Тесты по специальной педагогике

1. Задачей специальной педагогики является…

а) изучение существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями

б) установление биологических причин отклонения в развитии

в) разработка психологических диагностических методик

г) определение способов финансирования системы специального образования

 

2. Задачей специальной педагогики является…

а) изучение психологических проблем интеграции

б) обеспечение вариативности финансирования специального образования

в) выявление закономерностей специального образования

г) медицинское сопровождение человека с особыми потребностями

 

3. Задачей специальной педагогики является…

а) совершенствование медицинской диагностики отклонений в развитии

б) изучение особенностей познавательной деятельности лиц с разными типами нарушений

в) обеспечение гибкости финансирования специального образования

г) разработка методов специального образования

 

4. Осуществление социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности соответствует такой задаче специальной педагогики, как…

а) разработка и реализация программ профориентации и профессиональной подготовки

б) разработка программ реабилитации

в) осуществление процессов реабилитации

г) разработка организационных условий специального образования

 

5. Формирование нарушенных функций у детей раннего возраста соответствует такой задаче специальной педагогики, как…

а) реализация процессов интеграции

б) осуществление психолого-педагогической подготовки родителей

в) разработка программ абилитации

г) разработка программ профессиональной подготовки

 

6. Основной отличительной патогенной характеристикой детей с задержкой психического развития является…

а) аутизм

б) критицизм

в) инфантилизм

г) романтизм

 

7. Для выраженной формы задержки психического развития характерны процессы…

а) регресса

б) ретардации

в) прогредиентности

г) акселерации

 

8. В ряде случаев, когда наблюдаются не все требуемые для установления диагноза «ранний детский аутизм» клинические характеристики, говорят об…

9 стр., 4342 слов

Личностно-развивающее образование в современной педагогике

... становится механически субъектом учения, для этого необходима специальная организованная учебная деятельность. Опираясь на данные психологического ... Продуктивным для личностно - развивающего образования является включение в содержание образования опыта творческой деятельности и опыта ... развития. Именно это положение легло в основу разработки различных подходов к проблеме развивающего обучения в ...

а) астигматизме

б) анемии

в) аутистических чертах личности

г) умственной отсталости

 

9. Предельное «экстремальное» одиночество характерно для…

а) умственной отсталости

б) раннего детского аутизма

в) слепоты

г) глухоты

 

10. Клинической моделью искаженного варианта нарушения в психическом развитии считают…

а) глухоту

б) ранний детский аутизм

в) недоразвитие речи

г) слепоту

 

11. Повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям, создающая дискомфорт для ребенка, характерна для…

а) умственной отсталости

б) слепоты

в) раннего детского аутизма

г) глухоты

 

12. Раннему детскому аутизму преимущественно свойственны…

а) отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими

б) недостаточность функций целеполагания, программирования

в) конкретное и ситуативное мышление

г) нарушения интеллектуальной деятельности

 

13. К категории сенсорных относятся нарушения…

а) движений

б) слуха

в) эмоционально-волевой сферы

г) опорно-двигательного аппарата

 

14. Нарушения слуха и зрения в соответствии с локализацией нарушения относят к группе…

а) производственных травм

б) нарушений деятельности мозга

в) сенсорных нарушений

г) соматических нарушений

15. К условиям формирования нормальной речи относят…

а) сохранную ЦНС, наличие нормального слуха и зрения

б) достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком

в) обязательное наблюдение логопеда за ходом речевого развития

г) охранное здоровье

 

16. Для предупреждения общего недоразвития речи важны…

а) развитие тонкой моторики пальцев рук

б) ранняя логопедическая работа

в) способность к звуковому анализу и синтезу

г) ранняя диагностика отклонений в речевом развитии

 

17. Специфика ранней логопедической работы при ДЦП заключается в…

а) стимулировании развития мышления

б) стимулировании опережающего речевого развития

в) преодолении и предупреждении оральной диспраксии

г) развитии ощущений артикуляционных поз и движений

 

18. Общее недоразвитие речи характеризуется…

а) сохранностью грамматических средств речи

б) конкретностью мышления

в) бедностью активного и пассивного словарного запаса

г) нарушениями звукопроизносительной системы

 

