Тема 9: Личность подчиненного

Человеческий капитал – главный ресурс любой модели управления организацией. Сложность управления человеческой переменной.

Интраличностные факторы, влияющие на поведение личности и успешность ее деятельности в организации: биологический фундамент, особенности психических процессов, социальный опыт и направленность.

Особенности различных видов темперамента и необходимость их учета руководителем в процессе управления. Понятие о психофизиологической совместимости на рабочем месте.

Установки и ценности подчиненных, определяющие поведение в организации и их типология. Понятие о расположении личности, определяющих качество выполнения рабочих заданий. Виды личности, влияющие на эффективность деятельности персонала. Тактика работы менеджера с подчиненными, имеющими различную направленность.

Взаимозависимость пола, возраста, семейного положения сотрудника с эффективностью и производительностью его деятельности, удовлетворенностью работой и абсентеизмом (пропуски работы по любым причинам).

Экстраличностные факторы, определяющие поведение личности в организации: рабочая среда и ситуация взаимодействия.

1. Человеческий капитал – главный ресурс организации

Менеджер управляет особым ресурсом – людьми. Человек – это уникальный ресурс. Отношение между руководителем и подчиненным в отличие от отношений между человеком и любым другим ресурсом – носят двусторонний характер. «работать с человеком» значит воздействовать на него, развивать его. И направление такого развития определяет, будет ли этот человек действительно развиваться или наоборот – деградировать. При этом, если менеджер способствует развитию своих подчиненных, помогая им совершенствоваться не только в профессии, но и как личностям, то можно не сомневаться, что со временем это окажет благотворное воздействие и на профессионально-личностное развитие менеджера.

Более того именно персонал, качество персонала, его профессионализм и отношение к работе – основной фактор выживаемости любой организации в условиях рыночной экономики; фактор ее конкурентоспособности, процветания. Опыт зарубежного бизнеса показывает, что неполное использование потенциала персонала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, унижение и пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.

  • Человеческий капитал – накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в общественном производстве. Его измеряют в денежной форме, моральной удовлетворенности, престижности, экономии времени и пр.

Следовательно, уникальность каждой личности, ее способность к саморазвитию и творчеству – главный ресурс управления. Сложность управления человеческим капиталом обусловлена тем, что поведение человека зависит от ее внутренних качеств (интраличностных) и от особенностей ситуации (экстраличностные факторы).

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... и доп. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 560 с. 21. Фальцман В.К. Основы управления персоналом. – М.: ТЕИС, 2008. 22.Федорова Р.К. Управление человеческими ресурсами. – М.: Финансы и статистика, 2009. ... заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации управления коммерческой фирмой» основой явились труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов ...

Последние часто оказывают решающее воздействие на поведение и деятельность персонала.

Однако, необходимое поведение можно получить или прогнозировать, зная особенности личности, группы, воздействия на человека – его потребности, мотивы, ценностные ориентации; учитывая другие обстоятельства. При этом вероятность прогноза никогда не будет 100%.

2. Интраличностные факторы, влияющие на поведение личности, успешность ее деятельности в организации

Человек – понятие сложное: включает понятие человека как биологическое существо, индивида – как носителя психологических качеств и личность как социальную сущность.

Личность – носитель психических свойств, позволяющих человеку ориентироваться и действовать в окружающем миру и в самом себе.

Психические свойства формируются в процессе общения как условие и продукт общения.

Т.о. выделяют 3 уровня личности:

1) уровень организма (органические свойства: пол, рост, вес, внешний вид и т.д.);

2) уровень индивида (психические свойства: особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, чувства, воля; такие качества как коммуникабельность, эмпатичность. Проявляются в особенностях поведения, формируются в ходе общения.

3) уровень личности (социальные свойства).

Проявляются в результате включения в социальную структуру.

Социальные свойства личности – это человек как носитель социальных свойств, определяемых местом и ролью которую личность играет в системе общественных отношений. Социальные свойства определяются особенностями ближайшего социального окружения.

Органические свойства личности: это физические характеристики, физиологические свойства. К ним относится пол, возраст, темперамент.

  • Интраличностные факторы, определяющие поведение человека на рабочем месте – индивидуальные особенности личности, обусловленные ее наследственностью, развитием, обучением и воспитанием (находят отражение все 3 уровня личности).

