- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
- «Повести Белкина» А. С. Пушкина.
- Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Своеобразие лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
- Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
- Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».
- Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Своеобразие лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
- Образ женщины в лирике Н. А. Некрасова.
- Тема любви в повестях И. С. Тургенева.
- Роман Гончарова А. И. «Обломов»
- Драматургия А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»).
Практическое занятие № 1 комедия а. С. Грибоедова “горе от ума” (2 часа)
- “Горе от ума” – новый этап в развитии русской драматургии. История создания комедии. Проблематика и основные конфликты комедии. Группировка действующих лиц.
- Сатирическое изображение Фамусова и фамусовщины в комедии.
- Роль и значение образа Софьи в комедии.
- Образ Чацкого – гражданина-патриота, борца против старого мира.
- Художественные особенности произведения. Жанровое своеобразие.
ЛИТЕРАТУРА
- Грибоедов А. С. Горе от ума.
- А. С. Грибоедов в русской критике.
- Алпатова Т. “Магия слова” в художественном мире “Горе от ума” А. С. Грибоедова // Литература в школе. – 2004. – № 8. – С. 2-7.
- Высоцкий А. Л. Стимулируя интерес к внимательному чтению (система занимательных материалов по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 1997. – № 11. – С. 26.
- Гончаров И. А. Мильон терзаний: критический этюд.
- Грибоедов А. Горе от ума // Другие берега. – 1996. – № 45. – С. 45.
- Дитькова С. Ю. Чем отличается ум от разума? К изучению комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2002. – № 6. – С. 38-41.
- Жук М. Л. “Человек, созревший для свободы”. Подготовка учащихся к сочинению по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” // Русская словесность в школах Украины. – 2005. – № 6. – С. 32-33.
- Кантор В. Почему всегда “горе уму” // Вопросы литературы.
9 стр., 4275 слов
Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
... исследования о творчестве К.Ф.Рылеева. 8. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Принципы создания характеров. Особенности ... «Медном всаднике». В.Г.Белинский об исторических поэмах Пушкина. 13. Драматургия А.С.Пушкина. Новаторство трагедии «Борис ... противоречивого человеческого характера. План 1. Композиционные принципы романа (несколько повестей, объединенных одним названием, нарушение ...
– 2004. – № 1. – С. 348-356.
- Клементова Е. Н. Психологизм комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. ІХ класс // Литература в школе. – 2004. – № 10. – С. 24-26.
- Макаров В. И., Матвеева Н. П. Русская классика со словарем // Відродження. – 1995. – № 10. – С. 77.
- Султанов Ю. И. Фамусовская Москва // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 1998. – № 3. – С. 55.
- Цимбаева А. С. “Горе от ума” в историческом контексте // Вопросы литературы. – 2003. – № 4. – С. 98-149.
Практическое занятие № 2
Художественное своеобразие малой прозы
А. С. Пушкина. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
(2 Часа)
- История создания, тематика и композиция повестей.
- Синтез романтического и реалистического в произведениях. Стилистические особенности.
- Образ автора и повествователя. Проблема гиперавторства.
- Образы главных героев произведений.
- Значение «Повестей Белкина» для дальнейшего развития жанра повести в русской литературе.
ЛИТЕРАТУРА
- Анализ имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина. – http://www.aleksandrpushkin.net.ru/lib/ar/author/27
- Анализ своеобразия повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». – http://www.aleksandrpushkin.net.ru/lib/ar/author/26
- Влащенко В. Печальная повесть о горестной судьбе («Станционный смотритель» Пушкина) // Вопросы литературы. – 1998. – № 6. – С. 94-114.
- Белинский В. Т. Сочинения Александра Пушкина. Статьи ст. VIII – IX.
- Эпштейн М. Гиперавторство // Эпштейн М. Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752
Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа)
- Замысел романа, первоначальный план, причины изменений в нём, влияние этих изменений на целостную структуру произведения. Особенности “романа в стихах” в понимании А. С. Пушкина.
- Изображение быта различных социальных слоёв как средство социально-исторической характеристики героев (столичные дворяне, поместные, простой народ).
- Сюжет произведения, логика сюжетного развития, “зеркальность” сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования.
