Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первой половины XIX века.

 

1. Общественная и литературная жизнь 1-ой четверти 19 века /1800-1825/. Литературные течения, общества, журналы, салоны.

2. Идейно-художественные особенности литературного творчества поэтов-декабристов.

3. Романтизм как художественный метод. Социально-философские корни романтизма. Различные течения. Поэтика романтизма. Историко-литературное значение романтизма.

4. Своеобразие и историко-литературное значение поэзии К.Н.Батюшкова. Батальная лирика. «Легкая поэзия». Антологические стихи. В.Г.Белинский и А.С.Пушкин о поэзии Батюшкова.

5. Черты сентиментализма и романтизма в лирике В.А.Жуковского. Историко-литературное значение его поэзии. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о лирике В.А.Жуковского.

6. В.А.Жуковский – родоначальник русского романтизма. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Особенности сюжетосложения, характеры, идеи. Художественные особенности баллад. Современные исследования о жизни и творчестве В.А.Жуковского.

7. Творчество К.Ф.Рылеева. Гражданская лирика. Жанровое и стилистическое своеобразие. Агитационно-сатирические песни. Поэма «Войнаровский» – классическое произведение декабристского романтизма. Современные исследования о творчестве К.Ф.Рылеева.

8. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Принципы создания характеров. Особенности драматургического конфликта, языка. Общественная и личная драма Чацкого. «Горе от ума» в русской критике.

9. И.А.Крылов — баснописец. Народность и реализм басен. Специфика жанра. Основные идеи, темы, сюжеты, персонажи, язык басен. В.Г.Белинский о национальном своеобразии басен И.А.Крылова.

10. Поэзия А.С.Пушкина. Идейно-художественная эволюция /начало творческого пути, политическая лирика петербургского периода, темы, образы, мотивы; художественное своеобразие лирики периода южной ссылки, михайловского периода, философские, духовно-нравственные мотивы лирики середины 1820-1830-х гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Пушкина. Современные исследования о поэзии А.С.Пушкина.

11. Своеобразие романтических поэм А.С.Пушкина. Анализ одной поэмы /на выбор/.

12. Исторические поэмы А.С.Пушкина. Поэма «Полтава». Изображение Петровской эпохи, Полтавского боя. Образы исторических деятелей. Любовная линия сюжета. Сложность художественной структуры поэмы. Философские, нравственные, социальные проблемы в поэме «Медный всадник». Споры в современном пушкиноведении о «Медном всаднике». В.Г.Белинский об исторических поэмах Пушкина.

2 стр., 693 слов

Своеобразие поэзии М.В. Ломоносова

... словам А. С. Пушкина, Ломоносов не считал занятия поэзией своей главной целью. Но достигнутые в ней успехи столь велики, что В.Г. Белинский с полным правом назвал его «Петром Великим ... Драгой его металл из гор… Все эти художественные особенности – не столько следование традициям классицистических жанров, сколько новаторство, творческие находки самого поэта. Можно сказать, что поэзия М.В. Ломоносова ...

13. Драматургия А.С.Пушкина. Новаторство трагедии «Борис Годунов». Проблема власти и народа. Образы Годунова, Самозванца, Шуйского, юродивого и др. Особенности пушкинского историзма. Художественное своеобразие трагедии. Современные исследования о трагедии. «Маленькие трагедии». Проблематика, сюжеты, характеры, художественные особенности.

14. Новаторство, художественное своеобразие, историко-литературное значение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Характеры и судьбы. Образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и др. Образы автора повествователя В.Г.Белинский и современные исследователи о романе.

15. «Повести Белкина». Проблематика, сюжеты, характеры. Литературный традиционализм и художественное новаторство.

16. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Социально-психологическая проблематика. Система образов. Проблема народного бунта.

17. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина – роман нового типа. Синтез истории и вымысла. Философско-историческая и духовно-нравственная проблематика. Своеобразие жанра, стиля, языка. Современные исследования о прозе Пушкина.

18. Раннее творчество М.Ю.Лермонтова (1828-1836).

Основные мотивы лирики. Сюжет, характеры, идейный смысл драмы «Маскарад». Тема крестьянского бунта и свободы личности в романе «Вадим». Художественное своеобразие романа.

19. Основные темы, идеи, мотивы, художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова 1837-1841 гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Лермонтова. Современные исследования о поэзии Лермонтова.

20. Историзм и фольклоризм «Песни про купца Калашникова». Проблематика. Образы. Поэтика. В.Г.Белинский о «Песне».

21. Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова. Композиция, стиль, образ романтического героя в поэме «Мцыри». В.Г.Белинский о сущности характера Мцыри и художественном своеобразии поэмы. Поэма «Демон» и европейская «демониана». Универсализм и богоборчество. Диалектика добра и зла. Современные исследования о поэмах М.Ю. Лермонтова.

22. «Герой нашего времени» – первый русский философско-психологический роман в прозе. Композиционные принципы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. Характеристика Печорина Максимом Максимычем и путешественником. Нравственный и духовный облик Печорина в его дневнике. Тема судьбы, фатума в оценке современных исследователей.

23. Поэты пушкинской поры (Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.Давыдов Д.В.Веневитинов, И.И.Козлов).

24. Проблематика, герои, сюжеты, стиль повестей А.А.Бестужева-Марлинского.

25. Общественная и литературная жизнь 30-х годов Х1Х века (1826-1840).

Философско-эстетические и политические искания. Историческая мысль. Теория официальной народности. Развитие журналистики. Философский романтизм.

26. Повести Н.В.Гоголя. особенности художественного метода, своеобразие стиля. Функции юмора и фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Идиллические мотивы, героика и фантастика, сатира и юмор в сборнике «Миргород», «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Духовно-нравственная, эстетическая, социально-психологическая проблематика. Современные исследования о творчестве Н.В.Гоголя.

5 стр., 2060 слов

Презентация на тему: Современные методы диагностики в психиатрии

... — методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий. Они ... развития: шкалы умственного развитияБине-Симона,Станфорда-Бинеи т. д. •4) Для выявления своеобразия мышления: раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и ...

27. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» как общественная комедия и учительное произведение. Новаторство сюжета и характеров. Городничий и чиновники. Хлестаков и хлестаковщина. «Ревизор» на русской сцене.

28. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. Жанр. Композиция. Смысл названия. Образ Чичикова. Предыстория героя. Комментарии автора-повествователя. Приемы сатирической характеристики помещиков. Содержание и функции лирических отступлений. Религиозно-нравственный пафос поэмы. В.Г.Белинский и К.С.Аксаков о поэме. Современные исследования о «Мертвых душах».

29. Духовный кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Письмо к Гоголю В.Г.Белинского». Судьба 2-го тома «Мертвых душ».

30. «Натуральная школа» 1840-х годов. В.Г.Белинский об основных особенностях и значении «натуральной школы».

31. Жизненный и творческий путь А.И.Герцена. Роман «Кто виноват?» как произведение «натуральной школы». Проблематика, жанровое своеобразие, мастерство литературного портрета, личность автора в мемуарах «Былое и думы».

32. Мир поэзии А.В.Кольцова.


Семинарские занятия по русской литературе

первой половины Х1Х века.

(заочное отделение)

 

Цель семинарских занятий:

Развитие у студентов навыков работы с критической и монографической литературой, навыков анализа художественных произведений разных жанров в единстве формы и содержания с учетом их специфики, умения убедительно аргументировать свои мысли, формирование художественного вкуса, самостоятельности мысли.

 

Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Социально-психологический и философский роман в русской литературе

Цель: Развитие навыков анализа крупного произведения в свете поставленных проблем социального, психологического, нравственно-философского характера. Выявление роли различных художественных средств в создании сложного, противоречивого человеческого характера.

План

1. Композиционные принципы романа (несколько повестей, объединенных одним названием, нарушение хронологической последовательности, три рассказчика).

2. Последовательное раскрытие характера, психологии, судьбы Печорина от первой главы до последней.

Предисловие к роману.

Лермонтов о типичности Печорина.

«Бэла».

Проблема «природы и цивилизации», столкновение национально-родового и личностного начал. Психофизический склад Печорина. Печорин в восприятии Максима Максимовича.

1 .Какие странности в Печорине заметил Максим Максимович?

2.Как удалось Печорину похищение Бэлы? Бэла, Азамат, Казбич как национальные типы.

З.Чем вызывает Печорин доверие и расположение Бэлы?

4.Как объясняет сам Печорин причину своей скуки и охлаждения к Бэле?

