ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

20

ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Функциональная проблематика, в отличие от’большинства других, заслужила особо пристальное внимание исследователей. Это объяснимо, • поскольку невозможно обойтись без упоминания о функциях при анализе политического статуса общественного мнения, его управленческой значимости, роли в экономическом развитии и т. п. В целом, можно говорить о наличии солидного теоретического задела в данной области познания исследуемого феномена. В научной литературе существуют различные версии номенклатуры, структуры и субординации функций общественного мнения. Наиболее распространенной является позиция, представленная в словарях и монографиях. Он предлагает различать функции в зависимости от трех признаков:

— характера взаимодействия мнения и тех или иных социальных институтов или отдельных лип:

— содержания высказанного мнения;

— формы высказанного мнения.

Опираясь на первый из признаков, данный автор выделяет экспрессивную (в более узком смысле, контрольную), консультативную и директивную функции. На базе второго признака он оперирует оценочной, аналитической, конструктивной и регулятивной функциями. При этом регулятивная функция отождествляется с воспитательной. В зависимости от формы высказывания Б. Грушин предлагает рассматривать позитивную и негативную функции общественного мнения. Согласно его концепции, если оно что-либо одобряет, то выступает в позитивной, а если осуждает — в негативной роля (подробнее см 1, с.37-97).

В подходе Б. Грушина обращает на себя внимание признание рядоположенности как подходов к структуризации, так и самих выделенных функций. Об их соподчиненности или иерархичности вопрос не ставится. Автор не обосновывает причин выбора данных разрезов классификации функций. Не вытекают они прямо и из сущности функционирующего феномена. Также не приводится каких-либо аргументов в пользу полноты приведенного списка (списков).

Тем не менее, функциональная концепция Б. Грушина, являясь первым серьезным исследованием данной проблематики в отечественной социологии, отличается тщательной проработанностыо, эвристической значимостью и внесла ^ущественый вклад в теорию’вопроса.

(М. Горшкрв также уделил специальное внимание функциям общественного мнения (4, с.214-223).

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

Он по-другому подошел к решению этой проблемы. Прежде всего он отказался от самой идеи различных способов структуризации функций общественного мнения. Взамен им предложено пользоваться единым универсальным их перечнем. Во-вторых, он по-другому ответил на вопрос о функциональной субординации. Согласно подхода М.Горшкова, у исследуемою феномена может быть выделена одна, так называемая генеральная функция — регулятивно-воспитательная (т.е. некий конгломерат регулятивной и воспитательной — Д.Г.).

Остальные функции — оценочную, контрольную, защитную, консультативную, директивную и познавательную он предлагает считать формами реализации генеральной функпии(4, С..218).

^М. Скалецки^(7, с.1б) выделяет две основные функции — оценочную и регулятивную7Спепифическими для оценочной он называет аналитическую, конструктивную и информапионную, а для регулятивной — воспитательную и управленческую функции. В свою очередь, для управленческой, согласно его подходу, специфическими выступают консультативная, контрольная и директивная функции общественного мнения. Методологических оснований для такой ступенчатой классификации М.Скалепкий не приводит, хотя, видимо, исходный ее уровень вытекает из субстанциональной структуры мнения, следовательно, обоснован и в этом качестве может использоваться. Другие уровни не столь очевидны и заслуживали бы обстоятельной аргументации.

Много пишут о функционировании общественного мнения Р.Сафаров (27, с.21-29; 185. с.7-12,64; 234. с.13-19) и ВЛадерин (12, с.79-80; 235, с.75-87).

Но ни тот ни другой не приводят детальной классификации функций. Р.Сафаро& сосредоточивается на участиии общественного мнения в реализации функций управления — планирования, организации, регулирования и т.п. <^.Падерйн’\ критикуя идеи Б.Грушина. взамен предлагает, на наш взгляд, недостаточно обоснованную концепцию. Главными среди ее слабых мест являются, во-первых, априорность тезиса о «врожденной» функциональности социалистического мнения и. во-вторых, явный субъективизм в определении субординации его функций. В.Падерин разделяет их на основные и неосновные. Критерием выступает фактически воля самого автора. Он пишет: «Основные функции — это наиболее существенные направления воздействия общественного мнения на политическую систему»(77, с27).

Мало того что категория определяется через самое себя — «основное» через «самое существенное», при этом еще и никак не обосновывается принцип поиска такого существенного. В итоге, в качестве основных функций постулируется укрепление социализма как политической системы и поддержание„ак^иологического согласия в обществе, в качестве неосновных — контрольная, консультативная, функция передачи социального опыта от поколения к поколению. Других функций В. Падерин^не называет.

\У. ВеппеГ)(95, р.96-130) выделяет три сферы функционирования общественного мнения — воздействие на индивида,, коммуникационную и институциональную. В каждой ш сфер он предлагает свою группу функций изучаемого феномена. В первой — это функция политической социализации индивида и интеграции его в общественную жизнь, а также стабилизации его социально-психологической, прежде всего когнитивнр-эмотивной, структуры. Во второй — это функция распределения контроля над тематикой политической информации (а§еш1а) и мобилизации политической поддержки. В институциональной сфере он фиксирует следующие функции общественного мнения — формирование политики, легитимация политики, обеспечение существования или изменения политической системы. Как видим, V/. Веппе1 объединяет в одном функциональном аспекте каналы, способы включения в политическую систему, невзаимодействия с ,ней. а также собственно функции изучаемого феномена. При этом, Сама идея выделения функциональных сфер кажется нам достаточно плодотворной. <т,а5?№ёЙ1 анализируя социальную роль коммуникации, дидел в качестве одной из важнейших функций мнения участие в обеспечении стабильности социальной системы (66).

21 стр., 10468 слов

19.Социальные функции современной системы образования

... общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция ... интересах развития личности ребенка, общества и государства в существующей системе образовательных учреждений, с использованием форм надомного и семейного ...

Н-СапйЦ (236).

К. Мейоп (122,123), Р. ЬагагвГеИ (123) упоминают такие его функции как, обеспечение существования ассимметричных отношений власти, организация социального контроля, обеспечение большей гибкости и приспособляемости системы и т. п. В работах Д. Гербнера также можно обнаружить, размышления, имеющие опосредованное отношение к таким функциям как поддержание морали и порядка, политическая социализация, обеспечение способов понимания политической реальности(см. 237).

