А) общекультурные компетенции (ОК),

Основные требования к умениям и навыкам студентов

Целью курсаявляется обзорное ознакомление студентов с основами теоретических знаний о системе журналистики в целом (ее роль, задачи и функции в окружающей действительности, ее взаимосвязи с другими социальными системами, ее строение, подсистемы, компоненты и законы их интеграции в целостную систему)

введение студентов в изучение системы необходимых журналисту дисциплин, давая начальные фундаментальные знания о законах журналистики.

Задачи курса:

— знакомство студентов с категориальным аппаратом журналистики;

— раскрыть систему понятий, «описывающих» предмет и практический смысл теории;

— дать представление о факторах и условиях функционирования журналистики в социальной среде общества, структуре и механизмах действия ее системы , подсистем и компонентов, профессиональных особенностях работы журналиста в этой системе.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки ВПО 031300 – «журналистика»

Место учебной дисциплины «Основы теории журналистики». Она входит один из основных разделов дисциплин профессионального цикла «Основы журналистики». Она связана с курсами «Введение в специальность» и «Система и организация СМИ». Программа согласована с содержанием смежных дисциплин учебного плана

 

Основные предметно-специализированные компетенции по курсу

Студенты должны:

— знать: основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации,

— уметь базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в практической деятельности и дальнейшем изучении других дисциплин по журналистике;

владеть категориальным аппаратом дисциплины.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 031300 – «журналистика»:

а) общекультурные компетенции (ОК),

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

9 стр., 4061 слов

Основы теории коммуникации 7

... шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут ...

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

б) профессиональные (ПК):

— понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

 

4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для данной дисциплины:

«Введение в специальность», «Система СМИ», «Социология массовой коммуникации», «Теория коммуникации» .

 

Программа курса. «Основы теории журналистики»

«Основы теории журналистики»

 

 

Тема 1.Предмет, задачи и структура курса

Тема 2.Исторические предпосылки возникновения журналистики

Тема 3.Концепции свободы печати

Тема 4.Типы систем журналист

Тема 5.Социальная роль и функции журналистики в обществе

Тема 6.Журналистика как сложная социальная система

Тема 7.Подсистемы и элементы модели журналистики

Тема 8.Массовая информация как продукт системы журналистики

Тема 9.Журналист — аудитория — общественное мнение

I. Предмет, задачи и структура курса — 2 часа

 

Понятие «журналистика». «Журналистика» и «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации». Научное знание о журналистике. Взаимодействие науки о журналистике и журналистской практики. Место и роль курса теории в системе других учебных дисциплин.

 

Литература:

 

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.,2001;. М.,1994;

 

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

 

Исторические предпосылки возникновения журналистики — 2 часа

 

Коммуникация (общение, обмен информацией) как объективная необходимость. Социально-политические предпосылки: необходимость в директивно-управленческой информации; необходимость влияния на общественное мнение; первые газеты древнего мира.

 

Идеологические предпосылки: ораторская публицистика древнего мира; публицистика эпохи Реформации и Просвещения.

 

Экономические предпосылки: интеграционные процессы в Европе; создание информационного пространства путем налаживания коммуникаций; возникновение первых рукописных торгово- экономических листков и газет («аввизи», «Фугерцайтунген» и др.); профессиональная деятельность в области информации; российские рукописные «Куранты».

 

Материально-технические предпосылки: материалы для фиксации текста (гипсовые, глиняные, деревянно-восковые дощечки, береста, папирус, пергамент, бумага); возникновение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга и развитие типографского дела, первые книги.

 

Культурно-образовательные предпосылки: влияние эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения на культурно- образовательные процессы и появление массовой аудитории. Эволюция письменности и печатного дела в России.

 

 

ЛИТЕРАТУРА: Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.,2001. С.31-39. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. С. 22 — 29. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати: Антология. М.,2001. 69 — 75.

 

Журналист — аудитория — общественное мнение — 2 часа

 

Подсистема потребления массовой информации: аудитория как потребитель массовой информации; социологический портрет аудитории; психологический портрет аудитории; дифференциация аудитории и типология СМК.

 

Как складывается общественное мнение: отражать или формировать; социальные действия аудитории.

 

Подсистема обратной связи в журналистике.

 

Влияние идеологического фактора и фактора интереса на типологию СМК. Культурно-образовательный фактор и качество СМК.

 

ЛИТЕРАТУРА: Алексеев Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997)/ Телескоп: СПб., 1999. +3; Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.,2001; Система средств массовой информации России. М., 2001; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.М.,2002; Горшков М.К. Общественное мнение.М.,1988; Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М.,1992; Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987.

