Цели и задачи дисциплины 6

Сидоров С.В. – http://sv-sidorov.ucoz.com

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

Художественно-графический факультет

Кафедра педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ГОУ ВПО «ШГПИ»

Дзиов А.Р. ________________

«_­___»______________2010 г.

Рабочая программа

по дисциплине ОПД.Ф.01 Педагогика

(Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория обучения. Теория и методика воспитания)

для специальностей: 032600.00 – История, 032700.00 – Юриспруденция

Составитель: Сидоров С.В.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №1 от « ____» сентября 2010 года

Зав. кафедрой ____________________ Качалова Л.П.

Шадринск, 2010

Цель курса: вооружить студентов знаниями о профессионально-педагогической специальности как особой социально значимой сферы деятельности человека, о педагогике как науке.

Задачи курса:

  • актуализировать имеющийся у студентов опыт учения, личностного развития и межличностного взаимодействия;
  • сформировать знания о сущности педагогической профессии, её значении в жизни человека и общества;
  • сформировать знания о педагогике как науке: её предмете, задачах, методологии;
  • формировать знания о дидактике и организации учебного процесса в современной школе;
  • формировать знания о воспитательном процессе, взаимосвязи обучения и воспитания
  • формировать мотивацию педагогической деятельности.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студенты должны

2 стр., 751 слов

Библиографический список источников по курсу СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...

... и его формы. Профессионал. 2000 № 4.- С.25. *Вульф Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию.-М.: Педагогическое общество России, 2001.- 192с. *Гуров В.Н., Поштарёва Т.В., Шабалдас Л.Е., Вишнякова ... испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 88с. *Калимуллина Р.З. Родителям — педагогическую поддержку // Воспитание Школьников, № 8, 2000. *Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа ...

знать:

  • совокупность признаков, определяющих сущность и специфику профессионально-педагогической деятельности,
  • структуру профессиональной культуры педагога и профессионально-педагогической компетентности;
  • значение педагогической профессии в жизни человека и общества;
  • сущность педагогики как науки: её предмета, задач, методологии;
  • сущность и социальную значимость образования как взаимосвязи процессов воспитания и обучения;

уметь:

  • применять полученные знания об образовательном процессе и педагогической деятельности при анализе ситуаций педагогического взаимодействия;
  • конструировать и осуществлять свою деятельность по овладению педагогической специальностью;

владеть навыками изучения педагогической литературы, сопоставления научных данных с фактами педагогической практики.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

144

1

Аудиторные занятия

72

1

Лекции

36

1

Практические занятия (семинары)

36

1

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

72

1

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля

экзамен

1

  1. Содержание дисциплины

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лаб. работы

Введение в педагогическую деятельность

1

Педагогическая деятельность и личность педагога.

2

2

2

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

2

2

Общие основы педагогики

4

Педагогика как наука.

2

5

Организация и методы педагогического исследования.

2

4

6

Образование как целенаправленные процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

2

2

Теория обучения

7

Предмет и задачи современной дидактики

2

8

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения.

2

2

9

Закономерности и принципы обучения

2

2

10

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

2

2

11

Методы, приёмы, средства обучения. Выбор методов обучения.

2

2

12

Формы обучения в современной школе. Урок как основная форма обучения

2

2

13

Модели образования. Инновации в образовании

2

Теория и методика воспитания

14

Воспитание в целостной структуре образовательного процесса.

2

2

15

Базовые теории воспитания и развития личности.

2

2

16

Закономерности, принципы и направления воспитания.

2

2

17

Методы, приёмы, средства воспитания.

2

2

18

Воспитание личности в коллективе. Воспитательные системы.

2

2

19

Воспитание культуры межнационального общения

2

20

Функции и основные направления работы классного руководителя.

2

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВедение в педагогическую деятельность

Педагогическая деятельность и личность педагога.

Возникновение педагогической профессии. Общая характеристика педагогической профессии. Своеобразие педагогической профессии. Проявление особенностей педагогической профессии в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и его взаимодействия с учащимися. Педагогическое творчество как процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическая деятельность как управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания, обучения и развития как личности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Ребёнок как объект педагогического воздействия и одновременно субъект познания и самовоспитания. Педагог и ребёнок как субъекты совместной деятельности.

Профессионально-личностное становление педагога.

