Методы психодиагностики личности.

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени л.Н.Гумилева

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров__________

Экземпляр №_________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)

Программа 2011г.

Тема №2 «Психологическая структура личности воина. Требования к психологической подготовке военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности».

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол №_____от «______»_________201__ года.

Уточнена: «______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

По книге учета методических документов цикла №_____

г. АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры

при ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

генерал-майор Еламанов У.Б.

«___ » _____________201 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Тема №2. «Психологическая структура личности воина. Требования к психологической подготовке военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности ».

Занятие №1 лекция. Психология управления воинским коллективом

Учебные и воспитательные цели:

1.Довести до слушателей структуру личность военнослужащего.

11 стр., 5395 слов

Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями

Введение Зачем человеку одежда? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, ведь одежда есть у каждого. Традиционно специалисты, изучающие одежду, выделяют три основные роли, которые она играет в жизни человека: защиты, украшения и стыдливости. До сих пор нет единой точки зрения, какой из этих ролей мы обязаны появлению одежды в человеческой культуре. У одних народов на первое место выступала ...

2. Разъяснить студентам социально-психологический анализ различных видов служебно-боевой деятельности и влияние их условий на морально –психологическое состояние личного состава.

3.Вооружить студентов необходимой системой теоретических, практических навыков и умений

Время: 2 часа

Метод: лекция

Место: учебная аудитория

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, слайды, электронная библиотека

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011года №161.)

3. Закон Республики Казахстан 16.02.2012г. №561-ЗРК«О воинской службе и статусе военнослужащих»

4.Приказ «Об организации воспитательной и социально- правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 3.09.2010 г

5.Приказ «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 06.09.2010г.

6.Приказ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан в свете требований Президента страны – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан» от 08.10.2010г.

7.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан ст. 153, 154.

8.Основы военной психологии и педагогики, Москва, Воениздат,1982г.

9.Личность в деятельности общения, Алматы, 1995г.

10.Асмолов А.Г., Психология личности, МГУ, 1990г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п

Вопросы занятия

Время (мин)

1

Вводная часть

5

2

Основная часть

Учебный вопрос №1:

Личность военнослужащего. Методы психодиагностики личности.

Учебный вопрос №2:.

Социально –психологический анализ различных видов служебно –боевой деятельности и влияние их условий на морально –психологическое состояние личного состава .

Учебный вопрос №3:.

Психология личности повстанца.

Вывод по теме:

70

25

20

20

5

3

Заключительная часть.

5

Организационно-методические указания

Вводная часть

Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода

( дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.

Основная часть

В основной части руководитель занятия излагает материал лекции методом рассказа и объяснения с демонстрацией схем, таблиц, дает под запись основные понятия и определения; раздает на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); уточняет в ходе занятия степень усвоения студентами учебного материала.

Действия обучаемых при отработке учебных вопросов контролируются руководителем занятия и могут включать: внимательное прослушание учебных вопросов занятия; при возникновении трудностей в восприятии изучаемого материала обращение к руководителю занятия с вопросами; запись в рабочие тетради темы занятия, учебных вопросов, рекомендуемой литературы, основных понятий и определений темы занятия; получение раздаточного материала ( отпечатанный вариант схем и таблиц для последующего занесения их в часы самостоятельной подготовки в рабочую тетрадь); ответ на поставленные руководителем занятия вопросы.

Заключительная часть

Руководитель занятия напоминает тему, цели и учебные вопросы, подводит итоги занятия, отмечает степень усвоения пройденного материала, отмечает положительные моменты при проведении занятия, объявляет оценки, отвечает на возникшие вопросы, дает задание для самостоятельной работы студентов.

Введение:

Человека вообще и многие аспекты личности конкретного индивида изучают многие науки: философия, социология, история, медицина и др. Предметом же военной психологии и педагогики являются закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военно-профессиональной деятельности.

1.учебный вопрос: Личность военнослужащего. Методы психодиагностики личности.

По определению отечественной психологии и педагогики каждый человек, не имеющий патологических дефектов психической сферы, является личностью.

Ни у кого не возникает сомнения, что человек на свет рождается уже человеком. В этом проявляется генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Это фиксируется в понятии «индивид», подтверждающем принадлежность биологического организма к человеческому роду. По мнению известного отечественного психолога А.Н.Леонтьева, понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних ступенях развития жизни. С его точки зрения, индивид — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифферентации органов и функций, но также и их интеграция и взаимное «слаживание». Следовательно, индивид — это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду.