- Лирическая и эпическая стихии в романе, их сюжетно-композиционная роль. Основные темы “лирических отступлений”, многообразие их содержания и функций.
- “Онегинская строфа” как содержательная единица композиции романа. Богатство художественных возможностей, заключённых в ней.
- Проблема финала и десятой главы.
ЛИТЕРАТУРА
Пушкин А.С.
... В конце 1834 - нач. 1835 г. вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст "Евгения Онегина". Две осени ? 1834 г. (в Болдине) и 1835 г. (в Михайловском) ... таланта, было неведомо, что лучшие его произведения были не пропущены в печать. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно "поэтом для себя". Он основывает журнал, названный ...
- Пушкин А. С. Евгений Онегин.
- Безносов Э. “Пошла плясать губерния…” (“Евгений Онегин” А. С. Пушкина и “Мертвые души” Н. В. Гоголя) // Литература. – 1997. – № 11. – С. 9.
- Белинский В. Т. Сочинения Александра Пушкина. Статьи ст. VIII – IX.
- Бонди С. Вступительная и пояснительные статьи в кн.: Пушкин А. С. “Евгений Онегин”. – М., 1976.
- Лотман Б. М. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Л., 1980.
Практическое занятие № 4 Своеобразие лирики а. С. Пушкина и м. Ю. Лермонтова (2 часа)
- Осмысление значимости поэта и его творчества. Мотив пророчества. (А. С. Пушкин:“Пророк”, “Эхо”, “Поэту”, “Памятник”, “Поэт и толпа”; М. Ю. Лермонтов:“Поэт”, “Пророк”).
- Патриотические и гражданские мотивы (Пушкин А. С.: “Воспоминания в Царском Селе”, “Вольность”, “Деревня”, “Послание в Сибирь”; Лермонтов М. Ю.: “Бородино”, “Родина”, “Прощай, немытая Россия”).
Тема дружбы и одиночества (Пушкин А. С.: “Чаадаеву”, “19 октября”, “Послание в Сибирь”; Лермонтов М. Ю.: “Парус”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “И скучно, и грустно…”, “На севере диком…”)
- Философская лирика (Пушкин А. С.: “Вакхическая песня”, “Вновь я посетил…” и др.; Лермонтов М. Ю.: “Дума”, “Выхожу один я на дорогу…”).
- Пейзажная лирика (Пушкин А. С.: “Зимнее утро”, “Зимняя дорога”, “Осень”, “Кавказ” и др.; Лермонтов М. Ю.: “Когда волнуется желтеющая нива”).
- Тема любви (Пушкин А. С.: “Сожженное письмо”, “Я помню чудное мгновенье…”, “Я вас любил…”, “Ты и вы”, “На холмах Грузии…”, “Не пой, красавица, при мне…”, “Мадонна”, “Признание” и др.; Лермонтов М. Ю.: стихи, посвященные Е. Сушковой (“К С…(ушковой))”, “Благодарю”, “Ночь”, “Стансы”), Н. Ивановой (“Н. Ф. И. (“Любил с начала жизни я…”), “Романс к И…” “К*** (“Я не унижусь пред тобой…”), В. Лопухиной (“К*** (“Мы случайно сведены судьбою…”)”, “Она не гордой красотою…”, “ Молитва”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”).
- Авторская манера как основа творческой индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
- Белинский В. Г. Стихотворения Лермонтова. – Собр. соч.: В 9 т. – М., 1978. – Т. 3.
- Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина (статья 5) // Собр. соч. – Т. VII.
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Сквозников В. Лирика Пушкина. – М., 1975.
- Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. – М., 1974.
- Лермонтовская энциклопедия (ст. «Лирика», «Лирический герой», «Мотивы»).
– М., 1981.
- Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
- Апология русской няни: к 250-летию Арины Родионовны / Сост., предисл., прим. и летопись М. Д. Филина. – М.: Русскiй Мiръ, 2009. – 256 с.: ил. — (Большая Московская Библиотека (БМБ)).
- Глухов В. И. Лирика Пушкина в её развитии. — Иваново: ИвГУ, 1998. — 315 с. — 400 экз.
- Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. — 199 с. — 1000 экз.
- Мирошников В. М. «Пророк» А. С. Пушкина как эстетическая программа русской литературы // Литература в школе. — 2008. — № 5. — С. 2-4.
