Учебно- методические материалы

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по курсу «Педагогика» специальности 031800 «Логопедия»

ПЛАНЫ проведения семинарских занятий

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ I. Введение в педагогическую деятельность.

Семинарское занятие №1. ТЕМА — Введение в педагогическую деятельность

Цель:сформировать понятие о педагогической деятельности как особом виде профессиональной деятельности, профессии педагога; познакомить с их особенностями, структурой, требованиями.

Основные понятия: педагогическая деятельность, педагогическая профессия профессиональная культура педагога.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Сущность педагогической деятельности.
  2. Специфика профессионально-педагогической деятельности, ее компоненты (внешние): цель, средства, субъекты деятельности, их взаимодействие; (внутренние): мотивационный, содержательный, операционный.
  3. Виды педагогической деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская деятельность.
  4. Характеристика педагогической профессии. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетенции педагога.
  5. Квалификационная характеристика как нормативный документ, отражающий требования к современному учителю со стороны общества. Профессиограмма учителя.
  6. Возрастание роли учителя в период экономических преобразований общества.
  7. Перспективы педагогической профессии.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Охарактеризуйте методологическую и психологическую структуру педагогической деятельности. Проанализируйте различные подходы к определению структуры педагогической деятельности.
  2. Составьте схему (таблицу), отражающую требования, предъявляемые к человеку профессии педагог. Обоснуйте современные требования к личностным качествам педагога.
  3. Какие педагогические способности необходимы педагогу и можно ли диагностировать их ?
  4. Какой тип педагога Вам больше нравиться и почему – педагог, ориентированный на «развитие» или на «результативность»?
  5. Представьте структуру и уровни педагогической культуры в схематическом виде.

Литература:

2 стр., 664 слов

Интервью с педагогом (карьерное консультирование)

... перспективы профессионального развития. Высокий уровень рефлексивности. 125–200 баллов Педагог работает над формированием индивидуального стиля педагогической деятельности, видит некоторые перспективы своего развития. Недостаточно развита рефлексивность. 50 ... в настоящее время в Вашей работе? Изменилось ли Ваше отношение к профессии педагога с того времени, как Вы начали работать в школе? К какой ...

  1. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.
  2. Педагогика и психология высшей школы. Р-н-Д, 1998.
  3. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школьная Пресса, 2002.
  6. А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева и др. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших пед.уч. заведений. М., Академия.2000.
  7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. Уч. Пособие ПОР. 1999.
  8. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии, М., 1995 г.
  9. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика., М., 1997 г.
  10. Баранова В.А. Имидж личности как социально-психологическое явление// Магистр , 1994, №2.
  11. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.//Педагогика, 1997 №6.
  12. Гисшповский В.Я. требования к личности учителя в условиях высокотехнолгического общества.//Педагогика, 1997№5.
  13. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие, М, 1993.

Раздел 2. Общие основы педагогики. Семинарское занятие № 2. Тема — Педагогика как наука

Цель:сформировать понятие о педагогической науке и её признаках, функциях, задачах; познакомить с основными категориями педагогики.

Основные понятия: педагогическая наука, образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Педагогика как наука.
  2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
  3. Задачи педагогической науки. Функции педагогической науки.
  4. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
  5. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Обсудите проблему статуса педагогики, соотношения научных знаний и мастерства педагога.
  2. Какова связь между понятиями образование и воспитание ?
  3. Обоснуйте объект и предмет педагогики.
  4. Подберите и поразмышляйте над высказываниями о педагогике различных известных ученых, писателей, деятелей культуры, науки. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными?
  5. Приведите примеры различных определений основных категорий педагогики. В чем различие ( в подходах, трактовке)?
  6. Сформулируйте особенности, специфику педагогики как науки.
  7. Представьте схематически или в таблице задачи и функции педагогики.

Литература:

9 стр., 4341 слов

1.Педагогика как наука. Общее понятие

... исследования. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. ...

  1. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.
  2. Педагогика и психология высшей школы. Р-н-Д, 1998.
  3. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школьная Пресса, 2002.

Семинарское занятие № 3. Тема — Структура педагогической науки

Цель:сформировать понятие о структуре педагогической науки и её взаимосвязи с другими науками; познакомить с основными отраслями педагогики.