5.»Я за нее отдам жизнь», — говорит Печорин Максиму Максимовичу о Бэле. Не пустая ли это фраза?

6.Похищение Бэлы Казбичем. Как оценить поступок Казбича?

7.Как переживает смерть Бэлы Печорин и Максим Максимович?

8.Какое остается от Печорина впечатление в целом?

11 стр., 5283 слов

Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман ...

... способен принимать ответственность на себя в отличие от Печорина. В Печорине есть одна очень важная для меня черта, черта, ... рисует его словесный портрет (первый психологический портрет в русской литературе) странствующий офицер, дворянин-интеллектуал. Но и после этого ... Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман М.Ю.Лермонотова «Герой нашего времени» - первый психологический ...

“Максим Максимыч”

1. Портрет Печорина — первый психологический реалистический портрет в рус. литературе.

2. Рассказ о встрече Максима Максимовича и Печорина. Что испытывает М.М., узнав о приезде Печорина? Как ведет себя Печорин? Прав ли Максим Максимович, сделав такой вывод: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». Путешественник о Максиме Максимыче.

Послесловие к «дневнику Печорина».

Еще раз о типичности Печорина.

«Тамань».

1 .Почему Печорин наблюдает за слепым мальчиком?

2.Чем привлекает Печорина девушка-контрабандистка?

3.Как ведет себя Печорин во время ночного свидания?

4.Почему «Тамань» кончается печально?

5.Какие свойства натуры Печорина проявились в повести «Тамань»?

6.Печорин о роли судьбы, рока в своей жизни.

«Княжна Мери».

1 .Как описывает Печорин Пятигорск? Как характеризует его это описание?

2.В каком стиле дается описание «водяного общества»? За что Печорин презирает это общество?

3.Почему «водяное общество» не любит Печорина и преследует его?

4.В чем причина ссоры Печорина и Грушницкого?

5.Как ведут себя на дуэли Печорин и Грушницкий? Какие стороны характеров и нравственного облика обоих здесь раскрываются?

6.Почему Печорин, не любя, начинает ухаживать за княжной Мери? Чем кончаются их отношения? Как характеризует Печорина его разрыв с Мери?

7.В чем смысл последнего визита Печорина к княжне Мери?

8.Что нового мы узнаем из письма Веры о Печорине?

9.Рассуждения Печорина общего характера:

— Что думает Печорин о дружбе вообще, о Вернере, в частности?

— Как рассуждает Печорин о любви, о женщинах? Поступает ли он в соответствии со своими рассуждениями?

-Как объясняет Печорин охладелость своей души, эгоизм, раздвоенность?

— Что думает Печорин о цели и смысле жизни, судьбе, роке?

«Фаталист»

1. О чем спорят офицеры?

2. Как испытывает судьбу Вулич? Какую роль играет в этой сцене Печорин?

3.К каким выводам приходит Печорин после истории с казаками?

4.Печорин о вере и безверии.

5. Фаталистический эксперимент Печорина. К каким выводам он приходит?

 

Общие выводы о Печорине. Роман «Герой нашего времени» в свете лермонтовской философии жизни (понятий свободы, вечности, любви, смерти, судьбы).

 

Обязательная литература:

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. //Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т.

М.-Л.: АН СССР, 1954-1957. т.6.

1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худ. Лит., 1978. Т.З.

2. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1981 (главы «Герой нашего времени», «Мотивы»).

3. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова. //Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968 или Литературное наследство, т.43-44.

4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова. //»Новый мир», 1964, №6 или: Русская классическая литература. Разборы и анализы. М.: Просвещение, 1969.

11 стр., 5287 слов

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ...

... закономерность во взаимоотношениях западных и восточных литератур, а также приложить сравнительно-исторический метод к изучению русской литературы. В широких рамках культурно-исторического литературоведения возникло ... взгляды представителей различных школ литературоведения. Цель работы - изучение образа Печорина в работах представителей культурно-исторической школы и психологического направления в ...

Сделать конспект статьи В.Г.Белинского, подглавки «Судьба» в главе «Мотивы» (Лермонтовская энциклопедия, стр. 311-312) и на выбор статьи В.Ф. Асмуса или работы И. Виноградова.