Согласно концепции структуры личности К.К. Платонова – к интраличностным свойствам личности относятся:

— биологически обусловленная подсистема личности (пол, возраст, свойства н.с., задатки) – уровень организма (органические, врожденные свойства личности);

— подсистема психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание, речь, творческие способности) – уровень индивида;

4 стр., 1689 слов

Психологические особенности деятельности по выработки и исполнению ...

... и стадии принятия управленческих решений. Целью контрольной работы является изучение психологических особенностей деятельности по выработки и исполнению управленческих решений. Для достижения цели были ... иных форм поведения являются постоянной задачей не только руководителя, но любого человека, который вынужден принимать множество разнообразных решений. Решение - этот результат анализа, ...

— подсистема социального опыта (ЗУНы) – социальный уровень личности;

— подсистема ценностей личности (направленность, ценности, отношения) – социальный уровень.

3. Особенности различных типов темперамента, их учет руководителем

Темперамент – врожденное свойство личности, в основе которого лежат особенности функционирования Н.С. Темперамент определяет динамику психический деятельности человека. Проявляется в общей активности, особенностях мотирной деятельности и эмоциональных характеристик личности.

Павлов выделил 3 свойства н.с. – уравновешенность (равновесие процессов торможения и возбуждения), сила – (выносливость и чувствительность к нервно-психическим нагрузкам), подвижность (скорость смены процессов возбуждения и торможения).

Их сочетание определяет тип темперамента. У человека выделяется доминирующий тип темперамента, который в большей степени проявляется в детстве и в стрессовой ситуации.

Сила н.с.

Слабая сильная

Меланхолик уравновешенная неуравновешенная

подвижная ригидная Холерик

Сангвиник Флегматик

Меланхолик – пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, избегает активной и разнообразной деятельности. Хорош в работе в привычной, однообразной, спокойной обстановке; интроверт, обладает высокой чувствительностью, аккуратен, готов к возможным изменениям, обладает высокой наблюдательностью, повышенной тревожностью, высоким чувством ответственности (избегание риска),В общении – делает из мухи- слона; трудно общается с мало знакомыми людьми, стремится к изоляции; в привычном обществе – мягок, чувствителен, тактичен, отзывчив. Самооценка неадекватная, заниженная. Руководителю нужно предварительно мягко информировать о предстоящих изменениях снижение объема и качества труда).

Низкая стрессоустойчивость. Нуждается в четких инструкциях. Очень чувствителен к публичной отрицательной оценке..

Холерик — активен, работоспособен, вынослив, любит перемены, высокая потребность в новых впечатлениях; любит смену работы, преодоление трудностей; легко отвлекается, увлекается; интересы неустойчивы, пониженное чувство ответственности; стремится к риску, авантюрам; неудачи выбивают из ритма, в то время как в период успеха очень легок в контактах, общение поверхностно, неустойчиво; вспыльчив, конфликтен, раздражителен. Самооценка – неустойчива, неадекватна. Руководителю можно добиться разумного поведения при взаимодействии в знакомой обстановке; факторы дефицита времени, неожиданности, значимости ситуации, эмоциональный фон – действуют отрицательно. Ему лучше поручать срочные разовые задания; давать большие рабочие нагрузки. Следует избегать публичных наказаний. Любит работать в больших коллективах, стремится к лидерству.

18 стр., 8537 слов

« Тема: Типы личностей и их особенности поведения в конфликте »

... приспособление определенного индивидуума к специфическому широкому кругу условий и требований деятельности, соотношение свойств необходимо для успешного приспособления любого человека, независимо от его индивидуальности. ... 1.1 Личностные и индивидуальные особенности, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте. Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодействия ...

Флегматик – характерны сила и уравновешенность н.с.; высокая работоспособность, целенаправленность; упорство, настойчивость, малоэмоциональность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; Спокойный, усидчивый, интересы тоже устойчивы, при трудностях – проявление активности; склонен к порядку, может работать длительно и напряженно; высокая ответственность. В общении – ровен, спокоен, человек долга, критичен к другим, педантичен. Самооценка – устойчива, адекватна.; склонны точно выполнять инструкции, указания руководства; Надежные исполнители, нуждаются в предварительном информировании. нуждается в поручении важных вопросов; легко общается со всеми; является образцом дисциплинированности и собранности. замечания долго обдумывает. Нуждается в открытом минимальном контроле.