В целом, как показывает этот краткий обзор, проблема достаточно проработана. И в то же время, познавательная ситуация в области анализа функционального аспекта’бытия общественного мнения удовлетворения не вызывает. При всех достижениях и многообещающих находках имеют место разногласия и застой. О неблагополучии состояния теории вопроса говорит и отсутствие четкой увязки большинства функциональных построений с сущностью общественного мнения, и неучет двойственности его природы, и разнобой в определении количества и номенклатуры функшш, и способы построения их иерархий, и господствующая, хотя и неявно, парадигма функциональности. Главная причина неудов­летворительности ситуации, с’ нашей точки зрения, имеет чисто методологический характер. Большинство авторов, погрузившись в изучение общественного мнения как политического феномена, отвлеклись или попросту забыли о его двойственной природе и синкретической сущности. В итоге, если воспользоваться образом из сферы естественных наук, познавательная ситуация напоминает насыщенный раствор, в котором присутствуют все необходимые компоненты для кристаллизации нового вещества. Но этого не происходит. Нужен катализатор. Таким катализатором для кристаллизации функциональной теории должна стать методология. увязывающая структуру и номенклатуру функций общественного мнения с его природой и сущностью.

Возвратимся к самым основам. \ Начать придется с определения базового понятия функции. Оно в сооиологии имеет неоднозначный характер. Поэтому многие теоретические неприятности программируются уже изначально, когда при своих концептуальных построениях разные авторы используют один и тот же термин, имея в виду отличающиеся его аспекты. Культура социологического мышления, по нашему глубокому убеждению, начинается с уважительного . отношения к социологическим категориям и понятиям, что предполагает их однозначное определение и четкую трактовку. функдиа.(от латинского гоасао — исполнение, совершение) в социологическом контексте может пониматься в трех значениях (см. 241, с-438).

7 стр., 3179 слов

Ведущие функции и структура процесса обучения

... рованию у учащихся способов познавательнойдеятелфункции процесса обучения и  структура процесса обучения. В первом ... старшим и усвоениемладшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания,культуры производительного труда, знаний об ... Развивающая функция. Так же каквоспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает изсамой природы этого социального ...

Во-первых, это роль, которую выполняет, тот_ита,иной элемент^ социальной системы^ее’ организации как целого. Во-вторых, это зависимость между^различнымй социальными -процессами. выражаемая в функпйональньос.дзаимойвязях^еременньп. В-третьих, под функцией понимают социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и контролируемоё^опиальным1ианстшутами. Применительнок решаемым в настоящем исследовании задачам, нас будут прежде всего интересовать первое и, отчасти, третье значения этого понятия.

Теперь о сущности и’ природе* общественного мнения. Изучаемый феномен представляет собой объект, имеющий двойственную природу. С одной стороны, это явление духовного, с другой, духовно-практического порядка. Для его познания используюся два методологических’ Подхода» -гносеологический и_сопиопогический. Двойственность общественного мнения результйруется и в двойственности категориальных рядов, используемых для его характеристики. Первый — это ряд общественного сознания и в соответствующем языке изучаемый, феномен есть одно из специфических состояний актуального реального сознания общества. Второй ряд — институциональный, и здесь общественное мнение -социальный институт. В этом, на наш взгляд, заключается самое общее , основание для классификации и группировки функций общественного мнения. Неучет данного основополагающего критерия скорее всего послужил причиной нестрогости, а соответственно*-и уязвимости даже наиболее логичных и целостных концепций М.Горшкова, В.Беннета, Б.Грушина. Генеральная, регулятивио-воспитательная функция общественного мнения М.Горшкова явно относится лишь к социологической стороне его природы. В то же время, такая функция, как познавательная, очевидный элемент гносеологическоого аспекта, без всяких-, оснований объявляется специфической по отношению к генеральной регулятивной функции. Лишенные базового теоретического основания, как-бы «повисли в воздухе» в целом интересные и полезные классификации функций, разработанные Б.Грущиным (1).

В известной, степени оказывается прав В.Падерин, который, критикуя его, пишет, что грушинская «… • классификация имеет прежде всего ^логико-лингвистический характер в что основанием для ее .построения больше служат свойства общественного мнения как речевого суждения, а не социального институга»(235, с.80).

Построения же самого В-Падерина, как уже подчеркивалось выше. еще более уязвимы в силу своего субъективизма. ‘ ~ ,

Еще один неучтенный момент, сужающий возможности большинства функциональных концепций, также базируется на проблеме методо­логического порядка. И Б.Грушин, и В.Падерин, и М.Горшков, и В.Коробейников как будто бы забыли о резкой критике ‘традиционного функционализма, имевшей место еще в 50-х годах, в частности, со стороны П.Сорокина, Э.Нагеля и и других ученых. Теоретики общественного мнения как работали, так и работают в рамках парадигмы априорной функпиональнос-щ этого феномена. Это приводит к узкому и ограниченному, на наш взгляд, хотя и не всегда осознаваемому самими авторами, подходу, на основании которого его (общественного < мнения) функции могут , способствовать исключительно стабилизации и интеграции социальной системы. Мы не будем углубляться в критику подобных методогических ввззрений, но отметим, что считаем правильным другой суть. Он должен основываться на подходах и принципах функционализма Роберта Мертона (242) и настраивать на на анализ баланса функций и дисфункций ^общественного мнения. Это позволит дать более строгую и полную его характеристику.

2 стр., 915 слов

Профилактика общественно опасных действий психически больных ...

... 63 в 1994 году до 42 в 1996 году. Работа по профилактике общественно опасных действий психически больных проводится в соответствии с приказом МЗ и МВД ... улучшению работы приняты к исполнению и выполняются. Для улучшения работы по профилактике общественно опасных действий психически больных необходимо: 1. Совершенствовать работу по проведению принудительного лечения. ...

Исходя из сущности и природы изучаемого феномена и стоя на позициях современного диалектического функционализма, мы предлагаем новый подход к построению структуры функций, общественного мнения. При этом мы считаем плодотворной идею Б. Грушина о возможности множественного членения функционального континуума (1) и планируем ею воспользоваться. Действительно, способов разделения и упорядочения какой-либо сложной совокупности элементов может быть несколько. Они зависят от принципа, положенного в основу упорядочения. Использование же нескольких способов структуризации позволит выявить различные стороны изучаемого явления, более глубоко проникнуть в его сущность. Применительно к функциям общественного мнения как сложного комплексного образования также целесообразно использовать несколько классификационных подходов. Но’выбор их должен быть не произвольным, а содержательным и напрямую связанным с главными Характеристиками

• изучаемого феномена. Данные подходы не могут быть равноправными,

• рядоположенными, как это предлагает Б. Грушин. Теоретически обосновано и практически целесообразно выделение базисной структуры функций. Три данных тезиса составляют методологическую ‘основу построения теоретической модели структуры, номенклатуры и субординации функций общественного мнения. Мы предлагаем выделить три основных типа

•структур,’отражающих важнейшие стороны его функционирования. Это базисная (сущностнвя^бьектная и системная (соуу стальная) ^-г- ‘структуры.