Дополнительная литература:

ТЕМА. Мемуарная эпопея А.И. Герцена «Былое и думы», (ч. 1-4)

План

1. Детство и юность Герцена. Исторические и общественно-политические события и явления, повлиявшие на формирование мировоззрения героя. Дружба А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Образ Огарёва.

2. Русская историческая действительность в изображении Герцена:

а) изображение царствования Николая I (образ Николая I, тайная канцелярия — Бенкендорф и Дубельт, губернская власть — Тюфяев, судьбы русской интелли­генции: Полежаева, Витберга, Грановского, М. Орлова, А. Иванова, М. Щепкина, перипетии судьбы автора-повествователя);

б) общественно-литературная жизнь Москвы и Петербурга: духовные искания и личность В.Г.Белинского, круг Н.Станкевича, идейная борьба славянофилов и западников (образы А.Хомякова, Киреевских, К. Аксакова, П.Чаадаева).

3. Многомерность и сложность художественного мира мемуаров. Особенности стиля. Амплитуда впечатлений и богатство эмоциональных оттенков отношения автора к событиям и лядям. Объективность и пристрастия, симпатии и антипатии Герцена. Личность автора (на основе анализа мемуаров).

Обязательная литература:

  1. Герцен А.И. «Былое и думы» (ч. I-IV) // Герцен А.И. Собр. сочинений: В 8-ми т. М.: Правда, 1975. Т. 4,5.
  1. Гинзбург Л.Я.- «Былое и думы» Герцена. Жизнь и творчество. М. Гослитиздат, 1957.
  1. Елизаветина Г.Г. «Былое и думы» А.И. Герцена. М.: Худ.лит., 1984.

Дополнительная литература:

  1. Прокофьев В. Герцен. М.: Мол. гвардия, 1987.
  2. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. М.: Мысль, 1984.
  3. Пирумова Н.И. А.И. Герцен. Жизнь и деятельность. М., 1962.
  4. Семёнов В.С. Александр Герцен. М.: Современник, 1989.
  5. Летопись жизни и творчества А.И. Герцена. Т. 1-2. М., 1974, 1976.
  6. Герцен в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1956.
  1. Герцен и Запад. Литературное наследство. М.: Наука, 1985. Т.96.

 

 

ТЕМА: Творческий путь А.В.Кольцова

Поэзия А.В.Кольцова. Основные вехи жизненного пути поэта. Деятельность Кольцова- прасола по собиранию и систематизации фольклорных произведений. Кольцов и Д.А.Кашкин. Любовная драма поэта и его отражение в лирике. Кольцов в кругу Петербургских литераторов Н.Станкевича, В.Г.Белинского. Кольцов и Пушкин. Основные жанры поэзии Кольцова. Русская песня, романс, дума. Поэзия земледельческого труда, обобщенно-эпическое изображение русского крестьянина. Черты русского национального характера (широта, удаль, стойкость и другие) в героях песен Кольцова, герой и талан — судьба, тема русской воли, философия природы. Любовная лирика Кольцова, семейно-бытовые песни. Глубинная народность и фольклорная основа произведений Кольцова. Мелодия, метрика, ритмика стихотворений Кольцова. Музыкальные интерпретации лирики Кольцова — романсы и песни на его стихи русских композиторов. Подражатели и последователи Кольцова в русской литературе. Значение творчества поэта в истории русской литературы и музыкального искусства.

1 стр., 488 слов

Психологический портрет в русской литературе

... больших его философско-психологических романов, как “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

 

Литература:

  1. Тонков В. А.В.Кольцов. Воронеж, 1953.
  2. Тонков В. Кольцов и фольклор. Воронеж, 1540.
  3. Скатов Н.Н. Кольцов. ЖЗЛ. М.: Молодая Гвардия, 1989.
  4. Ярмерштедт В. Миросозерцания кружка Станкевича и поэзия Кольцова. Из истории литературно-философского движения в России// Вопросы философии и психологии, 1983, № 5.
  5. А.В.Кольцов. Страницы жизни и творчества. К 175-летию со дня рождения. Воронеж, 1984.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники, учебные пособия

  1. История русской литературы. В 4-х томах. Т.2. – Л.: Наука, 1982.
  2. История русской литературы Х1Х в. 1800 – 1830 –е гг. В 2-х ч. М., Владос, 2001. Под ред. В.Н. Аношиной, Л.Д.Громовой.
  3. Днаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти ч. Т. 2 – 4. М., 1996 -1998.
  4. История русской литературы. Т.6. Литература первой трети Х1Х в. – М.-Л.: АНСССР, 1953.