 

 

Форма Ф-2

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

журналистики

Утверждено

На заседании кафедры (________________________________________)

наименование кафедры

(протокол №____ от_________)

Зав. кафедрой ______________

Основы теории журналистики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине __________________________________________

(наименование дисциплины)

 

на _________ семестр

 
 

Рабочую программу осуществляют: Учебных часов: лекций_____________________

 
 
к.ф. н., доцент


Лекции_____________________________ семинарских ______________________________

 
Алиева С.А.

(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.)

___________________________________ практических __20___________________________

___________________________________ лабораторных_____________________________

доцент, к.ф.н.
 

Практические занятия__________________ кср _____________4________________

1 (семестр)
Алиева С.А.

(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.)

____________________________________ зачеты ___________________________________

 

____________________________________ экзамены _________________________________

самостоятельная работа

студентов_________34________________________


 

№ п/п   Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятель-ная работа Кол-во часов   Лк./ Лаб. Межпредмет-ные связи Инно-вацион-ные методы в обуче-нии Основная и дополнитель-ная литра (с указанием номеров глав и параграфов), рекомендуе-мая студентам Задания по самостоя-тельной работе студентов с указанием литературы номеров задач Кол-во ча-сов Форма контроля самостоятельной ра-боты сту-дентов
Предмет, задачи и структура курса Лекции Теория коммуникации, История, социология   раздел 1.пп.1, 2; 1. гл.1 вопросы для самопроверки 3. раздел 1.пп.1, 2; 1. гл.1 Проверка конспекта лекции
Исторические предпосылки возникновения журналистики   Лекции   История журналистики   1. гл.1 3. раздел 1.пп.1, 2; р.2 п.3   вопросы для самопроверки 3. раздел 1.пп.1, 2; 1. гл.1   Проверка конспекта лекции
Концепции свободы печати Лекции Теория журналистики     1. гл.2     вопросы для самопроверки 1. гл.2   Проверка конспекта лекции
Типы систем журналистики Лекции Теория и практика журналистики   1. гл.3 3. р.2. пп.4,5,6,7,8, 9,10,11,12,13 2. гл.3. вопросы для самопроверки 1. гл.3 3. р.2. пп.4,5,6,7,8, 9,10,11,12,13   Контроль-ная работа
Социальная роль и функции журналистики в обществе.   Лекции Социология массовой коммуникации, теория коммуникации   1. гл.4 3.р.2. п.14 2. гл.4 вопросы для самопроверки 1. гл.4 3.р.2. п.14   Проверка конспекта лекции
Журналистика как сложная социальная система       Лекции · · 2 Теория и практика журналистики · 1. гл.5, 3. р.7 вопросы для самопроверки 1. л.5   · 4 проверка конспекта лекции ·
· 7 Подсистемы и элементы модели журналистики Лекции   Теория коммуникации   1. гл.6. 3. р.4 вопросы для самопроверки 1.гл.6. 3. р.4   Проверка конспекта лекции
Массовая информация как продукт системы журналистики Лекции Теория и социрлогия коммуникации   1. гл.7 3. р.3 вопросы для самопроверки 1.гл.7. 3. р.3 Проверка конспекта лекции
Журналист — аудитория — общественное мнение — 2 часа         Теория и социрлогия массовой коммуникации   2. вопросы для самопроверки Проверка конспекта лекции

 


 

Л И Т Е Р А Т У Р А

а).

Основная литература

1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М: Аспект Пресс, 2007;

2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003

 

б) дополнительная литература:

Дениис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997

2. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати: Антология. М.,2001.

3. Горшков М.К. Общественное мнение. М.,1988;

4. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.,1999;

5. Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987

6.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002;

7. Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М.,1992;

8. Четыре теории прессы /Сильберт Ф.,Шрамм У., Питерсон Т., М.,1998.

9. Шарков Ф.И.Теория коммуникаций, М., 2004

 

 

Вопросы к экзамену

 

1. Исторические предпосылки возникновения журналистики.

2. Коммуникация (общение, обмен информацией) как объективная необходимость.

3. Социально-политические предпосылки: необходимость в директивно- управленческой информации и влияния на общественное мнение; первые газеты древнего мира.

4. Идеологические предпосылки: ораторская публицистика древнего мира; публицистика эпохи Реформации и Просвещения.

5. Экономические предпосылки: интеграционные процессы в Европе; создание информационного пространства путем налаживания коммуникаций. Первые прообразы газет.

