Психофизические исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

. Использование в психофизиологических исследованиях реакций, определяемых функционированием сенсорных систем

.1 Психофизические показатели

.2 Критическая частота мельканий

. Использование в психофизиологических исследованиях реакций, определяемых функционированием двигательной системы

.1 Тремометрия

.2 Теппинг-тест

. Использование в психофизиологических исследованиях хронометрических методов

.1 Рефлексометрия

.2 Зрительный поиск

.3 Субъективное восприятие длительности временных интервалов

Список использованных источников

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Психофизиологические методы призваны регистрировать физиологические показатели, связанные с психической деятельностью человека. Психофизиологические методы включают регистрацию сенсорных, моторных и вегетативных реакций, а также спонтанной и вызванной активности головного мозга человека.

Указанные методы применяются в фундаментальной и прикладной психофизиологии. Фундаментальная психофизиология ставит своей целью изучение физиологического обеспечения психических процессов. Прикладная психофизиология решает задачи, связанные с определением свойств нервной системы индивида и оценкой его функционального состояния в ходе реализации психической деятельности. Эти показатели являются важными составляющими профотбора (физиологическая цена результата деятельности), прогноза эффективности деятельности (изменения функциональных показателей в условиях моделируемого стресса) и решения проблем безопасности (детекция лжи).

В сферу субъективной психофизиологии мы будем относить все те методы, которые основаны на регистрации реакций или ответов испытуемых, контролируемых их сознанием. Напротив, к объективным методам психофизиологии будут отнесены методы, направленные на регистрацию физиологических реакций, не контролируемых сознанием испытуемого.

Методологической особенностью всех психофизиологических методов является высокая вариабельность регистрируемых показателей. Связано это с тем, что, отражая вполне определенные психофизиологические механизмы и свойства нервных процессов, реакции зависят, в том числе, от целого ряда методических, физиологических и психологических факторов. Сюда можно отнести, например, степень тренированности испытуемого, его мотивированность, или изменчивость его функционального состояния. Для решения данной методологической проблемы используются три основных методических приема:

12 стр., 5944 слов

Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов

4 МІНІСТЕРСТВО освіти і НАУКИ УКРАЇНИ Гідротехнічний технікум запорізької державної інженерної академії Курсова робота З дисципліни “Економічний аналіз” Спец. 5.050112 “Біржова діяльність” Тема: Аналіз ефективності використання трудових ресурсів Пояснювальна записка до курсової роботи Виконавла: студентка групи. 41 - 07 Шиян А.О. Керівник роботи Н.Г. Сичова Оцінка захисту Н.Г. Сичова ____________ ...

предварительное интервьюирование. Направлено на учет переменных факторов и возможное сведение их к минимуму;

предварительное инструктирование. Решает задачи унификации условий обследования, снятия эмоционального напряжение, мотивирование испытуемого и его тренинг;

накопление и усреднение множества измерений. Позволяет использовать статистический аппарат для сравнения результатов.

Субъективная психофизиология основывается, как правило, на реакциях, связанных с работой сенсорных систем (главным образом, зрительной и слуховой) и двигательной системы человека. Кроме того, в качестве показателя свойств нервных процессов и текущего функционального состояния используют хронометрические методы.

1. Использование в психофизиологических исследованиях реакций, определяемых функционированием сенсорных систем

Реакции или ответы испытуемого, связанные с работой сенсорных систем, используются главным образом при изучении физиологических механизмов когнитивных процессов. Кроме того, показатели функционирования анализаторов могут быть использованы для оценки свойств нервной системы и определения динамики функционального состояния.

Значительно чаще в психофизиологических исследованиях задействуется зрительная система. Это объясняется тем, что световое воздействие легко может быть дозировано и описано количественно. А это позволяет устанавливать однозначную связь между параметрами стимуляции и параметрами реакции.

1.1 Психофизические показатели

Психофизика измеряет отношения между ощущениями и контролируемыми раздражителями, то есть между субъективными и объективными величинами. Все психофизические методы подразделяются на две группы: методы измерения сенсорной чувствительности (пороговые методы) и методы сенсорного шкалирования (для измерения надпороговых ощущений).