- Соловьёва Л. «Questa è una bruta figura» (Ещё раз об отношении Пушкина к Александру I) // Вопросы литературы. — 1998. — № 6. — С. 125-128.
- Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина: В 2 т. Т. 1. 1799 — 1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 471 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 749).
4 стр., 1765 слов
39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой
... неизвестный литературе, а ... лица. Главный герой – тип ... выразительным. Герой-рассказчик ... присутствует герой-рассказчик, ... которые проходит герой в жизни. ... улицам. Напоминая герою, что он ... состоянии санузла. Герой выглядит жалким ... Место герою досталось ... и герой старается ... и герой, презрев ... человеком, герой считает, что ... как главный герой «выгуливал» ... действия рассказа герой уже Не стесняется ... нот… Герой также ...
— 5000 экз.
Практическое занятие № 5
“ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М. Ю. ЛЕРМОНТОВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН
(2 Часа)
- История создания романа.
- “Герой времени” как сквозная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Смысл понятия “герой” в контексте лермонтовского романа. Проблематика романа.
- Печорин как типический характер “героя времени”.
- Проблема любви и дружбы в романе.
- Композиция романа.
- “Герой нашего времени” как реалистички-романтический социально-психологический роман. Особенности его жанра. Авторская позиция в романе, его философский смысл.
ЛИТЕРАТУРА
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Бабенко К. Для какой цели родился? Система уроков по изучению романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. 9 класс // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2000. – № 8. – С. 59.
- Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова. – Собр. соч.: В 9 т. – М., 1979. – Т. 3. – С. 78-150.
- Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать? // Вопросы литературы. – 2004. – № 4. – С. 282-289.
- Егоров О. Г. Нервический характер в русской литературе. На материале “журнала Печорина” М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 2005. – № 3. – С. 23-25.
- Костюк Е. Н. Изучение романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” сквозь призму портрета Печорина // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2000. – № 3. – С. 45-50.
- Кошелев В. А. Нужен ли Печорину личный психолог? // Литература в школе. – 2005. – № 3. – С. 26-27.
- Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени.
- Федорчук И.
“Души прекрасные мотивы?” Характеристика образа Печорина // Зарубіжна література. – 2004. – № 10. – С. 21-22.
- Хама Т. Герой и время. Материалы к изучению романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова // Зарубіжна література. – 2002. – № 12. – С. 12.
Практическое занятие № 6 художественное мастерство н. В. Гоголя-реалиста в “петербургских повестях” (2 часа)
- “Петербургские повести” – новый этап в развитии русского критического реализма.
- Богатство тематики и проблематики произведения, основной герой повести. Образ Петербурга.
- Повесть “Шинель” как этапное произведение русской литературы. Образ Башмачкина. Способы обрисовки образа.
- Реалистический гротеск в повести “Нос”.
- Проблемы искусства в повести “Портрет”.
- Приемы типизации, реалистическая фантастика, гипербола, гротеск, мастерство художественной детали, речевая характеристика персонажей.
ЛИТЕРАТУРА
Рене как романтический герой в романе Р. Шатобриана
... другим новых поколений. Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение ... — (фр. romantisme, от средневекового фр. romant — роман) — направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения ... доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир которой ...
- Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9-ти томах. – Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834-1836. – М.: Худож. лит., 1976. – 138-185.
- Брюсов В.Я. Гипербола и фантастика у Гоголя. – http://gogol.lit-info.ru/gogol/bio/giperbola-i-fantastika.htm
- Золотусский И. П. Гоголь. – М., 1984.
- Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. – М., 1971.
- Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
Практическое занятие № 7 Комедия н. В. Гоголя «Ревизор»: сатирический модус и психологические типажи
- Комедийное наследие Н. В. Гоголя. Место «Ревизора» в драматургии писателя.
- Отражение в комедии русской действительности 30-х гг. Истинный и мнимый конфликт “Ревизора”.
- Хлестаков, Городничий и чиновники: типы и характеры. Идейный смысл образов. Сущность “хлестаковщины”.
- Сюжет и композиция “Ревизора”. Приём ошибки, несоответствия как основа комического. Смех как положительный герой комедии. Автор и его позиция. Значение “немой сцены”.