Основные понятия: отрасли педагогики, разделы педагогики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Педагогика как наука и искусство.
  2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
  3. Связь педагогики с другими науками.
  4. Отрасли, разделы педагогики.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Какими приоритетами руководствуются сторонники взгляда на педагогику как на искусство ? Педагогика это нормативная наука или в её основе мастерство педагога ?
  2. Каковы способы влияния педагогической науки на педагогическую практику ? (прямой — ?, косвенный — ?
  3. Какое взаимовлияние педагогической науки и педагогической практик проявляется в различных видах педагогической деятельности ( исследовательской, учебной, воспитательной и др.) ?
  4. Представьте схемами связи, влияние педагогики и других наук.
  5. Составьте таблицу, отражающую отрасли, разделы педагогики.

Семинарское занятие № 4 Тема — Методология педагогической науки

Цель: сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания; заложить фундамент методологической культуры учителя; сформировать представление о практической педагогической деятельности.

Основные понятия:методология, уровни методологического знания; методологическая культура педагога, практическая педагогическая деятельность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Понятие методологии педагогической науки.
  2. Методологическая культура педагога.
  3. Научные исследования в педагогике.
  4. Методы и логика педагогического исследования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. В чем сущность определения методологии как учения о методах познания и преобразования мира ?
  2. Сформулируйте объект и предмет методологии педагогической науки.
  3. Охарактеризуйте уровни методологии ( философский, общенаучных форм и принципов исследования, конкретная методология, методика и техника исследования ).
  4. Каковы задачи методологических исследований в области педагогики ?
  5. Из чего складывается методологическая культура педагога и от чего она зависит ?
  6. Какие методы исследования используются педагогикой ?
  7. Согласны ли вы с утверждением, что научное исследование — это форма процесса познания ?
  8. Приведите Типологию научных исследований.
  9. Что значит выражение «язык педагогической науки»?
  10. Представьте и обоснуйте алгоритм логики педагогического исследования.
  11. Проведите анализ и оценку проведенной исследовательской работы на примере реферата, курсовой работы.

Литература:

12 стр., 5636 слов

Педагогика как наука

... и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося. Связь педагогики с другими гуманитарными науками Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись ... и педагогика.Объект педагогики - воспитание в широком смысле.Предмет педагогики - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в ...

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Р-н-Д, 1999.
  2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград, 1995
  3. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.
  4. Ильин В.С. Формирование личности школьников (целостный процесс), М. 1984.
  1. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
  3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школьная Пресса, 2002.
  1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. В-д, 1994.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
  3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара. 1994.
  4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

Раздел 3. Теория и методика воспитания Семинарское занятие № 5. Тема — Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Цель:сформировать понятие о воспитании и воспитательном процессе; познакомить с основными теориями целостного воспитательного процесса, его закономерностями, структурой, направлениями.

Основные понятия: воспитание, воспитательный процесс, принципы воспитания, цель воспитания, направления воспитания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Педагогика как наука о воспитании. Теория воспитания как часть педагогической науки. Воспитание как общественное и педагогическое явление.
  2. Понятие философии воспитания как общей, вечной, конкретно-исторической категории, как педагогического явления.
  3. Предмет воспитания и его историческая обусловленность.
  4. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
  5. Базовые теории воспитания и развития личности.
  6. Закономерности, принципы и направления воспитания.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. В чем сущность целостности воспитательного процесса ?

2.Каковы особенности воспитательного процесса с точки зрения целостностного подхода ?

3. Назовите три группы функций педагога в воспитательной работе в условиях целостного процесса ? Условия их реализации: субъектная позиция воспитанника, осмысление им имеющегося опыта, предоставление ребенку свободы выбора деятельности, выбора нравстенной модели поведения, интенсивность делового и межличностного общения.

4. Субъект-субъектная и субъект-объектная роли в воспитании ?

5. Дайте общую характеристику основных теорий, концепций воспитания. В чем их особенности, приоритеты.

6. Приведите примеры моделей воспитательного процесса (модель научения и воспроизведения, модель разностороннего и гармоничного развития, модель воспитания человека культуры, модель педагогической поддержки идр.).

7. Составьте сравнительную таблицу основных современных концепций воспитания.

