Понятие о педагогической системе специального образования. Отличительные свойства современных педагогических систем.
Они включают в себя элементы для образования людей той или иной определенной категории ограничений возможностей жизнедеятельности, представляют специфическое социокультурное единство, но одновременно является подсистемой массового образования, обеспечивающей реализацию социально-гуманистической функции общества в отношении своих членов, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности и трудоспособности, содействующей их развитию, образованию и социализации. Особенность – возникла в то время, когда нравст-этич.зрелости достигли люди.
Актуальные проблемы развития современных педагогических систем в логопедии.
Развитие компьютерных программ для диагностики и коррекции детей, опора на нейропсихологические данные, развитие диагностики и логопсихологии. (Сказать про притеснение правительством лого садов, что мол лого – не нарушение).
Современные образовательные потребности, специальные образовательные условия и содержание специального образования.
Специальные образовательные потребности – потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения , включая технические средства, особом содержании и методах обучения , а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения
Специальное дошкольное образование. Организационные принципы построения специального дошкольного образования. Формы специального дошкольного образования.
Дифференцированная сеть специальных дошкольных учреждений: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и массовых детских домах, а также при специальных школах и школах-интернатах. Были разработаны следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования. 1.Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.2.Меньшая по сравнению с массовыми дошкольными учреждениями наполняемость комплектуемых групп.3.Наличие в штате специалистов-дефектологов и дополнительных медицинских работников.4. Введение специальных занятий, таких, как развитие слухового и зрительного восприятия, коррекция произношения(и т.д.) Диагностику детей, консультирование родителей и рекомендации по направлению ребенка в образовательные учреждения различных видов осуществляет ПМПК.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении
... обучение затруднено. Актуальность, теоретическая значимость, в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, как проблема воспитания». Объект исследования -образовательный процесс в дошкольном ... педагоги. Развитие творческих способностей - важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития ...
Формы организации специального образования.
Групповое, индивидуальное, интегрированное (группа детей с отклонениями отдельная), инклюзивное (1-2 ребенка в группе с нормой), дистанционное.
Школьная система специального образования. Развитие новых видов и типов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1-глухие, 2-слабослыщащие, 3-слепые, 4-слабовидящие, 5-речь, 6-ОДА, 7-ЗПР, 8-УО. Есть попытки ввести школы 9ого вида для детей с Аутизмом и психопатиями.
Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными потребностями.
Детям приходится преодолевать дефект, и социализироваться в норму.
Педагогические системы специального образования глухих людей. Реабилитационная и социокультурная концепции глухоты.
Билинвистический подход (Дактиль и речь).
Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования.
1. Речь педагога.2.Искусство (артпедагогика,изобразит.средства,художественно-речевая дея-ть, театр.-игр.дея-ть)3.Дидактический материал(Предметный дидактический материал,Изобразительный дидактический материал ,Словесный дидактический).4.технические средства обучения (ТСО).
Педагогические системы специального образования слабослышащих людей.
По сравнению с глухим он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего недостатка, т. е. главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. Преодоление нарушения развития требует социального по своей природе, целостного воздействия на личность слабослышащих учащихся в специально организованном образовательно-воспитательном процессе.
Система специальной педагогической помощи детям со стойкими образовательными затруднениями
Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после школы.
19. Структура современной отечественной системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.
Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др.
Муниципальный сектор. Учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления.
Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительны ми, религиозными и другими негосударственным и организациями.
Педагогические системы специального образования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
— ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей ...
... воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., ... система комплексных упражнений разработана на основе принципов и идей кондуктивной педагогики венгерского ученого А. Пето. Упражнения представляют собой серии специальных ... детей с двигательными нарушениями. Предназначено для студентов и преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования ...
— раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.
В нашей стране создана сеть специализированных учреждений: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы – там длительнее время осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.
Система профессионального образования и профессиональная адаптация людей с ограниченной трудоспособностью.
Рассказать про особенности обучения детей с ОВЗ в вузах и колледжах. Упомянуть про дистанционное образование.
Специальное образование при аутистических расстройствах.
Большинство детей с РАС учатся в массовых школах. Дети с лёгкой степенью аутизма учатся индивидуально (обычно на дому).
С более тяжёлыми формами в интернатах.
Обучение в системе специального образования.