Психика человека проявляется в четырех видах психических явлений:

1) психические свойства личности — ее направленность, темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов, а также склонности, убеждения. Все эти свойства присущи человеку в течение если не всей его жизни, то достаточно длительного ее периода;

2) психические состояния — менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней и недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и ряд других состоянии.

3) психические процессы — элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны — от доли секунды до десятков минут. Различают — познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, память, речь), эмоциональные (эмоции и чувства) и волевые (воля.);

  1. психические образования – знания, навыки, умения, привычки.

Психический статус военнослужащегоэто условно определенное место человека в социальной группе относительно особенностей его психики и характерных черт, своего рода, рейтинговое место с учетом состояния психического здоровья и возможных поведенческих реакций.

Формирование личности — длительный и сложный процесс. Особенно активно этот процесс происходит в стадии раннего онтогенеза (детство и отрочество).

Поведенческие установки, приобретенные в детском и подростковом возрасте, у многих людей сохраняется долгие годы, а у некоторых остаются на всю жизнь. Формирование личности происходит под влиянием физиологических и социальных факторов. Определение статуса личности воина крайне необходимо для прогнозирования его поведения в ходе его служебно-боевой деятельности (СБД) и, в свою очередь, анализируется на практике через его поведенческую деятельность.

Основными направлениями развития личности солдата:

— Формирование мотивационной сферы военной деятельности;

— Организация интенсивной боевой подготовки;

— Специальная тренировка с изменением обстоятельств, условий и средств достижения цели;

— Поощрение к самовоспитанию;

— Систематическое закрепление опыта волевых действий на всех этапах достижения результатов.

С накоплением опыта службы растет и сфера деятельности воина, способствует развитию его психических функций и возможностей их организации, связанных с психическими состояниями. Офицеру следует учитывать, что психическое состояние напрямую влияет на динамику психических процессов, на проявление свойств личности, эффективность ее служебной деятельности. Он характеризует временную динамику психической деятельности военнослужащего.

Психические состояния в своем развитии и проявлении во многом зависят от мотивов служебной деятельности воина, от успехов в боевой и гуманитарной подготовке, индивидуально-психических свойств личности, условий военной службы и взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. На психическом состоянии личного состава сказывается социально-психологический климат, настроение и традиции в коллективе, взаимоотношения с непосредственным командиром. Они характеризуются целенаправленностью, устойчивостью, единством переживания и поведения, производительностью психического функционирования, уровнем активизации (от сна к стрессу), конкретной направленностью подобное их воин может осознать или не осознать. Офицер должен знать причины возникновения тех или иных психических состояний, которыми могут быть: биоритмы эмоциональной активности и пассивности воина, характер военной деятельности, различные внешние воздействия и т.д.

Независимо от причин возникновения последних, необходимо развивать и закреплять такие положительные психические состояния, как сосредоточенность, устойчивость, решительность, собранность, настойчивость. Следует предотвращать и нейтрализовать развитие таких негативных психических состояний, как невнимательность, боязливость, раздражительность.

Офицеру ни в коем случае нельзя забывать о таком факторе формирования личности военнослужащего, как воспитание. Важность его усиливается тем, что развитие личности воина на современном этапе характеризуется противоречивостью. Это связано с тем, что у молодых людей, которые только начали военную службу, еще недостаточно систематизированы взгляды и убеждения. Среди призванных на военную службу являются молодые люди с отрицательными чертами характера и привычками, недисциплинированной поведением, с ориентацией на пустое самоутверждения.

На начальном этапе военной службы очень важной проблемой является адаптация личности к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому офицеру необходимо держать в поле зрения процессы социально-психологической адаптации своих подчиненных. Это процесс включения воинов в первичный воинский коллектив и восприятия ими различных ролей. Здесь возможны противоречия между усвоенными установками и привычками и новым требованиям военной службы. Перестройка стереотипов, которая при этом происходит, сопровождается негативными психологическими явлениями, закрепление которых может плохо сказаться на развитии личности воина.

