БАЗОВЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НАБОР
ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОНСИЛИУМЕ (КОНСУЛЬТАЦИИ)
По материалам пособия «Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов» под общей редакцией М.М.Семаго
Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена, Цветные прогресссивные матрицы Дж. Равена
Тест предназначен для оценки уровня развития невербальной составляющей интеллекта. Принцип прогрессивности, реализованный в данном тесте, позволяет определить возможность анализа навыков обучения. В работе с тестом выявляется сформированность таких психических процессов, как внимание, перцепция и мышление в их наглядно-образной составляющей. Для детей младшего школьного возраста в зависимости от гипотезы о состоянии уровня сформированности наглядно-образного мышления могут быть использованы как стандартные прогрессивные матрицы (5 серий), так и цветные прогрессивные матрицы (серии А, Ав, В).
Данные теста используются вразделах «Работоспособность», «Конструктивная деятельность», «Интеллектуальное развитие».
2. Методика «Классификация предметов» (детский вариант)
Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособности. Данные, получаемые с помощью методики, описываются в разделах «Работоспособность», «Интеллектуальное развитие», «Особенности внимания», «Гнозис», «Исследование эмоционально-личностных особенностей».
3.Методика «Классификация предметов» (стандартный вариант)
Методика позволяет исследовать процессы обобщения и абстрагирования, сформированность последовательности суждений. На материале данной методики можно также изучать возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, эмоциональных личностных реакций. В процессе выполнения заданий можно оценить уровень выполнения в действенном плане или с использованием отвлеченных категорий. Данные, получаемые при выполнении методики, анализируются и отмечаются в разделах «Интеллектуальное развитие», а также «Характеристика речи».Стандартный вариант методики используется для детей, начиная с 8-9-летнего возраста.
Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста ...
... фундаментом для дальнейшего развития его личности. Ребенок не должен чувствовать себя «не таким, как все» из-за имеющихся особенностей развития, он должен жить в обществе ... неудачи в общении. К таким особенностям относятся неуверенность в себе, негативные варианты самооценки, социальная тревожность, что отрицательно сказывается на поведении ребенка, умении контролировать собственные действия, ...
4. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана)
Методика направлена на исследование возможности распределения и переключения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема активного внимания. При этом возможны варианты использования с учетом времени выполнения и качественный анализ выполнения. Методика позволяет оценить ха-рактеристики работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также отметить инертность деятельности. Данные, получаемые в ходе исследования, дают возможность провести оценку качества процессов классификации объектов на основе вычленения наглядно представленных признаков. Для детей младшего школьного возраста используется вариант методики как с таблицей 5×5, так и 7×7.
МЕТОДИКА В. М. КОГАНА
В арсенале инструментария практического психолога методика В. М. Когана или «проба на совмещение признаков» («методика совмещения признаков») занимает особое место. Со времени ее разработки и первой публикации в 1967 году В. М. Коганом и Э. А. Коробковой, если судить по упоминанию в специальной литературе, она периодически то исчезает из поля зрения специалистов, то вновь появляется.
Рис. 1.
Эта методика, уже вошедшая в ряд пособий (С. Я. Рубинштейн, 1979; 1999; В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986), апробировалась и усовершенствовалась многими авторами. В частности, упрощенный вариант методики апробирован Э. А. Кробковой и Л. Е. Резник на детях 5-7 лет (1968).
Позднее О. В. Романенко (1973) разрабатывает под руководством В. М. Когана вариант методики с использованием сортировочного ящика. Для совершенствования статистической обработки расчетов Т. Д. Молодецких и А. Я. Иванова (1982) вводят «коэффициент врабатываемости» и «анализ кривых ошибок». Высокие потенциальные возможности методики позволили использовать ее в качестве инструмента для исследования обучаемости слабослышащих мышления детей 4-6 лет, Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание">детей и их мышления (Л. И. Тигранова, 1985).
К счастью, добавления, внесенные в интерпретацию экспериментальных результатов, не ухудшили исходного варианта, а только расширили его возможности, но и создали ряд модификаций. Она включена в набор методик кейса «Лилия». В основном данная методика пропагандировалась С. Я. Рубинштейн (1979) и известна патопсихологам и дефектологам (коррекционным педагогам) по ее работам. В последнем издании труда С. Я. Рубинштейн (1999) «Проба на совмещение признаков» также занимает достойное место, но в ее описании не внесены многие моменты, предложенные после 1979 года другими авторами, работавшими с методикой. Возможно, что упоминание в контексте инструментов исследования умственной отсталости и наложило определенный отпечаток на ее принятие другими психологами.
Методика исследования самоотношения
... как в исследовательских, так и в практических целях. Методические проблемы исследования самоотношения При анализе различных взглядов на строение самоотношения можно отметить, ... отношения к себе, глобального самопринятия (self-regard,self-esteem,self-acceptance) . Другие методики измеряют более частные аспекты самоотношения—самооценки своих личностных особенностей, ресурсов, способностей, ...
