Тестовые материалы для контроля знаний
1. Кто в XVIII веке ввел термин «эмпирическая псхология?
а) Христиан Вольф;
б) Давид Гартли;
в) Иоганнес Мюллер
г) Поль Флуранс.
2.Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную науку произошло?
а) в 40-50-х годах XIX века во Франции;
б) в 50-60-х годах XIX века в Англии;
в) в 60-70-х годах XIX века в Германии;
г) в 70-80-х годах XIX века в Италии.
3.Оснавателем научной экспериментальной психологии считается::
а) Иммануил Кант;
б) Вильгельм Вундт;
в) Фридрих Гербарт;
г) Френсис Гальтон.
4.Кому мы обязаны появлением традиции преподавания экспериментальной психологии в российских университетах?
а) Ивану Михайловичу Сеченову;
б) Георгию Ивановичу Челпанову;
в) Владимиру Михайловичу Бехтереву;
г) Ивану Петровичу Павлову.
5.На каком этапе развития науки главным идеалом было получение абсолютно истинных знаний о природе и господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения?
а) классическом;
б) неклассическом;
в) постклассическом;
г) постнеклассическом.
6.Эмпирический уровень научного познания характеризуется:
а) преобладанием рациональных форм знания;
б) рациональной обработкой данных эмпирического сознания;
в) обращениям к фактам;
г) внутринаучной рефлексией, направленностью на себя.
7.Система принципов и нормативов организации и построения познания действительности:
а) методология;
б) психология;
в) биология;
г) графология.
8.Одна из наиболее влиятельных методологических программ междисциплинарных исследований, объектом, которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах:
а) диалектика;
б) синергетика;
в) синектика;
г) герменевтика.
9.Современная феменология основана, прежде всего, на идеях:
а) Карла Маркса;
б) Фридриха Шлейермахера;
в) Эдмунда Гуссереля;
г) Ганса Гадамера.
10.Способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности:
а) методика;
Экспериментальная псих
... экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: экспериментальный ... методов исследования (Б.Г.Ананьев): организационные, эмпирические, способы обработки данных, интерпретационные. 3.Сравнительный, лонгитюдный, комплексный ...
б) технология;
в) средство;
г) метод.
11.Познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке:
а) описание;
б) измерение;
в) сравнение;
г) наблюдение.
12.Метод научного познания, сущность которого заключается в сознании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах:
а) аксиоматический метод;
б) гипотетико-дедуктивный метод;
в) метод формализации;
г) метод восхождения от абстрактного к конкретному.
13.Активнния вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) измерение;
г) эксперимент.
14.Система принципов, обеспечивающих моральное поведение:
а) этика;
б) эстетика;
в) риторика;
д) этикет.
15.Предоставление полной информации об экспериментах испытуемым для принятия ими решения об участии в психологическом исследовании составляет суть:
а) техники мистификации;
б) принципа осведомленного согласия;
в) дилеммы значимости результатов и благополучия испытуемых;
г) этичного обращения с испытуемыми.
16.Введение испытуемых в заблуждение по поводу процедуры эксперимента или утаивание от них подробностей проведения исследования составляет суть:
а) техники мистификации;
б) принципа осведомленного согласия;
в) дилеммы значимости результатов и благополучия испытуемых;
г) этичного обращения с испытуемыми.
17.Кто является автором экспериментов о подчинении авторитету, проведенных в 1965 и 1974 годах, которые стали самыми известными и весомыми экспериментами за всю историю социальных наук:
а) Йозеф Менгеле;
б) Джеймс Гудвин;
в) Стенли Милграм;
г) Джон.Б. Уотсон.
18.Самой экстремальной формой фальсификации данных является:
а) сокрытие или изменение части данных;
б) додумывание недостающей информации до полного набора;
в) полная фабрикация данных;
г) сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.
19.Если присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу, то значит проявляется:
а) эффект плацебо;
б) эффект Пигмалиона;
в) эффект аудитории;
г) эффект Хотторна.
20.Каким этапом начинается психологическое экспериментальное исследование?
а) уточнением гипотезы;
б) работой с научной литературой;
в) определением темы исследования;
г) выбором экспериментального инструментария.