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

Вопрос 1. Понятие о методах исследования. Классификация методов психолого-педагогического исследования: теоретические методы, эмпирические методы, методы статистической обработки данных. Взаимосвязь предмета и метода. Исследование и диагностика. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Вопрос 3. Эмпирические методы исследования Вопрос 4. Математические и статистические методы ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ ...

Изначально психофизика использовалась лишь для установления связей между интенсивностью воздействий и силой ощущений. Однако в последние годы ее методы все чаще применяются при изучении организации перцептивных механизмов. Для этих целей, как правило, используются методические приемы, связанные с пространственной (временной) суммацией, адаптацией и маскировкой. Этот подход основан на парадигме взаимодействия, предполагающей, что сигналы, адресуемые разным каналам обработки, не взаимодействуют и не влияют на пороги их обнаружения. Если же сигналы обрабатываются общими перцептивными механизмами, пороги их обнаружения снижаются (в случае пороговой суммации) или возрастают (в случае маскировки и адаптации).

Пороговая психофизика

Один из основоположников психофизики Г. Фехнера <#»240″ src=»/wimg/17/doc_zip1.jpg» />

Рисунок 1 — Схема, объясняющая механизм обнаружения сигнала в нервной системе

Благодаря наличию в нервной системе собственного шума, даже при отсутствии сигнала наблюдается определенный уровень фоновой активности. Причем ее величина постоянно варьирует в определенных пределах вокруг некоторого среднего значения, что на шкале нервной активности (Z) выражается куполообразной кривой, близкой к нормальному распределению (Ш).

Добавление к фону некоторого сигнала вызывает прирост нервной активности (K(I)), что выражается в смещении распределения активности вдоль данной шкалы (С+Ш).

Чем больше отличие стимула от фона, тем больше величина этого смещения. Ход психофизической кривой (см. рис. 2), отражающей зависимость вероятности правильного обнаружения стимула от его интенсивности, определяется изменением площади под кривой распределения вызванной активности, которая не перекрывается с распределением фоновой активности.

Методика измерения порогов

Аппаратура: персональный компьютер, программа предъявления стимулов и регистрации ответов испытуемого, набор файлов со стимулами или программа генерации стимулов.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

Никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. Станислав Ежи Лец Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью, она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. В одной аудитории на вопрос, насколько же ...

Процедура: существует несколько способов определения порогов:

метод минимальных изменений. Реализуется путем последовательного предъявления стимулов с определенным меняющимся параметром, величина которого дискретно изменяется в восходящем и нисходящем направлении (попеременно).

Абсолютный порог чувствительности вычисляется, как среднее арифметическое его значений на восходящей и нисходящей шкалах.

метод средней ошибки (установки, подравнивания).

Реализуется путем субъективного выравнивания стимулов. Метод предназначен для определения дифференциальных порогов. В качестве его показателя используется одна из мер разброса оценок уравнивания (средняя ошибка, стандартное отклонение и т.п.).

метод постоянных раздражителей (констант).

Реализуется путем использования набора стимулов, в котором один из них является эталонным, а другие (с разной величиной отличия от эталона) — тестовыми. Для определения порога строится психометрическая функция, отражающая зависимость вероятности обнаружения отличия тестового и эталонного стимулов от физической величины этого отличия (рис. 2).

В качестве порога берется величина различий (Ic), при которой вероятность их обнаружения составляет 50%.

метод двухальтернативного вынужденного выбора. В настоящее время — самый популярный психофизический метод, позволяющий определять как абсолютные, так и дифференциальные пороги. Основан на том, что сравниваемые стимулы предъявляются друг за другом. Один из них является эталонным, другой — тестовым. Их последовательность в паре носит случайных характер. Испытуемый должен определить, какой из стимулов в паре (первый или второй) является тестовым. При этом в зависимости от правильности ответов, разница между эталонным и тестовым стимулом меняется по правилу сдвоенной лестницы: в случае неправильного ответа она увеличивается на одно деление (его величина устанавливается заранее), после трех подряд правильных ответов — уменьшается на одно деление. Фиксируются 6 значений разницы тестового и эталонного стимулов, при которых изменялось направление движения по лестнице: со снижения на подъем и наоборот. Усреднение фиксированных значений дает величину порога. Стандартная процедура двухальтернативного вынужденного выбора определяет порог на уровне 82% правильных ответов.

