Тема 16. Психологические технологии

Тема 16. Психологические технологии

в социальной работе

1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий

2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности

1. Психоаналитические и психодинамические модели личности

как критерии выбора социальных технологий

Социальная работа направлена на оказание помощи челове­ку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличност­ных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психоло­гические технологии и методики по праву активно используют­ся и в подготовке специалиста, и в его профессиональной дея­тельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист приме­няет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу.

Наиболее верный критерий выбора технологии — своеобра­зие восприятия личности в различных парадигмах научного зна­ния о человеке и обществе: личность, структура личности, ее индивидуальность и субъектность, взаимоотношения и взаимо­действия с окружающей средой, ее потенциальные возможности роста и изменения, развитие рефлексивности, интенциональности, аутентичности и конгруэнтности, т.е. следует акцентировать внимание на силе личности, а не на ее слабости. На основе каж­дой из указанных парадигм, определенным образом объясняю­щих личность и окружающий ее мир, формируется система раз­личных техник и технологий работы с клиентом, которые мож­но использовать как при консультировании, так и при коррек­ции и терапии.

Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, под­сознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находят­ся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В. П. Созонов) «Классный час можно назвать специально- ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова) “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя . (М. Л. Маленкова) Одной из основных форм ...

Он полагал, что структура личности состоит из следующих компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго. Все три части тесно взаимодействуют, реализуя свои специфические функции. Согласно 3. Фрейду самой архаичной, но центральной частью личности является Ид — биологическая сущность че­ловека, сближающая его с животным миром, все то, что определяется конституцией, генетикой, эндокринной систе­мой, является инстинктивным (либидо, т.е. стремление к сек­суальному удовлетворению, инстинкты агрессии, стремление к смерти).

Ид — бессознательная часть личности, руковод­ствующаяся принципом удовольствия, оторванным от реаль­ности. Соединяет Ид с реальностью другая часть личности — Эго как сознательное начало. Развиваясь из Ид, Эго находится в контакте с миром и предназначено для установления гармонии между различ­ными силами, действующими на человека как изнутри, так и извне. Ид — реакция на потребности, а Эго — на возможности человека, поэтому между ними могут возни­кать конфликты: Эго должно сдерживать стремления Ид, противоречащие общественным нормам. Субъективно это пе­реживается личностью как состояние тревоги, беспокойст­ва и вины. С одной стороны, Эго связано с бессознатель­ным Ид, а с другой стороны, оно близко моральной цен­зуре личности — Суперэго, содержанием которого являют­ся социальные нормы и запреты, принятые личностью, правила поведения и образ жизни. Это те феномены, кото­рые налагают запреты на способы удовлетворения биологи­ческих потребностей человека, имеющих нередко ярко вы­раженный сексуальный характер. Суперэго — совесть и са­монаблюдение, формирование идеалов. Суперэго зависит от ценностей конкретного социума, которые осознаются и вос­принимаются в детстве, превращаясь в автоматизирован­ные формы поведения.

Развивая мысли Фрейда, его последователь К. Юнг описал «коллективное бессознательное» — то, что накоплено человечест­вом и передается от одного поколения к другому в виде архети­пов, т.е. образований, существующих уже при рождении ребенка и содержащих опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению К. Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, мифов, традиций и др. Эту структуру можно назвать Суперид.

Важной особенностью психоаналитической концепции явля­ется конституирование ведущей роли бессознательного. Поэтому основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоками которых всегда являются события, произошедшие в детст­ве. Осознание становится контролируемым, управляемым и по­зволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.

14 стр., 6902 слов

Проблема взаимодействия общества и личности в трудах З.Фрейда

... поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, находящимися вне сферы сознания. Позже Фрейд ввёл в анатомию личности ... внешнем мире. Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе “социализации”. Суперэго, пытается полностью ... 2. Область предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но ...

Например, А. Адлер, отрицая ортодоксальный психоанализ, предложил собственное понимание бессознательного содер­жания личности, основная сущность которого — признание господства индивидуализма. Желая достичь жизненной цели, человек стремится стать «особым человеком», избавиться от комплекса неполноценности. Цели и жизненные планы формируются в детстве; ребенок сознательно или бессознательно следует им, равняясь на об­разец — возможности достижения успеха, которыми восполь­зовались другие победители в определенных культурных рам­ках. На этой основе возникают мировоззрение, интересы, же­лания личности. Согласно А. Адлеру кроме стремления лично­сти к превосходству (приобретенного в течение жизни) су­ществует и чувство общности (врожденное).

Таким образом, А. Адлер попытался гуманизировать личность, не ограничи­вать ее жесткими рамками зависимости от темных сил бессоз­нательного.

Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходяще­го корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. В связи с этим центральным понятием является «конф­ликт» — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продол­жились в его взрослой жизни. Такие конфликты — манеры пове­дения — были заложены как индикаторы чувств, мыслей и по­ступков. Предполагается, что на основе прошлого опыта форми­руется особая организация поведения (совокупность чувств, мыс­лей и манер), обусловливающая нынешнее восприятие мира, Если это выражается в реакциях, неадекватных условиям, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изме­нить эти «организующие системы», способствуя иному структу­рированию информации и будущего опыта личности. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, на­званный психологической защитой, который действует на под­сознательном уровне.

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно отсталых детей

Чтобы уяснить, каким образом теоретические ошибки в толкованииумственной отсталости приводят к вредным последствиям в практик Московский Гуманитарно-ЭкономическийИнститутНижегор одский Филиал Факультет Психологии ДОКЛАДпо предмету Психофизиологияна тему Рефлекторнаятеория психики и психическоеразвитие личности умственно отсталых детей студентки 2-го курсагруппа 12П6-2001Н Проверил ...

А. Фрейд пришла к выводу, что некоторые функции бессоз­нательных и сознательных явлений в психике выражаются иначе, чем понимал их 3. Фрейд. В первую очередь это каса­лось взаимоотношений Ид (Оно) с Эго (Я).

А. Фрейд замети­ла, что Эго не вышло полностью из Ид, как полагал 3. Фрейд, а обладает значительной долей самостоятельности, поэтому функция Я гораздо значительнее и динамичнее. Эго-психология большую роль отводит и защитным механизмам, как и классическая теория психоанализа. Не постулируется жесткое доминирование бессознательного, хотя оно признается клю­чевым в возникновении психических проблем и расстройств. В отличие от традиционного психоанализа психические воз­зрения, оформившиеся в Эго-психологию, проникнуты ве­рой в человека, его силы, что в значительной степени при­ближает ее к гуманистическому направлению.

Использование идей психодинамического направления в це­лом и Эго-психологии в частности в социально-психологической работе обусловлено пониманием и учетом защитных механизмов личности.

Защита и сопротивление — особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, вывести их из своего сознания, обеспечивая бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологиче­ская зашита — один из механизмов, препятствующих изменению личности («сопротивление»).

Современный психодинамический подход использует ряд наиболее распространенных защитных ме­ханизмов: вытеснение, отрицание, формирование реакции, пере­мещение, обратное чувство, подавление, идентификация с агрес­сором, аскетизм, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, экранирование, окаменение и др. Все они направлены на сохранение баланса между Оно и Сверх-Я. Каждый из механизмов зашиты имеет свои достоинства и недос­татки.

Другое современное направление психодинамического подхо­да — Я-психология (selfpsychology), возникшая в конце 50-х гг.; одним из ее основоположников является X. Кохут, еще в большей степени отличающийся тенденцией к гуманизации, характерной для современных психодинамических теорий. Основная сущность Я-психологии — рассмотрение Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения.

6 стр., 2713 слов

Психоаналитические концепции человека(Фрейд, Юнг, Фромм)

... менее не сбалансированы в личности, то человек впадает в оп ределенные крайности в поведении, что отрицательно сказывается на ... поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание.Влечение ... им осуществляется биологизация человеческого существования.Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Другим источником была упрощённо ...

Теория Я-психологии, соединяет психоанализ с экзистенционалыюй и гуманистической психологией. В настоящее время она рассматривается как одна из альтернатив классического пси­хоанализа теорий; большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.

Типичный пример психолинамического подхода — трансактный анализ (ТА), который способствовал развитию совершенно нового, оригинального взгляда на личность и включению ее в межличностное взаимодействие. В соответствии с ТА человек по­рой играет в течение жизни в неосознаваемые им самим запро­граммированные игры, составленные на основе сценария — бес­сознательной структуры, определяющей его жизнь. Существуют сценарии «счастливчиков», «мальчиков на побегушках», «козлов отпущения» и др.

Основоположник ТА Э. Берн заметил, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, словарный запас и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изме­нения обычно сопровождаются эмоциональными. Иному психи­ческому состоянию, часто не совместимому с первым, бывает присущ иной набор схем. Эти различия и изменения свидетельст­вуют о существовании у человека различных состояний Я, что является основой структурного анализа; 1) состояния Я, сходные с образами родителей (Родитель); 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (Взрослый); 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве (Ребенок).

Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? почему поступаю именно так, а не иначе? как я приобрел эти качества?

В соответствии с теорией структурного анализа человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Э. Берн следующим образом аргу­ментирует подобное утверждение: каждый человек хранит в себе набор состояний Я (индивидуально воспринятых им) своих родителей (или тех, кто их заменял).

Эти состояния при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться, т.е. «каждый носит в себе своего родителя». Все люди (не исключая детей) способны объективно перерабатывать ин­формацию при условии, что активизированы соответствую­щие состояния их Я, т.е. «в каждом человеке есть взрослый». Любой человек сохраняет впечатления прежних лет, кото­рые при определенных условиях могут активизироваться, т.е. «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку». Че­ловеческий мозг организует психическую жизнь, а продук­ты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде со­стояния Я.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

Федеральное агентство образования Российской Федерации Марийский Государственный Технический Университет Кафедра философии РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия» на тему Человек и личность Выполнила: студентка гр. Проверила: доц. каф. фил. Йошкар – Ола 2007 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Человек……………………………………………………………………...5 Понятие и сущность человека…………………………………………5 Проблема ...

Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных по­буждений, радости. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, являясь посредником между ними. Родитель осуществ­ляет две основные функции: обеспечивает выживание человече­ского рода и помогает сберечь массу времени и энергии. Это осво­бождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденный вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для ее функционирования и выживания. Изменять их необходимо только в том случае, если нарушено равновесие между ними. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинакового уважения, каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Эти три Я сопровождают человека всю жизнь, выступая в раз­личных сочетаниях. При неадекватности этих сочетаний возника­ют психологические проблемы. Помочь личности решить их — значит разрушить ее игру. Э. Берн в своих работах предлагает раз­личные способы «разрушения игры».

Различные состояния Я реализуются в играх, Игры — типич­ная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы, что способ­ствует созданию дискредитирующих ситуаций. Психологическая игра — часто повторяемая последовательность трансакций со скры­тым мотивом, имеющих внешнее разумное обоснование. Игры препятствуют честным, открытым отношениям между людьми. Чтобы помочь человеку, надо разрушить эту игру и сконструиро­вать другое поведение. ТА удобно использовать в консультирова­нии внутрисемейных отношений.

Отдельные проблемы клиента предполагают длительное взаи­модействие с ним. Но могут возникать моменты, требующие не­медленного изменения ситуации, в которой оказался клиент. Имен­но для оказания экстренной помощи клиенту, для которого обычно характерно изменение эмоционального состояния, используется модель кризисной интервенции с выраженным прагматическим характером. Ее сущность — признание необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (или серии краткосроч­ных вмешательств) в психический мир клиента. Предполагается, что в этих случаях важно установить причину кризиса, его харак­тер и методы восстановительной работы. Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов самой личности и ресурсов ее социального окружения.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... ИГР Владимир 2000 ББК 88.3 Р-17 Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир, ... условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением» (М.,1996) С.В.Калинина выделяет следующие требования к активизирующим ... осознание собственной ответственности за свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении ...

Понятие «кризис» правомерно использовать не только приме­нительно к человеку как интрапсихической системе. Кризис мо­гут испытывать семьи или группы людей, которым предъявляют­ся новые требования, являющиеся для них невыполнимыми. В этом случае кризисная интервенция заключается во «вхождении» в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы для оказания им помощи в решении возникших проблем путем мобилизации имеющихся ресурсов.

Основанная на психодинамических идеях модель кризисной интервенции наиболее эффективна в оказании помощи людям, пережившим несчастье, она помогает снова приспособиться к жиз­ни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.

Основное внимание в этой модели уделено изменению эмо­циональных реакций клиента на кризис и повышению его спо­собностей решать ежедневные проблемы преимущественно праг­матическим путем. Решающее значение в работе с клиентами при­дается психологическим условиям: четкому определению жизнен­ных и перспективных целей, задач, временных рамок их реализа­ции, демонстрации опыта решения проблем.

Основная идея бихевиористского подхода в том, что поведе­ние человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. Ос­новным достоинством бихевиоризма является возможность про­демонстрировать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм в отличие от психодинамического подхода скло­нен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека. Осо­бого внимания не уделяется и специфике восприятия, самоана­лизу и мироощущениям личности, чему придают значение экзи­стенциализм и гуманистические теории. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности.

В отличие от психодинамического подхода бихевиоризм объяс­няет практически любые формы поведения (адекватные, неадек­ватные, асоциальные и др.) одними и теми же принципами. С по­зиций бихевиоризма не существует плохого поведения, а есть та форма поведения, которая не соответствует данной ситуации. Та­ким образом, различные виды поведения могут быть адекватными в различных окружениях и культурах. Поэтому нет потребности в особых изменениях поведения. Для бихевиоризма основополагаю­щими являются постулаты об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций.

Ответная обусловленность поведения осуществляется по схе­ме «стимул — реакция» (S — R).

При этом стимулом может быть любой внешний раздражитель (ситуация, событие, лицо, вещь и др.).

Определенная система стимуляции формирует и соответст­вующие ей определенные виды поведенческих реакций. Сконст­руировав нужный набор стимулов, можно получить и нужное поведение.

Поведение считается обусловленным, когда реакции являют­ся следствием действия стимула. Эту особенность прекрасно опи­сал И.П. Павлов в широко известных опытах по изучению обра­зования условных рефлексов. Если установившаяся связь между стимулами и реакциями становится неадекватной или нарушают­ся условия ее функционирования, то она разрушается, вплоть до полного исчезновения условных реакций. Этот процесс получил название «угасание».

Практический психолог использует для разрушения отрица­тельного поведения прием «контробусловленности», основная за­дача которого — создание условий для разрушения (угасания) нежелательных условных связей. После их разрушения формиру­ются новые системы связей на базе ответной обусловленности в виде навыков, умений, привычек и других форм автоматизиро­ванного поведения. Однако многие виды поведения не обусловле­ны. Из необусловленных стимулов поведенческие реакции, как правило, не развиваются.

Оперантная обусловленность имеет дело с широким спектром разных видов и форм активности и акцентирована на последст­виях, вызванных определенным поведением. Эти последствия по­ведения принято называть подкреплением — позитивным (усили­вающим реакцию, делающим ее более устойчивой) и негатив­ным (ослабляющим реакцию).

При оперантном подкреплении часто используются методы поощрения и наказания в целях подкрепле­ния благоприятного поведения и угасания нежелательного.

Социальное обучение — третий постулат бихевиористской тео­рии, психологическое содержание которого сводится к следую­щему: большинство людей приобретают опыт посредством вос­приятия и осмысления получаемых впечатлений, копируя пове­дение других. Основу социального обучения составляет процесс подражания. В этой связи многим людям можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведение, ко­торого они боятся или к которому стремятся.

Практик в социальной сфере использует все три основных постулата бихевиоризма. Его главная цель — способствовать угасанию, упразднению нежелательных форм поведения и усиливать желаемое поведение людей с помощью разных видов подкрепле­ния и социального обучения.

На основе развития идей бихевиоризма (но в то же время и достаточно независимо) сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в практике индивидуальной работы это направление заняло в 80-е гг. Представители когнитивного на­правления считают важным, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и дейст­вует в рамках реальности.

Когнитивная психология возникла из попытки объединить поступки и мысли, знание и поведение. Это направление офор­милось на базе других теорий, но привнесло и собственные кон­структы. Его основу составляет способ структурирования и клас­сификации мира личности. Каждый человек имеет свои мироощу­щения, конструкты, способы описания окружающих людей. Конст­рукты, определяющие поведенческие стратегии и целенаправлен­ное принятие решений, отражаются в языке, языковых конст­рукциях, анализ которых помогает понять внутренний мир чело­века.

Эффективное использование когнитивной модели в социаль­ной работе предусматривает акцент на трех аспектах поведения: моральный код, или социальная философия; теория личности; методы воздействия.

2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности

Гуманистические психосоциальные технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальттрадициях (Ф. Перлс), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной личности, взаимо­действующей со своим окружением. Важным моментом, объеди­няющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изме­няться при наличии определенных позитивных условий.

Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса — ориентация наличность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого — жить и действовать. По глубокому убе­ждению К. Роджерса, человек — натура конструктивная, и если у него есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития.

Решающую роль в жизни и развитии человека имеет его пред­ставление о самом себе — Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценность». По мнению К. Роджер­са, человек не может совершенно точно определить, каков он есть на самом деле, а оценивает себя с большей или меньшей степенью иллюзорности. Однако каждый человек обладает собст­венным жизненным опытом и выражает этот опыт с помощью слов (вербальный способ) и жестов (невербальный способ, экс­прессия).

Соответствие степени самоценности способам ее выра­жения (язык слов и язык тела) — необходимое условие возник­новения позитивного состояния, т.е. конгруэнтности.

Неконгруэнтность (рассогласование) этих составляющих вы­зывает негативные реакции. Человек начинает использовать сте­реотипные защитные формы поведения. Конгруэнтность устанав­ливается либо путем изменения поведения, либо путем модифи­кации представлений о себе. Постулируется естественное стремле­ние личности к разрешению внутреннего конфликта позитивным образом, ведущему к изменению самоценности, принятию себя как личности — это предпосылка к более полному и легкому восприятию других людей (и наоборот, принятие личности дру­гими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности).

Основная идея теории личности К. Роджерса в том, что каж­дый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внут­ренних потенций. На этом основана его модель «личностного роста». По мнению К. Роджерса, три условия благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пони­манию другого, сопереживание. Он считал, что возможности лич­ностного роста неисчерпаемы и каждый человек может попытать­ся достичь успеха в этом.

Аналогичные идеи высказывал и А. Маслоу. Краеугольное ос­нование его концепции — стремление личности к самоактуализа­ции. Он считал, что для развитой личности характерны:

• самоактуализация — переживание, сопровождающееся повы­шенным сознанием, вниманием и интересом; выбор из мно­жества вариантов пути личностного роста независимо от слож­ности и непредсказуемости этого пути;

• актуализация — признак реальной, а не потенциальной лич­ности, т.е. ответственность за свои действия, «доверие» себе;

• способность самоактуализироваться — уметь обнаружить, «снять» свою «психологическую защиту», развить свои способности. А. Маслоу полагал, что за помощью чаще всего об­ращаются люди, нереализовавшие потребность в самоактуа­лизации. Только самоактуализировавшаяся личность, по его мнению, освобождается от фрустраций (или экзистенциаль­ного вакуума) и может чувствовать себя комфортно, дейст­вовать ясно, точно, эффективно.

Экзистенциональная психология дает возможность в процессе консультирования научить людей планировать и развивать отно­шения с другими людьми, что обеспечивало бы им определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбо­ру действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и между системами. Примером могут служить теоретические по­строения В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустра­цию. Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. ответствен за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. В концепции личнос­ти В. Франкла доминирует положение о том, что для человека гораздо важнее не то, что с ним случилось, а его отношение к этому. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией (терапией при помощи смысла), понимая ее как способ ана­лиза ситуаций и метод консультирования.

Основная задача логотерапии — помочь человеку обрести смысл и цель жизни, что поможет ему преодолеть сомнения и отчаяние, понять, как человек конструирует свой мир. Осо­бое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как механизме, определяющем поведение, основе становления жизненных стратегий. Составляющими ло­готерапии являются свобода воли, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом, широко используют­ся в психологическом консультировании, психотерапии и на­чинают активно применяться в социальной работе, социо­логии.

К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальттрадиции, основанные на своеобразном понимании личности и ее опыта. Основополож­ником этого направления считается Ф. Перле, придававший боль­шое значение чувствам клиента и осознанию его опыта. Целостная личность (гештальт) согласно взглядам Ф. Перлса состоит из мно­жества частей, что делает ее неповторимой, и по мере своего развития испытывает ряд переживаний, разрушающих ее единст­во, А сложность окружающего мира обусловливает трудности его понимания. Многовариантность мира еще более разъединяет части личности и препятствует их объединению.

Гештальтпсихологи справедливо полагают, что жизненная ситуация — это и есть гештальт, поэтому фрагментарная работа с отдельными частями личности бессмысленна. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место отводится целеполаганию, которое и определя­ет структуру гештальта. Гуманистическое начало в гештальттеории проявляется в констатации положения о том, что изменения в личности происходят только в том случае, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Решения «быть лучше», просьбы, требования других людей, как правило, не могут вызвать активных внутренних изменений.

Тема 16 — Стр 2

В русле гештальттрадиций было создано множество интерес­ных технологий, которые могут быть использованы в рамках как этого, так и других подходов. По сравнению с другими моделями гуманистического направления гештальтпсихология имеет наибо­лее мощные технологии, провоцирующие изменения психики личности. Пример современных гуманистических концепций — система позитивной психотерапии, которая складывается из трех аспектов: позитивный подход, содержательный анализ конф­ликтов, пятиступенчатый процесс психотерапии.

Таким образом, гуманистические теории, которые могут при­меняться в социальной работе, весьма разнообразны. Общим для всех этих теорий является отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, группы, общества, окружающей сре­ды, причин, порождающих проблемы, и их истоков. Следова­тельно, нет необходимости ставить диагноз и определять прогноз развития ситуации клиента; нет необходимости давать клиенту советы по решению проблем, которые обычно основаны на субъ­ективных представлениях специалиста и не всегда адекватны ре­альности. Гуманистическое направление постулирует недиректив­ный путь взаимодействия с клиентом в социальной практике, соблюдение норм личностной экологии.

В социальной практике применяется множество социально-психологических теорий. Среди них видное место принадлежит теориям, основанным на явлениях коммуникации. Ролевые тео­рии учитывают социальную функцию личности; специфический способ поведения людей в зависимости от их социального статуса или позиции в обществе; совокупность норм и ожиданий, опо­средствующих активность личности.

Определение социальной роли впервые было дано в 1936 г. Р. Линтоном, а в дальнейшем развито Д. Мидом в рамках интеракционализма. Социальные роли проявляются в ситуациях социального взаимодействия, основанных на воспроизведении опреде­ленных социальных стереотипов. Отдельная социальная роль ото­бражает лишь единичный аспект поведения. Целостное поведение людей складывается из совокупности множества социальных ро­лей. Социальная роль тесно связана с социальными ожиданиями и включает в себя представляемую роль (система ожиданий инди­вида и определенных групп); субъективную роль (экспектации, т.е. представления о способах взаимоотношения с людьми); игра­емую роль (поведенческая реализация представляемой роли).

Участ­нику интеракции важно представить себе, чего ждут от него дру­гие партнеры. Действия отдельных индивидов взаимно «подгоня­ются» друг к другу, каждый может принимать роли других, фор­мировать Я-образ, приспосабливаться к приписываемым ему на­мерениям и экспектациям. С понятием социальной роли связаны понятия «ролевые конфликты», «ролевая напряженность», «роле­вой набор», «ролевая адаптация» и пр. Социальная роль всегда имеет личностную окраску в зависимости от опыта, индивиду­альности человека, его желания соответствовать ожиданиям ок­ружающих и т.д. Диапазон социальных ролей обусловлен много­образием социальных групп, общностей, видов активности и др.

