Тема: 11. Контрабанда

11.1. Общественная опасность контрабанды. Понятие контрабанды. Способы незаконного перемещения предметов через таможенную границу

Контрабанда имеет повышенную общественную опасность, поскольку посягает на установленный порядок перемещения через таможенную границу материальных ценностей и может нанести убытков экономике государства, его культурному наследству, оказывать содействие расширению теневого сектору экономики, а в отдельных случаях объединяться с совершением других тяжелых преступлений.

Согласно с ст. 100 Таможенного кодекса Украины контрабандой определяется перемещение товаров, валюты, ценностей и других предметов через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с утаиванием от таможенного контроля, содеянное в больших размерах или группой лиц, которые организовалось для занятия контрабандой, а также незаконное перемещение исторических ценностей, наркотических средств, отравляющих, сильнодействующих, радиоактивных, взрывных веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к ней).

Ответственность за контрабанду предусмотренная ст. 201 Уголовного кодекса Украины и наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Способы незаконного перемещения предметов через таможенную границу определен в статьях 115, 116 Таможенного кодекса Украины.

Под перемещением предметов вне таможенного контроля следует понимать их перемещение через таможенную границу вне местоположения таможни или вне времени осуществления таможенного оформления.

Пример.22 сентября 1998 p. пограничный наряд совместно с работниками таможенной стражи Восточной РМ в районе населенного пункта Ивашки Золочивского района Харьковской области на объездной дороге вне местоположения Магистральной таможни задержал граждан Украины А.Ю. Овсянникова, С.О. Игнатова, В.В. Пономарева и Р.В. Кияшко, которые на автомобиле ВАЗ-212013 ввезли в Украину 2655 г марихуаны.

Относительно указанных лиц было затронуто уголовное дело за признаками преступления, предусмотренного ст. 70 Уголовного кодекса Украины. Прокурор Киевского района г. Харькова выдал ордер на арест преступников.

Перемещение предметов с утаиванием от таможенного контроля — это их перемещение через таможенную границу:

  • с использованием тайников или других средств, которые затрудняют их выявление;
  • путем предоставления одним предметам вида других;
  • путем представления к таможенному органу Украины как основания для перемещения предметов подделанных документов или таких, которые получены незаконным путем, содержат неправдивые данные ли есть основанием для перемещения других предметов.

Пример. 28 сентября 1999 г. работники таможенного поста «Аэропорт» Восточной РМ в процессе личного обзора изъяли у гражданки Украины О.А. Веткиной 490 изделий из золотая на сумму свыше 25 000 грн., которые она припрятала от таможенного контроля под своей одеждой. Названные предметы О.А. Веткина ввезла в Харьков с Стамбула. За данным фактом было затронуто уголовное дело.

7 стр., 3108 слов

Управление качеством таможенных услуг

... и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса. Политика таможенного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности должна формироваться как с учетом перспектив ... в узком - конкретному участнику ВЭД. Значимость эффективной борьбы с нарушениями таможенных правил трудно переоценить. Сейчас очевиден рост такой преступности. Рассматриваемая проблема напрямую ...

Под тайниками следует понимать специально изготовленные, оборудованные или приспособленные хранилища, а также конструктивные пустоты, емкости транспортных средств, багажа и т.п..

Использованием других средств, которые усложняют выявление предметов, может признаваться, в частности, утаивание последних в чемоданах, одежде, обуви, главных уборах, вещах личного пользования, на теле или в организме человека или животного.

Предоставление одним предметам вида других — это изменение их внешних признаков (формы и состояния, упаковки, ярлыков, этикеток и т.п.).

Подделанными следует считать как фальшивые документы, так и настоящие, к которым внесены неправдивые сведения или отдельные изменения, которые перекручивают содержание информации относительно фактов, которые ними удостоверяются, а также документы с подделанными отражениями печатей и штампов, подписями и т.п..

Под незаконно полученными понимаются документы, которые лицо получило из-за отсутствия законных оснований или с нарушением установленного порядка.

Документы, которые содержат неправдивые данные, — это такие, в которых сведения относительно сути соглашения, наименование, ассортимента, весы, количества или стоимости предметов, их отправителя или получателя, государства, из которой они вывезены ли в которую перемещаются, и т.п. не соответствуют действительности.

Под контрабандой в больших размерахследует понимать перемещение через таможенную границу предметов, общая стоимость которых составляет тысячу и большее официально установленных на время совершения преступления не обложенными налогами минимумов граждан. В случаях, если стоимость предметов меньше указанного размера, ответственность (из-за отсутствия других признаков преступления) наступает за МК Украины как за нарушение таможенных правил.

