ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОЗО 2010
(НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА)
Предмет философии
1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:
А) рефлексией
Б) философией
В) религией
Г) искусством.
2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:
А) гипотезой
Б) парадигмой
В) картиной мира
Г) законом.
3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:
А) повседневного опыта
Б) Священного писания
В) мифологических представлений
Г) философских идей.
4. Для научной картины мира характерно:
А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных
Б) отождествление веры и знания
В) уверенность в существовании Мирового разума
Г) истинное знание причины.
5. Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер.
А) частный
Б) стандартный
В) конечный
Г) всеобщий, предельный.
6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:
А) мифологии
Б) религии
В) науки
Г) философии.
7. Философия отличается от религии тем, что:
А) познавательная функция для неё является ведущей
Б) обладает большим гуманистическим потенциалом
В) она вырабатывает определенную систему ценностей
Г) она является формой мировоззрения.
8. Гносеология – это философское учение о:
А) познании
Б) природе
В) бытии
Г) человеке.
9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:
А) этика
Б) эргономика
В) эстетика
Г) экономика.
10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:
А) культурология
Б) история философской мысли
В) эпистемология
Г) онтология.
11. Что такое материализм?
а) учение, считающее первичной материю;
б) учение, считающее первичным сознание;
в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
12. Что такое идеализм?
а) учение, считающее первичной материю;
б) учение, считающее первичным сознание;
в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
13. Что такое дуализм?
а) учение, считающее первичной материю;
б) учение, считающее первичным сознание;
Тема 1. Философское учении о бытии, материи
... Источники и литература 1.Бюхнер Л. Сила материи. Общедоступный очерк естественного мирового порядка //Мир философии.- М., 1991,Ч.1, С.452-456. 2.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ... семинара. Вульгарные материалисты считают, что сознанием являются физиологические процессы в клетках коры головного мозга. При таком подходе разрушается связь сознания с окружающим миром. Подобную точку зрения ...
в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.
14. Что такое монизм?
а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;
б) учение, считающее, что существует две субстанции;
в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.
15. Что такое плюрализм ?
а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;
б) учение, считающее, что существует две субстанции;
в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.
16. Что такое субъективный идеализм?
а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;
б) учение, считающее первичной человеческую духовность;
в) учение, считающее первичным материальный мир.
17. Что такое объективный идеализм?
а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;
б) учение, считающее первичной человеческую духовность;
в) учение, считающее первичным материальный мир.
18. Что такое агностицизм?
а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;
б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания;
в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.
19. Что такое метафизика?
а) учение, познающее мир в его изменении;
б) учение, познающее мир помимо его изменения;
в) философия, стоящая над физикой.
20. Что такое диалектика?
а) учение, познающее явления в их связи друг с другом;
б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом;
в) учение, считающее развитие мира целенаправленным.
21. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:
А) диалектиков и метафизиков
Б) материалистов и идеалистов
В) сенсуалистов и рационалистов
Г) монистов и дуалистов.
22. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:
А) дуализмом
Б) плюрализмом
В) идеализмом
Г) материализмом.
23. Философская позиция дуализма выражается в признании:
А) первичности материи
Б) тождества мышления и бытия
В) первичности идеального
Г) мышления и материи независимыми субстанциями.
24. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа — это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:
А) дуалисты
Б) идеалисты
В) материалисты
Г) интуитивисты.
25. Сторонники ______________ считают сознание воплощением мирового разума.
А) объективного идеализма
Б) материализма
В) плюрализма
Г) субъективного идеализма.
26. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции:
А) субъективного идеализма
Б) объективного идеализма
В) дуализма
Г) материализма.
27. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию:
А) субъективных идеалистов
Б) умеренных материалистов
В) объективных идеалистов
Г) вульгарных материалистов.
28. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:
А) метафизическим
Философия 85
... Гносеология – это учение о Варианты ответов: познании бытии ценностях смыслах Гносеология - это раздел философии, изучающий… Варианты ... человек есть центр и высшая цель мироздания, называется Варианты ответов: антропоцентризмом натурализмом теоцентризмом космоцентризмом ... понятием «соборности» Л.Н.Толстой, М.Ганди и А.Швейцер считали, что… Варианты ответов: Моральное оправдание насилия невозможно ...
Б) аксиоматическим
В) диалектическим
В) телеологическим
29. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:
А) методологической
Б) критической
В) аксиологической
Г) прогностической.
30. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.
А) гуманистическим
Б) практическим
В) методологическим
Г) культурно-воспитательным.
31. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:
А) критической
Б) интегральной
В) аксиологической
Г) логической.
32. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:
А) культурно-воспитательной
Б) критической
В) аксиологической
Г) мировоззренческой.
33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.
А) практическую
Б) мировоззренческую
В) методологическую
Д) гносеологическую.
34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется:
А) гносеологической
Б) мировоззренческой
В) методологической
Г) критической.
35. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, выполняет свою _______________ функцию.
А) теоретическую
Б) гуманистическую
В) критическую
Г) методологическую.
36. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется:
А) воспитательно-гуманитарной
Б) критической
В) мировоззренческой
Г) гносеологической.
Онтология
1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:
А) истории
Б) философии
В) искусства
Г) мифологии.
2. Онтологией в философии называется учение о:
А) бытии
Б) законах мышления
В) боге
Г) морали и нравственности.
3. Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории:
А) бытие
Б) взаимодействие
В) жизнь
Г) сущность.
4. Первоначально, причина и носитель всего сущего – это:
А) элементарные частицы
Б) субстанция
В) вселенная
Г) природа.
5. Категория «субстанция»:
А) Обозначает совокупность всего существующего
Б) Обозначает духовный мир человека
В) Обозначает чувственно-воспринимаемый мир
Г) Выражает идею единства бытия.
6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется:
А) материей
Б) субстанцией
В) миром
Г) природой.
7. Модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека, называется:
А) актуальной
Б) объективной
В) виртуальной
Г) субъективной.
8. Что обозначается категорией движения?
а) любое изменение;
б) пространственное перемещение;
в) развитие.
9. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является:
Человек как предмет философского познания. Философская антропология.
... вокруг. В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается, прежде всего, как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется ... развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого "инструмента" в социальных и технологических ...
А) количество
Б) пространство
В) движение
Г) время.
10. С точки зрения философии, развитие:
А) присуще природе, обществу и сознанию
Б) характерно только для материальных систем
В) характерно только для социума
Г) наблюдается только в живых системах.
11. Согласно диалектике, источником развития выступает:
А) любое изменение объекта
Б) разрешение внутренних противоречий
В) внешнее воздействие на объект
Г) стремление к установлению равновесия.
12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием:
А) закон
Б) необходимость
В) отношение
Г) связь.
13. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть:
А) внешние признаки предмета
Б) то, что можно измерить
В) система необходимых свойств предмета
Г) то, что никогда не изменяется в предмете.
14. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?
а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;
в) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;
г) форма развития спиралеобразна.
15. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?
а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;
б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;
в) форма развития спиралеобразна.
16. Что утверждает закон отрицания отрицания?
а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;
б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;
в) форма развития спиралеобразна.
17. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:
А) совокупностью
Б) интегралом
В) моделью
Г) системой.
18.Изменения системы в сторону повышения уровня упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как:
А) онтогенез
Б) движение
В) прогресс
Г) редукцию.
Сознание и познание. Научное познание
1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ___________ взгляда на сознание:
А) мифологического
Б) естественно-научного
В) обыденного
Г) эстетического.
2. Что такое отражение?
а) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений;
б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов;
в) приобретение человеком знаний о мире.
3.Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется:
А) эмоцией
Б) сознанием
В) раздражимостью
Г) чувствительностью.
4. Под сознанием в философии понимают:
А) форму непосредственного слияния человека и мира
Б) продукт общественной деятельности людей
В) совокупность различных идеальных процессов
Г) высшую форму психического отражения действительности
Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...
... из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей ...
Д) всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий.
5. Сознание и бессознательное:
А) взаимосвязаны
Б) взаимодействуют между собой и способны достигать единства
В) изолированы друг от друга
Г) абсолютно противоположны
Д) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека.
6. Креативность сознания выражается в:
А) способности создавать нечто новое
Б) придании смысла предмету сознания
В) отсутствии способности создавать нечто новое
Г) отсутствии смысла в действиях.
7. В структуру сознания включается:
А) темперамент
Б) воля и эмоции
В) рефлексы
Г) инстинкты.
8. Сознание и мышление:
А) взаимосвязаны
Б) активны
В) противоположны друг другу
Г) идеальны
Д) тождественны.
9. Что такое идеальное?
а) способ бытия объекта в психическом мире субъекта;
б) предмет, выступающий представителем другого предмета;
в) способ передачи информации от предмета к предмету.
10. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть:
А) труд
Б) бог
В) ноумен
Г) субъект познания.
11. Источником содержания сознания для материалистов выступает:
А) бессознательное
Б) Бог
В) объективный мир
Г) ощущение.
12. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которой располагает общество или отдельный индивид, есть:
А) представление
Б) концепция
В) познание
Г) знание.
13. По мнению представителей _____________ «знания о вещах изменчивы и текучи, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».
А) гносеологического оптимизма
Б) скептицизма
В) догматизма
Г) агностицизма.
14. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает __________ знание.
А) паранаучное
Б) квазинаучное
В) научное
Г) обыденное.
15. Процесс постижения смысла чего-либо есть:
А) интуиция
Б) понимание
В) знание
Г) интроспекция.
16. Придавать смысл вещам и процессам может:
А) само их существование в мире
Б) природа, взятая вне человека
В) лишь человек
Г) все существующие в природе живые существа.
17. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с:
А) восприятием
Б) экспериментом
В) сознанием
Г) интуицией.
18. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, есть:
А) предсознание
Б) чувственно-аффективный уровень сознания
В) абстрактное мышление
Г) ценностно-волевой уровень сознания.
19. Что такое представление?
а) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств;
б) образ отдельных чувственных признаков предмета;
в) чувственный образ непосредственно не данных предметов.
20. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:
А) понятием
Б) переживанием
В) словом
Г) знаком.
21. Что такое эмпирический уровень познания?
а) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее;
Знание, познание и интуиция
... познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание ... обучения и кончая научно-исследовательской работой. Знание правил и законов логики не является ... озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. 2.2 Определение. Общие черты. До определенного времени такого ...
б) познание на основе непосредственного изучения предметов;
в) познание на основе интуиции.
22. К эмпирическому уровню познания относится:
А) построение теории
Б) выдвижение гипотез
В) построение картины мира
Г) анализ фактов.
23. К теоретическому познанию относится:
А) измерение
Б) эксперимент
В) формализация
Г) наблюдение.
24. Что такое рациональное познание?
а) познание в виде живого созерцания предметов и явлений;
б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах;
в) вывод из одних суждений других суждений.
25. К формам рационального познания не относится:
А) восприятие
Б) теория
В) гипотеза
Г) умозаключение.
26. Систему приемом, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют:
А) экспериментом
Б) методом
В) теорией
Г) парадигмой.
27. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема:
А) истины
Б) соотношения субъекта и объекта познания
В) человека
Г) метода.
28. Согласно классической позиции, истина есть:
А) то, что признается таковым большинством
Б) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации
В) правда
Г) соответствие знаний объективной действительности.
29. Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что:
А) истина есть процесс
Б) абсолютной истины не существует
В) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой
Г) истина всегда субъективна
Д) в познании следует стремиться к вечной абсолютной истине.
30. Что такое объективная истина?
а) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет;
б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта;
в) знание, которое частично сохранится и в будущем.
31. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии:
А) заблуждение
Б) абсолютность
В) конкретность
Г) абстрактность.
32. Основой преемственности истин является:
А) конкретность истины
Б) относительность истины
В) догматизм
Г) объективность истины.
33. Непреднамеренное искажение знания есть:
А) относительная истина
Б) заблуждение
В) ложь
Г) фантазия.
34. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как:
А) ложь
Б) фантазия
В) объяснение
Г) заблуждение.
35. Что такое заблуждение?
а) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях;
б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета;
в) предметно-чувственная деятельность человека.
36. Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются):
А) чувственные переживания
Б) самоочевидность и достоверность
В) практика
Г) логические построения.
37. К формам практики как критерия истины не относится:
Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
... учительскую деятельность было невозможно. Преследования за педагогическую деятельность со стороны властей и окрестных помещиков не прекращались. Толстой был подавлен таки жестоким и несправедливым отношением к ... народа. Толстой писал тогда, что русским людям необходимо народное образование, народные школы и училища. Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью которого должно было ...
А) социально-политическая деятельность
Б) идеология
В) общественное производство
Г) научно-экспериментальная деятельность.
38. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в (во):
А) период великих географических открытий
Б) аграрном обществе
В) время первой научной революции XYII века
Г) постиндустриальном обществе.
39. В научном познании выделяют два уровня:
А) эмпирический и теоретический
Б) новаторский и репродуктивный
В) диалектический и метафизический
Г) эклектический и монистический.
