Тема 16. Психологические технологии
в социальной работе
1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
1. Психоаналитические и психодинамические модели личности
как критерии выбора социальных технологий
Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу.
Наиболее верный критерий выбора технологии — своеобразие восприятия личности в различных парадигмах научного знания о человеке и обществе: личность, структура личности, ее индивидуальность и субъектность, взаимоотношения и взаимодействия с окружающей средой, ее потенциальные возможности роста и изменения, развитие рефлексивности, интенциональности, аутентичности и конгруэнтности, т.е. следует акцентировать внимание на силе личности, а не на ее слабости. На основе каждой из указанных парадигм, определенным образом объясняющих личность и окружающий ее мир, формируется система различных техник и технологий работы с клиентом, которые можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии.
Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Он полагал, что структура личности состоит из следующих компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго. Все три части тесно взаимодействуют, реализуя свои специфические функции. Согласно 3. Фрейду самой архаичной, но центральной частью личности является Ид — биологическая сущность человека, сближающая его с животным миром, все то, что определяется конституцией, генетикой, эндокринной системой, является инстинктивным (либидо, т.е. стремление к сексуальному удовлетворению, инстинкты агрессии, стремление к смерти).
Технология подготовки и проведения классного часа
... формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной ... значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными ... учебный год; уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения; определение времени и места проведения ...
Ид — бессознательная часть личности, руководствующаяся принципом удовольствия, оторванным от реальности. Соединяет Ид с реальностью другая часть личности — Эго как сознательное начало. Развиваясь из Ид, Эго находится в контакте с миром и предназначено для установления гармонии между различными силами, действующими на человека как изнутри, так и извне. Ид — реакция на потребности, а Эго — на возможности человека, поэтому между ними могут возникать конфликты: Эго должно сдерживать стремления Ид, противоречащие общественным нормам. Субъективно это переживается личностью как состояние тревоги, беспокойства и вины. С одной стороны, Эго связано с бессознательным Ид, а с другой стороны, оно близко моральной цензуре личности — Суперэго, содержанием которого являются социальные нормы и запреты, принятые личностью, правила поведения и образ жизни. Это те феномены, которые налагают запреты на способы удовлетворения биологических потребностей человека, имеющих нередко ярко выраженный сексуальный характер. Суперэго — совесть и самонаблюдение, формирование идеалов. Суперэго зависит от ценностей конкретного социума, которые осознаются и воспринимаются в детстве, превращаясь в автоматизированные формы поведения.
Развивая мысли Фрейда, его последователь К. Юнг описал «коллективное бессознательное» — то, что накоплено человечеством и передается от одного поколения к другому в виде архетипов, т.е. образований, существующих уже при рождении ребенка и содержащих опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению К. Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, мифов, традиций и др. Эту структуру можно назвать Суперид.
Важной особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей роли бессознательного. Поэтому основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоками которых всегда являются события, произошедшие в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.
Например, А. Адлер, отрицая ортодоксальный психоанализ, предложил собственное понимание бессознательного содержания личности, основная сущность которого — признание господства индивидуализма. Желая достичь жизненной цели, человек стремится стать «особым человеком», избавиться от комплекса неполноценности. Цели и жизненные планы формируются в детстве; ребенок сознательно или бессознательно следует им, равняясь на образец — возможности достижения успеха, которыми воспользовались другие победители в определенных культурных рамках. На этой основе возникают мировоззрение, интересы, желания личности. Согласно А. Адлеру кроме стремления личности к превосходству (приобретенного в течение жизни) существует и чувство общности (врожденное).
Таким образом, А. Адлер попытался гуманизировать личность, не ограничивать ее жесткими рамками зависимости от темных сил бессознательного.
Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. В связи с этим центральным понятием является «конфликт» — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Такие конфликты — манеры поведения — были заложены как индикаторы чувств, мыслей и поступков. Предполагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), обусловливающая нынешнее восприятие мира, Если это выражается в реакциях, неадекватных условиям, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти «организующие системы», способствуя иному структурированию информации и будущего опыта личности. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... развлечениями и отступлениями от привычных правил, ограничивающих поведение людей, праздник на протяжении многих веков притягивает детей ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...
А. Фрейд пришла к выводу, что некоторые функции бессознательных и сознательных явлений в психике выражаются иначе, чем понимал их 3. Фрейд. В первую очередь это касалось взаимоотношений Ид (Оно) с Эго (Я).
А. Фрейд заметила, что Эго не вышло полностью из Ид, как полагал 3. Фрейд, а обладает значительной долей самостоятельности, поэтому функция Я гораздо значительнее и динамичнее. Эго-психология большую роль отводит и защитным механизмам, как и классическая теория психоанализа. Не постулируется жесткое доминирование бессознательного, хотя оно признается ключевым в возникновении психических проблем и расстройств. В отличие от традиционного психоанализа психические воззрения, оформившиеся в Эго-психологию, проникнуты верой в человека, его силы, что в значительной степени приближает ее к гуманистическому направлению.
Использование идей психодинамического направления в целом и Эго-психологии в частности в социально-психологической работе обусловлено пониманием и учетом защитных механизмов личности.
Защита и сопротивление — особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, вывести их из своего сознания, обеспечивая бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая зашита — один из механизмов, препятствующих изменению личности («сопротивление»).
Современный психодинамический подход использует ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, формирование реакции, перемещение, обратное чувство, подавление, идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, экранирование, окаменение и др. Все они направлены на сохранение баланса между Оно и Сверх-Я. Каждый из механизмов зашиты имеет свои достоинства и недостатки.
Другое современное направление психодинамического подхода — Я-психология (self—psychology), возникшая в конце 50-х гг.; одним из ее основоположников является X. Кохут, еще в большей степени отличающийся тенденцией к гуманизации, характерной для современных психодинамических теорий. Основная сущность Я-психологии — рассмотрение Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения.
Поведение как психофизиологический феномен
... Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, ... (эмоций) принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации поиск или формирование программы ... из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью ...
Теория Я-психологии, соединяет психоанализ с экзистенционалыюй и гуманистической психологией. В настоящее время она рассматривается как одна из альтернатив классического психоанализа теорий; большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.
Типичный пример психолинамического подхода — трансактный анализ (ТА), который способствовал развитию совершенно нового, оригинального взгляда на личность и включению ее в межличностное взаимодействие. В соответствии с ТА человек порой играет в течение жизни в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария — бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Существуют сценарии «счастливчиков», «мальчиков на побегушках», «козлов отпущения» и др.
Основоположник ТА Э. Берн заметил, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, словарный запас и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. Иному психическому состоянию, часто не совместимому с первым, бывает присущ иной набор схем. Эти различия и изменения свидетельствуют о существовании у человека различных состояний Я, что является основой структурного анализа; 1) состояния Я, сходные с образами родителей (Родитель); 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (Взрослый); 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве (Ребенок).
Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? почему поступаю именно так, а не иначе? как я приобрел эти качества?
В соответствии с теорией структурного анализа человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Э. Берн следующим образом аргументирует подобное утверждение: каждый человек хранит в себе набор состояний Я (индивидуально воспринятых им) своих родителей (или тех, кто их заменял).
Эти состояния при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться, т.е. «каждый носит в себе своего родителя». Все люди (не исключая детей) способны объективно перерабатывать информацию при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я, т.е. «в каждом человеке есть взрослый». Любой человек сохраняет впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться, т.е. «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку». Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояния Я.
Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, являясь посредником между ними. Родитель осуществляет две основные функции: обеспечивает выживание человеческого рода и помогает сберечь массу времени и энергии. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденный вопросы на усмотрение Родителя.
Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для ее функционирования и выживания. Изменять их необходимо только в том случае, если нарушено равновесие между ними. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинакового уважения, каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Эти три Я сопровождают человека всю жизнь, выступая в различных сочетаниях. При неадекватности этих сочетаний возникают психологические проблемы. Помочь личности решить их — значит разрушить ее игру. Э. Берн в своих работах предлагает различные способы «разрушения игры».