Единственная трудность в сопоставлении результатов, приводимых разными авторами, возникает из-за модификаций методики, заключающихся в различиях количества использованных корточек-стимулов.
В целом «проба на совмещение», не требуя сложного оборудования, является инструментом на многие годы как матрицы Равена, таблицы Шульте, пятна Роршаха или тест Люшера. При наличии этой методики ко всему остальному в работе с ней в целом подходит фраза А. Бине, что для проведения психологического исследования нужны перо, бумага, немного чернил и много терпения. С поправкой на время все будет звучать, вероятно так: «Шариковая ручка, немного бумаги и часы на руке». Оборудование для нее — это стимульный материал самой методики и секундомер. В отличие от стимульного материала таких методик как «Пятна Роршаха», «тест Люшера», весь инструмент можно изготовит с помощью подручных средств: листа полуватмана, набора цветной бумаги, ножниц и клея. А если вместо клея использовать биполимерную термоклейкую пленку — инструмент будет служить долгие и долгие годы.
Модифицированных вариантов методики по данным специальной литературы уже четыре. Например, О. В. Романенко предлагает 60 карточек и сортировочный ящик. Автор считает, что таким усовершенствованием методики преодолевается ее методический дефект, при котором к концу выполнения задания ситуация выбора сужается, вероятность допущения ошибки становится меньшей, а время реакции на каждую карточку снижается независимо от работоспособности больного. В кейсе «Лилия» помещен вариант из 36 карточек. Э. А. Э. Коробковой, Л. Е. Резник применено для исследования детей-дошкольников 25 карточек. Этот же вариант описывают В. М. Блейхер, И. В. Крук. Здесь показатели времени — «В» обозначены как «Т».
Основная направленность методики. «Проба на совмещение признаков» позволяет по пяти временным параметрам, коэффициенту врабатываемости и ошибкам диагностировать основные характеристики произвольного внимания (концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость) и его дефицит, исследовать особенности умственной работоспособности. Подкупает в методике то, что качественные критерии выводятся из анализа количественных показателей.
Оборудование. Классический же вариант пробы насчитывает 49 карточек. Ниже все описание будет произведено по отношению к нему. Вариант прошел апробацию и описание в работах С. Я. Рубинштейн (1979; 1999) и Б. И. Айзенберга (1984; 1986) на группе умственно отсталых учащихся. Т. Д. Молодецких, А. Я. Иванова (1982) применили ее для исследования подростков, перенесших сотрясение головного мозга. В работах Л. Ф. Чупрова (1988; 1997) она использована при исследовании групп детей в возрасте 7-9 лет с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития (ЗПР).
Этапы исследования методом наблюдения
... данном экспериментальном исследовании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания). Таким образом, в этих экспериментах ... усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках, «гало-эффект», «эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений), ошибки моделирования, ошибка контрастности. Однократность наблюдаемых ...
Итак, основной вариант методики В. М. Когана представляет собою 49 разноцветных карточек (7 форм, 7 фигур) и таблицу совмещения форм (у С. Я. Рубинштейн — «Доска совмещения форм»).
Карточки представляют собой квадрат размером 4 * 4 см, в середине которого, располагается одна из семи фигур (шестиугольник, треугольник, круг, ромб, квадрат, овал, равнобедренная трапеция).
Каждая из фигур (единой конфигурации) имеет свой цвет: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, коричневый, фиолетовый. Таблица совмещения форм — расчерченный на 49 секторов (квадрат размером 4 * 4 см) лист для раскладывания карточек при процессе совмещения. По левому краю листа обозначены семь цветов в виде полиформных мазков, а по верхнему — контуры семи фигур.
Процедура исследования. Выполнение методики предполагает прохождение исследуемым четырех этапов задания. Перед каждым из этапов карточки тщательно перетусовываются экспериментатором. Желательно, чтобы психолог, объяснив цель исследования, сделал показ на нескольких первых карточках и лишь после этого предложил самостоятельное выполнение ребенку.
На I этапе ребенку предлагают произвести простой пересчет карточек вслух. На этом этапе определяется показатель ВI , который свидетельствует об индивидуальном темпе работы. Ошибки в пересчете на этом этапе могут указывать на плохой навык присчитывания. Инструкция I этапа: «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол».
На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Красную к красной, синюю к синей и т. д.». Временной показатель, полученный по окончанию процедуры, записывают как ВII. Ошибки на II этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания. Инструкция II этапа: «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно раскладывать их на группы по цвету».
На III этапе происходит операция отвлечения от иррелевантного признака (цвета).
Цвет, по И. П. Павлову, является сильным признаком. На этом этапе задача исследуемого субъекта следующая: он должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по соответствующим стопкам в зависимости от формы фигур, изображенных на них. Эмпирические данные, полученные при исследовании учащихся вспомогательной школы, показывают низкую эффективность работы детей-олигофренов на этом этапе. Показатель ВIII отражает способность к переключению внимания. Инструкция III этапа: «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме».
