнему активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для развития пространственного мышления, стратегического мышления и прогностичности.

К третьему-четвертому классам учащиеся уже должны уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Если средний первоклассник аргументирует ссылаясь на какой-то факт, явление, то к четвертому классу ученик может развернуть аргументацию, дать обоснованное доказательство.

К третьему-четвертому классу дети все больше осознают и формулируютнормы поведения(а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы).

К третьему классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок), поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо».

Без учета возрастных особенностей профориентационное занятие в начальных классах будет «буксовать».

 

Структура профориентационного занятия в начальной школе

Из краткого анализа возрастных особенностей младшего школьника можно сделать вывод о существенных аспектах построения профориентационного занятия в начальной школе. При планировании мы опираемся на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, обоснование, краткий план, используемые материалы, ход занятия, анализ и используемые источники. В общем и целом, по такому плану педагоги описывают свои занятия. Будем его придерживаться и при описании профориентационных занятий, – только с учетом специфики темы. Кстати, тема занятия, как Вы понимаете, будет соответствовать той профессии, с которой Вы будете знакомить учащихся: инженер, дизайнер, учитель или повар. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!».

Цель

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В некоторых методических рекомендациях по целеполаганию учителей просят формулировать не одну, а сразу три цели: учебную, развивающую и воспитательную. Если пример учебной цели для профориентационных занятий мы сформулировали, то развивающую цель мы можем выписать из возрастной психологической характеристики школьника (см. выше), например, развитие осмысленного запоминания, развитие дифференцированного восприятия, развитие произвольного внимания и др. Что же касается воспитательной цели, то обычно в формулировках целей такого типа используется термины – «ценности», «нормы поведения». Примером развивающей цели может быть: осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире; или – совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

13 стр., 6350 слов

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине ...

... труда……….. 5 Семинарское занятие №2 Предмет и место психологии труда в системе наук…………………………………. 6 Семинарское занятие №3 Система основных понятий психологии труда………………………………………….. 7 Семинарское занятие №4 Методы психологии труда………………….. 9 Семинарское занятие ...

Уважаемый читатель сам определится, какой стратегией целеполагания ему стоÛит воспользоваться – полной или сокращенной. Главное – цель должна быть сформулирована максимально конкретно и должна объективно наблюдаться у большинства учащихся (по их продуктам деятельности, по словам, по их поведению).

 

Задачи

 

Задачи представляют собой некие промежуточные шаги по достижению цели занятия. Если занятие рассчитано на 40-45 минут, то понятно, что таких задач не может быть более трех-четырех. К примеру, мы знакомим детей с профессией повара. Задачи могут быть такими:

· провести мини-лекцию об основном содержании профессии повара;

· познакомить учащихся с основными требованиями профессии повара к человеку;

· познакомить учащихся с основными орудиями труда;

· подвести итог занятия.

 

Если вы хотите что-то еще провести для достижения цели: посмотреть вместе с учащимися видеосюжет и потом обсудить его; пригласить для беседы представителя этой профессии, провести работу в малых группах и т.д., то это нужно отразить в задачах. Самое главное – задачи должны быть сопоставимы с целью и сформулированы максимально опознаваемо. Например, формулировка одной из задач: «учить дружбе» будет не соответствовать указанным критериям, так как не связана с целью занятия и сформулирована достаточно корректно.

 

Краткий план занятия

По краткому плану Вы сможете примерно сориентироваться и оценить первичные риски и возможности: хватит ли у вас времени на то или иное задание, готовы ли Вы к тому, что останется свободное время. Педагоги начальной школы хорошо знают, что детей нужно приучать к четкому распорядку, поэтому не рекомендуется заканчивать задание раньше времени, поэтому в кратком плане необходимо отразить. Ниже приводится пример такого краткого плана.

 

Краткий план занятия по теме «Знакомьтесь! Профессия – повар!»

 

· Организационный момент. 3 мин.

· Проведение игры «Профессия по ассоциации». 2-4 мин.

· Рассказ-беседа о профессии повара. 6-8 мин.

· Работа с пакетом наглядности по профессии «Повар» в парах. 5 мин.