Философия личности человека
... личность является человеком, но не каждый человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. ... свою очередь выбор порождает ряд важных психологических состояний: тревогу, заброшенность, отчаяние. Человек тревожится, потому что ощущает огромное бремя ответственности. ...
Различные состояния Я реализуются в играх, Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы, что способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Психологическая игра — часто повторяемая последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющих внешнее разумное обоснование. Игры препятствуют честным, открытым отношениям между людьми. Чтобы помочь человеку, надо разрушить эту игру и сконструировать другое поведение. ТА удобно использовать в консультировании внутрисемейных отношений.
Отдельные проблемы клиента предполагают длительное взаимодействие с ним. Но могут возникать моменты, требующие немедленного изменения ситуации, в которой оказался клиент. Именно для оказания экстренной помощи клиенту, для которого обычно характерно изменение эмоционального состояния, используется модель кризисной интервенции с выраженным прагматическим характером. Ее сущность — признание необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (или серии краткосрочных вмешательств) в психический мир клиента. Предполагается, что в этих случаях важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы. Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов самой личности и ресурсов ее социального окружения.
Понятие «кризис» правомерно использовать не только применительно к человеку как интрапсихической системе. Кризис могут испытывать семьи или группы людей, которым предъявляются новые требования, являющиеся для них невыполнимыми. В этом случае кризисная интервенция заключается во «вхождении» в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы для оказания им помощи в решении возникших проблем путем мобилизации имеющихся ресурсов.
Основанная на психодинамических идеях модель кризисной интервенции наиболее эффективна в оказании помощи людям, пережившим несчастье, она помогает снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.
Основное внимание в этой модели уделено изменению эмоциональных реакций клиента на кризис и повышению его способностей решать ежедневные проблемы преимущественно прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами придается психологическим условиям: четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, временных рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем.
Основная идея бихевиористского подхода в том, что поведение человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. Основным достоинством бихевиоризма является возможность продемонстрировать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм в отличие от психодинамического подхода склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека. Особого внимания не уделяется и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, чему придают значение экзистенциализм и гуманистические теории. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности.
Поведение экспрессивное
... изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены ... об истинных переживаниях индивида. *Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы*: - руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - ...
В отличие от психодинамического подхода бихевиоризм объясняет практически любые формы поведения (адекватные, неадекватные, асоциальные и др.) одними и теми же принципами. С позиций бихевиоризма не существует плохого поведения, а есть та форма поведения, которая не соответствует данной ситуации. Таким образом, различные виды поведения могут быть адекватными в различных окружениях и культурах. Поэтому нет потребности в особых изменениях поведения. Для бихевиоризма основополагающими являются постулаты об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций.
Ответная обусловленность поведения осуществляется по схеме «стимул — реакция» (S — R).
При этом стимулом может быть любой внешний раздражитель (ситуация, событие, лицо, вещь и др.).
Определенная система стимуляции формирует и соответствующие ей определенные виды поведенческих реакций. Сконструировав нужный набор стимулов, можно получить и нужное поведение.
Поведение считается обусловленным, когда реакции являются следствием действия стимула. Эту особенность прекрасно описал И.П. Павлов в широко известных опытах по изучению образования условных рефлексов. Если установившаяся связь между стимулами и реакциями становится неадекватной или нарушаются условия ее функционирования, то она разрушается, вплоть до полного исчезновения условных реакций. Этот процесс получил название «угасание».
Практический психолог использует для разрушения отрицательного поведения прием «контробусловленности», основная задача которого — создание условий для разрушения (угасания) нежелательных условных связей. После их разрушения формируются новые системы связей на базе ответной обусловленности в виде навыков, умений, привычек и других форм автоматизированного поведения. Однако многие виды поведения не обусловлены. Из необусловленных стимулов поведенческие реакции, как правило, не развиваются.
Оперантная обусловленность имеет дело с широким спектром разных видов и форм активности и акцентирована на последствиях, вызванных определенным поведением. Эти последствия поведения принято называть подкреплением — позитивным (усиливающим реакцию, делающим ее более устойчивой) и негативным (ослабляющим реакцию).