Под влиянием воспитательной работы активно формируется и развивается мотивационная сфера воина, на основе которой реализуется отношение воина к военной службе. В связи с этим, офицер должен помочь воину осознать свое предназначение, глубоко понять содержание цели и задач военной службы, проникнуться ответственностью за защиту своей Родины.

От успешного овладения функциональных обязанностей, конкретной боевой специальности изрядно зависит развитие личности военнослужащего. Поэтому офицер обязан, массово и методически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в подразделении. Динамика и качество этой работы в определенной степени зависит от умелого использования скрытых возможностей воина, четкой организации коллективной жизнедеятельности, строгого уставного порядка. Последовательное управление этими процессами определяет гармоничное развитие личности воина.

Воспитательная работа и закрепления дружеских отношений между воинами и психология отношений на основе сотрудничества и взаимопомощи в процессе полевых занятий и боевых учений положительно влияет на формирование личности. Таким образом, участие воинов в анализе успехов и неудач своих действий развивает у них черты ответственности, способствует формированию самостоятельности и правильном самоутверждению военнослужащих.

Положительные примеры командиров также побуждают воинов к самооценке, развивают в них самодисциплину и стремление к самосовершенствованию.

Следовательно, военнослужащий является личностью настолько, насколько у него развиты социальные качества, насколько он осознает субъект своей общественно-полезной военной деятельности. При этом следует иметь в виду следующие замечания П.Я. Гальперина: «Действует не сознание, которое регулирует действия на основе сознания … Чтобы стать личностью, необходимо быть субъектом, сознательным, общественно ответственным субъектом ».

Личность всегда активна. Активность военнослужащего оказывается в разнообразной военной деятельности. Личность военнослужащего формируется непосредственно в этой деятельности. Поэтому главная задача офицера — направить активность каждого военнослужащего в нужном направлении, на общественно-полезную деятельность, на самосовершенствование. Личность может существовать только в общении с другими личностями. Без общения и психология общения, в изоляции от общества нет личности, личность не может развиваться, не может существовать.

Только в общении с сослуживцами формируется и совершенствуется личность военнослужащего. На этой особенности строится принцип воспитания в отечественной педагогике, подробно разработанный А.С. Макаренко:

« воспитание в коллективе и через коллектив ». Поэтому встает вопрос о роли и месте офицера в формировании личности воина в учебно-воспитательном процессе.

В работе с подчиненными необходимо также учитывать их темперамент, характеризующий интенсивность протекания психологических процессов. Он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы и выражает ее особенности, соотношение процессов возбуждения и торможения.

Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы — силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы — силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Холерик — быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения.

Сангвиник — стремится к частой смене обстановки и впечатлений. Легко переживает неудачи. Отзывчив, активен и адаптивен. Флегматик — невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность. Меланхолик — имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность. При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко.

Младшему командиру важно знать их обобщенные характеристики у подчиненных и учитывать это при решении различных практических задач служебной деятельности. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении. Таким образом, младшему командиру в ходе его повседневной деятельности необходимо обладать вышеперечисленными знаниями и постоянно изучать индивидуальные особенности своих подчиненных.

Методы психодиагностики личности

Программа изучения личности военнослужащего включает:

— анализ биографических данных;

— нравственные качества: направленность; личные убеждения; сознательность; целеустремленность; отношение к ВС РК; отношение к воинскому долгу; отношение к себе; отношение к родителям; честность; правдивость; скромность; принципиальность;

— психическое состояние: подверженность глубоким переживаниям, тревожность, эмоциональная возбудимость, самообладание, решительность, настойчивость, организованность, темп реакции, реактивность, активность, интеллектуальные и познавательные качества, экстраверсия, интроверсия.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют. Но не изменяют их сущность.

Метод (с греческого — путь к чему-либо) — это способы и приемы изучения какого-либо явления.

Методы:

Основные:

  • наблюдение
  • эксперимент

Вспомогательные:

  • метод беседы,
  • метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности
  • анкетный метод
  • тестовый метод
  • метод экспертных оценок
  • биографический метод
  • обобщение независимых характеристик

Метод наблюдения — это систематическое, целенаправленное накопление фактов о психологических особенностях человека. Необходимые условия: целенаправленность, систематичность, объективность показателей

Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. В зависимости от условий, в которых проводятся исследования, в психологии применяются два типа эксперимента: лабораторный и естественный.

Метод беседы заключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собираются в процессе непосредственного общения экспериментатора и испытуемого.