· Обсуждение результатов работы. 2-3 мин.

· Игра-разминка «Дорисуй». 5 мин.

· Рассказ «Один день из жизни повара» с обсуждением и зарисовкой. 5 мин.

· Игра «Продукты на букву…». 3 мин.

16 стр., 7530 слов

Тематика практических занятий 2

... консультирования. – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы ... консультирования и системных решений, 2009. - 224 с. Практическое занятие №5. Семейные расстановки по Берту Хеллингеру Понятие о ... консультирования и системных решений, 2009. - 224 с. Практическое занятие №6. Методы решения семейных проблем методами семейных расстановок ...

· Подведение итогов «Что нового о профессии повара мы узнали?» 3-4 мин.

 

Общее время занятия: 40 минут.

 

Такой краткий план позволяет сориентироваться, что можно будет сделать, если нужно будет провести «внеплановую» игру.

 

Используемые материалы

Из описания возрастных особенностей младшего школьника вы можете сделать вывод о том, что для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Желательно, чтобы эти особенности нашли свое отражение в подборе материалов.

Например, для знакомства детей с профессией повара могут использоваться: бумага формата А 4, цветные карандаши, раздаточная наглядность «Орудия труда повара», «Кроссворд», карточки для игры «Дорисуй», форма одежды повара.

 

Ход занятия

На этом этапе вы подробнейшим образом описываете, что вы будете делать и говорить. Если у вас нет достаточно большого опыта работы с маленькими детьми, то у вас в речи могут проскальзывать недетские слова, слишком общие формулировки; вы можете ошибиться в выборе наглядности (схемы и графики детям не подходят!).

Всю методику преподавания в начальных классах не уместить в двух строчках, поэтому самый простой способ – показать свой план учителю или завучу начальных классов, чтобы они дали необходимые методические рекомендации. Но для того, чтобы рекомендации принесли пользу, занятие должно быть максимально подробно описано! Чтобы составить представление о степени подробности описания, мы приведем описание начала профориентационного занятия в начальной школе по теме «Повар» (занятие составлено совместно со студенткой Санкт-Петербургского педагогического колледжа № 1 им. Н. А. Некрасова Филатовой Светланой).

1. Здравствуйте! Меня зовут – Светлана Сергеевна (имя и отчество написаны крупно разборчиво на доске; у детей на столах лежат только пеналы с цветными карандашами и чистые листы бумаги, а также – таблички с именами).

Сегодня мы с вами узнаем кое-что новое и интересное о той профессии, которую вы все достаточно хорошо уже знаете и часто встречаетесь с ее представителями. Попробуйте ее отгадать (отгадывают по типу телеигры «Устами младенца»).

Я попросила очень маленького мальчика описать эту профессию и вот, что он сказал: «Они делают так, что становится вкусно… Иногда они пачкаются… По телевизору говорят, что потом жевачку надо жевать…». (После каждой «реплики» воображаемого мальчика дети пытаются отгадать профессию и объясняют, почему они так считают).

Из этого небольшого отрывка вы должны понять, что степень подробности описания должна быть достаточно высока!

Анализ занятия

В специальной методической литературе существуют разные схемы анализа занятия: есть короткие, а есть громоздкие – для управленцев. Мы воспользуемся той схемой, которой пользуется большинство практиков.

· Соответствие используемых форм, приемов и методов заявленной цели. Обычно такой анализ начинается со слов: «Я считаю, что цель данного занятия была достигнута на основе того, что…». Критериями соответствия действий педагога и учащихся цели могут быть продукты деятельности учащихся (они изобразили деятельность повара и на их рисунках были отображены те орудия труда, о которых они не знали раньше); сама наблюдаемая деятельность большинства учащихся (большинство учащихся участвовало в классификации карточек с орудиями труда повара по выделенным категориям) и т.д.