8. Объясните значение понятий: «технократическая авторитарная педагогика», «прагматизм», «неопрагматизм», «Неопозитивизм», «экзистенциализм», «неотомизм», «гуманизм».

9. Подготовьте сообщения на тему « Современные теории воспитания», «Зарубежные теории воспитания».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Макаренко о воспитании. М., 1988. Макаренко А.С., Курагина А.Т. Проблемы теории воспитания. Ч.2. М, 1974. (ауд. 518)
  2. В.М. Галузян, Н.И.Сметанский Две личности – две парадигмы воспитания.// Педагогика, №3, 2002, с.83.
  3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др. Под ред С.А.Смирнова, М.:Академия, 1999.
  5. Караковский В.А, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  6. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993
  7. Гуманистические восптательные системы вчера и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. М., 1998.

Семинарское занятие № 6. Тема — Система форм и методов воспитания

Цель:сформировать понятие о методах, формах воспитания и воспитательного процесса; познакомить с основными методами и форами воспитания.

Основные понятия: методы воспитание, формы воспитания, педагогическая задача.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Система форм и методов воспитания. Классификация методов.

2. Характеристика основных методов воспитания.

3. Критерии выбора методов при решении конкретных педагогических задач.

4.Методы убеждения и упражнения в нравственном воспитании младших школьников.

5. Диалогический характер воспитания.

6. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Составьте классификацию основных методов и средств воспитания.

2. Охарактеризуйте основные методы воспитания. Выбор методов.

3. Привести примеры, характеризующие воспитательную ситуацию: осознание воспитуемым необходимости преодоления внутреннего препятствия для достижения цели (незнание, неумение, отсутствие опыта), возникновение данной ситуации как естественного момента жизнедеятельности.

4. Проанализируйте квалификационную характеристику классного руководителя.

5.Каковы направления и содержание работы классного руководителя и как это отражается в планировании его работы.

6. Какие формы плана классного руководителя вы знаете ?

7. Составьте примерный план работы на четверть и обоснуйте его.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев. Общая педагогика. Часть 1, 2, 3. Владос. 2002 г
  2. Караковский В.А, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  3. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993
  4. Гуманистические восптательные системы вчера и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. М., 1998.

Семинарское занятие № 7. Тема — Педагогическое взаимодействие в воспитании.

Цель:сформировать представление об основных типах педагогического взаимодействия;

познакомить с особенностями взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Основные понятия:педагогическое взаимодействие, субъекты педагогического взаимодействия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Понятие о воспитательных системах.
  2. Коллектив как объект и субъект воспитания.
  3. Национальное своеобразие воспитания.
  4. Воспитание культуры межнационального общения.
  5. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

6. Категория среды и принцип укорененности в воспитании. Учет нацио-

нальных и региональных традиций.

7. Национальные ценности. Культура межнационального и межэтнического общения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1.Охарактеризуйте структуру развития воспитательной системы. Движущие силы их развития.

2. Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем.

3. Составьте схему «Этапы развития воспитательной системы».

4. Подготовьте сообщения по теме « Воспитательные системы прошлого и настоящего» (Л.Толстой, В. Сухомлинский, Р. Штейнер, К. Вентцель, Рачинский, И.Левицкая, В.Караковский, Е.Ямбург, М.Щетинин, Ш.Амонашвили и др.).

Воспитательная система К.Д.Ушинского; Воспитательные идеи Макаренко А.С; — Амонашвили Ш.А. – педагог-новатор.

5. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса (признаки, функции, структура, основные типы учебно-воспитательных коллективов).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бондаревская Е.В.Гуманистическаяпарадигмаличностно ориентированного образования // Педагогика. 1997 №4, с.11-17.
  2. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. В-д, 1994.
  3. М.Монтессори. Метод научной педагогики. (Лит-ра в ауд. 503)
  4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Р-н-Д, 1999.
  5. Литвин Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори? // Сов. Педагогика, 1991, №8.
  6. Михайловский В. Мария Монтессори // Учит. Газета, 1990, авг. (№34).
  7. Монтессори-материал. «Мастер», 1992.
  8. Творческое наследие А.С.Макаренко и совершенствование подготовки педагогических кадров. П, 1980. (ауд. 518)
  9. Макаренко о воспитании. М., 1988. (ауд. 518)
  10. Макаренко А.С., Курагина А.Т. Проблемы теории воспитания. Ч.2. М, 1974. (ауд. 518)
  11. В.М. Галузян, Н.И.Сметанский Две личности – две парадигмы воспитания.// Педагогика, №3, 2002, с.83.
  12. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др. Под ред С.А.Смирнова, М.:Академия, 1999.
  14. Караковский В.А, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  15. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993
  16. Гуманистические восптательные системы вчера и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. М., 1998.

