Тест "Да и нет" н.И. Гуткиной

Тест «Да и нет» н.И. Гуткиной

Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Ход выполнения задания

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем иг­рать в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

ВОПРОСЫ:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?

11. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут… (неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов:

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено зада­ние, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лекси­ки (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.

Методика «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

7 стр., 3060 слов

ной силы слов. Слова, произносимые од-

В В Е Д Е Н И Е Внушение... есть явление принудитель- ной силы слов. Слова, произносимые од- ним, неотвратимым, "роковым" образом предопределяют поведение другого, если только не наталкиваются на отрицатель- ную индукцию, контрсуггестию. Б.Ф.Поршнев Язык состоит не только из стихий, полу- чивших уже форму, но вместе с тем и главным образом из метод продолжать ра- боту духа в таком направлении и в ...

  • Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:  S=(N-2.8n)/t;
  • S — показатель переключения и распределения внимания;
  • N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение задания;
  • t — время, за коротое были просмотрены фигуры;
  • n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов:

   10 баллов — показатель S больше чем 1,00.     8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.     6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.     4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.     0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития:

   10 баллов — очень высокий.     8-9 баллов — высокий.     6-7 баллов — средний.     4-5 баллов — низкий.     0-3 балла — очень низкий. 

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

-Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Приложение 1 Таблица 1 Возраст Сенсорное развитие Органы чувств - анализаторы (А) Эмоции (Э) Движения (Д) Подготовительные этапы развития речи (Р) Формирование навыков и умений (Н) Зрительный (Аз) Слуховой (Ас) Движения руки и действия с предметами (Др) Движения общие (До) Понимание речи или пассивная речь (Рп) Активная речь (Ра) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 дней Удерживает в поле зрения движущийся ...

-Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».  Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.  «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Тестовый материал

Примеры набора слов:  Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.  Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.  Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

-На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.  Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.  Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:  — при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;  — при неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и ко­лебаниях внимания.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМКРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет Психолого-ПедагогическийКафедра Методик преподавания КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период Студентки Курса 03 Группа ЗНК 6-03Микульските Снежаны ИгоревныПреподаватель ...

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Выводы об уровне развития:

10 баллов очень высокий

8-9 баллов высокий.

4-7 баллов. средний

2-3 балла низкий.

0-1 балл очень низкий.

Исследование мышления на наглядном материале сюжетных картинок – последовательные картинки.

«Что сначала, что потом»

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевую задержку или задержку психического развития в целом или другие нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п.

17 стр., 8485 слов

Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от уровня развития памяти

... на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд и более. Шкала оценки уровня развития 10 - 8 баллов - высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти; ... взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает ...

Мы предлагаем серию парных картинок, где каждая пара содержит причину и следствие. К ним прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

2. «Мальчик попал под дождь» и «мальчик мокрый»

3. «Маша упала» и «Маша плачет».

4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».

5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках»

6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

7. «Петя едет на велосипеде и смотрит на ворону» и «Петя упал с велосипеда».

Педагог предлагает детям (ребенку) пару картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; дети должны определить, что было сначала, а что — потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую — картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала — на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому» или другие слова-связки, которые отрабатываются на занятии. Начинать следует, выстраивая картинки в «прямой» последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению «обратной» последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Лучше не использовать на первых занятиях сразу все способы передачи причинно-следственных отношений, а вводить союзы постепенно. Если дети умеют читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием. По предложенному взрослым образцу дети составляют предложения по оставшимся парам картинок.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; младенчество Психологические предпосылки благополучной беременности и родов Как подготовиться к рождению ребенка? Появление ребенка: что меняется в жизни родителей? Психологическое развитие в первый год жизни Детско-родительские отношения в младенчестве 2. Дошкольный возраст Развитие ...

Методика «Неполные фигуры» Е.П. Торренс.

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши.

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.

Посмотри на свой лист, используя данную фигуру, нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».

Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут.

Обработка и анализ результатов:

Работы оцениваются в баллах:

0 баллов — задание не выполнено;

1 балл — дорисовывает фигуру (элемент), но уже с разными деталями;

2 балла — изображает отдельный предмет, но уже с разными деталями;

3балла — изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»;

4балла — изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;

5баллов — изображает предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа.

Тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина

Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5-12 лет.

Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе, цветные карандаши

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии. »

Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

На каждое изображение даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:

1. Изображены ли все заданные объекты;

2. Реалистичность изображения;

3. Уникальность изображения;

4. Использование в изображении всех предложенных фигур.

Каждый пункт оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше развито воссоздающее воображение.

1балл — за каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже.

2балла — за изображение, которое оценивается «можно и так».

3балла — за изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.

4балла — за изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное.

5баллов — за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации

.

Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Тест на определение уровня развития речи у детей

Покажите ребенку картинку слона. Пусть он вни­мательно посмотрит на нее и попробует описать, то есть рассказать, что он видит. Не надо задавать ребенку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно по­пробует свои силы в этом нелегком деле.

Варианты описаний:

«Не знаю». — 0 баллов;

«Слон. Не знаю больше» — 1 балл;

«Слон. Он маленький. Он сидит». — 2 балла;

«Это слоненок, он си­дит. У него хобот. Уши. Четыре ноги. Хвост.» — 3 балла;

«На картинке нарисо­ван слоненок. Он сидит.

Свой хобот подогнул внутрь, наверно, он куша­ет». — 4 балла;

«На картинке нарисо­ван слоненок. Он сидит.

У слоненка большие уши и длинный хобот.

Свой хобот он подогнул внутрь.

Бровки малыша припод­няты. Он чем-то удивлен.

Это добрый и веселый сло­ненок». — 5 баллов.

Результат

0—1 балл — низкий уровень.

У ребенка плохо развита речь. Вам необходимо ему много читать, заставлять его пересказывать.

2—3 балла — средний уровень. Речь ребенка развита удовлетворительно.

4 балла — хороший уровень. Речь развита хорошо. Однако, следует расширять активный словарный запас.

5 баллов — высокий уровень. Речь развита отлично. Необходимо давать ребенку как можно больше творческих заданий.

Методика «словарная мобильность». Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. Задание А.  Придумай как можно больше слов на букву С.  Время 1 мин.  Оценка. 6 — 7 слов — высокий уровень;  4 — 5 слов — средний,   2 — 3 слова — низкий. Задание Б.  Оканчивание слов.  Ход работы. Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По…». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона… » и т. д.  Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9)ку, 10) зо. Дополнил все предложенные слоги до целого слова — высокий уровень. Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень.  Смог дополнить только 2 слога — низкий уровень. Задание В.  Образование предложений с данными словами. Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова: 1) девочка, мячик, кукла; 2) лето, лес, грибы. Оценивается правильность составления фразы.

Задание Д.  Словообразование. Как будет называться маленький предмет?  мяч — мячик;  рука — …;  солнце — …;  трава — …;  плечо — …;  ухо — …;  таз — …  Оценка: 6-7 баллов — высокий уровень,  4-5 баллов — средний,  2-3 балла — низкий. Задание Е.  Словообразование. Если предмет сделан из железа, то какой он? железо — …;  дерево — …;  снег — …;  пух — …;  бумага — ….  Оценка: 4-5 баллов — высокий уровень,  2-3 балла — средний,  0-1 балл — низкий.