Под группой, организованной для занятия контрабандой,необходимо понимать двух и больше лиц, которые специально объединилось для совершения одного или нескольких незаконных перемещений предметов через таможенную границу. Характерный признак — ее члены сознают, что контрабанда совершается именно такой группой, поэтому каждый из них может нести ответственность за ст. 201 УК как соисполнитель, независимо от роли, которую он выполнял.

Контрабанда предусматривает наличие прямого умысла. Для квалификации дои за ст. 201 УК не имеют значения мотив и цель их совершения, а также или причинили они вредные следствия.

17 стр., 8197 слов

Профилактическая работа по предупреждению распространения наркотических ...

... Законом О наркотических средствах и психотропных веществах под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их ... в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. К наркотикам те или иные вещества относятся обычно по следующим критериям способность ...

Субъектом преступленияможет быть гражданин Украины, иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые достигло века 16 лет.

7.2. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

Опасность неконтролируемого оборота наркотических средств и психотропных веществ общеизвестная. Увеличение масштабов их незаконного производства, спроса и оборота, выявленные при этом антисоциальные тенденции обусловили необходимость применения на национальном и международном уровнях соответствующей системы контроля.

Основные виды наркотических средств, что наиболее частое обнаруживаются в Украине, — это растительные наркотики местного производства: маковая соломка и производные из конопли. Как свидетельствуют результаты экспертизы, производство наркотиков, пригодных для употребления, осуществляется в основному кустарным способом в бытовых условиях.

Наркотические средства— растения, сырье, вещества естественного или синтетического происхождения, которые классифицируются как такие в международных конвенциях, а также другие растения, сырье и вещества и изделия из них (марихуана, гашиш), опасные для здоровья населения и отнесенные к указанной категории Комитетом по контролю за наркотиками при МОЗ Украины: конопля, маковая соломка, кокаин, героин.

Психотропные вещества— это любые естественные или синтетические материалы, которые классифицируются так в международных конвенциях, опасные для здоровья населения вследствие злоупотребления ними и отнесенные к указанной категории Комитетом по контролю за наркотиками при МОЗ Украины: клофелин, мессалин, группа амфитаминив.

Прекурсоры— это вещества и их соли, которые используются для изготовления наркотических и психотропных веществ, а также химические средства и их соли, отнесенные к указанной категории Комитетом по контролю за наркотиками при МОЗ Украины: ацетон, уксусная кислота, эфедрин, марганцовокислый калий и др.

Согласно с ст. 305 УК Украины контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, то есть перемещение их через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с утаиванием от него, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией предметов контрабанды. А при содеянии повторно или по заговору группой лиц, или в больших размерах, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества. В особо крупных размерах наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Юридические и физические лица могут перемещать наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры только при наличии специального сертификата (для научных и лечебных целей) на постах и пунктах пропуска (Бачивск, Гоптовка (автомобильные); Тополя, Зерновое (железнодорожные); Харьков-Аэропорт).

7.3. Дознание в делах о контрабанде

7.3.1. Общие положения

Контрабанда как преступление — это общественное опасное противоправное действие (действие или бездеятельность), которое посягает на экономические интересы Украинского государства, его внешнеторговые связи и установленные таможенным законодательством правила вывоз из Украины и ввоза на его территорию предметов, валюты и ценностей.

11 стр., 5388 слов

Отчет по практике в отделе дознания

... преступлений и административных правонарушений; – раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; ... действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений. Надзор за исполнением законов органами дознания осуществляет соответствующий прокурор. Его указания, данные на основе уголовно ...

К уголовной ответственности притягиваются лица, которые занимались подготовкой к этому преступлению (подыскивание или приспосабливание средств или орудий или другое умышленное создание условий для совершения преступления), а также лица, которые совершило покушение на преступление (умышленное действие, непосредственно направленную на совершение преступления, если при этом преступление не было доказано до конца по причине, которые не зависели от воли виновного).

Действующий уголовно-процессуальный кодекс предусматривает две формы расследования: начальную, то есть дознания, и предшествующего следствия.

В таможенной системе Украины дознание в делах о контрабанде осуществляют органы дознания — Государственная таможенная службы Украины и таможни (ст. 102 МК Украины), предшествующее следствие — следственные органы Службы безопасности Украины (ст. 112 КПК Украины).

Указанные органы дознания обязанные проводить неотложные следственные действия для выявления и закрепления следов контрабанды, проявлять лица, причастных к этому преступлению, причины и условия, которые оказывают содействие осуществлению контрабанды, и предпринимать шаги относительно их устранения.

