Тематика и содержание практических занятий

Тема № 1. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: теоретические и методологические

Основы курса

Ключевые вопросы темы

  1. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нару шениями" как научная дисциплина, ее объект, предмет, цель и задачи.
  2. Межпредметные связи данной дисциплины. Значение данной дис циплины для изучения специальной педагогики.
  3. История развития психодиагностики:
    1. донаучный эмпирический этап психодиагностики;
    2. научный этап развития психодиагностики.

4 Принципы психолого-педагогической диагностики детей с рече выми нарушениями:

  1. принцип комплексного подхода к изучению лиц с речевыми на рушениями;
  2. принцип единства диагностики и коррекции;
  3. принцип целостного изучения всех психических характеристик;
  4. принцип личностного подхода;
  5. принцип деятельностного подхода;
  6. принцип динамического изучения ребенка;
  7. принцип каузальности (этиопатогенетический);
  8. принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм об следования;
  9. принцип качественно-количественного подхода при анализе дан

ных.

5. Этические принципы психолого-педагогической диагностики де тей с речевыми нарушениями:

  1. принцип этического обращения с обследуемыми;
  2. принцип конфиденциальности;
  3. принцип соблюдения интересов обследуемого;
  4. принцип не нанесения ущерба;
  5. принцип компетентности и беспристрастности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Опираясь на имеющиеся знания, подготовьте схему «Значение психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями для дефектологии».
  2. Используя содержание изученных литературных источников, за­полните таблицу «Принципы психолого-педагогической диагностики лиц с речевыми нарушениями».
  3. Опираясь на имеющиеся знания, подготовьте схему «Этические принципы».
  4. Изучите предложенные источники, выделите в них основные по­ложения, касающиеся реализации исследовательских методов. Подготовь­те конспекты работ:
    1. Филичева, Т. Б. Принципы, методы, организация психолого- педагогического обследования детей с ОНР / Т. Б. Филичева // Школьный логопед. — 2008 — № 5−6. — С. 18−27.
    2. Раскройте содержание и процедуру проведения методик, направ­ленных на диагностику интеллектуальных возможностей детей с речевы­ми нарушениями: «Складывание пирамидки», «Наглядный счет», «Уста­новление последовательности событий», «Классификация предметов», «Исключение предметов». Подготовьте наглядный материал к данным ме­тодикам.

Задания с использованием ИКТ

23 стр., 11092 слов

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

... . В отечественной науке используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста неоднородны по механизмам развития ... о звуковом составе слова. Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы (16, с.69 ...

На сайте «Мир словарей» (//mirslovarei.com/content fil /) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psial) и найти значение данных психологических терминов: принципы ППД, ме­тоды ППД, диагностика.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Дайте сравнительную характеристику значения терминов «пси­ходиагностика» и «психолого-педагогическая диагностика»: цели, задачи, содержание.
  2. Раскройте основные проблемы научной и практической психоло- го-педагогической диагностики.
  3. Каковы основные принципы психологической диагностики?
  4. Перечислите требования к методам психолого-педагогической диагностики.
  5. Назовите требования, предъявляемые к разработчикам тестов.
  6. Сформулируйте требования к специалистам-непсихологам, при­меняющим психодиагностические методики.
  7. Перечислите типичные ошибки нарушения процедуры диагно­стики.
  8. Каковы основные этические принципы психодиагностики?

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005.

    8 стр., 3540 слов

    Характеристика нарушений двигательных функций, нарушений психики и речевых нарушений у детей с детским церебральным параличем (ДЦП)

    ... вышеназванные категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как ... систем головного мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие ...

    — 320 с.

  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема № 2. Методы психолого-педагогического обследования детей и подростков с речевыми нарушениями Ключевые вопросы темы

  1. Наблюдение как метод исследования ребенка с речевой патологи­ей в естественных условиях.
  2. Анкетирование как метод исследования ребенка с нарушениями

речи.