I базисная (сущндстная) структура является ведущим разрезом, ^, посредством ^которого Производится расчленение и упорядочение пространства функций. Она строится исходя из двойственности природы и сущности общественного мнения, которое одновременно является гносеологическом и социологическим феноменом. Увязанность с этими, наиболее общими характеристиками делает данный вид структуры ведущим, основным по отношению к другим видам. Исходным разбиением выступает деление функций на гносеологические и социологические. Первые характеризуют общественное мнение как явление, способное отражать природную и социальную реальностьТГооъекты идеальной природы. ‘

Со аиу}ц)^чуукие^у^нкц11и~съяз аны со способами включения изучаемого объекта в социальную ^систему^его~^лями как социального институтаво взаимодействии с другими социальными и политическими инстшэдами и социальными действиями как духовно-практического ^бразованвягБеди гносеологические функции проистекают из возможностей общественного мнения «отражать разнбгб»рода объекты7″затраграющие массовые интересы, то социологические -«‘определяютсяГего объективацией в системе общественных отноп1еЫий:-Носледний вйУэто наиболее ярко проявляющиеся социальные роли и стандартизированные, определяемые нормативно социальные действия общественного мнения. Они всегда на виду. Видимо в силу этих причин, многие авторы и ограничиваются ими при рассмотрении функциональных аспектов его бытия, сводя их к социологическим функциям.

3 стр., 1451 слов

ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНТОВ

... Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что участие студентов в деятельности студенческих общественных организаций влияет на их социализацию. Методы исследования: - изучение научной ... заключение, список использованных источников, приложения. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНТОВ 1.1. Понятие и сущность процесса социализации ...

Каждая из укрупненных групп функций представляет собой комплексное образование, имеющее свою внутреннюю структуру. , СТносеолот^ески^функпии^млггттггтг^ из оценочные и познавакедьные. I

Оценочная — э1р’ведущая гносеологическая функция общественного мнения. В»‘ёе’компетенпию входит выражение заинтерёсовашо-пеннострого отношения массового социального субъекта К актуальноИГпроблеме социальной дейсвцрелыюсти.^Эго ‘наиболее широко распространенная ^ функция мнения. Для ее «реализации не требуется никаких специальных . условий. Можно с полным основанием говорить, что если где и когда-^ либо сформировалось общественное мнение, то оно обязательно и . необходимо выступит в своей оценочной функции. Это вытекает из его гносеологической природы. Посредством реализации оценочной функции субъект выражает .свое одобрение»~йли неодоорение политических и хозяйственнькреше^Й^довсрие<поддср;кку7или недоверие политическим и государственным деятелям, удовлетворенностьдлидеудрвлетворенность экономической, социальной и др. ситуацией и т- п. Воплощается функция .через высказывание оценоКа^имеющих в самом простом случае форму «да — нет», в более сложных — различные позитивные и негативные более или менеё~симметричные шкалы. . ., — — . .• ,. ;-. — ,

Смысл познавательней—функции состоит в том, .что общественное мнение, будучи оценочной реакцией социального субъекта^на события, явления и процессы реальной действительности, способно выступать в качестве источника,^средства^1^способа социального познания. ‘Следует согласиться с Л. Синицыной в том, что субъективность изучаемого , феномена, «связанная с интересами людей, с уровнем их компетентности .и информированности, а также с их оценочным отношением к явлениям действительности не лишает его познавательной ценности, а, наоборот, в определенной мере способствует повышению значимости» (243, с. 10).

Мнение, естественно, отличается от знания, оно не претендует на присущую знанию объективность, но оно в состоянии продвигать фронт познания, раздвигать его Горизонты, т. е. способствовать рриратени1о__чдрния-Общественное мнение, как мы уже писали, естьнекий интеграл обыденного и специализированного-сознания. Отражая реальность, оценивая и обдумывая ее. субъект .способен дда^ыдённом-уровне с Привлечением определенных элементов теоретического сбзнДВЗГобобщать свои опенки, интегрировать их в^категории. Свод^воедино повседневный’ опыт^масс. опенки разнокачественных объектов, осмысливая их, общественное мнение способно находить новые ]решения как житейских, так и более широких вопросов.

^д^и^логическ^функциц разделяются на три укрупненные группы. 1 Первая группа ~~а’дУп’тирующие, вторая — функции культуронаследования и третья’^ функции социорегуляции.’~ -‘»ТГпервую группу входят социальные роли, выполняемые общественным мнением при воздействии на индивидуальных и групповых субъектов по формированию их социальных Качеств, привитию’им норм и правил существования _в обществе. Это функции, адаптирующие субъектов к’среде. Сущность функции социализации заключается в “м, что общественное ‘ мнение выступает одним из важнейших элементов приобретения индивидом : социальных свойств и качеств.-усвбёнЮг 1игсопиалБНШ.»ворм. Человек не рождается общественным существом.» Он «им И аяови^я В течение своей жизни, постепеннб формируя соответствующее представление об обществе и общественных отношениях. В процессе социализации* происходит усвоение индивидом пенностей, норм. традиций, обычаев, знаний, позволяющих ему стать полноправным социальным субъектом, членом общества, гражданином. Агентом этого процесса является общественное мнение, выступающее в соответствующей функпин. Неявно, исподволь. посредством механизма общения в семье, на улице, в школе, в малых сообществах’реализуется эта функция, обозначая^для человека, что социально приемлемо, а что отвергается, за что он будет поощрен, а за что -‘осужден. Очень близко к функциям социализации стоит воспитательная функция. Они по существу’во многих своих проявлениях неразделимы. НсГеЭпПГсвоей социализирующей фуикпии.общественное мнение как-бы готовит индивида к жизни в обществе, прививает ему некоторые нормативы мышления, оценок^поведенняТнеобходЙмыё^тобы войти в социум и начать жить в нем, тсГвосЕЙггательная функция как^бы Подхватывает ее эстафету

12 стр., 5880 слов

Паблик рилейшнз в современном обществе как средство формирования ...