Необходимые условия: предварительно четко намечается цель беседы и основные вопросы; вопросы должны быть четкими и понятными испытуемым; создание непринужденной обстановки во время беседы; результаты беседы подробно и точно записываются.

Метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности, раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Анкетный метод изучает различные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса, он дает, как правило, богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию.

Одним из распространенных методов выступает психологическое тестирование Тестовый метод — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Тесты применяются только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в сравнении со средним уровнем. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Метод экспертных оценок широко применяется для изучения психологии личности. В качестве экспертов могут выступить компетентные лица, хорошо знающие испытуемых. Экспертные оценки целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств, а в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств или элементов поведения.

Биографический метод представляет собой изучение психологии человека , на основании его биографических данных.

Обобщение независимых характеристик

это способ выявления и анализа мнений различных людей по какому-то одному и тому же вопросу.

По результатам психодиагностического обследования воспитателем составляется краткая психологическая характеристика личности и прогнозируются возможные негативные проявления в процессе службы. Эти характеристики вместе с рекомендациями по индивидуальной работе командиров с данными военнослужащими, по целесообразности их служебного использования заносятся в личные дела военнослужащих и носят конфиденциальный характер. При составлении характеристик необходимо учитывать требование корректности формулировок, исключающих неадекватность их восприятия и тем самым причинение какого-либо морального вреда исследуемым военнослужащим. В процессе воинской деятельности на каждого военнослужащего оформляется психолого-педагогический дневник, который ведет соответствующий командир.

Вывод по первому вопросу:

В заключение следует отметить, что понятие личности воина, диагностика его индивидуально-психических особенностей вытекают из того, что действовало на него, какие отношения и какое социальное окружение у него основные. При этом обязательно следует знать жизненный путь воина к службе, его нынешние интересы, отношение к службе. Опираясь на эти знания, обладая обоснованной методикой изучения личности, офицер может определить перспективы и возможности развития и психология развития личности воина, а также умело управлять этим процессом социально-психологические явления в малых группах;

— Психология военной деятельности, которая раскрывает психологические аспекты боевой и гуманитарной подготовки, боевой деятельности;

— Психология военно-профессионального отбора;

— Военно-инженерная психология и др.

2. Учебный вопрос: Социально-психологический анализ различных видов служебно-боевой деятельности и влияние их условий на морально –психологическое состояние личного состава

Служебно-боевая деятельность представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения целей по защите государственных интересов, основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, других средств.

Исследование служебно-боевой деятельности (СБД) предполагает:

— выявление ее внешних условий, предмета, средств и характера;

— влияния на психику военнослужащих;

— анализ ее внутренних условий, целей, мотивов, способов;

— изучение возможностей управления деятельностью.

Специфика служебно-боевой деятельности войск имеет свои особенности.

Боевая учеба составляет значительную часть воинской службы. Воин овладевает специальными, военно-техническими, тактическими знаниями, изучает уставы, инструкции, познает армейскую жизнь. Возрастает роль такого вида военной службы, как боевое дежурство. Наиболее важными психологическими особенностями боевого дежурства являются : его государственная значимость, высокая ответственность, напряженность. Боевая работа на последующих боевых дежурствах как разновидность практической деятельности способствует росту сознательности воина, формированию у них дисциплинированности, исполнительности, находчивости, внимательности и других качеств.

Огневая подготовка (изучение оружия, учебные и боевые стрельбы, пуски ракет) составляет большой раздел боевой подготовки и службы воинов. Овладение оружием начинается с его изучения. И уже здесь открываются возможности для воспитания воинов на основе пропаганды соответствующих идей и понятий, у воинов развиваются чувства ответственности, уверенности в себе, в своих товарищах и боевом коллективе.

Строевая подготовка составляет важный раздел обучения и воспитания войск. Строй – это форма организации людей для выполнения воинской деятельности. В процессе строевой подготовки воины приобретают умение понимать и выполнять команды, навыки согласованных действий в составе подразделений, у них формируется ряд важных морально-психологических, личностных качеств.

Изучение личным составом боевой техники, работа по ее обслуживанию и эксплуатации проводятся во всех частях. Успешное владение техникой вызывает у воинов обоснованную веру в ее надежность, возможность использования ее для достижения победы. Это создает чувство личного превосходства над противником, уверенности в победе над врагом, в непобедимости нашей армии.