Сангвиник – способен к длительным, интенсивным занятиям, уравновешен, помехоустойчив, легко входит в работу, легко переключается; высокая продуктивность, гибкость поведения и принятия решений; разносторонние интересы, экстраверт – общителен, открыт, жизнерадостен, открыт; стремится к лидерству, обладает организационными способностями. Самооценка – устойчива, несколько завышена. Адаптивен, в стрессе – быстрый и находчивый. Успешен в выполнении заданий со сменой деятельности, быстрой переключаемостью, связанные с интенсивным общением. Стрессоустойчив, нуждается в постоянном контроле.

Слабые места

Меланхолик – нельзя перегружать (безотказен), эффективен при работе в небольшой группе (2-3 чел); нуждается в поддержке.

Холерик – сдерживать, контролировать, осаждать, хорош в роли инициатора, плохой организатор; конфликтен поэтому нуждается в контроле общения; хорош в завязывании контактов.

Флегматик – трудности выбора значимого дела; в стрессовой ситуации – действуют неадекватно; нельзя требовать от них быстрой перестройки отношений и поведения.

Сангвиник – очень активен, склонен к оппозиции и борьбе, часто противостоит руководителю, т.к. неформальный авторитетный лидер; конфликтность в сфере деловых вопросов. Темперамент является основой для формирования характера – сочетание существенных свойств л ичности, выражающих отношение человека к окружающем миру, к себе, другим и делу, которое закреплено в определенных формах поведения. Характер – продукт воспитания и самовоспитания личности.

Психофизиологическая совместимость

Основана на сходстве природных особенностей взаимодействующих в деятельности людей – темперамента, физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости и пр.

Психофизиологическая совместимость является составной частью психологической (межличностной) совместимости, результатом которой является удовлетворенность процессом и результатом совместного труда.

Низкая совместимость характерна: холерик – холерик; холерик – флегматик; сангвиник – меланхолик.

Учет индивидуальных особенностей помогает снизить текучесть кадров, улучшает социально-психологический климат в коллективе, способствует повышению производительности труда.

Социальные свойства личности. Проявляются в социальной роли, которая определяется социальным статусом.

  • Социальный статус – определенные задачи, полномочия, нормы и способы поведения.

Социальные свойства : нравственные, деловые, политические.

Нравственные (моральные) свойства – отношение к нормам и правилам поведения, принципам, обычаям (добро-зло, справедливо – несправедливо; плохо – хорошо, вопросы совести чести).

Выявляются во взаимоотношениях с другими.

  • Морально-психологический климат – совокупность морально-нравственных норм поведения, принципов, обычаев в коллективе организации.

Деловые свойства – определяются отношением человека к работе, делу; обеспечивают успешность деятельности, определяемой социальной ролью. В роли деловых свойств могут выступать физические, физиологические, психические свойства личности. Они могут быть сложными образованиями (органические +психические свойства = компетентность).

  • Компетентность – знание дела, умения, навыки определенной квалификации и опыта работы, умение решать возникающие вопросы.

Деловые свойства важные в настоящее время: предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового.

Политические свойства личности. Действия, взгляды, намерения, идейные убеждения, принципиальность и т д . Могут проявляться в политике взаимоотношений социальных групп. Проявляются в индивидуальном общении как знание людей, умение использовать их сильные и слабые стороны; умение ориентироваться в обстановке, действовать с учетом взаимоотношений отдельных людей, социальных групп.

Мировоззрение свойство интегрирующее социальные свойства личности; это система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных личности, определяющих ее поведение в решающих жизненных ситуациях, ее отношения к окружающей действительности.

Особенность мировоззрения – представление о действительности и о том, какой она должна быть. При этом действительность одна, но представления о ней и мировоззрения у разных людей разные, что является основой для конфликтов.

Факторы мировоззрения – свойства личности и образ жизни личности (общественное поведение, социальные роли, круг обязанностей).

Единство мировоззрения – условие для сплочения и объединения людей в коллективе.