40. На эмпирическом уровне научного познания:
А) обосновываются теории
Б) формулируются законы
В) выдвигаются гипотезы
Г) выявляются внешние связи между предметами.
41. К методам теоретического уровня познания не относится:
А) системный подход
Б) эксперимент
В) структурно-функциональный анализ
42. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:
А) закон
Б) принцип
В) теория
Г) гипотеза.
43. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:
А) теория
Б) факт
В) гипотеза
Г) обобщение.
44. Что такое научный факт?
а) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии;
б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения;
в) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта.
45. Что такое научная проблема?
а) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее;
б) исследование на основе замещения предмета его аналогом;
в) система вопросов, решение которых важно для науки.
46. Что такое дедукция?
а) изучение предмета путем расчленения его на части;
б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний;
в) знание, полученное на основе вывода по законам логики.
Философская антропология (философское учение о человеке)
1. Философская антропология, это философское учение о:
А) природе
Б) цивилизации
В) обществе
Г) человеке.
2. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется:
А) гуманистической
Б) социологизаторской
В) рационалистической
Г) натурализаторской.
3. Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется:
А) натурализмом
Б) теоцентризмом
В) космоцентризмом
Г) антропоцентризмом.
4. Природные жизненные силы человека проявляются в:
А) задатках
Б) коммуникации
В) нравственных принципах
Г) морали
Д) способностях.
5. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:
А) индивид
Б) особь
В) личность
Г) гражданин.
6. Духовно–телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть:
I. Роль философии в обществе и в жизни человека
... вопрос о смысле жизни 2) проблема соотношения материального и духовного 3) вопрос о сущности человека. 6. Какое философское ... подражать деятели Ренессанса? 1) культуре Греции и Рима 2) Арабской культуре 3) Индийской культуре 4) культуре Египта 22. На какой ... философского понятия "материя'', более всего соответствующего современному уровню развития науки и философии? 1) материя – это все, что ...
А) особь
Б) индивид
В) герой
Г) личность.
7. Личность понимается как:
А) поведенческо-генетическая характеристика человека
Б) субъект общественных отношений
В) природная характеристика человека
Г) продукт общественных отношений
Д) неповторимые своеобразные качества человека.
8. Человека как личность характеризует (-ют):
А) особенности внешности
Б) активная жизненная позиция
В) физическое и психическое здоровье
Г) принадлежность к виду homo sapiens.
9. Ключевыми компонентами в содержании понятия «личность» являются:
А) социальная роль
Б) религиозность
В) темперамент
Г) индивидуальность
Д) принадлежность к миру природы.
10. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения — называется:
А) рефлексией
Б) самоидентификацией
В) самосознанием
Г) самооценкой.
11. Взгляд личности на что-либо есть:
А) убеждение
Б) понятие
В) мнение
Г) интроспекция.
12. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, являются:
А) природные инстинкты
Б) потребности
В) географические факторы
Г) ценности
Д) социальные нормы.
13. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется:
А) поведением
Б) проектированием
В) трудом
Г) активностью.
14. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является:
А) Америка
Б) Азия
В) Африка
Г) Австралия.
15. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли:
А) хозяйственный уклад
Б) орудийная деятельность
В) географическая среда
Г) субъективные устремления людей
Д) язык.
16. Как называется учение о способах поведения и взаимоотношений между людьми?
а) мораль;
б) нравственность;
в) право;
г) этика.
17. Христианское понимание смысла жизни заключается в:
А) материальном обогащении
Б) преобразовании мира
В) накоплении знаний
Г) спасении.
18. Понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, — это:
А) счастье
Б) совесть
В) наслаждение
Г) долг.
19. Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для:
А) альтруизма
Б) гедонизма
В) эвдемонизма
Г) стоицизма.
20. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека:
А) эвдемонизм
Б) утилитаризм
В) гедонизм
Г) аскетизм.
21. Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, заботе о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других, называется:
А) утилитаризмом
Б) эгоизмом
В) аскетизмом
Г) прагматизмом.
22. Что такое свобода совести?
а) осознанная необходимость;
б) право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения;
Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения
... развития общества, так как закрепляет в словах результаты человеческого мышления, создает науку и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет жизни. ... и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия. На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство ...
в) право человека не считаться с убеждениями своей совести;
г) способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.
Социальная философия
1. Всё то, что возникло естественным путём, называется:
А) обществом
Б) природой
В) ноосферой
Г) биосферой.
2. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть:
А) ноосфера
Б) атмосфера
В) литосфера
Г) биосфера.