Тактическая подготовка – это вид обучения войск, наиболее приближенный к боевой деятельности. Тактические занятия воспитывают у воинов такие волевые качества, как настойчивость, решительность, самостоятельность, упорство в преодолении трудностей и т.д. Параллельно у них развиваются такие интеллектуальные качества, как сообразительность, расчетливость, находчивость, военная хитрость и в целом –тактическое мышление. Для воспитания всех этих качеств у воинов тактическая подготовка имеет объективные психологические предпосылки. Во-первых, завершая боевую учебу, она как бы объединяет весь комплекс военных знаний, навыков у умений, необходимых военнослужащему. Во-вторых, действия по выполнению тактической задачи захватывают всего воина, его ум, чувства, волю, создают высокое напряжение, порождают высокую активность, возбуждают интерес. Охрана и оборона военного имущества, боевой техники, военных объектов и военнослужащих в местах их расквартирования является обязательным компонентом служебной деятельности каждого военнослужащего.

Караульная служба представляет собой необычный вид деятельности. Даже в мирное время несение караульной службы является выполнением боевой задачи. Это создает у воинов определенный внутренний настрой, напряжение, что является психологическим фактором, способствующим развитию личности бойца.

1. Ярко выраженный боевой характер:

а) «модельно-игровой» момент сведен к минимуму;

б) постоянная готовность применения оружия;

в) комплексный характер служебно-боевых задач переплетается с военно-боевыми.

2. Повышенную моральную, психологическую и физическую нагрузку, требующую особой моральной и эмоционально-волевой устойчивости, способности к самостоятельным инициативным действиям:

а) решение служебно-боевых задач на удалении от подразделений, небольшими по численности караулами;

б) несение службы в различных климатических условиях;

в) режим жизнедеятельности определяется нуждами боевой службы, нарушение суточного ритма, сна и т.д.;

г) режим слежения и ожидания, монотония, ограничение подвижности, однообразие впечатлений;

д) непосредственный контакт с оружием и боевой техникой;

е) специфические санитарно-гигиенические условия, микроклимат, особенности организации питания и отдыха в полевых условиях.

3. Использование современных инженерно-технических средств.

Служебно-боевая деятельность военнослужащих, по сути, является экстремальной. Под экстремальными условиями жизнедеятельности человека понимаются измененные, непривычные условия существования человека, характеризующиеся воздействием ряда психогенных факторов. К ним относятся: монотония; измененные пространственные и временные структуры; ограничения личностно-значимой информации; одиночество; групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению); постоянная публичность и угроза для жизни).

Важнейшими составными частями анализа СБД являются:

а) изучение влияния условий СБД на психику воинов, на надежность и эффективность выполнения боевых задач;

б) раскрытие проявлений психики в процессе выполнения служебно-боевых задач, динамики психических состоянии военнослужащих.

Данный анализ призван решить основную проблему — выявление факторов негативного влияния на психику и психические состояния военнослужащих, снижающих качество и надежность выполнения ими служебно-боевых задач. Цели СБД определяются не лично военнослужащим и им же мотивируются их достижения, а лежат в плоскости интересов государства и общества.

Источником формирования необходимых для боевой деятельности целей является приказ на выполнение боевой задачи, который воспринимается личным составом как безоговорочный, необходимый к исполнению.

Приказ — это как бы извне поставленная цель, которая должна безусловно приниматься военнослужащим. Решение задач социально-психологического анализа СБД осуществляется воспитателем на основе глубокого изучения им всех особенностей выполнения той или иной конкретной задачи (караульной службы, службы застав, контрольно-пропускных пунктов, боевой службы в условиях чрезвычайного положения и т. п.).

Для практической работы командира по осуществлению психологической подготовки наиболее важным является не перечень формируемых качеств (смелость, находчивость, решительность, инициативность, выносливость и т. д.), которых может быть сотни, а понимание механизмов их формирования и критериев, по которым можно определить наличие у военнослужащих нужных качеств.

Бой – величайшая драма в жизни воина. Угроза жизни и здоровью, быстрое изменение боевой обстановки, нередко запредельные нагрузки, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии, противоборство внутренних побуждений – все это сопровождается сильным напряжением физических и духовных сил. В боевой обстановке психика воина подвергается множеству разнообразных воздействий. Анализ психологических исследований боевых действий позволил выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск – внешняя и внутренняя.