6. Возникновение первых рукописных торгово-экономических листков и газет («аввизо», «Фугерцайтунгген» и др.).

Первые газеты начала XVII века в Европе. Российские рукописные «Куранты» и петровские «Ведомости».

7. Материально-технические предпосылки возникновения журналистики: изобретение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга и развитие типографского дела; первые книги.

8. Культурно-образовательные предпосылки: влияние эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения на культурно- образовательные процессы и появление массовой аудитории; эволюция письменности и печатного дела в России.

 

9. Свобода слова и печати как социально-политическая, нравственно- этическая и правовая категория.

10. Концепция свободы печати: «Ареопагитика» Дж. Мильтона и его доводы в пользу свободы печати и против цензуры.

11. Суждения о свободе печати Дж. Локка.

12. Суждения о свободе печати Д. Юма.

13. Суждения о свободе печати Дж. Эраскина и Дж.Миля.

14. Концепция подчинения печати интересам государства (власти): суждения Платона о свободе слова.

15. «Левиафан» Т.Гоббса о свободе печати.

16. Ж.- Ж. Руссо и Г. Гегель о свободе печати.

17. Концепции социального равенства и свободы печати В. Вейтлинга.

18. К. Маркс и Ф. Энгельс о свободе печати в буржуазном обществе. В.И.Ленин о свободе печати.

19. Авторитарная система журналистики; характерные черты авторитарной системы.

20. Феодально-монархический тип журналистики.

21. Религиозно-клерикальный тип журналистики.

22. Фашистские и диктаторские системы журналистики.

23. Советская система журналистики.

24. Либертарианская система журналистики и ее характерные черты.

25. Теория социальной ответственности прессы: характерные черты этого вида журналистики.

26. Современная российская журналистика: к вопросу о типологической характеристике системы.

27. Философские и научные концепции о роли журналистики в обществе.

28. Информационно-коммуникативная и регулирующая социальные роли журналистики.

29. Производственно-экономическая и духовно-идеологическая социальные роли журналистики.

30. Понятие «функций» и система функций журналистики.

31. Социальные и социально-психологические функции журналистики. Идеологические и организаторские функции журналистики.

32. Культурно-рекреативные и образовательные функции журналистики.

33. Рекламно-справочные и консультационные функции журналистики.

34. Функции журналистики и общественное мнение.

35. Системный подход в изучении журналистики.

36. Моделирование как метод познания систем.

37. Модели систем журналистики западных ученых: от схемы К. Шеннона к «пентаде» Г. Лассуэлла;

38. Модель массовой коммуникации У. Шрамма;

39. Модель массовой коммуникации Дж. и М. Райли;

40. Психологическая модель массовой коммуникации Г. Малецке;

41. Социальная модель М. Де Флера.

42. Модели систем журналистики российских ученых: модель системы журналистики Е.П. Прохорова.

43. Модель телевизионной журналистики Э.Г. Багирова.

44. Универсальная модель системы журналистики.

45. Подсистемы журналистики разных уровней.

46. Подсистема управления журналистикой: роль социально-политического фактора в правовом положении журналистики.

 

47. Издатель/владелец СМК и его роль в системе журналистики.

48. Журналист/редакция: права и обязанности в отношениях с властью и издателем.

49. Влияние экономического фактора на систему журналистики: частные и государственные СМИ и проблемы их независимости; реклама в СМК.

50.Влияние идеологического фактора на систему журналистики.

51.Подсистема производства и распространения массовой информации: социально-психологический и профессионально-творческий портрет журналиста; методы творческой деятельности журналиста.

52.Информационный поток (массовая информация) как главный элемент системы журналистики: действительность и отраженная действительность; информация — текст — жанры; дискретный характер информационных потоков.

53.Каналы распространения массовой информации: особенности печати.

54.Радио и телевидение в системе СМК.

55.Инфраструктура для СМК: информационные агентства, пресс-службы, интернет-сайты.

56.Типология СМК.

57.Подсистема потребления массовой информации: аудитория как потребитель массовой информации.

58.Социологический и психологический портрет аудитории.

59.Дифференциация аудитории и типология СМК.

60.Как складывается общественное мнение: отражать или формировать; социальные действия аудитории.

61.Подсистема обратной связи в журналистике.

62.Влияние идеологического фактора и фактора интереса на типологию СМК.

63.Культурно-образовательный фактор и качество СМК.

 

Е занятие (семинар).

Массовая информация как продукт системы журналистики

 

1. Подсистема производства и распространения массовой информации: социально-психологический и профессионально-творческий портрет журналиста; методы творческой деятельности журналиста.