Есть 5 периодов по возрастам. На каждом из периоде проходит определённый процесс обучения (Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет), Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).
Период обязательного обучения (от 6-7 до 16 лет).
Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Период обучения взрослых-инвалидов).
Педагогические системы специального образования детей с комплексными нарушениями в развитии.
Наиболее разработанной в настоящее время является проблема обучения и воспитания слепоглухих детей. Опора на сохранные функции (жесты потом дактиль, шрифт Брайля).
Воспитание как составная часть специального образования.
Воспитание включает в себя не только собственно традиционную для системы образования воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу, уход.
Современный подход к проектированию индивидуальных
Программ обучения детей с комплексными нарушениями
Развития
Необходимость подробного изучения определенной категории детей с комплексными нарушениями, анализ выявленных нарушений, в каждом конкретном случае рассматриваются сущность сложного нарушения, его первопричина. Составление коррекционной программы.
Современные научные проблемы реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Неразвитость ранней диагностики, недостаток финансирования
Профессиональное образование людей с нарушениями слуха.
Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую и медицинскую.
Ортобиотика – как здоровьесберегающая технология обучения
... Г.В. Лейбница, который по просьбе Петра I разработал первый проект развития образования и государственного управления в России, была создана теория оптимизма. Это учение ... истинных цивилизационных успехов. Ибо их мера - продолжительность человеческой жизни, масштабность овладения технологиями самосбережения здоровья, оптимизм гражданского самочувствия. Всё большее внимание привлекают к себе ...
Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии — приоритет специального образования.
Рассказать про раннюю комплексную помощь детям, служба ранней помощи, про лекотеки.
Система образования взрослых инвалидов по зрению
Оно включает среднее образование (реализуется посредством сменных и очно-заочных школ), профессиональное (общие и специальные профессиональные училища и высшие профессиональные учебные заведения), собственно реабилитационное (центры элементарной реабилитации и профессионально-трудовой подготовки и переподготовки инвалидов по зрению).
Обобщение передового опыта в области профессионально-трудовой деятельности слепых и слабовидящих доказывает, что инвалиды по зрению могут успешно реализовать себя в мире техники, науки, литературы и искусства, а также в сферах сельскохозяйственного труда и обслуживания.
Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа (образовательные учреждения, семья, учреждения досугового и дополнительного образования, общественные движения).
Рассказать про разные центры, группы, тренинги.
Авторские школы в логопедии.
Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов.
Обеспечение образовательного минимума, организация психол.- пед. сопровождения, интеграция и социализация детей с ОВЗ в обществе.
Принципы, определяющие стратегию коррекционно-логопедического воздействия.
1. Педагогические принципы: Принцип комплексности (Данные от разных специалистов), Принцип системного подхода к коррекции речи у детей (организация мер по профилактики, преемственности, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей).Индивидуального (дифференцированного) подхода в обучении. Повторяемости и упражняемости. Разнообразия дидактического материала и форм работы.
2. Психологические принципы – развитие ребенка: Деятельностного подхода и коммуникативной деятельности. Развитие познавательных процессов. Учет первичных и вторичных проявлений в структуре дефекта. Принцип психологического оснащения работы. Психотерапевтического воздействия – включение ребенка в различные терапевтические мероприятия – арттерапия, Миелотерапия, зоотерапия, Логоритмика.
3. Психолингвистические принципы: Онтогенетический подход к изучению речи. Работа над речемыслительными процессами. Дифференциально-диагностический принцип – различение различных дефектов на ранней стадии.
Технологии и методы специального обучения.
Коррекционно-развивающие технологии:
• Использование сенсорной комнаты, ипотерапию, песочную терапию, технологии раннего вмешательства, работа лекотеки, некоторые технологии формирования пространственной ориентировки, формирование и коррекция устной стороны речи, технологии арт-терапии и др.
Коррекционно – образовательные технологии:
• Технология ППД. Технология развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей, технология совместно-разделённой деятельности применительна к детям с множественными нарушениями
Комбинированные технологии:
• Развивающие и обучающий потенциал, система Монтесори, педагогика Штайнера, кондуктивная педагогика для детей с ДЦП, специализированные информационные технологии
Описание принципов коррекционно-развивающего обучения
... -нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие. 1.2. Особенности принципов коррекционно-развивающего обучения Итак, целью проведения коррекционно-развивающего обучения - помочь ребенку реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики ...