Тема 1. Введение в психологию.
1.1. Определение психологии как науки: предмет и задачи.
1.2. История развития психологии.
1.3. Общая характеристика основных методов психологического исследования.
1.4. Основные школы (направления) психологии: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.
Тема 2. Познавательные психические процессы, их место и роль в психике человека.
2.1. Общая характеристика психики человека. Классификация психических явлений.
2.2. Понятие об ощущениях, их виды и особенности.
2.3. Восприятие, его виды и свойства.
2.4. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания.
2.5. Общая характеристика памяти человека, основные виды, типы и процессы памяти.
2.6.Определение и виды мышления. Основные операции и формы мышления.
Природа и структура интеллекта.
2.7.Определение воображения, его виды и функции.
Тема 3. Психические свойства личности.
3.1. Понятие личности в психологии. Формирование и развитие личности.
3.2. Виды и роль эмоций в жизни человека.
3.3. Понятие о воле. Развитие воли у человека.
3.4. Понятие и типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента.
3.5.Определение характера. Типология характеров. Формирование характера.
3.6. Понятие о способностях и задатках. Формирование и развитие способностей.
Тема 4. Личность в деятельности и общении. 4.1.Понятие и строение деятельности. Развитие человеческой деятельности и ее виды.
Умения и навыки в структуре деятельности.
4.2. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности.
4.3.Понятие, виды и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека.
Основная литература:
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. 1,2 т.
- Дружинин В.Н. «Психология». Уч.пособие для вузов /В.Н.Дружинин. – М.: Питер, 2005.
- Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии – М., 2006. в 3 книгах Книга 1.
Дополнительная:
Принцип развития в психологии 2
... диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним из основных внутренних ... новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности ...
1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.– М.: 2006.– 560 с.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. – М.: Норма, 2009. – 624 с.
3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб., 2002.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
5. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев «Основы общей антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности». Учебное пособие для вузов. – М.: 1995.
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.Определение психологии как науки: предмет и задачи.
ПСИХОЛОГИЯ (от греческого — душа, — учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т.д., в зависимости от общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время предметом изучения психологии являются психические процессы, психические свойства и психические состояния. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных механизмов и закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Все психические явления называют общим понятием – психика. Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания. Сознание – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Обычно выделяют две их разновидности: познавательные, эмоциональные-волевые.
— познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь)
— эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля).
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Неосознаваемые психические процессы и состояния
... и поведении человека в результате проявления различных заболева- ний; − др Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий ...
Все психические состояния подразделяют на:
-
мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
- состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
- волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности и т.д.).
Через фазу психических состояний (стремление, страсть, стресс, возбуждение, тревожность и т.д.) тот или иной процесс может трансформироваться в свойство личности.
Третья группа психических явлений – психические свойства, характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, азартным и т.д., то этими словами опираемся именно на устойчивые свойства личности. Выделяют свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
— способности
— темперамент
— характер
— направленность личности (мотивы, потребности, интересы и т.д.)
2. История развития психологии
Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля древнегреческий философ и учёный, ученик Платона. 384 до н. э, который написал первый систематический трактат о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Гиппократ разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в человеке какой-то жидкости.
Свой отчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 года, в котором Вильгельм Вундт создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в университете в городе Лейпциге (интроспекция – метод с помощью которого добывались знания о психологии человека, — это метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач).
В 1885 году в Казани Владимир Иванович Бехтерев создает первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в России, а затем Психоневрологический институт (1908) – это был первый в мире центр по комплексному изучению человека.
3. Общая характеристика основных методов психологического исследования.
Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ.
Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя
... -психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного ... называемую психологию среды или экологическую психологию. Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной ... управленческого воздействия. Второй подход объединяет методы и технологии, использующие возможности человека как объекта и субъекта ...
Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается.
При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создастся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:
1. Констатирующий — (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся).
На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
- Формирующий (реализуются формирующие и развивающие приемы);
- Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос (беседа) — наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос — анкета.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (соотв. тому, для изучения чего он предназначен) и надежности (одни и те же результаты при повторном тестировании) вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества (тест Айзенка – определение общих способностей (40 заданий на 30 мин – коэффициент интеллектуальности КИ), таблицы Шульте – переключение внимания, корректурная проба – таблица Иванова-Смоленского).
В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога. (Детский апперцептивный тест САТ Л.Беллака (для детей от 3 до 10 лет), кинетический рисунок семьи).
Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
4. Основные направления психологии
Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы.
Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основатель: Джон Уотсон. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S—►R).
Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им. Под поведением понимались ответные двигательные реакции организма на раздражения (стимулы), идущие из внешней среды.
На смену данному течению в 30-е годы пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмена и Кларком Халлом. Они признавали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но также и от внутренних его состояний.
Основные представители – Джон Уотсон (1873-1958), Эдуард Торндайк – открыл «законы научения», формирования навыков: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Предмет исследования – поведение, метод исследования – наблюдение, эксперимент.
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939).
Это направление называют также его именем — фрейдизмом, нач. 20 века. З.Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного и бессознательного. В структуре личности Фрейд обратил особое внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами — сексуальными влечениями (либидо), инстинктами. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль.
В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательного — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную работу психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом концепции — психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни людей.
Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо.
Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго).
Оно как биологическое начало содержит страсти. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.
Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.
Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором, нравственным самоконтролем. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.
Представители психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895 -1982. Неофрейдизм. Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые считали, что в становлении личности важную роль играют социальные факторы, а не сексуальные.
Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений возникла в начале XX в. Видными ее представителями являются Вольфганг Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные гештальтпсихологами на процессах восприятия и мышления, доказали, что психические образования обладают первичной целостностью. В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. Исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология.
Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность), Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни, экзистенциональный вакуум, диалог).
Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием. Абрахам Маслоу разработал пирамиду иерархии потребностей. Он считал, что стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализации, есть основа развития человека и общества.
— физиологические потребности – в пище, воде, сне, сексе и т.д.
— потребность в безопасности, стабильности и порядке
— социальные (в любви, дружбе, семье и т.д.)
— потребность в уважении, самоуважении, признании
— потребность в самоактуализации – развитии способностей.
Когнитивная психология оформилась в США в середине 60-х гг. Видными представителями ее являются: Ж.Пиаже, Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации. Швейцарский психолог Жан Пиаже, поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий.
Направление психологии |
бихевиоризм |
Фрейдизм |
Гештальт-психология |
Гуманистическая психология |
Когнитивная психология
|
Предмет исследования |
Поведение |
бессознательное |
Целостные структуры психики |
Личность Индивидуальность |
Познавательные структуры
|
Метод исследования |
Наблюдение эксперимент |
психоанализ |
Феноменальный эксперимент |
Методы практической психологии |
Эксперимент
|
Практика |
Тренинг умений |
психоанализ |
гештальтерапия |
Клиент-центрированная терапия |
Рациональная терапия
|
Ведущие представители |
Дж.Уотсон Э.Торндайк Б.Скиннер |
З.Фрейд К.Юнг А.Адлер Э.Фромм |
М.Вертгеймер В.Келлер К.Коффка К.Левин |
Г.Олпорт А.Маслоу К.Роджерс В.Франкл |
Р.Аткинсон Ж.Пиаже Дж.Брунер У.Найсер
|
5. Научная и житейская психология
Под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями знаний есть как сходство, так и различия. Сходство в том, что обе эти сферы изучают психику человека.
Ж. 1. различия в объекте: Объектом ж.пс. выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся: ближайшее окружение. 2. различие в уровне обобщенности знаний. Знания ж.пс. приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. 3. различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. 4. Основной источник – наблюдение. 5. Объем знаний мало меняется со временем. |
1. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. 2. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, они выражены в понятиях. 3. Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. 4. Источники знаний: эксперимент, тестирование, науч.наблюдение. 5.Знания постоянно расширяются. |
6. Основные отрасли психологии.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
Общая психология. Она изучает общие законы, характерные для всех психических явлений, и дает самые общие объяснения человеческого поведения.
Психофизиология. Эта дисциплина исследует связь психических явлений и поведения человека с работой организма, центральной нервной системой и мозгом.
Дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Здесь изучается индивидуальное своеобразие психических явлений и поведение человека, те особенности, которые отличают людей друг от друга.
Возрастная психология. В данном случае речь идет об изучении психологии и поведения людей разного возраста, а также законов психического и поведенческого возрастного развития людей.
Педагогическая психология. Она исследует то, как психология и поведение людей формируются и изменяются под влиянием организованного обучения и воспитания в учреждениях системы образования.
Социальная психология. Рассматривает зависимость психологии и поведения людей от социальных явлений и процессов, а также выясняет влияние психологии и поведения отдельных людей и социальных групп на явления и процессы в обществе.
Медицинская психология. Исследует психологию и поведение больных людей, а также людей, имеющих психические или поведенческие отклонения от медицинской нормы, например детей и взрослых людей с теми или иными органическими поражениями.
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
7. Общая характеристика психики человека. Классификация психологических явлений
Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания. Сознание – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Можно выделить 3 основные функции психики:
- отражение воздействий окружающего мира (через систему анализаторов в нервной системе создается некая модель реальности, более или менее соответствующая объективному миру).
- регуляция поведения и деятельности (психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности и поведения человека)
- осознание человеком своего места в окружающем мире (с помощью высшей формы психики – сознания, человек осознает себя как личность, находящуюся с другими людьми в своеобразных межличностных отношениях и наделенную определенными индивидуальными особенностями).
Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы: пс.процессы, св-ва и состояния.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
— познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь)
— эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля).
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Все психические состояния подразделяют на:
- мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
- состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
- волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности и т.д.).
Третья группа психических явлений – психические свойства, характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Выделяют свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: способности, темперамент, характер, направленность личности (мотивы, потребности, интересы и т.д.)
8. Понятие об ощущениях, их виды и особенности
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Рецепторы — это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействия внешней и внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Сигналы поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений – ощущений).
Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. И.П.Павлов считал, что анализатор состоит из 3 элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Выделяют: зрительный, обонятельный, кожно-мышечный, слуховой, вкусовой и температурный анализаторы. Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом.
В зависимости от расположения рецепторов, ощущения подразделяются на три группы:
1) интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, и обеспечивают регуляцию элементарных влечений) связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах
2) проприоцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и положении опорно-двигательного аппарата, они обеспечивают регуляцию наших движений) рецепторы находятся в мышцах, связках и вестиб. аппарате имеют форму особых нервных телец (тельца Паччини).
3).Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, именно к ней относятся обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.
Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактных (вкус и осязание) и дистантных (обоняние, слух и зрение) ощущений.
В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:
- Пороги чувствительности (это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен верхним и нижним абсолютным порогами.
Абсолютный нижний порог ощущения — минимальное значение раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение.
Абсолютный верхний порог – максимальная величина раздражителя, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.
Дифференциальный порог — наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущения. Чем острее чувствительность, тем ниже ее пороги.
- Адаптация — изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.
- Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов под действием различных внешних и внутренних факторов (ожидание, опыт, тренировка).
- Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
9. Восприятие, его виды и свойства
Восприятие — процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета – яблока.
В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие разделяют на непроизвольно и произвольное.
В зависимости от преобладающей роли того или иного органов чувств (анализаторов) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Различают также сложные виды восприятия: восприятие времени и пространства.
Образ восприятия от набора ощущений отличает ряд характерных для него свойств:
1. Целостность – подчеркивает тот факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств.
Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию.
2. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. (Пр.: Образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т.д.).
3. Константность восприятия характеризует относительное постоянство формы, величины, цвета, положения предметов при изменяющихся условиях восприятия. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Благодаря константности и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, а не бесконечно переменчивых физических явлений.
4. Структурность позволяет получить абстрагированный, обобщенный образ из кратковременных и меняющихся ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность и обобщенность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, обозначением его словом. Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание.
5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, исходя их своих потребностей и интересов.
Апперцепция — зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, знаний, профессии, интересов, установок и т.п. Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств.
10. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности.
Функции внимания:
— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов;
— обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
— обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Виды: Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (интенсивность раздражителя, новизна предметов и явлений).
Произвольное (активное) внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
К свойствам внимания относят: Концентрация (сосредоточенность) внимания — противоположное качество называется рассеянностью. Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость внимания заключается в способности переноса внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости (зависит от характера предшествующей д-ти и темперамента).
11. Общая характеристика памяти человека, основные виды, типы и процессы памяти.
Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.
Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения ЗУН.
К данным процессам памяти, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все эти процессы рассматриваются вместе и представляют собой единую систему памяти человека.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.
Деление памяти по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая, сенсорная) – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность 0,25 сек. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Кратковременная память — кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений; объём её 5-9 единиц. Эта память связана с актуальным сознанием человека. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память длительно сохраняет материал после многократного его повторения и воспроизведения.
По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти: Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движений. Эмоциональная — память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
По преобладающему анализатору бывает зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.
Эйдетическая — очень ярко выраженная образная память, связанная с длительным сохранением ярких, чётких, живых наглядных образов.
Типы памяти: память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
законы памяти: 1. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края») – Герман Эббингауз.
2. Закон Эббингауза, закон забывания: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно: «в течение 1 часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации».
3. Закон Зейгарник Блюмы Вульфовны (1900-1988) заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.
12.Определение и виды мышления. Основные операции и формы мышления
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Мыслительные операции: Сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Виды мышления:
По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое (продуктивное) и репродуктивное.
Репродуктивное мышление – это мышление, открывающее для человека уже известные знания.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.