6 стр., 2514 слов

Функциональная межполушарная асимметрия и методы ее определения

Реферат ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Содержание Введение . Моторная асимметрия . Сенсорная асимметрия . Психическая асимметрия . Локализация центров речи Литература Введение Функциональная межполушарная асимметрия (ФМА) - распределение функций между большими полушариями головного мозга человека. Профиль ФМА - распределение по полушариям мозга доминирования ...

По оси абсцисс: логарифм контраста стимула

По оси ординат: вероятность обнаружения стимула

Рисунок 2 — Типичный вид психометрической функции

Обработка результатов: пороговые психофизические исследования проводятся с использованием небольшого числа испытуемых (достаточно 3-4).

Для каждого испытуемого в результате многократных измерений определяются пороговые значения и их доверительные интервалы. Строятся необходимые зависимости, в которых значения порога являются зависимой переменной. В качестве независимой переменной выступает определенный контролируемый параметр стимула.

Анализ полученных результатов

Проверяемая гипотеза считается доказанной, если полученные зависимости для всех испытуемых совпадают. Пример психофизических результатов, полученных пороговым методом, показан на рис. 3.

Рисунок 3 — Зависимость порога обнаружения амплитудной модуляции от числа периодов модуляции при разных частотах модуляции

Приведены данные четырех испытуемых. Каждая точка кривой получена в результате усреднения 400 измерений. По оси абсцисс: количество периодов модуляции; по оси ординат: порог модуляции (дБ).

Факторы, влияющие на величину порога

критерий принятия решений;

тренированность;

функциональное состояние.

Надпороговая психофизика

Методика сенсорного шкалирования

Аппаратура: персональный компьютер, программа предъявления стимулов и регистрации ответов испытуемого, набор файлов со стимулами или программа генерации стимулов.

Процедура: существуют следующие способы определения сенсорных шкал:

метод построения шкалы наименований (без установления порядка).

Реализуется путем установления объекта отличного от других, или установления сходного объекта.

метод построения прямой шкалы порядка. Реализуется путем парного порядкового сравнения, множественного порядкового сравнения и косвенного установления отношений порядка.

метод построения шкалы интервалов. Реализуется путем установления равенства субъективных различий.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

метод построения шкалы отношений. Реализуется путем установления равенства субъективных отношений.

Обработка результатов: надпороговые психофизические исследования проводятся, как правило, с использованием большого числа испытуемых (несколько десятков).

Для каждого испытуемого однократно определяется сенсорная шкала. Затем результаты, полученные на разных испытуемых, усредняются. Строится зависимость силы ощущения от величины контролируемого параметра стимула.

Анализ полученных результатов

Определяется тип функции, связывающей силу ощущений с величиной независимой переменной (линейная, степенная, логарифмическая и т.д.).

Определяется чувствительность сенсорной системы к изменению определенного параметра стимула в широком диапазоне его значений. Пример психофизических результатов, полученных методом шкалирования, показан на рис. 4.

Слева — шкалы линейные. Слева — ось абсцисс прологарифмирована.

Рисунок 4 — Примеры результатов сенсорного шкалирования

1.2 Критическая частота мельканий

Метод измерения критической частоты слияния / различения мельканий может быть использован для определения свойств нервных процессов (лабильности) и установления динамики функционального состояния.

Методика измерения критической частоты мельканий

Процедура: измерение критической частоты мельканий может проводиться монокулярно (для каждого глаза в отдельности) или бинокулярно;

для определения критической частоты различения мельканий (КЧРМ) используется процедура «спуска»; начальная частота мельканий устанавливается на уровне 60-80 Гц, после чего частота плавно снижается до того момента, когда обследуемый перестает воспринимать пульсацию яркости;

для определения критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) используется процедура «подъема»; начальная частота мельканий устанавливается на уровне 1-2 Гц, после чего частота плавно увеличивается до того момента, когда обследуемый начинает воспринимать пульсацию яркости.