... социально значимых результатов. Глава 1. Общественное мнение и связи с общественностью: понятие и взаимосвязь 1.1 Общественное мнение как элемент связи с общественностью Общественное мнение как форма связи с ... связь с общественностью формируется с учетом и на основе общественного мнения массы. Связь между организацией и общественным мнением в обществе, хотя и достаточно тесная, все же ...

И ПрОДОЛЖаеТ ПОСРЕДСТВОМ СХОДНЫ^ мета НИЗМЕН ‘ятгятттирпиать

социализированного субъектаТюмёняющимся условиямего существования. Смысл воспйтатёльной^функшпвГмнения заключается в том, что оно, сводя воедино различного рода социальные нормы, «апеллирует к сознанию людей, приводя их дсйствия-и-доступки в соптвртствир г, ‘требованиями вьфабатьда^мог^о_им_^мим_свода^^к^ общечеловеческих неписанных законов. В этих целях оно самым активным образом опирается на свой бОГЯтьпГнравственный потенциал, прибегает в той или иной мере к моральному воздействию

Сущность функции кулыпуронаследования заключается в способности общественного мнения выступать в качестве одного_измеханизмов трансляции норм, ценностей, тралипий,_дитуалов и других компонентов культуры от поколения_к-покодению. В силу епГнеразрывной связи с обыденным сознанием, с повседневной жизнью людей в нем воплощается и выражается социальная память общества. Моральные ценности. фольклорные образования, то, что называется «народной мудростью», и даже предрассудки — все это, входящее в живую ткань народной культуры, во многом непнсанной, хранится в общественном сознании и в нужный момент становится основой для социальных опенок и переходит в содержание общественного мнения.. В итоге, эти./элементы культуры, взаимодействуя с актуальной социально-политической,, проблематикой, постоянно воспроизводятся, передаются, от субъекта к субъекту, от поколения к поколению. Так реализуется функция культуронаследования^,—«

5 стр., 2221 слов

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...

... стоит отметить актуальность изучения детерминирующих факторов и особенностей развития молодежных общественных объединений. Необходимо выявить, являются ли они значимым ресурсом развития гражданского общества ... определили цель и задачи данной работы. Цель: определить возможности молодежных общественных объединений в развитии социальной компетентности молодежи. Под социальной компетентностью мы ...

Группа функций, названных нами социорегулятивными, являете^ \ , наиболее представительной. Ее составляют функпиональные.компоненты. » реализующие, роль изучаемого феномена как активного^участника социально-политических и управленческнхпрбпёссов. В данной группе находят свое наиболее яркое проявление институциональные аспекты сущности общественного мнения как социологической категории. Социорегулятивный блок, в свою очередь, на основании содержательно-деятельностного. критеаил^делится на, три доставляющих • информацирнная_функция, целеполагающая функция и ^группа управленческих функций.

Смысл информационной функции заключается в том, что общественное мнение вьшолняет роль источника социальной Ш1формапиидля.содиальиых • и политическихлшститутрв, органов управления. В нем аккумулируются сведения об идтересд^ и^утйй^нрст^^де^их. опенках, надеждах, требованиях. В. своей информационной функции рбще3твенное~мнение выступает важным каналом обратиой.связи общественности и власти, или, как точнее выразился С. Симоненко, связи между обществом и государством (51. с.З).

Выработка политического курса, его сверка с текущей общественной ситуацией, корректировка либо полное изменение невозможны без анализа реакций общественности. Возможности для этого обеспечивает общественное мнение в своей информационной функции.

Посредством функции социального, целеполагпния. исследуемый феномен участвуех.в^)ормировании_срдерха,1йдьнод,сторрнь1^политики и управления. Данная функция отражает его роль в постановке целей развития общества. Разумеется она не может быть очень значительной, целеполагающая функция в большей, степени принадлежит идеологии. теоретическому сознанию, но и исключать общественное мнение из этого процесса неверно. Являясь сплавом обыденного и теоретического сознания, общественной психологии и идеологии, оно выступает в качестве резервуара, из которого идеологии (и, собственно, идеологи) могут извлекать целевые установки развития. Истории известны случаи, когда оно и самостоятельно становилось генератором этих установок, как навязывая их идеологам и политикам, так и выдвигая последних из своей среды,-как бы персонифицируясь в них. Целеполагаюшую функцию нельзя отождествлять с информационной, поскольку, формулирование целей управления и его информационное обеспечение — это два различных вида деятельности. Нельзя отождествлять ее и с директивной или консультативной функциями, о которых пойдет разговор позже, так как нетождественны организационный и содержательный аспекты политики.

^Группа угцщвланзехких^ункций состоит из регулятивной и номенклатурной функций. Данная группа обеспечивает практическое участие исследуемого фе-яоммя мпрганизапяя процесса социального управдениаГСбдержаИие ‘^УУ^лятивной функции, как следует из ее названия, заключается в осущехдваенвдцзбалир^юших’ воздействий на социальные субъекты, каковыми могут быть индивиды, общности и социальные институты. Общественное мнение в своей регулятивной функции обеспечивает’ реализацию определенных (выработанных самостоятельно, либо привнесенных извне) норм общественных отношений. М. Горшков выделяет две стороны направленности регулятивнбй функции (см.4, с.215).

4 стр., 1921 слов

Структура и функции общественного мнения

... лишь те явления, которые доступны знанию иосмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения. Важнейшую содержательнуюхарактеристику общественного мнения составляют его функции. Функции общественногомнения: 1.     Аксиологическая, то есть оценочная; 2.     Регулятивно-воспитательная; 3.     Нормативная; ...

С одной стороны оно проявляет себя как регулятор отношений между отдельными людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществомГмежду’обществом и личностью. Вторая направленность ее действия — регуляция экономических, политических, .социальных и других видов обшественных’отношений. Механизм регулятивной- функции основывается прежде всего на методе общественного воздействия. Реализуясь сама по себе, она может находить своб^воплощение через специфические или так называемые отраслевые функции — директивную, контрольную,’ запштную’,’^онр^!ЬТатйвную7’Этй^ункпии^выстуйают своеобразныЙй’формами, отражающими различные стороны существования обшей регулятивной функции.’ Рассмотрим эти специфические формы.