Различают группу внешних факторов.

А. Социальные факторы – служат основой для формирования общих социальных мотивов поведения воинов и боевых установок.

1. Макросоциальный фактор – отношение народа к войне, которое формируется благодаря работе механизмов психологического заражения, внушения, подражания для формирования у воинов установок и мотивов боевого поведения, солдаты заражаются эмоциональным отношением народа к противнику Боевая готовность определяется в большей степени отношением народа к своей армии;

2, Микросоциальный фактор:

а) сплоченность воинского подразделения – создание в подразделении «системы товарищеской поддержки», когда члены воинских групп, наблюдают за появлением у сослуживцев нервного напряжения и оказывают друг другу неотложную психологическую помощь;

б) доверие к своим командирам.

Б. Боевые факторы – широкий спектр переменных, определяющих реакции, состояния, поведение воина в бою.

1. Внешние факторы: — объем потерь; — изоляция; — интенсивность боевых действий; — нарушение ритмов жизнедеятельности и т.д.

2. Группа внутренних факторов – психофизиологические и психологические:

а) тип нервной системы: — сильный (15%); — средний (70%); — слабый (15%);

б) психические явления личности – направленность; особенности характера, темперамента; проявление воли, эмоций; способности и др.;

в) стресс (психологическое напряжение) – широкий круг состояний человека, являющихся ответом на разнообразные неблагоприятные воздействия – стрессоры;

г) страх –; занимает главное место среди негативных переживаний воина в состоянии стресса

д) испуг – мгновенная реакция врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действий угрожающих раздражителей;

е) тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации недостаточно определенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий;

ж) ужас (аффективный страх) – самая сильная степень страха.

з) групповая паника – состояние страха, овладевающего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, и мобилизации внутренних резервов;

и) усталость (утомление, нервное истощение) – состояние, сигнализирующее о значительном расходовании энергетических запасов организма и неспособности их восполнения.

Таким образом, боевая обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение, которое оказывает существенное влияние на протекание психических процессов и эффективность боевой деятельности.

Психологические особенности боевых действий в различных видах и условиях боя. Наступление имеет целью разгром (уничтожение) противника и овладение важными районами (рубежами, объектами) местности. Солдатская мудрость гласит: «Лучшая оборона – это наступление». Вместе с тем, наступление имеет ряд сложностей.

Во-первых, т.к. наступление ведется на территории противника, то большое значение имеет фактор неизвестности, воспринимаемый как источник опасности.

Во-вторых, исследования показали, что лишь 20-25% воинов проявляют необходимую активность, тогда как остальные предпочитают безопасные места. При этом, большая психологическая нагрузка ложится на командиров подразделений: им приходится не только посылать людей навстречу опасности, но и побуждать их к активным боевым действиям. Во время боевых действий целесообразно разбивать подразделения на «тройки» и «пятерки», во главе с наиболее опытными, волевыми воинами.

В-третьих, перед атакой практически все воины испытывают повышенную нервозность, озабоченность, тревогу. Настроение, внешнее проявление воинов в это время неустойчиво (суетливость, ослабление внимания, неспособность сосредоточится, стресс и т. д.)

Оборона в современной войне может носить позиционный и маневренный характер, осуществляться преднамеренно и вынуждено, готовиться заблаговременно и в ходе боя, в условиях соприкосновения с противником. На конгнетивном уровне оборонительные действия оцениваются л/с как момент потери боевой инициативы, достижение противником боевой инициативы (при этом возможности противника к.п. преувеличиваются).

Ответственность, как правило, возлагается на командование, снижение его авторитета, что еще более усугубляет неуверенность в результатах боя. Создаются условия для повышения эффективности психологических диверсий противника. При отступлении возникает чувство вины перед населением. Психическое состояние зависит от многих факторов: инженерное оборудование позиций, снабжение боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, питание, предоставление отдыха, недопущение безделья, пьянства, расхлябонности и т.д. Особое внимание следует обратить на преодоление таких явлений, как танкобоязнь, самолетобоязнь, минобоязнь.