- “Театральный разъезд” Н. В. Гоголя как попытка обобщить оценки “Ревизора” современниками.
ЛИТЕРАТУРА
- Гоголь Н. В. Ревизор.
- Гоголь Н. В. Театральный разъезд.
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Войтоловская Э. Л. Комментарий к комедии Гоголя “Ревизор”. – Л., 1971.
- Антоневская И. “Жан Хлестаков работает в “России”…” некоторые штрихи к портрету главного персонажа комедии Н. Гоголя “Ревизор” // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2001. – № 4. – С. 33-34.
- Влащенко В. И. “Две необыкновенные крысы” в “Ревизоре” (Н. В. Гоголь) // Литература в школе. – 2004. – № 4. – С. 19-24.
- Грибов В. П. Прототип и его литературные отражения на примере комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 1997. – № 6. – С. 33.
- Казакова Л. Суд над Хлестаковым. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”. Урок литературы в 8-м классе // Литература. – 1996. – № 8. – С. 14.
- Казарин В. П. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” в контексте романтической драмы // От античности до наших дней: Избранные работы по литературе и культуре.
10 стр., 4948 слов
Фантастика Петербургских повестей Н.В. Гоголя
... выражали потребность в осязаемом воплощении идеалов, которые утверждала в общественном сознании русская литература. Все формы фантастики, так или иначе, способствовали художественному прогрессу. И, следовательно, ... в «Ревизоре») сказалось влияние театра классицизма; однако в старом Гоголь создавал новое, в известном находил неизвестное. С осени 1835 г. Гоголь занят написанием «Мертвых душ», которые с ...
– Симферополь, 2004. – С. 103-118.
- Кокарева В. В. Зеркало в котором увидела себя вся Россия. Материалы к урокам по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” // Русская словесность в школах Украины. – 2006. – № 1. – С. 26-29.
- Кокарева В. В. Инсценирование художественного произведения – путь постижения его идейного содержания (На примере заключительного урока по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2000. – № 2. – С. 26.
- Манн Ю. Синдром “Ревизора” // Вопросы литературы. – 2004. – № 5. – С. 140-174.
- Новикова А. Как ставили “Ревизора” // Литература. – 1996. – № 45. – С. 12.
- Прозоров В. В. Словарь крылатых слов и выражений из комедии Гоголя “Ревизор” // Русская словесность в школах Украины. – 1997. – № 1. – С. 34.
- Ушакова Л. П. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” (урок в 8-м классе) // Уроки мысли и чувства. – Воронеж, 1991. – Ч. 3. – С. 104-108.
Практическое занятие № 8 поэма н. В. Гоголя “мёртвые души” (2 часа)
- История создания поэмы “Мёртвые души”. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними. Тема духовного омертвения, конфликт живого и мёртвого.
- Приобретатель Чичиков – герой своего времени.
- Особенности построения образов персонажей. Их гротескность, формы проявления (портрет, речь, пейзаж, интерьер и т. д.).
Последовательность появления персонажей в ходе развития действия, значимость этого вопроса для понимания идейного смысла произведения.
- Сюжетно-композиционная роль “Повести о капитане Копейкине”.
- Образы крестьян в поэме.
- Жанровый состав романа и поэмы в “Мёртвых душах”. Эпическая и лирическая стихии в “Мёртвых душах”, их взаимоотношение и главные идейно-художественные функции. Тематика и последовательность лирических отступлений.
ЛИТЕРАТУРА
- Гоголь Н. В. Мертвые души.
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Воропаев В. Будьте не мертвые, а живые души (О романе “Мертвые души” Н. В. Гоголя) // Зарубіжна література. – 2006. – № 12. – С. 16-20.
- Гамаль Л. Екзестенціал М. Гоголя (про душі мертві і живі) // Зарубіжна література. – 2003. – № 11. – С. 2-4.
- Кирилюк З. Гротескная картина российской действительности. О поэме Н. Гоголя “Мертвые души” // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2000. – № 4. – С. 37-39.
- Кокарева В. Описать пошлость тоже нужен талант. Превентивное прочтение поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” как средство развития у учащихся интереса к произведению // Русская словесность в школах Украины. – 2004. – № 2. – С. 35-37.