  1. Интервьирование как метод психолого-педагогической диагно­стики лиц с речевыми нарушениями.
  2. Психолого-педагогический эксперимент как форма диагностиче­ского изучения детей с речевыми нарушениями.
  3. Тестирование как метод психолого-педагогической диагностики.
  4. Опросники как метод исследования ребенка с речевой патологи­ей.
  5. Проективные методики как метод исследования ребенка с речевой патологией.
  6. Социометрический метод как метод исследования ребенка с рече­вой патологией.
  7. Основные требования к методам психолого-педагогической диаг­ностики лиц с речевыми нарушениями.

Задания для самостоятельной работы

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др. Невротические расстройства сна. У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания ... зависимости от варианта выбирается тот или иной путь индивидуальной медико-психолого-педагогической коррекции (с учетом возможной динамики и социального прогноза). При ...

  1. Опираясь на имеющиеся знания, подготовьте схему «Методы пси- холого-педагогического обследования детей и подростков с речевыми на­рушениями».
  2. Используя содержание изученных литературных источников, за­полните таблицу «Требования к методам психолого-педагогической диаг­ностики лиц с речевыми нарушениями».

2.2 Изучите предложенные источники, выделите в них основные положения, касающиеся реализации исследовательских методов. Подго­товьте конспекты работ:

  1. Кротова, И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6−7 лет с ОНР / И. В. Кротова // Логопед. — 2010. — № 7. — С. 6.
  2. Порошина, Е. Б. Раннее выявление и профилактика речевых на­рушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида / Е. Б. Порошина, Л. Р. Лизунова // Логопед. — 2010. — № 4. — С. 55.
    1. Раскройте содержание и процедуру проведения методик, направ­ленных на диагностику интеллектуальных возможностей детей с речевы­ми нарушениями: «Складывание пирамидки», «Установление последова­тельности событий», «Классификация предметов». Подготовьте нагляд­ный материал к данным методикам.

Задания с использованием ИКТ

На сайте «Мир словарей» (//mirslovarei.com/content fll /) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psial) и найти значение данных терминов: анкетирование; наблюдение; тестиро­вание.

18 стр., 8819 слов

Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии

... нарушений познавательной деятельности. Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР в течение последующих 15 лет позволили накопить большое количество данных, характеризующих своеобразие психического развития детей ... вопрос о мотивах, побуждающих учиться, об отношении учащихся к учебе. О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется ...

Контролирующие вопросы и задания

  1. Дайте сравнительную характеристику методов анкетирования и интервьюирования.
  2. Раскройте основные актуальные проблемы научной и практиче­ской психолого-педагогической диагностики лиц с речевыми нарушения­ми.
  3. Каковы основные требования к подбору методов для психолого- педагогического обследования детей с речевыми нарушениями?

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.

    — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.

  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема № 3. Характеристика дизонтогенеза детей с речевыми нарушениями Ключевые вопросы темы

  1. Оценка речи как высшей психической функции. Основные виды речевых нарушений.
  2. Современные классификации речевых нарушений.
  3. Понятие дизонтогенеза.
  4. Характеристика дизонтогенеза детей с речевыми нарушениями.
  5. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типо­логических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.
  6. Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями.

Задания для самостоятельной работы

  1. Раскройте принципы построения классификации дизонтогенеза.
  2. Дайте характеристику искаженного и поврежденного развития.
  3. Опираясь на имеющиеся знания, подготовьте схемы «Психолого- педагогическая классификация речевых нарушений» и «Клиническая классификация речевых нарушений»
  4. Изучите предложенные источники, выделите в них основные по­ложения, касающиеся реализации исследовательских методов. Подготовь­те конспекты работ:

1) Перчаткина, Е. С. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. С. Перчаткина // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10. — С. 102.

19 стр., 9209 слов

Страхи у детей с задержкой психического развития

... "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого ... II. Общие понятия о детях с задержкой психического развития Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже ... 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. - 6-е изд. ...