Первый способ мышления ребенка – наглядно-действенное мышление (от 1 до 3 лет), т.е. мышление в виде практических действий. Ребенок на практике решает примитивные задачи — вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
Следующая ступень — наглядно-образное мышление – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных).
Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3 этап. Словесно-логическое мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
4 этап Абстрактно-логическое (отвлеченное, понятийное) мышление — вид мышления работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, термины математические: степень и производная, экономические: баланс и прибыль и т.д.).
К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде.
По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении:
Дебильность, имбецильность, идиотия – наиболее глубокое нарушение психического развития.
13.Определение воображения, его виды и функции
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Галлюцинациями называют фантастические видения, это результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, продукт активности нормального сознания человека. Это своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
1. Представление действительности в образах. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность (аутотренинг, визуализация).
4. Формирование внутреннего плана действий — создание образа цели и нахождение способов ее достижения.
5. Планирование и программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения в образном их представлении.
14. Понятие личности в психологии. Формирование и развитие личности.
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» — самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.
«индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, В.В.Давыдов).
«Личность, — подчеркивал А.Н.Леонтьев, — есть относительно поздний продукт общественно-исторического развития человека».
Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, выработанными целями и намерениями.
Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях.
Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.
Для самого человека, субъективно, личность — это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.
Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5—3 лет).
Постепенно он начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков, понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»).
Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования — «Я-концепции».
«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя.
15. Виды и роль эмоций в жизни человека
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.
Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные — неприятные.
Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. Стенические (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической, так и астенической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого — тихая, расслабляющая.
Мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.
Настроение — длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго — неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Речь идет о решительном преобладании у данного человека того или иного настроения. Уметь управлять своим настроением — это особенность волевой регуляции и культурного развития личности.
Аффекты — эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия.
Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.
Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности.
Главное в предупреждении аффективного состояния — чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.
Страсть — самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель — предмет страсти.
Стресс (от англ. слова stress — напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью.
Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди.
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния.
16. Понятие о воле. Развитие воли у человека
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости.
Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.
Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.
17. Понятие и типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента.
Темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).
Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Дав в общем правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Каковы же научные основания темперамента?
Свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. И.П. Павлов, изучал физиологические основы темперамента. Он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. И доказал, что у представителей различных темпераментов имеются различия в силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
Соотношение этих процессов представлено на схеме:
Типы высшей нервной деятельности
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
3. Холерик — сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и торможения.
18. Определение характера. Типология характеров. Особенности формирования характера
Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Какова связь темперамента с характером? Темперамент выступает как динамическая сторона характера. При определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику.
ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. в наши дни — Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходя за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.
К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят, зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии, настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3. Лабильный тип. Крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо, «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач»1. Поведение во многом зависит от сиюминутного настроения, хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает, не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях. Отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям.
6. Психастенический тип. Характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценим поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта— замкнутость, предпочитают быть одни. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать.
8. Эпилептоидный тип. Часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е.Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.
9. Истероидный тип. Главная черта— эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Повышенная склонность и тяга к развлечениям причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
19. Понятие о способностях и задатках. Формирование и развитие способностей
Способности — это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Борис Михайлович Теплов:
— под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…
— способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность.
Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки — лишь предпосылки развития способностей, они являются одним из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков.
Формирование и развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительныe, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
20. Понятие и строение деятельности. Развитие человеческой деятельности и ее виды. Умения и навыки в структуре деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.
— Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер.
— Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.
— Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована;
— поведение хаотично, деятельность систематична.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики:
— мотив (то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется), цель, предмет, структуру, средства.
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.
В качестве основных видов деятельности людей, следует рассматривать.
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.
Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие — меньшее. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.
Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника — учебная деятельность, для взрослого — труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.
Умение — это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.
Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.
Навык — это только компонент деятельности, а не сама деятельность.
От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык – это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка — это потребность произвести соответствующее действие.
21. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности
Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики:
— мотив (то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется), цель, предмет, структуру, средства.
Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. Потребности — источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, и удовлетворению потребности.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.
Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).
Таким образом, потребность, или переживаемая человеком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребности есть действительный мотив деятельности человека.
22. Понятие, виды и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека.
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.
Содержанием общения может быть:
— передача информации
— передача умений и навыков
— групповая деятельность.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).
Средства общения могут быть вербальными и невербальными.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как
— материальное (обмен предметами продуктами деятельности),
— когнитивное (обмен знаниями),
— кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
— мотивационное (обмен побуждениями, целями интересами, мотивами, потребностями),
— деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное. Деловое общение обычно включено в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.