Решение о проведении дознания принимается Председателем ГТСУ или его заместителями, а в таможнях — начальником таможни или лицом, которое его замещает.

Руководство дознанием в таможенной системе Украины осуществляется Управлением по организации борьбы с контрабандой и ПМП ГТСУ, а в таможнях дознанием непосредственно руководит начальник таможни или лицо, которое его замещает.

Постановления, которые выносятся дознавателем, подлежат утверждению начальником соответствующего органа дознания.

Дознание может быть проведен в по возможности короткий срок, но не большее десяти дней со дня возбуждение уголовного дела (ст. 108 КПК Украины).

Продолжение этого срока законом не предусмотрен.

При выполнении следственных действий дознаватель обязанный строго придерживаться требований КПК Украины: вести дознание объективно, обеспечивать права граждан, использовать предоставленные нему законом полномочие для раскрытия преступления и разоблачать лиц, которые его совершило, проявлять их преступные связи.

Дознаватель несет ответственность за обоснованность своих решений, за законность и качество следственных действий, которые он проводит.

7.3.2. Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела — это начальная стадия криминального процесса. Только после этого разрешается проводить следственные действия (исключение: обзор места события на основании ч. 2 ст. 190 КПК Украины).

Для возбуждение уголовного дела необходимые поводы и основания, предусмотренные ст. 94 КПК Украины.

9 стр., 4088 слов

2.1. Понятие об управлении в таможенных органах

... объектов управления в таможенных органах  выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на ...

Поводами к возбуждению уголовного дела есть:

— заявления и сообщение предприятий, учреждений, организаций, служебных лиц, представителей власти или общественности, а также отдельных граждан;

— сообщение представителей власти, общественности или отдельных граждан, которые задержало подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с вещевыми доказательствами;

— явка с должной;

— сообщение, опубликованные в печати;

— непосредственное выявление органами дознания, следственным, прокурором или судом признаков преступления.

Основаниями к возбуждение уголовного дела о контрабанде есть достаточные данные, которые указывают на наличие признаков состава этого преступления, предусмотренных ст. 201 или 305 УК Украины.

О возбуждении уголовного дела о контрабанде начальник органа дознание или лицо, которое его замещает, выносит постановление. О возбуждении уголовного дела немедленно (на протяжении поры) информируется территориальный прокурор,

7.3.3. Доказательства

При проведении дознания подлежат установлению: событие преступления, время, место, способ его совершения, лицо, подозреваемая в совершении преступления, мотивы и прочие обстоятельства, которые имеют отношение к совершению преступлению.

В уголовных делах о контрабанде прежде всего устанавливаются признака состава этого преступления, определенные диспозициями ст. 201 или ст. 305 УК Украины.

Установленные в уголовных делах факты и обстоятельства могут быть подтверждены лишь предусмотренными законом доказательствами.

Доказательствами в уголовном деле есть любые фактические данные, на основании которых в определенному законом порядке орган дознания устанавливает наличие или отсутствие общественного опасного действия, виновность лица, которое совершило это действие, и прочие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела.

Эти данные устанавливаются: за свидетельскими показаниями и подозреваемого, выводами экспертов, вещевыми доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и другими документами (ст. 65 КПК Украины).

Все имеющиеся в уголовном деле доказательства подлежат всесторонней и объективной проверке органом дознание. При этом необходимо учитывать, что никакие доказательства не имеют заведомо установленной силы (ст. 67 КПК Украины).

Оценивание доказательств осуществляется в течение деятельности с собирания и проверки доказательств как во время дознания, так и при дальнейшем расследовании после передачи дела по подследственности. С помощью оценивания доказательств более выразительно определяется круг обстоятельств, которые устанавливаются в деле, намечаются следственные версии и пути их проверки.

7.3.4. Проведение неотложных следственных действий

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (ст. 104 КПК Украины) органы дознания, нарушив уголовное дело за признаками контрабанды, проводят неотложные следственные действия.

Неотложность следственных действий — из обзора, обследование, обыска, выемки, задержание и допросов подозреваемых и свидетелей — обуславливается необходимостью действовать по горячим следам, то есть в условиях, если лицо, которое совершило преступление, может убежать, а доказательства уничтожить или перепрятать.

8 стр., 3525 слов

Основы управления в таможенных органах

... пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений. В управлении таможенными органами ... непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Вторичные таможенные правоотношения - это отношения по уплате таможенных платежей, по которым ...

