Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 4

Введение 2

Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 4

1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 4

1.2 Ведущая деятельность младшего школьника 8

Глава 2 Роль учебной деятельности в развитии в личностном развитии младшего школьника. 11

2.1 Развитие личности младшего школьника посредством учебной деятельности и родителей. 11

2.2.  Влияние мотивации учебной деятельности на развитие младших школьников 14

Заключение 20

Список использованных источников 21

Введение

Младший школьный возраст определяется переходом от игровой деятельности к учебной деятельности. Учебная деятельность становится в центре данного возраста и представляет дальнейшее успешное развитие личности. Учебная деятельность характеризуется не только успешностью усвоения академического материала и присвоением соответствующей оценки, учебная деятельность способствует изменению и развитию познавательных процессов.

Каждое новое познание ребенка в процессе деятельности накладывает определенный отпечаток на особенности его психофизиологического развития: тревожность, стрессоустойчивость и т.д. Поведение в процессе учебной деятельности также приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения.

Исходя из выше перечисленных особенностей была определена тема исследования «роль учебной деятельности в личностном развитии младшего школьника».

Цель исследования – рассмотреть роль учебной деятельности в личностном развитии младшего школьника.

Объект исследования – роль учебной деятельности в личностном развитии

Предмет исследования – личностное развитие младшего школьника

Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности личностного развития в младшем школьном возрасте.
  2. Выявить роль учебной деятельности в развитии личности младшего школьника.
  3. Изучить значимость мотивации учебной деятельности в развитии личности младшего школьника.

Основу данного исследования составляют работы культурно-исторической теории развития психики ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович); теория деятельности (А.Н. Леонтьев), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теория и метод планомерного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

5 стр., 2095 слов

Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования ...

... внимания младших школьников в учебной деятельности. Методы изучения свойств памяти. Приемы развития памяти. Мнемотехнические приемы запоминания Литература: 1. Белоус, А.Н. Проблема развития памяти на ранних этапах онтогенеза в исследованиях белорусских психологов // Развитие ...

Методы исследования: общетеоретические методы (анализ, синтез).

Теоретическая значимость работы заключается в выявленных положениях о влиянии учебной деятельности на развитии личности младшего школьника, выявлена значимость мотивации в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.

Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст представляет собой период развития от 7 до 11 лет, знаменуется окончанием дошкольного возраста кризисом 7 лет и началом подросткового возраста в период 11 лет.

Период активного развития мотивационной сферы приходится на младший школьный возраст.

Данный период характеризуется развитием таких качеств как:

  • нравственность;
  • эстетика;
  • этика;
  • основы поведения;
  • культура поведения.

Данный возраст является периодом, когда ребенок постигает процесс учения, ему интересно все новое, но это не касается только учебной деятельности. Для него открыт горизонт возможностей.

Правильное формирование всех вышеперечисленных характеристик именно в младшем школьном возрасте позволит в период подросткового возраста не потерять потребность в удовлетворении познавательной активности.

Познавательная активность проявляется в учебной деятельности, однако отмечен тот факт, что чем более ребенок успешен в учебной деятельности, тем больше у него интереса к ней [1].

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать[2]:

1) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2) рефлексия;

3)внутренний план действий;

4)развитие познавательного отношения к действительности;

Кризис отрочества [3].

Конец младшего школьного возраста знаменуется особым кризисом. Данный кризис содержит в себе позиции, когда мотивация учебы исчерпана-это еще одна житейская потребность, а содержательный мотив учения еще не проявился.

Симптомами данного кризиса могут быть следующие проявления:

  • невыполнение домашних и занятий в классе, нежелание их выполнять;
  • нарастающий уровень конфликтности со стороны ученика по отношению к учителям.

Выявлен факт, говорящий о том, что чем меньше ребенок является успешным в учебной деятельности, тем меньше у него к этой деятельности интерес.

16 стр., 7828 слов

Организация работы по формированию учебной мотивации младшего школьника

... и приемы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Объект исследования - формирование учебной мотивации. Предмет исследования - методы и приемы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. ... с. 65]. Исследователи выделяют частный вид мотивации, включенную в учебную деятельность - учебную мотивацию или мотивацию учения. Как и любой другой вид, ...