При оперантном подкреплении часто используются методы поощрения и наказания в целях подкрепления благоприятного поведения и угасания нежелательного.
Социальное обучение — третий постулат бихевиористской теории, психологическое содержание которого сводится к следующему: большинство людей приобретают опыт посредством восприятия и осмысления получаемых впечатлений, копируя поведение других. Основу социального обучения составляет процесс подражания. В этой связи многим людям можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведение, которого они боятся или к которому стремятся.
Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества
... субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что ... личности продолжается всю свою жизнь. Социализация личности Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный ...
Практик в социальной сфере использует все три основных постулата бихевиоризма. Его главная цель — способствовать угасанию, упразднению нежелательных форм поведения и усиливать желаемое поведение людей с помощью разных видов подкрепления и социального обучения.
На основе развития идей бихевиоризма (но в то же время и достаточно независимо) сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в практике индивидуальной работы это направление заняло в 80-е гг. Представители когнитивного направления считают важным, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и действует в рамках реальности.
Когнитивная психология возникла из попытки объединить поступки и мысли, знание и поведение. Это направление оформилось на базе других теорий, но привнесло и собственные конструкты. Его основу составляет способ структурирования и классификации мира личности. Каждый человек имеет свои мироощущения, конструкты, способы описания окружающих людей. Конструкты, определяющие поведенческие стратегии и целенаправленное принятие решений, отражаются в языке, языковых конструкциях, анализ которых помогает понять внутренний мир человека.
Эффективное использование когнитивной модели в социальной работе предусматривает акцент на трех аспектах поведения: моральный код, или социальная философия; теория личности; методы воздействия.
2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
Гуманистические психосоциальные технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальттрадициях (Ф. Перлс), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением. Важным моментом, объединяющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.
Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса — ориентация наличность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого — жить и действовать. По глубокому убеждению К. Роджерса, человек — натура конструктивная, и если у него есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития.
Решающую роль в жизни и развитии человека имеет его представление о самом себе — Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценность». По мнению К. Роджерса, человек не может совершенно точно определить, каков он есть на самом деле, а оценивает себя с большей или меньшей степенью иллюзорности. Однако каждый человек обладает собственным жизненным опытом и выражает этот опыт с помощью слов (вербальный способ) и жестов (невербальный способ, экспрессия).
Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре ...
... социального работника, а также описанию личности представителей данной профессии посвящено немало исследований [1, 2 и др.]. Поскольку важность социальных служб и людей, ... определении эмоционального интеллекта. Вместе с тем принятие субъектом профессиональной роли социального работника детерминируется определенными мотивационноценностными образованиями. Таким образом, определилась цель ...
Соответствие степени самоценности способам ее выражения (язык слов и язык тела) — необходимое условие возникновения позитивного состояния, т.е. конгруэнтности.
Неконгруэнтность (рассогласование) этих составляющих вызывает негативные реакции. Человек начинает использовать стереотипные защитные формы поведения. Конгруэнтность устанавливается либо путем изменения поведения, либо путем модификации представлений о себе. Постулируется естественное стремление личности к разрешению внутреннего конфликта позитивным образом, ведущему к изменению самоценности, принятию себя как личности — это предпосылка к более полному и легкому восприятию других людей (и наоборот, принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности).
Основная идея теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. На этом основана его модель «личностного роста». По мнению К. Роджерса, три условия благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он считал, что возможности личностного роста неисчерпаемы и каждый человек может попытаться достичь успеха в этом.
Аналогичные идеи высказывал и А. Маслоу. Краеугольное основание его концепции — стремление личности к самоактуализации. Он считал, что для развитой личности характерны:
• самоактуализация — переживание, сопровождающееся повышенным сознанием, вниманием и интересом; выбор из множества вариантов пути личностного роста независимо от сложности и непредсказуемости этого пути;
• актуализация — признак реальной, а не потенциальной личности, т.е. ответственность за свои действия, «доверие» себе;
• способность самоактуализироваться — уметь обнаружить, «снять» свою «психологическую защиту», развить свои способности. А. Маслоу полагал, что за помощью чаще всего обращаются люди, нереализовавшие потребность в самоактуализации. Только самоактуализировавшаяся личность, по его мнению, освобождается от фрустраций (или экзистенциального вакуума) и может чувствовать себя комфортно, действовать ясно, точно, эффективно.