Соблюдение установленных законом правил проведения неотложных следственных действий обеспечивает процессуальный порядок собирания и закрепление доказательств об обстоятельствах, которые касаются установление события преступного характера и причастности к ней конкретных лиц.

Обзор — следственное действие, с помощью которого выясняются обстоятельства совершения преступления и прочие обстоятельства, которые имеют значение для дела. Дознаватель проводит обзор местности, помещений, транспортных средств, предметов и документов с целью выявления и закрепление следов преступления и других вещевых доказательств.

Обследование — следственное действие, направленная на выявление разных следов на теле человека или на определение его психического состояния, признаков алкогольного опьянения и т.п. (ст. 193 КПК Украины).

Обыск — следственное действие, которое проводится с целью отыскивания и изъятие вещевых и письменных доказательств, а также выявление преступников, которые перепрятываются. Дознавателем проводит обыск в тех случаях, если имеет довольно данных считать, что орудие преступления, вещи и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, которые имеют значение для уголовного дела, запрятанные в определенном месте ли у какого-то лица (ст. 177 КПК Украины).

Выемка- следственное действие, которое проводится с целью изъятия документов, ценностей и других предметов, которые могут иметь значение вещевых и письменных доказательств в уголовном деле, у предприятий, организаций и граждан, в распоряжении которых они находятся. Выемки осуществляются при добровольной выдаче документов или предметов, которые требуются.

Допрос свидетеля.Свидетель- это лицо, которое располагает сведениями об обстоятельствах, которые подлежат установлению в уголовном деле. Предметом свидетельских показаний есть фактические обстоятельства, которые они восприняли непосредственно — лично видели, слышали, а также фактические обстоятельства, которые они могли воспринимать из других источников — со слов другого лица или из любых документов. За дачу сознательно неправдивых показаний и отказ от дачи показаний про известному свидетелю обстоятельства он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Допрос подозреваемого.Подозреваемый — лицо, которое задержано за подозрением в совершении преступления, или лицо, к которого применена предупредительная мера к вынесению постановления о привлечении ее как обвиненной.

Перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права (ст. 43-1 КПК Украины), в том числе право на защиту. Нему также необходимо сообщить, в совершении что преступления он подозревается. Дача показаний- право подозреваемого, а не его обязанность.

Задержание подозреваемого.Задержаниекак мероприятие процессуального принуждения и как следственное действие проводится дознавателем только из затронутого уголовного дела. Задержанное лицо, которое подозревается в совершении преступления, лишается на короткий срок (72 часа) воли и помещается в специальное помещение — изолятор временного удержания. Решение дознавателем о задержании подлежит обязательному утверждению начальником органа дознание. О каждом случае задержания дознаватель обязанный составить протокол с указанием оснований и мотивов задержания и сообщить об этом прокурора. Лица, задержанные за подозрением в совершении контрабанды, освобождаются из мест временного удержания, если: не подтвердилось подозрение в совершении преступления; нет необходимости применения к задержанной предупредительной мере в виде удержания под достойной; закончился установленный законом срок задержания.

7 стр., 3322 слов

Конфликтология в таможенном деле

... РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. 11. Передача задач и полномочий лицу, которое ... относится к субъектам управления таможенными органами: а) таможни б) РТУ в) таможенные посты г) участник таможенных отношений. 13. Таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и ...

7.4. Таможенная стража: назначение, задача, функции и права

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.06.96 г. № 698 было утверждено Положение о таможенной страже. Таможенная стража входит в систему органов управления таможенным делом как его составная специализированная служба, которая объединяет соответствующие подразделы Госпошлины-службы, региональных таможен и таможен.

Таможенная стража комплектуется из числа служебных лиц таможенных органов при условии прохождения в установленном порядке срочной военной службы.

Организационную структуру таможенной стражи, порядок организации ее работы и штатную численность утверждает Председатель Гостаможслужбы. Контролирует законность использования подразделов таможенной стражи Госпошлина-служба. Надзор за соблюдением законности в деятельности таможенной стражи осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными нему прокурорами соответственно Закону Украины «О прокуратуре».

Для выполнения служебных обязанностей таможенной страже выделяются:

— автомобили, оборудованные постоянной радиосвязью;

— мобильные радиостанции;

— табельное огнестрельное оружие и средства защиты. Согласно с штатной структурой в подразделах таможенной стражи являются отделы (секторы): оперативного реагирования и охраны и сопровождения.

Цель деятельности таможенной стражи— обеспечение защиты экономических интересов Украины, ведение эффективной борьбы с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности и осуществления контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле. Таможенная достойная в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, Таможенным кодексом Украины и другими законодательными актами Украины.