· Соблюдение основных принципов дидактики. Еще на заре становления урочной системы были сформулированы правила, по которым до сих пор работают учителя. Назовем три из них. «От опыта – к обобщениям» – это принцип говорит о том, что детям сначала необходимо ощутить, посмотреть, наглядно воспринять, а затем – обобщать. «Принцип смены видов деятельности» – этот принцип особенно важен для начальных классов. Дети плохо воспринимают длительные монологи. Нужно чередовать рассказы, беседы, письменные и рисуночные задания, ролевые игры в течение занятия. «Принцип активности и учета возрастных особенностей» – как известно, любое истинное познание происходит только в деятельности, поэтому критерием усвоения ребенком материала может быть только выполнение им каких-то заданий, связанных с темой занятия. И эта активность должна быть организована так, чтобы она не была слишком простой и слишком сложной для учащихся.

· Организационные моменты. Анализируя этот аспект, мы описываем, насколько поддерживалась рабочая атмосфера на занятии, насколько педагог грамотно организовывал активность учащихся: работу в парах, в малых группах, индивидуальную работу. Учитывается расчет времени занятия, использование педагогом пространства класса, оформление доски.

· Коммуникативные аспекты занятия. Здесь мы учитываем, насколько педагог смог установить контакт с классом, с помощью каких приемов смог помогать детям формулировать свои мысли, управлять своим вниманием.

· Вывод. В выводах по анализу обычно даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию своего профессионализма.

 

Обсудив структуру профориентационного занятия, мы, в заключении, предлагаем рассмотреть наиболее существенные элементы его содержания. Это – своеобразные «кирпичики», из которых строится само занятие.

· Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним. задавая ему вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длится не более 5-7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.

· Рисуночные методики. Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии можно попросить, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1-2 класса, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А 4 – в течение 4-5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

· Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии (см. список рекомендуемой литературы).

Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву «…», связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

 

Итак, мы рассмотрели основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Педагог-организатор может их проводить в рамках еженедельного «Дня карьеры». Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

· Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

· Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

· Организация экскурсий на предприятия города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

· Ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.

В отличие от младших школьников, подростки – совсем другие люди! И речь идет не только о внешности, но – самое главное – об отношении к жизни, к себе и к миру профессий. Как мы помним из предыдущей лекции, начиная с 5-6 класса, школьник входит во вторую стадию профессионального самосознания, связанную с самопознанием. Подростки начинает активнее сравнивать себя с другими сверстниками, соотносить свои и чужие качества, его сильнее начинает волновать мнение окружающих людей. И все это необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий в 5-8 классах!

Возрастные особенности учащихся 5-8 классов и организация профориентационных занятий

 

Характерной чертой самосознания подростка является проявление потребности к самопознанию, стремление к осознанию сторон своей личности, своей специфичности. Эта потребность порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. По сравнению с младшим школьным возрастом появляются новые требования со стороны взрослых. Отношение подростковой группы к своему члену определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности: взглядами, способностями, чертами характера, умением соблюдать «кодекс подростковой нравственности». И эту выраженность необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий.

Приведем пример профориентационного занятия в 6 классе, посвященного изучению профессии «Корреспондент». Педагог, знающий о потребности подростков в самопознании, в общении, после ознакомления класса с основными требованиями, предъявляемыми данной профессии к работнику: умение быстро работать с информацией, умение быстро собирать необходимые сведения и располагать их по определенной структуре, умение быстро устанавливать контакт с самыми разными людьми и находить новое в известном. Очень важно, чтобы педагог на каждое качество приводил пример из реальной профессиональной деятельности специалиста. И, после осознания учащимися указанных качеств, необходимо использовать метод, направленный на самопознание, на общение между одноклассниками. Педагог дает задание: «Представьте, что Вы – корреспондент. Вам нужно найти что-то необычное, интересное в своих одноклассниках. Эта информация, во-первых, не должна быть никому известна, во-вторых, она должна быть интересна и, в-третьих, она не должна обижать ни Вашего собеседника, ни кого бы то ни было (этичность)». После того, как педагог убедится в том, что ученики правильно поняли задание – правила можно зафиксировать на доске – начинается общение между одноклассниками.