2) Боровцева, JI. Пути повышения квалификации и профессиональ­ного мастерства учителя-логопеда ДОУ / Л. Боровцева // Дошкольное вос­питание. — 2008. — № 2. — С. 93.

Задания с использованием ИКТ

На сайте «Мир словарей» (//mirslovarei.com/content fil /) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psial) и найти значение данных психологических терминов: речь, речевые нару­шения, психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, клиническая классификация речевых нарушений.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Покажите различия в диагностике детей раннего возраста с за­держкой психического развития и задержкой речевого развития.
  2. Проведите дифференциацию нарушений речевого развития и ту­гоухости.
  3. Раскройте методы и приемы диагностики при интеллектуальных расстройствах и покажите их специфику в отличие от диагностики рече­вых нарушений.
  4. Покажите типичные отличительные черты детей с аутизмом в от­личие от детей алалией, позволяющие провести дифференциацию этих нарушений.
  5. Раскройте сущность понятия нормального развития.
  6. Раскройте принципы построения классификации дизонтогенеза.
  7. Чем отличатся асинхронное развитие от дисгармонического.
  8. Дайте характеристику искаженного и поврежденного развития.
  9. Назовите причины задержанного развития.

Рекомендуемая литература

19 стр., 9296 слов

Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6−7 лет с нарушениями зрения

... недостаточным использованием их в работе со слабослышащими детьми. Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с ... . 19.Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 ...

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.

4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема№ 4. Основные психодиагностические модели в изучении лиц с нарушениями речи

Ключевые вопросы темы

  1. Определение понятия «психодиагностическая модель».
  2. Взаимосвязь между диагностической гипотезой и психодиагно­стической моделью.
  3. Основные типы психодиагностических моделей:
    1. Цель, задачи и методы медицинской модели изучения детей с на­рушениями речи.
    2. Цель, задачи и методы педагогической модели изучения детей с нарушениями речи.
    3. Цель, задачи и методы специальной диагностической (логопеди­ческой) модели изучения детей с нарушениями речи.
    4. Цель, задачи и методы психологической модели изучения детей с нарушениями речи.
  1. Используя содержание изученных литературных источников, за­полните таблицу «Психодиагностические модели».
  2. Подготовьте конспекты работ: Костенкова, О. Н. Комплексный подход в работе по преодолению речевых нарушений у детей // Логопед в детском саду. — 2008. — № 9−10. — С. 66.
  3. Осуществите описание основных методик для диагностики уров­ня речевого развития детей 3−5 лет, 5−7 лет, используя методическое по­собие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Стребелевой.

Задания с использованием икт

На сайте «Мир словарей» ( Ш /) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psial) и найти значение данных психологических терминов: медицинская модель, педагогическая модель, психологическая модель, логопедическая модель.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Каковы основные представления о физиологических основах психики?
  2. Раскройте понятие «структура дефекта».
  3. Приведите примеры первичных и вторичных симптомов в струк­туре речевого дефекта.
  4. Определите роль концепции внутренней картины дефекта в пси­холого-педагогической диагностике детей с речевыми нарушениями.
  5. Дайте характеристику педагогической модели диагностики.

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.
    1. Калягин, Т. С. Овчинникова — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
  1. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема № 5. Организационно-содержательная модель диагностико-прогностической работы логопеда ДОУ