3. Учебный вопрос:Психология личности повстанца

Все чаще казахстанцы, сами того не желая, сталкиваются с понятиями «экстремизм» и «терроризм»: «В Казахстане занялись предупреждением религиозного экстремизма в армии», прежде «заблокировав LiveJournalиз-за пропаганды терроризма». После взрывов в Астане и Актобе «в столичном аэропорту решили усилить авиационную безопасность», для стабилизации обстановки «МВД Казахстана отправило в Актобе 40 человек из спецподразделений».

Что собой представляют оба этих понятия, объясняют специалисты. Если речь о приверженности крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике): провокации беспорядков, гражданском неповиновении, террористических акциях, методах партизанской войны, то впору говорить о явлении экстремизма. Крайнее проявление экстремизма – терроризм.

Терроризм — это так называемый экстремизм в экстремизме, политика, основанная на систематическом применении террора (насилия, запугивания, устрашения).

Сегодня существует несколько его видов. Это так называемый «терроризм одиночек» – неорганизованный или индивидуальный, когда теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. И организованный, коллективный терроризм, когда террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией. Организованный терроризм — наиболее распространенный в современном мире (Аль-Каида, ИРА, ЭТА, совершаемые сотрудниками спецслужб террористические акты (государственный терроризм).

Условно по своим целям терроризм делится на националистический, религиозный и социальный. Националистический терроризм преследует сепаратистские или национально-освободительные цели в то время, как религиозный может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм).

Что касается идеологически заданного, социального терроризма, то он нацелен на коренное или частичное изменение экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм.

Угроза терроризма возрастает из-за доступности мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для ее производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического и даже ядерного оружия. Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную».

Выплату выкупа, территориальные и моральные уступки террористам (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнерами по переговорам) относят к «прогрессивной» стратегии. «Консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

Под  терроризмом в казахстанском уголовном кодексе понимают совершение взрыва, поджога, иных создающих опасность гибели людей действий. За это правонарушителю грозит от четырех до десяти лет лишения свободы. За неоднократно совершенный «теракт», с применением оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, которые могут создать реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, виновника могут посадить на срок от семи до двенадцати лет (по статье №233 главы №9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» уголовного кодекса Казахстана).

Когда речь идет об угрозах применения оружия массового поражения или массовых отравлений и гибели людей, террориста могут отправить в тюрьму на пятнадцать лет. И наконец, пожизненное заключение ждет преступника, угрожавшего жизни человека в целях нарушения общественной безопасности. Это наказание может быть заменено на тюремный срок от пятнадцати до двадцати лет.

Особого внимания в уголовном законодательстве заслуживает вот такой момент: от уголовной ответственности может быть освобожден участвовавшее в подготовке теракта тот, кто своевременно предупредил и предотвратил его исполнение. Ответственность предусмотрена также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, а также содействие террористической деятельности.

Интересно, что в праве США терроризм определяется как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества. В то время как в праве Казахстана и России терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий.

Некоторые эксперты, анализируя сложившуюся в Казахстане ситуацию, вспоминают о том, что в течение нескольких десятилетий наших сограждан вербовали за рубеж, они попадали в Афганистан, Пакистан на Кавказ. В начале двухтысячных появилась организация «Джамаат моджахедов Центральной Азии», признанная экстремистско-террористической. И то, что происходит сейчас, считают аналитики, это следствие событий 90-х, 2000-х годов. Только теперь из скрытой фазы экстремизм и терроризм перешел в более открытую.

Вывод по теме:

  • Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили.

В то же время я хочу предостеречь нацию. Борьба с экстремизмом не должна превращаться в охоту на ведьм и перерастать в борьбу с религией.

В вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости.

Методическую разработку подготовила:

старший лейтенант Турсумбаева Д.Х.

Контрольные вопросы:

1. Что такое психика?

2.Четыре вида психических явлений.

3. Психический статус военнослужащего.

4. Негативное поведение воина.

5.Методы психодиагностики личности.

Заключительная часть:

— напомнить тему, учебные цели занятия и как они были достигнуты;

-ответить на вопросы студентов;

-объявить оценки;

-дать задание на самостоятельную подготовку.

Задание на самостоятельную подготовку:

-повторить пройденный материал;

-доработать конспекты при помощи методических разработок находящихся в библиотеке (в том числе электронный вариант в компьютерном классе).

-Устав Вооруженных Сил, других воинских формирований Республики Казахстан. статьи 153, 154 (знать наизусть обязанности)