В школьной среде статус ученика достаточно устойчив и при переходе в среднюю школу данное положение сохраняется. В этот момент происходит процесс обострения всех знаний, навыков, умений, а неразвитость данных положений усугубляет всю ситуацию [2].

В процессе пристройки ребенок «ориентируется на себя», на свои проявления качеств и умений.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 – 7 – 10–11 лет).

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах[4].

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц.

Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии – комплекс неполноценности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.

Психологическая проблема школьного обучения является очень значимой и важной. Современная школа требует высокой развитости функциональной подготовленности от ребенка.

Психологическая готовность есть многоуровневое образование.

В психологической готовности выделяют следующие компоненты.

1. Личностная готовность.

– Процесс развития мотивационной сферы, а также его уровень. Познавательные интересы. Желание и цель занять свое место в социальных отношениях, выполнять важную деятельность учения.

– Показателем выступает внутреннее состояние готовности стать школьником. Психологические новообразования являются своеобразным сплавом, которое готовит ребенка к школьному обучению[4].

– Произвольная сфера: развитее произвольного внимания, памяти, способность выполнять задания по образцу, по намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

– Ориентировка в окружающем, запас знаний.

– Уровень развития восприятия и наглядно — образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

– Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха)[2].

3. Двигательная готовность.

– Мелкая моторика.

– Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

– способность слушать внимательно, выполнять задания последовательно и по указаниям;

– самостоятельность при выполнении задания;

– ориентировка на условия задач как систему, преодолев при этом факторы, которые могут отвлечь.

9 стр., 4049 слов

Развитие чувств младших школьников средствами фольклора

... и психологов уделяется вопросампсихологии младшего школьника, даются практическиерекомендации по развитию чувств у учащихся начальной ... совестью. Интеллектуальные чувства возникаютв процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами творчеством.Интеллектуальные ... те чувства,которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного,комического, трагического, ...

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется развитием нравственности, этических положений, основ поведения. В данный период развития ребенок постигает процесс учения, ему интересно все новое, но это не касается только учебной деятельности. Для него открыт горизонт возможностей.

1.2 Ведущая деятельность младшего школьника

В младшем школьном возрасте ребенок выполняет такие виды деятельности как игровая деятельность, трудовая, занятия спортом и искусством.

Однако несмотря на все это, ведущая деятельность – учебная. Учебная деятельность не рассматривается только в качестве учебных занятий, она рассматривается шире, с позиции получения новых знаний во время труда, отдыха, игры. В этот период ребенок активно постигает новое и учится. Его знания приобретают все более масштабный характер.

Учебная деятельность выступает в качестве деятельности, которая непосредственно направленна на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [6].

Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты.

На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (оказался рядом за одной партой, живут поблизости).

Постепенно, к 10 –11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности [4].

Основные новообразования младшего школьника следующие:

1.В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сенситивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению[2].

2. Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

3 стр., 1202 слов

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

... восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники ... по теме психологических особенностей детей младшего школьного возраста 2. изучить особенности психологии младших школьников 3.изучить возрастные психологические особенности памяти младшего школьника. Методы исследования: для ...

  1. Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы).

    Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом[3].

  2. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память[11].
  3. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.)[2].

Деятельность младшего школьника целенаправленно на постижение окружающего мира, его восприятие, создание целенаправленных занятий, которые смогут развить чувственное восприятие. Посредством развивающих занятий можно развить чувственное восприятие окружающего мира.

Развитие творческих способностей является важным этапом в становлении и развитии личности.

Младший школьник через познание окружающего мира становится более социализированным и адаптированным к быстро меняющимся жизненным условиям.

Таким образом, в период младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится учение. Учебная деятельность выступает в качестве деятельности, которая непосредственно направленна на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Ведущая деятельность способствует развитию рефлексии и познавательных процессов.