 

Исследования

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.
  3. Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб.: Академический проект, 2000.
  4. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
  5. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 т. М., 1996-2000.
  6. Евангельский текст в русской литературе ХУШ – ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.
  7. Историческая поэтика: Литература эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
  8. История русского романа. В 2-х т. М.-Л., 1962. Т.1.
  9. Канунова Ф.З. Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1826 – 1840-е гг.).

    Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2001.

  10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988.
  11. Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск, 1995.
  12. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
  13. Манн Ю.В. Русская литература Х1Х в. Эпоха романтизма. М., 2001.
  14. Мир романтизма. Вып. 1(25), 2 (26).

    Тверь, 1999.

  15. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
  16. Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996.
  17. Романтизм и его исторические судьбы. Ч. 1,2. Тверь, 1998.
  18. Русский романтизм. М.: Просвещение, 1974.
  19. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма. М., 1998.
  20. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

 

  1. Романтизм как художественный метод. Поэтика романтизма. Русский романтизм и просветительство. Течения и эволюция русского романтизма.
  2. Жанры баллады, романтической элегии и дружеского послания в русской поэзии 1 трети Х1Х века (на материале лирики В.А.Жуковского, К.Н.Бытюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поэтов Пушкинской поры).
  3. Рецепция античности в русской романтической поэзии (античные мотивы, жанры, переложения, подражания, реминисценции в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина и других).
  4. Преломление просветительской идеологии и эстетики в декабристском романтизме и драматургии А.С.Грибоедова.
  5. От романтического зловещего рока к божественному промыслу. Модификации фатализма в русской литературе «золотого века».
  6. Оппозиция радикализма и консерватизма в философско-исторических исканиях русских писателей.
  7. Особенности психологизма в прозе русских писателей. Рациональное и иррациональное в человеческой душе, психологический эксперимент и самоанализ, внутренняя борьба и «потаенный сердца человек».
  8. Тип «духовного скитальца» в русской литературе 1820-х – 1830-х гг. в свете христианской антропологии.
  9. Писатели-классики о свойствах русского национального характера (мужские и женские типы).
  10. Национально-методическая проблематика в произведениях поэтов и писателей. Изображение «вольных» народов.
  11. Политическая сатира, памфлеты, эпиграмма, другие шутливые жанры в русской литературе.
  12. Отношение к отечественному самодержавию. Русские писатели о русских царях.
  13. Русская литература и фольклор. Эстетические принципы народности и национальной самобытности. Фольклорные мотивы, образы, жанры в произведениях классиков.
  14. Модификации образа автора. Лирические отступления в романе в стихах и в прозе.
  15. Роман в стихах. Уникальность жанра.
  16. Жанр философской медитации в русской поэзии.
  17. Русская романтическая проза (А.А.Бестужев-Марлинский, В.Ф.Одоевский, О.сомов, А.Погорельский и др.).

    12 стр., 5524 слов

    Лексико-фразеологические средства в романе Лермонтова «Герой ...

    ... психологической характеристики, -- недостижимая задача для всей предшествующей литературы, за исключением Пушкина. В то же время Лермонтов прокладывал дорогу для «большого» психологического романа Тургенева и ... в языке, которая не удавалась никому из предшествующих писателей-прозаиков, кроме Пушкина. В романе Лермонтова язык русской прозы достиг такой точки развития, начиная с которой возможно ...

    Приемы поэтики.

  18. Оппозиция реального и фантастического в прозе русских писателей.
  19. Пейзаж в поэзии и прозе. Виды и формы. Связь с художественным методом. Искусство детали.
  20. Пространственный образ России в русской лирике. Календарные циклы и историческое время в произведениях писателей 1 трети Х1Х в.

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (1 ПОЛОВИНА)

 

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Работа над текстом. Каждая тема сформулирована вполне конкретно и определенно, и нужно следить за тем, чтобы содержание работы точно соответствовало заданию. Следует также помнить, что только серьезное, добросовестное и целеустремленное изучение самого текста может привести к созданию интересной, творческой работы. Даже в тех случаях, когда цель контрольной работы — анализ критической статьи или изложение существующих в науке спорных взглядов на какую-нибудь проблему, необходимо углубленное изучение текста художественного произведения, которому посвящена критическая статья или о котором ведется полемика, иначе невозможно составить ясное представление ни о характере подхода критика к изучаемому материалу, ни о существе спора по тому или иному вопросу.