Экзистенциональная психология дает возможность в процессе консультирования научить людей планировать и развивать отношения с другими людьми, что обеспечивало бы им определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и между системами. Примером могут служить теоретические построения В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию. Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. ответствен за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. В концепции личности В. Франкла доминирует положение о том, что для человека гораздо важнее не то, что с ним случилось, а его отношение к этому. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией (терапией при помощи смысла), понимая ее как способ анализа ситуаций и метод консультирования.
Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...
... профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты). ... характеристик. Цель исследования: выявить психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты). ...
Основная задача логотерапии — помочь человеку обрести смысл и цель жизни, что поможет ему преодолеть сомнения и отчаяние, понять, как человек конструирует свой мир. Особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как механизме, определяющем поведение, основе становления жизненных стратегий. Составляющими логотерапии являются свобода воли, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом, широко используются в психологическом консультировании, психотерапии и начинают активно применяться в социальной работе, социологии.
К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальттрадиции, основанные на своеобразном понимании личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Ф. Перле, придававший большое значение чувствам клиента и осознанию его опыта. Целостная личность (гештальт) согласно взглядам Ф. Перлса состоит из множества частей, что делает ее неповторимой, и по мере своего развития испытывает ряд переживаний, разрушающих ее единство, А сложность окружающего мира обусловливает трудности его понимания. Многовариантность мира еще более разъединяет части личности и препятствует их объединению.
Гештальтпсихологи справедливо полагают, что жизненная ситуация — это и есть гештальт, поэтому фрагментарная работа с отдельными частями личности бессмысленна. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место отводится целеполаганию, которое и определяет структуру гештальта. Гуманистическое начало в гештальттеории проявляется в констатации положения о том, что изменения в личности происходят только в том случае, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Решения «быть лучше», просьбы, требования других людей, как правило, не могут вызвать активных внутренних изменений.
Тема 16 — Стр 2
В русле гештальттрадиций было создано множество интересных технологий, которые могут быть использованы в рамках как этого, так и других подходов. По сравнению с другими моделями гуманистического направления гештальтпсихология имеет наиболее мощные технологии, провоцирующие изменения психики личности. Пример современных гуманистических концепций — система позитивной психотерапии, которая складывается из трех аспектов: позитивный подход, содержательный анализ конфликтов, пятиступенчатый процесс психотерапии.
Таким образом, гуманистические теории, которые могут применяться в социальной работе, весьма разнообразны. Общим для всех этих теорий является отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, группы, общества, окружающей среды, причин, порождающих проблемы, и их истоков. Следовательно, нет необходимости ставить диагноз и определять прогноз развития ситуации клиента; нет необходимости давать клиенту советы по решению проблем, которые обычно основаны на субъективных представлениях специалиста и не всегда адекватны реальности. Гуманистическое направление постулирует недирективный путь взаимодействия с клиентом в социальной практике, соблюдение норм личностной экологии.
В социальной практике применяется множество социально-психологических теорий. Среди них видное место принадлежит теориям, основанным на явлениях коммуникации. Ролевые теории учитывают социальную функцию личности; специфический способ поведения людей в зависимости от их социального статуса или позиции в обществе; совокупность норм и ожиданий, опосредствующих активность личности.
Определение социальной роли впервые было дано в 1936 г. Р. Линтоном, а в дальнейшем развито Д. Мидом в рамках интеракционализма. Социальные роли проявляются в ситуациях социального взаимодействия, основанных на воспроизведении определенных социальных стереотипов. Отдельная социальная роль отображает лишь единичный аспект поведения. Целостное поведение людей складывается из совокупности множества социальных ролей. Социальная роль тесно связана с социальными ожиданиями и включает в себя представляемую роль (система ожиданий индивида и определенных групп); субъективную роль (экспектации, т.е. представления о способах взаимоотношения с людьми); играемую роль (поведенческая реализация представляемой роли).