После окончания этой игры организуется обсуждение результатов. Лучшими корреспондентами являются те, кто смог пообщаться как можно с большим числом сверстников и выяснить самую интересную информацию. На этом примере мы видим, каким образом необходимо реализовывать потребность в самопознании и общении для достижения общей цели. Стоит сказать, что данное упражнение, – равно как и многие другие, связанные с общением, с обсуждением – среди подростков вызывают не всегда управляемое оживление. Разные преподаватели используют разные способы совладания с такими шумными ситуациями. Есть прием, который называется «Термометр шума». На доске – мелом, либо изготовленный из бумаги и красной ленточки на общем обозрении размещается «термометр шума». Если становится слишком шумно, то учитель «поднимает температуру», а когда станет потише – он ее «снижает». Если «температура шума» превышает определенный заранее уровень, то педагог прекращает упражнение. Это правило оговаривается заранее, поэтому подростки должны быть готовы к тому, что игра будет завершена преждевременно.

Но, помимо ярко выраженной ориентации подростка на общение со сверстниками и самопознание, есть еще одна возрастная особенность, которую необходимо учесть при планировании профориентационных занятий. Это – возрастной кризис, противоречие между желаниями подростка и его реальными возможностями. Вообще говоря, сам подростковый возраст достаточно «молодое» явление – еще в первой половине девятнадцатого века его как такового не существовало. Когда ребенок становился более или менее физически крепким, он начинал работать, достаточно скоро заводил семью. Не было специальной «прослойки» между детством и взрослостью. Если говорить в самом общем виде, то современное общество в чем-то сдерживает естественное взросление человека, чтобы он осваивал необходимые компетенции. Этим, во многом и обусловлено данное противоречие.

Это противоречие, существующее между образом жизни и возможностями подростка, он (подросток) преодолевает посредством различных форм деятельности (назовем их практиками), присущих главным образом этому возрасту. Также следует сказать, что стремление изменить, модифицировать сложившуюся систему отношений с миром, обусловленное возросшей ролью понятийного мышления и возросшими требованиями со стороны взрослого мира, предполагает дискредитацию уже существующих отношений, норм и правил. И с этим противоречием подросток справляется посредством повышенной включенности в общение, которое и является ведущей деятельностью, то есть деятельностью, определяющую достижение основных новообразований в каждом возрасте.

Остроту этому кризису, этому противоречию между «хочу» и «есть» придает процесс физического взросления. Бурные анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут не сказаться на его поведении. Л.С. Выготский писал: «… всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в (…) стабильном возрасте». Повышается уровень конфликтности. У учащихся значительно увеличивается объем деятельности, качественно меняется её характер. Они больше склонны к разговорам, к оценкам окружающих. В дополнение к изменениям, вызванным физиологическим и половым развитием, появляется осознание того факта, что окружающий мир оценивает личность подростка и требует от него теперь гораздо больше, чем раньше. Такое напряжение не может не вызвать стремления изменить систему сложившихся отношений. Курт Левин считал подростка своеобразным маргиналом. Они писал, что «маргинал – это человек, который стоит на границе между группами А и В. Он не принадлежит ни к одной из них, или, по крайней мере, он не уверен в своей принадлежности». Ситуация подростка, согласно К. Левину, заключается в положении человека, находящегося на пути от одного региона к другому, от одной интерпретации реальности к другой. Основатель психологической теории поля делает следующие выводы относительно характеристики подросткового периода:

· застенчивость, чувствительность и агрессивность подростка (являются) вследствие неясности и нестабильности почвы;

· более или менее постоянный конфликт между различными отношениями, ценностями, идеологиями и стилями жизни;

· эмоциональное напряжение, являющееся результатом этих конфликтов;

· готовность занимать крайние позиции и предпринимать крайние меры и радикально менять свою позицию;

· «подростковое поведение» проявляется при определенной степени нестабильности отдельного индивида.

 

Указанная Куртом Левином нестабильность или маргинальность подросткового периода актуализирует ярко выраженные потребности к самопознанию, самоутверждению, саморазвитию. Противоречие между образом жизни и возможностями ребенка пробуждают у него потребность к оформлению своего нового статуса. Эта потребность может проявляться как в стремлении доминировать над сверстниками, так и в нереальной сфере – сфере фантазий, грез. Неудивительно поэтому, что данный возраст является сензитивным для формирования идеала и некоторых поведенческих норм.

