Опросник шк.мотивации Лускановой

Для изучения характера мотивации учащихся использовалась Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

— широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

— учебно-познавательные мотивы — ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

— мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

— широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

— узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

— мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения.

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Цель методики.Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.

8 стр., 3731 слов

Психофизиология мотивации

... устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая ... активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную.           Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных ...

Возрастные ограничения.Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.

Процедура диагностики.Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы.Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция.

«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

  • мало
  • много
  • нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Обработка.Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.

Интерпретация.

26 стр., 12819 слов

Особенности адаптации ребенка к школе в зависимости от психологического ...

... Именно в этом возрасте происходит формирование личности школьника. Поступление ребенка в школу меняет его образ жизни. Он учится быть дисциплинированным, выполнять требования, предъявляемые ... Объект исследования: процесс адаптации первоклассников. Предмет исследования: особенности адаптации ребенка к школе в зависимости от психологического климата в семье. Цель исследования: изучить влияние ...

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

15 стр., 7237 слов

Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП

... а именно адаптацию к школе. 1.2 Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста При поступлении ребенка в школу происходит изменение его картины ... фактора, влияющего на адаптацию к школьной деятельности. Под школьной адаптацией мы будем понимать во-первых, степень овладения ребенком необходимыми в учебной деятельности умениями и навыками, а ...

Психология ребёнка. От рождения до 11 лет. Методики итесты. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.