Участнику интеракции важно представить себе, чего ждут от него другие партнеры. Действия отдельных индивидов взаимно «подгоняются» друг к другу, каждый может принимать роли других, формировать Я-образ, приспосабливаться к приписываемым ему намерениям и экспектациям. С понятием социальной роли связаны понятия «ролевые конфликты», «ролевая напряженность», «ролевой набор», «ролевая адаптация» и пр. Социальная роль всегда имеет личностную окраску в зависимости от опыта, индивидуальности человека, его желания соответствовать ожиданиям окружающих и т.д. Диапазон социальных ролей обусловлен многообразием социальных групп, общностей, видов активности и др.
Специфика социальной роли определяется местом индивида в системе общественных отношений. С этой точки зрения различают роли профессиональные, социально-демографические, управленческие и др. Кроме того, выделяют роли межличностные, т.е. определяемые местом индивида в системе межличностного взаимодействия. Существуют роли активные и латентные, институциализированные (официальные, конвенциональные) и стихийные, приписанные (аскриптивные) и достигаемые личной активностью (достижительные).
Принятие и исполнение человеком определенной роли — сложный процесс, включающий и коммуникацию.
Разнообразные подходы к пониманию сущности социальных ролей имеют ряд общих моментов: 1) роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степенью определенности; 2) роль как стратегия поведения, направленная на овладение ситуацией определенного типа; 3) роль как система ожиданий по отношению к людям, имеющим определенный статус; 4) роль как действие, выполнение определенных требований человеком, «назначенным» на эту роль.
Использование ролевой модели в социальной практике индивидуальной работы обычно предусматривает повышение адаптивности отдельных людей друг к другу, группам, с которыми они взаимодействуют, обществу, в котором живут. Эта модель эффективна при профилактике и устранении различных конфликтов, неадекватности интерпретаций полученной социальной информации и др. Важно учитывать специфику выполнения заданных социальных ролей каждым индивидом, его включенность в сюжеты социально-ролевых игр. Социальные роли являются основой различных технологических приемов: социодрамы, психодрамы, трансактного анализа, различных сюжетно-ролевых игр.
Одна из важнейших задач и психологии, и социальной практики — опора на механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации. В коммуникативных теориях первостепенное значение придается аспектам отношений и интеракциям. Любая коммуникативная теория подчеркивает, что направленный характер интеракции основан на знаковых системах, восприятии интеракции партнерами, воздействии общающихся друг на друга. Это необходимые характеристики акта коммуникации.
Другой компонент коммуникативных теорий — положение о том, что источником информации является лицо или группа лиц, располагающие и кодирующие информацию в определенную знаковую систему (коммуникатор).
В коммуникационную сеть входит и получатель информации (реципиент), который дешифрует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Большие различия в запасе и характере информации общающихся являются нередко причиной различного рода недоразумений, обид и конфликтов, возникающих между ними, в частности между социальным работником и клиентом. В таких ситуациях они говорят как бы «на разных языках». От того, как люди отражают и интерпретируют информацию, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер и результаты их взаимодействия. Особенности коммуникативных процессов проявляются в установлении отношений между людьми — симметричных или доминирующих.
Симметричные отношения характерны для равных партнеров, взаимно заинтересованных в общении; доминирующие отношения предполагают преобладание в общении одного партнера (или группы) над другим, отчего последний нередко испытывает зависимость или униженность (отношения типа «начальник — подчиненный»).
Коммуникативные теории описывают и определенные тенденции общения, зависящие от способа трансляции сообщения. При вербальной коммуникации действуют преимущественно законы психолингвистики (о которых подробно говорится в работах А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия), связанные с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципиентом (импрессивная речь).
Невербальная коммуникация осуществляется с помощью мимики, пантомимики, жестов, позы, походки, напряжения мышц и всех тех атрибутов, которые объединяются в понятие «экспрессия». Невербальная коммуникация может сопровождать вербальную, но может быть и самостоятельным способом коммуникаций. Поскольку невербальная коммуникация осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно, современная психология оценивает ее как более достоверную по сравнению с вербальной.