Вывод к первой главе:

Деятельность младшего школьника целенаправленно на постижение окружающего мира, его восприятие. Создание целенаправленных занятий, которые смогут развить чувственное восприятие, очень значимы. Посредством развивающих занятий можно развить чувственное восприятие окружающего мира.

Развитие творческих способностей является важным этапом в становлении и развитии личности.

13 стр., 6322 слов

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников

... является мотивация учебной деятельности младших школьников Предметом исследования выступает влияние мотивации на успеваемость младших школьников. Цель исследования: изучить возможную зависимость успешности учебной деятельности младших школьников от мотивации. В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что дети с ...

Младший школьник через познание окружающего мира становится более социализированным и адаптированным к быстро меняющимся жизненным условиям.

Глава 2 Роль учебной деятельности в развитии в личностном развитии младшего школьника

2.1 Развитие личности младшего школьника посредством учебной деятельности и родителей.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а иногда и научную литературу, выискивать информацию в Интернете, слушать теле- и радиопередачи, посвященные воспитанию, обучению и развитию детей. Однако число таких родителей невелико. Если ребенок не справляется с учебной нагрузкой, педагоги обычно требуют, чтобы родители усилили контроль над ними, в частности, следили за приготовлением уроков[7].

Однако подобные требования порой оказываются выше их реальных возможностей. Жизнь диктует свои условия выживания, и для многих родителей на первом месте стоят здоровье и материальное благополучие семьи. Естественно, учебная деятельность ребенка занимает не менее важное место, но высокая занятость, а также низкий образовательный уровень не всегда позволяет оказать реальную помощь[13].

Причины снижения успеваемости часто кроются в нерациональной организации режима дня, низком уровне самостоятельности, отсутствии познавательных интересов. Обычно резкое снижение работоспособности, утомление и переутомление учащихся являются следствием нерационально организованного режима дня. Считается, что следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители [14].

Однако довольно часто они и сами не отличаются организованностью, склонны к хаотичности в делах, к чему невольно приучают и своих детей. Другие слишком заняты работой.

В обоих случаях большую часть свободного от школы времени ребенок посвящает так называемому отдыху: смотрит телевизор, играет в компьютерные игры или «шатается» без дела на улице. Все накопившиеся за день проблемы и дела переносятся на вечерние часы, когда родители возвращаются с работы.

Одна из ежедневных проблем связана с выполнением домашнего задания. Учащиеся младших классов должны овладеть техникой самостоятельной работы, усвоить рациональные приемы организации труда.

Однако многие родители, вместо того, чтобы показать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, либо только контролируют выполнение, либо подменяют ребенка в работе, показывая ему допущенные ошибки, называя правильный ответ или просто выполняя всю его работу. Подобная «помощь» делает бесполезным весь процесс подготовки ребенком домашних заданий.

Не менее вредна и другая крайность, когда родители, считая, что у ребенка после его поступления в школу должны автоматически появиться самостоятельность и ответственность, полностью устраняются от контроля над выполнением им школьных обязанностей.

Подобная воспитательная направленность взрослых не способствует формированию ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Более того, недоразвитие самостоятельности, подавление взрослым инициатив ребенка либо устранение от поддержки его действий ведет не только к задержке в развитии, но и к личностной деформации ребенка (повышенная тревожность, всевозможные страхи, неуверенность в себе, невротизм).

3 стр., 1372 слов

Способы активизации познавательной деятельности младших школьников

... 1. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников 1.1. Учебная и познавательная деятельность Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в ... Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993 37. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998. – 196с. 38. Эвристический метод. ...

Занятия в студиях, кружках, секциях приучают школьников начальных классов к организованности, учат их грамотно распоряжаться своим временем, быть собранными.

При этом школьники, имеющие стойкие интересы и увлечения, как правило, имеют и стабильную успеваемость. Кроме того, увлечения обогащают личность ребенка: он становится более интересным для сверстников, круг его социальных контактов расширяется.

Младший школьный возраст обычно характеризуется бурным развитием сферы интересов и увлечений, это один из самых благодатных периодов в развитии способностей ребенка. Поэтому одной из обязанностей родителей является грамотная организация его свободного времени. Опасность могут представлять две крайности.