Основные задачи таможенной стражи:

1. Выявление, предупреждение и прекращение контрабанды и нарушений таможенных правил вне местоположения пунктов пропуска через государственную границу или вне места и временами осуществления таможенного оформления или проведения подготовительных действий к таким нарушениям в пограничных районах во взаимодействии с Госкомграницей.

2. Осуществление контроля за прохождением, охрана и сопровождение подакцизных товаров и других предметов, в том числе транзитных, что перемещаются через таможенную территорию Украины.

Таможенная достойная соответственно положенных на нее задач выполняет такие функции:

12 стр., 5880 слов

Управленческие роли в таможенной системе (по теории Г. Минцберга)

... лишь учетных функций. Целью нашего исследования является выявление особенностей управленческих ролей в таможенной системе. Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели: анализ и ... В качестве коммуникаций для организации используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и рекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуется ...

1. Организовывает и осуществляет специальные мероприятия по предотвращению незаконному перемещению через таможенную границу и вне пунктов пропуска через государственную границу товаров и других предметов и транспортных средств.

2. Соответственно требованиям действующего законодательства осуществляет административное задержание лиц, которые небезосновательно подозреваются в контрабанде или нарушении таможенных правил, проводит соответствующее документирование их противоправной деятельности.

3. В случае осуществления мероприятий по прекращению незаконного перемещения товаров и других предметов вне таможенного контроля согласовывает свои действия и взаимодействия с подразделами Госкомграницы.

Соответственно действующему законодательству таможенная стража имеет право:

1. Располагать специальные наряды своих подразделов на объектах таможенных органов, на таможенной границе (где он совпадает с государственной), в согласованном с Госкомграницей порядка в границах пограничной полосы и пограничного контролируемого района.

Примечание

Пограничная полоса— это участок местности, которая устанавливается непосредственно вдоль государственной границы на его сухопутных участках или вдоль берегов пограничных речек, озер в границах территорий поселковых и сельских советов, близлежащих к государственной границе.

Пограничный контролируемый район— это участок местности, которая определенная в границах района, города, близлежащей к государственной границе.

2. Проверять документы на право перемещения товаров и предметов через государственную границу Украины у физических и юридических лиц.

3. Использовать необходимые технические средства таможенного контроля с целью выявления фактов незаконной деятельности физических и юридических лиц в делах о таможенных нарушениях.

4. Применять специальные средства и оружие в границах, необходимых для прекращения противоправных действий нарушителей действующего законодательства.

Формами взаимодействия таможенной стражи с подразделами Госкомграницы есть:

1. Проведение общих операций по единому плану и замыслом.

2. Общее расположение таможенно-пограничных нарядов.

3. Обмен информацией о намерениях и попытках нарушений государственной границы, незаконное перемещение товаров и других предметов вне местоположения пунктов пропуска.

4. Обобщение итогов общих мероприятий.

В случае задержания на государственной границе, в границах пограничной полосы и пограничного контролируемого района контрабанды должностные лица таможенной стражи совместно с должностными лицами подразделов Госкомграницы проводят документирования противоправной деятельности задержанных лиц.

11 стр., 5147 слов

«Российская таможенная академия» 3

4. Управление конфликтами в таможенной деятельности. Введение Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, ...

При этом складывается:

— протокол о нарушении таможенных правил;

— протокол опрашивания;

— акт обзора транспортного средства;

— схема задержания правонарушителей соответственно местности на государственной границе, которая подписывается сотрудниками таможенной стражи, представителями подразделов погранвойск и задержанным правонарушителем.

У задержанных лиц отбирается объяснение на имя начальника таможенного органа относительно их противоправных действий, после чего задержанные правонарушители доставляются к таможенному органу, где относительно них проводятся необходимые административно-процессуальные действия. Задержанные товары согласно с ст. 128 Таможенного кодекса Украины изымаются, передаются на склад таможни, а пакет документов за фактом контрабанды или нарушение таможенных правил сотрудниками таможенной стражи передается к отделу дознания или отдела по борьбе с ПМП.

В случае нападения преступника или преступных группировок на сотрудников таможенной стражи на государственной границе, в границах пограничной полосы и пограничного контролируемого района военнослужащие погранвойск предоставляют им помощь в отражении нападения и задержанию преступников.

Сотрудники таможенной стражи при задержании нарушителей государственной границы передают их к ближайшему пограничному залогу.

Подразделы таможенной стражи соответственно приказу ГТСУ от 03.07.97 г. № 247 ДСК исполняют свои обязанности смотря по обстоятельствам в форме повседневной службы или специальной таможенной операции.