Следовательно, профориентационные занятия должны учитывать все указанные возрастные особенности.

Если для младших школьников мы ставили цель создать условия для формирования первичных конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то для учащихся 5-8 классов мы ставим уже другую цель – создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Понятно, что эти качества находятся еще в процессе формирования, но уже подросток может рассмотреть в своей личности такие особенности своей личности как эмоциональность, вспыльчивость, уравновешенность, стремления и зачатки интересов. Именно основное отличие профориентационных занятий в младшей школе от профориентационных занятий в 5-8 классах заключается не только в увеличении сведений о тех или иных профессиях, но и в организации процесса, направленного на реализацию потребности в самопознании через общение.

Педагогические поиски адекватной для подросткового возраста системы профессиональной ориентации велись на протяжении всего двадцатого века и продолжают вестись до сих пор. В некоторых случаях (как в современной Франции или в Советской России 20-х годов) за профессиональную ориентацию подростков и юношей в каждой школе отвечает группа специалистов, занимающихся организацией посильной ознакомительной практики, специальных клубов по изучению профессий. В некоторых же случаях, как в школе-лаборатории Дж.Т. Гатто в США, под задачи профессионального и личностного самоопределения перестраивается весь образовательный процесс в целом. В этой школе один день в неделю тратится на работу в малых группах вне здания школы для реализации одного интегративного проекта («большой идеи»); один-два часа в неделю каждый подросток должен ассистировать какому-то специалисту и результаты работы вносить в специальный профессиональный портфолио; один день в неделю (как правило, суббота) тратится на общественно-полезные проекты в сотрудничестве с группой родителей. Остальные дни и часы – учеба в школе, но, опять же, содержание «преломляется» через призму профессиональной деятельности. Понятно, что подобные эксперименты – удел немногих школ, поэтому мы будем исходить из того, что у школьного библиотекаря, содействующего становлению профессионального самосознания подростков есть всего 40-45 минут в неделю, то есть один академический час.

В связи с изменением общей цели меняется и структура профориентационного занятия для подростков. Хотя общие компоненты и остаются: тема, цель, задачи, краткий план, используемые материалы, описание хода занятия, анализ занятия и используемые источники (см. структуру занятия у младших школьников), тем не менее, внутри самого занятия меняются акценты.

Во-первых, меняется содержание занятия. Теперь наша задача не только представить ученикам существенные элементы профессии: содержание, орудия труда, санитарно-гигиенические и прочие условия труда, но – время профессионального развития, ограничения и профессионально важные качества, направления карьерного роста; важно связать описание профессии с учебными предметами, которые преподают школьникам данной параллели. Также, немаловажен вопрос заработной платы, места профессии на рынке труда, имиджа профессии и более подробной, чем в начальных классах, истории возникновения профессии. Еще необходимо представить так называемые новые профессии, которые в начальных классах детям еще сложно было воспринять. Речь идет о таких профессиях, как брэнд-менеджер, менчердайзер, риелтер, логистик, таможенный декларант и другие.

Но, если то, что касается содержания, вполне понятно – дети становятся более эрудированными и им нужна новая информация, чтобы поддерживать мотивацию к занятиям; и более высокий уровень развития понятийного мышления позволяет воспринять описание таких профессий как социолог, финансовый аналитик и рекрутер.

Особую сложность представляет организация процесса самопознания на основе соотнесения собственных качеств и требований профессии к человеку. Как мы помним из первой лекции, личность человека проходит в своем развитии через ряд стадий. Это обусловлено социализацией – процессом освоения личностью социальных отношений. И важно понять, что в одном и том же классе могут учиться дети, находящиеся на разном уровне развития личности. Одни – на уровне влечений и желаний, а другие – на уровне интересов, но в подростковом возрасте и тем и другим очень нужно общаться и узнавать что-то о себе. Но это «что-то» у всех у них разное. Тем, кто развит только на уровне влечений и желаний – интересно узнавать о своей внешности, о своих физических качествах, своей внешней красоте, силе; тем же, у кого личность развита на уровне стремлений или интересов, им интересно соотносить свои возможности, свои интересы с теми или иными профессиями. Если в начальной школе таких разительных отличий по личностным характеристикам мы не наблюдаем, то уже в младшем подростковом возрасте (5-6 класс) эти различия могут влиять на общую эффективность профориентационного занятия (да и не только профориентационного!).