4. Ценности руководителя и подчиненных, определяющие эффективность их деятельности

Ценностная сфера – системообразующее ядро, основа личности. Особенности мотивации, направленности, ценности определяют восприятие и оценку окружающей действительности, накопление и использование социального опыта, что определяет особенности отношений и поступки человека.

  • Ценности – набор критериев и стандартов, воплощающие в себе общественные идеалы. Они формируются в детстве под влиянием ближайшего социального окружения, литературы, искусства и пр. Ценностям свойственна устойчивость, но они изменяются по мере накопления опыта, входа в другую социальную группу.

Личностные ценности подразделяются на ценности –цели и ценности-средства. Ценности-цели — представления человека о главных результатах жизни, работы; ценности-средства – средства их достижения (здоровье, счастье, любовь, совесть, интересная работа и т.д.) Важно заботиться о приведении в равновесие личностных ценностей работников организации и ценностей организации (последние определяют корпоративную культуру).

При расхождении ценностей неизбежны конфликты, прогулы, снижение удовлетворенности трудом и производительности.

Задача менеджера – разъяснение и доведение ценностей организации до каждого сотрудника.

  • Расположение – отношение к человеку, группе, процессам, вещам, организации; может быть как положительным, так и отрицательным. Это отражение чувств личности относительно кого-то, чего-то. Они тесно связаны с ценностями, менее устойчивы. На расположение можно влиять, выяснить условия их возникновения.

В отношении организации выделяют 3 типа расположений: удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации.

Удовлетворенность работой – отношение работника к различным сторонам своей трудовой деятельности. Это своеобразное соотношение между суммой благ и вознаграждений, которую работник получает и которую он (по его мнению) должен получать. Удовлетворенность работой зависит от:

— характера, содержания, объема работы;

— оплаты, возможностей продвижения по службе;

— состояния рабочего места, его окружения;

— отношений с сослуживцами, руководством.

При неудовлетворенности работой велика вероятность увольнения работника, поиска более приемлемого места, борьба за улучшение условий труда, равнодушие к работе, организации.

Увлеченность работой – отражает степень идентификации человека со своей работой. К определяющим увлеченность факторам относят:

— место, которое занимает работа в жизни человека;

— привлекательность работы для человека;

— степень идентификации личности со своей работой.

Организационный патриотизм (приверженность, преданность организации) – степень идентификации личности со спецификой и целями организации, желание сохранять свое членство в ней. Это возможно, если личность разделяет цели и ценности организации, стремится остаться в ней даже тогда, когда лично это не выгодно.

  • Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности (сочетание интересов, склонностей, убеждений, идеалов).

    В профессиональной деятельности наблюдаются следующие виды направленности: на себя; на дело; на другого (общение).

Направленность

Характеристика

Тактика руководителя с сотрудником

На себя

Связана с ожиданием вознаграждения (материального, морального); сотрудники пытаются повысить свой статус или роль, проявляя агрессивность и соперничество по отношению др к др; такая личность думает только о собственных успехах

Положительно мотивировать к работе, давать строгие и четкие указания по выполнению обязанностей; тщательно проверять выполнение заданий; жесткий контроль за работой подчиненного; применять наказания при инициировании подчиненным конфликтной ситуации

На другого

Связана со стремлением иметь доброжелательные, положительно эмоционально окрашенные отношения с др; важно социальное одобрение, поэтому зависим от друзей, коллег, руководителя. При объединении таких личностей в группу, работа последней характеризуется слаженностью, положительным климатом; не могут успешно выполнять профессиональные задачи, даже будучи компетентными в избранном виде деятельности

Поручать задания, связанные с осуществлением контактов с др людьми; положительно мотивировать к выполнению заданий; использовать для сплочения группы; при срывах в работе предупредить о переводе в другое подразделение

На дело

Связана со стремлением личности достигнуть поставленные перед ней цели; стремится работать как можно лучше, выбирая наиболее оптимальную стратегию поведения – сотрудничество с др.при учете их интересов; свойственна большая произвольная активность при решении задач, поставленных перед группой

Опираться в работе на такого исполнителя; делегировать ему часть ответственности за групповую деятельность; поощрять за выполнение работы; мотивировать продвижением по службе.