- Кучеренко А. Утверждение любви “враждебным словом отрицанья” // Русская словесность в школах Украины. – 2006. – № 2. – С. 43-45.
- Олексієнко М. Як озвучити “Мертві душі”? // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. – № 5. – С. 21-22.
- Рогалев А. Подтекст именования персонажей в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” // Литература в школе. – 2005. – № 4. – С. 21-24.
- Чухненко Ю. “Все действующие лица могут называться героями недостатков…” Письма Н. Гоголя о работе над поэмой “Мертвые души” // Зарубіжна література в школах України. – 2006. – № 3. – С. 17-19.
Практическое занятие № 9
Своеобразие лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (2 часа)
Тема маленького человека в произведениях А.П. Чехова и Н.В. Гоголя
... ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу. Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», ... общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного ...
- Поэтическое отражение «души природы».
- . Пантеизм Ф. И. Тютчева («Тени сизые смесились …», «Не то, что мните вы, природа…», Осенний вечер, «Люблю грозу в начале мая», Весенние воды, «Обвеян вещею дремотой», Летний вечер, «Ночное небо так угрюмо» и др.).
- . Эстетизм А. А. Фета (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море»; «Как ярко полная луна …», «Солнце лижет лучами в отвес», «На стоге сена ночью южной…», «Я тебе ничего не скажу…», «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье…» и др.)
- Особенности любовной лирики.
2.1. «Блаженно-роковое» чувство в поэзии Ф. И. Тютчева (Денисьевский цикл, «Я помню время золотое …», «Я встретил вас – и все былое…»).
2.2. Восторженность и трагизм любовной лирики А. А. Фета («В душе измученной годами …», «Ты отстрадала я еще страдаю» и др. из цикла Марии Лазич)
- Философичность поэзии «чистого искусства».
3.1. Философская и социально-философская лирика Ф. И. Тютчева (14-е декабря 1825 года, Цицерон, «Как дочь родную на закланье …», Два единства, Два голоса, Selentium, «Бывают роковые дни …» и др.) Отражение взглядов Ф. Шеллинга в поэзии «последнего романтика».
3.2. Художественное воплощение философии А. Шопенгауэра в сборнике А. А. Фета «Вечерние огни» (1883-1891)
ЛИТЕРАТУРА
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Кириченко С. Н. Героическое в произведениях А. А. Фета в контексте эстетической полемики ХIХ века // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. – 2007. – № 6. – С. 14-18.
Практическое занятие № 10
Образ женщины в лирике Н. А. Некрасова (2 часа)
Роман Гончарова «Обломов». Проблема положительного героя.
... верность истинно русским, славянским традициям. В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является ... ожесточенный индивидуализм, достигнуть утраченное, разрушенное историей единение людей, является утопичным. Островский не принял мысли о необходимости революционной борьбы, революционного переустройства ...
- Образ матери в творчестве Н. А. Некрасова («Родина», «Рыцарь на час», «Мать», «Баюшки-баю»)
- Отражение образа любимой в интимной лирике (Панаевский цикл, «Ты еще на жизнь имеешь право…», «Пододвинь перо, бумагу, книги!..»)
- Женщина-крестьнка в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» («Крестьянка»)
- Национальный идеал женщины в поэме «Русские женщины».
ЛИТЕРАТУРА
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
Практическое занятие № 11
Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (2 часа)
- Шеллингианская основа философии любви писателя.
- Раскрытие сущности «тургеневской любви» в повестях «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды», «Гамлет». Автобиографизм.
- «Тургеневские девушки – воплощение женского идеала писателя («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»).
- Отражение концепции любви в «Стихотворениях в прозе».
ЛИТЕРАТУРА
- Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
Практическое занятие № 12
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”
- Социально-психологические корни и нравственная сущность обломовщины, ее влияние на становление личности героя. Значение главы «Сон Обломова» в реализации идейного замысла романа.
- Обломов, как «тип русской жизни». Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге (по первой части романа).
«Бытопись» И. А. Гончарова-реалиста. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма. Н. А. Добролюбов об Обломове.
- Испытание героя любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына. Драматический финал судьбы Обломова.