«Привести к общему знаменателю» учащихся, находящихся на разном уровне личностного развития можно посредством следующих приемов и методов. Сразу оговоримся, что под «приведением к общему знаменателю», мы имеем в виду индивидуальный подход, а не одинаковое отношение ко всем детям.

 

· Системное использование метода «Профессиональный портфолио», в котором школьники будут собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов. Об этом методе было рассказано в предыдущей лекции. Добавим только, что сразу не все будут регулярно пополнять содержимое этих папок. В какой-то момент нужно будет и проявить требовательность, а в какой-то стерпеть критические высказывания, но по прошествии пяти-шести занятий, в течение которых портфолио будут наполняться результатами деятельности во время занятий, эти папки с файлами-наполнителями приобретут для школьников личностным значением. Им будет интересно к ним возвращаться, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий.

· Ведение «Карточек профессии». Эту карточку учащийся заполняет в течение каждого занятия на изучаемую профессию. Выглядит она таким образом. Вторую графу учащийся заполняет в процессе работы во время занятия. Качества заполняет только на основе характеристик профессии. Затем – он оценивает степень наличия тех или иных качеств у себя (см. знаки в третьей колонке).

Спорные вопросы обсуждаются с педагогом и одноклассниками.

 

Название профессии и ее тип: Менеджер по туризму Характеристики профессии Необходимые качества специалиста
Содержание труда Разрабатывает новые туристические маршруты; осуществляет первичные экономические расчеты рентабельности; ведет переговоры по телефону с различными иностранными партнерами; заключает договора с юридическими и физическими лицами, участвующими в сопровождении туристических маршрутов. · умение планировать, предвидеть различные затруднения (–).

· склонность к расчетам, к анализу. (+–).

· интерес к иностранным языкам, легкость в усвоении иностранного языка; (+) · знание документооборота; (–) · ответственность; (+–) · стрессоустойчивость; (+) · склонность к контролю за другими людьми; (+) · умение устанавливать контакт с разными людьми как лично, так и по телефону. (+) · умение подбирать людей на определенные роли, умение распределять обязанности с учетом возможностей сотрудников.

Орудия труда Телефонная и мобильная связь, персональный компьютер, Интернет-технологии. · быстрая обучаемость постоянно обновляющимся информационным и интернет-технологиям (+–) · высокая скорость в использовании компьютерных технологий; · умение вести деловую коммуникацию посредством новых информационных технологий (+–).
Условия труда В офисе, возможны частые командировки. Много контактов с людьми. Высока вероятность форс-мажорных обстоятельств. Рабочий день зачастую не нормирован. Зарплата зависит от количества маршрутов, которые курирует менеджер по туризму. · склонность к частым переездам, путешествиям (–); · хорошее здоровье, позволяющее выдерживать длительные нагрузки с малым временем для сна (+–); · умение сохранять уверенность в сложных, неоднозначных ситуациях (+–); · склонность к постоянному повышению своего образования, к переобучению (+).
Образование Подходит любое высшее с обязательным знанием хотя бы двух иностранных языков, хотя специально готовят в специализированных колледжах и вузах. * знание о том, где и как можно получить эту профессию (+–).

 

Такая карточка, особенно на заключительном этапе ее заполнения, позволяет школьнику удовлетворить свою потребность в профессиональном самопознании и осознать направления для дальнейшего совершенствования.

Педагогу необходимо понимать, что почти все учащиеся 5-8 классов еще плохо оценивают свои способности, тем более, те из них, что имеют отношение к миру профессий. И это понятно – у большинства из них очень мало опыта применения своих сил в реальных трудовых ситуациях! Следовательно, возрастает роль педагога как наблюдателя и собеседника. Например, подросток оценил свою уверенность в себе знаком «+», а у вас – по разным причинам – складывается впечатление, что эта оценка завышена, тогда вы просите учащегося привести пример-другой, доказывающий наличие этой способности. Если он начнет раздражаться вашим «недоверием», то тут же можно указать на противоречие: говоришь, что уверенный, а выходишь из себя из-за такого пустяка!