19. Существуют следующие профили групп для детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях:

а) группа для детей с общим недоразвитием речи

б) группа для детей с афазией

в) группа для детей с дислалией

г) группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

20. Основная роль использования наглядных методов и средств в обучении глухих детей заключается в…

а) формировании навыков самоконтроля

б) развитии слухового анализатора

в) раскрытии содержания учебного материала

4 стр., 1562 слов

Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

... связной речи детей с умственной отсталостью на уроках чтения. Глава 1. Особенности формирования связной речи детей с умственной отсталостью. 1.1. Характеристика связной речи детей с умственной отсталостью. 1.4 Особенности речевого развития младших школьников с нарушением ...

г) создании мотивации к обучению

 

21. Буквы в системе рельефного письма для слепых обозначаются…

а) картинками

б) латинскими цифрами

в) точками

г) точкой и тире

 

22. Средства словесной наглядности (записи на доске, нотированное письмо, словарь) в специальной педагогике используются с целью…

а) получения максимально полной информации об объекте

б) повышения эмоционального настроя

в) устранения возможных неточностей восприятия и предупреждения

г) произносительных ошибок

 

23. Звукоусиливающая аппаратура при обучении лиц с нарушениями слуха относится к…

а) средствам словесной наглядности

б) музыкальным средствам

в) аудиовизуальным средствам обучения

 

24. При отсутствии у ребенка необходимых речевых средств в качестве замены используется…

а) художественно-речевая деятельность

б) музыкальные средства

в) изобразительный дидактический материал

 

25. К внешним (экзогенным) причинам, вызывающим умственную отсталость относятся:

а) наследственное заболевание

б) тяжелое инфекционное заболевание

в) хромосомное нарушение

г) резус-конфликт

 

26. Развитие умственно отсалого ребенка определяется_____фактороми:

а) социальными

б) эмоциональными

в) биосоциальными

г) биологическими

 

27. Тип дизонтогенеза при олигофрении определяется как…

а) поврежденное развитие

б) дисгармоничное развитие

в) недоразвитие

г) задержанное развитие

 

28. Дети с глубокой степенью умственной отсталости характеризуются…

а) способностью к критическим рассуждениям

б) речью из предложений с 3-4 словами

в) владением навыками трудовой деятельности

г) IQ менее 20

 

29. Уровень интеллектуального развития, соответствующий 20-50 условным единицам по тесту интеллекта Векслера, определяется как…

а) умеренная умственная отсталость

б) тяжелая умственная отсталость

в) легкая умственная отсталость

г) глубокая умственная отсталость

 

30. Процесс включения ребенка в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и взаимоотношения со сверстниками называется…

а) социальной реабилитацией

б) абилитацией

в) коррекцией

г) компенсацией

 

31. В отечественной психологии исходным пунктом в понимании сущности нарушенного развития традиционно выступает теория культурно-исторического развития…

а) Л.С. Выготского

б) С.Я. Рубинштейна

в) М.С. Певзнер

г) А. Маслоу

 

32. Прогредиентный характер нарушений означает…

а) отсутствие усугубления первичного дефекта

б) нарастающий характер нарушений при каком-либо заболеваний

в) лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо заболеваний

г) перестройку функций, вызванную повреждением ряда систем

 

33. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает культурные нормы, становясь полноправным членом общества, определяется как…

а) социализация

б) компенсация

в) реабилитация

9 стр., 4134 слов

Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

... учреждения VII вида. 4. Определить влияние трудового воспитания на развитие личности детей с нарушениями умственно развития. Практическая значимость заключается в подборе диагностического материала по исследованию ... влияния трудового воспитания на личность детей с нарушениями умственного развития и тех практических рекомендаций, которые направлены на развитие личности путем трудового воспитания. 1. ...