В процессе чтения текста очень полезно выписывать все, что имеет непосредственное отношение к избранной теме. Делать это лучше всего на отдельных листочках (на одной стороне), чтобы потом можно было легко расположить их в необходимом порядке. На каждом таком листочке следует указывать автора и название цитируемого произведения, место и год издания книги, страницу.

Можно пользоваться любым изданием текстов произведений XIX века, желательно, однако, чтобы произведения русских писателей, поэтов, критиков цитировались по наиболее авторитетным изданиям последних лет (полные собрания сочинений, серия «Библиотека поэта», серия «Литературные памятники»).

10 стр., 4507 слов

Лексические средства выражения чувств Печорина в романе М.Ю. ...

... интенции чувств, содержащиеся в тексте М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»…………………………………….14 Заключение…………………………………………………………….22 Список использованной литературы…………………………………24 Введение Актуальность данной темы ... мир, его преобразования». Объектом нашей работы являются эмотивные лексические средства выражения чувств в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Предметом исследования ...

В настоящем списке есть задания, связанные с изучением преимущественно проблематики тех или иных произведений; имеются также задания, ориентирующие студентов на исследование элементов художественной формы. Разрабатывая тему, посвященную анализу формы, нельзя ни на минуту забывать, что мы имеем дело с «содержательной формой», равным образом, анализируя содержание, надо помнить, «что это — художественное содержание», т. е. при анализе текста необходимо все время помнить о специфике художественной литературы.

Изучение рекомендуемой литературы. Изучение литературы по теме необходимо начинать с внимательного прочтения соответствующей главы учебника (названия учебников приводятся ниже).

В списки литературы к отдельным темам учебники и общие пособия по истории русской литературы XIX века не включаются. Следует прочитать не только те страницы учебника, которые прямо или косвенно относятся к теме, но и всю главу, посвященную творчеству писателя.

Нет необходимости изучать всю рекомендованную в списках литературу, однако нельзя ограничиться при написании сочинения лишь одним-двумя пособиями.

Следует учитывать, что постоянно появляются новые книги, статьи, материалы по истории русской литературы XIX века. Среди них, конечно, могут быть работы, связанные с выбранной темой. Поэтому рекомендуем студентам постоянно следить за новинками в области литературоведения. Для этого достаточно регулярно просматривать журналы «Вопросы литературы» (издается ежемесячно), «Русская литература» (4 номера в год), «Литература в школе» (6 номеров в год).

В этих журналах систематически публикуются статьи на историко-литературные темы, а также библиографические списки и брошюры новых литературоведческих работ. При чтении рекомендованной литературы также полезно делать выписки с обязательным полным библиографическим указанием источника. Вполне допустимо также изложение суждений автора своими словами, но и в этом случае ссылки обязательны.

Составление плана работы. В процессе изучения текста и рекомендованной литературы должны возникнуть первые наметки плана контрольной работы. Определенную помощь в этом отношении призваны оказать методические рекомендации к каждой теме. Форма плана может быть любой (не обязательно трех частной — вступление, главная часть, заключение), но все пункты плана должны быть тщательно продуманы и по возможности точно сформулированы. Именно здесь и должны пригодиться тe листки, которые накапливались во время изучения художественного текста и литературы. Естественно, что в процессе работы план может уточняться, конкретизироваться, возможны изменения расположения отдельных частей.

Оформление работы. Все цитаты должны быть заключены в кавычки. Исключение делается только для стихотворных произведений. Надо помнить, что стихи цитируются стихотворными строчками — так, как они обычно печатаются в книгах: каждая стихотворная строчка начинается с заглавной буквы.

При цитировании ссылки на источник помещаются в конце страницы под чертой (после цитаты дается отсылочный знак — цифра или звездочка, этот же знак повторяется в конце страницы).

В ссылке указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, год издания, том или часть, страница. Использование каких бы то ни было цитат без ссылок на источники недопустимо.

7 стр., 3401 слов

Тема социального и психологического конфликта в драме «Маскарад» ...

