Критерии оценки тестовых заданий

Тесты по теме проведенных занятий проводятся в начале следующих занятий (исключение составляет последнее занятие, тест по которому проводится в конце данного занятия).

В случае опоздания на занятия и, соответственно, опоздания на тест, дополнительное время на его прохождение не выделяется, тест считается не написанным и пересдаче не подлежит.

Тесты предназначены для проверки усвоения основных понятий курса экспериментальной психологии, разобранных на соответствующих практических занятиях, а также усвоения содержания разобранных на занятии экспериментальных примеров.

Для подготовки к тесту необходимо ознакомиться с литературой к занятию (см. перечень литературы к соответствующим практическим занятиям), выписать соответствующие понятия; в случае пропуска занятия – дополнительно прочитать литературу по занятию.

Тесты проводятся в устной форме. Преподаватель зачитывает вопрос и варианты ответов к нему. Студенты должны отметить на листе номер вопроса и вариант ответа к нему.

В каждом тесте содержится от 7 до 10 вопросов. На каждый вопрос может быть от 2 до 4 вариантов ответа. Несколько вариантов ответа могут одновременно быть правильными, в этом случае студенту необходимо записать все варианты. Если студенту кажется, что ни один из предложенных вариантов ответа не подходит к вопросу, он может записать свой собственный вариант ответа.

Правильный ответ на каждый вопрос дает 1 балл. Выполнение тестов оценивается в процентах – правильные ответы на все вопросы теста дают 100 %. Исправленные варианты ответов (например, зачеркнутый один вариант ответа с написанным рядом другим вариантом) оцениваются в 0,5 балла.

Если из 2 (или более) верных вариантов ответа на вопрос указан лишь один из них, ответ засчитывается как неправильный (0 баллов).

Если результат выполнения теста составляет менее 60 %, тест считается несданным (оценка неудовлетворительно).

Тест пересдаче не подлежит. Студент не может претендовать на получение бонуса по курсу. Студенту, получившему неудовлетворительную оценку за тест, рекомендуется обратиться к литературе, предложенной для подготовки к занятию.

Если результат теста составляет от 60 % до 75 %, тест засчитан (оценка «удовлетворительно»).

Если результат теста составляет от 76 % до 90 %, тест засчитан (оценка «хорошо»).

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот ...

Если результат теста составляет от 91 % до 100 %, тест засчитан (оценка «отлично»).

Преподаватель сообщает результаты тестов на следующем занятии. В случае возникновения вопросов студент может задать их преподавателю в часы консультаций.

 

3.5. Краткое содержание практических занятий[1]

Занятие 1. Искусство операционализации психологических
понятий

Цель: научить студентов формулировать четкие операциональные определения психологических понятий и их использовать в эксперименте и наблюдении.

Задачи:

1. Потренироваться в применении метода наблюдения, а именно в формулировании операционального определения исследуемого понятия (на примере конформизма) и разработке на его основе единиц наблюдения.

2. Научить определять независимые переменные (НП) и зависимые переменные (ЗП), а также способы их фиксации и измерения для проверки экспериментальной гипотезы, учитывать возможности измерения при планировании эксперимента.

3. Научить осуществлять проверку эффективности операционализации (в соответствии с интерпретацией феномена, операционализация должна учитывать релевантные факторы и не включать иррелевантные).

Задание для подготовки к занятию

Прочитайте литературу к занятию и выпишите в тетрадь определения ключевыхпонятий:операциональное определение, эффективная операционализация, эмпирические показатели, релевантные переменные, надежность данных наблюдения, согласованность наблюдателей.

Литература для подготовки к занятию

1. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. М., 2001. С. 82–86 (об операционализации).

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 45–55 (о типах эмпирических данных), с. 61–88 (о методе наблюдения).

3. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. СПб., 2002. С. 371-380 (эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности. Идеальная стратегия.)

Домашнее задание

Прочитайте предложенную литературу и ответьте на вопрос: «Является ли конформность устойчивой личностной характеристикой или ее проявление целиком зависит от ситуации (группы)?». Приведите доказательства выбранной позиции (перечислите факторы, которые, по Вашему мнению, влияют на проявление конформности человеком).

Придумайте или найдите в текстах описание эксперимента, позволяющего проверить Вашу гипотезу.

Литература по феномену конформности

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 269–278.

2. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. С. 208–224.

3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С. 75–82, 134–143 (факультативно).

 

Занятие 2. Искусство выведения проверяемых следствий
из теории

Цель: рассмотрение реализации принципов независимой проверяемости и фальсификации с помощью выведения следствий из гипотез.

Задачи:

1. На примере исследований внимания продемонстрировать соотношение теоретических и эмпирических гипотез в эксперименте и правила выведения следствий из гипотез.

2. Потренироваться в выдвижении и формулировке проверяемых следствий из теории, направленных на ее верификацию или фальсификацию.

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

... другу; научная досто-верность как результат всесторонней верификации фактов. Предвестником экспериментальной психологии, возникшим на основе позитивизма, является __психофизика_ , __ставившая зада-чу ... предпочтение в восприятии.(Отсюда, возможно, попу-лярность явно псевдонаучных но прегнантных “теорий”.) Среди наиболее известных представителей гештальтпсихологии - не-мецкие ученые __К.Коффка__ ...

3. Потренироваться в планировании экспериментальных исследований, нацеленных на проверку выведенных следствий.

Задание для подготовки к занятию

Прочитайте литературу к занятию и выпишите в тетрадь определения ключевых понятий: эксперимент, теория, гипотеза, экспериментальная гипотеза, контргипотеза, конкурирующая гипотеза, принцип независимой проверяемости, гипотетико-дедуктивный способ проверки теории.

Литература для подготовки к занятию

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 20–25.

2. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. СПб., 2006. С. 31–34.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 19–22, 121–125.

4. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003. С. 243–244.

Домашнее задание

Придумайте (или найдите в литературе) эксперимент, позволяющий осуществить независимую проверку следствий из теории ранней селекции в любой другой модальности (например, зрительной) и опишите его. При выполнении этого задания необходимо сначала сформулировать теоретическое положение проверяемой теории, затем выдвинутое следствие. После этого перейти к подробному описанию эксперимента.

 

Литература по вниманию

1. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2002. С. 100–120.

2. Дормашев Ю.Б., Романов В.А. Психология внимания: Хрестоматия. М., 1995. Гл. 2.

3. Величковский Б. Когнитивная психология: Основы психологии познания. М., 2006. Т. 1. С. 258–270.

4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 134–137 (эксперимент Бродбента).