 

2. Информационный поток (массовая информация) как главный элемент системы журналистики: действительность и отраженная действительность; информация — текст — жанры; дискретный характер информационных потоков.

 

3. Каналы распространения массовой информации: система СМК; особенности печати, радио, телевидения, интернета и др.; инфраструктура для СМК: информационные агентства, пресс-службы, интернет-сайты; типология СМК.

 

ЛИТЕРАТУРА: Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.,1975; Коган В.З. Теория информационного воздействия. Новосибирск, 1991; Коренной А.А. Информация и коммуникация. Киев, 1986; Мучник В.С. Человек и текст. М., 1986; Типология периодической печати. М.,1995; Методы журналистского творчества. М.,1982; Система средств массовой информации в России. М.,2001; Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока//Проблемы семиотики: теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М.,1975. С.22-35; Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.,1978; Шибаева Л.В. Жанры// Пособие для работников редакции. Астрахань, 1999; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.,2000.

 

Е занятие (семинар).

Журналист — аудитория — общественное мнение

 

1. Подсистема потребления массовой информации: аудитория как потребитель массовой информации; социологический портрет аудитории; психологический портрет аудитории; дифференциация аудитории и типология СМК.

 

2. Как складывается общественное мнение: отражать или формировать; социальные действия аудитории.

 

3. Подсистема обратной связи в журналистике.

 

4. Влияние идеологического фактора и фактора интереса на типологию СМК.

 

5. Культурно-образовательный фактор и качество СМК.

 

ЛИТЕРАТУРА: Алексеев Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997)/ Телескоп: СПб. 1999. +3; Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.,2001; Система средств массовой информации России. М.,2001; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002; Горшков М.К. Общественное мнение. М.,1988; Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М.,1992; Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987.

 

Примерный образец вопросов

для тестирования по дисциплине «Основы журналистики»,

Курс

1. По расчетам ЮНЕСКО на каждую тысячу населения должно приходиться, сколько экз. газет?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

150-200 экз.

200-250 экз.

300-350 экз.

Укажите СМИ, которые изучаются факультетами журналистики

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Радиовещание

Телевидение

Печать

Служебная радиосвязь

Промышленное телевидение

3. К кому обращена журналистика?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

К массовому сознанию

К общественности

К властным органам

4. Какова система журналистских учреждений?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Редакции газет и журналов

Редакции радиовещания и телевидения

Роспечать

5. К кому обращена массовая информация?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

К специалистам по журналистике

К технической интеллигенции

К массовому сознанию

6. Дата выхода первой газеты в России? Ее название?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

1700 г.

1705 г.

1702 г.

Назовите виды информации.

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Событийная

Художественная

Комментированная

Сложная

Назовите принятые информации.

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Реальная

Потенциальная

Переданная

Назовите три условия информативности.

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Небанальность

Декодируемость

Релевантность

Актуальность

10. Назовите позиции журналистики:

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Консервативная

Реакционная

Прогрессивная

Регрессивная

11. Назовите функции журналистики:

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Коммуникативная

Рекламно-справочная

Нравственная

Общественная

Идеологическая

12.Мировоззрение

Миросозерцание

Историческое сознание

Общественное мнение

В структуру чего входят указанные компоненты?

13.Семантика

Синтактика

Прагматика

Этапами какого процесса являются указанные части текста?

14. Назовите три типа творчества(для контроля: публицистический, научный, художественный).

15. Какой характер носят «властные полномочия» журналистики?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

Обязательный

Консультативный

Убеждающе-консультативный

Организаторский

16.Государственные

Профсоюзные

Парламентские

Как называются указанные типы газет?

(Для контроля — официозные.)

17. Назовите исторические типы журналистики:

Варианты ответов

Феодально-монархическая

Капиталистическая

Социалистическая

Религиозно-клерикальная

Революционная

18. Какой из названных журналов является журналист­ским?

Работница

Моды

Животноводство

19. Определите, какая из указанных газет является государственной, коллективной, частной?

Российская газета

Известия

Пенсионер

20. Какое общее название имеют указанные организации?

(Для контроля: социальные институты)

Компартия

Профсоюзы

Союз инвалидов

Тесты по курсу

«Основы журналистики: введение в теорию журналистики»

Вариант 1

 

1.Специфику журналистской деятельности составляет деятельность по

а) рекламе продуктов питания;

б) сбору, обработке, передаче информации;

в) организации предвыборной кампании;

г) организации сбыта продукции.

Массовая информация обращена в глубоком понимании

а) к группе населения;

б) к одному читателю;

в) к массовому сознанию;

г) к потребителю продуктов питания.