3. Что понимается под природой в социальной философии?
а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;
б) биосфера и ноосфера;
в) часть материального мира, не созданная людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество;
г) вся материальная действительность.
4. Что такое географическая среда?
а) совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства на том или ином историческом этапе;
б) совокупность людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом;
в) сфера деятельности человека по созданию материальных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей;
г) биосфера Земли.
5. Под обществом в философии понимают:
А) коллективное бессознательное
Б) продукт взаимодействия людей
В) единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею их всех
Г) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания.
6. Главными условиями существования и развития общества является (-ются):
А) вера в бога
Б) освоение космоса
В) справедливые отношения между людьми
Г) материальное производство.
7. Что такое общественное бытие?
а) материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу;
б) противоположность общественному небытию;
в) жизнь общества во всех его проявлениях;
г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
8. Какое из указанных явлений относится к общественному бытию?
а) мораль;
б) наука;
в) культура;
г) государство.
9. Какое из указанных явлений относится к общественному сознанию?
а) политика;
б) наука;
в) культура;
г) государство.
10. Что такое способ производства?
а) единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества;
б) совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства;
в) деятельность человека по созданию чего-либо, необходимого для удовлетворения материальных или духовных потребностей;
г) приемы и правила обработки различных природных материалов.
11. Важнейшей производительной силой любого общества является:
А) человек
Б) коллектив
В) идеология
Г) право.
12. В структуру современных производительных сил общества не входит (ят):
А) производственно-экономическая инфраструктура
Б) технология производственных процессов
В) научное знание
Г) отношения распределения продуктов производства.
13. К производственным отношениям относятся отношения:
А) между поколениями
Б) распределения продуктов производства
В) межличностные
Г) межнациональные.
14. Укажите правильное положение:
а) производственные отношения объективны, но не материальны;
б) производственные отношения зависят от сознания людей;
в) производственные отношения материальны, так как складываются независимо от субъективных желаний людей;
г) производственные отношения, как и все человеческие отношения, нематериальны.
15. Укажите правильную формулировку соотношения производительных сил и производственных отношений:
а) производительные силы должны соответствовать производственным отношениям;
б) производственные отношения и производительные силы должны друг другу соответствовать;
в) производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям;
г) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.
16. Укажите диалектико — материалистическое определение практики:
а) практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей;
б) практика – это чувственное восприятие мира;
в) практика – это только производственная деятельность людей;
г) практика — это сознательная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем.
17. Какой вид деятельности не относится к практике?
а) политическая забастовка;
б) научный эксперимент;
в) предвыборная агитация;
Г) приготовление пищи.
18. Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются _____________ революцией.
А) политической
Б) технической
В) культурной
Г) научной.
19. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется:
А) промышленной
Б) научной
В) биотехнической
Г) неолитической.
20. Мировая история в целом есть:
А) лишь теоретическая конструкция
Б) процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоисторических организмов
В) процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов
Г) простая последовательность событий.
21. Что такое общественно-экономическая формация?
а) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;
б) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;
в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;
г) общественный организм.
22. Какое явление относится к базису в структуре общественно-экономической формации?
а) семья;
б) культура;
в) государство;
г) экономика.
23. Какое явление относится к надстройке в структуре общественно-экономической формации?
а) семья;
б) культура;
в) государство;
г) экономика.
24. Что такое цивилизация?
а) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;
б) собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства;
в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;
г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
25. Сторонники формационного подхода к истории:
А) уверены, что ход истории определяется свободной волей великих личностей
Б) являются последовательными провиденциалистами
В) считают важнейшими факторами функционирования и развития общества факторы социально-экономические
Г) убеждены, что в основе общественных отношений лежат особенности духовной культуры, менталитета.
26. Цивилизационный подход к истории предполагает:
А) европоцентризм
Б) деление истории на формационные этапы
В) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур
Г) установление общих закономерностей развития общества.
27. К субъективному фактору исторического процесса относится:
А) деятельность выдающихся исторических личностей
Б) влияние космических излучений
В) проявление исторических закономерностей
Г) промысел бога.
28. Социальная сфера общества включает в себя:
А) общности людей
Б) государственные структуры
В) транснациональные корпорации
Г) средства производства.
29. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является:
А) класс
Б) народность
В) семья
Г) сословие.
30. Что такое общественный класс?
а) большая группа людей, различающаяся по месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам и размерам получаемой ими доли общественного богатства;
б) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;
в) общественный организм;
г) объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.