... этом проглядывается параллель Арбенина с образом Демона, из поэмы Лермонтова. Лермонтов буквально отсылает нас на образ Демона и Тамары . ... драматического конфликта и своеобразие «Маскарада» художественный драма маскарад лермонтов Конфликт в драматургии, является главной силой, пружиной, движущей развитие ... себе знать, он как и Алеко ( «Цыганы» А.С Пушкин) не видит жизнь дальше без мести, но мстит в ...

В конце работы надо поместить список литературы (образцом могут служить списки, данные в методических разработках к отдельным темам).

Пособия, перечисленные в перечне рекомендованной литературы, но не использованные в работе, в список включаться не должны.

Примерный объем контрольной работы — ученическая тетрадь. Обязательно надо оставлять поля для замечаний рецензента. Страницы должны быть пронумерованы

1. «Лирика сердца» В.А.Жуковского и отражение в ней личности поэта.

Литература:

1. Семенка И.И. Жизнь и поэзия Жуковского. – М.: Худ. лит., 1975.

2. Шаталов. С.Е. Романтизм Жуковского. // История русского романтизма. 1730 — 1825. – М.: Наука, 1979.

3. Вацуро Е.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб.: Наука, 1994.

4. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л.: Наука, 1989.

5. Поэты пушкинской поры. – М., I970.

6. Касаткина Б.И. – «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. – М.: Община, 1995.

 

2. Романтическое двоемирие в балладах Жуковского.

Литература:

1. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского. – Томск, 1990.

2. Жуковский и русская культура. Сб ст. – Л.: Наука, I982.

См. также литературу к теме I.

 

3. Нравственный и духовный мир Грибоедова в его письмах.

Литература:

1. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.

2. Мещеряков В.П. Грибоедов. Литературное окружение и восприятие. – Л.: Наука, 1983.

3. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л.: Наука, 1977.

4. Лебедев А.А. Грибоедов. – М.: Искусство, 1980.

5. Попова В.И. Грибоедов-дипломат. – М.: 1964.

6. Дубровин А.А. А.С. Грибоедов и художественная культура его времени. – М., 1937.

 

4. Рецепция античности в лирике К.Н. Батюшкова.

Литература:

1. Фридман И.В. Поэзия Батюшкова. – М.: Наука, 1971.

2. Городецкий Б. Русские лирики. – Л., 1974.

3. Кошелев В.А. Творческий путь К.Н. Батюшкова. – Л., 1986.

4. Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина. К.Н. Батюшков в русской словесности начала XIX века. – Псков, 1995.

5. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб.: Наука, 1994.

 

5. Идеал свободы и форм его выражения в вольнолюбивой лирике

А.С. Пушкина 1820-х – 1830-х гг.

Литератора:

1. Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.I. – M., 1956.

2. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. – М., 1959.

3. Сквозников В.Д. Лирика Пушкина. – М., 1975.

4. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М., 1983.

5. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. – Горький, 1985.

6. Пушкин в русской философской критике. – М.: Книга, 1991.

 

6. Поэтика романтических поэм А.С.Пушкина.

Литература:

1. Томашевский Е.В. Пушкин. Кн.1. – М., 1956.

2. В мире Пушкина. Сб.ст. – М.: Сов. писатель, 1974.

3. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. – М., 1980.

4. Слонимский А.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1959.

5. Маймин Е.А. Романтическая поэзия Пушнина. // О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975.

6. Гроссман Л. У истоков «Бахчисарайского фонтана». // Пушкин. Исследования и материалы. – М.-Л.: АН СССР, 1960. Т. III.

 

7. Идейно-художественные функции лирических отступлений

в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Литература:

1. Бродский Н.Л. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – М., 1964.

2. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980.

3. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. – М.: Худ. лит., 1971.

4. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – М.,1981.

5. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.

 

8. «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Своеобразие стилистики и поэтики.

Литература:

1. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л.: Наука, I987.

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, 1974.

3. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1830 – 1833).

– М.: Худ.лит., 1974.

4. Сидяков Л.С. Художественная проза А.С. Пушкина. – Рига, 1973.

5. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. – М.: Просвещение, 1973.

6. Лежнев А. Проза Пушкина. – М., 1967.