3.Что из перечисленного не относится к устным формам распространения информации?

а) форум;

б) дума;

в) прокламация;

г) трибуна.

4. Когда впервые появились печатные газеты?

а) в XIУ веке;

б) в начале ХУП века;

в) в ХУШ веке;

г) в XX веке.

5.Какая журналистика предназначается для состоятельных людей, правящих кругов, интеллигенции?

а) массовая;

б) деловая;

в) качественная;

г) единая.

6.В журналистике традиционно принято называть информацией

а) событийную информацию;

б) потенциальную информацию;

в) реальную информацию;

г) правдивую информацию.

7. В структуру массового сознания не включается

а) мировоззрение;

б) историческое сознание;

в) миросозерцание;

г) профессионализм.

8.Информация как представление о желаемом будущем называется

а) потенциальной;

б) прескриптивной;

в) реальной;

г) релевантной.

9. Какой принцип предопределяет участие журналистики в управлении общественными делами?

а) космополитизма;

б) демократизма;

в) народности;

г) массовости.

10. Какое из информационных агентств не является мировым?

а) ИТАР-ТАСС;

б) Франс — Пресс;

в) РИА;

г) Рейтер.

 

 

Вариант 2

 

1. Подлинная информация — это то в тексте, что

а) важно для аудитории;

б) достигает аудитории и формирует ее сознание;

в) актуально для страны;

г) доступно для понимания.

2. Центральной категорией журналистики является понятие

а) массовая информация;

б) общесоциальное действие;

в) канал информации;

г) информационная политика.

3. Что из перечисленного не относится к письменным формам распространения информации?

а) листовка;

б) послание;

в) вече;

г) реляция.

4. Где впервые появились печатные газеты?

а) во Франции;

б) в Америке;

в) в Германии;

г) в Англии.

5. Какая журналистика была предназначения для широкого читателя из низов общества?

а) политическая;

б) массовая;

в) качественная;

г) единая.

6. Что не относится к понятию «условия информативности»?

а) релевантность;

б) оперативность;

в) декодируемость;

г) небанальность.

7. Что не относится к аспектам адекватности информации?

а) прагматика;

б) семантика;

в) лингвистика;

г) сиптактика.

8.Информация как описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего называется

а) ирескршгшвной;

б) релевантной;

в) дескриптивной;

г) оперативной.

9. Принципы журналистской деятельности — это

а) формы журналистской деятельности;

б) теоретико-методологические основы журналистской деятельности;

в) объективный взгляд на реальность;

г) совокупность взглядов личности.

10. Что относится к инфраструктуре СМИ?

а) печать;

б) телевидение;

в) информационные агентства;

г) сетевые издания.

 

 

Вариант 3

 

1. Специфику журналистской деятельности составляют

а) обмен знаниями;

б) сбор сведений;

в) коммуникации;

г) поиск и передаче информации.

2. Что не использовалось для фиксации текста в древности?

а) глиняные таблички;

б) пергамент;

в) папирус;

г) металл.

3. Что можно считать главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции?

а) проповеди;

б) памфлеты;

в) булы;

г) прогнозы.

4. Что не имеет отношения к этапам развития СМИ?

а) устная речь;

б) письменные формы;

в) прогнозирование;

г) техническое копирование текста.

5. Какая схема отражает посредническую роль журналистского текста?

а) Ж — А — Т;

б) Ж-Т-А;

в) Ж — Т — Т;

г) А — Т — А.

6. Прагматика текста в журналистике — это

а) высокая оперативность;

б) характеристика его отношений с аудиторией;

в) характеристика внутренней структуры;

г) отношения с действительностью.

7. Релевантность в журналистском тексте — это свойство, которое отражает

а) массовость подаваемой информации;

б) обращение к аудитории;

в) соответствие потребностям и интересам аудитории;

г) серьезность творческих усилий.

8. Что является в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания?

а) мировоззрение;

б) общественное мнение;

в) историческое сознание;

г) миросозерцание.

9. Что не является историческим типом журналистики?

а) феодально-монархические СМИ;

б) деловые СМИ;

в) буржуазные СМИ;

г) социалистические СМИ.

10. Что не является фактором формирования структуры системы СМИ?

а) полнота картины действительности;

б) нужды и особенности аудитории;

в) политическая зрелость журналиста;

г) разнообразие социальных позиций.

 

Ответы на тесты по курсу «Основы журналистики: основы теории журналистики»

 

Вопрос № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
б б г
в а г
в в б
б в в
в б б
а б б
г в в
б в б
б б б
в в в