Повседневная служба — согласованные за целью, местом и временами проведение беспрерывные действия подразделов с целью выполнения служебных задач.

Специальная операция— совокупность согласованных и взаимосвязанных по месту и временами дои подразделов, которые проводятся за единым замыслом и планом в указанном районе с целью выявления, предупреждение и прекращение контрабанды и нарушений таможенных правил на таможенной территории Украины, а также вне местоположения пунктов пропуска через государственную границу.

План проведения операции отрабатывается на каждую операцию в отдельности и содержит в себе:

— цель операции;

— время проведения операции;

— место проведения операции;

— руководство операцией;

— состав сил и средств;

Охрана и сопровождение товаров применяются к товарам, на которые законодательством Украины установлен акцизный сбор и которые перемещаются транзитом через таможенную территорию Украины, как альтернатива финансовому залогу. Охрана и сопровождение товаров применяются на основании добровольного их избрания собственником подакцизных транзитных товаров как альтернатива предоставлению финансовых гарантий или перевозок по условиям конвенции МДП 1975 г., так и вместе с ними. Охрана и сопровождение товаров обязанности в случае перемещения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, не обозначенных марками акцизного сбора.

Охрана и сопровождение подакцизных товаров, которые перемещаются автомобильным транспортом, осуществляются, как правило, в виде эскортирование колоны транспортных средств или одиночных транспортных средств подразделами таможенной стражи с участием, в случае потребности, подразделов МВС.

Колона— два ли больше автомобиля, не учитывая автомобиля таможенной стражи. Количество транспортных средств в колонне не должна превышать пяты единиц.

Количественный состав группы охраны и сопровождение определяется, исходя из таких положений:

— для сопровождения одиночного транспортного средства без использования автомобилей таможни — 2 мужчины;

— для сопровождения колонны от двух до четверых транспортных средств без использования автомобилей таможни — 3 мужчины;

— если формируется колонна с пяти и больше транспортных средств — дополнительно один инспектор на два транспортного средства.

Плата за охрану и сопровождение вносится в или на момент реализации положений соглашения, то есть к или на момент таможенного оформления товаров, относительно которых применяется это оговорочное мероприятие. Размер платы за охрану и сопровождение товаров начисляется в соответствии с калькуляцией затрат на их осуществление. Полученные средства перечисляются в государственный бюджет соответствующих таможенных учреждений и используются исключительно на удержание и развитие подразделов таможенных органов и МВД, которые осуществляют охрану и сопровождение товаров.

Расчет стоимости охраны и сопровождение товаров подразделом таможенной стражи

1. Предшествующие данные для расчетов:

— 50 км/ч — средняя скорость на час движения колоны автотранспорта, который сопровождается таможенной стражей;

— 10 ч — разрешенное суммарное время движения колоны автотранспорта на пору;

— 2,12 доллара США/ч — себестоимость охраны и сопровождение одним инспектором таможенной стражи;

— 0,354 доллара США/ч — себестоимость затрат 1 км пробега.

2. Расчетные формулы

Формула стоимости сопровождение В:

В,.в»р(долл.) = 2 х (С (долл./ч) х Гр (ч) х W + S (км) х А (долл./км) х W)

где 2 — коэффициент, который учитывает обратный путь группы сопровождение к месту дислокации; С — себестоимость сопровождения в час на одну должностное лицо таможенной стражи; Т — расчетное время движения колоны транспортных средств от таможни отправление к таможне назначения с учетом остановок (постановление Кабинета Министров Украины от 06.05.96 г. № 484); W — количество сопровождающих должностных лиц группы сопровождения таможенной стражи (для сопровождения одиночного транспортного средства без использования автомобилей таможни — 2 мужчины; для сопровождения колонны от двух до четверых транспортных средств без использования автомобилей таможни — 3 мужчины; если формируется колонна с пяти и больше транспортных средств — дополнительно один инспектор на два транспортные средства); S — длина маршрута, которое определяет таможня отправления (постановление Кабинета Министров Украины от 06.05.96 p. № 484); А — себестоимость 1 км движения (учитывая использования автотранспорта таможенной стражи); W — количество автомобилей сопровождения на колон, определяется таможней отправления (если для организации охраны и сопровождение используются служебные автомобили таможенных органов — дополнительно один инспектор-водитель для люб такого автомобиля).