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи ...

Обработка результатов тестирования: для снижения ошибки измерения процедура повторяется не менее 5 раз. Затем рассчитывается среднее значение и ошибка. Следует иметь в виде, что процедура спуска дает меньший разброс значений.

Анализ полученных результатов

Критическая частота мельканий, как отражение свойств нервной системы.

Чем выше критическая частота мельканий, тем выше лабильность нервной системы. Принята следующая градация уровней лабильности:

низкая лабильность — КЧСМ ниже 36 Гц

средняя лабильность — КЧСМ от 36 до 43 Гц

высокая лабильность — КЧСМ выше 43 Гц

Женщины в среднем отличаются более низкой лабильностью (в указанных диапазонах).

Связь лабильности нервной системы с психическим процессами.

Принято считать, что чем выше лабильность нервной системы, тем больше скорость психических процессов в вероятностной среде и выше темп совершаемых действий. Есть также данные о том, что чем ниже лабильность, тем лучше произвольное запоминание.

Факторы, влияющие на величину критической частоты мельканий

параметры стимуляции (яркость вспышек, длительность, скважность, скорость изменения частоты, угловые размеры источника света, соотношение периодов света и темноты);

уровень световой адаптации;

текущее функциональное состояние (степень утомления, реакция на обстановку, действие фармакологических препаратов).

2. Использование в психофизиологических исследованиях реакций, определяемых функционированием двигательной системы

Действия испытуемого, связанные с выполнением двигательных задач, оцениваются, главным образом, с точки зрения использования полученных результатов для определения свойств нервной системы и оценки текущего функционального состояния. Кроме того, показатели психомоторики могут быть учтены при проведении профотбора на специальностям, связанным с точностью и быстротой выполняемых движений.

В целом функционирование двигательной системы человека может быть охарактеризовано рядом свойств:

максимальным усилием, которое способны развивать различные группы мышц;

возможностью поддержания этих усилий;

скоростными способностями моторики (максимально возможный темп выполняемых движений);

точностными способностями моторики (точность тонких движений).

2.1 Тремометрия

Тремометрия направлена на определение колебаний дистальных звеньев рук. Этот тест позволяет оценить пространственные характеристики выполняемых движений:

координацию движений;

точность воспроизведения активных движений;

пространственную оценку активных движений.

Для определения свойств нервной системы и оценки функционального состояния используются два различных методических приема: статическая тремометрия и динамическая тремометрия.

Статическая тремометрия

Статическая тремометрия используется для определения силы нервной системы.

Методика измерения статической тремометрии

Аппаратура: металлический стержень диаметром 1 мм с рукояткой, металлическая пластина с отверстием диаметром 3 мм, регистрирующее устройство.

Процедура: тестирование проводится для каждой руки в отдельности. Обследуемый находится в положении сидя или стоя без опоры для тестируемой руки. Стержень погружается в отверстие на глубину 2-3 мм. Продолжительность тестирования 10 с. Задача обследуемого: не касаться стенок отверстия.

Обработка результатов тестирования: регистрируется число касаний стенок отверстия за время проведения теста. Рассчитывается среднее число касаний в 1 секунду.

Анализ полученных результатов

У лиц со слабой нервной системой статический тремор выражен слабее, чем у лиц с сильной нервной системой.

Факторы, влияющие на результаты статической тремометрии

возраст обследуемого (амплитуда и частота тремора снижаются в возрасте от 18 до 35 лет, а затем вновь нарастают);

текущее функциональное состояние.

Динамическая тремометрия

Динамическая тремометрия используется для определения подвижности нервных процессов.

Методика измерения динамической тремометрии

Аппаратура: металлический стержень диаметром 1 мм с рукояткой, металлическая пластина с извитой прорезью (5 мм х 500 мм), регистрирующее устройство.

Процедура: тестирование проводится для каждой руки в отдельности. Обследуемый находится в положении сидя или стоя без опоры для тестируемой руки. Стержень погружается у одного из краев прорези на глубину 2-3 мм. Продолжительность тестирования — время проводки стержня по прорези. Задача обследуемого: провести стержень от одного конца прорези до другого с максимально возможной скоростью, не касаясь стенок прорези.

Обработка результатов тестирования: регистрируется время прохождения пути, число касаний стенок прорези и общее время касания. Результаты, полученные для правой и левой руки, усредняются.

Анализ полученных результатов

Чем выше скорость выполнения теста, тем ниже подвижность торможения. Чем больше число касаний, тем выше подвижность возбуждения.

Использование тремометрии для диагностики утомления и эмоционального напряжения:

в условиях напряженной интеллектуальной деятельности тремор правой руки снижается, а левой возрастает;

вестибулярная нагрузка усиливает тремор (у женщин в 3-4 раза сильнее);

в условиях стресса тремор усиливается (у женщин сильнее).

Факторы, влияющие на результаты динамической тремометрии

пол обследуемого (у женщин показатели лучше);

текущее функциональное состояние.

2.2 Теппинг-тест

Теппинг-тест определяет способность человека совершать действия в максимально быстром темпе. Этот тест позволяет оценить скоростные характеристики выполняемых движений:

темп выполняемых движений;

устойчивость моторного действия.

Теппинг-тест используется для определения свойств нервной системы и оценки функционального состояния обследуемого.

Методика проведения теппинг-теста

Аппаратура: металлический стержень с рукояткой, металлическая панель, регистрирующее устройство.

Процедура: тестирование проводится для каждой руки в отдельности (чаще только для ведущей руки).

Обследуемый находится в положении сидя или стоя без опоры для тестируемой руки. Задача испытуемого — ударять стержнем по панели с максимально возможной частотой.

при определении лабильности нервной системы тест длится 5 с;

при определении силы нервной системы тест длится 30 с.

Обработка результатов тестирования: регистрируется число ударов, совершаемых за 5 с (за каждые последующие 5 с).

Анализ полученных результатов

Оценка лабильности нервной системы:

высокая лабильность: число ударов за 5с больше 32

Оценка силы нервной системы:

сильная нервная система: число ударов за каждые следующие 5с возрастает;

слабая нервная система: число ударов за каждые следующие 5с снижается.

Факторы, влияющие на результаты теппинг-теста

возраст обследуемого (частота ударов увеличивается в период до завершения полового созревания);

уровень тренированности;

текущее функциональное состояние.

3. Использование в психофизиологических исследованиях хронометрических методов

.1 Рефлексометрия

Время сенсомоторной реакции человека детерминировано врожденными особенностями его высшей нервной деятельности. Поэтому время реакции может служить индикатором свойств нервной системы.

Основной метод рефлексометрии — измерение времени двигательной реакции в ответ на действие внешнего сигнала. Измеряется время между началом действия сигнала и началом двигательной реакции. Этот показатель позволяет выявлять типологические особенности высшей нервной деятельности (динамику нервных процессов), предсказывать поведение человека в экстремальных ситуациях, оценивать эффективность обучения и отслеживать изменения функционального состояния.

Методика измерения времени реакции

Аппаратура: генератор сигналов, устройство стимуляции и регистрации, счетчик времени.

Процедура: стимуляция проводится бинокулярно (биноурально) или для каждого глаза (уха) отдельно. Двигательная реакция осуществляется ведущей рукой. Задача испытуемого — нажимать на кнопку в ответ на предъявление стимула с максимально возможной скоростью. Могут быть использованы стимулы разной интенсивности: «слабые» (звук 20 дБ) и «сильные» (звук 120 дБ).

Существует два различных способа измерения времени реакции: измерение простой и сложной сенсомоторной реакции.

измерение простой реакции — измерение времени реагирования на стандартный стимул;

измерение сложной реакции — измерение времени реагирования на определенный стимул из заданного набора стимулов.