Специфика социальной роли определяется местом индивида в системе общественных отношений. С этой точки зрения различа­ют роли профессиональные, социально-демографические, управ­ленческие и др. Кроме того, выделяют роли межличностные, т.е. определяемые местом индивида в системе межличностного взаи­модействия. Существуют роли активные и латентные, институциализированные (официальные, конвенциональные) и стихий­ные, приписанные (аскриптивные) и достигаемые личной актив­ностью (достижительные).

Принятие и исполнение человеком оп­ределенной роли — сложный процесс, включающий и коммуни­кацию.

Разнообразные подходы к пониманию сущности социальных ролей имеют ряд общих моментов: 1) роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степе­нью определенности; 2) роль как стратегия поведения, направ­ленная на овладение ситуацией определенного типа; 3) роль как система ожиданий по отношению к людям, имеющим определенный статус; 4) роль как действие, выполнение определенных требований человеком, «назначенным» на эту роль.

Использование ролевой модели в социальной практике инди­видуальной работы обычно предусматривает повышение адаптив­ности отдельных людей друг к другу, группам, с которыми они взаимодействуют, обществу, в котором живут. Эта модель эф­фективна при профилактике и устранении различных конфликтов, неадекватности интерпретаций полученной социальной ин­формации и др. Важно учитывать специфику выполнения задан­ных социальных ролей каждым индивидом, его включенность в сюжеты социально-ролевых игр. Социальные роли являются ос­новой различных технологических приемов: социодрамы, психо­драмы, трансактного анализа, различных сюжетно-ролевых игр.

Одна из важнейших задач и психологии, и социальной прак­тики — опора на механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации. В коммуникативных теориях первостепенное значение придается аспектам отношений и интеракциям. Любая коммуникативная теория подчеркивает, что направленный характер интеракции основан на знаковых сис­темах, восприятии интеракции партнерами, воздействии общаю­щихся друг на друга. Это необходимые характеристики акта ком­муникации.

Другой компонент коммуникативных теорий — положение о том, что источником информации является лицо или группа лиц, располагающие и кодирующие информацию в определенную знако­вую систему (коммуникатор).

В коммуникационную сеть входит и получатель информации (реципиент), который дешифрует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Боль­шие различия в запасе и характере информации общающихся яв­ляются нередко причиной различного рода недоразумений, обид и конфликтов, возникающих между ними, в частности между социальным работником и клиентом. В таких ситуациях они гово­рят как бы «на разных языках». От того, как люди отражают и интерпретируют информацию, оценивают возможности друг дру­га, во многом зависят характер и результаты их взаимодействия. Особенности коммуникативных процессов проявляются в уста­новлении отношений между людьми — симметричных или доми­нирующих.

Симметричные отношения характерны для равных партнеров, взаимно заинтересованных в общении; доминирующие отноше­ния предполагают преобладание в общении одного партнера (или группы) над другим, отчего последний нередко испытывает за­висимость или униженность (отношения типа «началь­ник — подчиненный»).

Коммуникативные теории описывают и определенные тен­денции общения, зависящие от способа трансляции сообщения. При вербальной коммуникации действуют преимущественно за­коны психолингвистики (о которых подробно говорится в рабо­тах А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия), связанные с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципи­ентом (импрессивная речь).

Невербальная коммуникация осущест­вляется с помощью мимики, пантомимики, жестов, позы, по­ходки, напряжения мышц и всех тех атрибутов, которые объеди­няются в понятие «экспрессия». Невербальная коммуникация мо­жет сопровождать вербальную, но может быть и самостоятельным способом коммуникаций. Поскольку невербальная коммуникация осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно, совре­менная психология оценивает ее как более достоверную по срав­нению с вербальной.