Раздел 4. Теория обучения Семинарское занятие № 8. Тема — Сущность образовательного процесса

Цель:сформировать понятие об обучении и процессе обучения; познакомить с основными теориями целостного процесса обучения, его закономерностями, структурой, направлениями.

Основные понятия: обучение, структура процесса обучения, принципы обучения, методы обучения, формы обучения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
  2. Закономерности и принципы обучения.
  3. Анализ современных дидактических концепций.
  4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
  5. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения.

6. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1.Охарактеризуйте современные теории обучения:

  • Личностно-ориентированное обучение (Сериков В.В., Бондаревская Е.В.);
  • Личностная свобода учащихся в системе начального образования (Зайцев В.В.);
  • Педагогика индивидуальности (Гребенюк О.С.);
  • Педагогика свободы (Газман О.С.)

2.Сравните дидактические системы начального образования: цель, содержание, основные принципы:

  • Моносистема (традиционная система образования до 1998 г.);
  • Гармония;
  • Начальная школа ХХIвека;
  • Школа 2000 – Школа 2100;
  • Школа России;
  • Классическая начальная школа;
  • Дидактическая система Л.В.Занкова;
  • Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

3. Проведите анализ различных подходов к организации учебного процесса в современных условиях, их особенности, отличительные черты, целесообразность использования в различных ситуациях.

4. Выполните практическое задание:

Сделайте сравнительный анализ педагогических теорий, с\з Савина (по схеме)

Форма проведения – деловая игра.

5. Выберите одну из дидактических систем и вычлените в ней структурные компоненты. Подумайте, какие изменения могли привести изменению одного из компонентов. Приведите примеры.

6. Выберите для себя одну из дидактических теорий, проведите анализ основных положений.

7. Покажите элементы использования дидактических теорий на конкретном уроке.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.А.Сластенин,И.Ф.Исаев,Е.Н.Шиянов.Общая педагогика. Часть 2. Владос, 2002.
  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003.
  3. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? //Педагогика. – 1997. — № 4.
  4. Радугин А.А. педагогика. Учебное пособие. М. 2002, С. 65-85.

Семинарское занятие № 9. Тема — Содержание образования

Цель: сформировать понятие о содержания образования; рассмотреть основные теории его формирования; познакомить с особенностями современных образовательных ГОСТов и основными носителями содержания образования.

Основные понятия: содержание образования, образовательные госты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Принципы и критерии отбора содержания образования.
  2. Государственный образовательный стандарт.
  3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего средне- го образования: учебный план, учебный предмет и учебная программа.
  4. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Изучите вопросы из существующих теорий формирования содержания образования. Какие из них в наибольшей степени отвечают требованиям сегодняшнего дня?
  2. На основе знания основных понятий, принципов и факторов отбора содержания образования постройте логическую схему их характеристики.
  3. Расклассифицируйте признаки, характеризующие особенности современной школы и Государственный образовательный стандарт.
  4. Дайте характеристику учебного плана, охарактеризуйте все его возможности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.А.Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов. Педагогика. Владос, 2005.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная ин­терпретация: Учеб. Пособие для студ. Высш. нед. Учеб, завед. М.: Академия, 2001. 192 с.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студ, пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 129—147.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.СПб, 2001.

5. Национальная доктрина образования в РФ.// народное образование, 2000, №2.

6. Учебные стандарты школ России. М., 2004.

7. Концепция и структура содержания общего среднего образования. М., 2001.

Семинарское занятие № 10. Тема — Методы обучения

Цель: сформировать понятие «метод обучения» и его производные в эволюционном развитии, рассмотреть основные подходы к классификации и выбору методов обучения.