Любая теория, рассматривающая процесс коммуникации, исходит из положения о том, что человек практически всегда находится в состоянии общения с себе подобными. Даже молчание является процессом коммуникации, поскольку оно может быть оценено каждым по-разному. Различают несколько видов коммуникации: внутри личностная (человек наедине с собой обдумывает поступки, строит планы, прогнозирует успехи или неудачи); межличностная (общение между двумя людьми и более); групповая межличностная (общение в социальной группе); межгрупповая (взаимодействие различных социальных групп).
Все виды общения функционируют в соответствии с присущими каждому из них специфическими законами, которые являются предметом изучения общей и социальной психологии.
Значение социально-психологических теорий для социальной практики трудно переоценить, так как почти все проблемы, возникающие у людей, сопровождаются нарушением процесса общения. Психологические коммуникативные теории могут стать хорошей базой для формирования различных теорий и технологий, обосновывающих деятельность в области социальной сферы, коррекции процессов общения.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — своеобразная теория и технология влияния на людей, рассмотренная в работах Д. Гриндера, Р. Бендлера, В. Сатир, М. Эриксона. Предметом НЛП являются языки, используемые для взаимодействия, как отражение внутренних программ, заданных на уровне нейронных связей, и основанные на анализе различных способов получения информации о мире и реагирования на них отдельных людей. Одно из центральных понятий НЛП — репрезентативно-информационная система, т.е. система представления опыта, связанного с модальностями психики. Одна из них более развита и чаще всего используется конкретной личностью. Репрезентативная система формирует основной способ, с помощью которого человек осуществляет поиск информации («визуалы», «аудиалы», «кинестетики»).
Использование индивидом ведущих информационных (ведущих модальностей) и вспомогательных систем (субмодальностей), формирование поведенческих паттернов и внутренних стратегий проявляются в вербальном и невербальном языке, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у партнера по общению путем калибровки, т.е. описания внешних и внутренних признаков его состояния.
Самопредъявление, или самопрезентация как особый аспект коммуникаций — важное условие эффективности индивидуальной работы с людьми. Специалист в любой сфере социального взаимодействия должен уметь правильно (адекватно ситуации) подать себя и «прочесть» истинные переживания партнера, скрытые за маской самопрезентации.
Человек в состоянии контролировать невербальные и вербальные аспекты своего поведения и манипулировать ими в соответствии с задачами. Однако распознать намеренность поведения индивида проще, чем манипулировать своим поведением, поэтому наблюдатель, скорее всего, имеет преимущество перед манипулирующим, и это обусловливает асимметрию коммуникативного процесса.
В современной литературе самопредъявление рассматривается как управление впечатлением о себе с помощью бесчисленных стратегий поведения, предусматривающих предъявление своего внешнего образа другим людям. Самопредъявление может быть скорректировано, развито специальными методами. Выбор адекватных методов зависит от того, какой аспект самопредъявления нарушен — либо на уровне личностных конструктов (высокая тревожность, неустойчивость Я-концепции, чрезмерная мотивация самопредъявления), либо на уровне социальных умений. В первом случае используются методы тренинговых групп, рационально-эмотивный тренинг. Во втором случае можно добиться успеха с помощью специального обучения, тренинга социальных умений, сочетающего групповые и индивидуальные методы. Важное значение для эффективного самопредъявления имеют чувственный образ (формируется при первом впечатлении о партнере), адекватное использование вербальных и невербальных средств коммуникации, внешний облик, окружающая обстановка, пространственная и временная среда общения.
Вопросы
1. Каковы критерии выбора психологических технологий для оказания помощи клиенту?
2. Какое влияние оказывают психологические модели личности на методы социальной работы?
3. В чем заключается сущность психоаналитического и психодинамического подхода к личности?
4. Каковы особенности экзистенциально-гуманистических моделей социально-психологической деятельности?
5. В чем состоит значение коммуникативных моделей социально-психологических технологий?
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.
2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. — М., 1995.
3. Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования. — Барнаул, 1993.
4. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.
10