5. Другие характеристики, влияющие на успешность профессиональной деятельности

Пол — оказывает влияние на особенности выполнения профессионально деятельности, ее успешность, и особенности взаимодействия с руководителями. Установлено, что женщины более законопослушны, уважение к власти, менее нацелены на успех. Нет различий в производительности труда и удовлетворенности

Параментры сравнения общения, профдеятельности

женщины

мужчины

Выносливость к нагрузкам

Менее выносливы, в авральном варианте работы допускает много ошибок

Более выносливы; способны трудиться в авральном режиме без срывов

Характер работы

Лучше переносят монотонность, рутинность работы; хуже переносят смену ритма, видов действий

Более устойчивы к переменам в деятельности (виды, ритм)

Сосредоточенность

Не могут долго работать с полной погруженностью, нуждаются в перерывах

Долго сосредоточено могут работать

Выполнение инструкций

Более точны в выполнении, нуждаются в более четких инструкциях

Инструкции обобщенного характера

Психологическая чувствительность

Выше, особенно в социальной сфере, руководителю надо тщательно готовиться в общению, учитывать повышенную эмоциональность и обидчивость

Менее чувствительны и эмоциональны

последовательность

Быстро меняют точку зрения, более адаптивны

Последовательны в словах и поступках, поведение более логично

Выяснение отношений

Привлекают третейского судью

Склонны действовать на прямую

Производственные отношения

Психологическое соперничество; важнее положение в коллективе, отношения с руководством

деловое соперничество; важнее утвердить себя в профессиональной сфере

Восприятие

Более детальное, обращают внимание на детали, особенности

Более целостное, обращают внимание на суть сообщения, ситуации, процесса

Неблагоприятные условия труда

Более терпимы при условии компенсации

Менее терпимы

Мотивация производственной деят-ти

Условия труда

Содержание труда

Возраст. У молодых – текучесть кадров выше, но меньше пропусков работы (при этом они лидируют в пропусках без уважительной причины).

Если нет новейших технологий, то удовлетворенность трудом с возрастом возрастает. В работе с людьми необходимо учитывать возрастные, функциональные изменения как результат развития личности (развитие органических, нравственных, психических качеств); учитывать существование кризисов развития, когда личность наиболее чувствительна к влиянию со стороны.

Семейное положение. Семейные более дисциплинированы, более удовлетворены трудом, реже увольняются.

Стаж работы. Чем выше стаж, тем ниже кол-во пропусков и текучести кадров.

6. Экстраличностные факторы, определяющие поведение личности в организации

Внешние обстоятельства и условия – факторы, обуславливающие поведение личности.

  • Рабочая среда — обстановка, положение, окружающие персонал в процессе трудового взаимодействия в организации и влияющие на формирование поведения работника.

Установлено, что:

1. Прогноз поведения человека (группы) в новой ситуации на основе знания только их интраличностных особенностей ненадежен.

2. Ситуационные факторы часто имеют решающее воздействие на поведение человека, хотя окружающие стремятся увидеть причины в его личностных особенностях (ошибка атрибуции).

3. Недостаточно доказано влияние условий воспитания и детских проблем на поведение взрослого человека.

4. Поведение в новой ситуации имеет низкую степень предсказуемости.

5. Достаточно верный прогноз поведения возможен на основе житейского опыта.

Ситуация накладывает ограничения на поведение, что препятствует проявлению интраличностных свойств личности.

Принципы, лежащие в основе различий в поведении людей:

— ситуативности;

— субъективной интерпретации конкретной ситуации;

— напряженности систем.

На поведение персонала влияют также:

Круг общения субъекта – может быть личным, служебным, ближайшим; кругом периодического и эпизодического общения.

Роль и статус в группе – целенаправленно поддерживается в помощью ритуалов, специальной информации, др. мероприятий.

7. Социально-ролевые и профессионально-ролевые типы сотрудников

1. По степени участия в жизни коллектива:

Актив — инициаторы и организаторы всех коллективных дел и решений; выдвигают идеи, берут на себя большую часть их реализации, организуют совместную деятельность членов коллектива; опора для руководителя в управлении коллективом.