Смысл консу^ддтивнои функции заключается в том, что массовые опеночно-пенностныесуждёния*йогут выступатъ^в_качестве источников советов и рекомсддапий-длятосударственных и политических институтов, субъектов управления: общественное мнение’выступает в качестве Такого паргнера~органо6 власти, который дает им Консультации по выбору способов решения проблем, затрагивающих интересы масс. Данные советы, рекомендации, когда мы говорим о консультативной функции, не носят императивного характера. Субъект управления может либо прислушиваться к ним. либо нет. Но с другой стороны, и общественное мнение выступает в этой функции независимо от желания властей. Оно сначала дает опенку, реализуя соответствующую роль, а затем занимает позицию. Если его объектом является социально значимая проблема, решение которой зависит х>т органов власти, то в этой позиции содержатся рекомендации по направлениям, путям и способам разрешения проблемной ситуации.

Также независимо от воли «и желания управленческого субъекта реализуется контрольная функция. Ее суть в том, что общественное мнение напрямую контролирует деятельность органов власти иуправления в части, затрагиваЮйёи’интересысгосубьекта. Выделяется два типа направленности контрольной функпйи7С одной стороны, общественное мнение проверяет деятельность институциональных субъектов управленческих отношений. С другой, — обектом контроля оказываются^конкретные индивиды. персонифипируювше-эти^нституты, — народные представители, депутаты или различного рода чиновники. Характер контроля общественного мнений. разумеется, не жесткий. Он, как и при реализации большинства других функций, имеет форму общественного. моральнодхц|адзо]эа^ Но от этого его эффективность не становиться менее существеннойгОт пристального ока общественности политику, который вынужден быть постоянно на виду, практически некуда скрыться. Оно контролирует его не только когда он, как говориться, «на службе», » при исполнении», но и в свободное время, в личной жизни, в быту. Множество политических и административных карьер рухнуло только из-за того, что общественное мнение в своей контрольной функции заметило какие-либо пятна на мундире соответствующих деятелей и отказало им в доверии. Скандальный уход Ричарда М. Никсона из Белого дома после истории с подслушиваием в отеле \Уа(егйа1е был в итоге обусловлен не самим фактом нарушения им закона, а тем, что от президента отвернулось общественное мнение. • Импичмент должен был лишь придать этому юридически безупречную форму (см. 244 р.400-412. 95 р.207-215 и др.).

Гавра 6 — Стр 2

Смысл защитной функции заключается в возможности общественности только посредствой»стойх~оценок и обусловленных ими действий защищать от институтов или субъектов,’-облн4енных»властью7 отдельных лип или целые институциональные образования. При этом не имеет^йачения, обоснованны и законны претензии власти к объектам защиты или нет. Если общественное мнение берет их под свою опеку. То оно выступает оппонентом официальных институтов. Один из ярких примеров выполнения защитной функции в истории СССР нсдавнепУпрошлого — ситуация вокруг двух следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре Т. Гдляна и Н. Иванова, бросивших обвинения в коррупции руководителям КПСС в конце 80-х годов. Несмотря на мощное давление сверху на милицию, прокуратуру, судебные органы, прессу и т.п., именно общественное мнение на волне антиаппаратных настроений-1988-1989 годов защитило этих людей не только от внесудебной расправы, но даже от вполне законного разбирательства. В их поддержку собирались подписи, проводились митинги и демонстрации. В итоге, их избрали народными депутатами, защитив иммунитетом законодателей. Общественному мнению было не важно, нарушали они закон в ходе следственных действий, или пет. Важным было лишь то, против чего они боролись, то, что они стали знаменем антипартийных и антикремлевских настроений конца 80-х годов.

, директивная {предписывающая) функция заключается в ^ыпсднении общественным»»мненНем роли прямого субъекта ^ластных^ отношений, приказывающего формальным институтам власти и управления, указывающего вм-направлеивосгь, пути и спск;обьи1роввдеав”-полнтики, решения конкретных проблем. Данная функция может реализовываться двояким образом. Во-первых, это происходит через референдум. Во-вторых. путем прямого.иногда крайне, агрессивного морального* давления на субъектов’управления, лиЬо «непосредственно на лип, принимающих решения” Наиболее жесткий пример второго пути — это то, что в США называют «судом Линча» , когаа возбужденная толпа, застигнув кого-либо на месте преступления, явного или воображаемого, сама вершит над ним суд. В своей директивной-функция общественное мнение дает Такие предписания органам власти и управления, которые имеют’для них императивный, обязательный характер. Оно не только формулирует указание, приказ, но часто через различные формы поведенческой активности добивается их выполнения. Долгие 70-е — 80-е годы общественность СССР боролась против губительной идей поворота сибирских рек на юг и добилась-таки отмены этих абсурдных решений. Через свою директивную функцию мнение в данном случае спасло не только миллиарды рублей капитальных вложений, но и саму среду обитания российского народа. В особенности это очевидно теперь, после распада СССР. Что касается референдума, то это истинная, конституционная форма реализации директивной функции.

Номенклатурными мы развали такую группу функций изучаемого феномена, которая свячана^его ролями д_терсонификапии Датчики, в процессах формирования и регулирования_рабогы-дерсенала’управления. Выбранный нами термин «номенклатурные функции» близок по смыслу к понятиям «кадровые функции» или «функпии персонификации», но в то же время более точен, поскольку обозначает роль рбщественного^мнения в формировании политической.^ управленческой номенклатуры. Номенклатуры, понимаемой в том смысле, который придавался этой категории в отечественной политической практике, а затем был блестяще операдионализирован М. Вселенским (245) и, отчасти, М. Джиласом (246).

В своей номенклатурной функции обшественное-мнениелсуществляет поиск, селекпию1_}!частвует в расстановке и сопровождении конкретных персоналий в политической_и ^шравленческой сфере. ^•а~жЬ функлия отвечает за их замену, уход с политической арены. Большинство авторов не выделяют эту группу управленческих функций, считая, что соответствующие роли как-б№ диффузно рассеяны по оценочной, регулятивной и ее специфическим функциям, контрольной, защитной, директивной и т. п. В этих рассуждениях есть некоторые рациональные зерна. Многие функпии общественного мнения действительно переплетаются и могут реализовываться одновременно, иногда одна через другую. Но это не отменяет и не ограничивает возможностей их обособленного рассмотрения если выполняемые ими социальные роли не идентичны. Поэтому мы не можем согласиться с упомянутой постановкой, поскольку роль общественного мнения в реализации персонального аспекта политики — это особая, специфическая роль.

В итоге схему базисной структуры функций общественного мнения Можно изобразить следующим образом (см. схему 3.6.).