Стремление родителей максимально развить таланты своего ребенка должно быть подкреплено их готовностью распознать его задатки, предоставить ряд возможностей попробовать себя в разных областях деятельности[16].

При этом необходимо следить, какие занятия вызывают у ребенка наибольший интерес, приносят ему удовольствие.

Распознавание и развитие талантов ребенка находится в сильной зависимости от воспитательных способностей родителей, от наличия у них желания и терпения на проведение такой кропотливой работы.

Более того, учебная деятельность школьников, качество выполнения ими домашних заданий часто становятся причиной разногласий в семье.

Таким образом, учебная деятельность направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем.

Что касается готовности родителей к обучению ребенка в школе, то в первую очередь она определяется верой в его способности, готовностью в любых ситуациях поддерживать интерес школьника в учебе и помогать ему в обретении самостоятельности, поддерживать уверенность в своих силах.

2.2. Влияние мотивации учебной деятельности на развитие младших школьников

Изучению особенностей развития детей младшего школьного возраста посвящено большое количество исследований отечественных психологов.

Каждый возрастной этап развития ребенка характеризуется определенной ситуацией развития и взаимодействием ребенка с окружающей действительностью. В соответствии с этим жизнь ребенка на каждом возрастном этапе наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой ведущей деятельностью. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность [34, с.94]. Именно этот возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность.

Л.И. Божович отмечает, что к концу дошкольного возраста у детей появляется внутренняя потребность учиться, в связи с чем появляется интерес к школе и школьной жизни [4, с.17]. Младший школьный возраст является очень важным периодом в формировании личности ребенка. И от того, насколько будет сформирована его мотивационная сфера, особенно учебные мотивы, зависит его успех в учении. Следует отметить, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Именно поэтому вопрос об особенностях и проблемах мотивации учебной деятельности младших школьников звучит в современной науке наиболее остро и актуально.

7 стр., 3243 слов

Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности

... и процессу учения определяет успехи студента в учебно-профессиональной деятельности. 2. Мотивация учебной деятельности студентов Разные авторы называют разные мотивы ... всех курсах занимал четвертое место; характерно, что от младших к старшим курсам его рейтинг падал, в то ... заявила, что им нравится работа и общение с детьми. Остальные (из ориентированных на педагогическую профессию)пришли в ...

 Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью [1, с.41]. Взрослые –близкие, учителя, начинают общаться с ребенком не просто как с ребенком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться.

Учебная деятельность, став ведущей деятельностью младшего школьника, кардинально меняет весь уклад жизни ребенка: отношения «ребенок-взрослый» переходят на новый уровень, появляются новые обязанности, меняются также и отношения ребенка с другими детьми. Когда ребенок начинает учиться в школе, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. На первый план выходят отношения «ребенок — учитель», которые пронизывают всю жизнь ребенка, и от которых зависят все благоприятные для жизни условия. И.С. Славина отмечала, что система «ребенок — учитель» определяет отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям [29, с.71].

Направленность младших школьников определяется не только их учебными, познавательными и общественными интересами. Все большую роль в поведении и деятельности ученика начинают играть нравственные побуждения, мотивы общественного порядка. Они проявляются в содержании и формах его активности, которая наиболее отчетливо выражена в его учебной деятельности и в общении с товарищами [9, с.89].

Процесс становления учебной деятельности и формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте является сложным. Когда ребенок приходит в школу, у него, по сути, внутренняя учебная мотивация слабо сформирована. Ребенок принимает новую роль ученика. Его ведущей деятельностью становится учение. Но игра и игровые мотивы также остаются. Поэтому в начале учебной деятельности у ребенка может доминировать игровой мотив. К тому же такое доминирующее положение мотива может оставаться на протяжении нескольких лет. В этом случае особенно важным является изучение у ребенка характера его мотивов и организация условий для формирования учебных мотивов. Учебной деятельности ребенка только предстоит развиваться [13, с.31].