31. Что такое государство?
а) система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели;
б) исторически конкретная совокупность отношений, характеризующих данный этап развития общества, уровень развития основных его сфер, прежде всего экономической и политико-правовой;
в) основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур;
г) область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами.
32. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть:
А) право
Б) политика
В) религия
Г) мораль.
33. Традиционное общество – это __________ общество.
А) индустриальное
Б) массовое
В) доиндустриальное
Г) информационное.
34. В постиндустриальном обществе на первый план выходит:
А) машиностроение и металлургия
Б) сельское хозяйство
В) сфера услуг, образования и науки
Г) производство товаров массового спроса.
35. Масса в постиндустриальном обществе.
А) предполагает обязательный личный контакт индивидов
Б) воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих
В) формируется с помощью коммуникативных технологий
Г) характеризуется личной идентификацией с позицией лидера.
36. Что обозначается категорией прогресса?
а) любое изменение;
б) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;
в) развитие;
г) эволюция.
37. Что обозначается категорией регресса?
а) упрощение, упадок, деградация;
б) любое изменение;
в) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;
г) развитие.
38. Особенностью современного научно-технического прогресса является:
А) широкое использование электрической энергии
Б) массовое машинное производство
В) создание новых технологий на базе научной теории
Г) автоматизация производства.
39. К негативным социальным последствиям перехода к постиндустриализму современные исследователи относят:
А) усиление социального неравенства
Б) возрастающую роль образования и науки
В) утверждение класса носителей знания в качестве основного
Г) размывание и распад социальных связей
Д) инновационный характер производства.
40. В политической сфере процессы глобализации выражаются в:
А) исчезновении противоречий между отдельными государствами
Б) создании международных организаций и союзов
В) росте числа национально-этнических конфликтов
Г) появлении новых демократических государств.
41. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа:
А) детерминизма
Б) дополнительности
В) эволюции
Г) коэволюции.
42. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI веке, — это:
А) международный терроризм
Б) угроза распространения ВИЧ-инфекции
В) предотвращение мировой термоядерной войны
Г) освоение космоса.
43. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса:
А) уровень развития производительных сил общества
Б) развития научного знания
В) наличие правового государства
Г) духовное развитие человека.
44. Эволюционный тип развития общества предполагает:
А) реформы
Б) восстания
В) войны
Г) политические перевороты.
45. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется:
А) культурой
Б) сознанием
В) психикой
Г) божественными заповедями.
46. Что такое культура?
а) весь образ жизни, определяемый социальным окружением и приобретенный индивидом как членом данного общества;
б) процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств; мера человеческого в человеке;
в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;
г) поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.
47. Укажите правильное положение:
а) культура – это надстройка общества;
б) культура – это самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки;
в) культура – это явление, существующее только в рамках цивилизации;
г) культура – это явление, характеризующее структуру общественно-экономических формаций и цивилизаций.
48. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется:
А) адаптационной
Б) коммуникативной
В) познавательной
Г) аксиологической.
49. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:
А) маргинальной
Б) массовой
В) элитарной
Г) информационной.
50. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во):
А) конце XIX в.
Б) XVIII в.
В) второй половине XX в.
Г) начале XX в.
51. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является:
А) регулирование темпов роста народонаселения
Б) преодоление дисбаланса в экономическом развитии отдельных стран
В) освоение ресурсов мирового океана
Г) предотвращение III-й мировой войны.
52. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии:
А) «информатизация»
Б) «технологизация»
В) «идеологизация»
Г) «глобализация».
53. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во):
А) росте экономической самостоятельности государств
Б) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами
В) формировании социально-ориентированной экономики
Г) выходе экономики за национальные рамки.
54. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является:
А) субкультура
Б) поп-культура
В) национальная культура
Г) маргинальная культура.
55. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:
А) активизировать исследование космоса
Б) разработать международный экологический кодекс
В) изменить потребительское отношение человечества к природе
Г) снизить темпы научно-технического прогресса.
56. Спецификой глобального характера современного общества не является (-ются):
А) высокие темпы развития техники
Б) массовый характер современного производства
В) ускоренное развитие средств массовой коммуникации
Г) постоянная смена философских концепций.
57. Проблема голода и нищеты в отсталых странах
А) Относится к экологическим проблемам
Б) Вообще не является глобальной проблемой
В) Относится к проблеме международного терроризма
Г) Относится к группе проблем межгосударственного характера.