21.Для чего нужно планирование экспериментального исследования?
а) для регистрации зависимой переменной;
б) для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента;
в) для уточнения гипотезы и определения переменных;
г) для определения темы исследования.
22.Экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор, управляемый и активно изменяемый самим экспериментатором:
Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога ...
... организации исследования. «Наблюдаемость» фиксируемых переменных, как при непосредственном отчете наблюдателя, так и при аппаратурных способах фиксации эмпирических показателей. Становление экспериментального метода ... самых ста-рых методов научного исследования (в широком смысле: наблюдение – это любой тип полученных эмпирических данных); планирование экспериментальной работы исследователем в ...
а) независимая переменная;
б) зависимая переменная;
в) дополнительная переменная;
г) подобная переменная.
23.Психическое явление, характеристика или фактор, изменения которого является следствием изменения независимой переменной:
а) внешняя переменная;
б) зависимая переменная;
в) дополнительная переменная;
г) подобная переменная.
24.Вид выборки, который часто используют национальные службы опроса общественного мнения:
а) случайная;
б) расслоенная;
в) кластерная;
г) удобная.
25.Стратегия и тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций:
а) экспериментальный план;
б) экспериментальный фактор;
в) экспериментальный анализ;
г) экспериментальный уровень.
26. Экспериментальные планы для одной независимой переменной называются:
а) квазиэкспериментальными;
б) однофакторными;
в) факторными;
г) планами для испытуемого.
27. План исследования, проводимого для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между двумя или более переменными-это
а) доэкспериментальный план;
б) план истинного эксперимента;
в) квазиэкспериментальный план;
г) план корреляционного исследования.
28. Совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения, и метод исследования, максимально наполненный экспериментальными средствами,- это
а) наблюдение;
б) беседа;
в) измерение;
г) эксперимент.
29. Инструментарием психологического измерения являются:
а) задания;
б) тесты;
в) опросники;
г) все вышеперечисленное.
30.Понятие «измерительная шкала» ввел в научный оборот:
а) Стенли Стивенс;
б) Курт Левин;
в) Ришар Мейли;
г) Гордон Олпорт.
31.Шкала, классифицирующая по названию, это
а) номинативная шкала;
б) порядковая шкала;
в) интервальная шкала;
г) шкала равных отношений.
32.Шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности
измеряемого свойства, это
а) номинативная шкала;
б) порядковая шкала;
в) интервальная шкала;
г) шкала равных отношений.
33.Шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц- меньше на определенное количество единиц» -это
а) номинативная шкала;
б) порядковая шкала;
в) интервальная шкала;
г) шкала равных отношений.
34.Шкала, классифицирующая по принципу «больше — меньше», — это
а) номинативная;
б) порядковая шкала;
в) интервальная шкала;
г) шкала равных отношений.
35. Метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник, достоинством которых является возможность охвата большого количества испытуемых за сравнительно короткий срок, — это
Экспериментальная педагогика 2
... в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями. Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии. Вильгельм Август Лай ... роль искусственного эксперимента, отрицая педагогический эксперимент на уроке. Исследования. Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей ...
а) психологическое тестирование;
б) психологическое моделирование;
в) психологическое ранжирование;
г) психологическое шкалирование.
36. Тип обработки данных, связанных с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его объективированными свойствами и направлений в основном на формальное, внешнее изучение объекта:
а) количественный;
б) качественный;
в) первичный;
г) вторичный.
37. Способ исследования и объяснения психических явлений, основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах:
а) генетический подход;
б) структурный подход;
в) функциональный подход;
г) комплексный подход.
38.Подход, ориентированный на выявление и описание структуры объектов и явлений, характеризующийся повышенным вниманием к описанию актуального состояния объектов:
а) генетический;
б) структурный;
в) функциональный;
г) комплексный.
39.Требование к научному тексту, заключающееся в необходимости избегать хаотичности, необоснованных повторов:
а) последовательность;
б) точность;
в) лаконичность;
г) логичность.
40. Требование к научному тексту, заключающееся в необходимости использования устойчивых структур и оборотов:
а) клишированность;
б) точность;
в) лаконичность;
г) логичность.