Основные понятия: метод обучения, модели обучения, виды обучения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Методы обучения.
  2. Современные модели организации обучения.
  3. Типология и многообразие образовательных учреждений. Различные типы школ: лицей, гимназия, колледж. Типы образовательных учреждений в настоящее время, их место роль в системе непрерывного образования. Многопрофильная школа, комплекс «детский сад – школа — вуз».
  4. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.
  5. Классификация средств обучения

4.Обучение в целостном педагогическом процессе.

5. Виды обучения и их характеристика: теория поэтапного обучения, программированное обучение, развивающее обучение.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Дайте определение метода обучения в различных подходах. Что такое «прием обучения» и «правило обучения»?

2. Подготовьте материал, раскрывающий эволюцию методов обучения в исторической ретроспективе.

3. Докажите, что методы не тождественны принципам обучения.

4. Как вы понимаете:

— пути активизации методов обучения;

— критерии отбора и структурирования методов.

5. Какие условия определяют выбор методов обучения, перечислите их.

6. Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индивидуальности педагога, а что является неубедительным?

7. Метод, средство, прием – взаимосвязь понятий. Классификация методов

существления целостного педагогического процесса, их характеристика.

8. Критерии отбора и структурирования методов, условия, определяющие выбор методов.

9. Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся. Виды контроля. Колличественная и качественная оценка учащихся.

10.Неуспеваемость: средства и пути ее преодоления.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Выбор методов обучения в средней школе. \Под ред. Бабанского. – М., 1981.
  2. Дидактика средней школы. \Под ред. М.Н.Скаткина. 2-ое изд-е — М., 1982.
  3. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта).

    – Рига, 1995.

  4. Кутсевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  5. Лысенкова Когда легко учиться. –М., Педагогика, 1981.
  6. Педагогика. \Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.
  7. Педагогический поиск. \Сост. И.Н. Бажнова – М., 1987.
  8. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников: пособие для учителей и школьных психологов. – М., 1993.
  9. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – Вып. 2. – М., 1990.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
  11. Цукерман Г.А. Виды обобщения в обучении. –Томск, 1993.
  12. Перекрестова Т.С., Саранов А.М. Теория и практика становления и
  13. развития авторской школы. В-д., 2001.
  14. Воспитательные системы школы: проблемы и поиски. Сост. Селиванива Н.Л. М., 1989.

Раздел 5. История педагогики и образования

Семинарское занятие № 11. Тема — История педагогики и образования как область научного знания.

Цель: познакомить с основными этапами развития педагогики и образования и сформировать понятие об основных вехах педагогической мысли в мире и в России.

Основные понятия: история педагогики, педагогические идеи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. История становления педагогики. Возникновение и развитие педагогики.

2.Развитие педагогических идей в разные эпохи.

3. Развитие педагогики и педагогической мысли в России.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Когда и где произошло зарождение европейской педагогической мысли ?.
  2. Охарактеризуйте педагогические идеи античных мыслителей, идеи средневековой педагогики, педагогики эпохи Возрождения, идеи педагогики Реформации, Нового времени.
  3. Подготовьте сообщения о зарубежных и отечественных выдающихся педагогах прошлого и современности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.А.Радугин. Педагогика Уч. Пособие. М., Центр, 2002.
  2. Подласый И.П. Педагогика. М.,Владос, 2001.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
  4. Антропология педагогической мысли России 13-17 в. Сост. П.А.Лебедев.М, 1990.
  5. Антропология педагогической мысли России 19-20 в. Сост. П.А.Лебедев.М, 1990.

Семинарское занятие № 12. Тема — Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса

Цель: познакомить с основными тенденциями в развития современного образовательного процесса в современной зарубежной и отечественной педагогики.

Основные понятия: тенденции образования, мировой образовательный процесс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Современная зарубежная педагогика.

2. Современная отечественная педагогика.

3. Современные проблемы образования и тенденции развития мирового образовательного процесса.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Каковы основные направления Западной педагогики 20 века ?

2. Каков вклад в педагогику российских ученых, практиков 20 века ?

3. Дайте характеристику основных тенденций современного развития образовательного процесса: гуманизация, интеграция, гуманитаризация. Как они проявляются в практической деятельности ?

4. Подготовьте сообщения о проблемах современной школы ( зарубежной, ртечественной).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.