Время простой реакции не может быть меньше некоторого физиологического предела, который определяется временем передачи сигнала от рецепторов к мышцам и составляет порядка 100-110 мс.

Время сложной реакции на 50-350 мс больше времени простой реакции. Это удлинение обусловлено так называемой «центральной задержкой» (время, необходимое для принятия решения).

Обработка результатов тестирования: многократно измеряется время реакции на раздражители большой и малой интенсивности, замеры времени усредняются, вычисляются средние значения и ошибки.

Анализ полученных результатов

Оценка силы нервной системы:

Вычисляется отношение усредненных показателей для стимулов высокой и низкой интенсивности. У лиц со слабой нервной системой результат имеет более низкие значения.

Оценка подвижности нервных процессов:

Время реакции меньше у лиц с высокой подвижностью нервных процессов.

Оценка сбалансированности нервных процессов:

Время реакции на слабые стимулы короче у лиц с преобладанием возбуждения над торможением.

Оценка функционального состояния:

Свидетельством развития утомления является увеличение времени реакции и числа ошибок по отношению к состоянию активного бодрствования.

Показателем эмоционального напряжения служит коэффициент, определяемый отношением времени реакции испытуемого в состоянии покоя к времени реакции в условиях моделируемого эмоционального стресса.

Факторы, влияющие на результаты рефлексометрии

задействованный анализатор (время простой реакции на зрительный стимул в среднем составляет 150-250 мс, на звуковой и тактильный стимулы — 120-180 мс);

место приложения раздражителя к рецепторной поверхности (обусловлено неодинаковой чувствительностью рецепторов);

интенсивность раздражителя (закон силы);

площадь раздражаемой рецепторной поверхности (пространственная суммация);

длительность раздражителя (временная суммация);

уровень тренированности (эффект более выражен для сложной реакции);

возраст (время реакции сокращается до 18-20 лет, а после 40 лет удлиняется);

пол (у мужчин время реакции короче);

функциональное состояние.

3.2 Зрительный поиск

Методика зрительного поиска традиционно используется для разделения процессов обработки зрительной информации на параллельные и последовательные. Выяснение этого вопроса — важный этап в изучении психофизиологических механизмов зрительного восприятия.

Методика зрительного поиска

Аппаратура: персональный компьютер, программа предъявления изображений и регистрации ответов испытуемого, набор файлов с изображениями.

Процедура: испытуемому предъявляются изображения, состоящие из нескольких объектов: один из них является релевантным (цель), а другие — иррелевантными (дистракторы).

После каждого предъявления испытуемый должен как можно быстрее определить, присутствует ли среди дистракторов целевой объект, и нажать соответствующую клавишу («да» / «нет»).

При этом количество объектов в изображениях случайным образом меняется.

Обработка результатов тестирования: регистрируется и усредняется время формирования ответной реакции в случае наличия теста в изображении и в случае его отсутствия при разном количестве одновременно предъявляемых объектов.

Анализ полученных результатов

Строится зависимость времени формирования ответной реакции от числа объектов в изображении. Анализируется наклон полученной линейной функции (рис. 5):

при параллельной обработке входной информации наклон функции близок к нулю;

при последовательной — увеличение времени поиска составляет 20-30 мс на каждый дополнительно вводимый объект при наличии цели и 40-60 мс — при отсутствии цели.

Рисунок 5 — Возможные функции зрительного поиска

Факторы, влияющие на результаты зрительного поиска

уровень тренированности;

возраст испытуемого;

текущее функциональное состояние.

Абсолютные показатели поиска могут меняться в зависимости от действия указанных факторов (например, при утомлении время поиска возрастает), однако наклон функций остается неизменным.

3.3 Субъективное восприятие длительности временных интервалов

Адекватное отражение времени имеет большое значение в познавательной и практической деятельности человека.

Методы оценки субъективного восприятия времени

Аппаратура: стимулятор, секундомер.

Процедура:

метод оценки. Испытуемому демонстрируется сигнал (световой или звуковой) определенной длительности. Он вербально оценивает длительность физического воздействия. Задача испытуемого: реально воспринимаемую длительность перевести в вербальную форму.