Ключевые вопросы темы

  1. Блок организации и методического обеспечения. Мониторинг общего психофизизического состояния детей логопедической группы ДОУ. Сбор медицинских и психолого-педагогических сведений о разви­тии детей логопедической группы: сбор медицинских карт детей, беседы с родителями детей и их анкетирование, интервьюирование педагогов, ра­ботающих с испытуемыми детьми. Дефиниция тактических положений индивидуальной диагностической работы, выбор диагностического инст­рументария, обеспечение материальной базы для реализации работы, в том числе нормативной документацией.
  2. Диагностическая деятельность логопеда. Последовательность реализации диагностической процедуры. Установление контакта с ребен­ком. исследование процесса порождения и восприятия связного высказы­вания. обследование уровня сформированное™ грамматических навыков в морфологии, словообразовании, синтаксисе. Исследование лексической сферы и фонологического уровня языковой способности. Обследование моторных навыков: общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, мимической мускулатуры.
  3. Работа логопеда в рамках аналитической работы. Анализ ме­дицинской, психолого-педагогической документации ребенка, дополни­тельной информации, полученной от педагогов и родителей. Анализ и ин­терпретация результатов диагностики. Формулирование выводов по этио- патогенезу, по симптоматике и механизмам расстройства. Формулирова­ние развернутого логопедического заключения.

Консультативная работа в рамках комплексных консилиумов и раз­ных видов консультаций для педагогов, работающих с детьми логопеди­ческой группы, и родителей.

  1. Блок прогноза и планирования, блок контроля. Дефиниция прогноза развития ребенка. Алгоритм составления перспективного плана работы: медицинский, психолого-педагогический и собственно логопеди­ческий аспекты оказания помощи.

Подведение итогов диагностической работы. Информирование «за­интересованных» лиц (администрации, педагогического коллектива ДОУ, родителей) о результатах работы.

Задания с использованием ИКТ

На сайте «Мир словарей» (//mirslovarei.com/content fil /) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psial) и найти значение данных терминов: речевая карта, диагностическая дея­тельность логопеда, грамматический строй речи, лексический строй речи.

Задания для самостоятельной работы

  1. Осуществите анализ содержащихся в речевой карте анамнестиче­ских, медицинских и психолого-педагогических сведений о ребенке, за­нимающегося в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (желательно в группе «дети с общим недоразвитием речи»).

    Установите возможные тератогены, обусловившие недоразвитие речевой деятельности.

  2. Охарактеризуйте приемы диагностики звукового анализа и син­теза, звукопроизношения, лексики, грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи, фонематических процессов (фонематиче­ского восприятия, анализа, синтеза, представлений) у детей с речевыми нарушениями.
  3. Разработайте план-конспект беседы с родителями по темам: «Речь как условный рефлекс. Ее зависимость от лингвистического окру­жения», «Роль социальной сферы в возникновении и преодолении рече­вых нарушений у детей».
  4. Подготовьте конспект статьи:

Шереметьева, Е. В. Деятельность логопедического пункта ДОУ: ор­ганизационный аспект / Е. В. Шереметьева, Н. Н. Королева // Логопед. — 2010.-№ 5.-С. 6.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Раскройте, в чем состоит преемственность в работе логопеда и воспитателя логопедической группы ДОУ.
  2. Раскройте принципы отбора детей и комплектование логопедиче­ских групп.
  3. Какую логопедическую документацию детского сада для детей с нарушениями речи ведет логопед?

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005.-164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.
    1. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
  1. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема № 6. Психодиагностическое сопровождение

индивидуального развития детей с речевыми нарушениями

Ключевые вопросы темы

  1. Организация работы психолога в логопедическом детском саду: требования и основные нормативные документы.
  2. Планирование психокоррекционной работы: цель, задачи, прин­ципы.
  3. Принципы психокоррекционной работы.
  4. Психокоррекционные технологии, основные понятия.
  5. Свойства психокоррекционной технологии: целостность, опти­мальность, результативность, применимость в реальных условиях образо­вательного учреждения.
  6. Программа коррекционно-развивающих занятий: цель и задачи.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте конспект статьи Некрасова Ю. Б. Групповая эмо- ционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 75−82.