Формула расчетного времени, которое расходуется группой таможенной стражи на сопровождение между пунктами транзита:

Гр (ч) = 24 (ч) х S (км) / V (км/ч) х 10,

где 24 (ч) — количество часов в поре; S (км) — длина маршрута транзита (постановление Кабинета Министров Украины от 06.05.96 г. № 484); V (км/ч) — средняя скорость движения колоны автотранспорта на час; 10 (ч) — суммарное время транзитного движения колонны автотранспорта на пору.

3. Пример расчета

Исходные данные:

транспортные средства — 4 единицы (автотранспортные средства заявлены для транзита);

протяжность транзита S — 1000 км (протяжность маршрута, которое определила таможня отправления);

количество должностных лиц таможенных органов W — 5 мужчина (назначает таможня отправления);

себестоимость сопровождения С — 2,12 доллара США (в соответствии с калькуляцией ДМСУ);

себестоимость 1 км движения А — 0,354 доллара США (в соответствии с калькуляцией ДМСУ);

курс доллара США (для расчета на день проплаты средств за сопровождение);

количество машин сопровождения W — 2 единицы (назначает таможня отправления).

Расчетное время, которое расходуется группой на сопровождение перемещения груза между пунктами транзита (Г):

Гр = 24 х 1000 / 50 х 10 = 48 ч.

Стоимость сопровождения подразделом таможенной стражи подакцизного транзитного груза (Вдудр):

супр ° 2 х (2>12 х 48 х 5 + 1000 х 0,354 х 2) — 2433,6 доллара США.

С целью фиксации начала выполнение функций охраны на территории таможни отправление складывается акт о приемке под охрану и сопровождение и доставления в таможню назначения этих товаров. Акт заверяется подписью старшего изменения, штампом «Под таможенным контролем», подписью и личной номерной печатью инспектора таможенного органа, который проводил таможенное оформление.

В случае общего осуществления функций охраны и сопровождение нарядами подразделов таможенной стражи и ДСО МВД старшим общего наряда назначается старший группы сопровождения таможенной стражи. В случае выполнения функций по прекращению преступных посягательств на безопасность лиц, которые обеспечивают перевозку товаров, на ли самые товары руководство полагается на старшего группы ДСО МВД.

Направление и маршрут движения придерживаются старшим группы охраны и сопровождение, исходя из перечня, установленного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.96 г. № 484, путей транзита подакцизных товаров и пункта пропуска на таможенной границе, через которую будет осуществляться вывоз их из таможенной территории Украины. Этот пункт обязательно устанавливается таможней отправления и отмечается в грузовой таможенной декларации типа «Транзит». При определении пункта и маршрута движения таможней отправление должен учитываться направление, избранный собственником товаров или уполномоченным ним лицом (рис. 7.1).

Длина маршрутов из других пунктов пропуска через таможенную границу с учетом расстояния к ближайшим пунктам приема-передачи товаров между группами охраны и таможенного сопровождения, рассчитывается в соответствующих региональных таможнях и утверждается приказами их начальников.

Предельные сроки транзита подакцизных товаров через таможенную территорию Украины, установленные постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.96 г. № 484 «Об утверждении перечня путей и направлений транзита подакцизных товаров через территорию Украины и пункты на таможенной границе, из-за которых осуществляется ввоз и вывоз этих товаров, и предельные сроки транзита подакцизных товаров автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Украины», не могут быть продолженными за счет времени, израсходованного на проведение грузовых операций с этими товарами (перегрузка подакцизных транзитных товаров с одного транспортного средства на другого или с одного вида транспорта на другого).

По окончании процедуры охраны и сопровождение объект передается таможни назначения для завершения таможенного оформления соответственно действующему законодательству, о чем складывается акт по доставлению в таможню назначения этих товаров, который заверяется подписью старшего изменения, штампом «Под таможенным контролем», подписью и личной номерной печатью инспектора таможенного органа, который будет проводить таможенное оформление (выезд).

После чего группа возвращается к местоположению таможенной стражи.

По окончании таможенного оформления (выезд) таможня назначения предоставляет информацию к очередной части таможенной стражи о снятии из контроля перемещения данного груза по форме «Транзит-6».

Длина маршрутов из других пунктов пропуска через таможенную границу с учетом расстояния к ближайшим пунктам приема-передачи товаров между группами охраны и таможенного сопровождения рассчитывается в соответствующих региональных таможнях и утверждается приказами их начальников.

7.5. Задача и основные направления деятельности оперативного отдела (сектору) отделение (службы) по бк и пмп региональной таможни (таможни)

7.5.1. Цель создания оперативного отдела

Оперативный отдел (сектор) есть структурным подразделом отделения (службы) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни. В структуре подразделов, которые осуществляют эту деятельность, он занимает отдельное, особое место, его статус поясняется специфичностью задач, форм и методов работы.