Профессиональные требования к личности педагога.

Общая и профессиональная культура педагога. Основные компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога.

Развитие личности педагога в системе педагогического образования. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности педагога.

Общие основы педагогики

Педагогика как наука. Педагогика как наука о воспитании и обучении человека, формировании его личности, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека.

Целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности человека как объект педагогики. Воспитание, обучение, образование, формирование личности как основные категории педагогики. Формирование личности как придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Влияние философии, психологии, физиологии человека и других наук на развитие педагогической мысли. Влияние педагогики на развитие наук и научно-технический прогресс в обществе. Взаимосвязь педагогической науки и практики как взаимное влияние и взаимное обогащение педагогической теории и педагогической практики.

Организация и методы педагогического исследования.

Методология педагогики как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности: принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, форм и способов организации педагогического исследования. Методы педагогического исследования как способы изучения педагогической действительности. Основные классы методов педагогического исследования: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Общие свойства методов изучения педагогического опыта. Беседа, анкетирование, интервьюирование как методы опроса. Наблюдение. Метод изучения продуктов деятельности. Метод изучения школьной документации. Педагогическое тестирование. Метод экспертных оценок. Сопоставление независимых характеристик. Метод изучения фото-, аудио- и видеодокументов. Педагогический эксперимент как метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания.

Общие свойства методов теоретического исследования. Теоретический анализ как метод осмысления результатов исследования. Индукция и дедукция как методы построения логических рассуждений. Методы изучения литературы по предмету исследования: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование. Педагогическое моделирование.

Общие свойства математических методов. Методы изображения педагогических явлений в цифровых показателях: регистрация, ранжирование, шкалирование. Методы первичной статистической обработки информации: методы вычисления элементарных статистик (средних арифметических оценок, процентных показателей и т.п.).

Методы математического выявления связей, зависимостей, закономерностей: метод корреляций, факторный анализ и т.д.

Основные принципы выбора методов научно-педагогического исследования: совокупности и комплексности использования методов; адекватности методов существу изучаемого явления; ненанесения вреда педагогическому процессу и его участникам.

Логика педагогического исследования как отражение основных этапов и процедур на пути от постановки цели исследования к достижению его результата.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование как ценность, созданная человечеством для развития человека и общества. Влияние социальных изменений на образование. Влияние образования на общество. Образование как сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности. Образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека.

Специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников как важнейший признак образовательного процесса. Педагоги и воспитанники как субъекты образовательного процесса и его важнейшие компоненты.

Взаимосвязь развития и социализации личности в образовательном процессе.

Развитие личности как процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств, изменение в личности человека, представляющее собой переход качеств от простого к более сложному, от низшего к высшему. Социализация личности как процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Теория обучения

Предмет и задачи современной дидактики

Сущность и происхождение термина «дидактика». Вклад В. Ратке и Я.А. Коменского в становление дидактики как науки.

Современная дидактика как относительно самостоятельный раздел педагогики, наука, которая занимается изучением теоретических и теоретических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования.

Взаимосвязь и взаимодействие преподавания и учения как предмет современной дидактики.

Основные задачи современной дидактики: описание и объяснение процесса обучения и условий его протекания, совершенствование процесса обучения, разработка новых, более эффективных систем обучения и образовательных технологий.

Основные направления научных исследований в современной дидактике: сущность, закономерности и принципы обучения; пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения; формирование содержания образования; система методов, приёмов и правил обучения, условия их эффективного применения; формы, виды, системы, модели обучения; организация обучения в различных типах образовательных учреждений.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения.

Обучение как совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение как синтез процессов преподавания и учения. Обучение как оптимальный способ подготовки человека к жизни в обществе.

Основные признаки современного учебного процесса: двусторонний характер, совместная деятельность учителя и ученика; руководящая роль учителя; специальная организация всего процесса; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Противоречия между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, с одной стороны, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений – с другой. Противоречия как основа движущих сил процесса обучения. Условия, при которых противоречие становится движущей силой обучения.

Логика учебного процесса как отражение пути познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Зависимость логики учебного процесса от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач обучения.

Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Формирование у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности как содержание образовательной функции обучения. Формирование нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения при реализации воспитательной функции. Развитие речи, мышления, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и сенсорно-двигательной сферы личности как содержание развивающей функции.

Взаимосвязь основных функций обучения, их реализация как обязательное условие полноценного развития и успешной социализации личности учащихся.

Закономерности и принципы обучения.

Закономерности обучения как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих при обучении связей, а также факторов, влияющих на дидактический процесс.

Разнообразие подходов к выделению закономерностей обучения. Закономерности обучения как зависимости эффективности учебного процесса от некоторых причин и условий.

Принципы обучения как фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Формулирование принципов на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Разнообразие подходов к определению системы дидактических принципов. Сущность дидактических принципов сознательности и активности учения, наглядности, последовательности и систематичности, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Сущность и основные компоненты базовой культуры личности школьника: философско-мировоззренческая подготовленность, нравственная, эстетическая и физическая культура личности, гражданственность и патриотизм, трудовые умения и навыки. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Содержание образования как педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Изменение содержания образования в зависимости от социокультурных условий, уровня развития системы образования, степени её контроля государством.

Государственный образовательный стандарт как система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднёв).

Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты содержания образования.

Основные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Учебные планы. Основные виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план образовательного учреждения. Учебные программы. Типовые и рабочие учебные программы. Авторские программы. Учебная литература: учебники, учебные и учебно-методические пособия.

Методы, приёмы, средства обучения. Выбор методов обучения.

Метод обучения как система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Приёмы как элементы методов обучения.

Средства обучения как предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

Реализация методов обучения в практике работы посредством совокупности определённых приёмов и средств.

Условия, влияющие на выбор методов обучения в педагогической деятельности: цели образования, воспитания и развития учащихся; особенности содержания изучаемого материала; особенности методики преподавания конкретного учебного предмета; время, отводимое на изучение того или иного материала; уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности; уровень педагогического мастерства учителя; материально-технические условия обучения.

Характеристика методов обучения. Классификация методов обучения: по источнику обучения, по характеру учебно-познавательной деятельности, полинарная классификация ю.К. Бабанского.

Многообразие подходов к классификации методов обучения.

Классификация методов по источнику обучения: словесные, наглядные, практические.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Классификация Ю.К. Бабанского: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Основные группы методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: по источнику обучения, по логике, по мышлению, по управлению. Основные группы методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования интереса, долга и ответственности в учении. Основные группы методов контроля и самоконтроля: методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Краткая характеристика основных методов на основе одной из вышеприведённых классификаций.

Формы обучения в современной школе. Урок как основная форма обучения.

Понятие о формах обучения. Классно-урочная и альтернативные ей системы обучения. Урок как основная форма обучения. Типология уроков.

Форма как способ организации процесса обучения. Понятие о классно-урочной системе обучения. Признаки классно-урочной системы обучения: класс; планирование обучения, урок, один предмет на одном уроке, расписание, педагогическое управление, вариативность деятельности на уроке.

Урок как основная структурная единица учебного процесса в современной школе. Основные признаки урока: постоянный составом педагогов, работающих с данным классом; предметная система обучения; в) относительная структурная завершённость.

Классификация уроков по целям и месту в общей системе уроков (И.Н. Казанцев, Б.П. Есипов): уроки ознакомления с новым материалом; уроки закрепления изученного; уроки обобщения и систематизации; уроки формирования умений и навыков; уроки контроля; комбинированные уроки.

Этапы урока. Структура урока как определённая последовательность его этапов, каждый из которых отличается характером решаемых задач, особенностями деятельности учителя и учеников, эмоциональным настроем.

Зависимость структуры урока от его типа. Обязательные этапы урока любого типа: организационное начало, подведение итогов в конце урока.

Нестандартный урок как учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Дополнительные формы обучения. Внеурочные формы осуществления учебно-воспитательной работы.

Модели образования. Инновации в образовании.

Модели образования. Современные дидактические концепции. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Типология и многообразие образовательных учреждений.

Теория и методика воспитания

Воспитание в целостной структуре образовательного процесса.

Сущность процесса воспитания. Основные функции воспитания в современном обществе. Культурно-созидательная функция как сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества. Гуманистическая функция как развитие потенциала личности ребёнка. Функция социализации и социальной адаптации как подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений.

Воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Сходства и отличия учебного и воспитательного процессов. Свойства, являющиеся общими для учебного и воспитательного процессов: целенаправленность, двусторонний характер, управляемость, отражение в процессе и результате общественных ценностей, единство целей, задач, содержания, форм и методов. Свойства, в которых проявляются отличия воспитательного процесса: многофакторность, вариативность и неоднозначность результатов, длительность и отсроченность результатов, непрерывность, комплексность.

Развитие и социализация личности в процессе воспитания. Социальная значимость и историческая обусловленность воспитания. Влияние социальных изменений на цели и содержание воспитания. Отражения в целях воспитания общественных идеалов конкретной исторической эпохи и национальных традиций. Воспитание полезного обществу человека как наиболее общая цель воспитания.

Движущие силы и логика воспитательного процесса. Воспитание как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. Личность нужная и полезная для общества, способная к личному успеху, которая развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и обществом как цель воспитания современного школьника.

Базовые теории воспитания и развития личности. Современные базовые теории воспитания и развития личности как синтез педагогических, философских, психологических и естественнонаучных теорий. Гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности как наиболее общие признаки современных теорий воспитания и развития личности.

Прагматическая теория воспитания. Прагматизм как философская основа прагматической теории воспитания. Практическая польза как главная ценность философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в., Ч. Пире, У. Джемс и др.).

Основные положения прагматической теории воспитания. Развитие идей прагматизма в педагогической теории Дж. Дьюи. Пренебрежение систематическими знаниями как главный недостаток прагматизма.

Неопрагматическая теория воспитания (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др.).

Самоутверждение личности, усиление индивидуалистической направленности воспитания в неопрагматической теории. Полное отсутствие ограничений в развитии личности как существенный недостаток неопрагматизма.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) как философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией (Дж. Вильсон, Л. Кольберг и др.).

Основные положения педагогики неопозитивизма.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания. Борьба человека за сохранение своей уникальности во враждебно мире как ключевая идея философии экзистенциализма. Недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка как наиболее общая особенность экзистенциальных концепций воспитания (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.).

Создание условий для свободного развития ребёнка как основная идея экзистенциальной педагогики.

Неотомизм как религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.).

Воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему в педагогике неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.).

Религиозный характер нравственного воспитания в неотомистской педагогической теории.

Бихевиоризм как психолого-педагогическая теория воспитания (Дж Уотсон, Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.).

Синтез социальных и естественных наук, применение в воспитании новейших достижений наук о человеке как отличительные особенности педагогической теории бихевиоризма. Вклад бихевиоризма в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания.

Закономерности, принципы и направления воспитания.

Закономерности воспитания как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Основные закономерности воспитательного процесса как зависимости эффективности воспитания от сложившихся воспитательных отношений, от соответствия цели и организации действий по достижению этой цели, от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников, от совокупного действия объективных и субъективных факторов, от интенсивности воспитания и самовоспитания, от активности участников педагогического процесса и др.

Принципы воспитания как фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации воспитательного процесса. Разнообразие подходов к формулированию системы принципов. Содержание основных принципов воспитания: общественной направленности воспитания, связи воспитания с жизнью и трудом, опоры на положительное, гуманизации воспитания, личностного подхода, единства воспитательных воздействий. Основные требования к реализации системы принципов воспитания: обязательность, комплексность, равнозначность.

Понятие о содержании воспитания. Направленность воспитания на различные сферы личности. Направления воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, гражданское, экологическое и др.

Методы, приёмы, средства воспитания.

Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания.

Метод воспитания как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод воспитания как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие. Прием воспитания как часть метода.

Разнообразие подходов к классификации методов воспитания.

Классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский): методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности. Направленность метода как комплексная характеристика, включающая цель, содержание и процесс.

Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение как методы формирования сознания личности. Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация как методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод как методы стимулирования деятельности и поведения.

Основные условия, влияющие на выбор методов воспитания: цель и задачи воспитания, содержание воспитания, возрастные особенности воспитанников, индивидуальные особенности воспитанников, уровень сформированности ученического коллектива, взаимоотношения между педагогом и воспитанниками, используемые средства воспитания, уровень владения педагогом тем или иным методом, время, отводимое на достижение результата.

Воспитание личности в коллективе. Воспитательные системы.

Коллектив как группа людей, объединенных общественно значимой единой для всех целью, совместной деятельностью по достижению поставленной цели, самоуправляемая и строящая жизнь на основе деловых и эмоционально-психологических отношений.

Основные признаки коллектива: организационное единство группы, направленность групповой деятельности, подготовленность к групповой деятельности, психологическое единство, психологическая коммуникативность.

Коллектив как субъект воспитания. Ученический коллектив как система воспитывающих отношений. Ученический коллектив как средство воспитания каждого ребёнка, создания оптимальных условий для гармоничного развития личности. Педагогические функции ученического коллектива: организационная, воспитательная, стимулирующая.

Коллектив как объект воспитания. Развитие коллектива как преодоление противоречий между коллективом и отдельными учениками или группами, между перспективами коллектива и перспективами отдельных учащихся и групп, между нормами поведения, между ценностными ориентациями. Развитие коллектива как последовательность стадий. Формирование педагогически эффективного коллектива. Воспитание ученического коллектив как путь повышения эффективности воспитания каждого ребёнка. Педагогическое управление ученическим коллективом.

Понятие о воспитательной системе. Этапы становления воспитательной системы. Общая характеристика воспитательных систем.

Функции и основные направления работы классного руководителя.

Классный руководитель как субъект, организующий и направляющий воспитательный процесс в классе, управляющий развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся.

Основные группы функций классного руководителя: целевые, социально-психологические и управленческие функции.

Целевые функции классного руководителя: воспитания учащихся, социальной защиты ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Направленность целевых функций на создание условий для социального развития ребёнка, помощь ему в решении актуальных личностных проблем, а также на подготовку воспитанника самостоятельной жизни.

Социально-психологические функции как функции, связанные с формированием и развитием отношений учащихся со своими сверстниками в классе: организаторская, функции сплочения коллектива, развития ученического самоуправления.

Управленческие функции классного руководства: диагностико-аналитическая, функции целеполагания, планирования, контроля и коррекции. Единство управления коллективом и обучения воспитанников самоуправлению как общая особенность реализации управленческих функций классного руководства.

Основные направления работы классного руководителя: организацию жизнедеятельности классного коллектива; индивидуальную работу с учащимися; работу с родителями учащихся; ведение школьной документации.

Педагогика межнационального общения. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма. Воспитание интернационализма.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Основная:

    1. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. – М., 2004.
    2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2001.
    3. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М., 2003.
    4. Классному руководителю / Под ред М. И. Рожкова. – М., 2001.
    5. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д., 2001.
    6. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.
    7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000.
    8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. – М., 2000. — Кн. 1.
    9. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
    10. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.
    11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М., 2002.
    12. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.

    Дополнительная:

    1. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996.
    2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
    3. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981.
    4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.
    5. Загвязинский В.И. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1995.
    6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
    7. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М., 2003.- С.35-40.
    8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л., 1995.
    9. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980.
    10. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.
    11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
    12. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1993.
    13. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1998.
    14. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д.Локк, Жан-Жак Руссо, Г. Песталоцци. — М., 1989.
    15. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.
    16. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М., 1991.

    5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Наглядные пособия:

    Схема «Возникновение педагогической профессии».

    Схема «Педагогические специальности».

    Таблица «Содержание профессионально-педагогической деятельности».

    Схема «Система профессионально-педагогического образования в РФ»

    Схема «Профессиональная обусловленность педагогического творчества»

    Схема «Приобретение профессионально-педагогической компетентности»

    Схемы функциональной и компетентностной моделей преподавателя.

    Схема «Противоречия и движущие силы учебного процесса»

    Схема «Единство преподавания и учения в учебном процессе»

    Таблица «Основные компоненты содержания образования»

    Таблица «Классификация методов по Лернеру – Скаткину».

    Таблица «Признаки классно-урочной системы»

    Таблица «Этапы урока»

    Схема «Введение нового в работу школы»

    2. Методические материалы: Сидоров С. В. Педагогика (теория обучения).

    – Шадринск, 2004.

    3. Материалы для текущего и рубежного контроля (тесты).

    2. Материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям и письменного текущего контроля: Сидоров С. В. Педагогика (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики).

    – Шадринск, 2005.

    6.Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Для обеспечения дисциплины необходимы:

    Литература, наглядные пособия, методические материалы, представленная в соответствующих списках (см. выше).