Вы почувствуете, что данная таблица даст результат, когда, работая в парах над заполнением этой карточки, учащиеся будут друг другу задавать уточняющие вопросы, которые вы бы им задали как педагог.

 

· Использование психологических игр, направленных на развитие качеств, необходимых в разных профессиях.

 

Вообще, психологические игры на самопознание особо актуальны именно для подростков – это вытекает из возрастных особенностей. Независимо от профессионального выбора, есть общесоциальные компетенции, существенные для целого блока специальностей. Например, «умение решать проблемные ситуации» может подходить как для менеджера, так и для учителя; или «умение устанавливать контакт» подходит для всех профессий типа «Человек-человек».

Эти психологические игры используются в качестве иллюстрации профессионально важных качеств (третья колонка в карточке профессии): с одной стороны, для наглядности, а – с другой – для организации процесса самопознания.

Например, для развития лидерских способностей, необходимых во всех профессиях типа «Человек-человек», связанных с управлением, часто педагоги используют игру «Пройди сквозь строй». Выбирается три «директора», которых на время просим выйти за дверь. Оставшиеся школьники делятся на две группы: наблюдатели и коллеги. Наблюдатели (не более пяти человек) оценивают, какие личностные качества «директорам» помогали вести себя как лидеры, а какие – мешали. Что же касается «коллег», то они мешают «директору» пройти от входа в офис к своему кабинету. Ему нельзя задерживаться, так как через минуту у него намечен очень важный разговор, но и резко «отшивать» сотрудников тоже нельзя – все-таки работать еще вместе. Нужно найти такой стиль, чтобы и цель была достигнута и «коллеги» были довольны!

Коллегам запрещено физически воздействовать на «директора» – только разговор и они могут сопровождать «директора» на пути не более четырех шагов.

Есть маленькая хитрость – часть наблюдателей наблюдает не только за лидерскими качествами «директоров», входящих один за другим через определенные промежутки времени, но и за «коллегами» – насколько они проявляют свои лидерские качества в стрессовой неоднозначной обстановке.

После проведения игры – обсуждение с фиксацией на доске тех качеств, которые содействуют лидерскому поведению и в каких профессиях они необходимы.

 

В качестве еще одного упражнения, которое может проводиться в течение ряда занятий и направлено на реализацию потребности в профессиональном самопознании – это различные варианты так называемых профессьянсов – метод, введенный в обиход одним из основных отечественных исследователей проблем профессионального самоопределения – д. пс. наук, Н. С. Пряжниковым. Есть несколько модификаций этого метода. Мы обсудим одну из них.

Каждый учащийся, вместе с одноклассниками и педагогом, составляет список из шести-десяти своих качеств, которые у него точно присутствуют и десяти качеств, которые у него развиты на низком уровне. В течение 5-6 минут идет обсуждение в парах-тройках на предмет прояснения выделенных качеств. Затем класс делится на тройки-четверки и на каждую из получившихся групп педагог выдает пачку карточек с написанными на них профессиями – как известными, так и почти неизвестными (например, в некоторых проектных фирмах появилась такая позиция как «визуализатор» – специалист, который разрабатывает красивую внешнюю «оболочку» здания, офиса, ландшафта. Его не волнуют проблемы адекватности изображаемого строительным и архитектурным требованиям. Он создает красивую «картинку», а затем – архитекторы и дизайнеры под эту картинку делают проект!).

Задание следующее – подобрать три профессии для себя, которые максимально соответствовали бы описанным ранее качествам. В процессе работы учащийся вынужден уточнять содержание профессии, смотреть в карточки профессий, задавать вопросы педагогу.

Подобная работа позволяет глубже понять свои качества относительно тех или иных профессий и, косвенно, прояснить для себя значение некоторых видов труда.