2. А.А.Радугин. Педагогика Уч. Пособие. М., Центр, 2002.

  1. Подласый И.П. Педагогика. М.,Владос, 2001.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
  3. Антропология педагогической мысли России 13-17 в. Сост. П.А.Лебедев.М, 1990.
  4. Антропология педагогической мысли России 19-20 в. Сост. П.А.Лебедев.М, 1990.
  5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. Уч. Пособие. М, 1993.
  6. А.М.Саранов и др. Гуманистическая ориентация в курсе «Философия и история образования». Метод. Материалы. В., 1996.

Раздел 6. Социальная педагогика Семинарское занятие № 13. Тема — Социальная педагогика

Цель: сформировать понятие о социальной педагогике как части педагогической науки; познакомить с основными категориями социальной педагогики и её особенностями.

Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспитание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.

2. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

3. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. В чем сущность социализации личности 7
  2. Назовите ценности, механизмы социального воспитания.
  3. Дайте обоснование институтам социального воспитания.
  4. Семья — это социокультурная среда воспитания и развития ребенка или персональная среда жизни человека ? Обоснуйте своё мнение.
  5. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания (Подходы, направления, способы).
  6. Подготовьте мини сообщения по проблемам факторов социального воспитания (микрофакторы, мезофакторы, макрофакторы, мегафакторы).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бочаров В.Г. педагогика социальной работы. М, 1994.
  2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Уч. Пос. М,1997.
  3. Рабочая книга социального педагога. Под ред. Масловой Н.Ф.О., 1995.
  4. Социальная педагогика. Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2000.
  5. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Монография. В., 2000.

Раздел 7. Педагогические технологии Семинарское занятие № 14. Тема — Педагогические технологии

Цель:сформировать представление о понятии «педагогические технологии», их видах; познакомить с понятием «педагогические задачи» и их специфическими характеристиками.

Основные понятия: технологии, педагогические технологии, педагогические задачи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
  2. Виды педагогических задач.
  3. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
  4. Общая характеристика педагогических технологий.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Что входит в понятие репродуктивных, продуктивных, алгоритмических, эвристических педагогических технологий ? Составьте сравнительную таблицу этих технологий:

Тип обучения

Достигаемый результат

Познавательная деятельность учащихся

Типичные методы обучения

Репродуктивный

Продуктивный

личностный

2. Приведите примеры педагогических технологий. Попытайтесь составить таблицу-характеристику наиболее применяемых педагогических технологий по схеме: название, характерные черты, , особенности, результативность и т.д.

3. Разделитесь на группы по 3-4 чел., изучите одну из предложенных в книге Селевко Г.К. технологий, продумайте способ её предъявления (представления ) группе. Приготовьтесь к её презентации на занятии.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев. Общая педагогика. Часть 1, 2, 3. Владос. 2002г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998.
  3. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
  4. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике ? //Школьные технологии. 1999. № 3.
  5. Гузеев В. Основы авторской технологии. //Народное образование. № 9, 1998.
  6. Сериков В.В. Без привычных канонов. //Народное образование. № 9, 1998.

Раздел 8. Управление образовательными системами Семинарское занятие № 15. Тема – Понятие управления и педагогического менеджмента

Цель:сформировать представлениях о понятии «управление», «педагогический менеджмент», их функциями, принципами; познакомить с государственно-общественной системой управления образованием.

Основные понятия: «управление», «педагогический менеджмент», государственно-общественная система управления образованием.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Государственно-общественная система управления образованием.
  2. Основные функции педагогического управления.
  3. Принципы управления педагогическими системами.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Закон РФ «Об образовании» о стратегии и принципах развития современной системы образования, о совершенствовании управления образования.

2. Демократизация управления системой образования.

3. Непрерывный характер образования: введение государственных образовательных стандартов, вариативных компонентов содержания образования, дополнительных образовательных услуг.

4. Изобразите схематично ступени современной образовательной системы РФ. Сравните с системой образования советского периода.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Симонов В.П. «Педагогический менеджмент.» Учебное пособие. М.,1999.
  3. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.
  4. Управление развитием школы. Пособие для рук. Обр. учр. Под ред. М.М.Поташника, В.С. Лазарева. М., 1995.
  5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.