Второй тип фунп^ыллшпи ^труктуры изучаемого феномена • «^КШНУУ При его построении мы предлагаем воспользоваться критерием ^ракТера объекта, на который общественное мнение воздействует посредством своих функций.. В, зависимости от этого, характера можно выделить различные их типы и группы.. При этом, в силу того, что используется другой критерий структуризации того же самого исследуемого пространства, некоторые функпии, присутствовавшие в рамках базисного (сущностного) разреза, сохранятся в объектном, другие — выпадут из данной плоскости анализа, третьи, наоборот, возникнут. В соответствии с тем, что существуют два основных типа объектов воздействия общественного мнения, во-первых, индивиды, и соаиальныйлдупды. и. во-вторых. социальные институты, мы предлагаем выделить институциональную и неинституциональную объектные груааы^функций.

Неинституциональные функции воплощают те социальные роли, в которьк’Ъыступает общественное, мнение,. воздействуя на индивидов и группы. В рамках неинституциональной категории представлены функции ^с^йиодвздш^к^восвиотвтельаол^^ регуляции ифункцц^ ориентации <Гмире и его объяснения (функция социальной ориентации).

Первые две ш них соответствуют функциям с идентичными названиями^ базисной структуре. Это -‘ те .же самые по •сущности и содержанию элементы, и мы не будем еще раз останавливаться на их характеристике.; . ‘» «5 ‘ ”

Своеобразной проекцией на деятельность индивида функций сопиорегуляпии базисной структуры кляетйя: функция сериального контроля и регуляции. Ее смысл заключается в выпсипнёяйвГобщсствснным мнениём~ролн силы, регулирующей жизнь^ субъекта,.? обществе, контролирующей и направляющей его активность. «) ? ^ ‘ .

Важным новым элементом предлагаемой схемы» является функция ориентации^ в^мире и~егал>_бьяснения. В этой роли изучаемый феномен выступает в качестве компонента механизма обеспечения психической уравновешенности,-индивида, его психологическои_устй^тааости, что в пелом’~способствует поддержанию эмоционально-психологического равновесия людей в условиях социальной напряженности. Потребность в понимании мира, его более или менее целостном объяснении, в формировании некоей, пусть иллюзорной, но непротиворечивой его картины является одной из важнейших потребностей человеческой психики (см. 95).

Общественное мнение выступает в качестве одного из агентов процесса удовлетворения данной- потребности. О выполнении им соответствующей роли пишут М. В. Зпиш. .1. Вгипег и К. V/. \У}и1е (247).

По образному выражению К. Ьапс, оно формирует для людей «… объяснение их положения в жизни: оно помогает объяснить порядок вещей их женам, которые приобретают от них свой статус; оно дает каждому удовлетворение от социальной и ментальной идентичности…» (248, р.43).

Если воспользоваться терминологией Дж. Гербнера, то данная функиия близка к символической (по Гербверу), посредством которой общество ‘,’культивирует’^определенное понимание людьми социальной реальности^ (см. 91,»с^8&-85, 249), но не идентична ей.

Институциональныикомцоиеит объектной структуры функций общественного мнения — это те функции, которые, оно выполняет по отношений к со1Щальшд<_и^олий(‘(сй^им»иис:1И1у1ам. В их числе уже описанные’Выше» оценочная,_информационная, целеполагающая, регулятивная, контрольная, директивная, защитная, консуль-тативная^номенклатурная^ункцйиГКроме нихвГэтотже ряд следует ^ поставить функцию легитимации. Она как бы имплицитно присутствовала// и в предыдущем функциональном разрезе, будучи рассеянной среди сопиорегулятивных функций. Более уместным мы считаем ее относительно автономное рассмотрение именно в объектном классификационном подходе. Функция легитимации заключается в придании законного (более узко, ‘ законодательно закрепленного) статуса^разлйчньМ интитутам, в конституиров ании их. Она может реализовываться как в жёстких» формах типарёферендума, плебисцита и других процедур, связанных с голосованием и выборами, так и в более мягких. К числу последних относится так

• называемая «моральная лепвтимация». т. е. публичное моральное одобрение

и узаконивание в обыденном сознании каких-либо’формально не ^узаконенных объектов. Спектр их может быть достаточно широким и

охватывать не только политическую и управленческую, но и бытовую сферу. Схема объектной структуры функций общественного’ мнения имеет

вид.приведенный на рис 3.7. :

Третий вид анализируемой функциональной структуры мы назвали Т’/

системным (социетальным).

Это. особый способ расчленения в^Х ‘упорядочения функционального пространства, принципиально

отличающийся от других характером применяемого классификационного .критерия. В данном качестве мы предлагаем критерий фунуттипнядмуутя

Как это показано еще Гобертом Мертоном, любой элемент социальной (Системы не обязан с фатальной необходимостью способствовать ее

•интеграции, адаптации к среде, оптимальному существованию и развитию. Реальная диалектика функционализма такова, что с равной вероятностью в зависимости от характера ситуации, внешних и внутренних условий он (элемент системы) может быть фактором как стабилизации и выживания системы, так и ее дезинтеграции, деструкции. Такая постановка, по нашему глубокому убеждению, прямо относится к изучаемому феномену. Общественное мнение, как особая, подсистема социума может быть в нем как функциональной, так и дисфункпиональной. Верен этот тезис и для его взаимодействия с политической системой и другими подсистемами общества. В одних случаях оно способствует сплочению народа в его поддержке государства, других политических институтов, составляющих политическую систему. В «противоположной ситуации оно настроено резко оппозиционно к власти, не желает диалога и компромиссов, в своей оценочной и поведенческой составляющей всеми силами старается расшатать систему. ‘ • > . . — •

юбъектная СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ФУНКЦИИ

НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ| ^ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИЙ}

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И РЕГУЛЯЦИИ

| ЛЕГИТИМАЦИИ -}•—

| ОЦЕНОЧНАЯ • ^—-

| ИНФОРМАЦИОННАЯ |—-

| РЕГУЛЯТИВНАЯ р-

СОЦИАЛИЗАЦИИ

КОНТР ОЛ Ь НАЯ

Д ИРЕКТИВНАЯ

. ОРИЕНТАЦИИ В МИРЕ И ЕГО ОБЪЯСНЕНИЯ

| ЦЕЛ ЕПОЛ А ТАЮЩАЯ \——

ЗАЩИТНАЯ

КОНСУЛ ЬТАТИВНАЯ

Н О М.ЕН КЛАТУРНАЯ

Объектная структура функций общественного мнения Рис 3.7.