    Тесты для контроля усвоения дисциплины (имеются в фондах кафедры педагогики и психологии).

    7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    7.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

    1. Вопросы для самостоятельного изучения:

    Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

    Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

    Основные концепции формирования содержания образования.

    Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в РФ.

    Средства обучения.

    Функции средств обучения.

    Структура основных типов традиционных уроков.

    Нестандартные уроки.

    Анализ урока

    Современные дидактические концепции как основа инновационных процессов в образовании.

    Типология и многообразие образовательных учреждений в РФ.

    Характеристика зарубежных воспитательных систем.

    Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

    Контрольные задания (тесты) прилагаются.

    Задания для самостоятельной работы студентов (16 часов) содержатся в издании: Сидоров С. В. Педагогика (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. – Шадринск, 2005.

    7.2. Тематика рефератов

    Творческий характер педагогической деятельности.

    Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности.

    Особенности труда педагога в сельской школе.

    Содержание и структура педагогического образования в РФ.

    Самообразование и самосовершенствование педагога.

    Аксиологический подход в образовании.

    Методологическая культура педагога.

    Цикличность процесса обучения.

    Факторы, влияющие на процесс обучения.

    Мотивация учения.

    Образования как способ вхождения человека в мир культуры.

    Современное мировое образовательное пространство.

    Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.

    Технические средства обучения.

    Оборудование учебного кабинета.

    Тестирование достижений учащихся.

    Стимулирование учения.

    Виды обучения.

    Нестандартные уроки.

    Домашняя работа учащихся.

    Система уроков по теме.

    Информатизация и компьютеризация учебного процесса.

    Система единых государственных экзаменов (ЕГЭ).

    Прагматическая и неопрагматическая теория воспитания.

    Экзистенциалистская теория воспитания.

    Бихевиористская теория воспитания и развития личности.

    Неопозитивизм как основа воспитательных систем.

    Неотомизм в зарубежных воспитательных системах.

    7.3. Перечень вопросов к экзамену

    1. Возникновение педагогической профессии.
    2. Своеобразие педагогической профессии.
    3. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога.
    4. Педагогическое творчество.
    5. Общая и профессиональная культура педагога.
    6. Профессиональная компетентность педагога.
    7. Развитие личности педагога в системе педагогического образования.
    8. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности педагога.
    9. Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет, цели, задачи и основные функции педагогики.
    10. Связь педагогики с другими науками, связь педагогической науки и практики.
    11. Система педагогических наук.
    12. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.
    13. Методы педагогического исследования.
    14. Организация педагогического исследования.
    15. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
    16. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль воспитания и обучения в формировании личности.
    17. Становление дидактики как науки.
    18. Предмет и задачи современной дидактики.
    19. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.
    20. Закономерности процесса обучения.
    21. Принципы обучения.
    22. Функции обучения. Реализация функций обучения на уроке.
    23. Современные дидактические концепции.
    24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
    25. Государственный образовательный стандарт.
    26. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
    27. Методы и приёмы обучения. Выбор методов обучения.
    28. Основные подходы к классификации методов обучения.
    29. Характеристика основных методов обучения.
    30. Средства обучения.
    31. Формы и системы организации обучения. Классно-урочная система.
    32. Урок как основная форма обучения.
    33. Типология и структура уроков.
    34. Формы организации учебно-познавательной деятельности.
    35. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока.
    36. Домашняя работа учащихся. Внеурочная работа по предмету.
    37. Модели образования.
    38. Инновационные образовательные процессы.
    39. Авторские школы.
    40. Типология и многообразие образовательных учреждений в РФ.
    41. Сущность процесса воспитания. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса.
    42. Развитие и социализация личности в процессе воспитания.
    43. Базовые теории воспитания и развития личности.
    44. Закономерности воспитательного процесса.
    45. Принципы воспитания.
    46. Содержание воспитания.
    47. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.
    48. Характеристика методов воспитания. Выбор и практическое применение методов, приёмов и средств воспитания.
    49. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Формирование и развитие ученического коллектива.
    50. Понятие о воспитательной системе. Этапы становления воспитательной системы.
    51. Общая характеристика воспитательных систем (2 ВС на выбор студента).
    52. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
    53. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения.
    54. Воспитание патриотизма и интернационализма.

    15