Семинарское занятие № 16. Тема – Школа как педагогическая система и объект управления

Цель:сформировать представлениях о школе как педагогической системе и оюъекте управления; познакомить с особенностями взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами.

Основные понятия: педагогическая система, управленческая культура руководителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Служба управления.
  2. Управленческая культура руководителя.
  3. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательны ми системами.
  4. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.Что входит в понятие внутришкольного управления.

2.В чем различия — школа развития и школа функционирования ?

3. Сравните — управление функционированием школы, управление развитием школы.

4. Управленческие новшества. Руководство инновационными процессами.

5. Школьное самоуправление, его структура и функции. Распределение управленческих функций. Педагогический совет и совет школы.

6. Из чего складывается управленческая культура руководителя школы ?

7. Социально-педагогические и психологические требования к личности. Эталонный образ. Создание имиджа руководителя как составная часть культуры общения в управлении.

8. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стили лидерства: сосредоточенный на работе, сосредоточенный на человеке. Организация труда руководителя школы.

9. Содержание управленческой деятельности руководителя школы: анализ и планирование работы школы, стимулирование и формирование мотивационно-целевой направленности деятельности коллектива, организация деятельности коллектива на реализацию управленческого решения, диагностика и контроль, самоконтроль и оценка результатов управленческой деятельности. Программа развития школы. Планирование работы.

10. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Работа с педагогическими кадрами. Специфика работы с молодыми учителями.

11. Система повышения квалификации учительских кадров. Методическая работа в школе.

12. Подходы к оценке педагогических кадров. Аттестация учителей: методы оценки, организация и проведение. Типичные ошибки оценки кадров и способы их предотвращения.

13. Психологический климат в педагогическом коллективе и пути его создания. Конфликты в управленческой деятельности и их разрешение. Охрана физического и психического здоровья детей и сотрудников школы. Взаимоотношения в педагогическом коллективе.

14. Составьте схему взаимодействия школы с социальными институтами в управлении процессами обучения и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Симонов В.П. «Педагогический менеджмент.» Учебное пособие. М.,1999.
  3. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.
  4. Управление развитием школы. Пособие для рук. Обр. учр. Под ред. М.М.Поташника, В.С. Лазарева. М., 1995.
  5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.

Раздел 9 . Психолого-педагогический практикум

Цель:сформировать представлениях об особенностях моделирования образовательных и педагогических ситуаций, практикой решения психолого-педагогических задач при конструировании различных форм психолого-педагогической деятельности.

Семинарское занятие № 16

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций.
  2. Решение психолого-педагогических задач.
  3. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности.
  4. Диагностико-проектировочная деятельность.
  5. Ценностно-ориентировачная деятельность.
  6. Коммуникативная деятельность, организаторская и рефлексивно-аналитическая деятельность.

7. Накопления профессионального опыта.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. В чем сущность понятий «образовательная, педагогическая ситуация», «педагогическая задача».

2. Составьте алгоритм решения психолого-педагогических задач.

3. Назовите основные виды педагогической деятельности. Составьте таблицу. Найдите общее и то, что их различает.

Виды педагогической деятельности

цель

средства

результат

  1. Что такое педагогическая диагностика ?
  2. Назовите виды диагностики. Подготовьте сообщение о каждом из этих видов.
  3. Чем различаются диагностики обучения и воспитания. Составьте требования к организации и проведению педагогического диагностирования.
  4. Подберите несколько педагогических методик и охарактеризуйте их.

Начните составление копилки – «диагностического чемоданчика» школьных методик по изучению учащихся, ученического коллектива, эффективности воспитательного процесса.

9. Подготовьте (в группах) представление и разбор отдельных диагностических методик.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бодина Е.А., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. М.,2000.
  2. Чернышова А.С. практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
  3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическо технологии. М., 1998.
  4. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А.Зязюна. М., 1990.

Раздел 10. Нормативно-правовое обеспечение образования Семинарское занятие № 17. Тема – Законодательство в области образования.

Цель:сформировать представления об основах законодательства в области образования;

познакомить с основными правовыми актами международного образовательного законодательства.

Основные понятия: образовательное законодательство, права ребенка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
  2. Права ребенка и формы его правовой защиты.
  3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
  4. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
  5. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской федерации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Подготовьте нормативные акты, регулирующее отношения в области образования.