Исторические примеры подтверждают возможность как функци­ональности, так и дисфункциональности изучаемого феномена. Агрессия нацистской Германии против СССР в 1941 году вызвала объединение и мобилизацию общественного мнения вокруг государства, организовавшего отпор врагу. Об этом свидетельствуют как документы, так и воспоминания участников событий. Разорванное гражданской войной, после которой не пропето и двух десятков лет, коллективизацией и репрессиями общество перед липом внешней опасности, угрожавшей не только советскому строю. но и самому существованию нации, сумело в значительной степени собраться воедино вокруг идей зашиты родины, а значит и поддержки власти.. Разумеется, и государство сделало шага навстречу общественному мнению. Они начались со знаменитых и неожиданных, ‘видимо интуитивно, на эмоциональном уровне найденных сталинских слов «братья и сестры, …. друзья мои», и нашли свое продолжение в хорошо продуманной рациональной политике дозированного возрождения’ православных ценностей и подъема авторитета церкви, возвращения к славной российской военной и имперской истории, и даже в такой внешней, но духовно значимой акции, как введение погон как символа воинской чести. И общественное мнение, в свою очередь, раскрылось навстречу власти. Не только жестким законодательством, лагерями в тылу и заградительными отрядами на фронте поддерживалось духовное единство народа во время войны. Функциональное общественное мнение было неотъемлемым фактором этого единства.

Противоположный пример — из недавнего прошлого. В декабре 1991 года Беловежское соглашение лидеров России, Белоруссии и Украины определили разрушение Советского Союза не только как социалистического федеративного по форме государства, существовавшего около семидесяти лет, но и как огромной евразийской империи,’ называвшейся Российской и насчитывавшей многовековую историю. «Мы не будем здесь давать историческую и политическую опенку этому событию, наша задача не в этом. Скажем лишь, что оно затронуло, как это стало уже очевидно, интересы десятков миллионов людей. И общественное мнение восприняло эти факты спокойно. Спустя всего 9 месяцев после мартовского 1991 года референдума, когда большинство проголосовало за сохранение Союза, оно равнодушно, если не одобрительно восприняло его разрушение. Это означает, что к концу 1991 года оно было дисфункпионально по отношению к объекту (системе), называемому Союз Советских Социалистических Республик. Об этой дисфункпиональности. свидетельствует то, что Беловежские соглашения не вызвали не только каких-либо организованных акций протеста — демонстраций, забастовок, митингов, но даже морального ‘ осуждения большинства населения. Так что, образно выражаясь, можно сказать, что общественное мнение было негласным, но чрезвычайно важным участником этих переговоров, без санкции которого соответствующие решения просто де могли бы быть претворены в жизнь.

Итак, общественное мнение может быль как функциональным, так и дисфункпийдЗДЬЩЫпоотношению^к социальной системе. Это принципиальный вывод7~И мы не согласны нйтгРгСЗфаровым (27), ни с В. Падериным (12).

ни с В. Житеневым (5), которые жестко стоят на позициях исключительной функциональности этого феномена (при этом, имея в виду прежде всего социалистическое общество), ни с М. Горшковым (4), Б. Групшным (1) и др., которые имплицитно закладывают эту функциональность в свои теоретические построения. Реальная диалектика здесь не столь однозначна и гораздо более сложна. Именно для ее познания в качестве важного элемента эвристического механизма мы и вводим третий подход к структуризации функций общественного мнения.

Как уже подчеркивалось выше, один из важнейших компонентов механизма включения изучаемого феномена в социальную жизнь — это механизм функционирования/Посредством реализации функций и стоящих за ними социальных ролей и нормативно закрепленных социальных действий общественное мнение влияет на социальных субъектов, институты и отношения между ними* Критерий-направленности и характера ‘влияния на социальную систему, функциональный критерий и положен нами в основу третьего типа классификаций функций. Именно поэтому* данный функциональный разрез зазван системным или социетальным. Это название ориентирует на понимание сущности разбиения функционального множества на составляющие в зависимости от типа их воздействия на устойчивость, существование и развитие социальной системы в целом. Функции общественного мнения на основании данного критерия делятся на две группы — эуфункциональную и дисфункциональную. ••

Эуфун^а^аУнальная?])уПМ’функций Изучаемого феномена представлена такими его социальными ролями, выступая в которых он способствует стабилизации социальной системы, укреплению составляющих» ее сопиалБНБСГсвязей. улучшению ее адаптационноа_с11осо0вости^^.внешней среде, ^йг^йкуиондльнмяи^вляютсяте функции, которые направлены на дестабилнзашпУУдезинтеграцию системы, ее разрушение- Графически системный разрез'(рункпиональной~СТруктурй1ьплядит следующим образом:

СИСТЕМНАЯ (СОЦИЕТАЛЬНАЯ) СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ЭУФУНКЦИИ

Д ИСФУНКДИИ

Что касается конкретной номенклатуры функций, которые относятся к той или иной категории, то ее конфигурация будет своей, каждый раз особенной в зависимости от объекта мнения, ситуации ее формирования и ряда других социальных и политических факторов. Наполнение эуфункпиональных и дисфувкпиональных блоков будет меняться в широких пределах. Функции, выделенные в рамках базисной структуры, такие, например, как контрольная, директивная, защитная и т. п., в одних ситуациях будут направлены на стабилизацию системы, а в других — в прямо противоположную деструктивную сторону.

Введение в ислеловательскую практику системного (социетального) разреза формирует методологическую базу для более глубокого изучения механизма включения общественного мнения в социальную и политическую систему. Становится возможным перейти от используемого в настоящее время в научной литературе одномерного к двумерному (матричному) аналитическому алгоритму.

Мы предлагаем новую матричную методологию рассмотрения функциональной структуры общественного мнения и самого характера его функционирования. В качестве одной оси расчленения функционального пространства будет выступать системный критерий_-структуризапии. в качестве другой, ортогональной, -‘»какой-либо содержательный.КЕ.итеЕий, базисный или субъектный. Основной, наиболее удобнбйГи универсальной следует~Т1ризяаТь»оазисную, функциональную матрицу, в которой используется принцип пересечения базисной и содиетальной структур. Для реализации матричного подхода строитоГаяаЖТУЧеская таСЙдиа, в которой ‘по горизонтали (оси абсцисс) будут расположены элементы системной, а по вертикали (оси ординат)’-‘ элементы сущностноУ(базисной5″структуры функций общественного мнения. Такая таблица называется функциональной матрицей.