Любая теория, рассматривающая процесс коммуникации, исходит из положения о том, что человек практически всегда находится в состоянии общения с себе подобными. Даже молча­ние является процессом коммуникации, поскольку оно может быть оценено каждым по-разному. Различают несколько видов коммуникации: внутри личностная (человек наедине с собой об­думывает поступки, строит планы, прогнозирует успехи или не­удачи); межличностная (общение между двумя людьми и более); групповая межличностная (общение в социальной группе); меж­групповая (взаимодействие различных социальных групп).

Все виды общения функционируют в соответствии с присущими каждому из них специфическими законами, которые являются предметом изучения общей и социальной психологии.

Значение социально-психологических теорий для социальной практики трудно переоценить, так как почти все проблемы, воз­никающие у людей, сопровождаются нарушением процесса обще­ния. Психологические коммуникативные теории могут стать хоро­шей базой для формирования различных теорий и технологий, обосновывающих деятельность в области социальной сферы, кор­рекции процессов общения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — своеоб­разная теория и технология влияния на людей, рассмотренная в работах Д. Гриндера, Р. Бендлера, В. Сатир, М. Эриксона. Предме­том НЛП являются языки, используемые для взаимодействия, как отражение внутренних программ, заданных на уровне ней­ронных связей, и основанные на анализе различных способов по­лучения информации о мире и реагирования на них отдельных людей. Одно из центральных понятий НЛП — репрезентативно-информационная система, т.е. система представления опыта, свя­занного с модальностями психики. Одна из них более развита и чаще всего используется конкретной личностью. Репрезентатив­ная система формирует основной способ, с помощью которого человек осуществляет поиск информации («визуалы», «аудиалы», «кинестетики»).

Использование индивидом ведущих информационных (ведущих модальностей) и вспомогательных систем (суб­модальностей), формирование поведенческих паттернов и внут­ренних стратегий проявляются в вербальном и невербальном язы­ке, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у парт­нера по общению путем калибровки, т.е. описания внешних и внутренних признаков его состояния.

Самопредъявление, или самопрезентация как особый аспект коммуникаций — важное условие эффективности индивидуаль­ной работы с людьми. Специалист в любой сфере социального взаимодействия должен уметь правильно (адекватно ситуации) подать себя и «прочесть» истинные переживания партнера, скры­тые за маской самопрезентации.

Человек в состоянии контролировать невербальные и вербаль­ные аспекты своего поведения и манипулировать ими в соответст­вии с задачами. Однако распознать намеренность поведения индиви­да проще, чем манипулировать своим поведением, поэтому наблю­датель, скорее всего, имеет преимущество перед манипулирующим, и это обусловливает асимметрию коммуникативного процесса.

В современной литературе самопредъявление рассматривается как управление впечатлением о себе с помощью бесчисленных стратегий поведения, предусматривающих предъявление своего внешнего образа другим людям. Самопредъявление может быть скорректировано, развито специальными методами. Выбор адек­ватных методов зависит от того, какой аспект самопредъявления нарушен — либо на уровне личностных конструктов (высокая тревожность, неустойчивость Я-концепции, чрезмерная мотива­ция самопредъявления), либо на уровне социальных умений. В пер­вом случае используются методы тренинговых групп, рационально-эмотивный тренинг. Во втором случае можно добиться успеха с помощью специального обучения, тренинга социальных уме­ний, сочетающего групповые и индивидуальные методы. Важное значение для эффективного самопредъявления имеют чувствен­ный образ (формируется при первом впечатлении о партнере), адекватное использование вербальных и невербальных средств ком­муникации, внешний облик, окружающая обстановка, простран­ственная и временная среда общения.

Вопросы

1. Каковы критерии выбора психологических технологий для оказа­ния помощи клиенту?

2. Какое влияние оказывают психологические модели личности на методы социальной работы?

3. В чем заключается сущность психоаналитического и психодинами­ческого подхода к личности?

4. Каковы особенности экзистенциально-гуманистических моделей социально-психологической деятельности?

5. В чем состоит значение коммуникативных моделей социально-пси­хологических технологий?

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.

2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое кон­сультирование. — М., 1995.

3. Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультиро­вания. — Барнаул, 1993.

4. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.

10