Задания с использованием ИКТ

На сайте «Мир словарей» (//mirslovarei.com/content fil /) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psiaI) и найти значение данных психологических терминов: агнозия; апраксия; зрительные агнозии; слуховые агнозии; тактильные агнозии.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Дайте определение понятиям «психокоррекция» и «психотерапия».
  2. Какие задачи позволяют решать методы психокоррекции?
  3. Что лежит в основе разделения методов психотерапии?
  4. Как подразделяются методы психокоррекции и психотерапии?
  5. Каково отличие симптоматических и патогенетических методов психологической помощи?
  6. Для решения каких задач может быть использована в логопедии аутогенная тренировка?
  7. Какое значение в логопедии имеют методы групповой психоте­рапии?

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.

Тема № 7. Организация и содержание диагностической

деятельности логопеда детских лечебно-профилактических

учреждений

Ключевые вопросы темы

  1. Специфика работы логопеда в детской поликлинике:
  • первичный прием логопеда;
  • комплектование групп и длительность занятий;
  • связь логопеда с родителями и педагогическим персоналом;
  • профилактическая работа логопеда;
  • санитарно-просветительная работа логопеда;
  • диспансеризация;
  • документация и отчетность логопеда.
  1. Специфика работы логопеда в психоневрологическом диспансере.
  2. Специфика работы логопеда в Доме ребенка.
  3. Организация работы логопеда в стационарном отделении.
  4. Основные положения о работе логопеда:
  • положение о логопеде;
  • положение об организации работы логопедического кабинета;
  • положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами;
  • примерный перечень оборудования логопедического кабинета.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте материал основных методик для исследования уровня развития языковой способности детей от трех до шести лет.
  2. Охарактеризуйте возможности отобранных диагностических ме­тодик. Представьте обоснование выводов.
  3. Используя данные специальной литературы, выделите оптималь­ные организационные условия диагностики уровня развития языковой способности детей школьного возраста. Оформите материал в виде мето­дических рекомендаций для логопедов.

Задания с использованием ИКТ

На сайте «Мир словарей» (//mirslovarei.com/content fil Г) вы­брать портал «Психологический словарь» (//mirslovarei.com/psiaI) и найти значение данных психологических терминов: логопедический каби­нет, логоневроз, афазия, дизартрия, дислалия, ринолалия, алалия.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Покажите различия в диагностике детей раннего возраста с за­держкой психического развития и задержкой речевого развития.
  2. Проведите дифференциацию речевых проявлений при первичном нарушении речевого развития и тугоухости.
  3. Раскройте методы и приемы диагностики при интеллектуальных расстройствах и покажите их специфику в отличие от диагностики рече­вых нарушений.
  4. Приведите типичные черты детей с аутизмом в отличие от детей с алалией, позволяющие провести дифференциацию этих нарушений.

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема № 8. Реализация комплексного подхода к диагностике речевых нарушений в условиях ПМПК

Ключевые вопросы темы

  1. Принципы отбора детей с речевыми нарушениями в специальные учреждения:
  • принцип отграничения детей с нарушениями речи от детей, имеющих другие аномалии. Значение понятий «первичный» и «вторич­ный» дефекты;
  • возрастной принцип;
  • принцип дифференцированного обучения детей с различными по тяжести речевыми дефектами.
  1. Сущность и особенности работы психолого-медико- педагогической консультации при организации психолого- педагогического исследования детей с речевыми нарушениями.
  2. Организация и содержание работы психолого-медико- педагогической консультации по комплектованию специальных учрежде­ний для детей с речевыми нарушениями.
  3. Оборудование кабинета психолого-медико-педагогической кон­сультации. Документация психолого-медико-педагогической консульта­ции.
  4. Организация работы логопеда. Психолого-педагогическое изуче­ние детей в процессе индивидуального обследования. Психолого- педагогическая документация логопеда.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте конспект статьи Крылова О. С. Реализация ком­плексного подхода в диагностике функционального базиса письма и чте­ния у детей 6−7 лет с недоразвитием речи в условиях МППК / (О. С. Кры­лова // Логопед в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 39).
  2. Осуществите описание основных методик для диагностики пси­хофизиологических предпосылок детей с речевыми нарушениями — тема­тический рисунок «Дом — дерево — человек», «Семья».
  3. Осуществите описание основных методик для диагностики уровня сформированности сукцессивных функций детей с нарушениями речи — рядоговорение, повторение цифровых рядов, воспроизведение звуковых ритмов.
  4. Осуществите описание основных методик для диагностики мо­торного развития детей с нарушениями речи (тест Н. И. Озерецкого), ди­агностики праксиса мимических мышц для детей с нарушениями речи, диагностики развития пространственной организации движений детей с нарушениями речи (пробы Хеда); диагностики навыка чтения и письма, диагностики каллиграфических умений у детей с нарушениями речи («Графический тест Эллис»).