2.Назовите и проанализируйте основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования — права ребенка и формы его правовой защиты в соответствии с международным правом и законодательством РФ.

3. Какие правовые акты обеспечивают правовую защиту профессиональной педагогической деятельности ?

4. Познакомьтесь с Программой модернизации российского образования до 2010 года. Составьте краткий конспект. Выделите основные направления.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Симонов В.П. «Педагогический менеджмент.» Учебное пособие. М.,1999.
  3. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.
  4. Управление развитием школы. Пособие для рук. Обр. учр. Под ред. М.М.Поташника, В.С. Лазарева. М., 1995.
  5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.
  6. Нормативно-правовые основы деятельности ОУ. В., 2001.

Семинарское занятие № 18. Тема – Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Цель:сформировать представления об основах законодательства в области организационные основы деятельности образовательных учреждений; познакомить с основными правовыми актами регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения.

Основные понятия: правовой статус участников образовательного процесса, нормативно-правовая база деятельности образовательного учреждения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.
  2. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования.
  3. Правовой статус участников образовательного процесса.
  4. Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения. Регистрация и лицензирование школы. Аттестация и Аккредитация школы. Устав школы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте схему, отражающую нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

2. Назовите и охарактеризуйте основные элементы правового регулирования отношений в системе непрерывного образования.

3. В чем сущность понятия « правовой статус участников образовательного процесса» ?

4. Назовите и охарактеризуйте основные элементы правового основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения.

5. Регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация учреждения образования — что это такое и как осуществляется ?

6. Познакомьтесь с основополагающими документами, регулирующими жизнедеятельность образовательного учреждения – лицензией, Уставом, Аккредитационным свидетельством. Выскажите свои комментарии.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Симонов В.П. «Педагогический менеджмент.» Учебное пособие. М.,1999.
  3. Педагогика/ под ред П.И.Пидкасистого, М., 1996.
  4. Управление развитием школы. Пособие для рук. Обр. учр. Под ред. М.М.Поташника, В.С. Лазарева. М., 1995.
  5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.
  6. Нормативно-правовые основы деятельности ОУ. В., 2001.

Методические указания для преподавателей, ведущих семинары

1. Основой для проведения семинарских занятий является учебная программа курса. Изучив её содержание необходимо далее внимательно познакомиться с содержанием лекционного курса, который представлен тезисами в УМК дисциплины. Далее необходимо изучить литературу к курсу и составить примерную аннотацию по ней с целью ориентации по содержанию материала к каждой теме.

2. Курс «Педагогика» изучается в течение одного семестра. Общий объемчасов по курсу – 150, в том числе 72 часа – аудиторных часа (36 часов лекции, 36 часов семинарские занятия) и 78 часов — самостоятельная работа студентов.

Изучение курса завершается экзаменом в 1 семестре, который включает дифференцированную оценку достижений студента в течение семестра.

3. При подготовке к семинарским занятиям необходимо иметь в виду, что в данное время имеется достаточно большое количество учебников по дисциплине «Педагогика». Однако все дидактические единицы стандарта не представлены в одном учебном пособии, поэтому для освоения отдельных тем потребуется привлекать и другие учебники, выпущенными для других педагогических дисциплин.

4. Предложить студентам познакомиться со следующей дополнительной литературой:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с. – Допущено УМО МО РФ. – 8 экз.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – Рекомендовано УМО.

3. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. — 7-е изд., стер. – М.: Изд. Академия, 2007. – 509 с.

4. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I «Педагогика») для студентов вузов, обучающихся по непед. специальностям / Б. З. Вульфов и др.; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 604 с. – Рекомендовано УМО.

5. Соловцова, И.А. Общие основы педагогики: учеб. для студентов пед.вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 60 с.

5. Использовать словарь основных терминов к курсу и предложить студентам его расширить и пополнить.

6. Для закрепления теоретических знаний по курсу рекомендуется:

1-2 семинарских занятия провести на базе опорной школы кафедры МОУ СОШ

№ 10 ( по договору кафедры с учителями-исследователями)-

— использовать активные формы работы- деловые игры, обзор периодической печати

и др.

16