Добросовестные исполнители – стремятся к коллективным делам и интересам, по разным причинам не проявляют активности и инициативности.; их активность можно повысить, поручая заведомо успешные дела ( повысит уверенность в себе, снизит психологические барьеры).

Пассив – болото; к коллективу относятся потребительски-безразлично, ищут во всем личную выгоду; поручения заваливают, если они им не выгодны. Если коллектив слаб для оказания давления на них, их лучше не трогать, но надо жестко контролировать, оценивать их деятельность.

Дезорганизаторы – разрушители коллектива, действуют наперекор лидерам, руководителю; стремятся к самоутверждение через разрушительное вмешательство в дела других сотрудников. Руководителю если не удается привлечь их на свою сторону, следует нейтрализовать

2. По авторитету и силе влияния:

Лидеры – авторитет в глазах большинства, сильное влияние на весь коллектив.

Предпочитаемые – умеют влияние не менее чем на треть коллектива.

Принимаемые – имеют авторитет в рамках своей группировки.

Пренебрегаемые – нет влияния в коллективе, сами стремятся подлаживаться под общий настрой коллектива, ориентируются на мнение большинства.

Отвергаемые – испытывают отрицательное отношение коллектива к себе; могут выступать в роли дезорганизаторов.

Профессионально значимые черты личности, необходимые для эффективной деятельности

Практик-организатор – консервативен, развитие чувство долга, предсказуемое поведение. Положительные качества: организационные способности, практический ум, работоспособность, дисциплинированность. Отрицательные качества: недостаток гибкости, невосприимчивость к недосказанным идеям.

Председатель — спокоен, уверен, развитое самообладание. Положительные качества: оценка объективной ценности идей, стремление к достижении цели. Отрицательные качества: ординарный интеллект, умеренные творческие способности.

Оформитель решения – динамичен, спокоен, склонен опережать других. Положительные качества: напористость, готовность бороться с инертностью, неэффективностью. Отрицательные качества: склонность поддаваться провокациям, раздражительность, нетерпимость.

Новичок со свежим взглядом – индивидуален, неортодоксален, серьезный склад ума. Положительные качества: развитие интеллект, воображение; обширные знания, одаренность. Отрицательные качества: витает в облаках, невнимателен к деталям, правилам.

Разведчик ресурсов – экстраверт, с энтузиазмом, любознателен, коммуникабелен. Положительные качества: легко вступает в контакт, узнает все новое, легко разрешает возникающие трудности. Отрицательные качества: быстро теряет интерес, когда теряет увлеченность.

Советник (судья): трезвость ума, осторожность, малоэмоциональность. Положительные качества: осмотрительность, рассудительность, практичность, настойчивость. Отрицательные качества :неспособность увлечься и увлечь других.

Душа группы: мягок, чувствителен, ориентирован на общение. Положительные качества: с готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации; способствует формированию дружеской атмосферы. Отрицательные качества: нерешительность в критические моменты.

Доводчик: совестлив, любит порядок, опаслив. Положительные качества: способность доводит дело до конца; педантичность, взыскательность. Отрицательные качества: тревожность по пустякам, нежелание давать коллегам достаточную свободу действий.

Личностно-поведенческие характеристики персонала

Ломака – требуют долгих уговоров; избегают прямого ответа.

Любители решать все на ходу.

Разведчик – внешне проявляет заботу, внимание для получения нужной информации.

Наставник – проявляет заботу о других, иногда в ущерб себе.

Хвастун – всем рассказывает о своих успехах и достижениях в личностной и профессиональной деятельности; нуждается в похвале для повышения самооценки.

Рассказчик – стремится все время рассказать о себе.

Ударник – считает работу самым важным в жизни; ждут признания, похвалы; за этим часто боязнь общения.

Психолог – анализирует всякую информацию.

Везунчик – достигли успеха, которым стремятся поделиться.

Нытик – излишне пессимистичен, сосредоточен на негативных событиях.

Манипулятор – стремится держать ситуацию под контролем, неуступая лидерство.

Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности

1. Умственные и физические способности.

2. Производительность.

3. Ценности и притязания.

4. Ценности и взгляды.

5. Потребности.

Лит-ра:

1. Ильин Социология и психология управления

2. Осипова Т.Ю. Организационное поведение: конспект лекций. – Кемерово, 2008.

9