Исследователи, занимающиеся проблемой учебной мотивации младших школьников, отмечают ряд позитивных и негативных особенностей, обусловленных возрастными особенностями младшего школьного возраста. К позитивным особенностям учебной мотивации относят:

1. Общее положительное отношение младших школьников к школе. Большинство детей, приходя в первый класс, действительно положительно отзываются о школе, хотят учиться и ходить в школу.

5 стр., 2094 слов

Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников ...

... изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе 1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии Мотивация является одним из важнейших компонентов деятельности человека. В психологическом ...

2. Повышенная любознательность и широта познавательной потребности. Данная особенность проявляется в желании детей младшего школьного возраста все знать.

3. Открытость, доверчивость и вера в авторитет учителя.

4. Готовность выполнять задания [8, с.46].

К негативным особенностям учебной мотивации относят:

1. Неустойчивость интересов младшего школьника. Его интересы быстро появляются, но также быстро и угасают, требуют постоянной поддержки.

2. Слабая осознанность мотивов учения [8, с.51].

Кроме того, характерной особенностью мотивации младших школьников является слабо развитое понимание цели учебной деятельности, необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности и для того, чтобы уметь понять и объяснить происходящее вокруг них. Младшие школьники обычно понимают необходимость и важность учения «вообще», но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок [18, с.67].

В исследованиях М.В. Матюхиной отмечается, что высоко успевающие школьники понимают важность и необходимость учения, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению [22, с.89]. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию к учению. Если содержание учебной деятельности их и привлекает, то познавательная потребность выражена слабее, у них выражен игровой или внешний мотив, мотив «избегания неприятностей». Уровень притязаний невысок [17, с.236]. В младшем школьном возрасте учебная мотивация развивается следующим образом: от интереса к внешней стороне пребывания в школе, к первым результатам своей деятельности и далее — к самим способам добывания знания. Социальные мотивы развиваются от общего нечеткого понимания значимости школы к пониманию причин необходимости школьного обучения [28, с.65].

В каких направлениях развивается мотивация учения?

1. Широкие познавательные мотивы могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы.

2. Мотивы самообразования в младшем школьном возрасте ещё не выходят на первый план и зачастую представлены как интерес к дополнительным источником знаний.

3. Широкие социальные мотивы развиваются от общего нечеткого понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться.

4. Узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить одобрение взрослых — учителей и родителей.

5. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении [20, с.83].

Младший школьник только ещё учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной процесса у младших школьников закладывается умение самостоятельной постановки цели, умение соотнесения цели со своими возможностями. В течение обучения в первом классе дети начинают все больше интересоваться отдельными предметами, явлениями природы и событиями из жизни людей. У них возникают вопросы, связанные с содержанием учебных предметов и с разнообразными событиями общественной жизни, что создает благоприятную почву для формирования внутренней учебной мотивации.

 При  появлении отметки в обучении младшего школьника на первое место зачастую выходит мотив получения высокой отметки [2, с.63]. Необходимо отметить, что учебно-познавательные и другие широкие мотивы на протяжении всего младшего школьного возраста не занимают ведущего места.

В процессе учения мотивация младших школьников может меняться. На ее изменения оказывают влияние различные факторы: стремление обходить или преодолевать трудности, длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий и др.

Исследователи мотивации учебной деятельности младших школьников выявили интересный факт. Было установлено, что в первых и вторых классах интерес к учебной деятельности учащихся возрастает, а потом заметно снижается к третьему классу. Такое снижение интереса, как показывает анализ, особенно ярко происходит в таких классах, где учитель сделал установку на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер [8, с.90].

В целом, к концу младшего школьного возраста интерес к учению снижается, возникает «мотивационный вакуум», закономерным итогом которого становится снижение учебной мотивации. Положительное отношение к школе закономерно угасает, поскольку оно уже удовлетворено у ученика, ребенок привыкает к школе, пребывание в школе теряет непосредственную эмоциональную привлекательность. Отмечается, что такое снижение мотивации к концу третьего класса может и не происходить, если учитель сможет добиться, чтобы понимание значимости учения было подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний [9, с.143].