 

34. К критериям нормальности не относится…

а) ограничение социальных возможностей

б) соответствие уровня развития ребенка его собственной тенденции, определяющей развитие его индивидуальных свойств

в) соответствие уровня развития ребенка уровню большинства детей его возраста или старшего возраста

г) развитие ребенка в соответствии с требованиями общества

 

35. Особенности речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста проявляются в…

а) бедности активного и пассивного словарного запаса

б) односложности фразы

в) сохранном понимании обращенной к ним речи

г) понимании скрытого смысла высказывания

 

36. Более всего у умственно отсталых детей нарушены такие формы мышления, как…

а) наглядно-действенное

б) словесно-логическое

в) наглядно-образное

 

37. Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется…

а) глубиной переживания

б) неустойчивостью

в) незрелостью

 

38. Поведение умственно отсталых школьников характеризуется…

а) внушаемостью

б) снижением мотивации

в) самостоятельностью

 

39. Комплексная помощь умственно отсталым детям предполагает осуществление…

а) управленческих мероприятий

б) лечебно-профилактических мероприятий

в) коррекционно-педагогических мероприятий

 

40. Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков психофизического развития, называется…

а) адаптацией

б) компенсацией

в) коррекцией

г) воспитанием

 

Умственная отсталость относится к категории_____недостатков.

а) физических

б) социальных

в) сложных

г) психических

 

42. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями, если речь идет первоначально о формировании способности к чему-либо, следует употреблять термин…

а) реабилитация

б) абилитация

в) адаптация

г) компенсация

 

43. Понятие « комплекс неполноценности» ввел…

а) П.П. Блонский

б) В.В. Лебединский

в) А. Адлер

г) З.Фрейд

 

44. К вторичным нарушениям относят…

а) негрубо выраженные нарушения

б) обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной

в) нарушения, возникающие на более поздних этапах развития

г) нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией

 

45. Объектом специальной педагогики является…

а) психологические особенности человека с ограниченными возможностями

б) социальная защита людей, имеющих отклонения в развитии

8 стр., 3842 слов

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного ...

... развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением письменной речи. ... умственного развития. Установлено также, что обучение ребенка ... лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с нарушением письменной речи, обучающиеся специальных коррекционных образовательных учреждениях. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с нарушением письменной речи ...

в) социализация детей с психическими нарушениями

г) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

 

46. Предметом специальной педагогики является…

а) управление специальными образовательными учреждениями

б) психологические особенности детей с отклонениями в развитии

в) теория и практика специального образования

г) социальная защита лиц с ограниченными возможностями

 

47. Методом, предполагающим активное вмешательство исследователя в деятельность лиц с отклонением в развитии, является…

а) изучение документов

б) ранжирование

в) факторный анализ

г) эксперимент

 

48. Методы эмпирического познания включают…

а) индуктивные и дедуктивные методы

б) регистрацию, ранжирование, шкалирование

в) наблюдение, методы опроса, изучение продуктов деятельности

г) теоретический анализ, изучение литературы

 

49. Метод демонстрации объекта, организации наблюдения и изучения объекта определяется как…

а) наглядный

б) практический

в) информационный

г) словесный

 

50. Положение о сензитивных периодах в развитии ребенка лежит в основе принципа…

а) педагогического оптимизма

б) деятельностного подхода в обучении и воспитании

в) коррекционно-компенсирующей направленности

г) ранней педагогической помощи

 

51. Организация коррекционной работы, направленной на освоение воспитанником норм поведения и жизнедеятельности, требует принцип…

а) развития мышления, языка и коммуникации

б) социально-адаптирующей направленности образования

в) необходимости специального педагогического руководства

г) педагогического оптимизма

52. Своевременно предотвратить негативные тенденции развития детей позволяет реализация принципа…

а) ранней педагогической помощи

б) социально-адаптирующей направленности образования

в) дифференцированного и индивидуального подхода

г) деятельностного подхода в обучении и воспитании

 

53. На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип…

а) социально-адаптирующей направленности образования

б) деятельностного подхода в обучении и воспитании

в) развития мышления, языка и коммуникации

г) педагогического оптимизма

 

54. Максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом коррекционно-педагогической помощи соответствует принципу…

а) дифференцированного и индивидуального подхода

б) педагогического оптимизма

в) деятельностного подхода в обучении и воспитании

г) ранней педагогической помощи

 

55. К категории лиц с сенсорными нарушениями не относится…

а) незрячие

б) умственно отсталые

в) глухие

г) слабослышащие

 

56. К категории сенсорных относятся нарушения…

а) поведения

б) опорно-двигательного аппарата

в) зрения

г) интеллекта

14 стр., 6741 слов

Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия ...

... а также пальчиковая гимнастика, уроки бисероплетения. Особое значение для развития речи имеет переход учащихся к литературному чтению. Дети знакомятся с книгой как с литературным, художественным произведением. К ...

 

57. К категории лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся…

а) лица с ранним детским аутизмом

б) лица с тяжелыми нарушениями речи

в) лица с нарушениями интеллекта

г) лица с детским церебральным параличом

 

58. К категории лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы относятся…

а) лица с задержкой психического обучения

б) лица с тяжелыми нарушениями речи

в) лица с ранним детским аутизмом

г) лица со сложными нарушениями развития

 

59. Заикание характеризуется…

а) несформированностью лексического запаса

б) специфическими ошибками на письме

в) судорогами речевого аппарата

г) затруднениями коммуникации

 

60. Патологический ход речевого развития при выраженной речевой недостаточности характеризуется…

а) замедленным темпом речевого развития

б) соответствующим возрасту словарным запасом

в) сохранностью фонематического восприятия

г) поздним началом речевого развития

 

61. Артикуляционная гимнастика в логопедической работе направлена на…

а) развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата

б) развитие связной речи

в) формирование лексического запаса

г) развитие точности артикуляционных движений

 

62. Специальная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из следующих отделений…

а) отделение для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

б) отделение для детей с тяжелой речевой патологией (афазия, дизартрия, алалия, ринолалия)

в) отделение для детей с дислалией

г) отделение для детей с тяжелыми формами заикания

 

63. Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства развивает…

а) навык чтения

б) моторику

в) восприятие музыки

 

64. Компьютеры, оснащенные печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля, используются при обучении лиц с нарушениями…

а) слуха

б) опорно-двигательного аппарата

в) зрения

 

65. Международная классификация умственной отсталости включает…

а) дебильность, имбецильность и идиотию

б) осложненную и неосложненную форму олигофрении

в) легкую, умеренную, тяжелую, глубокую степень

г) олигофрению и деменцию

 

66. Основные критерии дифференциальной диагностики олигофрении и деменции основаны на всем перечисленном, кроме…

а) наличия или отсутствия нормального интеллекта до возникновения слабоумия

б) особенностей соматических аномалий

в) наличия или отсутствия прогредиентности интеллектуальных расстройств г) времени (возраста) возникновения слабоумия

 

67. Умственная отсталость, которая возникла вследствие органических поражений мозговых систем в период до трех лет, называется…

а) деменция

б) олигофрения

в) ранний детский аутизм

г) детский церебральный паралич

 

68. К причинам, вызывающим умственную отсталость, не относятся…

а) наследственные факторы

б) тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности

в) неправильные методы воспитания

г) травматические поражения плода

 

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...

... артикуляционного аппарата, слуховое внимание, фонематический слух. Актуальность исследования данной проблемы определила выбор темы исследования: «Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 ... и экспериментально проверить эффективность профилактических мероприятий на предупреждение нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного ...

69. Понятие установленной меры, являющейся средней величиной чего-либо, называется…

а) нормой

б) синдромом

в) пограничным состоянием

г) патологией

 

70. К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…

а) действия с воображаемыми предметами и предметами-заместителями

б) наличие предметно-игровых действий (укачивание куклы, катание машины)

в) процессуальную игру-многократное повторение одних и тех же действий

г) наличие развернутой сюжетно-ролевой игры со сложным игровым содержанием

 

71. Мышление умственно отсталого младшего школьника характеризуется такими особенностями, как…

а) сохранность вербально-логических форм мышления

б) конкретность

в) неспособность к переносу сформированных умственных действий в другие условия

г) сформированность обобщающих понятий

 

72. Ребенок с ЗПР может обучаться, получая необходимую коррекционную помощь…

а) в специальных классах школы VIII вида

б) в обычном классе общеобразовательной школы

в) в классах коррекционно-развивающего обучения в массовой школе

г) в специальной коррекционной школе VII вида

 

73. Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью могут обучаться…

а) в специальной коррекционной школе VII вида

б) в обычном классе общеобразовательной школы

в) в лечебно-педагогических центрах для таких детей

г) в специальных классах школы VIII вида

 

74. Новый учебный материал, предлагаемый для умственно отсталого школьника, необходимо представлять…

а) в наглядно-практических условиях

б) в виде схем

в) маленькими порциями

 

75. Применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки и переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей соответствует такому термину, как…

а) адаптация

б) реабилитация

в) компенсация

г) коррекция

 

76. Система научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха определяется как…

а) логопедия

б) олигофренопедагогика

в) сурдопедагогика

г) тифлопедагогика

 

77. Проблемами диагностики, коррекции и предупреждения нарушений речи занимается наука, как…

а) олигофренопедагогика

б) педагогика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

в) логопедия

г) педагогика лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы

 

78. Систематизация знаний, направленная на повышение общего уровня развития ребенка, является задачей…

а) процесса компенсации физиологических функций

б) психологической реабилитацией

в) коррекционно-развивающего обучения

г) социальной адаптации

 

79. Процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма называется…

а) социальной реабилитацией

11 стр., 5188 слов

Маргинальность виды, формы существования и социальные последствия

... группы общества входят в область маргинальности; Социальные последствия маргинальности в обществе. Объектом исследования являются социально-незащищенные слои общества. Предметом – люди, находящиеся в особом маргинальном ... что только в незначительной части они сводимы к индивидуальным факторам. Большинство видов маргинальности образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном ...

б) компенсацией

в) коррекцией

г) социальной адаптацией

 

80. Понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов было обосновано…

а) К.Д. Ушинским

б) Л.С. Выготским

в) Э. Торндайком

г) З.Фрейдом

 

81. Компенсация нарушенного зрения осуществляется за счет…

а) моторики

б) мышления

в) осязания

г) речи

 

82. Компенсация нарушенного слуха осуществляется за счет…

а) зрения

б) осязания

в) мышления

г) моторики

 

Специальное образование детей, имеющих особые образовательные потребности, является_________специальной педаогики

а) предметом

б) направлением

в) объектом

г) целью

 

84. Методом специальной педагогики, позволяющим выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, является…

а) анкетирование

б) наблюдение

в) моделирование

г) изучение документов

 

85. Специально организованной проверкой педагогической эффективности коррекционно-развивающей работы является…

а) обучающий эксперимент

б) ранжирование

в) изучение литературных источников

г) моделирование

 

86. Образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, называются…

а) специальными учебными программами

б) общеобразовательными предметами

в) учебными планами специальных школ

г) государственными образовательными стандартами специального образования

 

87. Рельефное рисование, черчение являются учебными предметами в школе для…

а) незрячих

б) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

в) глухих

г) детей с интеллектуальным недоразвитием

 

88. Наполняемость дошкольных образовательных учреждений для аномальных детей…

а) вариабельна

б) меньше, чем в массовых

в) больше, чем в массовых

г) не отличается от массовых

 

89. Глухие дети обучаются в специальной (коррекционной) школе…

а) I вида

б) II вида

в) IV вида

г) VIII вида

 

90. Обучение в школе VIII вида осуществляется в течение…

а) 5 лет

б) 10 лет

в) 15 лет

г) 2 лет

 

91. Процесс возвращения лица с отклонениями в развитии к общественно-полезной деятельности и адекватным взаимоотношениям с людьми называется…

а) социальной реабилитацией

б) социальной адаптацией

в) компенсацией

г) абилитацией

 

92. К компонентам личностной реабилитации относится…

а) лечение недостатков, последствий дефекта

б) восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков

в) преодоление чувства малоценности, маргинальности

г) восстановление познавательных процессов

 

93. Педагогическая реабилитация осуществляется через…

а) приобщение к активной жизни общества

б) восстановление утраченных познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки. Занятия в группах психокоррекции показаны ... злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с ...

в) снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов

г) лечение недостатков, ликвидацию последствий дефекта