Итак, структура профориентационных занятий в 5-8 классах более обусловлена потребностью подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо отразить в процессе проектирования. Также, необходимо подобрать такие задания, которые бы учли разный уровень личностного развития у учащихся.

Структура профориентационного кабинета

Профориентационный кабинет является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. В некоторых школах эти функции выполняет специальный медиа-центр, который помимо собственно информационных ресурсов предоставляет учащимся возможность виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Чаще всего, речь идет о небольшом пространстве в среде библиотеке, в кабинете педагога-организатора, социального педагога или отдельной аудитории.

Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.

 

Документы по профориентационной работе

В этой папке должны храниться основные документы, регулирующие профориентационную работу педагога-организатора: должностные и функциональные обязанности педагога-организатора, программа развития школы (гимназии, центра), список утвержденных профориентационных программ для школьников, городское положение о профориентационной работе.

Каталог профессиограмм.

Профессиограмма – это описание совокупности разноуровневых характеристик работника, необходимых для успешного овладения данной профессией и профессионального роста. Зачастую в профессиограммах есть информация о сроках и способах овладения профессией, о среднем времени профессионального развития и об основных требованиях предъявляемых профессией к работнику.

Есть специальные сборники, в которых собраны профессиограммы различных профессий. Обычно они классифицированы по типологии, достаточно давно предложенной Е.А. Климовым: человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа и человек-знак. Тем не менее, с усилением роли информатизации, с быстро меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий и т.д. – профессиограммы также постоянно меняются. Более того, появляются совершенно новые профессии, под которые еще не успели составить профессиограммы. Поэтому, если у вас в кабинете есть сборник профессиограмм пятилетней давности, то он однозначно должен быть заменен на более позднее издание.

Желательно, чтобы профессиограммы были снабжены наглядностью, иллюстрирующую рабочий процесс и результаты труда. Профессиограмма – это та основа, на которой педагог строит свое занятие по ознакомлению с той или иной профессией.

 

Сборники профориентационных тестов и анкет

 

Использование любых тестов и анкет требует специальной подготовки, но, в целях самопознания, мы все равно можем использовать указанные сборники. Педагог-организатор помогает школьнику найти тест, необходимый для оценки тех или иных качеств или способностей, а учащийся, в свою очередь, сам его проходит и читает интерпретацию. Главное, чтобы результаты по тестам не воспринимались школьником как приговор. Необходимо уверить его, что человек – гибкое и приспосабливающееся создание, поэтому, – если очень хочется, – он все равно может заниматься любимой профессией вопреки всему. И всегда можно сослаться на ненаучность некоторых методик, размещаемых в разных сборниках.

 

Периодические издания

 

В каждом регионе выходят свои периодические издания, которые могут называться по-разному: «Работа для вас», «Вакансия», «Персонал», «Требуются», «Деловая газета» и др. Желательно, чтобы номера были более или менее свежими: хотя бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку ситуация на рынке вакансий может меняться достаточно стремительно.

 

Конспекты профориентационных занятий для учащихся разного возраста

 

Часто в школе педагог-организатор замещает отсутствующих по разным причинам учителей, ведет классные часы, проводит внеучебные мероприятия. Хорошо, если профориентационные занятия есть в сетке уроков на регулярной основе, но если необходимо быстро заместить учителя, то большую пользу принесут уже готовые профориентационные занятия.

 

Справочники о учебно-профессиональных заведениях и профориентационных центрах города, области и ближайших регионов

В беседе с учащимися и родителями педагог-организатор может предоставить необходимую информацию о тех учебных заведениях, о тех образовательных маршрутах, которые доступны разным школьникам. Педагог-организатор должен не только хранить эти справочники, но и разбираться в их содержании.

 

Печатные, аудио-, видео- и компьютерные материалы на разных носителях, посвященные профориентации

Это могут быть фильмы о различных сторонах профессии, книги о представителях профессий, компьютерные программы, направленные на проверку готовности к выбору той или иной профессии…

 

Таким образом, профориентационный кабинет может входить в структуру кабинета педагога-организатора, но и может быть отдельным кабинетом.