Таким образом, к концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив, который проявляется как интерес не только к новым знаниям и общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Это, несомненно, поможет формированию положительного отношения к учебному процессу в данном возрасте. Наличие учебно-познавательного мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу.

Вывод ко второй главе:

Учебная деятельность направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную работу. Учебная деятельность способствует развитию самостоятельности и ответственности, развивает способность эффективно управлять своим временем, формирует собранность младшего школьника.

Основной проблемой мотивационной сферы учащихся младших классов является несформированность внутренней учебной мотивации, слабо развитое понимание цели учебной деятельности, а также преобладание игровых мотивов учения. К концу младшего школьного возраста необходимо сформировать у учащихся учебно-познавательный мотив, который проявляется как интерес к способам добывания новых знаний, поскольку наличие этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Поэтому весьма важным является изучение учебной мотивации младших школьников с целью диагностики доминирующих мотивов и возможности своевременно провести коррекционно-развивающую работу по формированию учебно-познавательного мотива учебной деятельности.

Заключение

На основании изученного и проанализированного материала были сделаны следующие выводы, раскрывающие роль учебной деятельности в личностном развитии младшего школьника.

В младшем школьном возрасте, учебная деятельность учащегося всецело направлена на постижение окружающего мира, его восприятие. Посредством учебной деятельности происходит развитие творческих способностей, которые оказывают значимое влияние на становление и развитие личности. Учебная деятельность направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную работу. Учебная деятельность способствует развитию самостоятельности и ответственности, развивает способность эффективно управлять своим временем, формирует собранность младшего школьника.

Посредством учебной деятельности, младший школьник через познание окружающего мира становиться более социализированным и адаптированным к быстро меняющимся жизненным условиям. Учебная мотивация в процессе деятельности, так же играет существенную роль, поскольку именно мотивация определяет необходимость школьного обучения. Сформированный учебный мотив в младшем школьном возрасте, является необходимым условием для формирования учебно-познавательного мотива, который проявляется как интерес к способам добывания новых знаний.

Список использованных источников

  1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.
  2. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб, 2001. – 310 с.
  3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М, 1995 — 210 с.
  4. Головей, Л.А Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Речь, 2005. – 668 с.
  5. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 28  с.
  6. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В в Давыдов — М: Педагогика, 1986 — 240 с.
  7. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – «Айрис-пресс», 2005. – 238 с.
  8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / Кулагина И.Ю. – М: УРАО, 1997.– 176 с.
  9. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
  10. Павелко Р В Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р В Павелко, О П Цигипало — М.: Академ-выдал 2011 -373 с.
  11. Понятие академическая успеваемость // понятие успеваемости [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа : http: //www.psylist.html. – Дата доступа: 19.11.2014.
  12. Психология, педагогика // Академическая успеваемость [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: . – Дата доступа: 19.11.2014.
  13. Понятие академическая успеваемость // академическая успеваемость [Электронный ресурс]. –2007. – Режим доступа : http://www.kurdyumov.ru. html. – Дата доступа : 19.11.2014.
  14. Павелко Р. В. Развитие морального сознания и самосознания в детском возрасте: монография / P. В. Павелко — М.: Вол, обереги, 2004 – 248 с.
  15. Солдатова, Е.Л. «Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез» / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова.– Ростов н/Д: Феникс, 2004.– 384 с.
  16. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М.: МГУ, 1980. – 176 с.
  17. Савчин М В Возрастная психология / М В Савчин. — М.: Академвидав, 2006 — 360 с
  18. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск. 1989. – 218 с.
  19. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005.– 349 с.
  20. Цветков, Э.A. Мастер самопознания, или Погружение в Я / Э.A. Цветков. – СПб.: Лань, Полисет, 1995. – 192 с.
  21. Феноменология нравственного развития личности: детерминация, механизмы, генезис: монография / под ред Р В Павел-Кива, Н В Корчаковои — М.: Вл обереги, 2009 — 368 с

23