Тема: Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Практическое занятие № 1

Тема: Социальная повесть как жанр «натуральной школы»

(повести Д.Григоровича, В.Соллогуба, А.Дружинина)

Задание: Повести Д.Григоровича «Антон Горемыка», «Деревня»,

В. Соллогуба «Тарантас» читают все студенты группы. По повести А.В.Дружинина «Полинька Сакс» подготовить индивидуальное сообщение

Письменное задание. Сделать выписки в тетради о феномене «натуральной школы» по плану:

  1. Творческие принципы «натуральной школы».
  2. Литературные источники «натуральной школы» (французские и английские физиологии, нравоописательные повести, в том числе русские, творчество Гоголя).
  3. Временные рамки «натуральной школы», главные произведения, написанные в рамках школы (указать жанры).
  4. Представители «натуральной школы».

Вопросы для обсуждения:

1. Своеобразие конфликта в повести В.Соллогуба «Тарантас» (смысл противопоставления центральных персонажей).

2. Смысловое наполнение мотива «тарантаса» в повести.

3. Гоголевские реминисценции в повести В.Соллогуба.

4. Своеобразие авторской позиции в повестях Григоровича «Антон Горемыка», «Деревня» (судьбы центральных персонажей, способы их обрисовки).

Роль рассказчика. Значение эпиграфов.

5. Образы детей в повести «Антон Горемыка». Образы второстепенных персонажей (управляющий, мельник, трактирщик).

6. Суть психологического конфликта в повести А.В.Дружинина «Полинька Сакс». Проблемы женских судеб. Парадоксальное звучание мотива дуэли в повести (индивидуальное сообщение).

Литература.

1. Тексты повестей (любое издание).

2. Лекции, учебники.

3. Справочные, биографические и библиографические издания, энциклопедии.

4. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982.

5. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

6. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997.

7. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. – М., Наука, 1965.

8. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. – Л., 1973,с.319-336

 

Практическое занятие №2

 

Тема: « “Герой времени” в романе А.И.Герцена «Кто виноват?»»

 

  1. Особенности конфликта и композиции в романе А.И.Герцена ( роль биографических глав, журнала центральной героини, место любовной интриги в романе).

    14 стр., 6720 слов

    Критический реализм

    ... Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя и – за ним – в так называемой натуральной школе. Выступление в 60-е годы революционных демократов во ... главе с Н. Чернышевским придаёт новые черты русскому критическому реализму. Особое место в истории ...

    Своеобразие жанра.

  2. Авторская трактовка образа генерала Негрова: основные общественно-психологические черты Негрова и его семейства.
  3. История семьи Круциферских:

а) черты психологического облика Дмитрия Круциферского;

б) тип личности и особенности характера Любоньки;

в) авторская характеристика семейной жизни Круциферских.

  1. Авторская трактовка типа «лишнего человека» в романе «Кто виноват?»:

· История формирования личности Владимира Бельтова

· Черты «alter ego» автора в фигуре Владимира Бельтова;

· Роль ситуации испытания любовью в судьбе Бельтова;

· Бельтов как «герой времени» и как новый вариант «лишнего человека» (по сравнению с Онегиным и Печориным);

· Автокомментарий Герцена к Роману ( статья «По поводу одной драмы»).

 

  1. Смысл заглавия романа.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Текст романа (любое издание).

2. Учебники. Лекции.

3. Герцен А.И. Собр. соч. : В 30-ти томах. – М., 1954-1966. – Т.2 (статья «По поводу одной драмы»).

4. Бабаев Э.Г. Художественный мир Герцена. – М., 1981.

5. Туниманов В.А. А.И.Герцен. // История русской литературы: В 4-х томах. – Л., 1982. – Т.3.

6. Туниманов В.А. Герцен и русская общественная мысль XIX века. – СПб., 1994.

 

 

ТЕМА № 3. «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» И.С. ТУРГЕНЕВА.

ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА(4 часа)

Задание.

Законспектировать одну из критических статей (источники 9 или 10)

 

Вопросы для подготовки.

  1. История создания цикла. «Записки охотника» как «аннибалова клятва» Тургенева. Внутреннее единство цикла.
  2. Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика.
  3. Многообразие крестьянских типов в «Записках охотника». Крестьянин как тип и индивидуальность (анализ очерков «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк»).

    Приемы и способы «возвышения» героя-крестьянина. Духовная сила и богатство внутренней жизни русского крестьянина (анализ очерков «Певцы», «Живые мощи»).

  4. Образы помещиков-крепостников в цикле. Тема крепостничества и ее особенности.
  5. Авторские оценки типов «лишних людей», дворянских интеллигентов («Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова»)
  6. Природа в «Записках охотника». И.С. Тургенев – мастер «реалистического» пейзажа. Элементы романтического стиля в описаниях природы. Связь природного и человеческого, прием психологического параллелизма (анализ очерка «Бежин луг»).

    (Законспектировать источник 9 или 10).

  7. Тема любви в «Записках охотника» (анализ очерка «Свидание»).

 

Литература.

  1. Тексты рассказов цикла.
  2. Лекции, учебники.
  3. Громов В.А. Предания Бежина луга. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» в цикле «Записок охотника». – Тула, 1969.
  4. И. Тургенев. «Записки охотника» // Антонов С.П. От первого лица. – М., «Сов. писатель», 1973. – С. 8 – 41.
  5. Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.
  6. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., «Просвещение», 1977.
  7. Недзвецкий В.А. В мире человечества и природы («Записки охотника И.С. Тургенева») // Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1997. – С. 87 – 97.
  8. Недзвецкий В.А. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети»: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  9. Печенина Ю.А. Природа глазами рассказчика: [Наблюдения над пейзажным текстом «Записок охотника» И.С. Тургенева] // Русская речь. – 1987. — № 5. – С. 92 – 96.
  10. Скокова Л. Человек и природа в «Записках охотника» Тургенева // Вопросы литературы. – 2003. — № 6. – С. 339 – 347.

 

9 стр., 4102 слов

Пояснительная записка к курсу

ф.н., доцент кафедры теории и истории мировой литературы Ананьина О.А. Ростов-на-Дону 2012 Оглавление 1. Пояснительная записка к курсу 3 2. Учебно-тематический план дисциплины 5 3. Рабочая ... 18 6. Вопросы к экзамену по курсу «Функциональная коммуникативистика» 19 1. Пояснительная записка к курсу Цель дисциплины «Функциональная коммуникативистика» – в соответствии с требованиями «Федерального ...

 

Практическое занятие №4

 

Тема: «Повести Тургенева о любви («Ася»).

Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous»»

 

Задание. 1. Законспектировать статью Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez-vous». Сформулировать основные выводы критика.

2. Проанализировать тургеневскую концепцию любви и ее художественное воплощение в повестях «Фауст», «Затишье».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

 

  1. Творческая история повести Тургенева «Ася» (1858, янв. «Современник»).

    Историко-культурный и литературный контекст творчества Тургенева и русской литературы 1850-х годов («Дневник лишнего человека»(1850), «Затишье» (январь-июнь 1854), «Переписка»(декабрь 1854), «Яков Пасынков»(февраль 1855, предварительный этюд к Рудину), «Фауст»(1856), «Поездка в Полесье»(1857), «Первая любовь»(1860))

  2. Основные этапы переживания любви в повести «Ася». Особенности внутреннего мира героя (проанализируйте 3 встречи N.N. и Аси, обращая внимание на пейзажные зарисовки, портрет героини, описание ее поведения, на рассуждения героя)
  3. В чем своеобразие пейзажа повести? Смысл создания образов-символов (луны, соловья, богомольцев), роль мотива птицы, упоминание литературных героев. Религиозные символы в повести.
  4. Содержание образа-понятия «лишний человек». Герой-рассказчик повести «Ася» N.N. как «лишний человек» (Трактовка Н.Г.Чернышевского).
  5. Поведение N.N. в финальной сцене повести. Интерпретация образа N.N. отечественными тургеневедами (В.В.Розановым, П.Г.Пустовойтом, Л.М.Лотман, Г.Б.Курляндской, Ю.В. Лебедевым, В.А.Недзвецким, Ю.В.Манном).

    Авторская трактовка типа «лишнего человека» в повести «Ася».

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Тексты повестей (любое издание).

2. Учебники. Лекции.

3. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова (гл. «Первые романы Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо»)») М., 1987, с. 149

4. Розанов В.В. Загадочная любовь (Виардо и Тургенев) // Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995, с.540-545

5. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. М., МГУ, 2002, с. 98-113

6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 // Литература в школе. – 1992. – №1, с.24

7. Курляндская Г. Б. Структура повести и романа И. С. Тургенева. Тула: Приокское изд-во, 1977. С. 170-225. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение. Метод. Традиции. – Тула. 2001.

8. Лотман Л.М. И.С.Тургенев // История русской литературы. В 4-х т. – Л., 1982. – Т.3 Расцвет реализма. С.156

 

 

Практическое занятие №5

Тема: «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Своеобразие конфликта и авторской позиции. Полемика вокруг романа (4 часа)

ЗАДАНИЕ

12 стр., 5712 слов

Первый роман Тургенева: Рудин

... людей, волнения и тревоги их личного существования. В отличие от повестей каждый роман Тургенева представлял собою какой-либо существенный эпизод умственной жизни русского общества, и в сумме ... своей романы Тургенева отражают историю идейных исканий образованных русских людей от сороковых до семидесятых годов ...

1. Составить конспект статьи Д.И.Писарева «Базаров».

2. Подготовить индивидуальное сообщение «М.А.Антонович о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”» (Статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Отражение в конфликте романа идейного антагонизма дворянских либералов и демократов 60-х годов. Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие композиции романа. Основной композиционный прием решения идеологического конфликта.

2. Лагерь «детей» в изображении И.С.Тургенева:

1) Базаров как типичный представитель демократической молодежи 60-х годов: основы мировоззрения, идеологическая позиция Базарова;

2) Смысл сюжетной линии Базаров – Одинцова;

3) Базаров как «лицо трагическое». Одиночество Базарова. Авторская оценка образа;

4) Базаров в оценке Д.И.Писарева.

3. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева

1) Павел Петрович Кирсанов как идейный антагонист Базарова. Основные этапы развития конфликта между героями. Павел Петрович в оценке Д.И.Писарева;

2) Образ Николая Петровича Кирсанова. Базаров о Николае Петровиче. Оценка образа Д.И.Писаревым;

3) Базаров и Аркадий Кирсанов. Д.И.Писарев об образе Аркадия;

4) Смысл образов Ситникова и Кукшиной в романе.

4. Сложность авторской позиции в романе. Автокомментарии к роману (письма, статья «По поводу “Отцов и детей”»)

5. Нравственная и эстетическая проблематика в романе «Отцы и дети».

6. Литературно-политическая борьба вокруг «Отцов и детей».

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. — Любое издание.

2) Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982

3) Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. – М.,1987

4) Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.,1991

5) Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике./Сост. И.Н.Сухих. – Л.,1986.

 

 

Практическое занятие №6

ТЕМА: РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»(4 часа)

Задание.

  1. Сделать конспект критической статьи Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?».
  2. Подготовить сообщения «А.В.Дружинин об Обломове», «Д.И.Писарев об Обломове».

 

Вопросы для подготовки.

  1. Один день из жизни Обломова. Портреты, деятельность и характеры посетителей Обломова. Обломов как «тип русской жизни». Бытовые подробности как проявление мастерства Гончарова-реалиста. Значение образа обломовского халата. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма (По первой части романа).
  2. Сон Обломова, его композиционная роль. Идиллический мир Обломовки. Значение 9-й главы в реализации общего замысла романа.
  3. Ситуация испытания любовью в художественном мире романа. Обломов и Ольга Ильинская. Роль пейзажа и музыки в раскрытии чувств героев. Причины разрыва.
  4. Обломов и Штольц. Обломов о собственной ущербности в разговоре со Штольцем. Историко-культурный смысл противопоставления. Авторское отношение к героям. Обломов как истинно свободная личность, в которой «…с любовью выражается все то, что есть хорошего в русском человеке» (из письма И.А.Гончарова 1878 года).
  5. Центральные женские образы романа – Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына – как психологические антиподы.
  6. Анализ статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?»:

а) в чем смысл названия статьи?

13 стр., 6156 слов

Роман Гончарова «Обломов». Проблема положительного героя.

... природой и верность истинно русским, славянским традициям. В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением ... Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. “Обломовщина” - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при ...

б) на какие 4 части можно разделить статью по содержанию?

в) почему в романе И.А. Гончарова критик увидел «знамение времени»? Что говорит Н. Добролюбов о сущности обломовщины?

г) в чем типичность Обломова? Н.А.Добролюбов о крепостническом барстве и нравственном рабстве Обломова.

д) как Н. Добролюбов оценивает Ольгу Ильинскую и Штольца?

е) с какими литературными героями сближает критик Обломова и почему?

 

Литература.

  1. Котельников В.А. Обломов – несостоявшийся герой в одноименном романе // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 271 – 285.
  2. Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский Фонд, 1997.
  3. Криволапов В.Н. Вспомним о Штольце…: [«Обломов» И.А. Гончарова] // Русская литература. – 1997. — № 3. – С. 42 – 66.
  4. Кулешов В.И. Роман – «знамение времени» [«Обломов» И.А. Гончарова] // В.И. Кулешов. Этюды о русских писателях. – М., 1982. – С. 171 – 193.
  5. Лощиц Ю.М. Гончаров (Серия ЖЗЛ).

    – М.,1987.

  6. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
  7. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
  8. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое (некоторые предварительные замечания) // Русская литература. – 1992. — № 1. – С. 3 – 17.
  9. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М. – Л., 1962.
  10. Холкин В.И. Русский человек Обломов// Русская литература. – 2000. — № 2. – С. 26-63.

Практическое занятие №7

 

Тема: Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

 

Задание

Законспектировать статью Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат».

 

Вопросы для подготовки.

1. История создания и публикации романа.

2. Система образов романа. «Новые люди» в романе Чернышевского.

3. Сущность теории «разумного эгоизма» и ее философские источники (подготовить цитатный план).

4. «Особенный человек» Рахметов. Особенности трактовки образа в свете «теории разумного эгоизма».

5. Сны Веры Павловны. Композиционная роль сновидений главной героини. Проблема расшифровки образов сновидений.

6. Форма повествования (ипостаси автора и рассказчика).

Смысл финала.

7. Роман «Что делать?» в отзывах критиков (статья Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат и др.») и откликах современников.

Литература.

1. Вердеревская Н. Роман Чернышевского «Что делать?». – М., 1982.

2. Есин А.Б. Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» // Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003. – С. 101 — 119.

3. Ждановский Н.П. Особенности реализма писателей-демократов 60-х годов XIX века // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». – Л., 1978.

5. Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

6. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: Худ. творчество. Пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1984.

7. Прозоров Ю.М. Этика русской демократии. Н.Г. Чернышевский и его роман «Что делать?» // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 306 – 325.

14 стр., 6605 слов

‘Русская идея’, ее истоки, исторический генезис и ...

... формированием современной идеологии в курсовой работе предусмотрено приложение. Существенный пласт современной литературы, посвященный русской идее, интерес к которой существенно возрос в 90-е годы XX ... данной курсовой работы. Эта литература позволила мне проследить преемственность в рассмотрении русской идеи. Таким образом, актуальность темы обширный пласт литературы требовавшей ее анализа в ...

8. Рейсер С. «Особенный человек» П.А. Бахметев [О прототипе образа Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»] // Русская литература. – 1963. — №1. – С. 173 – 177.

9. Руденко Ю.К. Чернышевский – романист и литературные традиции. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

10. Сутягина А.А. «Особенный человек» и проблема революции в прозе Н. Чернышевского начала 60-х годов // Вопросы русской литературы. – 1987. – Вып. 1. – С. 83 – 90.

 

Практическое занятие №8

Тема: «Эволюция лирики Н.А.Некрасова»

Задание.

Подготовить подробный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». Подготовить выразительное чтение наизусть (не менее 3-х) стихотворений Некрасова, в которых изображается Муза поэта.

Вопросы для обсуждения:

  1. Итоговый характер сборника «Стихотворения» (1856).

    Н.А.Некрасов как поэт крестьянской демократии. Реализм и драматизм стихотворений о крестьянстве («В дороге», «Тройка», «В деревне», «Забытая деревня»).

  2. Стихи Некрасова о городской бедноте. Герой-разночинец в некрасовской поэзии («Еду ли ночью по улице темной…», «Когда из мрака заблужденья…», «На улице»).
  3. Сатирические опыты раннего Некрасова («Современная ода», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть, что находит…»)
  4. Антикрепостнический пафос автобиографических стихотворений («Родина», «В неведомой глуши»).

    Переосмысление темы «счастливого детства». Многогранность лирического героя Некрасова. Нравственная саморефлексия.

  5. Образ некрасовской Музы («Вчерашний день…», «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Безвестен я. Я вами не стяжал…», «Неизвестному другу ( «Умру я скоро. Жалкое наследство…)», «О Муза! я у двери гроба!..»,).

«Поэт и гражданин» как манифест революционно-демократической поэзии.

  1. Стихи о пореформенной судьбе крестьянства («Элегия»).

    Сборник «Последние песни».

Литература

  1. Лекции, учебники.
  2. Корман Б. Лирика Н.А. Некрасова. – Воронеж, 1964.
  3. Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. – М. 1971.
  4. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 237.
  5. Чуковский К. Мастерство Некрасова. М., 1971.
  6. Степанов Н.Л. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество . – М.,1971 (гл 3).
  7. Сквозников В.Д. Гражданственность и роль вещного образа. Некрасов // Сквозников В.Д. Русская лирика. Развитие реализма. – М., 2002. – С. 86 – 114.

 

 

Практическое занятие №9

 

Тема: Денисьевский и панаевский циклы в поэзии Ф. И. Тютчева

И Н. А. Некрасова; стихи А. Фета, посвященные Марии Лазич

 

Задание

1. По литературоведческим справочникам познакомиться с определением жанра «лирический цикл».

5 стр., 2013 слов

Рассуждение : "Нравственный человек для меня". «Нравственный ...

... моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Анализ стихотворения «Нравственный человек» Некрасова Н. Некрасов прославился своими произведениями в жанре гражданской лирики, основным мотивом ... современное ему общество: взяточников, карьеристов, пройдох. Ярким примером является «Нравственный человек» (Некрасов). Анализ стихотворения, поведение его главного героя - это тема нашей статьи. Сатирический ...

2. Сопоставляя циклы, выявить общее и отличное в любовной лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова.

3. Подготовить сообщение о любовной лирике Фета.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Лирический цикл как специфическое жанровое образование. Два типа циклизации: авторский и исследовательский.

2. Денисьевский цикл Ф. И. Тютчева (14 сихотворений):

а) автобиографическая основа цикла. Его исповедальный характер;

б) лирический герой денисьевского цикла. Его трагическое мироощущение и нравственный самокритизм. Романтическая концепция любви как стихийной страсти и «поединка рокового»;

в) главная героиня цикла. Ее жизненная судьба, противоречивая сложность ее характера, ее трагический облик. Любовь как «поединок неравных». Роль лирического героя и «суда людского» в трагическом исходе любви. Пути раскрытия внутреннего мира героини. Приглушенность социальных мотивировок в цикле;

г) фрагментарность стихотворений денисьевского цикла как результат стремления поэта выразить определенный момент душевного состояния лирического героя. Их психологический драматизм. Внутренний монолог как основная форма раскрытия темы любви в цикле. Тяготение Ф. И. Тютчева к средствам романтической поэтики.