Контролирующие вопросы и задания

  1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПк и ПМПК?
  2. Какие специалисты входят в состав ПМПК?
  3. Раскройте цели и задачи ПМПк?
  4. Опишите структуру и направления деятельности ПМПК.
  5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию (кон­сультацию)?
  6. Какая документация ведется в ПМПК и ПМПк?
  7. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заклю­чении ПМПК?
  8. Какие требования предъявляются к организации и процедуре об­следования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекци- онных) учреждений?
  9. Дайте характеристику основным методам психолого-медико- педагогического обследования в ПМПК?
  10. Какие показатели следует учитывать при психолого-медико- педагогическом обследовании детей?

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

Тема № 9. Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения Ключевые вопросы темы

  1. Определение понятий «психокоррекция» и «психотерапия». Цель и задачи психологической помощи.
  2. Методы психокоррекции и психотерапии в логопедии. Отличие симптоматических и патогенетических методов психологической помощи.
  3. Значение аутогенной тренировки в логопедии.
  4. Логопсихологическая дифференциация речевых нарушений.
  5. Специфика в диагностике детей раннего возраста с задержкой психического развития и задержкой речевого развития.
  6. Дифференциация речевых проявлений при первичном наруше­нии речевого развития и тугоухости.
  7. Основные методы и приемы диагностики при интеллектуальных расстройствах и их специфика в отличие от диагностики речевых наруше­ний.
  8. Особенности дифференциальной диагностики детей с аутизмом и ал алией.

Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Используя содержание изученных литературных источников, за­полните таблицу «Методы психокоррекции и психотерапии в логопедии».
  2. Изучите предложенный источник, выделите основные положе­ния, касающиеся психотерапии и психокоррекции лиц с речевыми нару­шениями:
  3. Шипилова, Е. В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями / (Е. В. Шипилова // Логопед в детском саду. — 2008. — № 8. — С. 30−36).

Контролирующие вопросы и задания

  1. Дайте определение понятиям «психотерапия» и «психокоррек­ция».
  2. Какие задачи позволяют решать методы психокоррекции?
  3. Что лежит в основе разделения методов психотерапии?
  4. Как подразделяются методы психокоррекции и психотерапии?
  5. Каково отличие симптоматических и патогенетических методов психологической помощи?
  6. Для решения каких задач может быть использована в логопедии аутогенная тренировка?
  7. Какое значение в логопедии имеют методы групповой психотера­пии?
  8. Покажите различия в диагностике детей раннего возраста с за­держкой психического развития и задержкой речевого развития.
  9. Проведите дифференциацию речевых проявлений при первичном нарушении речевого развития и тугоухости.
  10. Раскройте методы и приемы диагностики при интеллектуальных расстройствах и покажите их специфику в отличие от диагностики рече­вых нарушений.
  11. Приведите типичные черты детей с аутизмом в отличие от детей с алалией, позволяющие провести дифференциацию этих нарушений.

Рекомендуемая литература

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошколь­ного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с.
  3. Калягин, В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  4. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагности­ки лиц с нарушением речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 432 с.

16

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector