Тесты по экспер психол

1- ВАРИАНТ ТЕСТОВ по дисциплине «Экспериментальная психология»

1.

Решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку сыграли…

1) достижения в области теоретической разработки разных точек зрения на предмет психологии;

2) крупные спехи в экспериментальном анализе деятельности органов чувств (Вебер, Фехнер и др.);

3) выявление законов интеллекта животных как научения (Торндайк).

2.

Под переменной в эксперименте понимается любая реальность, которая может изменяться и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. Какие из названий переменных эксперимента лишние в данном списке:

1) базисная переменная,

2) контрольная переменная,

3) побочная и дополнительная переменные,

4) качественная и количественная переменные,

5) неопределенная переменная.

3.

Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется …

  1. независимой,
  2. зависимой,
  3. ключевой,
  4. основной.

4.

Соответствие /или степень соответствия/ применяемых методических процедур теоретическим понятиям, входящим в гипотезу называется ….. валидностью.

  1. внешней,
  2. внутренней,
  3. конструктивной,
  4. операциональной.

5.

Устранение результатов действия побочных переменных, усреднение их изменчивости и нестабильности обеспечивают идеальный и бесконечный эксперименты. Это повышает внутреннюю валидность.

1) Верно

2) Неверно.

6.

Стратегия формирования экспериментальной выборки методом случайного выбора, когда каждой личности предоставляется равный шанс для участия в эксперименте, называется….

  1. рандомизация,
  2. стратометрический отбор,
  3. попарный отбор,
  4. привлечение реальных групп.

7.

Может ли выборка исследования быть представлена одним человеком.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

ФБГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева Кафедра теоретической и практической психологии Алферова Е.И. Методические рекомендации Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение» Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Тобольск 2012 Печатается по решению Кафедры теоретической и практической психологии ...

  1. да,
  2. нет.

8.

Какие схемы последовательностей предъявления условий или уровней независимой переменной применяются в интраиндивидуальном эксперименте.

1) схема случайной последовательности,

2) схемы латинского квадрата,

3) схема позиционно уравненной последовательности,

4) регрессивное уравнивание,

5) схема регулярного чередования.

9.

Как называется схема эксперимента, при которой все условия или уровни независимой переменной предъявляется одному испытуемому?

1) интраиндивидуальная;

2) межгрупповая;

3) кросс-индивидуальная.

10.

Для повышения репрезентативности выборки исследования лучше всего привлекать…

  1. добровольцев;
  2. студентов;
  3. людей, которые не очень хотят участвовать в эксперименте;
  4. специально отобранные группы испытуемых.

11.

Что не относится к преимуществам экспериментов с большим количеством испытуемых?

  1. Распространение результатов полученных на выборке испытуемых на популяцию;
  2. Возможность применения схем межгрупповых сравнений;
  3. Быстрота и относительная легкость проведения таких экспериментов.

12.

Способ контроля внешних переменных путем исключения их присутствия называется…

  1. элиминацией,
  2. константностью условий,
  3. балансировкой,
  4. контрбалансировкой.

13.

Метод, при котором экспериментатор сам не воздействует на испытуемых, но исследует влияние в качестве воздействия некоторого реального события из жизни испытуемых (травмы головного мозга, последствия цунами и т.д.), называется …

17 стр., 8117 слов

Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях

... переменную, зависимая переменная контролируется, а все остальные условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность всех испытуемых, ... его переменную. Переменная, которой манипулируют, называется независимой переменной. Независимая переменная - ... проведения эксперимента. Разработка плана и программы эксперимента. Для проведения эксперимента необходимо ...

  1. классическим экспериментом;
  2. эксперимент ex-post-fakto;
  3. корреляционное исследование;
  4. факторный эксперимент.

14.

Экспериментальные планы, полностью не соответствующие предъявляемым требованиям к классическому экспериментальному исследованию, которые по возможности следует избегать, называются …

  1. планами «истинных» экспериментов,
  2. доэкспериментальными планами,
  3. квазиэкспериментальными планами,
  4. корреляционными исследованиями.

15.

Экспериментальные планы, направленные на установление влияния каждой из нескольких переменных и их взаимовлияния, называются …

  1. факторными планами,
  2. доэкспериментальными планами,
  3. квазиэкспериментальными планами,
  4. корреляционными исследованиями.

16.

Какие из перечисленных экспериментальных схем относятся к реальным экспериментам?

1) Групповой или межгрупповой,

2) Идеальный,

3) Интраиндивидуальный;

4) Факторный;

5) Многоуровневый.

17.

Эксперимент, где используется две и больше независимых переменных и несколько зависимых переменных называется …

1) искусственным,

2) безупречным,

3) факторным,

4) многомерным,

5) групповым.

18.

Пионером преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей стал……. Он считал, что как телесные, так и психические признаки генетически детерминированы. При этом термин «Дифференциальна психология» ввел немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900).

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЗОВ» Кафедра общеобразовательных дисциплин СИЛЛАБУС дисциплины ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (для студентов направления подготовки Психология очной формы обучения) Алматы 2015 Обсужден на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин ...

  1. Гальтон Френсис (1822-1911),
  2. Торндайк Эдвар (1874-1949),
  3. Кюльпе Освальд (1862-1915),
  4. Альфред Бине (1857-1911).

19.

Безупречный эксперимент (в реальности недостижим) – мысленный образец для проведения любых возможных реальных экспериментов. Типы безупречного эксперимента соответствуют разделению внешней и внутренней валидности. Выделяют следующие три типа безупречного эксперимента…

1) бесконечный,

2) мультивалентный,

3) идеальный,

4) индивидуальный,

5) полного соответствия,

6) кросс-индивидуальный.

20.

Соответствие эксперимента – степень адекватности отражения изучаемой реальности ил теоретического представления о ней в реально проводимом эксперименте. Проблемы соответствия связаны с обеспечением внешней валидности и возникают в отношении следующих составных частей экспериментальной гипотезы:

1) выборки,

2) независимой и зависимой переменных,

3) воспроизводимости эксперимента,

4) уровни дополнительных переменных,

5) догадок экспериментатора.

21.

При проверке на статистическую значимость полученных результатов чаще всего пользуются строгим и нестрогим уровнями значимости, которые показывают вероятность ошибочных утверждений. Какой из перечисленных уровней значимости применяется, когда проверяются новые гипотезы, противоречащие общепринятому мнению?

  1. р = 0,05 (5 из 100, или 1 из 20 ложных утверждений)
  2. р = 0,01(1 из 100 ложных утверждений).

22.

Сопутствующее смешение как источник нарушения внутренней валидности возникает при необходимости оперирования единичными переменными при проверке точных экспериментальных гипотез. Различают …

1) искусственное сопутствующее смешение;

2) естественное сопутствующее смешение;

7 стр., 3129 слов

Экспериментальные планы

... плане под валидностью понимается соответствие метода задаче исследования. Для обеспечения валидности эксперимента тогда необходимо составить перечень всех видов переменных и продумать не только план предъявления независимых переменных, ...

3) систематическое сопутствующее смешение;

4) несистематическое сопутствующее смешение.

23.

Факторы, нарушающие внутреннюю валидность эксперимента:

  1. Изменения во времени
  2. Различия экспериментальных задач
  3. Эффекты последовательности
  4. Предубеждение экспериментатора.

24.

«Улучшение» реальности направлено на повышение внутренней валидности реального эксперимента. Существует несколько способов, позволяющих сделать это возможным:

  1. Устранение систематического смешения,
  2. Увеличения количества данных за меньший промежуток времени (повышение надежности),
  3. Сокращение несистематической изменчивости данных (повышение надежности).

25.

Гипотезы об абсолютных и относительных отношениях, проверяемые в многоуровневых экспериментах бывают следующих видов:

1) абсолютно-абсолютные,

2) относительно-абсолютные,

3) абсолютно-относительные,

4) относительно-относительные.

26.

Схемы с позиционным кросс-индивидуальном уравниванием включают в себя …

1) регулярное чередование,

2) реверсивное уравнивание,

3) полное уравнивание,

4) латинский квадрат.

2-ВАРИАНТ ТЕСТОВ по дисциплине «Экспериментальная психология»

1.

Среди необходимых условий проведения эксперимента выделяют:

1) планирование действий его проведения;

2) протоколирование;

3) оформление заключительного отчета;

4) способность экспериментатора предугадать результат.

2.

Экспериментальная переменная, изменяемая экспериментатором и имеющая несколько условий, называется…

  1. дополнительной.

  2. зависимой,
  3. независимой,
  4. побочной,

3.

8 стр., 3860 слов

Эксперимент

... называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Т.е. переменная, которой манипулируют, называется независимой переменной. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая переменная ... что и «высокотревожной» группе в предыдущем эксперименте. Испытуемым из одной группы было дано право выбора:ожидать ...

Достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется ….. валидностью.

  1. внешней,

  2. внутренней,
  3. конструктивной,
  4. операциональной.

4.

Соответствие интерпретации экспериментальных данных теории называется ….. валидностью.

  1. внешней,

  2. внутренней,
  3. конструктивной,
  4. операциональной.

5.

Стратегия организации экспериментальных групп, обеспечивающая эквивалентность испытуемых по значимым побочным характеристикам, например использование близнецовых пар, называется….

  1. рандомизация,

  2. стратометрический отбор,
  3. попарный отбор
  4. привлечение реальных групп.

6.

Различают два основных типа привлечения испытуемых в группы: отбор и распределение. При каком типе привлечения все имеющиеся в наличии испытуемые должны принимать участие в эксперименте.

  1. отбор,

  2. распределение.

7.

Из статистических соображений рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не меньше

  1. 100 человек,

  2. 30-35 человек,
  3. 10 человек.

8.

Применение какой из трех схем последовательностей предъявления разных условий независимой переменной одному испытуемому наиболее адекватно при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб)?

  1. Схема случайной последовательности.

  2. Схема регулярного чередования.
  3. Схема позиционно уравненной последовательности.

9.

9 стр., 4498 слов

Эксперимент в социологии 2

... решения задач исследования, называются нейтральными. Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп. Эксперименты различаются как по ... могут существенно повлиять на зависимую переменную. Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться ... «Социология» На тему: «Эксперимент в социологии» План Введение 1. Понятие эксперимента в социологии. Классификация. Типы ...

Как называется схема эксперимента, при которой каждое условие независимой переменной предъявляется только один раз и только одной группе испытуемых?

1) интраиндивидуальная;

2) межгрупповая;

3) кросс-индивидуальная.

10.

Если способ отбора испытуемых обеспечивает высокую внешнюю валидность (в отношении индивидуальных различий), то тем самым достигается достаточное подобие групп, т.е. повышается внутренняя валидность.

  1. Верно.

  2. Неверно.

11.

Надежность эксперимента с межгрупповым сравнением повышается при…

  1. правильном распределении испытуемых по группам;

  2. увеличении количества испытуемых в группах;
  3. контроле всех видов смешения;
  4. высокой валидности эксперимента.

12.

Способ контроля внешних переменных путем стандартизации и унификации условий эксперимента называется…

  1. константностью условий,

  2. балансировкой,
  3. контрбалансировкой,
  4. рандомизацией.

13.

Экспериментальные планы, направленные на установление статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными, называются …

  1. планами «истинных» экспериментов,

  2. доэкспериментальными планами,
  3. факторными планами,
  4. корреляционными исследованиями.

14.

Экспериментальные планы, являющиеся попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований, проводящиеся специально с отступлением от схемы «истинного» эксперимента, называются …

  1. планами «истинных» экспериментов,

  2. квазиэкспериментальными планами,
  3. факторными планами,
  4. корреляционными исследованиями.

15.

Корреляционное исследование, не являющееся в строгом смысле экспериментом — исследование соотношения двух (или нескольких) переменных, характеризующих…

  1. факторный эксперимент,

  2. существующие наличные различия,
  3. догадку экспериментатора или его предубеждение.

16.

Чистый эксперимент, как мысленный образец лабораторного эксперимента, — это такой эксперимент, где экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными условиями. Чистый эксперимент является разновидностью …

1) эксперимента с одним испытуемым;

2) идеального эксперимента;

3) мультивалентного эксперимента;

4) бесконечного эксперимента.

17.

Первая в мире психологическая лаборатория в Лейпциге (1879 г.), связанная с именем своего основателя….. занималась темами, заимствованными у физиологов, — изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

  1. Герман Гельмгольц (1821-1894),

  2. Вильгельм Вундт (1832-1920),
  3. Эрнст Вебер (1795-1878),
  4. Густав Фехнер (1801-1887).

18.

Качественная форма предъявления переменных трактуется как состояние или условие; количественная типа как уровень. Использование переменных количественного типа позволяет вводить метрические шкалы и проверить точные Э.Г. в

1) факторных экспериментах,

2) многоуровневых экспериментах,

3) корреляционном исследовании.

19.

Под экспериментальной гипотезой понимают конкретизацию некоторой догадки или идеи исследователем, с целью ее проверки в эксперименте. Экспериментальная гипотеза включает в себя независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную, проверяется только в лабораторном эксперименте – это…

  1. точная гипотеза.

  2. нуль-гипотеза,
  3. контргипотеза,
  4. комбинированная гипотеза.

20.

При проверке на статистическую значимость полученных результатов чаще всего пользуются строгим (р = 0,01) и нестрогим (р = 0,05) уровнями значимости, которые показывают вероятность ошибочных утверждений. Какие факторы влияют на величину требуемого различия?

  1. Количество испытуемых

  2. Величина стандартного отклонения
  3. Ожидаемые различия между результатами
  4. Внутренняя валидность эксперимента

21.

Процедурное или систематическое смешение порождается следующими факторами:

1) факторами задачи;

2) индивидуальными различиями испытуемых;

3) факторами времени;

4) эффектами последовательности.

22.

Гипотеза о максимальной (или минимальной) величине зависимой переменной при некотором промежуточном уровне независимой переменой, следовавшая из теории двух процессов, связанных противоположным образом с уровнем независимой переменной проверяется в …

1) индивидуальном эксперименте,

2) межгрупповом эксперименте,

3) многоуровневом эксперименте,

4) кросс-индивидуальном эксперименте.

23.

Использование слишком большого количества испытуемых обнаруживает действие определенных дополнительных факторов, при которых два условия начинают давать статистически значимые различия.

1) Верно

2) Неверно.

24.

Многоуровневые независимые переменные позволяют проверять более …. экспериментальные гипотезы.

1) тонкие,

2) детализованные,

3) научные,

4) точные.

25.

Схемы с позиционным кросс-индивидуальном уравниванием включают в себя …

1) регулярное чередование,

2) реверсивное уравнивание,

3) полное уравнивание,

4) латинский квадрат.

26.

Для какой экспериментальной схемы в многоуровневом эксперименте число необходимых последовательностей уровней независимой переменной вычисляется по формуле п–факториал, где п – число уровней?

1) Латинский квадрат.

2) Сбалансированный латинский квадрат.

3) Полное уравнивание.

4) Реверсивное уравнивание.

3 – ВАРИАНТ ТЕСТОВ по дисциплине «Экспериментальная психология»

1.

Независимая переменная включает в себя два состояния. Когда разные состояния НП можно оценить количественно, пользуются также словом

1) уровень;

2) условие;

3) фактор.

2.

Экспериментальная переменная, изменяющаяся под влиянием экспериментального воздействия и принимающая разные значения, называется…

  1. независимой,

  2. зависимой,
  3. дополнительной,
  4. внешней.

3.

Достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с экспериментом полного соответствия/реальностью называется ….. валидностью.

  1. внешней,

  2. внутренней,
  3. конструктивной,
  4. операциональной.

4.

Валидность – достоверность (степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Реальный эксперимент в той или иной мере представляет безупречный как образец, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше…

1) валидность эксперимента,

2) значения переменных,

3) надежность эксперимента,

4) предубеждения экспериментатора.

5.

Стратегия формирования экспериментальной выборки, при которой обеспечивается равнопредставленность всех групп популяции, обладающих разными характеристиками, называется….

  1. рандомизация,

  2. стратометрический отбор,
  3. попарный отбор,
  4. привлечение реальных групп.

6.

Различают два основных типа привлечения испытуемых в группы: отбор и распределение. При каком типе привлечения только некоторые представители генеральной совокупности смогут принять участие в проводимом эксперименте.

  1. отбор,

  2. распределение.

7.

Что не относится к стратегиям привлечения испытуемых из популяции?

  1. случайный отбор групп,

  2. послойный случайный отбор,
  3. стратегия подбора пар.

8.

Как называется экспериментальная схема, где каждому испытуемому предъявляют каждое условие/ уровень, контроль же влияния последовательности проводится по всем испытуемым.

1) интраиндивидуальная;

2) межгрупповая;

3) кросс-индивидуальная.

9.

Критерием выделения слоев или пар испытуемых при формировании экспериментальных групп является

  1. основание, связанное с изучаемой деятельностью,

  2. признак, выбранный экспериментатором по желанию,
  3. наиболее ярко выраженная характеристика у испытуемых,
  4. качество, которое наименее выражено у испытуемых.

10.

Группы, хорошо уравненные между собой по индивидуальным характеристикам, могут не быть достаточно представительными для исследуемой популяции.

  1. Верно.

  2. Неверно.

11.

Популяция – контингент потенциальных испытуемых, объединенных какой-либо принадлежностью, изучаемой в экспериментальном исследовании. Выборка – испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте.

От стратегии распределения испытуемых по группам зависит высокая …. эксперимента.

1) внутренняя валидность.

2) внешняя валидность.

12.

Способ контроля внешних переменных путем случайного отбора испытуемых в группы, позволяющий исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента называется…

  1. элиминацией,

  2. константностью условий,
  3. балансировкой,
  4. рандомизацией.

13.

При проведении корреляционного исследования проверяются гипотезы о ….

  1. причинно-следственной связи между явлениями;

  2. статистической связи между явлениями;
  3. сложных и простых связях между явлениями;
  4. неоднозначных связях между явлениями.

14.

Экспериментальные планы, полностью соответствующие предъявляемым к ним требованиям нормативов проведения экспериментального исследования, называются …

  1. планами «истинных» экспериментов,

  2. квазиэкспериментальными планами,
  3. факторными планами,
  4. корреляционными исследованиями.

15.

Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Но полное достижение этой цели возможно лишь …

1) в мысленном эксперименте;

2) в реальном эксперименте;

3) в безупречном эксперименте;

4) в искусственном эксперименте;

5) в научном эксперименте.

16.

Эксперимент, где используется две и больше независимых переменных и одна зависимая переменная называется …

1) искусственным,

2) безупречным,

3) факторным,

4) многомерным,

5) групповым.

17.

Развитие экспериментальной психологии в России связано с именами Н.Н. Ланге (Новороссийский университет), В.М. Бехтерева (сначала в Казанском университете, а затем в Петербургской Военно-Медицинской академии, где лабораторией психологии ведал врач по образованию А.Ф. Лазурский), Г.И. Челпанова (в Москве) и других. Кто, из перечисленных ученых построил систему классификации личностей и разработал план естественного эксперимента, благодаря которому возможно изучать не отдельные функции, а личность в целом?

  1. Николай Николаевич Ланге (1858-1921)

  2. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)
  3. Александр Федорович Лазурский (1874-1917)
  4. Георгий Иванович Челпанов (1862-1936).

18.

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных экспериментов – безупречный эксперимент. Типы безупречного эксперимента соответствуют разделению внешней и внутренней валидности. Выделяют следующие типы безупречного эксперимента:

1) бесконечный;

2) чистый;

3) лабораторный;

4) идеальный;

5) кросс-индивидуальный;

6) полного соответствия

19.

Экспериментальная гипотеза (ЭГ) – это конкретизация некоторой догадки или идеи с целью ее проверки в эксперименте. ЭГ включает в себя независимую переменную (НП), зависимую переменную (ЗП), отношение между ними и уровни дополнительных переменных. При выдвижении экспериментальной гипотезы автоматически возникает …. о противоположном отношении между НП и ЗП переменными.

  1. контргипотеза

  2. конкурирующие гипотезы,
  3. вторая экспериментальная гипотеза
  4. нуль-гипотеза.

20.

Когда по полученным результатам исследования нуль-гипотеза не отвергается, можно заключить, что …

  1. Ни экспериментальная, ни контргипотеза не подтверждаются,

  2. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза подтверждаются.
  3. Экспериментальная гипотеза подтверждается, контргипотеза не подтверждается,
  4. Экспериментальная гипотеза не подтверждается, контргипотеза подтверждается.

21.

Когда при каждом новом повторении эксперимента результаты оказываются иными и имеют значительный разброс это указывает на …. экспериментальных данных.

1) ненадежность;

2) надежность.

22.

В экспериментах с выделением независимой переменной, т.е. «чистых» экспериментах, как правило, исследователь не пытается получить репрезентативную выборку испытуемых некоторой популяции, т.к. проблему обобщения результатов решает путем обследования разных групп испытуемых в отдельных экспериментах.

1) Верно.

2) Неверно.

23.

Три угрозы внутренней валидности эксперимента:

  1. Ненадежность

  2. Систематическое смещение
  3. Неправильно найденное отношение между независимой и зависимой переменной
  4. Факторы времени и факторы задачи.

Тесты по экспер психол — Стр 2

24.

Среди эффектов последовательности, возникающих при предъявлении одному испытуемому нескольких условий независимой переменной, выделяют …

  1. Однородный – неоднородный перенос,

  2. Симметричный – ассиметричный перенос,
  3. Уравновешенный – неуравновешенный перенос,

25.

Зависимая переменная должна изменяться постепенно по мере постепенного изменения независимой переменной. Любое изменение можно представить либо в абсолютных величинах, либо в пропорциональных (относительных) величинах.

1) абсолютные изменения – «на» сколько- то раз,

2) абсолютных изменения – «во» сколько-то раз,

3) пропорциональных изменения – «на» сколько-то раз,

4) пропорциональных изменения – «во» сколько- то раз.

26.

Схемы с позиционным кросс-индивидуальном уравниванием включают в себя …

1) регулярное чередование,

2) реверсивное уравнивание,

3) полное уравнивание,

4) латинский квадрат.