3. Панаевский цикл Н. А. Некрасова:

а) автобиографическая основа цикла;

б) реалистическое бесстрашие поэта в раскрытии душевных переживаний героев цикла и «прозы» любви. Драма лирического героя и его самообвинения. Психологическая глубина в изображении любовного конфликта;

в) большая самостоятельность лирической героини по сравнению с денисьевским циклом. Ее нравственный облик. Любовь как «поединок равных». Влияние окружающей действительности на исход любви;

г) исповедальность и диалогичность большинства стихотворений цикла. Близость цикла к прозаическому любовному роману. Преобладание повествовательно-лирического начала в цикле. Лирический рассказ как основная форма раскрытия любовной темы в цикле. Реалистический характер поэтики некрасовского цикла.

4. Общее и индивидуальное в денисьевском и панаевском циклах.

5. Любовная лирика А. Фета (сообщение).

 

Литература

1. Тютчев Ф. И. Стихотворения, письма. – М., 1957.

Предопределение. – Близнецы. – Не говори: меня он, как и прежде, любит. – О, не тревожь меня укорой справедливой. – Чему молилась ты с любовью. – О, как убийственно мы любим… – Не раз ты слышала признанье… – Последняя любовь. – Она сидела на полу. – Весь день она лежала в забытьи. – О, этот юг, о, эта Ницца!.. – Есть и в моем страдальческом застое… – Накануне годовщины 4 августа 1864 года. – Опять стою я над Невой…

 

2. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 1. – М., 1948.

Тяжелый крест достался ей на долю. – Если мучимый страстью мятежной. – Так это шутка? Милая моя… – Да, наша жизнь тела мятежно. – Я не люблю иронии твоей. – Мы с тобой бестолковые люди. – Зачем насмешливо ревнуешь. – Прости.

3. Фет А. А. Стихотворения и поэмы. – М, 1986.

Неотразимый образ. – В благословенный день, когда стремлюсь душою… – Старые письма. – В тиши и мраке таинственной ночи… – Alter ego. – Ты отстрадала, я еще страдаю…– Страницы милые опять персты раскрыли. – Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок… – Долго снились мне вопли рыданий твоих…– Нет, я не изменил. До старости глубокой…

11 стр., 5197 слов

Лирическая новелла как жанр русской «поэзии сердца»

... оценивая отдельные стихотворения Н. А. Некрасова, А. К. Толстого и А. Блока, в том числе и блоковское "На железной дороге", исследователь прямо отмечал, что "лирическая поэзия во ... Григорьева 3 . Особый интерес представляет статья П. Е. Бухаркина о лирических новеллах в "денисьевском" цикле Ф. И. Тютчева 4 . Практически на сегодняшний день это единственная работа, в ...

4. Корман Б. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сборник. Т. 3. М. – Л., 1960.

5. Скатов Н. Некрасов и Тютчев // Русская литература, 1971, № 2.

6. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — М., 1987.

7. Степанов Н. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. – М.. 1971.

8. Бухштаб Б. А.А.Фет // А.А.Фет. Стихотворения и поэмы. – М.,1986

9. Афонин Л.Н. Записки литературоведа. – Орел, 1986.

10. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. – М.,

 

Дополнительная литература

 

Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962.

Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. – Воронеж, 1964.

Касаткина В. Поэзия Тютчева. – М., 1978.

Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.

Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975.

 

 

Практическое занятие № 10

Тема: «Драма А.Н.Островского «Гроза». Своеобразие основного конфликта. Особенности трагического характера Катерины»