метод отмеривания. Испытуемому вербально сообщается задаваемый временной интервал. Он отмеряет указанный интервал, прерывая действие сигнала (светового или звукового).

Задача испытуемого: вербально заданную длительность перевести в физическую форму.

метод воспроизведения. Испытуемому предъявляется сигнал (зрительный или слуховой) эталонной длительности. Он отмеряет эталонную длительность, прерывая действие такого же сигнала. Задача испытуемого: как можно точнее воспроизвести длительность физического воздействия.

метод продуцирования. Испытуемому вербально сообщается задаваемый временной интервал. Он выполняет определенные действия в течение указанного времени. Задача испытуемого: как можно точнее воспроизвести действием указанный временной интервал.

метод сравнения. Испытуемому последовательно демонстрируются два сигнала (световые или звуковые) разной длительности. Он сравнивает длительности воздействий. Задача испытуемого: определить, какой их двух сигналов короче.

Наибольшую вариабельность результата дает метод оценки, наименьшую — метод воспроизведения. Более точные результаты получаются при использовании слухового анализатора.

Возможно использование заполненных и незаполненных временных интервалов.

Обработка результатов тестирования: получаемые результаты рассматриваются с двух точек зрения:

степень адекватности субъективного и объективного времени.

Анализ полученных результатов

«Чувство времени» может служить показателем уравновешенности нервных процессов:

субъективное время соответствует объективному: процессы возбуждения и торможения уравновешены;

субъективное время течет быстрее объективного: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;

субъективное время течет медленнее объективного: процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

«Чувство времени» может служить показателем тревожности:

переоценка эталонных временных интервалов: высокая тревожность;

недооценка временных интервалов: низкая тревожность.

Факторы, влияющие на результаты оценки субъективного восприятия времени

Влияние характеристик стимула на восприятие длительности временных интервалов.

При восприятии незаполненных временных интервалов:

интервалы, ограниченные зрительными стимулами, кажутся длиннее, чем интервалы, ограниченные тактильными или слуховыми сигналами;

в условиях слухового восприятия: если первый сигнал громче второго, то интервал кажется более коротким, чем в случае обратной последовательности;

интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками;

чем больше разница в высоте звуков, ограничивающих временной интервал, тем он кажется более продолжительным;

При восприятии заполненных временных интервалов:

интервалы, заполненные дискретными стимулами, кажутся более длинными, чем незаполненные; чем больше включений — тем больше разница;

при физическом равенстве длительностей сигналов зрительные стимулы кажутся более длинными, чем слуховые;

при физическом равенстве длительностей сигналов громкий звук кажется более длинным, чем тихий;

при физическом равенстве длительностей сигналов высокий звук кажется более длинным, чем низкий.

Влияние прочих факторов на оценку времени.

уровень фонового шума (чем он ниже, тем больше переоценка длительности);

возраст (с возрастом точность воспроизведения длительности повышается);

мотивация (чем она выше, тем короче время выполнения задания);

функциональное состояние (чем выше уровень бодрствования, тем короче оцениваемая длительность);

фармакологические препараты (прием мескалина, тироксина, кофеина, амфетамина приводит к переоценке времени; прием хинина, закиси азота — к недооценке времени).

Список использованных источников

Антропова М.А. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. 2008.

Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л. 1980.

Бардин К.В. Проблема порог чувствительности и психометрические методы. М. 2006.

Бойко Е.И. Время реакции. М. 1964.

Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высшая школа, 2011.

Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М. 1985.

Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2008.

Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 2010. Т.11. № 6. С. 3-15.

Егоров А.С., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда. Л. 1973.

Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М. 1977.

Забродин Ю.М. и др. Особенности решения сенсорных задач человеком. М. 1981.

Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л. 1976.

Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии. Ростов н/Д. 2013.

Кулагин В.В. Основы профессиональной диагностики. М. 2004.

Ломов и др. Инженерная психология. М. 1977.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2004.

Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 2007.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М. 2006.

Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 2008.

Русаков В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М. 1979.