Во-первых, таможенные правонарушения наиболее частое являются продолжением цепочки других, как правило, неочевидных противоправных действий, в частности нарушений установленного порядка ведения внешнеэкономической деятельности (например заключение фиктивных соглашений, нарушение правил подписание контрактов о внешнеторговых сделках, предоставлении недостоверных сведений о регистрации или такой регистрации, если участника ЗЕД вообще не было; отсутствие лицензии или обязательных разрешений).

Тем не менее объектом реагирования таможенных учреждений остаются в основному действия, которые обнаруживаются непосредственно при осуществлении таможенного контроля конкретных грузов, который значительно снижает результативность борьбы с таможенными правонарушениями, а подготовительные действия правонарушителей остаются без внимания таможенных учреждений, вследствие чего латентность нарушений таможенного законодательства остается высокой.

Во-вторых, обеспечение надежного перекрытия фактически неприкрытой границы в условиях очень распространенной системы объездных дорог и троп, хорошо известных местным жителям пограничной полосы Украины и России, которые часто выполняют функции проводников грузов через границу Украины, требует такого большого количества работников таможенной стражи, которое в существующих экономических условиях государство не в возможности обеспечить.

В-третьих, в процессе своей антизаконной деятельности контрабандисты приобретают определенного преступного опыта и квалификации, усовершенствуют каналы поступления контрабанды, формы работы своей организации.

В этих условиях единой реальной возможностью эффективно противостоять нарушителям таможенного законодательства есть создание специализированного подраздела, который бы имел возможность сконцентрировать усилия на осуществимые, в первую очередь, поисковых и упреждающих мер.

7.5.2. Основные задачи, положенные на отдел

1. Выявление и прекращение контрабанды и нарушений таможенных правил, осуществление мероприятий из предотвращения их совершения.

2. Проведение таможенных расследований за фактами нарушений таможенных правил.

3. Осуществление руководства и координации деятельности оперативными отделами Служб по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил подчиненных таможен.

4. Организация и проведение оперативных мероприятий, направленных на прекращение контрабанды и нарушений таможенных правил на пунктах пропуска через таможенную границу Украины и в зоне деятельности региональной таможни и таможен региона.

5. Контроль выполнения подразделами таможен нормативных актов по вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства.

6. Выявление причин и условий, которые оказывают содействие совершению контрабанды и нарушением таможенных правил, разработка и проведение мероприятий из их устранения.

7. Предоставление методической и практической помощи оперативным секторам подчиненных служб по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможен региона.

7.5.3. Основные формы и методы работы

Структурно оперативный отдел состоит из подразделов за направлениями работы:

— группа по работе с организациями, предприятиями, учреждениями физическими лицами;

— сектор по работе на таможенных постах.

Суть оперативно-служебной деятельности отдела — ориентация на более раннее выявление признаков таможенного правонарушения, которое готовится, и прекращение его в докриминальных формах. Своевременное изобличение правонарушителей — главное условие достижения успеха в работе таможенной службы, создание стабильного правопорядка в сфере ЗЕД, а также полное выполнение таможенными учреждениями положенных на них задач из борьбы с правонарушениями. Отдел работает во взаимодействии и контакте с другими подразделами таможни, таможенными учреждениями Украины, судебными и правоохранительными органами Украины, другими службами и ведомствами.

На практике деятельность работников отдела осуществляется в таких формах:

— выявление среди юридических и физических лиц потенциальных нарушителей таможенного законодательства, каналов контрабандного перемещения через таможенную границу Украины товаров, ценностей, валюты и др.;

— через возможности таможни, а также правоохранительных органов принимать исчерпывающие меры относительно предупреждения, прекращение таможенных правонарушений, документирование этих фактов, привлечение виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины и возмещения причиненных государству убытков.

Методы работы:

— изучение и анализ:

  • состояния оперативной обстановки (количество выявленных ПМП, квалификация за статьями МКУ, местом выявления, способами, предметами, субъектами-правонарушителями и т.д.);
  • информации, добытой открытым путем из средств массовой информации (газет, журналов, открыток, телевидение, радио, бюллетеней, исследований и т.п.);
  • информации и сообщений, полученных официально от государственных органов и учреждений, коммерческих структур, заявлений граждан и т.ін. ;

— на основании анализа:

  • разработка и осуществление конкретных поисковых мероприятий;
  • разработка и проведение целевых, комплексных и других операций.