7. Маркович B.М «Повести Белкина» и литературный контекст. // Пушкин. Исследования и материалы. – Л.: Наука, 1989. Т.XIII.

 

9. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина (незавершенный роман

«Арап Петра Великого» и труд «История Петра»).

Литература:

1. Веселовский С.Б. Род и предки А.С.Пушкина в истории. – М.: Наука, 1990.

2. Тамашевский Б.В. Историзм Пушкина. // Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. – М.: Книга, 1990.

3. Петрунина. Н.Н. Проза Пушкина. – Л.: Наука, 1987.

4. Фейнберг И.Л. Незавершенные работы Пушкина. – М.: Сов.писатель, 1985.

5. Петров С.М. Исторический роман А.С.Пушкина. – М.: АН СССР, 1953.

6.Лапкина А.Г. К истории создания «Арапа Петра Великого». // Пушкин. Исследования и материалы. – М.-Л.: АН СССР, 1958. Т.2.

 

10. Автор и гевой в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник»

и в романе «Евгений Онегин». К проблеме художественного метода.

Литература:

См. темы 6 и 7.

 

11. Проблема взаимоотношении народа к власти

в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Литература:

1. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. – М.-Л., 1953.

2. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М.: Сов.писатель, 1983.

3. А.С. Пушкин. Борис Годунов. Тексты. Комментарии. Материалы. Моделирование уроков. – М.: Владос, 1999.

4. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволюция. – М.: Искусство, 1977.

5. Пушкин в русской философской критике. – М.: Книга, 1990.

6. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л.: Наука, 1986.

 

12. Философские идеи в пейзажной лирике М.Лермонтова и их художевтвенное решение.

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1984.

2. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.

3. Максимов Д. Е. «Поэзия Лермонтова. – М., 1964.

4. Архипов В.А. П.Ю. Лермонтов. – М:., 1965.

5. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М.: 1985.

6. Удодов Б.Г. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческий процесс. – Воронеж, 1973.

 

13. Демоническая личность в творчестве Лермонтова (Вадим. Арбенин, Демон)

Литература:

1. Соловьев B.C. Лермонтов // Соловьев B.C. философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

3. Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977.

4.Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.

5. Acмyc В.Ф. Круг идей Лермонтова // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.

6. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

14. Духовная трагедия Печорина.

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981

2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Новый мир. – 1964. – № 10.

3. Михайлова Е. Проза Лермонтова. – М., 1957.

4. Маркович. В.М. «Герои нашего времени» и становление реализма в русском романе // Русская литература. – 1967. – № 4.

5. Удодов Б. Г. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческий процесс. – Воронеж,1973

 

15.Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Литература:

См. темы 12 и 13.

 

16. Интерпретация романтической традиции в поэме М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ»

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

2. Манн Ю.В. Завершение романтической традиции (Поэмы «Мцыри» и «Демон») // Лермонтов и литература народов Советского Союза. – Ереван, 1974.

3. Коровин В.И» Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.

4. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. – Л., 1964.

5.Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. – М.,1967

 

17. Жанр философского монолога в лирике М.Ю.Лермонтова

Литература:

См. тему 12.

 

18. Тема Петербурга в петербургских повестях Н.В.Гоголя

Литература:

1. Гиллельсон М.И. Гоголь в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1961.

2. Губарев И.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Ростов-на-Дону, 1989.

3. Добин.Е.С. Искусство детали. – Л.: Сов. писатель, 1975.

4. Зарецкий В. А. Петербургские повести Гоголя. Художественная система и приговор действительности. – Саратов, 1976.

5. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. – М.: Худ.лит., 1989.

6. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1966.

 

19. Художественные функции юмора в цикле повестей Н.В. Гоголя

«Вечера на хуторе близ Даканьки»

Литература:

1. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959.

2. Карташева И.В. Гоголь и романтизм. – Калинин, 1975

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М.: Худ. лит., 1978.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

5. Померанцев И. Фантастическое в ранней прозе Гоголя // Родник. (Рига) – 199О. – № 10

 

20. Особенности историзма Н.В.Гоголя на материале повести «Тарас Бульба»

Литература:

1. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. – М.,1961.

2. Гоголь. История и современность. Сб.ст. – М., 1985.

3. Казарин В.П. Повесть Гоголя «Тарас Бульба». Вопросы творческой истории. – Киев-Одесса, 1986..