Алгоритм анализа механизма функционирования общественного мнения с помощью функциональной матрицы заключается в следующем.

Во-первых, строится левый вертикальный столбец матрицы. Для этого следует операционализировать каждую из функций, входящих в базисную структуру, выяснить имеет или не имеет место ее реализация в данный момент времени. Ряд функций, таких, например, как оценочная и регулятивная, находят возможности для своего воплощения практически всегда, в любой ситуации. Возможность и характер реализации других функций зависит от ряда внешних обстоятельств. Это относится к директивной, защитной, ряду номенклатурных функций. В случае нереализацни того или иного элемента базисной структуры в строке матрицы против его наименования ставится прочерк.

Во-вторых, осуществляется заполнение двух правых столбцов матрицы. Это производится посредством анализа характера и направленности воздействия общественного мления в данной роли на устойчивость системы на основании функциональных критериев. В результате каждая из функций относится либо к эуфункдиональному, либо к дисфункциональному блоку. В матрице этот факт отражается соответствующим знаком (*) в соответствующем пересеченни.строки и столбца.

В результате двух первых этапов строится искомая матрица. Она представляет собой информационную базу для проведения третьего, собственно аналитического этапа. На этом этапе производится анализ баланса функций и дисфункций данного мнения и оценивается общая его функциональность для социальной системы.

Рассматривая социальное бытие такого сложного объекта как общественное мнение и используя различные функциональные разрезы для детального познания этого процесса, необходимо постоянно помнить о таких особенностях исследуемого феномена, как объектность и снтуативность. Оно не существует вообще, вне связи с объектом, затрагивающим массовый интерес. Очевидно, что в каждый конкретный момент времени таких объектов может быть достаточно много. Поэтому реальное состояние мнений общества — это конгломерат различных массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений по поводу множества различных объектов. Эти дифференциальные общественные мнения могут быть разнонаправленными и способны находится в различных фазах динамической структуры -зарождении, функционировании, отмирании и т. п. Принципиально важным является то, что каждое конкретное мнение по поводу определенного объекта имеет свою собственную системную (социетальную) структуру с особым соотношением дисфункпиональных и эуфункпиональных элементов. Каждому мнению может быть поставлена в соответствие своя функциональная матрица. Анализ этих матриц позволит ответить на вопросы об общей функциональности — дисфункпиональности дифференциальных ^мнений. Данная процедура выполняется посредством описанного выше трехступенчатого алгоритма. В свою очередь, совокупность ответов на поставленный вопрос по всему спектру мнений, существующих в обществе, дает возможность сгруппировать их в эуфункпиональный и дис-функпиональный континуумы и, в итоге, оценить общую функциональность состояния общественного сознания по отношению к социальной (политической) системе в данный момент времена. Таким образом, предлагаемая совокупность типологических подходов к построению структуры функций изучаемого феномена позволяет сделать существенный шаг вперед в области методологии анализа устойчивости политических и социальных систем.

Следует еще раз подчеркнуть, что разработанная схема, структуризации, равно как и перечень функций не носят жестко закрытого и ригидного характера. Функциональный список в принципе открыт и к нему, в случае необходимости, можно добавлять новые компоненты. Теоретически это возможно, поскольку могут найти свою реализацию какие-либо ситуации с невысокой степенью вероятности, в которых общественное мнение будет выступать в некоей роли. не отраженной в приведенном списке. Также в принципе допустим отличный от нашего (или дополнительный) подход к построению функциональных структур. Например, логичным представляется использование критерия, разделяющего функции общественного мнения, на духовные и духовно^практические. Встречаются и-другае типологические критерии. Но мы считаем, что предложенные нами три типа функциональных структур носят наиболее общий характер и логически увязываются с сущностью и природой изучаемого феномена. Пользование ими дает методологическую базу для анализа процессов его включения в сопиальную и политическую жизнь общества.

Находясь в плоскости изучения функций общественного мнения, нельзя пройти мимо вопроса о возможности использования такого методо­логического инструментария, как деление исследуемого функционального пространства на явную и латентную составляющие. С нашей точки зрения, при анализе взаимодействия мнения и социально-политической сферы общества допустимо говорить о явных и латентных функциях. При этом следует строго определить эти базовые понятия, поскольку применительно к изучаемой сфере они естественно будут иметь определенную специфику по сравнению с классическими определениями.

Согласно Ричарду Мертону, явная функция — это следствие поступка. которое вызвано намеренно и признано в качестве такового, а латентная функция — следствие, вызвать которое не входило в намерения действующего. Пользуясь этой логикой применительно к общественному мнению, явными’ его функциями будем считать те, которые связаны с его воздействием на осознаваемый объект. В своих явных функциях оно прямо и сознательно увязывает свою реакцию, будь она духовной или духовно-практической, с конкретный объектом — политическим деятелем. институтом, хозяйственным решением и т. п.

Понимание латентных функций изучаемого феномена полостью соответствует мертоновской их дефиниции. Это такие роли общественного мнения ( или стандартизированный его социальные действия), которые порождают следствия, не входившие в намерения его’субъекта. Выступающее в латентной функции, оно не видит, не осознает реального. истинного объекта, на который действует. Пред ним стоит лишь непосредственный объект, испытывающий, возможно, влияние явных функций. Но, в то же Время, от массового сознания скрыты сложные системы связей и опосредований. которые соединяют данный объект с другими. Эти связи,’ при всей их скрытости и неявности, могут быть очень сильными, прочными и однозначными. Через механизмы этих, не видных общественности, не осознанных общественным мнением зависимостей реализуются его латентные функции. Ву отдельных ситуациях может срабатывать так называемый «принцип домино», когда вполне безобидное в своей явной оценочной функции мнение по поводу какого-либо локального объекта через систему связей уже в латентной функции может вызвать катастрофические общесистемные потрясения. Результаты, порожденные явными и латентными функциями, могут даже иметь противоположно направленный характер. Представим себе для примера следующую гипотетическую ситуацию. Общественное мнение какого-либо территориального образования поддержало определенного политического деятеля (партию).

Причем сделало это в агрессивной и даже насильственной форме. И в результате, правительство, президент или представители судебной власти запретили партию или исключили данного субъекта из активного политического процесса. В первом случае мы имеем дело с эуфункпиональным общественный мнением по отношению к политическому субъекту, реализующимся в явной функции; во втором — с латентным, являющимся дйсфункпиональным’й1Я того же объекта.