На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм. Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице форм: на пересечении формы и цвета предполагаемого места карточки, сопровождая это пересчетом карточек вслух. Временные показатели (ВIV), наличие ошибок в присчитывании и совмещении отражают особенности распределяемости внимания у исследуемого субъекта. По данным литературы у умственно отсталых не вырабатывается навык раскладки карточек с учетом цвета и формы, практически счет за них ведет экспериментатор. В исследованиях Л. Е. Резник показано, что процесс совмещения признаков умственно отсталым детям 5-6 лет почти недоступен. Инструкция IV этапа: «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет — пересчет карточек».
Объект исследования: процедура диагностики детей с ЗПР
... II. Экспериментальное исследование использования проективной техники в диагностике личностных особенностей детей с зпр 2.1 организация, методы и методики исследования использования проективной ... техники в диагностике личностных особенностей детей с ЗПР Диагностика пространственного восприятия 1)Для исследования процессов восприятия ...
Фиксация данных. В протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчет каждого десятка карточек-стимулов и за весь этап полностью. В каждом секторе-квадрате лучше фиксировать разные ошибки в разных местах. Например, время указывается в середине квадрата, ошибки в счете — в левом верхнем углу, а ошибки в сортировке — в правом нижнем. Ошибки в счете всегда свидетельствуют либо о нарушениях концентрации внимания, либо о низком навыке присчитывания. Ошибки в сортировке и совмещении специфичны для каждого из этапов. С. Я. Рубинштейн (1999, с. 293) предлагает менее сложный протокол См. Таблица 1):
Таблица 1
Интерпретация получаемых данных. Показатели ВI, ВII, ВIII и ВIV, как было сказано выше, являются самостоятельными диагностическими данными. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д», введен В. М. Коганом — дефицит внимания или разница между временем, затраченном на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах. Он определяется по формуле: Д = ВIV — (ВII + ВIII).
Показатель «Д» указывает на способность/неспособность к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределения. Этот показатель высок при астенических состояниях и при нарушениях психики по сосудистому типу. Показатель «К», введенный Т. Д. Молодецких и А. Я. Ивановой, назван ими как «коэффициент врабатываемости». Определяется формулой: К = (Д/ВIV).
Чем меньше величина этого коэффициента, тем выше врабатываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превышает 0,1 — 0,2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пересчет десяти карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения работоспособности у ребенка в ходе выполнения задания.
Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву
Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изучения динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего анализа умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает активный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С помощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенноеть мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах «Особенности мнестической деятельности», «Особенности внимания», «Интеллектуальное развитие»-
Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста 2
... особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте; 3. Проанализировать методики исследования памяти детей старшего дошкольного возраста; 4. Провести эмпирические исследования и проинтерпретировать результаты проведения методик Методологическую базу исследования курсовой работы составил ...
Пиктограмма
Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики возможно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенностью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По результатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о различных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и конкретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную ^олъ играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Результаты описываются в разделах «Интеллектуальное развитие», «Эмоционально-личностное развитие».
7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом
Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уровня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ «соскальзывания » на приблизительный смысл. В определенном смысле использование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по «слабому» признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах «Интеллектуальное развитие»‘, «Особенности эмоционально-личностного развития»‘.
Методика Кооса
Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, пространственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструирования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценивается возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гностические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой методикой, приводятся в разделах «Гнозис», «Конструктивная деятельность». Кроме того методика Кооса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе «Характеристика мотивационно-волевой сферы».
9. Методика «Установление последовательности событий»
Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оценки нескольких данных- С помощью методики можно исследовать особенности мышления и способность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: «Работоспособность», «Интеллектуальное развитие», «Особенности внимания», «Гнозис». «Исследование эмоционально-личностных особенностей».
Исследование готовности детей дошкольного общеобразовательного ...
... для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми. Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух старших групп с ... общего развития и умственных способностей. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, ... исследования нами были изучены особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. По результату ...
10. Методика «Исключение предметов»
Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений.
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соответственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику «Классификация предметов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упрощенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах «Работоспособность», «Интеллектуальное развитие», «Особенности внимания», «Гнозис».
11. Методики «Кубики Кооса»
Целью исследования является определения уровня сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты исследования анализируются в соответствующих разделах «Заключения».
12. Методика для исследования субъективных межличностных отношений ребенка (СОМОР)
Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Результаты исследования отмечаются в разделах «Гнозис». «Исследование эмоционально-личностных особенностей», «Межличностные отношения».
13.Методика «Цветовой тест отношений»
Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.
Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе «Исследование эмоционально-личностных особенностей».
Диагностический альбом
Специально подобранный материалов, включающий более 30-ти наиболее используемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее технологичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделахпсихологического анализа.
Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку
... родителей и стиля отношения к ребенку. 1. Цель, гипотеза и задачи исследования . 27 2.2. Методика исследования - испытуемые 27 - используемые методики 28 - ход исследования 3. Результаты исследования 1. Результаты исследования стиля отношения к ребенку 2. Результаты изучения личностных особенностей ...