- Сила и слабость реализма И. А. Гончарова в типизации нарождающихся явлений жизни. Смысл противопоставления Штольца Обломову. Идейная и художественная уязвимость образа Штольца. Н. А. Добролюбов о Штольце.
- Сложность отношения И. А. Гончарова к Обломову. Споры о позиции автора романа в критике 60-х годов. Н. А. Добролюбов о своеобразии таланта Гончарова-реалиста.
ЛИТЕРАТУРА
- Беленький Г. К изучению романа И. А. Гончарова «Обломов» // Русская словесность. – 1997. – № 1. – С. 43.
- Билинкис Я. Роман, который был предсказан. «Обломов» Гончарова // Звезда. – 1992. – № 9. – С. 201.
- Вспомним текст: И. А. Гончаров «Обломов» // Русская словесность. – 1997. – № 1. – С. 78.
- Голышева Г. О. О пользе перечитывания классики. Анализ эпизода «Сон Обломова» (И. А. Гончаров).
Х класс // Литература в школе. – 2006. – № 8. – С. 28-31.
- Гончаров И. А. Обломов
- Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Собр. соч. В 9-ти т. – М.-Л., 1962. – Т. 4.
- Кулешов В. И. Роман – «знамение времени» («Обломов» И. А. Гончарова).
6 стр., 2943 слов
Тема: Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
... РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»(4 часа) Задание. Сделать конспект критической статьи Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?». Подготовить сообщения «А.В.Дружинин об Обломове», «Д.И.Писарев об Обломове». ... и русской литературы 1850-х ... Вопросы для подготовки. Один день из жизни Обломова. Портреты, деятельность и характеры посетителей Обломова. Обломов ...
// В его кн.: Этюды о русских писателях. – М., 1982.
- Лобанова Н. Роман И. А. Гончарова «Обломов» (урок в 10 классе) // Уроки мысли и чувства. Ч. 3. – Воронеж, 1991. – С. 170-182.
- Отрадник М. «Сон Обломова» как художественное целое // Русская литература. – 1992. – № 1. – С. 3.
- Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л.. 1991. – С. 304.
- Соловьев Н. Обломов и Штольц // Литература. – 1998. – № 12. – С. 7.
- Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература. – 1990. – № 3. – С. 18.
Практическое занятие № 13 своеобразие драматургии а. Н. Островского. Драмы «гроза» и «бесприданница». Пьеса-сказка «снегурочка» (2 часа)
- Драма «Гроза» как отражение конфликта «светлой души» и «темного царства».
- Творческая история «Грозы».
- Основные образы произведения. Символика пьесы
- Композиционная особенность произведения.
- Социально-психологический характер драмы «Бесприданница».
- Социальная проблематика драмы.
- Особенности психологизма пьесы.
- Трагизм судьбы Ларисы Огудаловой
- Философичность драмы.
- Пьеса «Снегурочка» как отражение максимально обобщенного образа «мира Островского»
- Проблематика пьесы «Снегурочка»: нравственные и социальные аспекты.
- Фольклоризмы как неотъемлемая черта стиля драматурга.
- Страна берендеев – отражение «солнцепоклоннической» философии А. Островского.
- Воплощение основных философских антиномий пьесы в образах Снегурочки, Мизгиря, Леля и Купавы .
ЛИТЕРАТУРА
- Влащенко В. Ремарки в «Грозе» // Литература в школе. – 1996. – № 4. – С. 4.
- Грачёва И. В. Художественная деталь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 17-20.
- Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве. // Собр. соч. В 9-ти т. – М.-Л., 1963. – Т. 2.
- Журавлева А. И. Драматургия А. Н. Островского. – М., 1974.
- Лебедев Ю. В. О финале «Грозы» А. Н. Островского // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 19-21.
- Панич А. О. Топос города в «Грозе» А. Н. Островский // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2003. – № 3. – С. 7-10.
- Седых М. Любовь к электричеству. «Гроза» в исполнении Генриетты Яновской // Литературная газета. – 1997. – № 11. – С. 8.
- Щукин В. Заметки о мифопоэтике «Грозы» // Вопросы литературы. – 2006. – № 23. – С. 180-195.
- http://az.lib.ru/editors/o/ostrowskij_a_n/text_0020.shtml